Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. 29 марта, 2010 Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. В последнее время открылась ещё одна святая страница в летописи Великой Отечественной войны . Связана она с Прибалтикой и Псковской землей и, в частности, с историей старинного Псково-Печерского монастыря. Благодаря стараниям многих исследователей восстановлена весьма полная картина существования так называемой Псковской Православной миссии в годы 1941–1944. Особенно заметными стали книги Сергея Фомина «Кровью убелённые», Михаила Шкаровского «Церковь зовёт к защите Родины», а также отдельный выпуск Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей. Сегодня же наибольший интерес представляют исследования в этой области, проводимые замечательным псковским учёным историком Константином Обозным. Явление это было подлинно удивительным. Хотя бы даже потому, что создана была Псковская Православная миссия одновременно стараниями главного идеолога нацизма Альфреда Розенберга с одной стороны и советской разведкой с другой. Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. Основная ответственность была возложена на главного организатора разведывательно-диверсионной работы на оккупированных территориях Павла Анатольевича Судоплатова.

http://pravmir.ru/pskovskaya-pravoslavna...

Дудино. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Православная церковь Вознесения Господня в селе Дудино, расположенном на территории государственного национального комплекса Завидово Калининского района Тверской области - один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции. Исследованы документы по этой церкви: 1. Опись Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда тверской Епархии» за 1848 год. 2. Метрические книги церкви Дудина монастыря и села Дудино Тверского уезда Тверской губернии за период с 1717 по 1917 годы. 3. Дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы. 4. Клировая ведомость о Вознесенской церкви села Дудино Тверского уезда за 1910 год . 5. Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год. 6. Материалы для истории упраздненных монастырей Тверской иерархии, 1903 г. 7. Документы по церквямй Тверской епархии на 1915 год. 8. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Никулинского стана Тверского уезда от 23 июня 1814 г. 9. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Тверского уезда от 30 сентября 1821 г. 10. Чертеж дачи под названием Дудин монастырь Тверского и Старицкого уездов Тверской губернии от 01 июня 1912 г. 11. Писцовые книги XVI века. Интернет-сайт Православного Прихода Вознесенской церкви д.Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Александр РЕПМАН. Дудино. Точка отсчета. http://www.tverlife.ru/news/55940.html Вот какие сведения по храму Вознесения Господня в селе Дудино каждый из нас мог прочитать на ресурсах интернета: Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков. Существует версия, объясняющая название села - Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери. Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи... Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.

http://sobory.ru/article/?object=20819

Указатель рисунков Изображение (хромолитография) преп. Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года), писанное при жизни преподобного св. Дионисием Глушицким 1265 . Рис. I. Общий вид Кирилло-белозерского монастыря, со стороны Копани (по фотографии с натуры). Рис. II. Вид Кирилло-белозерского монастыря с мыса Обшары, со стороны Горицкой дороги (по фотографии с натуры). Рис. III. «Меньшой» Кириллов монастырь (Ивановский). Вид со стороны «свиточной» башни (по фотографии с натуры). Рис. IV. Собор Успения Пресвятые Богородицы, церкви: св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. V. План собора Успения Пресв. Богородицы и церкви св. Владимира. Рис. VI. Разрез Успенского собора. Рис. VII. Проект реставрации планов: Успенского собора и церкви св. Кирилла. Рис. VIII. Входные двери в северной стене Успенского собора (по рисунку из альбома Н. Мартынова). Входные двери в северной стене церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. IX. Изображение церкви, по рукописи XV века, Кирил. библ. 19–1096, л. 1 об. Рис. X. Ладоница, устроенная в 1610 году в Кириллове монастыре и хранящаяся в местной ризнице (по фотографии с натуры). Рис. XI. Иконостас Успенского собора (по фотографии И. Ф. Барщевского, 1312). Рис. XII. Фреска на западной стене Успенского собора, в правой кладовой (с рисунка из альбома Н. Мартынова 1266 . Рис. XIII. 1. Разрез церкви св. Владимира. 2. Глава церкви св. Владимира. 3. Надпись на ней. 4. Впадина в наружном пилястре паперти. Рис. XIV. Деталь орнамента и окно на главе Успенского собора. Рис. XV. Церкви: архангела Гавриила, св. Кирилла, Успения, св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. XVI. План церкви св. архангела Гавриила и верхнего этажа над нею (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XVII. Разрез церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XVIII. Фасад церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XIX. Колокольня. Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Материал из Азбука паломники Монастырь при Сергии Радонежском [ править править код ] В 1337 году Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холмеМаковец, в десяти верстах от Хотьково. Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). Первые монастырские сооружения — храм святой Троицы и несколько келий — занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. После ухода Стефана в Богоявленский монастырь будущий преподобныйнекоторое время подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии поселились и другие иноки. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре Сергием вводился общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь, во имя Дмитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет иОслябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону. Монастырь в XV—XVI веках. Первые каменные сооружения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Енисейск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Успенская четырёхпрестольная церковь, с 1990 г. Успенский кафедральный собор, построен в 1793-1820 гг. на месте деревянной кладбищенской церкви. Успенская церковь с верхним холодным храмом свв. Петра и Павла строилась на средства купцов Трескиных. В 1824-1843 гг. купцы Кобычевы пристроили с севепа приделы в два этажа (внизу тёплый - Святителя Иннокентия,  вверху холодный - Александра Невского). Монументальный объём здания венчает двухъярусная колокольня. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Строительная история кладбищенской церкви Успения Богородицы в Енисейске тесным образом связана с интереснейшим периодом в градостроительном развитии городов Сибири, отмеченным масштабными преобразованиями их планировочной структуры и застройки. В соответствии с указом императрицы Екатерины II от 25 июля 1763 года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо» в 1764-1768 годах, по указанию губернатора Дениса Ивановича Чичерина, внесшего большой вклад в реализацию идей перепланировки сибирских городов, в тобольской чертежной был подготовлен первый регулярный план Енисейска.  Этот план Енисейска, несмотря на подписание губернатором Д.И. Чичериным, так никогда и не был утвержден. В соответствии с одним из последующих регулярных планов Енисейска, в его нагорной части, к западу от комплекса Спасского мужского монастыря было определено место для размещения городского кладбища. Земельный участок для этой цели был назначен в северо-западном углу пересечения одной из предполагаемых к прокладке продольных улиц города и поперечной улицы, разбитой вдоль пересохшего русла небольшого ручья, носившего в древности название Сухой Розлок. Обустройство комплекса нового городского кладбища на этом месте завершилось весной 1774 года, когда здесь 11 мая была освящена деревянная кладбищенская церковь во имя Успения Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=15125

