С приходом к власти большевиков жизнь прихода поначалу мало изменилась. В 1919 г. Древне Старообрядческая община во имя Казанской Божией Матери города Вышнего Волочка в Волковом переулке подписала типовой договор на пользование «каменным зданием» храма и имуществом. Под договором стоят подписи священника А. Миронова, председателя общины В. Преображенского, секретаря С. Николаева. 27 августа 1923 г. община прошла установленную для всех религиозных организаций процедуру перерегистрации. Собранные общиной документы Вышневолоцкий уездный исполнительный комитет передал на регистрацию 14 июля 1923 г. В списках членов общины значилось 129 жителей преимущественно деревень Кузнечиха, Жальцы, Кривцово, Степково Заборовской волости и только примерно треть списка – жители Вышнего Волочка. Среди служителей культа указан священник Миронов Афанасий Степанович, проживающий по адресу г. Волочёк, Волков пер., д. 29, происходивший из крестьян. Временем присоединения к данному культу указан 1862 г. – очевидно дата рождения. В документах прихода начала 1920-х гг. мы находим записи хозяйственного содержания. Так, указанный в описи «горелый струб» в 1926 г. разрешили утилизировать. В списке верующих за 1926 г. значится 134 человека. Документ от мая 1927 г. указывает количество прихожан храма – 144, 3 члена церковного совета, 1 священник. Приход значится принадлежащим Ленинградской и Тверской епархии. Под справкой поставили подписи председатель общины Преображенский и секретарь С. Николаев. В заявлении на разрешение исправить сарай при общине мы находим и адрес дома, принадлежащего Казанской старообрядческой церкви: ул. Демьяна Бедного, д. 32. Адрес самого храма указан в списке прихожан – членов Старообрядческой общины гор. Вышнего Волочка по улице Демьяна Бедного, д. 80. Это современный перекрёсток Казанского проспекта и ул. Демьяна Бедного, где расположено здание Вышневолоцкого медицинского колледжа. В списке прихожан мы находим имя священника храма Миронова Афонасия Степановича, 67 лет, а так же его супруги Мироновой Марфы Ивановны, 62 лет, уборщицы при церкви и дочери Мироновой Марии Афонасьевны, 23 лет, псаломщицы. Всего вместе со священником и его семьёй на 11 июля 1929 г. было 318 членов общины.

