Да, братие, Лазарь был человек ветхозаветный. Но ведь и в ветхом Завете Божественное Откровение научало людей веровать в Бога, Творца мира и Промыслителя, признавать бытие ангелов святых и духов злобы, ожидать по смерти всеобщего воскресения и праведного воздаяния за дела. Был в ветхом Завете еще один важнейший предмет веры, вера в грядущего Мессию, Искупителя. Эта вера, была спасительна и для ветхозаветного человека. Ею ветхозаветные праведные люди «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:33–38 ). Такова сила веры была и у ветхозаветных людей богоизбранного еврейского народа. Праведные мужи ею были сильны. Только укрепляемые верою, они с мужеством переносили озлобления, мучения, побиения и смерть. Приточный Лазарь, ею же воодушевленный, терпеливо сносил свое бедственное положение. Он чаял утехи в будущей жизни. Горька была судьбина его, рассуждая по разуму человека мира сего: терпел он бедность, болезнь тяжкую и голод. Был праведный Иов на земли. Господь Бог попустил ему терпеть бедствия и болезнь после многих лет благополучия и довольства. Вот что говорил он, находясь в крайне бедственном положении: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим, во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом ( Иов.2:10 ). И бедный Лазарь подобно Иову не даде безумия Богу, не роптал, не бранил счастливцев мира сего, не завидовал. А почему? потому, что верою ожидал за терпение воздаяния в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Во многих случаях Иисус обращает острие Своего учения на внутренний мир собеседника, заставляя его вглядеться в собственные глубины, выявить собственное несовершенство, задуматься о своих недостатках. Как мы говорили в книге о Нагорной проповеди 284 , от внешних предписаний, призванных оградить общество от правонарушений и преступлений, Иисус обращается к тому, что происходит внутри человека, к его сердцу. Именно там сокрыт источник преступлений и грехов. По словам Иисуса, из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Прелюбодеяние (μοιχεα) – тот самый грех , в котором была обвинена женщина, входит в этот список грехов, исходящих «из сердца». Смысловой акцент рассматриваемого эпизода лежит не на прелюбодеянии, а на том, о чем Иисус неоднократно говорил Своим слушателям: человек не должен осуждать другого, будучи сам грешен. В Нагорной проповеди эта мысль выражена с предельной четкостью: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф.7:1–5 ). Евангелист дважды упоминает о том, что Иисус «писал на земле». Что именно Он писал? В нескольких рукописях второе упоминание звучит так: «И опять, наклонившись низко, писал на земле грехи каждого из них (νς κστου ατν τς μαρτας)» 285 . Возможно, эта добавка отражает древнее предание, сопутствовавшее рассказу в устной традиции. По мнению Амвросия Медиоланского , Иисус мог писать на земле слова из Книги пророка Иеремии: «О, земля, земля!.. Запиши сих мужей оставленными…» ( Иер.22:29–30 ) 286 . Высказывают и иные предположения относительно того, что Иисус мог писать на песке 287 . Вполне вероятно, впрочем, что Иисус не писал ничего конкретного, а просто чертил линии на земле, размышляя о том, что происходило вокруг Него, или давая возможность фарисеям успокоиться, прежде чем Он заговорит с ними. Блаженный Августин толкует эту деталь аллегорически: закон Моисеев был написан перстом Божиим на каменных скрижалях для тех, у кого сердце было ожесточено; Господь пишет перстом на земле, потому что ожидает плодов 288 . Слова первый брось на нее камень ( Ин.8:7 ) могут быть скрытой аллюзией на роль свидетелей, как она описана в законе Моисеевом: при приведении в исполнение смертного приговора через побиение камнями они должны первыми бросить камни, и лишь вслед за свидетелями это может сделать народ ( Втор. 