— Приходится слышать критику со стороны представителей ЮНЕСКО, которые обращают внимание на нарушение правил сохранения объектов, входящих в список культурного наследия. Некоторые считают, что памятники находятся в опасности из-за нарушения правил реставрации и активного строительства. — Думаю, основная проблема здесь не в нарушениях правил реставрации, а в нарушении правил диалога между экспертами ЮНЕСКО и российскими реставраторами. Диалог этот налаживается, и недоразумения из-за недостаточной информированности или несогласованности будут сняты. Скажу еще, что работа на памятниках Соловков организована не в порядке какой-либо частной инициативы монастыря или какого-нибудь мецената, а в рамках государственной правовой системы реставрации. Это означает, что приведена в действие вся предусмотренная законодательством масса институтов и структур федерального, регионального и муниципального уровней, включая контрольные и надзорные. В таких условиях чрезмерное беспокойство за судьбу памятников совершенно излишне. — И все же, вокруг монастыря появляется много коммерческих предприятий, в том числе здание нового музея, которые разрушают исторический облик Соловков. — Три года тому назад действительно выдвигался проект генерального плана, который предусматривал такое строительство, о котором Вы говорите. Но здравый смысл восторжествовал, и сегодня принят весьма тактичный и консервативный план. Согласно ему, появятся всего несколько новых объектов: школа, больница, спорткомплекс. Среди них и новое здание музея. (Попутно замечу, относить федеральное учреждение культуры к коммерческим объектам — это неудачная новация из одного неудачного публичного выступления). Над проектом этого здания работали два года. Специально созданный для обеспечения сохранности архитектурного облика Соловков экспертный совет оценивал предложения проектировщиков. Пять вариантов были отвергнуты, остался приемлемый, хотя, наверное, и не гениальный. Затем были пройдены все предусмотренные законом экспертизы. Началось строительство за счет средств федерального бюджета. И здесь начали раздаваться голоса критики в адрес проекта. А где были эти критики раньше? Никто тайны не делал из проекта — он был опубликован в Интернете, публично обсуждался, собрал массу отзывов. Американцы как нация преимущественно бизнесменов согласятся, что дела так не делаются. Если уж опоздал в уходящий поезд, то не надо на этом основании его останавливать. Лучше в другой раз не опаздывать.

http://patriarchia.ru/db/text/4209839.ht...

Культурное наследие и бескультурная застройка: где искать информацию и что может сделать каждый 15 вопросов и ответов о культурном наследии и законных и незаконных стройках 5 сентября, 2018 15 вопросов и ответов о культурном наследии и законных и незаконных стройках По всей Москве активно проводится застройка территории. Небоскрёбы перекрывают вид на панораму города, иногда строительство разворачивается на земле, где когда-то были храмы, а под новой плиткой могут скрываться остатки древнего города. Недавно удалось предотвратить возведение сцены на месте обнаруженного фундамента храма Трех Святителей бывшего Скорбященского монастыря. Что может сделать каждый, чтобы не допустить уничтожения культурного наследия, как проверить законность и можно ли остановить строительство, рассказывает координатор движения Архнадзор Мария Коробова. Какую информацию можно получить о стройке на месте культурного наследия? По Конституции гражданин имеет право получить любую информацию, касающуюся наследия. Даже если территория закрыта, человек имеет право посмотреть его, если это не закрытый объект, который, например, как территория консульств относится к другому государству. Где и как можно получить информацию, считается ли объект культурным наследием? Официальный реестр Мосгорнаследия , содержит сведения по официально зарегистрированным ОКН с разным статусом (федеральные, региональные, выявленные), то есть защищенным законом.  Адреса этого реестра нанесены на опорный план .    Более полная информация о статусах объектов на портале Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы  (ИСОГД). На карте нужно поставить флажок на слое «Историко-культурный опорный план». Легенда откроется, если слева от выбранного слоя, нажать на стрелочку, покажутся две подгруппы, каждую из которых можно развернуть аналогичным способом. Куда делать запросы? Если вдруг где-то идёт строительство на территории ОКН, мы делаем запросы в Департамент культурного наследия города Москвы звонком или через сайт. Но через сайт ответ придёт только через 30 дней: это долго и так можно разрешать только вялотекущие вопросы. Если идёт строительство и объекту культурного наследия угрожает опасность, естественно, нужно звонить на горячую линию, вызывать инспектора на место, узнавать, возможно ли это строительство.

http://pravmir.ru/kulturnoe-nasledie-i-b...