Оранки. Оранский Богородицкий мужской монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Согласно планировочному решению с южной стороны от Владимирского собора в 1830-е г.г. (на месте прежней Владимирской церкви XVIII в.) строится новая теплая церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. 22 июля 1833 г. настоятель монастыря, строитель иеромонах Исаия подал епископу Амвросию (Мореву) «доношение», в котором сообщал о своем намерении разобрать старый храм, как пришедший в ветхость и выстроить новый. «…Почему первою обязанностью почитаю испрашивать Архипастырского благословения, не благоугодно ли будет оную теплую церковь перестроить вновь и сделать надлежащей, по планам и фасадам каковой для церкви на благоусмотрение и утверждение Вашего преосвященства при сем почтейнеше представляю…». Получив благословение архиерея на сооружение новой церкви, 4-го августа этого же года настоятель заключил контракт на производство строительных работ с крестьянином из села Городца Яковом Григорьевичем Моховым. В данном документе, между прочим указывалось на то, что «…на месте разобранной церкви (подрядчик обязуется - Авт.) немедленно начать согласно плану рыть рвы под новую каменную церковь, которую и класть мне под надзором господина архитектора, из приготовленных всех потребных монастырских материалов, сообразно выданному отцу строителю от духовного начальства фасаду, не отступая не мало от оного, кроме что все купола церкви снаружи украсить пилястрами…». Как и другие графические материалы, прежде в монастырской ризнице хранились следующие документы, касающиеся зимнего храма: «Фасад прежней теплой церкви и келий» (то есть фиксационный план с изображением храма XVIII века); «План и фасад на построение теплой церкви, утвержденный Преосвященным Амвросием, епископом Нижегородским и Арзамасским, августа 2 дня 1833 года». Однако ни в монастырских документах, ни в документах Нижегородской духовной консистории не называется автор-составитель данных фиксационных чертежей и проекта. К большому сожалению, не сохранились эти документы и до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=05354

