Лев.24:14 .  выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; Если злословивший отца или мать был умерщвляем ( Исх 21.17 ), то тем более должен был быть побит камнями, и именно перед свидетелями преступления, хулитель имени Иеговы (ср. Лев.24:23 ). Побиение камнями могло совершиться только вне стана, так как смертная казнь вообще не совершалась на месте суда и на людной улице. Возложение рук свидетелей на голову казнимого выражало непричастность их к его преступлению и как бы жертвенное очищение всего общества смертью преступника от гнева Иеговы. Традиция иудейская требовала от свидетелей хулы на Бога раздирания одежд (ср. Мф 26.65 ), а от судей возложения рук на голову преступника со словами: dimcha beroschcha («кровь твоя на главе твоей»). Лев.24:15 .  и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; Лев.24:16 .  и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. По поводу случая с сыном египтянина и израильтянки дается общий закон о хуле, подобно другим законам (некоторые из них приводятся здесь же), обязательный одинаково как для евреев, так и для пришельцев. Традиция иудейская и блаж. Феодорит (вопр. 33), на основании разности в выражениях Лев.24:15, 16 о вине и о наказании – в Лев.24:15 о хуле на Бога, Elohim, а в Лев.24:16 – о хуле на имя Иеговы, причем в 1-м случае о преступнике говорится лишь, что он понесет грех свой, а во 2-м прямо назначается побиение его камнями от всего общества, – полагали, что хула на общее имя «бог» (при чем мог быть разумеем и бог языческий) наказывалась лишь ударами, но не смертью, проклятия же на имя Иеговы безусловно каралось смертью: различение, однако, едва ли необходимо требуемое библейским текстом. Лев.24:17 .  Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Лев.24:18 .  Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сын Человеческий является Стефану «стоящим» одесную Бога, тогда как в изречениях подобных и самого Господа ( Матф.26:64 ), и апостолов ( Мк.16:19 ; Еф.1:20 ). Он представляется сидящим одесную Бога. Св. Григорий Великий объясняет эту особенность таким образом: «сидение есть положение повелевающего и господствующего, а стояние – воюющего и помогающего. Стефан увидел стоящим Того, Кого имел помощником себе (Бес. 29-я на день Вознесения)»... Возможно, что этим стоянием Господа выражалась Его готовность принять душу верного свидетеля Своего ( Деян.7:59 ). Деян.7:57 .  Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, «Закричав громким голосом, затыкали уши свои». И то и другое для того, чтобы не слышать мнимого богохульства. Деян.7:58 .  и, выведя за город, стали по­би­вать его камнями. Свидетели же по­ложили свои одежды у ног юноши, именем Савла, «Стали побивать его камнями». Право наказания смертною казнею было отнято римлянами у иудейского Синедриона (ср. Матф.27:2 ; Ин.18:31 ; Флавия археол. XX, 9, 1). Очевидно, это побиение, формально даже и не постановленное Синедрионом, было своевольным делом взрыва фанатизма, самосудом отдельных фанатиков, воздвигших потом кровавое гонение и на остальных христиан. При нескрываемом сочувствии и пособничестве озлобленного Синедриона и недостатке на первых порах, может быть, Римского гарнизона для удержания погрома и водворения порядка, легко становится понятным, почему это гонение достигло столь значительных размеров. Убийцы вывели предварительно мученика за город... для жалкого согласия с законом о богохульниках, каковым они признали этого мужественного исповедника Христова ( Лев.24:14–16 : «выведи злословившего вон из стана, и... все общество побьет его камнями»). Свидетели преступления, подлежащего смертной казни чрез побиение камнями, должны были, по закону ( Втор. 17:7 ), первые бросить камни, а потом уже за ними все общество. Для удобства здесь эти свидетели ( Деян.6:11–13 ) снимают свои верхние широкие одежды, положив их (ср. Деян.22:20 -для сохранности) у ног Савла, будущего великого Павла, тогда одобрявшего убиение Первомученика и принимавшего деятельное участие в последовавшем затем погроме христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

