Святилище Деметры и Коры и храм Аполлона в Кирене. IV–VI вв. до Р. Х. Святилище Деметры и Коры и храм Аполлона в Кирене. IV–VI вв. до Р. Х. С IX в. до Р. Х. началось освоение финикийцами берегов обоих Сиртов: археологические находки свидетельствуют о контактах этой зоны с Сиро-Палестинским регионом в VIII-VII вв. до Р. Х., когда, по всей видимости, здесь и выросли финик. колонии Лептис, Сабрата и Эйя, которые с кон. VI в. до Р. Х. получили самоуправление, в связи с чем сицилийские греки дали этой области название Триполь (Tripolis, Троеградье). С 640 г. до Р. Х. колонисты из Древней Греции устремились на Восток, в 630/1 г. до Р. Х. они основали Кирену (возможно, от ливийского - родник) и овладели прилегающей к ней округой, позднее получившей название Киренаика. Ряд берберо-ливийских племен, отошедших к югу, сохранили независимость. Египетский этноним «лебу» греч. классики восприняли как Λβιοι (в отличие от Λβυες из еврейско-эллинистической лит-ры, откуда произошло рус. слово «ливийцы») и в 1-й пол. I тыс. до Р. Х. распространили его на всех автохтонных обитателей Сев.-Зап. Африки (включая нумидов и мавров на территории совр. Туниса и Алжира) в противоположность переселенцам из Финикии и Эллады. Если Гомер понимал под Л. Африку к западу от Египта ( Homer. Od. IV 85; XIV 295), то Геродот и Эратосфен вложили в этот хороним значение всех известных эллинам земель на континенте (напр., Herod. Hist. II 12). Между XI и VIII вв. до Р. Х. в Феццане и на юге Триполитании, вокруг Гарамы (ныне в районе Джермы) сложилось самое раннее из известных политических объединений берберо-ливийцев - Гарамантида. Его верхушка могла происходить из среды «народов моря», вторгавшихся в Сев. Африку со стороны Средиземноморья в XV-XII вв. до Р. Х. Но ассоциируемые с Гарамантидой надписи, сопровождающие многочисленные наскальные росписи со сценами пастушеского и охотничьего быта, выполнены письмом, генетически связанным с финикийским и предковым по отношению к древнеливийскому, а через него - к туарегскому алфавиту тифинаг. Старейшее письменное упоминание о гарамантах принадлежит Геродоту, к-рый оставил описание их развитого ирригационного земледелия, основанного на использовании вод Нила и Меридова оз. через обширную сеть каналов, ведущих к Сирту ( Herod. Hist. II 150), а также войска на квадригах, усмирявшего сахарские племена «пещерных эфиопов» - предположительно предков позднейших тубу ( Herod. Hist. IV 183, VII 184). Обычаи гарамантов, связанные с ритуальной татуировкой и искусственным шрамированием, в изображении античных географов (прежде всего Плиния Старшего , к-рый упом. также о частых групповых браках среди них - Plin. Sen. Natur. hist. V 36) имеют сходство с таковыми у «лебу».