Предисловие I. Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова) О человеколюбии Прозорливость и пророчество Чудо, сотворенное чрез Иннокентия Беседа и предсказание о новой религии Беседа и предсказание об учении, о философии и писаниях нового духа вражия Причина изгнания и посвящения во епископа в пензу и саратов Последняя беседа в полунощи и предсказание Отъезд в Пензу, болезнь в Москве и пребывание в Пензе Видение перед смертию и смерть Известие в С.-Петербурге о смерти Иннокентия Видение, бывшее иноку об Иннокентии по кончине его Откровение об Иннокентии епископе и видение отенского монастыря игумену Никону II. Письма к Прасковье Михайловне Толстой Видение Записка III. Огласительное Богословие Часть первая. О вере евангельской Глава 1. О вере Глава 2. О Священном Писании Глава 3. О Символе веры Глава 4. О Боге, по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Отце, Сыне и Святом Духе Глава 5. О Боге по существу Глава 6. О Боге по Ипостасям в Троице Святей – Отце Сыне и Святом Духе Глава 7. О Боге Отце Глава 8. О Боге Сыне Глава 9. О Боге Духе Святом Часть вторая. О законе Божием Глава 1. О законе Глава 2. О любви к Богу Глава 3. О любви ко ближнему Часть третья. О молитве Господней Глава 1. О молитве IV. Письма к графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской за 1832 год 1. О девстве и чистоте. Письмо первое 2. О девстве и чистоте. Письмо второе 3. О хранении данных Богу обетов быть в девственном состоянии 4. О терпении скорбей Бога ради девствующим безусловно ради девственного совершенства, им же утешается и прославляется Бог 5. О том, что время подвизаться противу врагов церкви и веры и их побороть о силе Божией 6. О небесном на земле жительстве, о преподобном иночестве, о всечестнейшем, первейшем звании, состоянии избраннейшем в роде избранных Божиих, об образе ангельском во плоти 7. Какие знамения человека Божиего и сущего от мира? 8. О Царствии Божием и животе вечном. Письмо первое 9. О Царствии Божием и животе вечном. Письмо второе V. Из «тайны» письма (послания) к императору и иные документы Послание 1 Послание 2 Послание 3 Список масонов Послание 4 Послание 5. Записка («тайна») о Фесслере Послание 6. План разорения России и способ оный план вдруг уничтожить тихо и счастливо Послание 7. О действиях тайных обществ на Россию через библейское общество Послание 8. Открытие заговора под звериным Апокалипсическим числом 666 и о влиянии англии под тем предлогом на Россию Послание 9. О революции под именем тысячелетнего Христова Царствия, готовимой к 1836 году в России чрез влияние тайных обществ и англичан-методистов Послание 10. Записка настоятельная, дабы взять решительные меры к прекращению революции, готовимой втайне Примечания  