http://sobory.ru/article/?object=58462

Основные народные приметы этого месяца, по В.      И. Далю, были таковы: 1. Св. бессрр. Космы и Дамиана. Кузьмы и Демьяна. Курячий праздник. На Кузьму и Демьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьму и Демьяна курицу на стол, цыпленка попу. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздем, а то и сам с гвоздем (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8-го) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист на дереве – через год мороз; 8. Собор Архистратига Михаила и пр. бесплотных Небесных Сил. Михайлов день. Михайловские заморозки. День Архистратига с полумостом. С Михайла зима не стоит, земля не мерзнет. Михайловские оттепели, грязи. Во что Михайла, в то и Никола. С Михайла зима морозы кует; 9. Прп. Матроны. Матренин день (см.: Матрена Настовница). С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (25 сент.) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям; 11 Прп. Феодора Студита . Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит; 12 Иоанна Милостивого (см.: Иван Милостивый). Дождь на Милостивого – оттепели до Введения; 14. Ап. Филиппа (см.: Филипповки). Иней на Филиппа – урожай на овес; 15. Мч. Гурия (Гурьев день). Гурий на пегой кобыле (грязь либо снег); 16. Ап. и евангелиста Матфея. На Матвея (Матвеев день) земля потеет, преет; 17. Св. Григория Неокесарийского (см.: Встреча Сивера). Приехала зима на пегой кобыле; 18. Мчч. Платона и Романа. Каков Платон да Роман, такова и зима; 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На Введенье – леденье. Введенье ломает леденье. Введенье пришло – зиму привело. Введенье не ставит зимы; 24. Вмц. Екатерины. Катерины Женодавицы. Катеринин день. Первое катание на санях; 26. Освящение храма вмч. Георгия в Киеве. Юрьев день осенний. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Срок перехода крестьян при царе Борисе. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик и болит, и сохнет по Юрьев день. Мужик не тужит, знает, когда Юрья. Юрий холодный оброк собирает. Юрьевский оброк. Осенью Юрий с мостом, Никола с гвоздем; 30. Ап. Андрея Первозванного. Андрею молятся о хороших женихах. Наслушивают воду: коли тиха – хорошая зима, коли шумна – морозы, бури и вьюги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ДРВ. Ч. VI. М., 1788. С. 457; ПЛ. Вып. 1. С. 43; Машков И.П. Воскресенский собор в Волоколамске//Сборник статей в честь графини П.С. Уваровой. М., 1916. С. 295. ПЛ. Вып. 1. С. 48-49, 53; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 194. ДДГ. 40. С. 119-121. Л.В. Черепнин считал, что «в программу Шемяки входило расчленение государственной территории, находившейся под властью московских князей, на самостоятельные княжества» (Черепнин. Архивы. Ч. 1. С. 131). Нам представляется, что Шемяка стремился создать ценой политических уступок коалицию князей, способную противостоять Василию II и его союзникам. Передача Юрьевичам Вятки имеет свою предысторию. Еще в 1402 г. в Вятку отправился (согласно пожалованию Василия I) суздальский князь Семен Дмитриевич с семьей (сын Дмитрия Константиновича). Здесь он пробыл пять месяцев и умер. Согласно топонимическим данным, в Вятке жил и его брат Василий Кирдяпа. Внуками Кирдяпы были князья Василий и Федор Юрьевичи (см.: Луппов П.Н. История города Вятки. Киров, 1958. С. 52-56). Таким образом, братья имели некоторые права на Вятку. АИ. Т. I. 40. С. 80. См. жалованные грамоты Василия и Федора Юрьевичей: АСЭИ. Т. II. 448. С. 488-489; Т. III 491. С. 471-472; 502. С. 479 18). См. грамоту одного князя Федора: АСЭИ. Т. III. 492. С. 472; см. его же подтверждение: Т. II. 435. С. 479. Государственный архив России XVI в. С. 69 (ящик 147). АИ. Т. I. 40. С. 79. ПСРЛ. Т. 16. Стб. 190; ПЛ. Вып. 2. С. 48. Казакова. С. 70-71; Forstreuter K. Preußen und Rußland von der Anfängen des Deutschen Ordens bis zu dem Grossen. Göttingen, 1955. S. 55-57. Инока Фомы слово похвальное... С. 51. ГВНП. 20. С. 36-38. ПСРЛ. Т. 16. Стб. 191; ПЛ. Вып. 2. С. 47-48, 136-137. См.: Клейненберг И.Э. Военно-морские действия новгородцев и отражение орденской агрессии 1443—1448 гг.//История СССР. 1958. 4. С. 117-120; Он же. Борьба Новгорода Великого за Нарву в XV в.//Научные доклады высшей школы. 1960. 2. С. 140-151. ПЛ. Вып. 1. С. 48; Вып. 2. С. 48, 137; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 191. ГВНП. 72. С. 117-119; ПЛ. Вып. 1. С. 49; Вып. 2. С. 48. 137-138; Казакова. С. 75-77.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

Нек-рые компилятивные летописцы сохранились в единичных списках. Так, список Пискарёвского летописца (ПЛ) 40-х гг. XVII в. был обнаружен О. А. Яковлевой. ПЛ содержит краткое изложение библейской и русской истории, наиболее ценными считаются его части, посвященные событиям XVI в., в т. ч. опричнине. Связный текст оканчивается известием о воцарении Михаила Романова, в заключительной части имеются сообщения о его смерти и воцарении Алексея Михайловича . Делались предположения, что памятник возник в 20-30-х гг. XVII в. в посадской среде и что к составлению причастны печатник Никита Фофанов (Тихомиров) или дьяк Нечай Перфильев (С. И. Хазанова), что ПЛ использовал воспоминания какого-то москвича, причастного к каменному строительству (Яковлева), что источником для ПЛ была НЛ (Морозова, оспорено Солодкиным), что оба памятника имели общие источники (Вовина-Лебедева). Хазанова предположила использование в ПЛ разрядных записей. Усачёв писал о связи ПЛ с нек-рыми памятниками XV-XVI вв. Бельский летописец (БЛ) сохранился в единственном дефектном списке сер. XVII в. (ГИМ. Увар. Д. 569; начало утрачено). Составители, возможно, были близки к роду князей Прозоровских. Начинается БЛ с сообщения о смерти царя Феодора Иоанновича. БЛ доведен до 1632 г., примерно тогда же, вероятно, и составлен (Корецкий). Статья (возможно, добавленная др. составителем) о войне с Речью Посполитой в 1664 г. обрывается на фразе, наверное относящейся к 1667/68 г. Морозовский летописец (не опубл.) сохранился в единственном списке сер. XVIII в. (РНБ ОР. F.IV.228), содержит известия за 1380-1612 гг., основанные на Хронографе Кубасова с дополнениями, в т. ч. с уникальными известиями об опричнине. Московский летописец сохранился в одном списке, имеет сбитую хронологию: излагает основные события Смуты нач. XVII в., затем возвращается ко времени Иоанна III и последующим событиям до 1599 г. Содержит некоторые уникальные сведения о периоде царствования Иоанна IV и Феодора Иоанновича. Очевидно, был составлен после 1635 г., но до 1645 г. в среде московского духовенства (Солодкин) или служилых людей (Зимин). Среди источников выделяют многочисленные записи типа разрядных.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

