Как выяснилось, родом он с острова Крит, ему 18 лет, и он посвятил се-бя уже служению Господу. В храме семинарии, очень запоминающиеся ико-ны. Приложились к чудотворной иконе Успения Божией Матери. На ней были видны небольшие вмятинки - как нам сказали, это следы от пуль, которы-ми стрелял однажды злоумышленник, и пули обратились против него,рико-шетом отразились от иконы и насмерть поразили стрелявшего. Такова была кара Божия за кощунство. Приложились к мощам игумена Филумена - они слева от иконн Успения. Он жил на колодце Иакова и был зарублен топо-ром. Когда нашли его тело, разрубы оказались сросшимися. 8 июня. День 7й. Святая земля издавна почиталась паломниками. В 6-ом веке ее посетил Давид Гареджийский, впоследствии основавший грузинский монастырь. В 11-ом в. Святую землю посетила Ефросинья Полоцкая и игумен. Данниил. В 1811г. Синод утвердил Русскую миссию в Святой земле. Первым начальни-ком Русской Миссии был о. Порфирий Успенский. Наибольшего развития Миссия достигла при архимандрите Антонине Капустине, начальнике с 1865г. При нем было приобретено 72 тыс. кв. м площадей Святой земли. К сожалению, при советской власти часть земель утрачена. Остались во владении монастырь в Яффе, участок в Хайфе, мужской монастырь в Кедро-не, участок в Кане Галилейской, в Иерихоне. В 1864г. освящен собор ца-рицы Мученицы Александры. В 1997г. отмечалось 150-летие Русский Пра-вославной Миссии. Святую землю посетил Святейший Патриарх Алексий. Во время его визита в Горнем монастыре был отслужен молебен я и принято решение достроить большой собор Всех Святых строительство которого бы-ло отложено из-за первой мировой войны, а затем революции. 8 июня мы посетили Свято-Троицкий собор - храм Русской Православной Миссии где удостоились принять Святое Причастие. Служба совершалась с Митрополи-том Иерусалимским Василием, первым заместителем Св. Блаженного Патри-арха Диодора. Таким событием в наших душах был отмечен Духов День. Ве-чером были на приеме в Русской Православной Миссии, устроенном в честь праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Митрополи Дионисий Тырновский, направленный в Россию для передачи решений Константинопольского Собора 1590 г., заявил в Москве Иову: «А вам бы и вперед о всяких духовных делех советовати, обсылаясь с святейшим патриархом Иеремеем… так же как и прочие патриархи… А для ради дальнего пути избрати б тебе, святейшему патриарху, в свое место из греческих митрополитов и архиепископов, которой к тому годен, и приказати ему быти у вселенского патриарха для ради соборов и духовных дел вместо вашего святительства… как и от прочих патриарх… в Царегороде у патриарха приятели (т.е. представители-апокрисиарии восточных патриархов. — А. Б.) живут» (Посольская книга по связям России с Грецией/Изд. подгот. М. П. Лукичев, Н. М. Рогожин. 1588–1594 гг. М., 1988. С. 97). В ответ Патриарх Иов сказал, что обсудит данный вопрос с царем и Собором (видимо, никакого решения на этот счет в Москве так и не приняли). В течение XVII–XIX вв. состоялось несколько Соборов с участием всех или нескольких восточных патриархов, где не присутствовали представители Российской Церкви. Решения этих Соборов имели в основном богословское содержание. На них не рассматривались вопросы административного или судебного характера (по крайней мере такие, которые выходили бы за рамки соответствующих патриархатов). Поэтому отсутствие на этих Соборах представителей Московского Патриарха (а позднее — Святейшего Синода) не может рассматриваться как фактическое исключение предстоятеля Российской Церкви из пентархии, если понимать ее в качестве органа церковного управления. В 1666–1667 гг. Александрийский и Антиохийский Патриархи приняли участие в Московском Соборе, который рассматривал «дело патриарха Никона». Для правильного понимания их роли в работе Собора следует иметь в виду, что восточные патриархи были приглашены на Собор в декабре 1662 г. царем Алексеем Михайловичем, а не прибыли в Москву по собственной инициативе. Собор состоял в основном из епископов Российской Церкви и проходил под сильным влиянием царя. Когда же в феврале 1667 г.