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Все остальные гробницы были разрушены; царские мумии выброшены и, валяясь на песке, рассыпались пылью под ногами прохожих. Только летучие мыши, гиены да шакалы гнездились в гробах. Воры грабили их тысячу лет, но всё не могли разграбить дочиста. Как пели слепые певцы на пирах: Слышал я и о том, что постигло праотцев: Стены гробниц их разрушены, Гробы их запустели, как гробы нищих, И место их не узнает их: Были они, как бы не были. Тут же, в дикой скале, похожей на лежащего льва, вырублен был, неведомо кем и когда, великий Сфинкс. Лицо его было первое изваянное в камне лицо человека. Имена его: Ра-Хармаху– Солнце-на-краю-неба; Ху-Зешеп – Ужасный-Сверкающий; и Хепэр—Воскресающий. Вечно засыпаемый песками, подымал он из них голову с таинственной улыбкой на плоских губах, чтобы увидеть первый луч восходящего солнца, и в каменных очах его был сверкающий ужас смерти – воскресения. Неподалеку от Сфинкса находился храм, построенный тоже неведомо когда и кем. Четырехгранные столпы, потолочные брусья из таких исполинских глыб, что трудно было поверить, что они вырублены руками человеческими – всё из черного гранита, – гладко, голо, божественно просто. Храм не был разрушен: и разрушать в нем было нечего; но запустел, как всё кругом. Мимо проходила большая дорога из Мемфиса в Гелиополь. Постоялый двор с харчевней приютился в храме. Алебастровые плиты пола были заплеваны, и зеркала гранитов потускнели от кухонного чада. Однажды, в конце зимы, пастухи держали ночную стражу на Ростийском поле: скотские стойла находились в пещерных гробницах по склонам соседних холмов. У самого подножья Сфинкса развели большой костер из кизяка и дурровой соломы. Ночь была холодная, степной ковыль побелел от инея. Путники, не нашедшие приюта на постоялом дворе, присоседились к огню пастухов. Между ними был Иссахар. Когда царь Ахенатон уехал из Города Солнца в Мемфис, он отправился за ним, но, не найдя его там, начал разыскивать. Тут же был дядя Иссахара, купец Ахирам, ехавший в город Танис по торговым делам с молоденькой невесткой своей, Тавифой, и Юбра, бывший раб Хнумхотепа; раненный в Нут-Амоновском бунте, он долго болел и только теперь выздоровел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

В описании осады Иерусалима в 70 году Титом Флавием Веспасианом, провозглашенным тогда же римским императором, гробница Иосифа Аримафейского была упомянута, устроенной по типу обыкновенных одиночных пещерных еврейских гробниц. Это и со стороны подтверждает, что Гроб, где погребен был Христос, был высечен в природной скале, внутри невысокого холма в виде двух камер или частей: входной и еще собственно погребальной. Вход в пещеру устроен был по обыкновению на восток и задвигался, закрывался большим камнем. Место погребения во второй части пещеры высечено было в виде ложа, или прилавка к стене, или лежанки, по правую сторону от входа. Высота усыпальницы была несколько выше роста человеческого, а высота входа около трети роста человека. Расстояние гробницы Иосифа от Голгофы было около 17 саженей (или 120 фут.)… Около половины второго века римский император Адриан, решив эллинизировать иудеев, приказал засыпать все неровности местности и холмы иерусалимские и потом на месте христианских святынь воздвигнуты были языческие капища для Юпитера и Венеры. Но в 333 году, по повелению императора Константина Великого, капища эти были срыты, насыпи свезены и тогда пещера с Гробом Христовым была открыта в неприкосновенности. Великолепный богатейший храм окружил эту христианскую святыню, но внешность пещеры Св. Гроба была изменена: чтобы удобнее поместить ее в храм, самую гробницу отделили от скалы входной (вестибюльной) части, так что сохранена была только погребальная часть пещеры… Затем с седьмого столетия персы, евреи, арабы и турки, побеждая греков, употребляли все средства стереть с лица земли погребальное ложе Богочеловека и хотя большая часть стен и верх пещеры были уничтожены, но самое ложе и нижняя часть стен пещеры несокрушимо устояли до настоящих дней, как подлинные и несомненные памятники, освященные пребыванием в них Христа Спасителя. И до конца дней многогрешной земли это освященное каменное ложе будет привлекать к себе верующих, давать им отраду, успокоение отпускать с примиренной душой припадающих к нему…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