– А разве ты со мной не хочешь дел иметь? – строго спросил его митрополит. – Напротив, владыка святый, я очень счастлив, – отвечал отец Пимен, – но только опасаюсь... – Чего же опасаешься ты? – перебил его строго митрополит. – Ответственности перед кем? – спросил он и, не дожидаясь ответа, прибавил: – Успокойся, не тебе пришлось бы за это ответить, а мне... Не тебя отдали бы за это под суд, а уж скорее же меня за то, что я разрешил... Не тревожься, и как прежде с моего благословения уже строил, так продолжай и теперь, и впредь. Так как это обстоятельство предшествовало тому времени, когда последовал доклад о перестройке колокольни, то весьма вероятно, что вследствие этого-то именно владыка и отозвался с видимым неудовольствием на вопрос архимандрита Пимена «не представить ли план?» Не пришло ли ему тогда на мысль, что Пимен окольными путями добивается письменной резолюции, в которой ему было уже однажды навсегда отказано, и как будто хотел он сказать, отказавшись утверждать план: «Да разве тебе мало словесного благословения, не достаточно – ты добиваешься утверждения плана и вымогаешь от меня письменной резолюции?» После этого отец Пимен был уже осторожнее и никогда не просил письменных резолюций владыки и не раз говаривал: – Почти всю Угрешу заново перестроил и кроме Никольского собора, перестроенного с Высочайшего разрешения, в делах Московской духовной консистории не найдешь ни строчки о постройках и перестройках на Угреше – все сделано по словесному благословению владыки. Это доказывало вполне все его доверие к настоятелю Угрешскому. V Пока дело о покупке дома тянулось вследствие замедления, происшедшего от несоблюдения некоторых формальностей со стороны продавцов, и пока, пользуясь зимним временем, отец Пимен приготовлял материалы для начала кладки колокольни, здоровье Александрова видимо ухудшилось. Он сам, казалось, или не замечал этого, или старался уверить себя, что нет ухудшения в его положении, и продолжал заниматься собственными делами и заботился о благосостоянии Угреши, принимая живое участие даже в малейших подробностях, до нее относящихся. Так около десятых чисел марта месяца, услышав, что в Москву привезли из Тулы мелкой живой рыбы для садки в пруды, он распорядился, чтобы пудов тридцать – для Угрешских прудов, и пожелал видеть, вследствие чего монастырский эконом, иеромонах Нил 23 , возил ему показывать. Он улыбался и смеясь говорил эконому:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Правовой статус земель скитов Земли, на которых располагаются скиты и тони, отнесены к лесному фонду и являются федеральной собственностью. Исключение составляют Секиро-Вознесенский и Сергиевский скиты — они расположены на землях запаса (см. приложение). В советский период, после 1940 года, скиты «забрали служить в армию»: маяк на храме на горе Секирной стал одним из подразделений военно-маячной службы, а обширные луга у Сергиевского скита превратили в аэродром и разместили там авиационную часть. После ухода военных с Соловков во второй половине 1980-х годов земли, которые они занимали, по закону стали землями запаса, что означало мораторий на их использование в любых целях. Для нормального использования они должны быть переведены в одну из категорий земель, например, в земли лесного фонда, земли населенных пунктов (см. приложение) и т.д. Статус земель лесного фонда и земель запаса затрудняет возрождение скитской жизни монахов, так как по закону любой человек вправе беспрепятственно посещать леса, а значит, и территории скитов. Для полноценного восстановления скитов — мест уединенного пребывания братии вне связи с миром — необходимо, чтобы земли в районе скитов были переведены в иную категорию, режим которой позволял бы собственнику, арендатору или пользователю регулировать посещение этих мест: устанавливать часы посещений скитов, а некоторые участки территории вовсе закрывать для посетителей. Основные пути решения этой проблемы мне, юрисконсульту обители, виделись в том, чтобы сделать выборку земель под скитами в строгом соответствии с историческими документами и инициировать перевод участков таких земель в категорию земель населенных пунктов. Перевод участков в иную категорию земель возможен на основании Федерального закона от 29.12.2004 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» путем принятия согласованного в установленном порядке решения органа исполнительной власти Архангельской области. Другую возможность изменения категории земельных участков скитов предоставляет Федеральный закон от 21.12.2004 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» путем внесения согласованных в установленном порядке изменений в генеральный план поселка Соловецкий (изменение границ поселка). Именно этот, второй, вариант отец наместник монастыря оценил как наиболее предпочтительный для обители способ перевода участков в иную категорию земель. Тем более что существовавший тогда генеральный план давно устарел, а поселение само на тот момент было занято разработкой его новой редакции.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5004863...

