Крещение Крещение есть таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: Крещается раб Божий во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Св. Духа, аминь», очищается от грехов и возрождается для кизни духовной, благодатной. Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то крещение не повторяется. Оно полагает в душе печать неизгладимую. Взрослого, т.е. начиная с 7-милетнего возраста, желающего креститься, святая Церковь не прежде допускает до святого крещения, как наперед испытав, искренно ли он желает оставить прежние заблуждения и войти в общение с Православною Церковью, и огласив его, т.е. научив вере Христовой. Оглашение совершается и при крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые и поручаются за веру крещаемого. Оглашение совершается одинаково над всяким младенцем, имеет ли младенец православных родителей или иноверных. Над возрастными же оглашение совершается не над всеми одинаково. Иначе, например, оно совершается над иудеями, иначе над магометанами, при крещении возрастных соблюдается следующее: желающие креститься сначала молитвословиями и священнодействиями отделяются от общества неверующих, при этом им нарекают христианское имя. Затем совершаются три оглашения. Первое и второе оглашение бывает только над возрастными. Третье оглашение совершается и над возрастными, и над младенцами, в нем совершается отрицание сатаны и сочетание Христу. Священнодействиями и молитвами отгоняется диавол. Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует чело его и перси трижды и налагает руку на главу его, и читает сперва предогласительные, а потом молитвы заклинательные. При окончании заклинательных молитв священник опять совершает дуновение. Затем бывает отречение самого оглашенного от сатаны. Оглашенного священник обращает на запад, к той стране, на которой появляется тьма; потому что сатана, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и во тьме имеет державу. Стоя в таком положении, оглашенный, по троекратному вопросу священника, отрицается сатаны и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всей гордыни его. Это троекратное отречение оканчивает он тем, что дует и плюет на сатану, показывая немощь диавола и выражая презрение к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение МИДРАШ жанр раввинистической лит-ры экзегетического и гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте и Гемаре МИЛЛЕТ [тюркизированная форма араб. слова - религия, религ. группа], в османской традиции традиции термин, обозначавший объединенную по религ. признаку общину, признанную имперской администрацией и получившую право на внутреннее самоуправление МИРАДЖ ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса к престолу Аллаха; праздник, посвященный этому событию, отмечаемый в ночь с 26 на 27 священного месяца Раджаб МИТРА индоиран. божество, культ к-рого был распространен в Др. Индии и в Др. Иране; лег в основу религии митраизм МИТРАИЗМ Митраизм, религ. культ иран. бога Митры в Римской империи, получивший распространение в I-IV вв. по Р. Х. МОНОТЕИЗМ [единобожие], термин, обозначающий религ. веру в одного Бога, противопоставляется политеизму, (многобожию) МОРДОВИЯ [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа МУДРА [печать, знак, образ, поза, жест], положение тела или предмета в обрядах, практиках, иконографии инд. религий МУНИТЫ [офиц. название Церковь объединения; также Движение объединения, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства], синкретическое новое религ. движение корейского происхождения МУРТИ [фигура, статуя, вид, изображение, обличье, воплощенная форма или проявление, а также изваяние, идол, личина], персонифицированное изображение инд. божества, объект религ. поклонения в индуизме МУТАЗИЛИТЫ представители мусульм. рационалистического богословия, игравшего значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и особенно Аббасидского халифатов в VII-X вв. МУФТИЙ духовное лицо у мусульман-суннитов, наделенное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения о том, как применять шариат на практике МУХАММАД [Мухаммед, Магомет (Магомед) ], Ахмад ибн Абдаллах (ок. 570-632), основоположник ислама и основатель 1-й общины мусульман

