До половины 2-го ночи мы успели разрешить главные вопросы предстоявшей нам на фронте работы, и я с собрания прямо проехал на вокзал к отходившему в Петроград в 2 часа ночи поезду. Во время нашего собрания Главнокомандующий генерал Рузский через начальника Штаба ген. Ю. Н. Данилова передал мне приглашение на другой день завтракать у него, но я отказался, так как спешил в Петроград, чтобы в понедельник, 27 февраля, принять участие в заседании Св. Синода. В Петроград я прибыл 27 февраля в 10-м часу утра. К моему крайнему удивлению, на вокзале не оказалось ни одного извозчика, и я, оставив вещи в вагоне, с маленьким саквояжем в руках отправился с вокзала пешком. Встретившийся около Троицкого собора извозчик, к которому я обратился с просьбой довезти меня до угла Воскресенского проспекта и Фурштадтской, точно не заметив меня, молча проехал дальше. Я шел по совершенно безлюдным улицам. Стены домов и заборов пестрели воззваниями командующего войсками Петроградского округа, ген. Хабалова, с призывом граждан к порядку и с угрозами забастовщикам и бунтовщикам. Тут только я понял, откуда выросли распространившиеся и в Ставке и по фронту тревожные слухи. И еще раз я подивился поразительному спокойствию и Государя, и его Свиты, не нарушенному даже начавшейся бурей. Когда я с Бассейной ул. повернул на Знаменскую, послышались звуки Марсельезы, крики «ура», раздались ружейные выстрелы. Это с Кирочной на Знаменскую ул. выступал лейб-гвардии Волынский полк с флагами, в боевом порядке, сопровождаемый множеством народа. Одни неистово кричали, беснуясь от радости; другие плакали. Один молодой человек со слезами на глазах подбежал ко мне: «Батюшка, что же это такое?» – крикнул он. – «Доигрались до бунта!» – с горечью ответил я. Полк скоро по одному из переулков повернул на Литейный проспект. Кирочная улица около церкви Св. Косьмы и Демьяна была запружена солдатами. Посреди улицы были расставлены ружья в козлы. Подошедши, я спросил унтера: можно ли мне перейти через улицу, чтобы попасть в свой дом, находившийся рядом с церковью? Унтер очень вежливо разрешил мне, и я протискался сквозь толпу. Через минуту я был в своей квартире.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Жесткую отповедь получали от Сталина многие русоненавистники. К примеру, в декабре 1930 года, в письме к известному поэту Демьяну Бедному Сталин подверг суровой критике его уничижительные высказывания о русском народе. Особенно он возмущался тем, что Бедный фактически изображает Россию как " сосуд мерзости и запустения " , представляет " лень и стремление сидеть на печке как национальную черту русских " . Сталин назвал эти перлы Демьяна Бедного " клеветой на наш народ " . Можно уверенно сказать, что Сталин искренно любил Россию и русский народ. Его дочь Светлана свидетельствует: " Отец полюбил Россию очень сильно и глубоко, на всю жизнь. Я не знаю ни одного грузина, который настолько бы забыл свои национальные черты, и настолько сильно полюбил бы все русское. Еще в Сибири отец полюбил Россию по-настоящему: и людей, и язык, и природу " . Наиболее полным и ясным выражением этой сталинской любви стал его знаменитый тост, посвященный нашей победе в Великой Отечественной войне. 24 мая 1945 года, в Кремле, обращаясь к высшему командному составу Красной Армии, он сказал: " Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза, среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение " . Таким образом, сталинская модель национальных отношений основывалась на принципе равенства всех народов страны при особой роли русского народа - державной основы и руководящей силы государства. Именно за успехи в национальном строительстве Сталин получил почетное наименование Отец народов. Кстати, аналогичный титул - Отец Отечества - был преподнесен в нашей истории только Петру Великому в ознаменование победы над Швецией в Северной войне и заключения Ништадтского мира в 1721 году.

http://ruskline.ru/analitika/2003/03/02/...