http://bogoslov.ru/article/1881917

По малех же днех и Геронтии приде к Царюграду по многых истомлених, яко же преди написахом. И въсходит и тъи къ святеишему патриарху и, не хотя, вся прилучьшаяся ему сказует, еще же и сонное видение. Патриарх же доволна словеса извеща, еще же и от правил богоносных отець нашых прирек, яко не достоит миряном изъбраниа святительска творити, ни же кому смети самому на таковыи сан дръзати, не преже от святаго сбора избран 69 , паче же от Пресвятаго и Живоначялнаго Духа назнаменан. И ина многа словеса от святых правил и божественыих писании изрече ему, абие препокои слово. Ризы же святительскыа с честъною иконою и пастырьскыи жезл, тако же и церковныа сановникы прием, в рукы предает истинному святителю и Божию человеку Петру, сице рек: «Приими Богородичныи святыи объраз, иже ты своима рукама написал еси, сего бо ради и вздарие тебе дарова сама икона, о тебе прорекъ». И оттоле убо святеишы патриарх Афанасии на всяк день беседы душеполезныа простирааше к святителю Петру, глаголя сице: «Блюди убо, чадо и брате о Христе възлюбленыи, в каковыи и толикыи подвиг вшел еси. Се тебе великыи корабль Христос Бог поручыл есть наставляти и правити и к пристанищем спасениа привести. Да не обленишыся никогда же, да не уныешы, да не отяготишыся великымъ попечением величьства и множьства земля Рускиа. Се приемник бысть апостолскаго служениа, делателя тебе Христос винограда Своего постави. Буди подражатель апостолом, буди ученик истинныи Спасов, яко да и ты съ дръзновением в второе пришествие Его станешы, взывая: «Се аз и дети, еже ми еси дал“». И таковыми словесы и иными множаишыми всегда блаженнаго поучаа, по днех славно Константинаграда отпусти. Оному изъшедшю и море благополучне преплувъшу, и к святеиши митрополи Рускаго престола пришедъшу, и мир и благословление всем подавшу, начат учити Богом порученое ему стадо, преходя от места до 70 места, с велицем, аще кто речет, смерением же и трудом, и кротостию, поминая рекшаго: «В сердце кроткых почиет Богъ». И пакы: «Сердце скрушено и смирено Бог не уничижыть».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Б5 Апостол, рукоп. Москов. Синод. библ. 47–14, пис. на бумаге, в лист, на 206 л. в два ряда, полууставом, переходящим в скоропись, XVI в. Правописание русско-болгарское. И после пятидесятницы чтения апостольские следуют на все дни недели. В месяцеслове славянские названия месяцев и много памятей русских. См. Гор. и Невостр. I, 298–314; в моей книге об Апостоле (М. 1879) стр. 179. Б6 Апостол толковый, по дневным чтениям, рукоп. библ. Московской духовной академии (фундам.) 17, пис. на бумаге, в лист, на 559 л. полууставом, переходящим в скоропись, в 1501 г., как видно из послесловия: В л. з. ф. (7009–1501) при самодрц все рскы при блговрномъ и хртолюбив и бго избранно кнзъ иван васиеви и при его внц велико кнз дмитреи иванови въ г е лто цртва е. да симо митрополи. аплъ толковон. в до сты и живонаалны трц игмен       с мца феврал. въ. къ. е лъто игменства его великы обители монастыр. Правописание русское, позднее. Чтения и после пятидесятницы следуют на все дни недели. Месяцеслов краткий; памятей русских святых нет. Представляя в общем апостольский текст второй редакции, эта рукопись нередко приближается к спискам первой редакции. – Леонид, архим. Сведения о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицк. Серг. Лавры в библ. Троицк. дух. сем. В 1747 г. (ныне наход. в библ. моск. дух. акад.). Вып. 2, М. 1887, стр. 26–27. Б7 Апостол, рукоп. библ. Троице-Сергиевой Лавры, 82–92, пис. на бумаге, в 4-ку, на 294 л. небрежным полууставом, переходящим в скоропись, конца XVI в. Правописание русское, позднейшее. Чтения апостольские и после пятидесятницы пишутся на все дни недели. Рукопись эта не полная; начинается с окончания чтения в суб. 1 нед. по пятидесятнице и прерывается на месяцеслове за август; есть и в середине пропуски, напр. после л. 67. Из первых пяти посланий ап. Павла в этой рукописи не достает: . . 2Кор. 7, 14–18, 5–21 . При переплете листы весьма перепутаны. Что бы могло получиться надлежащее расположение листов в этой рукописи, они должны следовать в таком порядке: 1–2, 11–18, 3–10, 19–26, 105–112, 35–104, 27–34, 113–294. В месяцеслове славянские названия месяцев и очень много памятей русских святых. Опис. рукоп. Лавр. библ. стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Далее, в некоторых позднейших списках жития встречаем черты, обязанные своим происхождением местности, из которой вышла редакция или ее список; некоторые списки 3-й редакции в известии о первых епископах, пришедших в Киев с Леонтием-митр. и разосланных им по городам, прибавляют; «И нарече архиеписконью Ростов»; напротив, список новгородской Софийской библиотеки