http://pravenc.ru/rubrics/122520_13.html

Митрополит Алексий назвал «суд» над Гребенщиковым впредь нежелательной акцией 5 марта, 2011. Редакция " Правмира " Я расцениваю данную акцию в той форме, в какой она была проведена, как неудачную и впредь нежелательную Митрополит Тульский и Белевский Алексий выступил с критикой «суда», проведенного миссионерским отделом местной епархии над рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым. «Я расцениваю данную акцию в той форме, в какой она была проведена, как неудачную и впредь нежелательную», — сказал владыка корреспонденту « Интерфакс-Религия » в субботу. Он подчеркнул, что все суждения и инициативы, исходящие от епархиального миссионерского отдела, должны носить «четкую печать православной церковности», отражать позицию священноначалия с точки зрения духовности и нравственности. Недавно в православном миссионерском центре Тулы прошло необычное мероприятие, в рамках которого всем пришедшим было предложено стать своего рода «присяжными» по «религиозно-философскому и творческо-музыкальному делу Гребенщикова Б.Б.». Материалы дела (многочисленные интервью, аудиозаписи песен, видеозаписи многочисленных концертов) были предложены сотрудниками миссионерского отдела местной епархии. Они же стали и экспертами в области религиоведческих проблем. В результате двухчасового исследования творчества и интервью Б.Гребенщикова независимое жюри вынесло свой вердикт: Б.Гребенщиков неправославный и является оккультистом, придерживается взглядов экуменизма и движения «Нью эйдж». «Сотрудники миссионерского отдела определили цель мероприятия как попытку научения околоцерковных людей умению самостоятельно оценивать жизненную философию и религиозные взгляды того или иного художника, которые он транслирует в своем творчестве, проводить различие между понятиями «духовность вообще» и христианское «стяжание Святого Духа», — заявили тогда в миссионерском отделе. Еще по теме: «Суд» на Гребенщиковым был шуточным мероприятием – Тульская епархия Владимир Легойда: «Суд» над музыкантом – не самый удачный миссионерский ход

http://pravmir.ru/mitropolit-aleksij-naz...

прот. Иоанн Козлов Латин принимать чрез миро 1) О правдивой единости Зах. Копист. гл. 40, л. 142 об. – 143 (помор. Изд.): «Если наватиан синодове повелевают приимати, дабы отречение своих ересей чинили, и дабы мированы были... далеко больше от латынского костела и апостатов (отступников) унеятов с ним верующих, которыи ие в едином, але (но) во многих артикулах (членах) в вере блудят, имеем тем способом и указом приимати, и писма от них брати и мировати их». 2) Его же л. 144. см. «Крещение еретическое...». § 15, стр. 229. 3) Окружное послание Марка Ефесского , стр. 17: «Если бы латины ни в чем не отступили от правоверия, то мы не имели бы основания отделиться от них; если же они совершенно отпали от онаго чрез самое опасное и богохульное нововведение в исповедании о св. Духе, то они сделались еретиками и мы отделили их от себя, как еретиков. И отчего же мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? Разумеется оттого, что они еретики... Седьмой канон второго вселенского собора гласит: те, которые обращаются в православие, и приобщаются части спасаемых, принимаются нами на основании правил и обрядов, употребляемых при принятии ариан, македониан и т. д., при чем они письменно отрекаются и от своей ереси, и всякую другую ересь, которая учит несогласно с православною кафолическою церковью, предают анафеме, и мы знаменуем и помазываем святым миром их чело, очи, нос, уста и уши, говоря: «печать дара Духа Святого». Вот какому обряду мы подвергаем теперь поступающих к нам из латинской церкви» (по изд. 1859 г. 29 стр.). 4) «Истины показание» Зиновия мниха гл. 53, стр. 962: «Исповедует же едино крещение во оставление грех, заеже второе крещение не оставлено бысть, и от еретик, и от латын и от иных не покрещатися». 5) История русской церкви» Филарета Черниг. пер. 1, § 24·, стр. 89: «Сие таинство (миропомазания) совершали и над латинянами при присоединении их к православию, но отнюдь не повторяли над ними крещения. Чин присоединения их ясно изображен Нифонтом». Примечание 206-е: «Если кто, быв крещен в латинскую веру, захочет присоединиться к нам: пусть ходит в церковь 7 дней... В 8 день пусть вымоется и прийдет к тебе, и сотвори ему молитвы по обычаю; пусть оденется он в чистые одежды, и наденешь на него христианские ризы и венец, и таким образом помажешь его муром, и дай ему свечу. А на литургии дашь ему причастие, и так будешь держать его, как и новокрещенного, если можно, 8 дней».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий Второе пророчество, тоже касающееся последних судеб мира, формально посвящено царю Тирскому. И, опять-таки, «было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Это 28я глава Книги пророка Иезекииля. Здесь обычный прием всех пророков, о котором уже мы говорили: начиная пророчество с конкретного исторического лица или конкретного исторического примера, пророк раскрывает некие исторические тайны и глубины Божии, тайну домостроительства Божия, черпая в конкретном явлении, человеке или событии то, что на самом деле происходит в мире. Он Духом Божиим в явлении этой песчинки улавливает в глубине и многообразии сотворенного Богом мира всю суть происходящих явлений. Кстати, и мы потенциально не лишены этой способности, ведь Дух, двигавший апостолами, движет и нами, христианами, – все мы мазаны, в буквальном смысле слова, одним миром, одной благодатью Святого Духа. Об этом очень много говорили святые – Симеон Новый Богослов , Евагрий Понтийский , Макарий Египетский Великий. Они говорили, что если человек действительно очистит свой ум от всех тварных образов, от всего, что его засоряет, заслоняет в нем созерцание Бога, очистит от страстей, от пристрастия к вещам видимым, и будет молитвенно внимать Богу, то увидит все происходящее в мире совсем иными глазами – увидит смысл вещей и событий, Промысел Божий, премудрость Божию воочию: начало и конец мира, ведь Альфа и Омега всего – Христос, Он – Начало, Он – Конец, Он – Цель, Он – Середина, Он – все.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/93