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

У митрополита Платона в Вифании были любимые места, где в летнее время он любил проводить время, вдыхая ароматный воздух вифанских лесов. Он любил гулять в роще, против семинарии, и эта роща, насаженная по преданию самим Платоном, до сих пор известна под названием Платоновской рощи. У ворот монастырских стояла каменная скамья, на которой часто сиживал Платон с богадельными старцами и любовался на высокий обрывистый берег Вифанского пруда, отделенный от монастыря глубоким оврагом. С этого берега открывался самый красивый вид на пруд и красоту этого пруда – покрытый густою и непроницаемою растительностью таинственный остров. Когда в 1797 году прислан был указ императора Павла I-ro об открытии в Вифании семинарии, Платон на этом красивом берегу и решил построить здание для семинарии. План семинарского корпуса, по указанию м. Платона составлен был самоучкою архитектором штатным служителем Семеном Болдыревым. Этот план имел вид начальной буквы имени учредителя Павла I-ro и имени ее устроителя Платона и был историческим памятником того, что мысль, шедшая с высоты престола от Царственного Ученика, направлялась к достижению той великой государственной задачи, к чему направлена была и деятельность Учителя Государя – Платона «к вящему распространению преподаваемого в семинарии Троицкой лавры учения», организованного духом Платона и давшего благие плоды в жизни. Выполнение этого плана в техническом отношении представляло немало затруднений и мало знакомый с техническим искусством, не всегда трезвый Семен Болдырев оказался ненадежным строителем, и лаврским учрежденным собором из архитекторов низведен был в конюхи. Митрополит Платон освободил его от конюшни, и сам принял на себя обязанности архитектора. Ему в это время было более 60-ти лет, но при строении семинарии он обнаружил удивительную юношескую энергию. Среди толпы рабочих нередко можно было встретить хозяина Вифании – старца митрополита, который своей торопливою походкой обходил начатые работы и своими хозяйственными распоряжениями руководил рабочими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Том 1. Выпуск 2 • Том 2 до второй четверти XVII века (1397–1625) О средствах содержания монастыря Содержание Предисловие к первому выпуску Глава I. Об основании и строениях монастыря Приложения Приложение первое «Перечневая роспись» монастырских дворов «Роспись ис переписных книг перечневая, сколко за кем числом крестьян» Приложение второе Краткое житие преп. Кирилла Приложение третье О времени основания Кирилло-белозерского монастыря. Приложение четвертое О месте погребения разных лиц (XVI–XVII в.) в Кириллове монастыре Приложение пятое «Синодик братский» Приложение шестое Показание кирилловской братии об убытках и повреждениях монастыря во время «литовского разорения” Приложение седьмое Уставная память о бережении и эксплоатации леса, крестьянам Иванова Бору, Федосьина Городка и Милобудской волости (от 28 апреля 1559 года) Приложение восьмое А. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году Б. План Кирилло-белозерского монастыря из альбома К. М. Бороздина (1809 года) Приложение девятое Книги приход и росход, что пошло на оклад Пречистой Богородице и чюдотворцу Кирилу Указатель рисунков Указатель сокращения     Предисловие к первому выпуску Вопрос об устройстве северно-русских общежительных монастырей до Петровского времени принадлежит к числу малоразъясненных отделов современной историографии. Между тем по своему значению в прошлом церковной жизни и государственного быта он вдвойне заслуживает внимания исследователя. В пределах Поволжья и Заволжья монастырский строй складывался с одной стороны под руководством канонических правил и святоотеческих творений (или в силу подражания порядкам, заведенным при указанном руководстве), с другой стороны – под сильным воздействием местных условий жизни. Последние переносили на подробности монастырской организации те самые формы северно-русского быта, которые определяли внешнее положение русской церкви в Московском государстве и составляли отличительное свойство его государственности и юридически-общественных отношений. Так как вся древне-русская жизнь представляла собою одну тесно сплоченную семью бытовых обнаружений, то для историка русской церкви не может не приобретать интереса общая совокупность типических черт в устройстве монастыря, начиная с его внешности, владений, средств к существованию и кончая составом и способами управления, правилами иноческого поведения, богослужебною практикою и книжною деятельностью. С своей стороны, и историк русской жизни найдет внутри монастырской ограды не мало данных, выясняющих мирской склад бытовой обстановки древне-русского человека, тем более, что монастырским обычаям подражали наши предки в своей домашней и хозяйственной, а быть может и государственной жизни, и обители в древности служили вместе и религиозно-просветительными центрами, и административно-юридическими единицами, влиявшими на благосостояние близ лежащей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Том 1 → Содержание Предисловие Глава I. Об основании и строениях монастыря Приложения Приложение первое «Перечневая роспись» монастырских дворов «Роспись ис переписных книг перечневая, сколко за кем числом крестьян» Приложение второе. Краткое житие преп. Кирилла Приложение третье. О времени основания Кирилло-белозерского монастыря. Приложение четвертое. О месте погребения разных лиц (XVI–XVII в.) в Кириллове монастыре Приложение пятое. «Синодик братский» Приложение шестое. Показание кирилловской братии об убытках и повреждениях монастыря во время «литовского разорения» Приложение седьмое. Уставная память о бережении и эксплоатации леса, крестьянам Иванова Бору, Федосьина Городка и Милобудской волости (от 28 апреля 1559 года) Приложение восьмое А. Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 году Б. План Кирилло-белозерского монастыря из альбома К. М. Бороздина (1809 года) Приложение девятое. Книги приход и росход, что пошло на оклад Пречистой Богородице и чюдотворцу Кирилу Указатель рисунков Указатель сокращения     Предисловие Вопрос об устройстве северно-русских общежительных монастырей до Петровского времени принадлежит к числу малоразъясненных отделов современной историографии. Между тем по своему значению в прошлом церковной жизни и государственного быта он вдвойне заслуживает внимания исследователя. В пределах Поволжья и Заволжья монастырский строй складывался с одной стороны под руководством канонических правил и святоотеческих творений (или в силу подражания порядкам, заведенным при указанном руководстве), с другой стороны – под сильным воздействием местных условий жизни. Последние переносили на подробности монастырской организации те самые формы северно-русского быта, которые определяли внешнее положение русской церкви в Московском государстве и составляли отличительное свойство его государственности и юридически-общественных отношений. Так как вся древне-русская жизнь представляла собою одну тесно сплоченную семью бытовых обнаружений, то для историка русской церкви не может не приобретать интереса общая совокупность типических черт в устройстве монастыря, начиная с его внешности, владений, средств к существованию и кончая составом и способами управления, правилами иноческого поведения, богослужебною практикою и книжною деятельностью. С своей стороны, и историк русской жизни найдет внутри монастырской ограды не мало данных, выясняющих мирской склад бытовой обстановки древне-русского человека, тем более, что монастырским обычаям подражали наши предки в своей домашней и хозяйственной, а быть может и государственной жизни, и обители в древности служили вместе и религиозно-просветительными центрами, и административно-юридическими единицами, влиявшими на благосостояние близ лежащей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010