усвояет название архиепископии своему Новгороду 19 . Присутствие этого местного взгляда еще сильнее чувствуется в сказании жития о прибытии на Русь Леонтия. Ростов просвещается христианством непосредственно из Царьграда; оттуда приходят и туда возвращаются первые просветители его; сам патриарх «многу печаль имеет» об упрямом далеком Ростове и долго ищет для него «твердого пастуха»; отыскавшийся пастух Леонтий с целой миссией едет из Царьграда прямо в Ростов, не имея никаких сношений с Киевом и русским митрополи-том, о которых в рассказе о Леонтие по всем редакциям жития нет и помину. Это еще понятно относительно первых двух епископов, прибывших в Ростов в первые годы после крещения Владимира, но подозрительно в третьем, действовавшем во второй половине XI века; особенно если раньше этого встречаются известия о поставлении епископов киевским митрополитом и о распространении христианства под его руководством Непосредственные сношения Ростова с Константинополем- черта, заметная и в другом ростовском сказании, отличающемся столь же сильной легендарностью, в житии преп. Авраамия. При мутности источников, из которых черпали оба жития, здесь, без сомнения, имела свою долю влияния память о первых двух епископах Ростова, прибывших из Царьграда и посвященных патриархом Но объяснению этой черты в житии Леонтия, кажется, может помочь еще одно обстоятельство, обыкновенно забываемое при этом Возобновление памяти о Леонтие в Ростове, вызванное обретением его мощей, совпало по времени с одним движением в ростовской епархии, начатым Андреем Боголюбским с помощью Феодора, впоследствии ростовского епископа оба они хлопотали отделить ростовскую кафедру от киевской митрополии и, переместив ее во Владимир, сделать из нее вторую митрополию в России. Сам Феодор принял епископский сан прямо от патриарха в Константинополе, на пути в Ростов не заехал в Киев к митрополиту за благословением и, заняв кафедру, придавал особенное значение своей непосредственной зависимости от патриарха «Не митрополит мя поставил, – говорил он, – но патриарх во Цареграде; да убо от кого ми другого поставлениа и благословенна искати?» 20 Он пользовался большим влиянием в своей епархии, имел «мудрование кознено, и вси его бояхуся и трепетаху», замечает летопись. В его именно епископство отстроен был каменный Ростовский собор и совершено первое перенесение мощей св. Леонтия (1170), после чего вскоре составлено было и первое сказание о нем; под влиянием феодоровских взглядов могла составиться или развиться основа предания о ростовском просветителе, с большей или меньшей полнотой входившего во все редакции жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы. Митрополи Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Объясните, пожалуйста, возникновение Бога Отца. Как возник Сам Бог? Митрополит Иларион: Бог никак не возникал, Он всегда существовал — это основополагающий догмат христианства и других монотеистических религий. Бог является источником всего существующего. Все, что существует, Он создал, а Сам Он существует вечно. Он никогда не возникал, Его никто не создавал. Мы, христиане, веруем в Единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым, с этого начинается наш Символ веры. Это Единый Бог, Который создал всю вселенную, и Он существует в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Дальше в Символе веры мы говорим, что веруем во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, и в Духа Святого, Господа Животворящего — эти три лица Святой Троицы являются Единым Богом, Который никогда не возникал, но всегда вечно существовал. Это основополагающий догмат христианской веры. Вопрос: Здравствуйте, владыка! Спасибо за Ваши передачи, они нам очень нужны. Вопрос: Господь сотворил нас по образу Своему и подобию. Исходя из этого можно ли утверждать, что и человек троичен (дух, душа и тело), и таким образом на самом примитивном уровне объяснить троичность Бога? Митрополит Иларион: Объяснение, которое Вы приводите, встречается и в творениях святых отцов. Некоторые святые отцы говорили о том, что человек создан по образу и подобию Божию в том смысле, что человек является троичным существом: у него есть дух (или ум), душа и тело. Но это только одно из возможных объяснений, почему человек создан по образу и подобию Божию. Согласно другому объяснению, образ Божий в человеке — это то, что в нем заложено, а подобие — это то, к чему он должен стремиться. Есть еще объяснение, согласно которому образ Божий в человеке — это его ум. А есть и такое объяснение, что образ Божий в человеке — это его творческая способность: как Бог является Творцом, так и человека Он призывает к творчеству или к сотворчеству с Самим Собой.

http://radonezh.ru/2021/04/28/mitropolit...