На указанную публикацию в поддержку автора последовала яркая реплика другой нижегородской православной подвижницы И.А. Высоцкой « Новгород, ты со Христом? ». Указываю лишь некоторые из публикаций на обсуждаемую тему, а их по интернет-сети, как показывает анализ, в последние дни, недели превеликое множество. В чем же суть проблемы? И в чем могущие по пл. Лядова возникнуть противоречия в православной и патриотической среде? Обратим внимание на тот факт, что первоначально С.А. Смирнов от имени нижегородских писателей и созданной ими общественной топонимической комиссии переживал «за возвращение Крестовоздвиженская». Заблуждение. Дело в том, что любая дореволюционная карта Нижнего Новгорода доказывает: изначально нынешняя пл. Лядова носила название «Монастырская». Но вот парадокс! Если мы ратуем «за» пл. Монастырскую, то речь идёт о ВОЗВРАЩЕНИИ исконного названия, но в случае, если голосуем «за» Крестовоздвиженскую – это в чистом виде «переименование»… Враг не дремлет: он путает нас в понятиях, ссорит, заставляет дискутировать на отвлечённые темы, тем самым отдаляя друг от друга, от конечной цели! Откуда взялось название «Крестовоздвиженская»? В своё время по нашим, общественности, воззваниям площадью Лядова «возбудились» глава города О.В. Сорокин и глава горадминистрации О.А. Кондрашов. Первый, как известно, отбывает длительный срок в колонии, второй – в бегах. Идея Крестовоздвиженской принадлежит Кондрашову, известному манипулятору. Дескать, так звучит лучше! Ну, мы, православные, и дрогнули… Тем паче, что в августе 2015 г. в Нижнем Новгороде на площади Лядова состоялось открытие великолепного, уникального по исполнению памятника Воздвижению Креста Господня! Мое личное мнение: пусть будет так, как будет – или Монастырская, или Крестовоздвиженская! Но – будет! Возвращает к родным истокам! Однако нас, православных, намеренно вводят в заблуждение, смещая основополагающие понятия, отсюда и результат. Результат таков. На сайте горадминистрации ныне выставлено три варианта для голосования: 1) «за» пл. Лядова, 2) «за» пл. Монастырскую, 3) «за» пл. Крестовоздвиженскую. Таким образом, голоса православных, да и просто здравомыслящих, болеющих за свое прошлое, настоящее и будущее горожан, изначально разъединены.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/30/do...