– Да, конечно, – ответила Анна, – но ведь гулять с ним нельзя?! А так хочется в лес, даже теперь, зимой, а скоро весна, и захочется еще больше! Хотя постовой был значительно моложе Анны, лет 20 с небольшим, но он посмотрел на нее, как на глупенькую девчонку: это делают, но об этом не говорят! А пропуск Скрябина получила последней из всего этапа. Анна Васильевна прошла в калитку и, взглянув еще раз на небо, решила погулять четверть часа в саду за бараком. Было тихо и безлюдно, деревья стояли покрытые пушистым снегом, и вверху мерцали крупные звезды, тоже как будто пушистые, с длинными золотыми ресницами. Как хорошо, что существует мир, космос, и люди всегда это видели и чувствовали! Да, человек – мошка, пылинка по сравнению с ними, и в то же время сознание человека ставит его рядом с космосом, если не выше! И Анна снова повторила стихи Платона, как свою вечернюю молитву: На звезды смотрю я, звезда моя светлая! О, быть бы мне небом! В широких объятьях тебя бы держать И тобой любоваться в безмолвном сияньи мирьядами глаз! Так сказал больше двух тысячелетий тому назад философ-поэт Платон, а перевел эти изумительные стихи философ-поэт Владимир Сергеевич Соловьев! И Платон, и Владимир Соловьев – оба отъявленные идеалисты, а быть отъявленным идеалистом хуже по нынешним временам, чем быть отъявленным мошенником! И сколько ни рычат против них непогрешимые материалисты, а все-таки прекрасное остается прекрасным и вечным, и в такую сияющую снегами ночь как-то теплее, радостней и человечней опереться на плечо идеалистов, заблуждающихся, нежных и грешных, чем на холодное плечо безгрешных, рычащих материалистов, вроде Демьяна Бедного и Владимира Маяковского, который, впрочем, и сам не выдержал – застрелился! Бедный друг! Утомил тебя путь и усталые ноги болят! Так войди же ко мне отдохнуть; догорая, темнеет закат. Не спрошу и тебя, где была и откуда идешь, только к сердцу прижму я любя! Ты покой в моем сердце найдешь! Смерть и Время царят на земле. Ты владыками их не зови! Все, кружась, исчезает во мгле, неподвижно лишь солнце любви! 157

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Соловьев Да, это старомодно, но ведь и я сама старомодна! Помни, Анна, помни! Пройдет еще немного десятилетий, нет, не десятилетий, а лет, и никто не вспомнит старомодных стихов Платона и Владимира Соловьева, забудут лирику Тютчева и Фета! Их книги и труды о них исчезнут в Советском Союзе, и даже их имена забудутся... Будут рычать с эстрады стихи Демьяна Бедного-Придворова (как обыграл в своей эпиграмме его настоящую фамилию Сергей Есенин), да Владимира Маяковского, пока им самим не станет тошно... до самоубийства!.. Правда, моя березка?! И Анна подошла вплотную к своей любимице, обняла ее и нарочно потрясла, чтоб почувствовать падающий с нее снежок на поднятом вверх лице. Вот что я сделаю, решила Анна, пойду завтра после работы в кремлевский ларек и снова встречусь глазами с ним. Поскольку он кассир в этом ларьке и выписывает талоны на оплаченный товар, то встретиться с ним очень просто! Кстати, куплю себе туалетного мыла и зубной пасты. Посмотрим, что он мне скажет! Или по-прежнему будет неотрывно смотреть на меня и молчать?! Анна, радостная и успокоенная, вошла в барак. 14 глава На следующий день Анна Васильевна быстро оделась после работы в свои соловецкие доспехи, боясь, что ее может кто-нибудь задержать. В тревоге шла она в кремлевский ларек за покупками. Ларек был значительно меньше, чем управленческий «Мюр и Мюрилиз», который находился в полуподвальном этаже под финотделом. Это был большой магазин с богатым ассортиментом продуктовых и промышленных товаров, которым мог позавидовать любой магазин в большом районном центре на материке. А к концу 20-х годов, когда повсеместно на материке усиливался голод в связи со сплошной коллективизацией, на Соловках было хорошее снабжение после расстрела прежнего начальника лагеря, который создавал искусственный голод. Соловецкий «Мюр и Мюрилиз» был завален при новом начальнике продовольствием и промтоварами; вопрос стоял только в деньгах, как их заработать в Соловках, а заработать их в Соловках было очень трудно. О воле заключенные знали только по письмам от родных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А там – та же ненависть к смертельному врагу. К немцу. К румыну. К венгру. К финну. И тот же Эренбург, объясняющий, чем плохи немцы, предчувствующие свой конец, и что «добить их нелегко», и почему «мы хотим их уничтожить», и что «напрасно немцы рассчитывают на нашу забывчивость» («Правда» 13/45). И те же выразительные заголовки статей (например: «По следам зверя». – «Правда» 27/45). И те