3. Во время же родов удивительным было то, что, когда уже выходящему на свет мальчику, для выяснения кто же первым родится, повивальная бабка повязала руку красной нитью, то вернулся он обратно в материнскую утробу и вышел уже потом после другого. Имена были даны им Фарес и Зара. 4. Иосиф же, когда обрел расположение управителя царя, который купил его за полную цену, стал заведовать домом его и имуществом, и будучи наделен красивой внешностью, обратил на себя внимание жены господина своего . И когда преступная любовь полностью овладела ею, стала она часто домогаться его и, не находя себе покоя, подло оклеветала Иосифа, сказав мужу, что Иосиф хочет учинить над ней насилие. Потому Иосиф был посажен в темницу. В то время там находились двое царских вельмож. 5. Когда они пересказали Иосифу свои сны, то получили от него их истолкования, в том смысле, что одного из них простят, а другого казнят. Так и произошло. И вот спустя 2 года приснился царю сон. 6. И, когда от мудрецов египетских не смог получить он никакого разъяснения, придворный царя уговорил привести к нему узника из темницы, дабы Иосиф истолковал удивительный сон . 7. Иосиф был освобожден и так объяснил сон царя: первые 7 лет будут очень урожайными и благополучными, последующие 7 лет - голодными. Напуганный и смутившийся фараон, видя Дух Божий в Иосифе, поставил его главным над припасами и равным себе по власти. 8. Тогда Иосиф накопил великие запасы хлеба и, наполнив множество амбаров, принял меры против грядущего голода. В то время надежда и спасение Египту были в нем. 9. Тогда же двое сынов родилось у него от Асенефы: Манассия и Ефрем; самому же, когда получил он от царя высшую власть, было 30 лет; ибо был он продан братьями в возрасте 17 лет. XII . 1. Между тем принятыми мерами Египет хорошо подготовился к голоду, остальной же мир был потрясен тяжелейшим бедствием. По этой причине Иаков послал своих сыновей в Египет, но Вениамина оставил с собой дома . 2. И вот в то время, когда Иосиф обладал властью большей, чем просто над припасами, пришли его братья и обратились к нему, как к царю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Исх. 1:18–20 . Призва же царь Египетский бабы и рече им: что яко сотвористе вещь сию, и оживляете мужеский пол? Рекоша же бабы фараону: не яко жены Египтяныни, тако и жены Евреаныни: раждают бо прежде неже внити к ним бабам, и раждаху. Благо же творяше Бог бабам: и множахуся людие и укрепляхуся зело. Повивальные бабки, выслушав от фараона выговор за неисполнение его повеления, оправдываются пред ним тем, будто Еврейские женщины, как более крепкие в сравнении с изнеженными Египетскими и умеющие обходиться при родах без сторонней помощи, раждают детей прежде, чем придет к ним повивальная бабка. Показание бабок, явно, несогласно с истиною, ибо ясно сказано, что они по страху Божию, следственно, по собственному побуждению щадили при родах младенцев мужеского пола. Но несправедливое показание могло показаться фараону достоверным, потому что, по свидетельству путешественников, доселе Арабские женщины, с которыми Евреянки имеют племенное сродство, разрешаются от бремени скоро и легко. Вероятно и Еврейским повивальным бабкам случалось приходить на помощь к Еврейским женщинам, когда помощь эта уже была не нужна, – но случалось, конечно, не часто; и бабки вообще сказали неправду пред фараоном, но неправда, ложь, обман, хотя бы проистекали из добрых побуждений и допускаемы были с доброю целью, не могут быть одобрены в нравственном отношении, ибо, по слову Писания, мерзость Господеви устне лживы ( Притч. 12:22 ), и ложь сродняет человека с Отцем лжи – диаволом ( Ин. 8:44 ). Бабкам надлежало не лгать, но или совсем не показываться на глаза фараону, чтобы избегнуть искушения покривить душою, или искусным изложением дела представить в благоприятном свете истину, или лучше в крайнем случае признаться фараону в неисполнении его воли, с опасностью пострадать за сие, – сказать фараону, как сказали впоследствии Апостолы: «Подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком» ( Деян. 5:29 ). Но если неправда и ложь Богу не угодны, то как объяснить, что Сам Бог , как сказано далее, благо творяще бабам, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