Но всем им - и прежним и нынешним - прекрасно ответил эпиграммой поэт Николай Горбачев (эпиграмма написана в 1925 году, адресована Демьяну Бедному, автором ее долго считали великого русского поэта Сергея Есенина): «Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,/Ты не задел его своим пером нимало./Разбойник был, Иуда был./Тебя лишь только не хватало./Ты сгустки крови у креста/Копнул ноздрёй, как толстый боров./Ты только хрюкнул на Христа,/Ефим Лакеевич Придворов». Кстати, понятно, почему наследники Демьяна Бедного и Льва Троцкого не любят Иосифа Сталина, который поставив в 1930 году Демьяна Бедного на место за «клевету на наш народ», тем самым сурово пресек «альтернативную евангелизацию» по Демьяну. Нынешним Ефимам Лакеевичам Придворовым неплохо бы помнить судьбу Демьяна. Найдется и на вас свой Сталин. Кто скрывается под псевдонимом Р.В.Шило-Верховенский нам неведомо, да это и неважно. Скорее всего, это - коллективный труд. Ясно одно - группа товарищей, сочинившая этот веселенький памфлет, только дискредитировала уважаемое издание, которое возглавляли в прошлом известные православному сообществу люди иеромонах Симеон (Томачинский), Григорий Прутцков и др. Ну и, конечно, они дискредитировали настоятеля Татьянинского храма протоиерея Максима Козлова. После этого памфлета понятно всем, что никакого диалога эти люди не хотели и не хотят, их манера общения - монолог, причем в духе следователей НКВД 30-х годов. Впрочем, претензии за публикацию этого вульгарного памфлета все-таки можно предъявить конкретному человеку. Это главный редактор «Татьянина Дня» Ксения Лученко. Она, кстати, является супругой ответственного секретаря нашего главного церковного органа газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина, «любовь» которого к «Русской народной линии» и радио «Радонеж» всем известна. Так что можно понять, откуда ноги растут. Таким образом, круг замкнулся. Это все тот же небольшой, но жутко активный либеральный кружок, который тщится выдать себя за голос Церкви. «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от церковного народа», - только и можно сказать, перефразируя слегка советскую классику.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/21/ev...

– 992; в 1807 г. доходило до 1500., там же, стр. 261, 340, 341. 326 При ректоре академии Мельхиседеке Заболотском. Там же, стр. 356. Одновре­менно Платон учредил и на такой же капитал, как в академии, кошт и в Троицкой семинарии для пяти воспитанников. Инструкция семинарии сходна и с академической за некоторыми незначительными изменениями. «История Троиц. семина­рии». С. Смирнова . М. 1867 г. 202–207, 330 «История сл.-гр.-л. акад.», стр. 370, 371, 372, 385; «Ист. Μ. Д. Ακ.» 410, 378. В числе платоников встречаются учившиеся в Троицкой семинарии, где также существовал институт Платона на одинаковых основаниях с академией. К таковым мы отно­сим: Самуила Запольского-Платонова, Моисея Близнецова-Платонова, Евграфа Музилевского-Платонова, Сер. Крылова-Платонова, Неофита Докучаева-Пл., Савву Крылова-Пл., Михаила Ефнмовского-Пл., Николая Платонова. И. В. Клементьевского-Пл., Василия Ив. Заболотского-Платонова, Кирилла Богосл.-Платонова и Моисея Богданова-Пл. Все они известны как учителя языков, ректоры, епископы и архиепископы; а один (Моисей Богданов) был даже экзархом Грузии. Все это подтверждает нашу мысль о том, что платоновский институт состоял из даровитых воспитанников. «Истор. Тр. сем.», стр. 490, 497, 498, 500, 514, 515, 516, 519, 527, 530. о Василии Ив. Платонове. «Биограф. Словарь». Петерб. 1905, стр. 37. 331 «Истор. Тр. сем.», 178–179; 185. Стол посредственных учеников был не роскошен, 199., ср. В. О. Ключевский . «Опыты и исследования». Стр. 211., «О том, сколько получали студенты сл.-гр.-лат. акад., срав. Ист. акад.», стр. 268. В общем получали не более семинаристов. 336 Такие же строгие правила Платон и вообще предписывал жившим в бурсе воспитанникам. «Истор. Тр. сем.», 136, 142, 454. 3 Бакалавр и ординарный профессор физико-математических наук в Ака­демии. в которой служил 45 лет. Одновременно священствовал при Моск. Возне­сенском Девичьем монастыре. Умер в 1863 г. 3 Бакалавр и ординарный профессор физико-математических наук в Ака­демии. в которой служил 45 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 мая 14.00. Храм Всех святых (2-й Красносельский пер., 7) Хор «Ховер» (Армения) ЕГОРЬЕВСК. 15.00. Детский дом (Лесная, 45) Благотворительный концерт. Государственный камерный хор Республики Беларусь (Минск) Художественный руководитель и дирижер – Наталья Михайлова 15.00. Храм апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Петропавловский пер., 4–6) Вереница звонов: Таганские колокола 15.15. Храм вмч. Никиты на Швивой горке за Яузой (Гончарная, 4–6) Вереница звонов: Таганские колокола 15.30. Храм Свт. Николая в Котельниках (1-й Котельнический пер., 8) Вереница звонов: Таганские колокола ВЛАДИМИР. 17.00. Успенский собор (Соборная пл.) Первое Белградское певческое общество (Сербия) Тула. 17.00. Всехсвятский собор (Л.Толстого, 79) Государственная хоровая капелла Абхазии (Сухуми) 6 мая КАЛУГА. 14.00. Свято-Троицкий кафедральный собор (пл. Старый торг) Государственный камерный хор Республики Беларусь (Минск) 16.00. Успенский собор Московского Кремля (Соборная пл.) Хор Афинской мэрии (Греция) ДОМОДЕДОВО. 17.00. Городской дворец культуры и спорта «Мир» (Московская обл., Домодедовский р-н, г.Домодедово, Каширское ш., 100-а) Благотворительный концерт. Первое Белградское певческое общество (Сербия). Художественный руководитель и дирижер – Светлана Вилич 17.00. Храм Иоанна Лествичника в Кремле (колокольня «Иван Великий») (Соборная пл.) Пасхальный звон 7 мая 15.00. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Красноармейская, 2, стр. 2-г) Пасхальный звон 19.00. Концертный зал им. П.И. Чайковского (Триумфальная пл., 4/31) Хоровой гала-концерт. Праздничный мужской хор московского Данилова монастыря. Главный регент – Георгий Сафонов. Государственный камерный хор Республики Беларусь (Минск). Художественный руководитель и дирижер – Наталья Михайлова. Государственная хоровая Капелла Абхазии (Сухуми). Художественный руководитель и дирижер – Нора Аджинджал. Первое Белградское певческое общество (Сербия). Художественный руководитель и дирижер – Светлана Вилич. Хор «Ховер» (Армения). Художественный руководитель и дирижер – Сона Ованнисян. Хор Афинской мэрии (Греция). Художественный руководитель и дирижер – Ставрос Берис. Государственный молодежный оркестр Армении. Дирижер – Сергей Смбатян

