От Крещения в Киеве – до наших дней: 6 периодов Как выглядела бы история русского народа после крещения в 988 году, если ее сравнить с таинствами Церкви? 28 июля, 2016 Как выглядела бы история русского народа после крещения в 988 году, если ее сравнить с таинствами Церкви? Кто же этот ожидаемый народ? Это – народ, о котором мир ныне не умеет ничего сказать ясного и определенного; о котором бессвязно, как в бреду лепечут на всех пяти континентах. Это – народ судьбы, который судьба угнетает для того, чтобы из него получился наилучший хлеб для духовной трапезы изголодавшегося мира. Вы слышали об удивительном психическом явлении, наблюдавшемся у некоторых лиц, когда они в момент какой-либо смертельной опасности могли вдруг увидеть и обозреть всю свою жизнь от детства до этого часа опасности… Святитель Николай Сербский Если бы мы попытались вызвать в своей душе и почувствовать тот смертельный ужас, который ныне царит над Россией, наши глаза открылись бы для созерцания русского прошлого за последние девять веков. И мы увидели бы, что на всём протяжении историческая жизнь русская является классически ясной. Мы видели бы шесть периодов русской истории от святого Владимира и до сего дня – седьмой уже приближается – с семью Христовыми таинствами. Первый период, Владимирский, соответствует тайне святого крещения . Он короток, но необычайно знаменателен, – вследствие переворота в жизни русского народа, вследствие вступления на новый путь и устремления к новой определенной цели. Второй период следует за первым и тянется до монгольского ига. Этот период соответствует тайне миропомазания . Всё это время русский народ лечился от остатков язычества и утверждался в религии Креста. Над каждой отдельной русской душой нужно было совершить это перерождение, которое случилось с Владимиром, и на каждую душу в отдельности нужно было наложить печать Царства Небесного. А миропомазание как тайна и означает утверждение в вере печатью дара Духа Святаго. Третий период протекал под властью монголов. Этот период соответствует тайне святого  покаяния . Было необходимо накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народной суровым ветром рабства, в России под монголами точно так же, как на христианских Балканах под турками. Замедленную реку жизни нужно было перевести на скат и ввести в каменистое русло, чтобы она потекла быстрее и чтобы воды ее очистились. В рабстве народ молчит, погружается в прошлое и кается. Рабство вполне плодотворно влияло на то, что всегда являлось главной целью русской истории. А этой целью, которую отчетливо и твердо поставил св. Владимир, было очищение духа от земли и избрание Царства Небесного.

http://pravmir.ru/ot-kreshheniya-v-kieve...

Послание Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в связи с празднованием 1020-летия Крещения Руси 27 июля 2008 г. 11:56 Послание Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в связи с празднованием памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летия Крещения Руси Преосвященные собратья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие о Господе братья, сестры и дети! С чувством глубокой духовной радости приветствую всех вас с днем памяти святого равноапостольного Владимира, крестного отца и просветителя народов Земли Российской, и со знаменательной датой 1020-летия Крещения Руси! Наши сердца обращены сейчас  к трем священным воспоминаниям: первое — обращение ко Христу князя Владимира и его личное крещение, второе — крещение киевлян, и третье, последовавшее за киевским — крещение всей тогдашней Руси! Святой великий князь Владимир, восприняв христианскую веру всей душой, совершенно переродился и из грубого язычника стал равноапостольным святым. Ему бесконечно обязаны народы нашего Отечества тем, что он передал нам лучшие христианские черты характера: благочестие, терпение, незлобие, прощение врагов, смирение, милосердие, доброделание и особую любовь к детям — все это в большей степени, чем у других народов. Какое неизгладимое впечатление произвела на новокрещенных русских людей Владимирова щедрость, выявившая себя как благотворительность в государственном масштабе! Такая черта Владимирова отразилась и на характере грешных, но добрых соотечественников наших, как и милосердие до жалости к заслуживающим казни преступникам, включительно. Наш общий крестный отец, конечно, невидимо духом своим и сейчас с нами, князь Владимир с нами своей любовью, лаской, своими заветами и молитвенным предстательством. 988 год — это особый год Промысла Божия, исключительный год в истории Русской Православной Церкви. По преданию, ее рождение пророчески предвидел святой апостол Андрей Первозванный. Такова была воля Отца Небесного, т.к. никто не может прийти ко Мне, сказал Христос, если не привлечет его Отец Мой. Он привлек русский народ к участию в жизни Христовой Церкви. Печать дара Духа Святого запечатлела новую Церковь. Как невеста, оделась она светлой одеждой благодати Божией. Из освященных вод Днепра вышел новый народ, рожденный водою и Духом Святым. Над нашей общей купелью и горами киевскими, над всей ширью Руси воссиял свет новой жизни, несущий неведомый до сих пор предкам идеал святости. Поэтому, в эти праздничные дни мы можем вместе с знаменитым богословом и историком Русской Православной Церкви приснопамятным митрополитом Московским Макарием (Булгаковым), почивающим в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, торжественно воскликнуть: «Это событие, без сомнения, важнейшее из всех, совершившихся когда-либо на лице Земли Русской...».