— А что Полинька? — Она живет. — С вами? — неожиданно спросила Бертольди. Розанов сначала немножко покраснел, но тотчас же поправился и, рассмеявшись, отвечал: — Нет, не со мною. Я живу с моею дочерью и ее нянькою, а Полина Петровна живет одна. Вы не знаете — она ведь повивальная бабка. — Полинька акушерка! — Как же: у нее дела идут. — Это не диковина, — вставила Бертольди. — Ну, однако: не так-то легко устроиться в этом омуте. — Если заботиться только о своей собственной особе, то везде можно отлично устроиться. Розанов промолчал. — Другое дело жить, преследуя общее благо, да еще имея на каждом шагу скотов и пошляков, которые всему вредят и все портят… Прежде чем Бертольди могла окончить дальнейшее развитие своей мысли, в дверь раздались два легкие удара; Лиза крикнула: «войдите», и в комнате появился Белоярцев. Он вошел тихо, медленно опустился в кресло и, взяв с окна гипсовую статуэтку Гарибальди, длинным ногтем левого мизинца начал вычищать пыль, набившуюся в углубляющихся местах фигуры. — У нее много практики? — равнодушно спросила Лиза. — Есть, то есть, я хотел сказать, бывает; но у ней есть жалованье и квартира при заведении. — Это у кого? — сквозь зубы спросил Белоярцев. — У Полиньки Калистратовой, — ответила Бертольди. — Вы знаете: Розанов говорит, что она акушерка и отлично устроилась, а я говорю, что, заботясь только о самом себе, всякому очень легко устроиться. Права я? — Разумеется, — ответил сквозь зубы Белоярцев. — Ну, а вы, Белоярцев, что поделываете? — Работаем, Дмитрий Петрович, работаем. — Вы видели его последнюю работу? — спросила Бертольди, тряхнув кудрями. — Не видели? — Не видел. — И ничего о ней не знаете? — Не знаю. — Ничего не знаете об «Отце семейства»? — Не знаю же, не знаю. Бертольди захохотала. — Что это за работа? — спросил Розанов. — Так себе, картинка, — отвечал Белоярцев: — «Отец семейства», да и только. — Посмотрите, так и поймете, что и искусство может служить не для одного искусства, — наставительно проговорила Бертольди. — Голодные дети и зеленая жена в лохмотьях повернут ваши понятия о семейном быте. Глядя на них, поймете, что семья есть безобразнейшая форма того, что дураки называют цивилизациею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Конечно, христиане признают тот же Ветхий Завет, что и евреи. Но с тем же основанием можно сказать, что есть два Ветхих Завета: еврейский и христианский. Только христианин в силах понять истинный смысл и полноту Ветхого Завета, который лишь в христианстве «исполнился», евреям же остается недоступным. Каждое слово Священного Писания разное говорит: христианину и еврею, так что оно столько же является двумя словами сколько и одним. Ибо одним оно в некотором смысле все же остается. Так один и тот же предмет, сразу воспринимаемый двумя, есть все же один и тот же предмет, хотя он и два предмета. Так одна и та же истина, постигаемая двумя, остается одною и единою, хотя как бы и раздваивается. Так взрослый человек — тот же самый человек, что и он — младенец, хотя их как бы и двое. В совершенстве бытия всякая личность и все личности — целокупность единого Божьего мира, так что можно сказать: столько же миров, сколько и личностей, хотя и существует лишь один Божий мир. Одна и та же истина могла равно, хотя и по-разному восприниматься и язычеством и еврейством; не потому, чтобы Моисей заимствовал ее у Платона или наоборот, как часто утверждали апологеты, а потому, что это одна и та же истина. Могло, конечно, существовать и существовало взаимовлияние. Но оно нимало не устраняет указываемого основного факта; напротив — его уже предполагает. Тот, кто «влияет», является, по меткому слову Сократа, только повивальною бабкою. Но совершенно противоестественно предполагать, будто повивальная бабка может быть отцом ребенка. Если бы такое странное событие могло иметь место, было бы невозможным свободное  развитие и не сделала бы Истина людей свободными. Однако, множественное выражение истины, сопровождаемое или не сопровождаемое «влияниями», само по себе еще ничего не говорит о том, какое из выражений ее (мы говорим об эмпирических выражениях) полнее, т. е. истиннее. Все они могут быть одинаково истинными (как все они одинаково истинны в совершенном бытии, и их усовершающем), все могут быть одинаково ложными, и, наконец, они могут и различаться по степени своей истинности.