Господи, у нас нет живых «ниточек» связи со старчеством. Поэтому мы испытываем духовное оскудение в своей жизни. Прости нас, Господи, за это. Враг начинает с невинных вещей, завлекает в грехи. Подымет головную боль да скажет, что надо пойти пройтись, голова и пройдет, ибо душа наша может слышать голоса бесов. Пойдет из келлии по Скиту, подойдет к воротам: «Почему не выйти?» Выйдет. Смотрит: лужайка, скамейка. «Почему не посидеть, здесь очень хорошо!» Сядет, понравится ему здесь. И на следующий день выйдет, и каждый день начнет ходить. Выходит, садится там однажды, и вдруг подходит девочка, начинает заговаривать с ним, он отвечает, познакомились. Вот и идет к себе в келию и думает: «Что же это я делаю?» Опомнился. Идет к старцу и кается. Старец говорит: «Да, это нехорошо, больше не ходи туда, если встретишь где-либо, не кланяйся». Тот слушается старца, и весь злой план диавола рушится. А план был таков, чтобы свести их вместе, чтобы она забеременела и родила, принудила его выходить из монастыря и жениться. А там в миру завертит его совсем, враг заведет у его жены любовников, он будет ревновать. Наконец застанет жену с любовником и сгоряча убьет его и себя. Вот и пропали, погибли бы три души. А старец все разрушил. Поэтому-то враг и ненавидит старчество, ненавидит место откровения помыслов, самый голос, которым это говорится. – Да, батюшка, – говорю я, – когда хочу только записать то, что Вам сказать, мне уже становится, легче, я это замечал. – Да, вы только пишите, а он уже бежит!.. Господи, камертоном, которым определяется уровень христианского жития, является монашество. Только равняясь на него, мы обретаем тот прямой путь, который ведет нас к спасению. А камертоном для монахов является старческое руководство, молитва Иисусова и откровение помыслов. Господи, прости нас: мы мало знаем о старчестве, об откровении помыслов, о творении молитвы Иисусовой. Господи, прости нас, что невинными вещами враг завлекает нас в грехи, заставляет утаивать помыслы, гасит желание иметь старческое руководство. Господи, помоги хотя бы не забывать о необходимости старческого руководства и пробуди в нас желание равняться в своей жизни на правильное монашеское житие и подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Везде он старался его погасить и погасил! Есть монахи исправно живущие, но об откровении помыслов, о старчестве они ничего не знают. Поэтому без старчества во многих монастырях осталась только одна форма монашеского жития, одна внешность. Иисусову молитву теперь редко кто творит, а что за монашество без Иисусовой молитвы? При Екатерине II враг воздвиг гонение на старчество. Екатерина прямо закрывала монастыри, старцы и ученики бежали кто на Афон, кто в западные православные государства. Один из них, Паисий Величковский, бежал на Афон (здесь я не упомнил, как он очутился, кажется, на Западе, в Молдавии, и что дальше, помню только, что ученики его насадили опять старчество у нас и в других обителях после того, как было позволено им снова возвратиться в Россию; и старчество процветало, а теперь везде угасло, забыто). Враг начинает с невинных вещей, завлекает в грехи. Подымет головную боль да и скажет, что надо пойти пройтись, голова и пройдет, ибо душа наша может слышать слова бесов. Пойдет из келии по Скиту, подойдет к воротам:«Почему не выйти?«Выйдет. Смотрит: лужайка, скамейка.«Почему не посидеть, здесь очень хорошо!«Сядет, понравится ему здесь. И на следующий день выйдет, и каждый день начнет ходить. Выходит, садится там однажды, и вдруг подходит девочка, начинает заговаривать с ним, он отвечает, познакомились. Вот и идет к себе в келию и думает:«Что же это я делаю?«Опомнился. Идет к старцу и кается. Старец говорит:«Да, это не хорошо, больше не ходи туда, если встретишь где–либо, не кланяйся». Тот слушается старца, и весь злой план диавола рушится. А план был таков, чтобы свести их вместе, чтобы она забеременела и родила, принудила его выходить из монастыря и жениться. А там в миру завертит его совсем, враг заведет у его жены любовников, он будет ревновать. Наконец застанет жену с любовником и сгоряча убьет его и себя. Вот и пропали, погибли бы три души. А старец все разрушил. Поэтому–то враг и ненавидит старчество, ненавидит место откровения помыслов, самый голос, которым это говорится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=792...