http://patriarchia.ru/db/text/439609.htm...

Αρχεο Блаженнейший Архиепископ Иероним: Те, кто пытается использовать веру в националистических целях, находятся вне истины 1 Ιουνου 2012 τος 15:00 29 мая 2012 года делегация Элладской Православной Церкви посетила Московскую духовную академию и семинарию . Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним обратился со словом к преподавателям и студентам. Затем Блаженнейший Владыка ответил на вопросы присутствовавших. — Ваше Блаженство, какова ситуация в Греции с электронными паспортами и какова позиция Элладской Православной Церкви по этому вопросу? — Чтобы осветить эту тему, напомню об еще одном вопросе, вызвавшем оживленные дискуссии, — противодействие номеру 666. Этот номер как печать антихриста вызвал огромное протестное движение внутри греческого общества. И когда мне задали вопрос об отношении к подобному сочетанию цифр, я ответил: если у вас есть телефон, в котором используются три шестерки, вы будете его использовать? Если вам в подарок пришлют чек на 666 тысяч долларов, евро или рублей, будете вы его получать или откажетесь? Получив при крещении, в Таинствах великий дар — благодать Святого Духа, неужели мы испугались ничтожного электронного свидетельства? Я говорил учащимся духовных учебных заведений в Греции, говорю и вам сейчас: мы должны хранить Предание, но не быть теми, кто сражается с передовыми технологиями. Там, куда Церковь отправит вас на служение в качестве священников, будь то в городе или селе, вам придется использовать сеть Интернет и все то, что предоставляет наука. И следует напоминать окружающим, что эти приспособления можно использовать на служение Церкви, что они могут способствовать нашим повседневным трудам во исполнение заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос будет находиться внутри нас, в нашем сердце, в нашем сознании, то нам не нужно бояться кого бы то ни было, никто не сможет изгнать из нас Христа. — Ваше Блаженство, существует ли феномен греческого национализма в Греческой Церкви? Если да, то является ли это препятствием христианскому свидетельству в мире?

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4526509...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II 25 февраля 2021 г. 14:24 25 февраля 2021 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II .  Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.  23 февраля исполнилась 92 -я годовщина со дня рождения Патриарха Алексия II, а 25 февраля отмечался день его тезоименитства.  Перед началом заупокойного богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес слово: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Это день ангела приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия. Святейший Алексий стал Патриархом в особый, переходный период — от времени притеснения религиозной, церковной жизни ко времени, которое отмечено свободой бытия Церкви в обществе и государстве Российском. Каждый переходный период несет на себе печать неопределенности, потому что у него могут быть разные исходы. Это время нестабильности, время поисков и время принятия решений, которые определяют то или иное развитие событий на долгие годы вперед. Святейший Алексий с мудростью и преданностью Церкви Божией осуществлял свое Патриаршее служение в этот переходный период. Несмотря на то, что еще не были открыты все возможности для церковного бытия, Церковь наша за те годы прошла очень важный путь, который привел ее к принципиально новым условиям жизни в современном российском обществе. Вознесем молитвы о Святейшем Патриархе Алексии, чтобы Господь простил его грехи вольные и невольные, — ибо несть человек, иже жив будет и не согрешит (2 Пар. 6:36; 3 Цар. 8, 46; Екк. 7:20) — принял его в Свои небесные обители и сотворил вечную молитвенную о нем память в наших сердцах. Аминь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/5777629.ht...