У евреев употреблялись четыре рода смертной казни: побиение камнями, сожжение, обезглавливание и удушение. Вот как Мишна описывает смертную казнь. «По окончании суда преступника выводят для побиения камнями. Место казни находилось вне здания суда, как сказано: «да выведут злословившего вон из стана» ( Лев. 24:14 ). Один человек стоит у дверей Синедриона, держа платок в руке, другой сидит верхом на лошади на таком расстоянии, чтобы можно было видеть первого. Если кто-либо говорит: «у меня есть доказательства его невиновности», тот (стоящий у дверей) машет платком, верховой мчится и останавливает казнь. Даже когда он сам, т. е. осужденный, говорит: у меня есть доказательство моей невинности, его возвращают четыре или пять раз, но тогда лишь, когда есть какое-либо основание в его словах. 591 Если нашли его невинным, то его оправдают, если же нет, то выводят его для побиения камнями. Впереди идет глашатай, провозглашая: «NN, сын NN, идет на казнь. за совершенное им такое-то преступление; такие-то и такие-то свидетели против него. Кто может доказать его невинность, пусть явится и оправдает». 592 Не доходя локтей 10-ти до места казни, ему говорят: «покайся!». Обычай был, чтобы приговоренные к казни раскаивались, ибо всякий раскаивающийся имеет удел в будущем веке, как мы находим о Ахане, которому сказал Иисус: «Сын мой! Воздай славу Господу Израилеву и сделай перед Ним исповедание, и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня. В ответ Иисусу Ахан сказал: точно я согрешил перед Господом Богом Израилевым, и сделал то и то (И. Навин 7:19–20). Через покаяние греха его был прощен. Если он не знает, как покаяться, говорят ему, скажи: «да будет смерть моя искуплением всех грехов моих». 593 «Место побиения камнями было вышиной в два человеческих роста. Один из свидетелей сталкивал осужденного так, чтобы он упал навзничь; если он упал на грудь, переворачивают его на спину. Если он умер при падении, достаточно; если нет, весь народ забрасывает его камнями, как сказано: «рука свидетеля должна быть на нем прежде всех, чтобы убить его, потом рука всего народа» ( Втор. 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

три последние слова: больше, нежели они. Возможно, он вспомнил бы слова Христа: У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а - другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. Ведь он сам ответил: Думаю, тот, которому более простил... Если бы он немного подумал, он, наверное, как блудный сын, пришел бы в себя; но Петр нетерпелив, горяч и непосредственен и действует прежде, чем дать себе время подумать. Он отвечает от всего сердца: Ты знаешь, что я люблю Тебя... Любишь ли ты Меня? - вновь спрашивает Христос. Так, Господи, - отвечает Петр. Любишь ли ты Меня? - в третий раз вопрошает Господь. И внезапно Петр понимает! Он уже слышал подобный троекратный вопрос во дворе первосвященника, в ночь, когда Христос был предан; трижды его спрашивали, и трижды он отрекся от Христа. Слова Христовы " больше, нежели они " звучат грозно: кто теперь поверит, что Петр любит Его? Они сулят осуждение, а не надежду. И отчаянно понимая, что вся очевидность свидетельствует против него, надеясь вопреки всякой надежде, Петр восклицает: Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!.. И Христос - Бог, Который, безусловно, знает сердце человеческое - знает, что Петр любит Его. Он отметает всякую очевидность и обращается к сокровенному сердца человеку: " Иди за Мной " . Подобным же образом Христос верит женщине, взятой в прелюбодеянии. Он не нарушает закон, но прозревает сквозь очевидность. Бывши блудницей, она заслуживала побиения камнями; теперь эта женщин способна войти в Жизнь вечную. Она более не грешница, застигнутая на месте преступления; теперь она знает то, чего не знала и не понимала раньше: что грех - то же самое, что смерть. Если только ей будет дарована жизнь, она никогда не забудет этой страшной истины: что грех убивает. Женщина, совершившая прелюбодеяние, умерла в ней. Та, что с ужасом ожидает побиения камнями, совсем другая. Вот эту другую, свободную и воскресшую, Христос и отпускает в новизну жизни. Он

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1279...