Наконец в 16-м «слове» будет изложено, что еретик обличенный и осужденный не может принести истинного раскаяния и неприятно бывает покаяние его. Начертавши такой план своему сочинению, Пр. Иосиф строго придерживается его или лучше – самый план свой он составил, соображаясь с тем, как написаны «слова Просветителя». Предметы, взятые Пр. Иосифом, весьма разнообразны. Здесь вся система Христианского вероучения. А потому излагать учение Пр. Иосифа так, как оно написано в творенияхъ Св. Отцов г. V кн. 3, значит выписать все его «слова». Но такой трудъ для нашей цели будет излишним, Пр. Иосиф был человек строго Пра- вославный, каждую мысль свою подтверждал свидетельствами Св. Отцов церкви, а потому и его учение строго Православное. У нас совершенно другая цель. Мы рассматриваем творение Пр. Иосифа с научной точки зрения – что т. е. Пр. Отец сделал для нашего Богословия и как он, как ученый Богослов своего времени, раскрывал свои мысли. С этою целью мы приведем на современном языке несколько «слов» из его сочинения в сокращенном виде. Все «слова» Пр. Иосифа имеют одинаковые достоинства, но мы для образца укажем только на два первых «слова», как чисто догматические и на 11-е «слово», предмет которого подвержен был особенному порицанию, как со стороны еретиков, так и со стороны нездравомыслящих Православных. Наконец, приведем два «слова» из последних, которые обращены были к увещанию Православных, что бы они приняли строгие меры против еретиков. Последние «слова» мы выпишем для того, чтобы видеть, справедливо ли они подвергаются порицанию нашей современной литературы. В первом «слове», которое собственно может считаться обличительным, Пр. Отец, отвергая ложное учение еретиков о Св. Троице, сначала излагает положительное учение Церкви об этом предмете и говорит, «что всякий Христианин должен веровать, как и крестится, во имя Отца и Сына и Св. Духа, но едино существо и естество и Божество и едино Царство, начало и крепость и три со- става (или ипостаси) т. е. Лица, которые называются образами и собствами (свойствами).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Торжества в Киеве постарались омрачить злодейством – в эти же дни был застрелен священник Роман Николаев и подвергнута пыткам и убита насельница Флоровского Вознесенского монастыря инокиня Алевтина. К серии политических убийств на Украине теперь добавилась еще и новая страница – расправы с теми, кто еще молится об этой несчастной стране. Это – «европейский шлях»? Впрочем, вопрос риторический – в Европе свято верят своим СМИ. Которые давно разъяснили про агрессора, нападающего вот уже полтора года на мирную Украину. Забыли только объяснить странности статистики. На днях был опубликован отчет Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. По официальным данным ООН, Украину после начала конфликта покинули около 924 тысяч человек (на самом деле гораздо больше). Из них с просьбой к властям других стран о предоставлении убежища обратились более 353 тысяч человек. А еще примерно 570 тысяч с такой просьбой не обращались. И вот что интересно – основная часть покинувших страну направилась прямиком к «агрессору» – в Россию. По словам официального представителя УВКБ, об убежище в РФ официально попросили 348,3 тыс. человек и еще 417,3 тыс. их соотечественников воспользовались в РФ «другими формами пребывания», в частности живут у родственников. Ну, то есть, из 924 тысяч – 765 опять же тысяч. 83 процента. Евроинтеграция удалась, ничего не скажешь. Власти failed state, впрочем, похоже что больше озабочены какими-то другими проблемами. Теперь вот срочно надо одновременно выпросить скидок всяких у России и России же санкции какие-нито назначить. И чтоб трибунал по Боингу (пока сами под трибунал не угодили). С трибуналом пока как-то не очень получается. Но нельзя унывать! Сообщают, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о начале реализации плана Б после того, как Россия наложила вето на резолюцию о создании международного трибунала по крушению Boeing в Донбассе. Об этом он написал на своей странице в фейсбуке. При этом он не стал уточнять, в чем именно заключается данный план. Вообще, все больше это напоминает американские приключенческие сериалы: «Босс, все пропало! – Что ж, самое время для Плана Б. – А что, у нас есть План Б? – Нет. Но если бы он был – для него было бы самое время…». Ну, как-то так примерно.

http://radonezh.ru/analytics/pravda-bozh...