Таким образом Павел явился в Иерусалим в сопровождении Варнавы и только что обратившегося из язычников Тита, которого он взял с собою, как живое доказательство его успешной миссионерской деятельности, как печать его апостольского служения. Прежде всего естественно ему нужно было частным образом и лично переговорить со знаменитыми представителями общества и всей христианской из иудеев части столпами – апостолами Иаковом, Петром и Иоанном, и побудить их к формальному признанию в нем апостольского достоинства, его основоположение и благодатной деятельности между язычниками. Когда он привлек их на свою сторону, особенно Иакова, который за свое исполнение Моисеева Закона и свое служение в одном Иерусалиме у иудаистов пользовался особенным уважением, между тем как Петр со времени своего обращения с Корнилием у них подвергся подозрению; тогда вкравшиеся ложные братья, как он называет фарисейски мыслящих лжеучителей, лишились своего мнимого главного авторитета, а в то же время восстановилось и освятилось братское общение его христианских, составившихся из язычников, обществ с христианами из иудеев, следовательно восстановилось единство Церкви, о котором он так много заботился ( Еф. 4 и 1 Кор. гл. 12–14). Его повествование о больших успехах своей проповеди между язычниками должно было по правилу: «от плодов их познаете их» произвести сильное впечатление на апостолов веропроповедников между иудеями. Да уже вследствие обращения Корнилия, приявшего Духа Святого помимо обрезания, они приходили к более свободному воззрению, и подготовлены были к примирению с Павловым учением. Павел со своей стороны нисколько не отвергал того, что Бог предопределил Петра на дело обращения иудеев и руководил его в том Своей благодатью, а и они со своей стороны признали, что Павел Самим Богом был избран на такое служение среди язычников (ст. 7. 8). Мало того, три столпа – апостолы, в доказательство признания полученных Павлом и Варнавою даров благодати, братски подали им руки и согласились с ними на то, чтоб без ущерба друг другу действовать заодно, каждому на указанном ему Господом месте, тем – между иудеями, а этим – между язычниками, с тем только условием, чтобы последние любвеобильно, посредством сборов милостыни между христианами из язычников, помнили о множестве бедных иерусалимских христиан и таким образом свидетельствовали о своем духовном общении и благодарности к Матери-Церкви (9, 10), о чем и Павел ревностно заботился (сн. Деян. 24, 17; 1 Кор, 16, 1 и д. 2Кор. 8, 1 и д. Римл. 15, 15 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Третья родительская суббота. Христос – Лодка На некоторых иконах гиматий, плащ Христа образует фигуру корабля, лодки. Да, Христос – лодка и корабль, ризы Его полны ветра, Духа Христова, Духа Божия. 29 марта, 2014 На некоторых иконах гиматий, плащ Христа образует фигуру корабля, лодки. Да, Христос – лодка и корабль, ризы Его полны ветра, Духа Христова, Духа Божия. Этот Дух не просто приносит чувства радости, покоя, умиротворения – то, что мы порой называем «благодатью». Бедные мы, забегавшиеся, забывшие о простых человеческих радостях покоя и созерцания. Когда мы получаем покой и гармонию от богослужения, то это психологическое состояние мы готовы назвать «благодатью». Как писал Клайв Льюис, это смешно по сравнению со щедростью Бога – как смешон ребенок с корабликом у пруда, не хотящий, чтобы родители повезли его на море и лишили этой маленькой радости. Дух Христов – это Бог. Бог Дух Святой. «Слышите, я повторю еще раз», — говорил святитель Григорий Богослов, — «Бог есть Дух! И снова скажу – Он Бог!» Не для того страдал и умирал Христос, чтобы дать нам маленькие радости и утешение и умиротворение и то, что мы называем «благодатно-то как!». Он дал истинную благодать – дар бесценный, благой, величайший, незаслуженный, никак не покупаемый, который страшно принять и без которого нельзя жить. Это – Дух Божий. Бог Дух Святой. «Печать Дара Духа Святого… Печать Дара Духа Святого… Печать Дара Духа Святого… Печать Дара… Печать Дара… Печать Дара…» — слова священника при Крещении. Дух Святой – как Дар. Самый великий Дар. Бог в твоих руках, человече. Бог в парусах лодки твоей. Бог Дух Святой. Он являет Христа Воскресшего в Евхаристии. Он дарует нам Его Воскресение. Он воскресит всех дорогих нам людей. «Ты — нам брашно и питие, Ты -нам Кормчий и паруса, Ты — нам пение и оплот, Возвращенье к земле живых.» Ты — их брашно и питие, Ты — роса им и горный ключ, Ты — их риз нетканая ткань, Ты — их глаз негаснущий свет, Ты — им Кормчий и паруса, Ты — простор им и крепкий кров, Ты их кости не позабыл,