И в Ветхом Завете написано: «люби ближнего твоего» ( Лев. 19:18 ) и «ненавидь врага твоего» ( Мф. 5:43 ), – а для того чтобы преодолеть что-либо естественное и изменить установленное древним законом потребуется немалый труд. Это то же, что переставить на другое место большой и сдвигаемый с большим трудом камень. Об этом свидетельствует и святой Амвросий, говоря: «Велик труд – любить врагов, и многим эта вещь кажется настолько неудобной, как будто ее невозможно и понести, ибо она повелевает больше, чем возможно стерпеть человеческой природе». Как жесток этот хлеб, то есть любовь, об этом следовало бы спросить святого первомученика Стефана, которого иудеи побили камнями. Летят бросаемые на него камни, как дождь, а он молится о врагах своих: «Господи! не вмени им греха сего» ( Деян. 7:60 ). О, поистине, велик труд, велика твердость – принимать жестокие удары по телу камнями, а сердцем не злобствовать, молиться о своих убийцах и любить своих врагов! Хорош желудок, который может переварить камни, хорошо, говорю, то сердце, которое может незлобиво стерпеть вражду врагов, несправедливые обиды от них и притеснения. Но посмотрим на пользу того каменного хлеба, то есть любви к врагам, посмотрим, какое великое здоровье он приносит душе. Святой первомученик! Изнемогая телом при побиении камнями и склоняя уже колена на землю, не изнемогаешь ли ты и душой? Нет, говорит, но смотрю на небо. Скажи же нам, Божий угодник, что ты видишь на небе? " Вижу, – говорит, – славу Божию, вижу небеса отверстые и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7:55–56 ). О какая польза, какое душевное здравие! Вот мы видим, как скоро и действенно та каменная жестокость превратилась в мягкий, теплый хлеб и даже в манну, как для раба Божия каждый камень был, что пирог теплый, помазанный теплой его кровью. Он согрел их, он смягчил их теплой любовью ко врагам и теплой молитвой, исходящей из теплого сердца (1). Спросим еще святого апостола Павла, каким ему кажется тот каменный хлеб, любовь ко врагам? В своей апостольской книге он говорит о себе так: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали» ( 2Кор. 11:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иез.16:37 .  за то вот, Я соберу всех любо­вников тво­их, которыми ты услаждалась и которых ты любила, со всеми теми, которых не­на­видела, и соберу их отовсюду про­тив тебя, и раскрою перед­ ними наготу твою, и увидят весь срам твой. «Любовники», слав. «похотник» – народы, идолослужением которых – Иерусалим увлекался. Прежде под любовниками пророк разумел идолов, так что иносказание не вполне выдерживается. – «Которых ненавидела» – может быть, которые надоели (Кречм.). Для суда над Иерусалимом собраны Богом не только позднейшие союзники его – ассиро-халдеи, но и старые враги филистимляне, идумеи, моавитяне, аммонитяне, – чтобы наказание было всенародное и полное – «Раскрою наготу» – опозорю и опустошу страну. – Ср. Наум 3.5 ; Ос 2.5, 12 . Иез.16:38 .  Я буду судить тебя судом пре­любо­дейц и про­лива­ю­щих кровь, – и пред­ам тебя кровавой ярости и ревности; «Судом прелюбодейц» – побиение камнями ( Втор 22.24 ) «и проливающих кровь» – тоже смерть ( Быт 9.6 ; Исх 21.12 ). «Как блудница побивалась камнями, так Иерусалим был разбит камнями из халдейских катапульт» (Гроций). Пролитие крови – ближайшим, образом человеческие жертвоприношения. – «Кровавой ярости и ревности», слав., точнее: «во крови ярости и рвения». Бог сравнивается с мужем, ревность которого доведена до степени, требующей кровавого удовлетворения. Ярость – за убийство, ревность – за измену. Иез.16:39 .  предам тебя в руки их и они разо­рят блудилища твои, и раскидают воз­выше­ния твои, и сорвут с тебя одежды твои, и возьмут наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою. «Блудилища» и «возвышения» см. объясн. ст. 24. – «Сорвут с тебя одежды твои… и оставят тебя нагою и непокрытою». Кажется, блудниц и прелюбодейниц в качестве наказания ставили нагими у позорного столба; ср. Может быть Ос 2.3 . Иез.16:40 .  