Календарь Материалы 6 декабря 2012 г. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Как поступать тогда, когда ты не уверен, что помощь твоя будет употреблена должным образом? А если ты сам стеснен в средствах, то как подавать милостыню другому? И есть ли различие в делах милосердия? [Встреча с Православием/Апологетика] Архимандрит Андрей (Конанос) Старец Иосиф Исихаст со Святой Горы Афон рассказывал: когда он, читая книгу, доходил до слов «Иисус», «мой Христос», то не мог продолжать чтение. А мы читаем без проблем! Читаем слово «Иисус» – словно встретили его в кулинарном рецепте. [Документы истории] Диакон Владимир Василик Повествуя о Невской битве, автор «Жития Александра Невского» пишет: князь «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемъ». Образ этот, возможно, восходит к библейскому рассказу о наложении печати Господней на чело Каина. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Александр Моторин Стремление Запада к восстановлению всечеловеческого единства: духовного, языкового, государственного – является, по наблюдениям поэта, вавилонским богоборчеством в существе своем, поскольку оно вершится без смирения перед Богом. Это, как пишет Тютчев, «дальнейшее выполнение все того же дела обоготворения человека человеком». [Встреча с Православием/Святые и святыни] Петр I очень почитал святителя. Но когда тот понял, насколько опасно влияние на царя западной культуры и античного язычества, он отказался ехать к Петру. Придя в ярость, царь под угрозой смерти приказал святому явиться во дворец. «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» – велел передать ему святой. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Вы можете, прежде всего, окрестить ребенка во имя Отца и Сына и Святого Духа, затем приносить и приводить в храм Божий для причащения и соединения со Христом. Душа ребенка очень восприимчива к церковному пению, чтению, и это принесет хороший плод; глаза ребенка также увидят в храме Божием лики Спасителя, Божией Матери и святых угодников. Все это запечатлевается в его душе.

http://pravoslavie.ru/archive/121206.htm

Ко дню Светлого Христова Воскресения «Российская газета» (федеральный выпуск 5463 от 22 апреля 2011 года) публикует статью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Светлая радость, которой проникнуты пасхальные дни, неизменно связана в сознании современного человека с торжественным возгласом, звучащим в этот период в православных храмах: «Христос Воскресе!» и неизменным ответным восклицанием: «Воистину Воскресе!» Эти слова являются кратким, но очень емким выражением важнейшего положения христианской традиции. Они ясно и весомо свидетельствуют о преемственности веры Церкви, на протяжении тысячелетий передающей из поколения в поколение свидетельство апостолов об одном из судьбоносных событий в истории человечества. Их Господь и любимый Учитель, преданный на страшные муки, претерпевший позорную смерть, тело Которого они видели окровавленным, распятым и погребенным, преодолел смерть. Своей Божественной силой Христос победил тление и восстал из гроба, после чего явился знавшим Его прежде людям. Эта встреча с Воскресшим Спасителем была настолько поразительной и реально ощутимой, что пережившие опыт этого общения и принявшие дары Святого Духа в день Пятидесятницы изменились внутренне, став из простых и робких рыбаков пламенными проповедниками Истины и мужественными апостолами, готовыми отдать свою жизнь во имя торжества Божией Правды. Объективное историческое свидетельство о свершившемся событии, запечатленное в Евангельском повествовании, — это фундамент учения Церкви и семя всей христианской цивилизации. Значение этого факта настолько велико, что святой апостол Павел писал христианам одной из основанных им православных общин: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Воскресение как явное знамение силы Божией полагает печать подтверждения на все, что сказал и сделал Господь Иисус. Вместе с тем Евангелие содержит высочайшее учение о нравственности, о том, как нам следует поступать в согласии с волей Божией. Однако неверным было бы считать Евангелие сборником морализаторских наставлений. Предлагаемое учение о нравственности зиждется на явлении нам Христа. Оно позволяет узреть Его Личность — Личность Бога, ставшего человеком и прошедшего все степени отчуждения ради блага каждого из нас.

