К. с. объединил дворцовое пространство кремлевских теремов и посадское знатных землевладельцев, простых торговцев и ремесленников. С этим собором связан ряд обычаев городской жизни: здесь приводили московских купцов к очистительной присяге (процедура включала благовест с колокольни); рядом помещалась «яма» (тюрьма для должников) и стояли искавшие службы подьячие «от Казанской». У К. с. пересекались 2 центральные улицы и кипела торговая жизнь главной площади, встречали послов; в 1687/88 гг. вблизи собора построили род батареи («раскат») с 2 пушками; в сев.-зап. углу церковного участка традиционно торговали церковной утварью, книгами, гравированными изображениями религ. тематики. Л. А. Беляев Архитектурная история собора Зодчий храма неизвестен (возможно, подмастерье каменных дел Обросим (Амвросий) Максимов, чье участие в строительстве до 1638 документально подтверждено). Архитектура храма соответствует архитектуре московских церквей 30-х гг. XVII в., причем аналогичные здания были построены в Китай-городе, т. е. недалеко от К. с. Собор отличается сдержанностью архитектурного решения. Крупный бесстолпный четверик (стороны снаружи 12,5 м (север-юг) и 13,5 м (запад-восток), внутри 9 и 9,2 м соответственно) с одной массивной апсидой был лишен подклета, перекрыт сомкнутым сводом (информация об этом содержится в записях П. Д. Барановского) и увенчан «горкой кокошников» и световой главой. Одновременно с собором были построены сев.-вост. придел, галереи и колокольня. Планы Казанского собора по результатам раскопок 1989–1991 гг. Л. А. Беляева 1 — собор 1636 г. (1-й этап строительства) 2 — собор 1636 г. (2-й этап строительства) 3 — собор 164750-х гг. XVII в. 4 — собор в нач. XVIII в. 5 — собор в 60-х гг. XVIII в.— 1800-х гг. 6 — перестройки с 1802 г. до нач. ХХ в. Планы Казанского собора по результатам раскопок 1989–1991 гг. Л. А. Беляева 1 — собор 1636 г. (1-й этап строительства) 2 — собор 1636 г. (2-й этап строительства) 3 — собор 164750-х гг. XVII в. 4 — собор в нач. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Археологический раскоп не может совершаться в спешке, но через три дня работы были свернуты. Немедленно восстановить место в прежнем виде потребовала городская администрация. 14 июня 1997 года под звон Троицкого благовеста пласты парковой травы были уложены на прежнее место. Между тем археологи указывали, что земля под захоронением младенца перекопанная. Поиск требовалось продолжить вглубь. Обращала на себя внимание и другая деталь: гранитный бордюр вокруг могилы Колпаковских, открывшийся во время работ, сильно осел именно со стороны «странного» детского склепа. Возможно, в этом месте кем-то делался основательный раскоп. Провалившуюся землю здесь видел в 1937 г. писатель Домбровский. В романе «Факультет ненужных вещей» он упоминает об этом: «Бог знает, что это было: нора, правда тайник или просто земля осела под камнем» 502 . История с поисками в этом месте получила продолжение через семь лет. В 2004 году земля возле могил Базилевских-Колпаковских ковшом легкого экскаватора была вновь поднята. Это не были археологические раскопки. При строительстве в парке нового здания Епархиального управления рабочие наткнулись на старые православные захоронения. Епархия получила разрешение перезахоронить останки возле «губернаторских могил». Раскоп на этот раз был глубоким. Открылась боковая стена подземного склепа Базилевских-Колпаковских. Оказалось, что её кто-то пытался в этом месте пробить, но за первой кирпичной кладкой открылась вторая, и неизвестные отступились. Зато рядом был виден край другого склепа, находившегося именно под найденным в 1997 году младенческим захоронением. Стена его была пробита, свод обвалился. Не тот ли это самый, в котором упокоили епископа Пимена? И на этот раз склеп в спешке закопали. История поиска не окончена. Каков бы ни был результат третьей попытки найти останки святителя, она должна когда-то произойти. Как правило, жилым постройкам суждено пережить тех, кто их строил и тех, кто жил в них. Об особом свойстве старых домов у Бориса Пастернака есть строки: «Они, как призраки, духовны всей тьмой перебывавших душ». Таков был Архиерейский дом города Верного. Построенный заново после землетрясения 1887 года, он помнил достойнейших архиереев − преосвященных Неофита (Неводчикова), Григория (Полетаева), Аркадия (Карпинского) и Димитрия (Абашидзе). Последний, кому дом служил убежищем и местом отдохновения, был епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) . Отсюда дождливым вечером 16 сентября 1918 года он вышел, чтобы никогда уже не вернуться ни в это, ни в иное земное жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