Вопрос о том русском попе Леонтии, который три раза ходил в Иерусалим и мощи которого показывали нашему паломнику на уболе св. Георгия, – недавно был затронут Хр. М. Лопаревым, видевшим в словах «поп русин» описку переписчика вместо «поп Прусин» и в паломнике Леонтии – греческого Леонтия, в мире Петра, из Бруссы или Пруссы в русской передаче Прусина. Но такая форма этого слова невозможна сама по себе 56 , во-вторых, ни в одной рукописи такой формы не находим, а в нашем списке, списке вообще исправном и близком к первоначальной редакции, – чтение обычное: «а оттоле на уболе святого Георгия святы Леонтий поп русин лежит в теле, велик человек; тои бо Леонтий 3 жь во Ерусалим пешь ходил» 57 . Здесь кстати привести одну позднюю и мало достоверную догадку относительно личности попа Леонтия, но интересную только, как единственное показание, при отсутствии прямых более подробных свидетельств. А именно, в начале нашей рукописи, содержащей Хождение архиепископа Антония в Царьград, на внутренней стороне переплета скорописью начала XVIII века писана небольшая запись на румынском языке: доамне маре мила та съ къ ши еу смериту архиепкп тръ а сърта ла ръдъци сфнтле моаште а маре сфнтл лентие (sic) каре г орь а фо ла сфт мормжнт ши мл ань ла цригра бисерика маре. ши пе каре а ръскмнърат сфънт ши kkioc митрополи киевл де ла мпъ ра трчек. епископъ (греко-румынской скорописью), т. е. «О, Боже, да будет велика милость Твоя, что я смиренный архиепископ от г. Романа Пахомий целовал в Радауцах святые мощи великого святителя Леонтие, который три раза был у Святого Гроба и много лет в Царьграде, и которого выкупил святой и преподобный Антоний митрополит киевский от турецкого императора». В этой записи прежде всего бросается в глаза целый ряд ошибок и смешений лиц, но для всех можно найти причины. Архиепископ Пахомий романский, т. е. северной Молдавии был значительно просвещенный и весьма любознательный человек 58 . На многих рукописях славянских, иногда весьма старых, архиепископ Пахомий делал надписи на румынском языке, большей частью относящиеся к тем произведениям, которые в рукописях он читал, иногда замечая о том, что ему особенно понравилось, о количестве чудес и мудрых изречений в книге, о трудности понимания старых рукописей и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

А после этого, пожалуй, мне уже трудно рассказывать о событиях, потому что внешних событий–то на самом деле не было. Глеб продолжал трудиться, Николай — «выпал», а я перешел в Новую Деревню . Как я уже говорил, в Тарасовке на меня был написан большой донос, но Патриарх Пимен — тогда он еще был только нашим митрополи–том  — согласился меня перевести. Я написал, что донос этот — клевета чистой воды, и попросил меня оттуда перевести «ввиду сложившихся небратских отношений с настоятелем» . А в объяснительной записке я написал, что никогда ничего не делал дурного настоятелю и не знаю, что его побудило это написать. Он же в своем доносе писал, что ко мне никаких претензий по службе не имеет и что все очень хорошо — только бы я не делал других вещей: ни с кем бы не разговаривал и так далее — не читал бы книг, не давал бы книг. Кстати сказать, с этим настоятелем была очень интересная история — это было просто замечательно. Его дети совершенно отошли от Церкви, от веры (взрослые были ребята) — и вот однажды Великим постом он уговорил их все–таки прийти поисповедоваться. Ну, я взял ребят, а потом и племянника, стал их понемножку «обрабатывать». Они начали ходить в церковь, относиться с уважением к профессии отца — у них произошла некоторая короткая перемена. Естественно, давал им книжки… Так отец так испугался, что запретил им общаться со мной и все вернул на свои оси. Когда в церкви узнали, что я перехожу, народ написал петицию Пимену, что они этого не хотят, так что ему пришлось прислать телеграмму на приход, что он меня не переводит. Все успокоились. Я был в очень тяжелом состоянии, потому что мне было очень трудно служить с настоятелем за одним престолом, мы с ним даже не разговаривали одно время — так до Прощеного воскресенья тянули. В общем, неприятно это было. Почти целый год мне пришлось с ним служить после этой истории. А потом отец Григорий захотел меня сюда, в Новую Деревню. Он специально приехал в Семхоз, «выудил» меня. Я–то на самом деле мечтал перейти сюда. Дело в том, что он периодически болел, и меня из Тарасовки, по соседству, приглашали сюда служить, так что я вместо него служил неоднократно. Познакомился–то я с ним еще раньше, когда мы с ним служили у владыки Киприана  — на его именины всегда приезжали архимандрит Ювеналий , отец Сергий Хохлов, отец Григорий и