http://azbyka.ru/apologeticheskij-etyud

По Жирару, первичная ситуация — борьба желаний. Нарастая, она превращается в буйство взаимного насилия, грозящее тотальной гибелью, всеобщим истреблением. В какой-то момент взаимное насилие разряжается в коллективном убийстве. Все убивают одного — жертву, козла отпущения. Взаимное насилие разряжается в убийстве козла отпущения, и наступает мир. То есть мир, порядок — эффект коллективного убийства. Конкуренцию считает сутью истории либерализм, классовую борьбу считает сутью истории марксизм, борьбу рас, этносов, культур считает сутью истории консерватизм. Насилие — повивальная бабка истории по Марксу, война — отец всему по Гераклиту. Так что считать гражданскую войну, взаимное насилие основанием общества — не то чтобы особо оригинальная мысль. Вот Маркс в «Классовой борьбе во Франции» пишет о братоубийственной природе братства, о жертвоприношении, учреждающем новый политический порядок: «Вот оно — fraternite, братство противостоящих друг другу классов, из которых один эксплуатирует другой/…/. Его истинным, неподдельным, его прозаическим выражением является гражданская война ./…/Во все время господства Учредительного собрания, пока оно разыгрывало на авансцене лицедейство для почтеннейшей публики, в глубине сцены происходило непрерывное жертвоприношение – бесконечные приговоры военно-полевых судов». Итак: братство — гражданская война — учредительное жертвоприношение. Гражданская война есть жертвоприношение, учреждающее новый суверенитет. Но и учрежденный новый порядок будет гражданской войной, ведь общество само по себе есть классовая борьба, а государство — диктатура одного класса над всеми другими. Учредители суверенитета есть жрецы кровавого жертвоприношения, но и учрежденный ими порядок, уже во вполне «мирной», постучредительной стадии, есть все равно жертвоприношение низших классов и/или врагов порядка. «Единодушие» (Жирар), «единая воля» (Гоббс/Агамбен) обретаются на пике взаимного насилия — в учредительном убийстве, которое успокаивает насилие (Жирар), в учреждении суверенитета, который успокаивает насилие (Гоббс/Агамбен). Взаимное насилие отчуждается в суверена, прекращая взаимное насилие; взаимное насилие отчуждается в коллективное убийство, прекращая взаимное насилие. Суверен есть верховный жертвоприноситель, распорядитель насилия (государство часто характеризуют через монополию на насилие). «Жертва» есть и «ритуальная жертва», религиозный термин, и «жертва насилия», политический термин. Нужно понять их глубинное тождество.

http://blog.predanie.ru/article/grazhdan...

Черная оспа . Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе. ( Мф. 25:40 ) В 1916 году я, будучи епископом, отправился на собаках в глубь Камчатской области и доехал до селения Гональского. По неоднократным прошлым посещениям оно запомнилось мне как многолюдное. Теперь же, въезжая в село, я обратил внимание на то, что собаки из моей упряжи против обыкновения не издавали радостных звуков, почуяв жилье. Впрочем, некоторые из них неуверенно взвыли, но встречного лая от местных собак не последовало. Меня поразила мертвая тишина. Во всех избушках окна были заколочены, а на кладбище я. обнаружил много новых могильных крестов. Только один человек — сельский староста — вышел мне навстречу. На мой недоуменный вопрос по поводу необычного безлюдья он сказал: “Черная оспа здесь. В жилищах покойников штабелями складывают, могил не успеваем рыть, да теперь, кроме меня, и некому, но и я не могу: земля глубоко промерзла. В живых осталось всего лишь восемь человек, я девятый, но на ногах только я один. Остальные лежат…” Мы вошли в избушку. На полу вповалку на соломе лежали умирающие. Среди них особенно тяжелое впечатление производили мечущиеся в агонии роженица и рядом с ней умирающая повивальная бабка, желающая помочь в тяжелых, страшных, трагических родах. Тела и лица больных были покрыты черными кровавыми гнойниками. Некоторые из больных узнали меня. Они радостно восклицали: — Владыка, дорогой, как мы рады, что дождались тебя! Мы — люди верующие, причасти нас скорее, и тогда мы спокойно умрем. И было так чудесно, когда свет Христовой радости осенил ужасные черные лица умирающих, для которых смерть в присутствии священника и при его молитвенном напутствии явилась желанным избавлением от мучений. Трудно передать их искреннюю, непосредственную духовную радость, когда они причастились Святых Тайн. Растроганный, я молитвенно напутствовал их уход в Жизнь Вечную, оставив этот мертвый дом. Продолжая свой путь дальше в глубь Камчатки, я и в других селениях наблюдал такую же жуткую картину мертвого запустения. Мне необходимо было определить поселение, еще не захваченное эпидемией, чтобы установить карантинный пункт со строжайшим запретом дальнейшего проезда. А причиной внезапной вспышки этого тяжелого заболевания стал совершенно дикий случай. На западном берегу Охотского моря на одном из японских рыбзаводов заболел черной оспой и умер японец. Рыбопромышленники втиснули труп в пустую бочку, забили ее и поставили вместе с бочками, наполненными рыбой. Это и послужило причиной быстрого распространения эпидемии по всей Камчатке. Когда я приехал в Ключевское, узнал, наконец, что последнее селение, в котором еще есть больные черной оспой — это Еловка. От нее дальше простирается снежная пустыня, которая и стала заслоном для оспы. В Еловке был устроен карантин. В глуши камчатской