484 Эти два креста опубликовал А. Грабар: Grabar А. La précieuse de la Lavra Saint-Athanase au Mont Athos//Cahiers Archéologiques. XIX. 1969. P. 99 et sq. Fig. 2. 10, 11, 12 et dans Tesoro di San Marco, No 17. P. 25–27. Pl. XX. V; так же как и два фрагмента серебряного креста с бюстами святых, на которых сохранилось только имя свт. Николая – в Dumbarton Oaks, collection No 139: D. О. Collection, Harvard University. Washington, 1955. P. 57–58, avec fig. sur p. 69. Свт. Николай представлен также на обороте креста из Музея истории и архитектуры Новгорода: Банк А. В. Послесловие к статье А. П. Смирнова //Древнерусское искусство и зарубежные связи. М., 1975. С. 42. 485 Костецкая Е. О. К иконографии Воскресения Христова//Seminarium Kondakovianum, II. 1928. Р. 61 et sq.; Frolow A. Le culte de la relique... P. 326. 486 В послании патриарха Мефодия упомянут крест, сделанный на средства некоего Михаила. Предполагают, что речь идёт об императоре Михаиле III (842–867), от которого болгары приняли христианство. Он говорит в этом послании, что с этим крестом Михаил приобрёл «могущественного хранителя жизни». Frolow А. Le culte de la relique... P. 333. 487 Более подробно об этих исследованиях см.: Персов Η. Е., Солдатенкова В. В. Некоторые итоги изучения одного из средневековых «кварталов» Затьмацкого посада г. Твери (по материалам раскопок 1992–2002 годов)//Тверской археологический сборник. Вып. 6. Тверь. В печати. 488 Персов Н. Е. Отчёт об охранных археологических исследованиях на территории 6. Затьмацкого посада г. Твери в 2001 году (ул. Бебеля. 7. Раскоп 56). Тверь. 2002: Он же. Отчёт об охранных археологических исследованиях на территории б. Затьмацкого посада г. Твери в 2001 году (ул. Бебеля, 7, Раскоп 56, Траншея 2). Тверь. 2002: Он же. Отчёт об охранных археологических исследованиях (надзор, раскопки) на территории б. Затьмацкого посада г. Твери в 2002 году (ул. Бебеля. 7. Раскоп 56). Тверь. 2003. 489 Здесь и далее 1, 12×5×1. л. ш.) – (полевой номер, размеры в см (с учётом размера ушка), остатки пороков литья в виде литейного шва). В случае, если не указан год, находка 2002 года. Все публикуемые вещи выполнены в двусторонних литейных формах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В Сибирском крае, хотя уже утвердилось христианство и был свой постоянный архиерей, живший в Тобольске, все еще ощущалась крайняя нужда в достойных священнослужителях. В 1635 г. царь Михаил Федорович писал Вологодскому архиепископу Варлааму, чтобы он выбрал в Вологде и во всей своей епархии протопопа для Тобольска да двух попов черных и трех белых для Тобольска и других городов Сибири и чтобы все выбранные были «люди добрые, крепкожительные и духовные учители, а не бражники». Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства . Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 —дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640) По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640) Потребник (1634, 1636, 1637, 1639) 564], Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640) По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640) 197, 198], Служебник (1635, 1637, 1640) 509, 511] и Триодь цветная (1635, 1638, 1640) По два раза: Апостол (1635, 1638) 123], Триодь постная (1635, 1638) 574], Каноник (1636, 1640–1641) 257] и Шестоднев (1635, 1640) 641]. По одному разу: Евангелие учительное (1639) Октоих (1638) Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636) и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641) Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так, Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. 507, 509] перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. 501] Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства. Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 – дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640). По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640), Потребник (1634, 1636, 1637, 1639), Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640). По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640), Служебник (1635, 1637, 1640) и Триодь цветная (1635, 1638, 1640). По два раза: Апостол (1635, 1638), Триодь постная (1635, 1638), Каноник (1636, 1640–1641) и Шестоднев (1635, 1640). По одному разу: Евангелие учительное (1639), Октоих (1638), Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636), и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641). Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так. Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского Собора 1620 г., 42-я – статья о святительском суде и 46-я – чин на новолетие 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