190). Рим. форт Каср-Бушир. III в. Рим. форт Каср-Бушир. III в. В Герасе можно видеть агору (мацеллум, 30-е гг. II в.) - октагон с обходом и 4 конхами по диагонали; в худшей сохранности находится октагональная агора в Гадаре. Также сохранился ряд театров: роскошно декорированный юж. театр в Герасе (между 81 и 96), небольшой зап. театр в Гадаре (II в.), огромный, вырубленный в крутом склоне театр Филадельфии (169-177). Полностью восстановлен одеон Филадельфии (сер. II в.), в хорошем состоянии дошел до нас одеон Герасы - т. н. сев. театр (ок. 161-166, перестроен в 225-235, реконструкция). Поднят из руин и частично отреставрирован относительно небольшой ипподром в Герасе; там же местами даже со сводами сохранились зап. и вост. термы (3-я четв. II в.). Отдельно стоящие мавзолеи были кубическими, с пирамидальными крышами, перекрытые цилиндрическим (Эль-Кувайсма на юге совр. Аммана) либо купольным (Каср-Нувайджис на севере совр. Аммана) сводами, часто имели портики (Эль-Кувайсма, гробница центуриона Германа в Биркетейне близ Герасы). В Гадаре сохранился подземный гипогей Геладиса, позже превращенный в крипту храма. Хорошо известен пещерный мавзолей Ахль-эль-Кахф на юге совр. Аммана, почитающийся в исламе как пещера 7 спящих отроков. В Авиле исследованы десятки скальных гробниц с качественной провинциальной фигуративной живописью (в основном III-IV вв.). В нек-рых городах раскопаны основания жилых домов. В Умм-эль-Джимале (к востоку от Эль-Мафрака на плато Хауран) целый ряд домов, возведенных из прочного черного базальта, сохранился на значительную высоту (напр., т. н. преторий - 2-этажное, видимо, адм. здание). Из Дома муз и поэтов в Герасе происходят замечательные по качеству мозаики (II в., хранятся в основном в Пергамон-музее в Берлине, фрагменты - в неск. собраниях США), близкие к произведениям антиохийской школы. Храм Артемиды в Герасе. Ок. 150–170 гг. Храм Артемиды в Герасе. Ок. 150–170 гг. На пограничной территории И. сохранилось уникальное количество фортификационных сооружений II-VII вв., в которых части разного времени не всегда четко различимы.

http://pravenc.ru/text/578380.html

8:32. Гроб отца. Родовые пещерные гробницы этого периода служили для многократного использования. Покойник помещался в гробницу лицом вверх, а вокруг раскладывались его личные вещи. 8:33. Ваалвериф. Титул «Ваалвериф», означающий «господин завета», принадлежал божеству, которого почитали в Сихеме (где жила одна из наложниц Гедеона). См. также коммент. к 9:46. 9:1–57 Авимелех 9:1. Сихем. Древний Сихем отождествляют с современным селением Телль-Балата, к востоку от Наблуса и в 35 милях к северу от Иерусалима. Возможно, благодаря соседству со знаменитыми горами Гаризим и Гевал, земля Сихема на протяжении многих веков считалась священной. Выгодное стратегическое положение Сихема у восточного прохода между этих гор делало его важным торговым центром. Уже в период средней бронзы I Сихем упоминается в египетских текстах фараона Сенусерта III (1880–1840 гг. до н. э.). В амарнский период (XIV в. до н. э.) Сихем процветал и считался одним из крупнейших городов Ханаана. Правитель Иерусалима жаловался фараону, что царь Сихема, Лабайу, уступил часть территории хабиру (дополнительную информацию см. в коммент. к Нав. 5и 9:1). Город площадью около 6 акров был окружен стеной с воротами на востоке. Внутри города, на