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А святой апостол Павел? Вначале был фанатиком-гонителем Церкви Божией, врагом Христа и христиан. Это он, ещё будучи юношей, присутствовал при побиении камнями святого архидиакона Стефана – первого христианского мученика, стерёг одежду убийц и одобрял их поступок ( Деян.7:58 ). Но как изменились святые апостолы Петр и Павел, когда благодатная сила Божия вселилась в них, осияла их сердца! Они переродились – из слабых и немощных стали сильными, великими и ревностными тружениками во славу Божию и во спасение души. Прежний неизвестный рыбарь превратился в глашатая Истины, бывший жестокий гонитель – в самоотверженного «Апостола языков», в учителя Вселенной. Святой апостол Петр по сошествии Святого Духа первый безбоязненно и решительно возвысил голос свой и возгласил народу о Христе распятом и воскресшем: Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов – и получите дар Святого Духа ( Деян.2:36,38 ). И уже в тот день обратилось ко Христу около трёх тысяч человек ( Деян.2:41 ). Святой Петр первый возвестил слово Божие и язычникам ( Деян.10:35 ). Переходя из одного места в другое, он исцелял больных, укреплял слабых духом, основывал новые христианские общины и рукополагал для них пресвитеров. Другой первоверховный апостол после того, как открылся ему Господь на пути в Дамаск ( Деян.9:1–22 ), воспламенился преданнейшей любовью к Нему и всё своё усердие, все свои силы применил на благовестие о Христе Спасителе, о том, что Он есть Сын Божий ( Деян.9:20 ). «Где же, Павел святый, хочешь ты быть? – спрашивает святитель Димитрий Ростовский . – Не у огня ли любви? – Воистину так» ( Димитрий Ростовский , свт. Творения. СПб., изд-во П. Сойкина. С. 637). В этом убеждает сам святой Апостол Кто отлучает нас от любви Божией, – говорит он, – скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В прославлении человеческой природы Христа Иларий различает две степени, или два элемента. Первый связан с воскресением Христа из мертвых. Иларий основывается на словах Евангелия Иоанна: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты дал Мне для совершения; и ныне прославь Меня, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя до создания мира» ( Ин. 17:4–5 ). Совершив на земле все, что было предопределено совершить для спасения людей, прославив Отца Своими делами и учением, перед приближающейся смертью Христос молится о том, чтобы воспринятому Им человеку была дана та же слава, которой Он обладал, как Бог Слово, до создания мира. Сын, ставший теперь плотью, молился, чтобы плоть для Отца начала быть тем, чем было и Слово, чтобы то, что было во времени, получило славу той светлости, которая вне времени, чтобы преобразованная тленность тела была поглощена силой Божией и нетлением Духа» 2673 . Такое прославление воспринятого человека Иларий относит к моменту воскресения Христа и, приурочивая на основании Деян. 1352–33 слова псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс. 2:7 ) – к этому именно моменту, называет прославление Воскресшего третьим рождением Слова Апостол Павел, имея в виду предвечное рождение Единородного Сына, называет Его «Перворожденным всей твари, потому что в Нем было создано все, что на небе и на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:15–16 ), а потом Его же называет Перворожденным из мертвых в воскресении (Кол. :Щ И Сам Господь указывает на этот же момент в словах: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией» ( Мф. 26:64 ), показывая этим, что «тогда Сын Человеческий, рождаемый силой воскресения в совершенного Сына, т. е. к возвращению и дарованию телу славы Своей вечности, которую просил у Отца, будучи телесным... И этот день воскресения Его есть день получения славы, через которую Он рождается в то, чем был прежде времени» 2674 . Прославление же плоти состоит в поглощении ее смертности бессмертием и в Божественной славе, В этом прославленном состоянии видели Иисуса Христа избранные Его ученики на Фаворе, апостол Павел – на пути в Дамаск, первомученик Стефан – во время побиения его камнями и увидят все в день последнего Суда 2675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Он повергнул к вашим услугам день и ночь; солнце, луна и звезды служат вам по Его распоряжению. Поистине, это знамения для людей размышляющих. Ор дал вам власть над, всем, что имеет различные цвета на земле. Поистине, это знамения для людей размышляющих. Он покорил вам моря, чтобы вы ловили в них рыбу для пищи своей и извлекали оттуда сокровища, которыми они так богаты. Посмотрите на корабли, которые рассекают волны для приобретения, по