МДА П. И. Цветкова). Отдельные положения работы тем не менее подверглись критике: в частности, Глаголев критиковал тезис Беляева, что перед пришествием антихриста будет постепенно оскудевать благодать в человечестве и Иисус Христос и Св. Дух удалятся «от среды погруженного в нечестие и безверие мира» (Тезис 73. С. 1028). Кроме того, было отмечено смешение экзегетических, догматических и «практических» наблюдений и рассуждений автора. Современниками работа Беляева оценена высоко с научно-богословской и с практической точки зрения как необходимая настольная книга для священников, миссионеров и тех, кто интересуется богословскими вопросами (отзывы: МОб. 1899. 9; ЦВ. 1899. 17). Докторскую диссертацию Беляева предваряла публикация отдельных ее глав в журналах «Богословский вестник» и «Вера и разум» в 1893-1898 гг. В 1899 г. работа Беляева удостоена половинной премии митр. Макария (Булгакова) в МДА, в 1902 г.- полной премии митр. Макария (Булгакова) от Святейшего Синода (после отзыва проф. КДА С. Т. Голубева). Среди богословско-полемических работ Беляева представляет интерес цикл статей в журналах «Вера и разум» и «Русское обозрение» в 1896 г., вызванный энцикликой Римского папы Льва XIII от 20 июня 1894 г. с призывом к соединению правосл. и др. христ. конфессий с католич. Церковью. Подробно разбирая причины разделения Церквей с исторической и догматической точки зрения, Беляев пришел к выводу, что до тех пор, пока католич. Церковь придерживается догматов, не соответствующих учению древней Церкви, соединение Церквей невозможно. К этим статьям примыкал очерк, посвященный 300-летию Брестской унии, в котором Беляев писал о том, что насильственные попытки церковной унии не несут ничего, кроме страданий, отступлений от веры и губительных компромиссов. Он убеждал читателей в ложности и опасности призывов папы Льва XIII к единению Церквей. Ряд статей и лекций Беляева посвящен истории религии и библейской тематике. Наиболее значительная из них - дис. pro venia legendi (для получения звания приват-доцента) «Идея единобожия в Ветхом Завете».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Scientific heritage of the historian I.D. Belyaev «…Он не был историком героев…, он изучал и восстанавливал серую, будничную жизнь народа …» Н. Аксаков Среди плеяды отечественных ученых XIX в. почетное место занимает имя исследователя русской истории И.Д. Беляева . Он был современником выдающихся личностей своей эпохи: М.П. Погодина, К.С. Аксакова, Б.Н. Чичерина, А.С. Хомякова, С.М. Соловьева и многих других, каждый из них внес весомый вклад в изучение истории Российского государства и развитие исторической науки в целом. При этом фигура И.Д. Беляева не отошла на задний план, а его исследования не затерялась в череде многочисленных публикаций. Многие из них до сих пор имеют важное историческое и практическое значение при изучении актуальных вопросов русской истории. В связи с этим необходимо сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе и его научном наследии 15 июля 1810 г. в семье диакона церкви св. Троицы Д. Н. Беляева родился мальчик, которого назвали Иваном. Будущий известный историк получил начальное образование от своих родителей, которые заложили в сыне основы школьного обучения. Дальнейшее развитие личности Беляева происходило в рамках его приобщения к традициям и правилам церковной жизни. В 1821 г. мальчика отдали в Дмитровское духовное училище. После его окончания Иван продолжил обучение в Вифанской семинарии, где с 1824 г. был определен на низшее отделение. Здесь ему преподавали ряд базовых предметов, среди которых большое внимание уделяли истории. Планируя стать священнослужителем, И.Д. Беляев готовился к поступлению в Духовную академию или монастырь, но его отец оказался против с. 6]. В 1829 г. Беляев поступил в императорский Московский университет на нравственно-политическое отделение, которое впоследствии стало юридическим факультетом. Здесь он познакомился с выдающимися историками своего времени М.П. Погодиным и Н.И. Надеждиным, которые воспитали в молодом исследователе интерес к изучению русской истории с. 6]. После окончания в 1833 г. университета И.Д. Беляев через год поступил на службу чиновником в Московскую Синодальную контору. Здесь И.Д. Беляев получил хорошую практику по проверке и систематизации различных документов, но рутинная работа тормозила в Беляеве развитие исследователя. После многолетней работы протоколистом Беляев в 1841 г. был записан в штат Государственного архива при Московском департаменте Правительствующего Сената. Как полагают современники, молодому Беляеву помог его старый знакомый М.П. Погодин. С этого момента начинается плодотворная научная деятельность историка и его карьерный рост. В 1842 г. И.Д. Беляев был избран соревнователем Московского общества истории и древностей российских. Через несколько лет, в июле 1844 г., исследователь был назначен письмоводителем к инспектору Московских Сенатских архивов, а буквально полгода спустя Беляева зачислили на должность правителя дел при Департаменте Министерства юстиции с. 7, 8].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/n...