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

191 В Библии (Исх 6.18; Чис 3.19 и 1Пар 6.3) не Амарам, а Амрам. 192 Сохранился такой рассказ. Когда фараон повелел потопить всех новорожденных младенцев мужского пола, Амрам сказал: «Таким образом, евреи тщетно будут иметь общение со своими женами». Поэтому он немедленно отпустил свою жену Иохавед, отказался от совместной с ней жизни и развелся с нею, хотя она была беременна Моисеем уже три месяца. Следуя примеру Амрама, и все прочие израильтяне развелись со своими женами. Тогда дочь Амрама, Мариамма, сказала ему: «Твое решение хуже решения фараона, потому что последний решил извести лишь мальчиков, ты же решаешь участь и мальчиков и девочек. Фараон безбожник, и поэтому сомнительно, чтобы его решение исполнялось, ты же праведник, а потому и решение имеет серьезное значение». Ввиду этого Амрам принял вновь жену к себе, так же и все прочие израильтяне опять сошлись со своими женами. Амрам в это время был главой синедриона и имел заслуженное общественное положение. (Перев.) 193 В книге Исход (Исх 2.1) нет этих подробностей об Амраме. (Перев.) 194 Предание сообщает много любопытных сказаний о том, как еврейки рожали детей в те тяжелые времена. Обыкновенно это делалось в поле, под деревом, без свидетелей. О жене Амрама говорится, что она родила Моисея «среди стен египетских», т.е. не в поле. Из факта, что рождение Моисея состоялось без страданий для его матери, следует, что на добродетельных женщин не распространялось проклятие, тяготеющее над Евой. (Перев.) 195 Сохранился рассказ, что, когда родился Моисей, весь дом был озарен необычайным светом. Повивальная бабка, принявшая Моисея, хотела было уже сообщить фараону о рождении мальчика. Но именно свет, озарявший его чело, побудил изменить это решение, и она промолчала. Когда затем соглядатаи фараона подошли к дому, жена Амрама в ужасе бросила сына в топившуюся печь, сама не сознавая, что она делает. После ухода пришельцев ребенок был извлечен из огня невредимым, так как Бог охладил пламя. (Перев.) 196 Арабские историки подчеркивают обстоятельство, что мать спустила ребенка в реку по велению самого Бога. Волны понесли затем корзинку прямо к тем деревьям, которые находились против царского дворца у берега реки. Присутствие здесь Мариаммы объясняется тем, что ее родители потеряли было уже всякую надежду на осуществление предсказания относительно будущего величия Моисея. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Представьте напр., что вдруг слышится шум, неприятель делает приступ к нашему городу, и труба сзывает защитников на стены; все бегут туда, кроме одного воина, который запирается в своем жилище, сбрасывает свое оружие и садится у ног женщины. Как бы вы посмотрели на такого воина? Не разломали ли бы вы его двери и не поразили ли бы вы его своим оружием? Такое-то именно чувство испытываю я, смотря на вас; нужно торопить вас, так как сообщество женщин быстро изнеживает человека. Свирепый лев, если ему остригут гриву, вырвут зубы, обрежут когти, становится постыдным и смешным, его ведет ребенок и он только напрасно рычит: так и священник, разоблаченный от своего духовного оружия, становится женщиной, живя среди жен. А что же будет, кроме того, если священником овладеет любовь к этой деве, которая день и ночь пред его глазами, день и ночь с ним? если его станет мучить ревность и борьба страсти с долгом? Что будет, если долг уступит страсти, ибо можно предполагать все? Тогда он не посмотрит уже ни на что, и в этом приюте священника и девственницы может появиться скоро повивальная бабка» ... 7 Теплота, вызывающая богатство растительной и животной жизни, возбуждает нервную систему, развивает воображение, роскошное слово, богатое метафорами и нежными звуками, с преобладанием гласных литер. Холод производит обратные действия на жизнь, воображение и слово; в языках северных народов преобладают жесткие звуки, согласные литеры, в проза. Простая фраза: «я промок» выражается, по мере приближения к экватору, более энергично, цветисто и нежно, на разных языках: «я промок до кожи», – «до костей», и т. д. 8 Сам Лютер сознавался, что понимать Св. Писание–трудное и великое дело. Что может быть понятнее и проще следующим слов: «сие есть тело мое». Но Беллярмин насчитал до 200 толкований на эти слова! 13 По уставу афонскому, Феодора Студита и друг., за порчу казенной вещи–книги, посуды, за разрешение рыбы в пост и т. д. назначались продолжительные посты, сотни поклонов и проч. Уставы западного монашества, отличались чисто военною строгостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