милости Божией, сокровищ торговлею. Может быть вы будете благодарны. Он поверг на землю тяжелые горы, для того, чтобы она вместе с вами не кружилась; устроил реки и дороги для вашего путешествия. Он учредил также знаки, по коим бы путешественники могли узнавать свой путь, и люди путеводятся звездами“. За сим Мухаммед делает заключение из всего сказанного. „Итак Бог, который создал все это, будет ли подобен своему созданию? Неужели вы не размышляете об этом? Исчислите благодеяния Божии, если вы только способны исчислить их. Бог есть поистине благ и милосерд. Он знает и тайное и явное. Но идолы, которых вы призываете вместо Бога, они ничего не могут сотворить: они сами созданы, они мертвы, лишены жизни и ничего не знают о том, когда воскреснут. Ваш Бог есть Бог единый 220 “. В других местах говорится: „Некогда Бог скажет: где же Мои товарищи, те боги, которых вы Мне придавали в соучастники? Они (идолопоклонники) ответят: мы ничего подобного не знали. Божества, которых они некогда призывали, исчезнут из их глаз и они узнают, что нет для них больше убежища“ 221 . Бог никогда не простит греха идолопоклонства; Он простит другие грехи тем, кому захочет, но исключит идолопоклонство, потому что кто присоединяет к Богу другие создания, тот совершает великий грех 222 . – Далее Мухаммед сильно обличает идолопоклонников за то, что они не внимали голосу пророков, посылаемых к ним от Бога для отвращения их от идолопоклонства, и не только не внимали их увещаниям, но даже обличали их в лжеапостольстве и угрожали им побиением камнями. Так некогда Авраам сказал отцу своему: «Отец мой! для чего ты поклоняешься тому, кто тебя не слышит, не видит и не приносит тебе никакой пользы? Мне открыта некоторая доля ведения, которой ты не имеешь.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Братия! – говорил ап. Петр, – надобно было исполниться тому, что в Писании прорек Дух Святой устами Давида об Иуде, приведшем тех, кои пояли Иисуса. Он сопричислен был к нам и получил жребий служения сего. Но приобрел землю неправедною мздою; и когда низринулся, разверзлось у него чрево и выпали все внутренности его. И сие сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на их отечественном языке названа Акелдама, т. е. земля крови. В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем, и достоинство его да приимет ин ( Пс.68:26, 108:8 ). Итак, надобно, чтобы кто-нибудь из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова, до того дня, как Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». Тогда поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, и Матфия; помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведче всех, покажи, егоже избрал ecu от сею двою единаго, прияти жребий служения сего и апостольства, из негоже испаде Иуда, ити в место свое. Бросили жребий; жребий пал на Матфия, и он причтен к 11 апостолам ( Деян.1:15–26 ). По сошествии Св. Духа ап. Матфий первоначально благовествовал Евангелие в Иерусалиме и Иудее вместе с прочими апостолами ( Деян.6:2, 8:1:14 ). Из Иерусалима с ап. Петром и Андреем во время первого его апостольского путешествия ходил в Антиохию Сирийскую, был в Тиане, городе каппадокийском, и в Синопе. Здесь св. ап. Матфий заключен был за слово Божие в темницу, из которой чудесно освобожден был св. ап. Андреем Первозванным. После сего ап. Матфий путешествовал также в Амисию, или Амазию, город на берегу Понта. Во время третьего путешествия ап. Андрея Матфий был с ним в Эдессе и Севастии. Он странствовал также с проповедью Евангелия, как пишут Дорофей и Никифор Каллист, в Эфиопию. Послужа распространению и утверждению Евангелия словом и делом, св. Матфий обратил ко Христу многих, и после многих различных страданий за имя Христово небоязненно и мужественно принял мученический венец в Иерусалиме, быв побиен камнями при архиерее Анане, a по мнению иных, в Колхиде 987 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Какие проклятия уготованы клеветникам и лжесвидетелям Нищие, сироты и вдовы, которых вы унизили, обобрали, лишили имущества с помощью своей клеветы, предательства и лжесвидетельств, о, как они проклинают вас! О, как анафематствуют вас и со слезами и стенаниями вопиют и взывают к