http://pravoslavie.ru/46131.html

Мысли на день Пятидесятницы: о рассеянии христиан и будущем сборе урожая Видящие только свою правду и правоту и не желающие понять и прочувствовать правду и правоту другого обрекают друг друга на разделение 4 июня, 2017 Видящие только свою правду и правоту и не желающие понять и прочувствовать правду и правоту другого обрекают друг друга на разделение Что праздновали евреи в день их Пятидесятницы во времена Ветхого Завета ? Как было сказано Израилю в Законе Моисеевом, «наблюдай праздник опресноков» (это были пасхальные дни); «наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, которые ты сеял на поле» (это была Пятидесятница, 7 неделями или 50 днями позднее Пасхи) и, наконец, «праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (праздник Кущей, Исх. 23:14-16). Священник Филипп Парфенов Это может нам напомнить всю нашу жизнь христианскую. Сперва я был крещен, и крещение явилось моим личным исходом, моим новым рождением, рождением свыше; затем я получил печать дара Духа Святого, подобно тому, как апостолы Христовы принесли в день Пятидесятницы после чудесного схождения на них огненных языков первые плоды того, что Христос посеял в полях их душ и сердец; и при нашем исходе из этой жизни Сам Христос испытает конечные плоды нашего духовного труда. Но Пятидесятница в Ветхом Завете – это не только благодарение за первые начатки жатвы, это также дарование Закона. 50 дней спустя исхода евреев из Египта, то есть по прошествии 50 дней после их первой Пасхи Моисей получил скрижали Закона на горе Синай. Десять Божественных заповедей были начертаны на двух каменных табличках. Но сердца тех древних евреев были в точности такие же каменные, как те таблички, которые затем оказались разбиты. Вот почему гораздо позже один из великих пророков, Иезекииль, провозгласит от имени Бога Израилева: « И возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом » (Иез. 11:19-20). Итак, в Ветхом Завете Святой Дух, «глаголавший пророки», проявлялся через Закон и пророков. Отныне Новый Завет заключается между Богом и Его новым народом, новым Израилем.

http://pravmir.ru/mysli-na-den-pyatidesy...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Исповедание Христа 14.06.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: день всех Святых В неделю Всех святых Сегодня завершаются службы Постной и Цветной Триоди — те богослужения, которые начинались с Недели о мытаре и фарисее, когда Церковь впервые пела: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Путь, который мы прошли до Святой Пасхи и далее до Вознесения и Пятидесятницы, завершается Неделей Всех святых. Святая Церковь радостно свидетельствует, что есть в роде человеческом люди, которые ответили благодарной любовью на дар Божий. Все, что совершил Христос ради нашего спасения — Его пришествие в мир, Его Крестная смерть, схождение во ад, Воскресение, Божественное Вознесение и дар Духа Святого в Пятидесятнице, — оказалось ненапрасным. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что печать благородства личности всегда определяется способностью к благодарности. Многим дано было узнать, какую жизнь приносит Христос, какая вечная жизнь открывается им Воскресением Христовым, но не очень многие смогли после этого отдать всю свою жизнь Господу. И более того — если мы, несмотря на то, что совершил для нас Христос, и что получаем мы в храме Божием, остаемся прежними, обращенными лицом не к Богу, а к миру и греху, — мы лжесвидетельствуем о Боге, как будто у Него недостаточно силы, чтобы изменить мир, победить грех и смерть, владычествующие над нами. Мы празднуем память всех святых, чтобы научиться жить. Святые дают образ того, как должен жить человек. Он должен жить в Боге, быть всецело обращенным к Нему, а не стоять к Нему спиной или боком, как стоит сейчас почти весь род человеческий. Благодарным лицом, исполненным любви и молитвы, должны мы быть обращены к Богу Живому, с готовностью идти за Ним до конца. Следовать по слову Его, куда бы Он ни шел, куда бы Он ни вел Свою Церковь, через любые скорби и испытания, потому что путь Церкви — это путь Христов. «В мире будете иметь скорбь, — говорит Господь, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

