«Мы сейчас вышли на отметку 11 метров, высота собора планируется 44 метра. Планируем подойти к отопительному сезону, к зимнему периоду с тепловым контуром, то есть завершить работы по монолитным и кирпичным работам, установить окна и провести в здание тепло, чтобы можно было в зиму производить реставрационно-отделочные работы. Те задачи, которые ставят перед нами Фонд " Возрождение " и Татарстанская митрополия, мы совместными усилиями успешно выполним», — заверил Владимир Казилов. Участники совещания также ознакомились с предложениями двух компаний-производителей архитектурных декоративных элементов для воссоздаваемого храма. Выбор подрядчика будет осуществляться по итогам конкурса. «В целом строительство идет в заданном темпе, по графику. Хотя тут слово " график " употребить несколько сложно, потому что воссоздание храма — это очень сложный процесс, возникает очень много вопросов по ходу работы. Но в целом вся команда работает согласованно. Есть вопросы, которые требуют решения, например, вопрос обеспечения теплом, устройства инженерных коммуникаций. Сейчас стоят самые длинные дни, но скоро они начнут убывать. Надо максимально использовать летний период, тем более что кладка стен требует внимания и тщательного подхода. В целом настроение у людей, работающих на воссоздании храма, неплохое. Пожелаем им удачи и хорошей работы», — сказал Минтимер Шаймиев, подводя итоги совещания. «Вновь и вновь участвуя в совещаниях по строительству собора, приятно получить урок от Минтимера Шариповича. Сейчас мы рассматривали малые детали декора собора. Насколько профессионально, я бы сказал, проницательно и ответственно он подходит ко всему. И у него постоянно звучит слово " воссоздание " .Это не формальное понимание слова, мы идем буквально сантиметр за сантиметром. Так именно проходили раскопки, так воссоздавался Пещерный храм, так укреплялся фундамент, делалось многое другое», — отметил митрополит Феофан. Работы по возведению Казанского собора начались летом 2016 года, после того, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил 21 июля чин закладки памятной капсулы в основание храма, воссоздаваемого по указу Президента РТ Рустама Минниханова.

http://patriarchia.ru/db/text/4928631.ht...

На рассвете они увидели, что весь островок занимает довольно высокая гора, и вся она покрыта садами, среди которых кое-где виднеются белые стены и зеленые крыши, а вверх от причала идет неширокая каменистая дорога. Людей на острове они не видели, вокруг по-прежнему стояла тишина. — Ланселот, давай пустим Патти немного попастись, — предложила Дженни. — Пожалуй. Да и тебе, наверное, охота походить по твердой земле, Дженни? — Да, очень. Столько дней в море! Мы пойдем с Патти и поищем чего-нибудь зелененького ему на завтрак. — Я поеду с вами, мало ли что… Подозрительный какой-то остров, уж очень на нем тихо. Дженни опустила сходни и помогла Ланселоту выкатить коляску на старый деревянный причал. Патти быстро нашел себе по-травушку — кусты чертополоха возле стены, идущей вдоль улицы. Дорога наверх была вымощена выщербленными известковыми плитами. Дженни осталась с осликом, а Ланселот тихонько поехал дальше по пустой улице. Он поднялся немного вверх по дороге и вскоре увидел в стене незапертые железные ворота. Он подъехал и заглянул в приоткрытые створки: за