Богу, чтобы Он покарал вас и совершил возмездие. Как говорит Иов, «от множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют» ( Иов.35:9 ). Эти несчастные проклинают вас такими же словами, какими пророк Давид проклинает клеветника и предателя Дойка, о чем мы говорили ранее: «Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых» ( Пс. 51:5–7 ). И праведный Иов предупреждает о том, что постигнет клеветника: что он сеет, да пожнут другие, пусть плечо их отпадет от ключицы, и рука пусть отломится от локтя, на жен их пусть польстятся другие и дети их да будут унижены, да будут люди эти на земле без корня и прочие подобные проклятия (см.: Иов. 31 ). Пострадавшие от наветов каждый день читают в Псалтири особое проклятие Давида, то есть 108-й псалом. Он начинается словами: «Боже, хвалы моея не премолчи». Давид составил его, пророчествуя о клеветнике и предателе Иуде. Поэтому псалом содержит тридцать проклятий, поскольку Иуда получил тридцать сребреников за предательство Христа. В другом месте оклеветанные и оболганные вами с болью в сердце вопиют к Богу, произнося те же слова, что и Сусанна, оклеветанная двумя еврейскими старейшинами: «Боже вечный, ведающий сокровенное, знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня. И вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня» ( Дан.13:42–43 ). Какие Божии наказания получают клеветники и лжесвидетели на земле Господь, внимая молитвам и стенаниям оклеветанных и оболганных вами, применяет различные наказания: отбирает у вас все имущество и передает его тем, кого вы предали и оклеветали, а конец жизни попускает вам в виде повешения, побиения камнями и тому подобной мучительной и позорной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Все это было бы бесконечно печально, если бы, как мы уже и сказали, в объявлении свободы совести не скрывалось некоторого несчастного недоразумения, требующего исправления. Это, так сказать, издательский корректив, требующий самого неотложного осуществления. Под свободою совести нужно разуметь только свободу вероисповедания, и в этом смысле все современные законы необходимо должно исправить, и тем не дать времени укорениться заблуждению о свободе совести. Христианское учение о совести Впервые в Евангелии слово «совесть» упоминается в рассказе о грешнице, взятой в прелюбодеянии и приведенной ко Христу, чтобы Он осудил ее на обычное побиение камнями. Он же, наклонившись, сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Они же, будучи обличаемы »совестью«, стали уходить один за другим» ( Ин.8:79 ). Здесь шло дело о нравственности. И вот совесть, как судия нравственности, выступила на свое дело, и совершила его с подобающею силою. Так же и Апостол Петр сопоставляет совесть с доброю жизнью. Он сказал: «Имейте добрую совесть, дабы постыжены были порицающие ваше доброе житие... Крещение не плотское омытие, но обещание Богу доброй совести» ( 1Пет.2:1621 ). Увещевая же терпеть злострадания, он говорит: «То угодно Богу, если кто совести ради Божия терпит страдания несправедливо» ( 1Пет.2:19 ). Совесть, как неустрашимый судия, самая верная защита от всякого рода несправедливых нападений. И более всего ее чистота, при которой никакое злословие и мучение не могут сделать ничего, особенно, если эта совесть очищена Духом Святым, стала освященною и даже Божией ( 1Пет.2:19 ). Кажется такою считал свою совесть Св. Апостол Павел, когда перед судом Синедриона говорил: «Я всею доброю совестью жил пред Богом» ( Деян.23:1 ). Эту непорочную совесть он старался иметь и всегда ( Деян.24:16 ), как сущность жизни во Христе. Совесть служит для христианина наилучшим руководителем по пути добродетели. Она наполняет сердце праведников такими радостями, которые выше всех радостей мира. Непорочная совесть, т.