холме, возвышался храм. В период судей (железный век) Сихем не претерпел значительных изменений. Он не был завоеван Иисусом Навином и, соответственно, в этом слое не обнаружены следы разрушений. Вероятно, храм на холме – это «капище Ваал-Верифа», упоминаемое в ст. 46. Следы трагедии, описанной в ст. 49, видны в развалинах и пепле слоя XI, датируемого концом XII в. до н. э. 9:2. Право первородства в Израиле. На древнем Ближнем Востоке право первородства соблюдалось не всегда. Из многих текстов явствует, что дети разделяли наследство поровну. Что касается наследования власти, то в некоторых культурах братья имели преимущество перед сыновьями. Иногда право назначать наследника принадлежало царю, причем в некоторых случаях требовалось согласие подданных. У израильтян первенцы обычно имели определенное преимущество, однако и наследство, и власть далеко не всегда доставались первенцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В 1991 году несколько кружковцев и их друзей начали расчистку Гнилецких пещер от обвального грунта и мусора. Первым участком работы стал подземный храм преподобного Феодосия Печерского: во-первых — самое святое место в пещерах, во-вторых — именно здесь перемены к лучшему были бы сразу заметны для других посетителей как потенциальных союзников в волонтёрском начинании, в-третьих — в начале ХХ века храм был реконструирован, и наличие бетонного пола «спасало» ребят от конфликта с законом, поскольку они не задевали древний «культурный слой». Вскоре, по слухам среди знакомых и по раскопам в других уголках лабиринта, волонтёры узнали, что в пещерах работает археологическая экспедиция. Мобильных телефонов и Интернета тогда ещё не было под рукой, и две группы тружеников «Церковщины» ещё долго искали друг друга: ведь волонтёры приезжали на раскопки только в выходные дни, а профессионалы — в будни. Для меня символично, что первый контакт между ними — в телефонном разговоре — состоялся 5 февраля 1992 года, в третью годовщину моего первого визита в урочище. Когда открылся новый археологический сезон, волонтёры и члены экспедиции работали уже плечом к плечу. Окончив институт, я поступил на работу в отдел «Киев подземный» Музея истории Киева, созданный в 1990 году для исследования исторических подземелий города и организовавший ту самую экспедицию в «Церковщине». В середине 90-х стало ясно, что обозримое будущее экспедиции — держаться на энтузиазме, без надежд на экономическое развитие. Между тем, подземные памятники следовало не только изучать, но и охранять, возрождать, открывать для посещения. Для тех подземелий, которые были пещерными монастырями, оставался один выход — совместный патронаж Музея и Церкви. Задекларировав в 1988 году отказ от гонений на религию и намерение возвратить верующим отторгнутые святыни, правительство СССР не успело разработать долгосрочную программу поэтапной передачи церковным общинам сооружений, занятых светскими учреждениями. Не был также разработан механизм эффективного взаимодействия Церкви и государства в опеке над теми святынями, которые официально признаны памятниками истории и культуры. Проблема осталась в наследство постсоветской Украине, где так и не была решена своевременно. Возвращение святынь нередко сопровождалось конфликтами, а позитивный опыт взаимодействия памятникоохранных инстанций и церковнослужителей нарабатывался путём проб и ошибок. По этим причинам переход киевских пещер в «Китаево», на Зверинце и в «Церковщине» под опеку возрождённых монастырей не был безоблачным, однако многие разработки «Киева подземного» всё же были поняты и воплощены в жизнь. Полнее всего это удалось именно в «Церковщине»: в интерьере Гнилецких пещер установлены экспозиционные материалы, которые дополняют архитектуру и помогают понять, что такое описанная в «Патерике» жизнь древнерусского подземного монастыря в условиях Среднего Поднепровья.