http://e-vestnik.ru/culture/programma_mo...

Несколько лет подряд в монастыре проводились реставрационные работы по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы: В 2015 г. в Трапезной палате с церковью Покрова были отреставрированы кровля, барабан, завершения храма. В 2016 г. по реставрировались два объекта: 1) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Работы: реставрация фасадов, белокаменных крылец; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах храма и погребах; консервация живописи. 2) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря - Никольская церковь при бывших больничных палатах, 1652 г.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 19. Работы: ремонт и реставрация крыши, барабана и завершений храма; реставрация фасадов, белокаменного крыльца; ремонт и воссоздание окон, металлических решеток, устройство системы водостока. В 2017 г. реставрировались два объекта: 1) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Производилась реставрация фасадов и белокаменного цоколя, устройство полов и вентилируемой отмостки, реставрация живописи. 2) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря - Башня пятигранная на западной стене». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 29. Выполнялись работы: реставрация фасадов, белокаменного цоколя, устройство вентилируемой отмостки. В 2018 г. реставрировался объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Производились следующие работы: реставрация северного и части восточного фасадов (итальянский дворик), реставрация белокаменного цоколя, устройство отсечной гидроизоляции и отмостки в итальянском дворике. В 2018 г. реставрационные работы, начатые на этом объекте в 2015 г., были завершены.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Уникальный шатровый храм Козьмы и Демьяна был освящён 5 декабря 1564 года. Крыша была сделана в форме кирпичного шатра, который обрушился в 1868 году. И теперь здание имеет такой вид, а раньше его высота была 24 метра. Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1556-1565 гг). Строительство её было начато после взятия Казани. В церковных записях говорится, что храм освящён 5 декабря 1564 г. С постройкой этой церкви было связано много народных преданий. Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела. В другой легенде говорится, что во время похода не " Одоление Казани " в 1552 году на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552 года) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р. Ока. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов назвали Козьмодемьянской. Ещё предание повествует, что царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре на месте, где теперь существует полуразрушенная церковь Козьмы и Демьяна, здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм во имя бессеребренников Козьмы и Демьяна (Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома. Владимир, 1901. С. 36).

http://sobory.ru/article/?object=00629

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010