И созовут на тебя собрание, и по­бьют тебя камнями, и раз­рубят тебя мечами сво­ими. «Собрание», евр. «кагал». Казнь была делом народного собрания, потому что грех направлен против существования, духовной целости народа. – «Разрубят тебя мечами своими». Имеется в виду практиковавшаяся у халдеев и др. восточных народов казнь через рассечение тела на двое, дихотомия Дан 2:5, 3:96 ; Мф 24.51 ; Лк 12.46 , казнь, вероятно, положенная за прелюбодеяние в всякое нарушение клятвенных обязательств, чем объясняется обряд при заключении завета – рассечение животных в Быт 15.10 ; должно быть рассекали уже труп, а не живого человека ( Суд. 19.29 ; 1Цар 11.7 и настоящее место). Иносказания указывают на нашестие халдеев (ср. Ис 8.7 и др.), разбивание стен Иерусалима при осаде и избиение жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иудеи, услышав эти слова, схватили камни, чтобы побить Иисуса за богохульство. «Свидетели Иеговы» комментируя рассматриваемое место, говорят, что Христос имел в виду некий «духовный союз». Но если бы речь шла только о «духовном союзе» Христа с Отцом, то и не было бы причины к побиению камнями. За духовный союз камнями не побивали, не существовало даже формулировки такого обвинения! Более того, в Израиле даже не побивали камнями людей, которые объявляли себя Мессией (в истории есть несколько прецедентов). В том-то и дело, что не абстрактный духовный союз подразумевается здесь, а единая Божественная природа, равенство Богу. Иудеи весьма точно поняли смысл Его слов. Но послушаем на сей раз не версию «Свидетелей Иеговы», а самих иудеев – тех, которые пытались казнить Христа. Вот что они говорят: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом» ( Ин.10:33 ). Вот что говорят главные обвинители Господа. Вне сомнения то, что иудеи поняли слова Христа достаточно ясно: Иисус претендует на Божество, на равенство Единому Богу. Он и без того много раз отменял заповеди, данные Богом Моисею, а отменить заповеди Яхве может только Бог . Кроме этого, Христос требовал поклонения Себе наравне с Отцом: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин.5:23 )! Кстати, Общество Сторожевой Башни не чтит Сына, как Отца, и тем самым не исполняет данную заповедь. Между тем сектанты иногда на это утверждают, что иудеи неверно поняли слова Господа. Может, им спустя два тысячелетия и виднее, чем самим участникам тех событий, но почему же в таком случае Христос спокойно принимает такое ложное обвинение в богохульстве, не стараясь защитить Себя? Напротив, далее Он опять говорит, что Отец в Нем, и Он в Отце, и вновь иудеи хватают камни, чтобы побить Христа. 3.3. «Незнание» Христа Следующим доводом «Свидетелей Иеговы» в защиту своего учения о неравенстве Отцу Христа служит место из Евангелия, где, говоря о конце мира, Спаситель изрек: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мрк.13:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Так некогда масса, восклицавшая – осанна Сыну Давидову, кричала спустя несколько дней – распни Его. – Побивали Павла, а не Варнаву, вероятно, потому, что Павел был начальствующий в слове (ст. 12), сильный проповедник и главный враг разъяренных иудеев. Что прибегли именно к этой казни – побитию камнями, это указывает, что инициатива была в руках именно иудеев, у которых была в употреблении эта казнь. – Об этом, вероятно, побиении камнями вспоминает апостол во втором своем послании к Коринфянам ( 2Кор.11:25 ). – Ученики собрались около него: или для его погребения, так как он вытащен был из города и брошен вероятно на съедение зверям и птицам, или вообще посмотреть, что с ним. Вероятно, во время самого мятежа, когда Павла побивали камнями, ученики скрывались, чувствуя себя не в силах противостоять мятежной толпе и опасаясь своим присутствием еще более воспламенить мятежные страсти, и – вот по утишении мятежа, когда Павел как мертвый выброшен был за город, они из чувства глубокой скорби о своем учителе собрались около него. – Он встал и пошел в город: без сомнения это укрепление телесных сил Павла, которого сами враги его считали уже умершим, есть действие чудесное, только дееписатель говорит прикровенно говорит о его чудесности в самой краткости выражения. Чудная при сем и твердость духа у апостола: он возвращается опять в город, в котором только что побили его камнями, до смерти, как полагали побивавшие (ср. Злат.). – В Дервию: см. прим. к ст. 6. 21. Проповедав Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22. Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере, и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. 23. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали. Приобретши довольно учеников: в Дервии проповедь Павла и Варнавы была благоуспешнее или по крайней мере благополучнее, чем в Листре; здесь они не подвергались гонению со стороны иудеев и – приобрели учеников довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Да не будет, чтобы я отступил от истины, которую уже обрел, – отвечал святой апостол. – Я всем сердцем моим верую и открыто исповедую, что отверженный вами и преданный на смерть Иисус Назарянин есть Сын Божий, единосущный и совечный Отцу, а я раб Его. Тогда первосвященник закричал: – Хулит! хулит! Пусть выслушает закон! Тотчас была открыта книга закона и было прочтено то место, где написано: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой, и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество, пусть не щадит его око ваше и тем изымете зло из дел Израиля (см. Лев. 24, 15–16). По прочтении этого места, первосвященник сказал апостолу Христову: – Твои слова свидетельствуют против тебя; кровь твоя падет на голову твою. После этого первосвященник осудил апостола Матфия на побиение камнями. Когда апостола привели на казнь на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям: «Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную (Пс. 93, 21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (см. Иез. 13, 19). После этих слов апостола Христова два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в апостола Матфия; причем он просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого апостола, и он предал дух свой Господу. Дабы скрыть от римских властей несудебную расправу – любая смертная казнь в римских провинциях могла быть осуществлена только после приговора римского суда – было решено обвинить апостола в противлении властям и отрубить ему голову. Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года. Мощи Мощи апостола Матфия находятся в М нескольких местах Европы. Как известно, большую часть мощей святая равноапостольная царица Елена перенесла в город Трир в Германии. Впоследствии, в 1148 году над мощами был выстроен великолепный храм во имя святого апостола Матфия. В этом храме мощи пребывают и поныне. Это единственные апостольские мощи, пребывающие севернее Альп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Послушайте, что говорит премудрый Иисус, сын Сирахов, о почитании родителей: «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания... Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» ( Сир.3:8–9, 16 ). В книге Второзакония читаем мы страшные слова: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» ( Втор.27:16 ). В книге Исход читаем ещё более страшные слова: «Бьющего отца своего должно предать смерти» ( Исх.21:15 ). Народ Израильский побивал камнями таких тяжких преступников. Нужно было, чтобы казнь их становилась страшным событием в жизни народа, чтобы народ видел и понимал, как наказывать тех, кто жестоко обращается со своими родителями, чтобы он почувствовал, как тяжек грех оскорбления отца своего. Так было в древние времена. Но не так теперь. Этот древний закон не исполняется. Бьющий отца своего, злословящий мать свою у нас часто остаётся ненаказанным. А если решаются умирающие от голода родители подать жалобу в суд, то существование их будет ещё больше отравлено детьми их. Но Божий закон вечен, правда Божия непоколебима, и если не казнят теперь тех, кто бьёт отца своего, то будут осуждены они от Бога на смертную казнь. И хотя никто не побивает их камнями теперь, но проклятие Божие, осуждение Божие будет вечно казнить их, ибо правда Божия никогда не отнимется и всегда будет исполняться, даже и тогда, когда люди перестанут следовать ей. Пусть подумают об этом те, кто оскорбляет родителей, те, кто гонит из дома своего старика отца или старуху мать, кто обрекает их на голод, лишая помощи своей. Пусть помнят они, что над ними исполнится этот древний закон. Пусть помнят, что Богом осуждены они на побиение камнями. И пусть трепещут. Господь Иисус Христос, когда исцелял десять прокаженных, знал, что девять из них окажутся неблагодарными, но тем не менее всех исцелил. Он изливал Свою милость безмерную на всех – и достойных, и недостойных. Он отдал жизнь Свою святую и за грешных, неблагодарных. Он страдал на Кресте Голгофском ради нас, недостойных, и ради тех, кто отверг Его, кто предал Его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010