http://pravoslavie.ru/71230.html

В Силла буддизм проник только в VI в. К этому времени относится сооружение храмового комплекса Хваннёнса, где сохранились остатки 9-уровневой деревянной пагоды. Находка огромного по размеру акротерия в виде «совиного хвоста» позволяет реконструировать эту пагоду как самую большую на Корейском п-ове. Наиболее известен пещерный храм Соккурам близ г. Кёнджу, построенный в 751-774 гг. на склоне горы Тхохамсан из гранитных блоков. В центральном гроте расположены статуя Будды в позе просветления, 11-главая статуя бодхисаттвы Гуаньинь (Кваным) и др. Храм составляет единый комплекс с мон-рем Пульгукса (VI-VIII вв.), паломничество от него к Соккураму символизировало путешествие души в нирвану. Памятники периода Силла характеризуются большим числом находок украшений из золота или позолоченной бронзы. Среди них - роскошные золотые короны правителей-ванов, обнаруженные в нескольких курганах. Короны выполнены в виде «веток древа жизни» и украшены подвесками, в т. ч. из нефрита. Их общее сходство с шаманскими головными уборами сибирских народов подчеркивает сакральный статус правителей Силла, к-рые выполняли функции верховных жрецов. В период трех государств в К. утвердилась гос. собственность на землю, возникли различные формы крупного землевладения (напр., кормовые округи - сигыпы, раздаваемые ваном знати с правом сбора поземельного налога). В VII в. на базе кит. иероглифов была разработана оригинальная система письма иду, возникли первые школы для подготовки чиновников, в 682 г. для изучения классических конфуцианских текстов в Кымсоне (ныне Кёнджу) основана высшая школа (кукхак). В сер. VI в. между гос-вами Когурё, Пэкче и Силла началась борьба за главенство на Корейском п-ове. Правители Силла заключили союз с кит. империей Тан: в 660 г. под их власть перешло Пэкче, в 668 г.- Когурё. В 676 г. гос-во Силла изгнало кит. войска из Когурё и Пэкче. Гос-во Объединённый Силла поддерживало тесные связи с Китаем, управление и система землепользования были организованы по кит. образцу. В VIII - нач. IX в. окончательно утвердилась система конфуцианского образования; на основе синтеза культур Когурё, Пэкче и Силла началось формирование единых культуры и языка корейской народности.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

— Батюшка, батюшка! — говорят, — проснитесь. У нас чудо: собака в зубах принесла двести рублей, зашитые в пояс. Надо ли сказать, каково было мое удивление и радость. Нам на первую нужду и этих денег было довольно, чтобы не прекращать начатых работ. С чувством величайшей благодарности Промыслу Божию, повелевающему и животным служить человеку во славу Его Пресвятаго Имени, я немедленно собрал в храм всю братию и вместе с нею в присутствии многих посторонних лиц, бывших свидетелями и нашего моления, и совершившегося по нашему прошению чуда, мы отслужили благодарственный молебен. Чудо этого события так подействовало на народ, так как слух о нем распространился чрезвычайно быстро, что мною в течение двух недель было получено с разных мест жертвы более трех тысяч рублей. Впоследствии оказалось, что у нас в Скиту более недели прожил послушник Троице-Сергиевой Лавры. Он часто ходил гулять по лесу, окружающему нашу обитель, и там потерял этот пояс. Наша монастырская собачонка нашла его и принесла к своему логову как раз в тот час, когда мы […], когда у нас и своих денег собралось уже довольно, послушник этот вернулся в Киев искать свои деньги. Искал он их и в Киево — Печерской Лавре, а затем приехал в Церковщину, где тоже чудом обрел свою пропажу. Получив от меня свой пояс и деньги, он из них тут же пожертвовал на наши нужды в дар Пречистой 50 рублей. Слух об этом чуде продолжал чрез очевидцев распространяться все шире и шире. Народ щедро жертвовал Скиту деньги, и мы на них безбедно достроили корпус, расчистили древние пещеры и привели в надлежащий вид древний пещерный храм в честь преподобного Феодосия Печерского , который и был освящен 21 августа 1905 года. Часто Господь, по неизреченному милосердию Своему, укреплял немощь мою замечательными сновидениями, предзнаменовавшими мне грядущие судьбы Церковщины. Он же чудесным образом посылал мне и материальную помощь через добрых людей, как это уже и видно из событий всей предшествующей моей жизни. В видениях же своих чаще всего я посещаем бывал великим моим старцем о. Ионою. Как обещал он, благословляя меня на Церковщину, не забывать и в будущей своей жизни, так и исполнял нерушимо обещание свое святое.