IV том. В четвертом томе я подробно остановлюсь лишь на нескольких, при том немногих, параграфах. § 141. Условия действительности и действенности таинств (стр. 32–55). Целая стр. 35 и начало 36-ой дословно списаны из статьи проф. Н.Я. Беляева-Пелагианский принцип в римском католичестве, Православный Собеседник, 1871, т.1,стр. 232–235. Собственно и у Беляева здесь большая часть-выписки из книги Януса-Папа и Собор. Слов Януса о. Малиновский ничем не выделяет, но ставит (в 1 прим. на 36 стр. ) цитату: «Янус. Папа и собор. 76–77. 311 стр. » А потом: «См. о том же еще у проф. Беляева Н.Я. » Как будто о. Малиновский пользуется книгой Януса, а не статьей проф.Беляева, у которого занимает и слова Януса, и цитату на его книгу! Кроме того, после цитаты на Беляева и еще на Соколова примечание продолжается. Оказывается, что все это довольно обширное примечание взято опять у проф.Беляева, стр. 234 прим. А затем более трех страниц выписано из книги проф. В.А. Соколова – Иерархия англиканской епископальной церкви, Сергиев посад 1897. Срвн. Стр. 36 Малиновского и 269. 273. 272. Соколова. Стр. 37 Малиновского и стр. 275–277 Соколова. Стр. 38 Малиновского и стр. 277. 278. 282 Соколова. Стр. 39 Малиновского и стр. 288 Соколова. Обширное прим. 2-ое на 39 стр. см. у Соколова стр. 272 и 271 прим. Списывание почти всегда буквальное, но иногда текст Соколова помещается у Малиновскаго в примечаниях, а примечания Соколова стоят в тексте о. Малиновского. Книга проф.Соколова на этих страницах дважды процитована, но очень осторожно. На стр. 36 из нее позаимствовано небольшое 2-ое примечание. В конце примечания цитата: «См. у проф. Соколова. Иерархия англ. церкви. 372– 373 стр.», хотя в книге Соколова всего 362 стр. (Нужно стр. 272–273). Ясно, что цитата относится к одному только примечанию, которое, кстати сказать, заимствовано и не буквально. На стр. 38 в тексте читаем: «Мнение, что для действительности таинства необходимо не внешнее только, но и внутреннее намерение, признают господствующим в западной церкви». Здесь сноска и в прим.2 цитата на Соколова. След, у Соколова взята только эта последняя мысль, а между тем с книги Соколова выше почти буквально списано две страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Байрон Джордж Ноэл Гордон (17881824) – английский поэт Балакирев Милий Алексеевич (18361910) – композитор, дирижер, общественный деятель Бальзак Оноре, де (17991850) – французский писатель Бальмонт Константин Дмитриевич (18671942) – поэт Баратынский Евгений Абрамович (18001844) – поэт Бартрам Николай Дмитриевич (18731931) – график, искусствовед, основатель и директор Государственного музея игрушки Барышников А.П. – владелец литейно-колокольного завода (XIX в.) Бах Иоганн Себастьян (16851750) – немецкий композитор Бахметев Николай Иванович (18071891) – церковный композитор, директор придворной певческой капеллы (18611883) Белов Василий Иванович (1932) – писатель Беляев A.A. ( см. Августин ) Беляев Андрей Андреевич (18751916) – протоиерей, ректор Вифанской семинарии Беляева (урожд. Любимова) Юлия Александровна (ум. 1920) – супруга A.A. Беляева Беляева Юлия Александровна (19141958) – дочь A.A. Беляева Беляева-Боровкова Нина Александровна (род. 1919) – дочь A.A. Беляева Белякова Екатерина Михайловна (18921980) – художница Березовский Максим