ними был тенистый сад, спускающийся к воротам широкими террасами. Вьющаяся пологая дорожка из белых плит перебегала с террасы на террасу, а на самой верхней стоял золотисто-белый храм с золотыми куполами-луковицами и крестами. Ланселот въехал в ворота и покатил вверх по дорожке. На ней он никого не встретил, но ему показалось, что чуть дальше под деревьями прямо на земле спят люди. Он поднялся на следующую террасу и увидел маленький красный огонек перед иконой Божией Матери в деревянном киоте, установленном на столбике из белых камней. А дальше он увидел светлую скалу, увитую плющом, в ней вход в темную пещеру за железной решетчатой дверью. Ланселот подъехал к двери и заглянул в нее. Внутри пещерка была неглубокой, размером с большую комнату. Прямо напротив двери на каменной стене висели иконы, под ними висели горящие лампады, а на каменном полу стояли черные кованые подсвечники. Ланселот тронул дверцу — она была не заперта. Он заехал внутрь. В пещерной часовне было прохладно и пахло ладаном. Самая большая из икон изображала Иисуса Христа в Гефсиманском саду. «Моление о чаше», — вспомнил Ланселот и подъехал ближе. Он долго вглядывался в скорбный лик Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Живет подвижник здесь великий, а раньше жил, возможно, зверь. На стук в оконце появилось худое, бледное лицо, но столько света в нем светилось! Как взор теплился горячо! Какая сила в этом взоре, какая мудрость в нем горит! Нет, никакое видно горе не в силах пламя погасить. Казалось: вот живет в пещере страдает, мучает себя, глаза же радостно горели, и нет печали в них следа. Природа мать! Твои законы не поколеблены ли здесь? Дух сбросил плотские перемены, светился в этом взгляде весь. И пораженный, пал Иаков, свои колени опустил, не замечая, сладко плакал и что сказать? Совсем забыл. Глаза в глаза не отрываясь смотрели б так, хоть целый век. Какая сила излучалась, скажи, ученый человек? — Вставай, Иаков! — вдруг отшельник сказал и руку протянул, — Я думал, мытарь или книжник, а это ты к нам заглянул. Благодарю за посещенье, здоров ли Нон, епископ твой? Сколько тысяч приняли Крещенье в Антиохии золотой? Все расспросил подвижник строго (откуда столько знает он?), стоял, как мертвый, у порога Иаков, мудростью смущен. — Ну, а тебе благословенье, наверно, только завтра дам. В час этот завтра, без сомненья, опять пожалуешь ты к нам. И скрылся лик во тьме пещерной, и голос сладостный умолк. Что это — явь, или виденье? Кто грани провести бы мог? И скрылось солнце за Сионом, но жар по-прежнему палит. Идет Иаков восхищенный, идет тропинкою знакомой, и сам с собою говорит. Вдали белеет ветхий храм, и звон разносит по горам! На завтра Иаков в час условный в дверь обветшалую стучит. Ответа нет. В горах безмолвных лишь эхо званное вторит. Опять стучит, глядит в оконце, Пронзит ли взгляд ночную тьму, куда лишь утреннее солнце лучи украдкой шлет ему? Он дверь открыл. Вошел в пещеру, стоит на каменном полу. – О, Боже праведный! Не верю! Он вдруг вскричал, — не быть тому. И в угол бросился проворно (А сердце рвет на части грудь) ………………………………….. В углу бездыханный, безмолвный лежит отшельник на камнях. Глаза открыты. Волос нежный едва колышет ветерок. И пал Иаков, как прибрежный волною грозной смыт песок.

http://pravmir.ru/slovo-o-svyatoy-pelagi...