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Иркутского мещанина Федора Павлова Кузнецова жена, Марья Степанова, 25-го марта 1871 года была поражена параличом, так что потеряла способность владеть левою рукою и почувствовала вместе с тем сильное расслабление левой ноги. С лишком два года продолжалось это болезненное ее состояние, и от лечения здоровье ее не восстановлялось. Тогда она решилась путешествовать по святым местам, поехала с мужем в Киев, где пробыли они более трех недель (в августе 1873 года), оттуда отправились в Москву; здесь больная обращалась за врачебными советами в больницы: Градскую, Шереметевскую и, наконец, в университетскую клинику, но исполнение медицинских предписаний помощи не оказало. Тогда муж с больною женою отправился в Сергиев посад, куда прибыли они 24 ноября. По причине усиления боли в ноге и расслабления всех членов, больная с квартиры никак не могла идти в Лавру и решилась уже скорее возвратиться в Москву, но, склонясь на убеждения мужа, согласилась, чтоб ее свезли в пещеры, куда и привезена была 25-го числа, в два часа пополудни. К вечерне она идти не могла по причине общего расслабления тела и с трудом приведена была для отдыха в гостиницу. На другой день, 2б-го ноября, она введена была в пещерный храм к литургии, и после молебствия получила внезапное исцеление: и рука, и нога, и все тело ее сделались совершенно здоровы. На другой день она исповедалась и причастилась Св. Таин. В таком виде передает об исцелении муж исцеленной, который представил начальству скита подробную собственноручную о том запись. Московской губернии, Подольского уезда, Вороновской волости, села Свитина, крестьянка девица Пелагея Сидорова на 21 году жизни подверглась падучей болезни, которая с особенною силою проявлялась в ней преимущественно в храме, во время Богослужения. Чтоб испросить врачующую помощь Божию, она ходила на богомолье в разные монастыри, после чего припадки стали с нею случаться реже; но по времени припадки опять стали возобновляться с прежнею силою. Так было до конца 1873 года, когда она после 19-ти-летних страданий, имея уже 40 лет, пришла в пещерный храм скита Гефсиманского.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Кто видел это место лишь извне, даже не может вообразить с каким размахом инженерно-строительной мысли построен бункер. Массивная дверь, отделяющая подземелье от внешнего мира, словно свидетельствует о том, какая секретная роль отводилась этому объекту в недавнем прошлом. Во время Великой Отечественной войны бункер занимал один из ближайших соратников Гитлера – фельдмаршал Кейтель. Можно лишь догадываться о том, что видели и слышали эти стены за первое десятилетие своего существования: здесь решались вопросы мирового масштаба. После войны вплоть до 1982 года здесь располагался штаб 52-й Воздушной армии. С 82-го года военные по каким-то причинам оставили эти пещеры. А два года назад это место было превращено верующими в дом Божий. Внутри пещер сегодня пока что царит разруха. За двадцать последних лет отсюда было вынесено и вырвано все, что можно. Но длинные коридоры и многочисленные комнаты невольно вселяют в посетителя мистический трепет: все убытки и разрушения не смогли умалить мощь этих пещер, выдолбленных отбойными молотками в сплошном граните. В комнатах пещерного лабиринта планируется разместить все службы, необходимые для нормально жизни и деятельности современного православного прихода, а именно: библиотеку, воскресную школу, трапезную, крестильную и даже... интернет-зал. Кстати, пещерный храм, который будет находиться в одной из комнат, согласно  церковному уставу, направлен на восток. Об этом также позаботился настоятель. Нужная сторона света была определена с помощью компаса. Пока же большинство планов еще не воплощено, действующий приход духовно окормляет и местный военный санаторий, и город. Военные годы особенно тяжело сказались на украинском Подолье и, в частности, на Винничине. Винница вошла в историю войны тем, что именно в ее предместье была расположена ставка Гитлера – так называемый Вервольф. Сегодня здесь отдыхают местные жители. Но бетонные глыбы бывшего гитлеровского бункера и вековые деревья напоминают о страшном недавнем прошлом, которое поглотило миллионы жизней наших соотечественников.

http://pravoslavie.ru/1878.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010