http://moral.ru/ispovedanie/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О свете Христовом 18.08.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Преображение Господне Слово в день Преображения Господня Мы совершаем праздник Преображения Господня, чтобы увидеть свою жизнь, как она есть, и узнать, к какой жизни мы призваны. Без света Христова жизнь у нас тусклая и серая, мрачная и черная. И не только в мире сем, который не знает света Христова (хотя Христос есть Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир), но и среди нас, запечатленных этим светом в помазании благодатным миром, когда мы приняли печать дара Духа Святаго после святого крещения. Светом Преображения мы должны измерять все, что происходит с нами. Есть рассказ об одном современном афонском подвижнике. Как всякий христианин, в своей духовной жизни он знал и поражения, и уныние, а иногда бывал утешен светом Христовым. И вот, однажды затянулся у него период уныния, и он испугался, что все его монашеское служение становится как бы ничего не значащим. Тогда он приложил все усилия, чтобы жить более внимательно, стал больше молиться. И постепенно он почувствовал, что Господь ответил на его молитву. Все стало представляться ему более ясным, сердца его иногда касалась теплота; и он начал уже думать, что достиг состояния, в котором следует пребывать христианину. Однако оттого что это чувство было непостоянным, он засомневался. И пошел к отцу Паисию, знаменитому старцу, открыть ему свою жизнь. Старец рассказал ему об одном монахе, с которым на днях произошло следующее. Когда он молился ночью в своей келье Иисусовой молитвой, то почувствовал, что его сердца касается глубокая небесная радость. И внезапно темная келья, которая была освещена только колеблющимся огнем свечи, заполнилась дивным бело-голубым светом. Этот свет с самого начала был очень сильный. Он почувствовал, что и глаза его тоже стали сильнее — сделались способными переносить это непереносимое для человеческого зрения сияние. Это был нетварный свет, и он находился в нем в течение многих часов, потеряв ощущение земного времени.

http://moral.ru/uncreated_light/

Отец Думитру Стэнилоае , скончавшийся ровно 20 лет назад (5 октября 1993 года), — «патриарх румынского богословия» и один из самых известных православных богословов XX века, священник и академик, узник коммунистических тюрем и исповедник. Решением Синода Румынской Православной Церкви 2013 год, юбилейный для него (20 лет со дня кончины и 110 лет со дня рождения), был объявлен годом отца Думитру Стэнилоае. Протоиерей Думитру Стэнилоае Единения с Богом невозможно достигнуть иначе, как посредством чистой молитвы. «Добродетель молитвы осуществляет тайну единения нашего с Богом, – говорит святой Григорий Палама, – ибо молитва есть связь разумных тварей с Богом». Но единение с Богом превыше и чистой молитвы. Оно означает совершенную любовь. И ее человек не дарит от себя, но она приходит к нему от Бога. Ибо еще до наступления состояния чистой молитвы человек должен быть очищен от страстей. А очищение от страстей – то же, что возрастание любви к Богу . Таким образом, любовь Божия, заблаговременно одождяя душу, укрепляет ее в тиши бесстрастия и в чистой молитве. А тем самым в нее входит и б о льшая любовь. «Как успокаивается взволнованное море, когда в него вливают елей, – говорит Диадох, – поскольку буря на нем побеждается качеством его [елея], так и душа наша исполняется блаженного спокойствия, когда вливается в нее сладость Духа Святого». Ибо еще до наступления состояния чистой молитвы человек должен быть очищен от страстей. Итак, существует тесная связь между любовью и бесстрастием. Любовь предполагает бесстрастие и в свою очередь укрепляет его по самому факту, что она – противоположность страстям, представляющим эгоизм. Где страсти, там не может быть любви. Поэтому любовь входит в душу в своей полноте после того, как мы достигли бесстрастия, после того, как освободились от страстей. Конечно, и молитву высшую, превосходящую молитву посредством понятий и слов, мы тоже стяжаем только тогда. Ведь не может как следует молиться тот, кто неспокоен, и не может направиться исключительно к Богу, покуда он эгоистически занят самим собой. В этом смысле любовь налагает печать на все прочие добродетели, если каждой добродетелью умерщвляется какая-то страсть.

http://pravoslavie.ru/64710.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010