е. истинная совесть, в основе которой лежит чувство страха Божия и религии христианской, есть неоцененное сокровище. «Очищай же, христианин, свою совесть, и она сделается для тебя по слухом на небесах и свидетелем в вышних», – сказал один из недавних писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Если бы, напротив, он решил оставить закон без исполнения и не подвергать женщину наказанию, то враги Его имели бы право привлечь Его к суду синедриона как презрителя и противника закона Моисеева и не преминули бы воспользоваться этим обстоятельством для подрыва в народе всякой веры в достоинство Его как Мессии. Всеведущий читал в сердцах своих искусителей. Низость, злоба, бессердечная жестокость, наглое бесстыдство их поразили сердце Господа: он не столько устыдился глубокого падения жалкой грешницы, сколько ужасного нравственного растления обвинителей ее. Ничего не отвечая и даже как бы не желая слушать лукавых и лицемерных обвинителей, он склонил лице свое вниз и, нагнувшись, писал перстом на земле. Для людей менее испорченных было бы довольно этого намека на то, что и память о грехе, очищенном раскаянием и покрытом снисхождением, может быть также забыта и затерта, как и написанное на пыли и прахе. Но бесстыдные обвинители, как бы ничего не видя и не понимая, настоятельно требовали ответа. Тогда Иисус Христос восклонился, посмотрел на них взглядом, проникавшим в души их, и кротко сказал: иже есть без греха в вас против заповеди о целомудрии, прежде верзи камень на ню. По закону при побиении камнями рука свидетелей да будет в первых ( Втор. 17, 7 ), т. е. первые камни должны быть брошены непосредственными свидетелями преступления. Таким образом Господь предоставил решение этого дела самим искусителям, т. е. Суду собственной их совести, указав им при этом на дух и смысл закона, при всей строгости не исключающего взаимного снисхождения и любви к грешникам ( Мф. 5, 17; 7, 1–5 ), и опять, наклонившись низко, писал на земле. Господь говорил, что он пришел не судить мир, но чтобы мир спасен был чрез него ( Ин. 3, 17 ), пришел призвать грешников к покаянию ( Мф. 9, 13 ; Мк. 2, 17 ; Лк. 5, 32 ). Как говорится о кротости Иисуса Христа, что он трости надломленной не переломит, – она уже надломлена, только чуть согнуть ее, и сломается, но не переламывал ее, – и льна курящегося не угасит ( Мф. 12, 20 ; Ис. 42, 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Чрезвычайно характерная черта ветхозаветного права заключается в том, что правовые нормы, регулирующие рабовладельческие отношения и направленные на защиту рабов от неограниченного произвола их владельцев, в отличие от грекоримского права и правовых систем ряда народов Ближнего Востока, должны быть по своему содержанию отнесены скорее к публичному, чем к частному праву. Раб в законе Моисеевом, в отличие от римского права, трактуется вовсе не как вещь, но как человек, права которого защищены законом. Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром; если он пришел один, пусть один и выйдет, а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его ( Исх. 21:2 ), когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми [руками], но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего… помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской ( Втор. 15:13–15 ). Господин, который жестоко обращался со своим рабом, обязан был отпустить его на свободу: Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз, и, если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб ( Исх. 21:26–27 ). Во Второзаконии содержится также запрет выдавать беглого раба его прежнему хозяину (см.: 23:15), очевидно, чтобы уберечь раба от его жестокости и мщения. Пятикнижие Моисея содержит в себе представленные с большой подробностью предписания, касающиеся наказания преступников, своего рода «уголовный кодекс». Основополагающий принцип ветхозаветного уголовного права – закон равного или пропорционального возмездия, так называемый закон талиона: Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб ( Исх. 21:24–25 ). Этот принцип исходит из идеи справедливости, насколько она могла быть воспринята древним еврейским народом до Пришествия в мир Мессии – Христа. Наказания, которые предусматривались ветхозаветным правом, могут быть разделены на три основных вида: смертная казнь, бичевание и другие телесные наказания, денежные штрафы. Самым обычным способом смертной казни было побиение камнями. При этом первым должен был бросить камень свидетель обвинения. Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтобы убить его, потом рука всего народа ( Втор. 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010