же документальные рассказы о немецких зверствах – теперь уже на землях не только России, Белоруссии, Украины, но и Польши, Венгрии, Чехословакии, Прибалтики, в том числе о лагерях смерти. И такие, например, стихи Демьяна Бедного: «А дай над русским немцу власть,//Так покуражится он всласть,//Покажет нрав немецкий зверский//Детоубийца этот мерзкий» («Правда» 28/45). И те же репортажи из действующей армии, в которых так же слышится один призыв: добить немца! Добить ненавистного супостата!.. Наши русские отцы и деды хорошо знали, что такое ненависть. Умели видеть самую вражью суть, умели ее ненавидеть. Потому и били врага без пощады. Потому и сумели порвать смертельную удавку, накинутую на нашу шею. Потому и познали счастье Победы. Урок, однако… Да, ненависть: вот что пылало в груди советского солдата, шедшего в атаку на врага. Вот что помогло ему пережить все трудности войны и победить. Однако после того, как Победа была завоевана в боях, наше отношение к побежденным немцам быстро изменилось. Как на официальном уровне (антинемецкая пропаганда прекратилась, были изданы предписания, защищавшие права побежденных), так и на бытовом, житейском. Мы – на занятых нами землях – стали немцев кормить, лечить, трудоустраивать, помогать разбирать руины и отстраиваться заново, мы создали им неплохую систему образования, мы построили у них социализм, о котором восточные немцы до сих пор вспоминают с ностальгией. То есть, проявили к бывшему врагу, которого еще вчера ненавидели всем сердцем, – милосердие и тот самый гуманизм. Я думаю, в том случае, если мы теперь доведем начатое дело до конца и добьем врага, бандеровца-русофоба, принудим его к полной и безоговорочной капитуляции (чего я жду и желаю всем сердцем), то на подконтрольных нам территориях бывшей Украины развернется примерно такая же политика. И тогда милосердие и гуманизм вновь получат право на существование, которого сегодня у них нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/08/ch...

Я не хочу средь юношей тепличных Разменивать последний грош души. Но как в колхоз идёт единоличник, Я в мир вхожу, – и люди хороши. Какая чудная аллитерация: «гро ш ду ши»! «Грош души» – это, конечно, нечто, ибо душа человеческая не поверяется «грошем», а совсем иными представлениями. Пропагандистская же направленность этого высказывания достойна разве что упрощённых виршей Демьяна Бедного. Мандельштам упрекает Сталина за насилие, за то, что тот «бабачит и тычет». Упрекает справедливо. Но разве он сам не совершает точно так же насилие, причём, в самой изощренной форме – насилие над сознанием и над самой природой человека, и, почему-то именно русского человека? И какое насилие является первичным – над сознанием и духом или физическое насилие – очевидно… Это следует из мыслительного мира Мандельштама, выраженного определённо и однозначно. Следует сказать и о причине этого «спора» Мандельштама со Сталиным. Связан он с тем идеологическим заблуждением, если не сказать больше – шулерством, которое и позволило дважды в течение одного века совершать революции в России. После каждой революции, как известно, непременно наступает реставрация. Была ли такая неизбежная реставрация в России? Безусловно была, начиная с 1934 года. Но она оказалась, по сути, утаённой от общественного сознания. Если реставрации не было, то ею и является то, что произошло в 1993 году. И по началу реставрационные лозунги слышались. Но так как реставрация в России совершилась ранее, то в 1993 году ничего иного и не могло выйти, как новая революция, на сей раз либерально-криминальная, что не могло скрыть её разрушительной сути. Вот главная подмена понятий нашего времени. Первые же признаки реставрации, не только не декларируемой, но утаиваемой в прежней марксистско-ленинской оболочке, заметны уже с 1934 года. Окончательно она завершается в той мере и форме, насколько это возможно в разрушенной революционной стихией стране, в годы Великой Отечественной войны. Как понятно, совершал её Сталин. Видимо, неслучайно история избрала для этой миссии именно такую личность, не нуждающуюся ни в похвалах, ни в осуждении, но в объяснении… О его жестокости и коварстве мы имели бы право бесстрастно говорить при условии, если бы страна и общество не были разрушены революцией и Гражданской войной, при непосредственном участии, мировоззренческом обеспечении идеологически ангажированных поэтов. Конечно же, жесток. Но объяснять это лишь чертами его характера самими по себе, значит не видеть общего трагического положения России. Причина и следствие тут должны быть точно соблюдены.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/18/...