http://pravmir.ru/tretya-roditelskaya-su...

18 января 2021 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с великим праздником, который мы, особенно в России, называем Крещением Господним, но который на языке Устава церковного именуется Богоявлением. Действительно, на Иордане во время Крещения Иисуса Христа, Сына Божия, явилась Троица. Голос Отца, свидетельствующий о том, что Крещаемый есть Его Сын, и явление Духа Святого в виде голубя дали возможность апостолам и евангелистам, вдохновляемым Святым Духом, запечатлеть это величайшее событие на страницах Евангелия. И мы возносим благодарение Господу за великий дар, который Он явил миру через Сына Своего Господа Иисуса Христа. Этим даром было нечто, что можно сравнить с сотворением мира. В акте творения был создан материальный мир и, конечно, создан человек. А в акте Богоявления роду человеческому через Сына Божия дарована возможность иметь Божественную силу, Божественную энергию, Божественную благодать. Ничего подобного не было в Ветхом Завете, но через искупительные заслуги Спасителя, Его служение роду человеческому, Его крест, Его страдания нам был дарован после Его вознесения дар Духа Святого. Другими словами, Бог не оставил Свое творение. Он не отошел от рода человеческого, не покинул материальный мир, но остается с нами силой Своей энергии, силой Своего Духа. А это означает, что существует реальная связь между человеком и Богом, потому что по обетованию Божиему Дух не просто присутствует в мировом пространстве, но на всяком, кто крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа и помазывается святым миром, запечатлевается дар Святого Духа. Ну, а теперь следует задать самый важный вопрос: а что дает печать дара Духа Святого тем, кто ее получил? Они становятся сверхчеловеками? В них обретаются некие особые способности? Они могут прекрасно учиться, делать карьеру, завоевывать высокие позиции в мире? Совсем нет! Потому что если бы было так, то печать дара Духа не могла бы нести свою спасительную миссию — всё бы ограничилось временным и человеческим. Святой Дух не превращает человека в сверхчеловека, но дает нечто большее — Он открывает человеку возможность быть в общении с Богом, опираться на силу Божественной энергии, Божественной благодати и тем самым обретать спасение, избавляясь от грехов в этой жизни и обретая Божественную вечность как свой настоящий, подлинный и вечный дом.