Поздравляю тебя и всех сестер со Святым Рождеством Христовым. Если не затруднит – узнай, жив ли мой отец. Прошу твоих святых молитв обо мне, грешней, чтобы только не ожесточиться сердцем, поскольку это и есть самая погибель души – ожесточение. Поклон всем, помнящим меня. Увидимся ли мы в этой жизни – вопрос открытый, думаю, что увидимся в России. Положись на волю Божию и делай все не спеша (кроме покаяния, с покаянием надо спешить). Этот год уносит много жизней, много сообщений о внезапных кончинах из Москвы. Господь убирает немощных, может, и нас уберет. Целую, Евдокия. + + + Приветствую тебя, Л-шка многострадальная! Я тебя, Л-шка ждала, теперь буду ждать тебя к Пасхе, на Благодатный огонь. Ты уж, если Бог даст здоровья и деньги – дождись, и приезжай все-таки. Святая Земля – земля праотцев, Господь здесь ее всю исходил. Мы живем в Горнем, во граде Иудове, где впервые в истории человечества прозвучали слова: «Благословенна Ты в женах… Мати Господа Моего…» Вся земля от Адама обагрена кровью ветхозаветных и новозаветных мучеников Господних. Мне бы очень хотелось, чтобы ты погостила здесь… Рождество Христово праздновали в Вифлееме, в пещерном храмике (а над нами служила вся греческая Патриархия в Рождественском огромном храме). Правда, чтобы попасть в храм, пришлось пройти через полицейский контроль на оружие – теперь здесь так на всех палестинских участках, а Вифлеем принадлежит арабам. В нашем Горнем все спокойно, тихо, хотя частенько спрашивают: запаслись ли мы водой, дровами, мукой на случай войны? Мы ничем не запаслись. Более того, пока мы умиленно все дружной семьей молились в Вифлееме в Светлую Рождественскую ночь, какой-то неизвестный залез в игуменские покои, прямо в кабинет матушки и вытащил из сейфа, а, может быть, и вместе с сейфом, все монастырские деньги (несколько тысяч, а, может быть, и десятков тысяч долларов), нам сумму не объявляют, чтобы мы спокойно спали. А вот матушку почти каждый день возят к кардиологу в Тель-Авив (с сердцем плохо). Поисками вора никто не стал заниматься, просто читаем акафист Иоанну-Воину, а там – как Господь управит.

http://pravoslavie.ru/37757.html

При беседе с мирянами у него был один благословенный обычай. Он говорил им: – Дайте-ка я посмотрю на ваши руки. – Зачем же, геронда? – Хочу посмотреть, носите ли вы кольцо 52 . Если вы носите кольца, то мы будем говорить на одни духовные темы, если холосты – на другие. Когда посетители интересовались умной молитвой, он спрашивал их: – Есть ли у вас духовник? Исповедуетесь ли вы? Ходите ли вы в храм, молитесь ли дома? Поститесь ли вы в среду и пятницу? Регулярно ли причащаетесь? Если посетители были людьми семейными, он добавлял: – Соблюдаете ли вы воздержание со своей женой в посты, воскресные дни, праздники? Столько ли у вас детей, сколько дает вам Бог ? Имеете ли любовь к врагам и друзьям? Если вы поступаете так, тогда мы побеседуем об умной молитве. Если нет, то и умной молитвы нет. И времени не будем терять. Один благочестивый студент-богослов, часто посещавший Буразери, задал отцу Арсению следующий вопрос: – Геронда, как возможно, согласно завещанию апостола Павла, творить молитву непрестанно? 53 Старец оказался в действительно трудном положении. Сам он переживал в себе это таинство. Но как объяснить это на словах, чтобы собеседник, еще не посвященный в этот язык, понял тебя? Чтобы выйти из тупика, он вынужден был на мгновение приоткрыть свой внутренний мир, сказав: – Вот, чадо мое, как тебе объяснить? Сейчас с тобой разговаривает мой язык, но в сердце моторчик работает непрестанно. Студент изумился ответу, помышляя о том, «какой, стало быть, пламень окружает этого простенького старца, что одновременно с беседой он сохраняет внутри себя непрестанную молитву!». Студент спросил снова: – Геронда, я знаю, что вы очень строго поститесь. Как вы это выдерживаете? И старец сказал простые, но мудрые слова – плод просвещения: – Ну, вот если у тебя дома мертвец, захочешь ли ты есть и пить? Поразмыслив, впоследствии