Им последуя, титуловались также полковники и сотники малороссийские, да и самое войско Малороссийское часто Запорожским войском называлось. А вошло название сие в обычай как для различия от тех полков, кои были в послушании коронных гетманов, так и для удержания прав своих на выборы, кои поляками при всех случаях воспящаемы и пресекаемы были в селениях малороссийских; а запорожские казаки, напротив того, вошедши в выборы малороссийские, прежде сего для них чуждые, и быв удалены от селений и от сообщения с поляками, могли удобно сберечь права и свободы войсковые и отвращать от них насилия поляков. Между тем, гетман Сагайдачный, сведав, что татары крымские, пользуясь замешательствами малороссийскими, сделали в пограничные селения набеги и угнали в Крым многих пленников малороссийских, отправился с пешим войском на лодках запорожских в Черное море. Где одна половина войска поплыла к городу Кефе, а другая с самим гетманом вышла в Сербулацкой пристани на берег и прошла мимо гор Кефских к тому же городу и, атаковав город, сей, от моря и от гор, взяла его штурмом. Пленники, в нем найденные, освобождены и забраны войском, а жители выбиты до последнего и город разграблен и сожжен. Гетман, пройдя горами к городу Козлову, сделал с предместьем его, то же, что и с Кефе; а жители, убравшись в замок, просили пощады и выпустили всех пленников с великими дарами к гетману, который, кончивши так счастливо свою экспедицию, возвратился с пленными и великою добычею в свои границы. Поляки, в опровержение гетмана Сагайдачного, а более, чтобы всеять вражду и междоусобие в войсках малороссийских, выбрали с приверженными к ним поляками гетманом из сотников Демьяна Кушку. И он, вздумав прославить себя военными успехами и заслужить общее тем уважение, отправился с войсками своими в Бессарабию, для освобождения пленных христиан, тамошними татарами на границах Подолии забранных; но, приблизившись к городу Аккерман, был атакован турками и татарами и от них взят в плен и истреблен. На место сего Кушки, поляки, с послушными им полками, для одинаких причин, то есть, во вред Сагайдачному, выбрали гетманом старшину казацкого, прозываемого Бородавка; но Сагайдачный, поймав его, разъезжающего для возмущений по Малороссии, предал суду войсковому, которым и осужден, яко самозванец и возмутитель народный, на смерть и расстрелян пред войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В Никоновском своде 20-х гг. XVI в. говорится также о наказании сообщников Дудики – Козмы и Демьяна (ПСРЛ. Т. 9. С. 91), однако достоверность этого позднейшего сообщения крайне сомнительна. довольно курьезному толкованию П. И. Гайденко, бежал «в немцы» не Дудика, а епископ Лука (исследователь посвящает немало строк выяснению вопроса, что могло заставить Луку бежать из Новгорода после оправдательного приговора ( Гайденко П. И. Еще раз о суде… С. 61–62). При этом исследователь выдвигает правильные, на мой взгляд, предположения, что Жирята происходил из княжеского окружения, а в его деле при Ефреме имели значение антилатинские настроения последнего. НПЛ. С. 161, 470. Столярова Л. В. Указ. соч. С. 13–17. 5; Янин В. Л. Новгородские посадники. Изд. 2. М., 2003. С. 70–71. Столярова Л. В. Указ. соч. С. 14. 5. «И прииде Изяслав к Новугороду и посади Остромира в Новегороде. И иде Остромир на Чюдь и с новгородци, и убиша и Чюдь, и много паде Новгородець с ним» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 118; ср.: Т. 42. С. 65). Об объединении в данной статье событий нескольких лет см.: Гимон Т. В. События XI – начала XII в… С. 658–660; по мнению А. А. Шахматова, сообщение об этом первоначально читалось в статье 1060 г. ( Шахматов А. А. Разыскания... С. 525). Ср. с реконструкцией событий А. Поппэ, рассматривающим дело Новгородского епископа в международном контексте: «Хорошо знавший Луку по Новгороду киевский сеньор Изяслав, должно быть, заступался за Луку и ходатайствовал по его делу и в Константинополе, поддерживаемый теткой Феофаной (по А. Поппэ, родственницей византийских императоров. – М. П.), супругой Остромира. Начавшиеся с ранней осени 1057 г. непрерывные разногласия между новым императором Исааком Комниным и Михаилом Кируларием были известны митрополиту Ефрему, тем более что был он одновременно имперским сенатором (протопроедром, по надписи на его печати. – М. П.). Склока в начальстве благоприятствует самостоятельности решений. Ефрем не только освободил Луку из обособления, но и восстановил его на кафедре в Новгороде» ( Поппэ А. Новгородский епископ Лука–Жидята... С. 365).