http://pravoslavie.ru/136786.html

Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. 4 марта, 2011 Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви. Как это дивно: у Бога – лик, и этот лик мы можем созерцать; и перед иконой, которая выражает церковный опыт, церковное знание о Боге, мы действительно можем преклонить колена с любовью, с благоговением, с нежностью. Бог стал одним из нас, не переставая быть непостижимым, великим Богом, самой Жизнью, самой Святостью, самой Непостижимостью. И вместе с этим по-новому озаряется слово Ветхого Завета о том, что мы созданы по образу Божию; каждый из нас – икона. Как это дивно! Взирая друг на друга, так же, как когда мы взираем на икону, мы можем взором веры, взором любви, взором богопочитания прозреть образ Божий. Есть в Новом Завете слово о том, что нам надо отдавать кесарю кесарево и Богу – то, что принадлежит Богу. Сказано было это слово, когда Спасителю Христу был представлен динарий с запечатленным лицом, образом римского кесаря, и Он отозвался: отдавайте то, на что легла печать мира, печать власти, печать земли, тем, кому это дорого; а Богу отдавайте то, что запечатлено Его печатью… И каждый из нас – образ Божий, на каждом из нас эта печать, которая делает нас Божиими, и этого мы не можем отдать никому – только Богу.

http://pravmir.ru/obraz-3/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое миропомазание? 8 мин., 14.03.2012 Сразу после Крещения совершается еще одно величайшее церковное Таинство. Внешне это происходит настолько быстро и незаметно, что люди иногда и не подозревают, что произошло событие, перевернувшее их жизнь... Миропомазание — это Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни. Такое определение Таинству Миропомазания дается в богословских учебниках. В Православной Церкви оно всегда совершается вместе с  Крещением , вернее, сразу же после него. Их даже можно объединить общим названием — Таинства посвящения, или вхождения в Церковь. Внешне не происходит вроде бы ничего особенного. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещеного особо освящённым ароматическим маслом — миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого». По времени Миропомазание занимает несколько секунд, поэтому, в сравнении с длинным чином Крещения находится как бы в его тени, кажется одним из его многочисленных обрядов. Но в Церкви все самое величайшее и славное совершается просто... Епископ Пантелеимон (Шатов) совершает Таинство Миропомазания во время одной из миссионерских поездок. Фото Екатерины Степановой. Сначала о внешней символике этого Таинства. Печать и миропомазание — древнейшие символы. Печать — это знак принадлежности кому-либо, свидетельство о владельце. Например, в Евангелии говорится, что Бог положил на Иисусе Свою печать (Ин. 6:27). Помазание миром символизирует власть и достоинство. В Древнем Израиле через миропомазание свою власть принимали цари и священники. Это символизировало, что они не самозванцы, а приняли свое служение от Бога. Вообще, греческое слово «христос» переводится как «помазанник». В этом смысле христами можно назвать всех ветхозаветных царей и священников. Однако с большой буквы это слово применимо только к одной уникальной личности — Богу, Который стал человеком — Иисусу Христу. Именно с Его служением и связано Таинство Миропомазания, ставшее в христианстве Таинством не только для царей и священников, но для всех людей, принимающих крещение и входящих в лоно Церкви Христовой.

http://foma.ru/chto-takoe-miropomazanie....

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010