Сазонтович (17451777) – композитор 529 Берлиоз Гектор (18031869) – французский композитор, дирижер Бетховен Людвиг, ван (17701827) – немецкий композитор, дирижер Блок Александр Александрович (18801921) – поэт Блуменфельд Феликс Михайлович (18631931) – пианист, дирижер, композитор Бобылева Мария Афанасиевна (18881972) – музыкант, преподаватель фортепиано в Загорске Богданов Вукол – иеродиакон Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (конец XIX в.?) Богданов М. – владелец литейного завода (первая половина XIX в.) Богданов Сергей – певец Большого театра? (первая половина XX в.) Богданов-Березовский Валериан Михайлович (19031971) – композитор, музыкальный критик Бонч-Бруевич Михаил Александрович (18881940) – ученый-радиотехник Борис (ум. 1015) – святой князь-страстотерпец Борис (Семенов) – диакон, келейник архиепископа Августина (19201930-е) Борис Годунов (ок. 15521605) царь Борисова (урожд. Бернард) Нина Павловна (Анненкова-Бернар, Дружинина, 1859/18641933) – писательница, актриса

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Изначально в Троицком храме имелось 2 престола: во имя Св. Троицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. Видимо, ко 2-й пол. XVII в. в нем находились иконы и церковные предметы, известные по описанию 1623/24 г. и повторенные в описи 1636/37 г. (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010). Из значимых вкладов, появившихся в Троицкой ц. в сер.- 2-й пол. XVII в., выделяются пожертвования, сделанные строителем мон-ря, Цветновым. Это т. н. Виленский крест, принесенный в Муром в 1658 г. жителем Арзамаса В. С. Микулиным. По преданию, он обнаружил крест в 1657 г., при взятии рус. войсками г. Вильны. Микулин услышал во сне голос, повелевший отнести крест в Муром и передать его Цветнову для обители ( Травчетов. 1902. С. 51-52). В 1647 г. Цветнов пожертвовал в М. Т. м. напрестольный 8-конечный серебряный с золочением крест весом 1 фунт 3 золотника с вкладной надписью: «Лета 7155 (1647) июня в 5 день сей крест приложил в Муром в дом Живоначальной Троицы гостинныя сотни торговый человек Тарасий, по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по своих родителех» ( Он же. 1903. С. 107). В 1647 г. Цветнов передал в обитель серебряную с золочением водосвятную чашу весом 4 фунта 59 золотников с аналогичной надписью (Там же). Вероятно, и крест и чаша были заказаны в одной мастерской и вложены в обитель в качестве общего дара. Нек-рые вклады Цветнова не имеют точной датировки. Так, в обители имелось Евангелие (М., 1683) на золотообрезной бумаге в 1/2 листа в бархатном окладе с серебряными клеймами на верхней и нижней досках; на среднике было помещено резное изображение Распятия с предстоящими. Имеется свидетельство о том, что «Евангелие это - приклад строителя Цветного» ( Травчетов. 1902. С. 19). Его же даром было серебряное вызолоченное чеканное кадило с серебряными цепями и кольцами весом 2 фунта 90 золотников, с чеканной надписью: «Приложил сие кадило в дом Живоначальныя Троицы гостинной сотни Тарасий, по реклу Богдан, Борисов сын, Цветнов по своих родителях» ( Косаткин. 1906). Н. П. Травчетов, ссылаясь на опись монастырского имущества 1766 г., писал, что это кадило было передано в обитель в 1647 г. ( Травчетов. 1902. С.23).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010