вопрошавший объяснил мне, что старец непрестанно имеет в себе настолько напряженную память спасительных страстей 54 , что пламя боли и любви одновременно с памятью смертной ослабляют и само естественное и неукорное чувство голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Однажды мама, возвращаясь домой на электричке, читала и проехала свою станцию. Сережа ее ждал. Вернулась на другом поезде среди ночи. Подходя к дому, переживала: «Что же он один делает?» Зашла и видит: Сережа молится, готовится к причастию. – Сыночек! Проехала остановку... – Мамо, а я уже решил: буду звонить в милицию, в больницы... Варвара Ивановна заметила, что сын заметно переживал, но не плакал, как она ожидала, и, положив около себя молитвослов, Евангелие, внимательно молился. Было ему тогда около тринадцати лет. Примерно в то же время произошло следующее. В музее осмотрели экспонаты на первом этаже, надо было подниматься на второй, а Сережа вдруг говорит: «Мамо, вы як хочэтэ – идить, я дальше никуды не пиду». Дал понять, что ему это не нужно. С тех пор походы в музеи прекратились. Нечто подобное вышло года через три с поездками на море. Сережа буквально на второй день сказал: «Мамо, не надо мне ничего. Не хочется ни загорать, ни купаться». Она удивилась: «Как же так? Ведь только что приехали». Но настаивать не стала, согласилась: «Правильно. Нечего терять время». Уехали, а прежде почти каждый год отпуск проводили на море. Может быть, тогда душа Сережи почувствовала, что поверхностные музейные впечатления или праздная пляжная жизнь не приблизят его к Богу, к Которому он стремился? Примечательно, что он с интересом продолжал посещать с мамой после службы ботанический сад или зоопарк. Брали с собой полные сумки еды. Покушают и наблюдают за животными, растениями. Наверно, тогда в каждом творении Божием мальчику открывался Сам Господь. В тени каштанов читали, а иногда Сережа дремал на одеяльце до вечерни. Ходили также среди руин Ионовского монастыря, Зверинецкой пещерной обители, еще не возрожденных. Спускались вниз к Выдубицкому монастырю. Но когда Сережа стал иподиаконствовать, свободного времени для таких прогулок почти не осталось. «Недостойный» Классный руководитель – учительница русского языка Мария Васильевна знала, что Варвара Ивановна водит своего ребенка в храм. Пытаясь повлиять на Сережу, она стала давать ему литературу, чтобы тот готовился к приему в комсомол. Сережа не решился сразу объявить ей «войну» и принялся читать ее книжки. Как-то мама зашла к сыну в спальню: «Сережа, ты что читаешь?» – А он «хлоп» эту книжку и под кровать! – «Сережа, что такое? Ну-ка, давай сюда!» Там было что-то о пламенных революционерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, великая Иверии устроительнице. Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице. Радуйся, всех благочестно и богоугодно жити хотящих мудрая наставнице. Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице. Кондак 7 Хотя всезлобный враг доброму твоему начинанию сотворити препятствие, посылая в 1204 году правителя Римскаго султаната с требованием отказа Иверии от христианства и принятия ислама, ты, благая царице Тамара, отвергла это требование, и в битве близ Бассиани победив хитрость и коварство врага, о чем возрадовашеся, благодарно воспеваем Богу: Аллилуия. Икос 7 Новый труд и новый подвиг в пещерном житии восприяла себе, святая благоверная Тамара, в устроенном тобой молитвенном храме Вардзил усерднейшее Христу Богу служение, и мы умными очима взирающе непрестанно взываем к тебе: Радуйся, коварнаго врага христианского победившая. Радуйся, и пещернаго иноческаго пребывания достигшая. Радуйся, обителей монашеских хранительнице. Радуйся, 365 пещер и храм Вардзил построившая. Радуйся, много легенд о вечной жизни твоей снискавшая. Радуйся, заповедей Божиих верная исполнительнице. Радуйся, в иноческих трудах непринужденная подвижнице. Радуйся, теплая о нас молитвеннице. Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице. Кондак 8 Странное и скорбное житие, единому Богу работающее, сего ради и мы Богу, тако тебе научившему и вразумившему, присно поем: Аллилуия. Икос 8 Все твое попечение, благоверная царице Тамара, всезлобному рода христианскаго врагу сопротивляющеся, и гордую его главу попирасте, общаго Творца прослависте. Тем же и Слава Божия возсия из келии твоей и озари все концы земли, чесо ради таковое похвальное воздаем тебе пение: Радуйся, Единому Богу работающая. Радуйся, вражия гордыни крепко смиряющая. Радуйся, глубоким смирением и кротостию украшенная. Радуйся, Мудростию от Бога обдарованная. Радуйся, в непрестанной молитве последние годы жизни проведшая. Радуйся, и жизнь земную мирно скончавшая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Вероисповедания следует, так же как и племена, отыскивать по их живым остаткам; но тут критике представляется труд ещё огромнейший. Племена смешались, но по большей части сохранились. Религии старые по большей части исчезли без следов перед новыми сильными и многообъемлющими мирами. Хотя следов видимых не осталось, но осталась та жизнь или, лучше сказать, тот строй умственной жизни, который в старину определял местную веру, а теперь даёт особенный характер каждому отделу больших кругов религиозных. Памятники истории религий. – Значение характера памятников зодчества. – Древнейшие принадлежат Эфиопии; их хронологическое отношение к памятникам Египта и южной Индии Магометанство Ирана не есть Ислам Египта и Турции; Буддизм Китая не похож на учение Санскритского Шакья-Муни, и даже Христианство, при всей его чистой, при его возвышенности над всякой человеческой личностью, принимает разные виды у Славянина, у Романца, или Тевтона. Новая вера не изменена старой, но индивидуальность народов не теряет своих прав, точно так же как и индивидуальность людей. Для истории религии мы имеем более основ, чем для истории государств. Кроме тех письменных памятников, о которых было говорено, т. е. летописей Еврейских, Китайских, Греческих, Цейлонских и Римских мы имеем отрывки поэзии и законоположений, остатки зодчества и обломки ваяния, которые, может быть, древнее всех летописей. Почти бесполезные для истории, они раскрывают целый мир религиозных и философских мыслей, который важнее рассказа о бывших государствах. Ниневия исчезла без следов, и от всей славы Ассура осталось только поле, покрытое кирпичами, и с непонятными знаками: поэтому, какие бы ни были права юго-западной Азии на древность в зодчестве, мы должны оставить их без внимания. Между Египтом, Эфиопией и Индией остаётся сомнительный спор, что всякий, кто проследил беспристрастно ход подземных памятников Индии, основное их начало, усовершенствование по мере отдаления от морского берега и разногласие копаных храмов с жизнью народа, не-троглодитского, всякий, кто заметил, что эти храмы связаны с системой религии чувственной и жестокой и с системой племени почти чёрного, уже признал новость памятников зодчества Индостанского в сравнении с храмами и обелисками Куша и Мисраима. Точно такое же рассуждение ведёт нас к подобному заключению в споре Египта и Эфиопии. Чем далее здание к истоку Нила, тем оно простое и ближе к стилю пещерному, тем сходнее храм (жилище Божие) с человеческим жилищем, и тем первобытное и одностроннее форма. Чем более проникаем на Север, в долину Египетскую, тем смелее строение вырастает из земли. Пещера уже не вырывается, а складывается из каменных масс, и таинственный монолит, уходя в глубину святилища, свидетельствует и о древнейшей форме храма, и о новых усовершенствованиях зодчества. Эфиопия есть бесспорная колыбель Египта политического и религиозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