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Случай Дулумана Евграф Каленьевич Дулуман родился в 1928 г.в семье крестьянина Одесской области. В 1951 г.окончил Московскую Духовную Академию, около года преподавал в Саратовской семинарии. В 1952 г.написал в обком КПСС заявление о разрыве с религией. Вернулся в родной колхоз, работал бригадиром. В 1957 г.выступил в «Комсомольской правде» с антирелигиозным письмом. Окончил Одесский кредитно-экономический институт, учился на философском факультете Киевского университета. Доктор философских наук (1975). Писал книги по атеизму. Открыл в Интернете несколько атеистических сайтов. Одновременно с письмом отца Сергия Желудкова Дарманскому в самиздате распространялось анонимное стихотворение «Новый Иуда», адресованное другому ренегату— Евграфу Дулуману: Первый Иуда, предавший Христа, чувствовал— совесть его нечиста. Мучился, точно в кипящем котле, и успокоился только в петле. У Дулумана иная сноровка. Совести нет, не нужна и веревка— был бы лишь туго набитый карман… Умер духовно Евграф Дулуман . В отличие от Осипова и Дарманского, Дулуман, видимо, вырос в атеистической семье. По его собственному признанию, в детстве он любил порадовать родителей выразительным чтением кощунственных стихов Демьяна Бедного . Но вот после войны мать из-за нужды сдала часть дома семье священника. По словам Дулумана, разговоры с батюшкой увлекли его настолько, что он решил поступить в семинарию. Что было с Дулуманом дальше, лучше всех расскажет он сам. Вот некоторые его ответы с «Атеистического сайта»: «В свое молодое время мне тоже была внушена вера в Бога. На это интенсивное, оторванное от жизни и замкнутое только на Боге внушение и самовнушение я истратил семь лет своей жизни, лучших лет жизни человека— от 17 до 24 лет. Бог не выдержал ни моих научных изучений, ни практической проверки. Теоретически и практически испытав религию и Бога, я узнал о религии и о Боге всю правду. А эта правда заключается в том, что Бога— нет, а религия— опиум верующих. В 1952году я официально порвал с религией и письменно уведомил о своем научном открытии о Боге вышестоящие церковные круги. Я не ставил в известность об этом самого Бога из-за отсутствия такового» .

http://pravoslavie.ru/50509.html

Долой неграмотность! Дело не захлебнулось и после образования Советского Союза, когда процент неграмотных в стране снова вырос — прежде всего за счет Туркестана. В 1925 году энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались, как говорится, «от Москвы до самых до окраин». Этому обществу помогали все знаменитые советские писатели, включая Максима Горького и весьма популярного в те годы Демьяна Бедного. А Владимир Маяковский многократно давал поэтические концерты в пользу ликбезовского общества. Фото: Culture/cultureru.com Максим Горький и Демьян Бедный Критически не хватало педагогов. Наркомпрос пытался оперативно решить эту проблему. Под знаменами ВЧК в 26 губерниях создавались курсы учителей. Но тут система столкнулась с нехваткой преподавателей. Приходилось завозить лекторов из столиц. Комиссия помогала с командировками. Каждый образованный человек с минимальными педагогическими способностями был на счету. Недаром в 1928 году был организован всесоюзный комсомольский культпоход. Это была лихая молодежная атака на неграмотность. Комсомольцы на общественных началах обучали неграмотных — как правило, рабочих. В эту программу входила и борьба с детской беспризорностью. Власть исходила из того, что каждый подросток школьного возраста не только может, но и обязан учиться. Выпускник ликпункта должен был уметь читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства». По тем временам — немало. Учили, как правило, по лозунгам, но старались пробудить у питомцев способности к самостоятельному мышлению. Учитывали социальное положение ученика, его профессию. Сельский учитель обучает узбекских женщин грамоте, 1921 год Фото: РИА Новости Обучающимся сокращали рабочий день на два часа при сохранении зарплаты и пайка. Нередко руководители предприятий — в особенности во времена НЭПа — не выполняли этих предписаний. На них жаловались. Дело доходило до жестких мер: неуважение к ликбезу приравнивали к контрреволюционной деятельности. Кстати, за прогулы уроков на неграмотного могли наложить штраф... Правда, к столь строгим мерам прибегали нечасто. Другое дело — общественные порицания и агитсуды.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/26/prikaz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010