16:4. Принятие новорожденного. Описанные здесь действия обычно совершала повивальная бабка, акушерка, принимающая роды. Она отрезала пуповину, омывала младенца водой, очищала кожу младенца соленой водой и запеленывала его. Затем младенца отдавали родителям для наречения имени. Однако в данном случае дитя не было принято в члены семьи, а выброшено в поле, где его судьба зависела только от Бога. В Древнем мире роль акушерки, которая должна подготовить родильную комнату и взять на себя заботы о новорожденном, часто отводилась божеству, особенно в метафорическом языке. В вавилонском эпосе об Атрахасисе богиня плодородия Мами служит акушеркой богам, которые производят на свет человечество. В египетском «Гимне Атону» бог солнца каждое утро исполняет родовспомогательные функции, пробуждая к жизни землю Египта. Ритуалы, связанные с родами, заключались не только в обеспечении физических нужд младенца, но и в осуществлении символического перехода из материнской утробы во внешний мир. 16:5. Выброшенный младенец. И в классической литературе, и в древних источниках Ближнего Востока упоминается детоубийство. Убедительное подтверждение существования этой практики в римско-византийский период получено недавно при раскопках Аскалона, где обнаружены останки десятков младенцев в сточных трубах. Детоубийство было обычным способом избавления от детей женского пола или с врожденными уродствами. Оно осуществлялось либо с целью контроля над рождаемостью, либо по экономическим причинам, поскольку основной массе населения едва удавалось прокормить здоровых детей и взрослых. Тот факт, что родители выбросили младенца в поле, имеет еще и правовую подоплеку. Они отказались от всех законных прав на ребенка, предоставив Богу или тому, кто найдет подкидыша, «усыновить» его, и тем спасти ему жизнь. К подобным примерам можно отнести историю Моисея, которого пустили в корзинке по Нилу (хотя это не было полным отказом от ребенка; его сестра должна была наблюдать за тем, что произойдет дальше; Исх. 2:1–10 ), а также легенду о рождении Саргона Аккадского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Засим, все присутствующие становятся в кружок и поют псалом: «Хвалим Тя», или из Апокалипсиса: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступит час суда Его» (14:7). «Свободны», – и моление оканчивается. Вечером совершается такое же моление, как и утром: различие между ними состоит только в количестве коленопреклонений: на утреннем молении девять коленопреклонений, а на вечернем лишь четыре. Как мы сказали уже, таинство крещения «общие» отвергают. Но новорожденного младенца повивальная бабка омывает все-таки с молитвою: а на восьмой день по его рождении, в дом собираются сектантские чины, молятся и жертвенник дает младенцу имя, по своему усмотрению, но выбирает его из церковных святцев. Бракосочетание состоит лишь в том, что о нем объявляется в «соборной церкви», а взаимное обещание жениха и невесты свидетельствуется всей «соборной Церковью» троекратным повторением вопроса судьи: «слышите ли?». В брак вступают молодые люди непременно по благословению родителей и с согласия чинов «соборной церкви». Женятся «общие» рано: с 16 лет. Брак допускается по мужскому родству в пятом колене, а по женскому – в четвертом. От супругов строго требуется плотская верность, за нарушение которой виновному отказывают в священном лобызании, а, если он принадлежит к чинам, то лишается своей должности и остается под епитимьей, пока не испросит прощения. Намеревающийся поступить в секту «Общего Упования», обязан заявить о своем желании, прежде всего, видителю, который, обстоятельно побеседовав с ним, о результатах сообщает словеснику. Последний, в свою очередь, беседует со своим будущим братцем, с целью убедиться в искренности его намерения и затем докладывает «соборному» распорядителю, который, переговорив лично с желающим поступить в секту, представляет его судье. Убедившись в искренности его намерения продолжительной беседой, судья, прежде всего, знакомит его с уставом секты и затем приказывает соборному распорядителю допустить его в ближайшее собрание соборной церкви, причем, ему дается наставление, как держать себя перед собранием и как просить у него прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010