232 Ср.: Grabar A. Martyrium: Recherches sur le culte des reliques et l ’art chretien antique. – Paris, 1946. – Vol. 1; Ward-Perkins J.B. Memoria, Martyrs Tomb and Martyr’s Charch//Art, Archaeologz and Architecture of Early Christianity. – New York; London, 1993. – P. 20–37. 235 Лепер P. X. Дневники раскопок III квартала в 1910–1912 гг.//X. сб. – 1930. – Вып. 3. – С. 77. 236 Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес. – С. 74; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 191. 237 Ср.: Pulz A. Die fruhchristlichen Kirchen... – S.67; Романчук А. И. Очерки... – С. 235; Могаричев Ю. М. Средневековый Крым//Древний и средневековый Крым. – Симферополь, 2000. – Ч. 1. – С. 126; Rozpedouski ]. Kosciol z krypta w Chersonesie//Восток – Запад: межконфессиональный диалог. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2002. – S. 32. 241 Ср.: Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес. – С. 74; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 192, прим. 4. 246 Первые раскопщики подземного храма писали, что открытый ими «погреб», судя по монетам, «принадлежит древнейшему Херсонесу» (Отчет императорской ООИД с 14-го ноября 1883 г. по 14-е ноября 1884 г. – С. 20). Ср.: Гриневич К. Э. Херсонес Таврический. – С. 47; Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес. – С. 74; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 191; Якобсон А. Л. Крым в средние века. – М., 1973. – С. 20; Беляев С. А. Пещерный храм... – С. 40. 247 См.: Laskaris M.G. Monuments funeraires paleochretiens (et byzantins) de Grece. – Athenes, 2000. – P.144–146; Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству. – К., 2000. – С. 93; Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. –С. 62–64; Сазанов А. В. Погребения в христианских храмах Херсонеса XI–XIV вв.//Херсонес Таврический. У истоков мировых религий. Материалы науч. конф. – Севастополь, 2001. – С. 46. 248 Mango М. М. Pilgrimage//The Oxford History of Byzantium/Ed. by C. Mango. – Oxford, 2002. – P. 116; Арнаутова Ю. E. Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века. – СПб., 2004. – С. 323.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местные христиане молились в древней пещерной церкви, не имея возможности выстроить новый храм. В этом им отказывали мусульманские власти, отличавшиеся, по словам Григоровича-Барского, редкостной нетерпимостью: «хощут бо неверныи, да народ христианский вовсе оттуда изкоренился, обаче изволением Божиим не точию не умаляются, на наипаче избыточествуют». 435 Далее на север значительная православная община отмечена в Искандеруне, морских воротах Халеба. Христиане жили в других местностях по периметру Искандерунского залива и в Киликии – городах Баяс (Паяс), Адана, Тарс и др. Паяс в 1613/4 г. стал епархиальным центром, что связывают с экономическим значением района, примыкавшего к Искандеруну. 436 В Киликии и Искандеруне, наряду с православными арабами, сохранялось и компактное греческое население (колонии киприотов). 437 Окраины Антиохийского патриархата: север и юг Османские переписи XVI века упоминают значительное христианское население в сельской округе Халеба – 3386 домов в 1584/5 г. В последующие полтора столетия почти все эти христиане переселились в Халеб. 438 Православные общины известны и в небольших городках этого региона. Уроженцем Килиза (в 60 км к северу от Халеба) был Софроний, в 1770-х гг. занимавший последовательно иерусалимский и константинопольский патриаршие престолы. Настоящую terra incognita Антиохийского патриархата представляют обширные области Восточной Анатолии. О местных православных общинах сохранились лишь отрывочные сведения, не складывающиеся в стройную картину, но тем не менее позволяющие сделать вывод о значительном христианском присутствии в регионе к моменту османского завоевания. В течении XVI века это православное присутствие резко сокращается. Прекратили свое существование архиерейские престолы Эдессы, Нисибина и Маяфарикина. Единственным архиереем в Верхней Месопотамии остался митрополит Амида (Диярбакыра). 439 В колофоне одной мелькитской рукописи сообщается о поездке в 1593 г. патриарха Иоакима ибн Зияде в Амиду для улаживания проблем с губернатором Испир-пашой, притеснявшим местных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010