Понятно, что при таком резком двоевластии в монастырском управлении неизбежны были и прямые столкновения между настоятелями и экономами, а натянутые отношения между теми и другими были даже неизбежны. В то же время назначение экономов умаляло права епархиальных епископов, почему последние недружелюбно смотрели на эту должность. Впрочем, так как утверждение приведенной инструкции произошло только в конце 70-х годов XVIII века, то определенно можно говорить о нерасположении к этой должности Преосвящ. Тихона III 330 . Испытывая стеснения и ограничения со стороны светской и церковной власти и со стороны покровителей-казаков, монастыри постоянно должны были считаться и с соседним населением. Еще казацкое население южного Придонья выступало в роли покровителя своих родственных монастырей, хотя это покровительство иногда и тяжело отзывалось на братии. Но и здесь покровительство шло сверху, от Войскового круга; соседи же казаки часто нарушали владельческие права монастырей, как это мы видели относительно Мигулинского и Кременского монастырей: здесь на первый план выдвигались узкопрактические интересы пропитаний и на задний план отходили возвышенные религиозные побуждения. В жизни монастырей северного Придонья такие отношения сделались обычными, за которыми уже не видно религиозного порыва и даже только симпатии со стороны населения. Конечно, отсутствие данных об этих добрых отношениях еще не доказывает, что их совсем и не было. Но в архивных документах только интересы растительной жизни определяют отношения монастырей к населению. В этом отношении монастыри XVII века стояли выше. Тогда при заметной розни придонского населения, по крайней мере, одна часть населения, родственная монастырской братии по племени, являлась его защитницей. Теперь, когда все эти разношерстные элементы населений были нивелированы в общих нравах и бесправии, у монастырей, в их владельческих правах, уже не было покровителей, а были соседи, для которых каждое монастырское угодье, каждая полоса удобной земли была приманкой, портившей добрые соседские отношения. С другой стороны, и монастырское начальство очень ревниво оберегало свои владения. Отсюда постоянные споры, тяжбы и открытые столкновения. Случаи таких споров и тяжб закреплены в архивах относительно Донецкого, Алексеевского, Толшевского, Лебедянского монастырей. Спор Донецкого монастыря с Казанской станицей изложен выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Действуя как председатель Музейной комиссии, Харлампович неоднократно спасал от уничтожения православные святыни и церковную утварь. По свидетельству следователя ОГПУ Шуклина, к ученому часто обращались священнослужители с просьбой " такое-то имущество спасти от ликвидации, такие-то ценности от изъятия или, признав некоторые ценности памятниками старины, оставить их в храмах на хранение; Харлампович как истинный христианин оказывал «всевозможное содействие " . Так, историк ходатайствовал перед Главным комитетом по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы при Народном комиссариате просвещения РСФСР о выделении денежных средств на реставрацию старинных икон Успенской и Троицкой церквей Свияжского женского монастыря . В начале января 1923 года Обществом археологии, истории и этнографии был выработан проект организации двухгодичных археологических курсов и археологической экспедиции для исследования городищ Билярска, Сувара и могильника близ Свияжска. Стараниями Харламповича летом того же года были совершены две археологические поездки: в Булгары и Елабугу. В июле 1923 года Общество археологии, истории и этнографии составило план своих исследовательских работ на ближайшие пять лет. В области этнографии данный план включал изучение русского населения в пригородных селах Казани. В области истории намечалась публикация писцовых книг Казанского края. В 1924 году планировалось подготовить к изданию переписную книгу города Казани 1651 г. Одновременно с этим предполагалось начать исследование вопроса казанской торговли с середины XVI в. до новейшего времени, становления фабрично-заводской промышленности. В 1923 - начале 1924 года, впервые за послереволюционный период, библиотечные фонды Общества археологии, истории и этнографии пополнились за счет обмена изданиями. Научный обмен литературой возобновился благодаря тому, что с 1919 года вновь стали выходить " Известия Общества археологии, истории и этнографии " . В мае 1924 года Харлампович был снят с должности председателя Музейной комиссии. Спустя месяц Татарский отдел Объединенного Государственного Политического Управления при Совете Народных Комиссаров СССР затребовал все протоколы заседаний Музейной комиссии. В них сотрудники ОГПУ надеялись найти все, что могло бы скомпрометировать историка.

http://drevo-info.ru/articles/13681635.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010