аз, недостойный. Теперь Ювеналий — митрополит Крутицкий, отец Григорий умер, а Киприан и ныне там. И отец Григорий захотел, чтобы я к нему перешел — потому что его священник страдал «некоторой слабостью», и у нас просто состоялся обмен. Причем я никому не сказал, сделал это тайно, и мой настоятель страшно расстроился: он не хотел, чтобы я уходил, и был недоволен этим. Он просто хотел пресечь все мои недозволенные действия, а в остальном я его устраивал на сто процентов. Но его вызвали в епархиальное управление, мы там встретились, и я сказал ему: «До свиданья». — «Как, что?!» — «Все, уже указ есть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Видимо, автокефальность их была фиктивная. Одно лицо в церкви не может быть «самоглавным». За смертью архиепископа кто–либо должен был поставить ему преемника. И, вероятно, ставил их архиепископ константинопольский (хотя в XI в. митрополиты энергично отстаивали свои права) и «автокефальный» при богослужении «возносил имя» только патриарха константинопольского, а не своего епархиального митрополита. Зависимость их от митрополита была номинальна, или просто нулевая. Обязаны ли они были принимать участие на митрополичьих (местных) соборах — это еще вопрос. Они являлись только членами синода в Константинополе. Любопытно процентное отношение этих архиепископий: сравнительно более всего их появилось вблизи Константинополя. Оказывается, например, что в Европе фракийской, т. е. той епархии, где лежит Ираклия и Константинополь, было 5 автокефальных (архиепископов) и еще только 5 простых епископов, подведомственных митрополиту. Но были и отдаленные автокефальные церкви. Всякая кафедра, имевшая когда–либо святого епископа или мученические мощи, стремилась к автокефально–сти. Таким образом, образование автокефальных церквей составило целый ряд пятен, прорывавших плотную сеть митрополи–танской системы.  Но автокефальное архиепископство представляло только начало движения в епископских санах. Сравнив подлежащие списки в их хронологической последовательности, можно заметить, как епископы сначала делаются архиепископами, а потом митрополитами. Так, например, было со смирнским епископом. Сперва епископ, επαρχιτης асийский (подведомый митрополиту ефесскому), в IX в. уже αυτοκφαλος (αρχιεπσκοπος), наконец, μητροπολτης. Та же самая история с Κοτυειον της Φρυγας Σαλουταρας, с Μιτυλνη των Νσων. Все эти превращения совершались на первых порах очень логично. Последовательность выражалась в том, что у митрополитов (в отличие от архиепископов) был какой–нибудь θρνος υποκεμενος (подведомственная епархия), и в случае, если архиепископ становился митрополитом, то, чтобы была у него своя подчиненная как бы епархия, выделяли из той же епархии несколько епископий (у митрополита котиаийского было только 3 θρνοι υποκεμενοι).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

На первых порах ей удалось получить из правозащитного общества «Мемориал» список из 306 имен. Каждое имя из этого скорбного списка Варвара Васильевна сверяла с данными архива КГБ и, где это было возможно, с записями в церковных книгах тех приходов, где служили погибшие. Это было начало большой и кропотливой работы, в которой ей помогали многие люди, – священнослужители, архивные работники, члены правозащитного общества «Мемориал». 1994 г. был для Варвары Васильевны поистине переломным в ее жизни. Митрополит Ювеналий, ставший ее духовным наставником, умело и деликатно подвел ее к мысли о принятии монашества. В возрасте 80 лет 13 октября того же года она была пострижена в монашество с именем Серафима – в честь преподобного Серафима Саровского , и вскоре после этого возведена в сан игумении с вручением игуменското жезла – жезла настоятельницы Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Одним из первых деяний игумении Серафимы была передача Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II через митрополита Ювеналия списка расстрелянных в Бутове священнослужителей. Имя ее деда –митрополи та Серафима –открывало это т список. По благословению Святейшего Патриар ха Алексия II место их гибели было освя щено 8 мая 1994 г. Игумения Серафима стояла у истоков создания на Бутовском полигоне мемориального комплекса, места паломничества – для молитвенного поклонения новомученикам и исповедникам Российским. Именно по ее инициативе там был поставлен крест-голубец работы скульптора Д. М. Шаховского – сына православного священника Михаила Шика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г. 5 мая 1994 г. памятный крест был освящен. Освящение совершили архиепископ Сергий и епископ Арсений в сослужении сонма духовенства Москвы и Московской области. Игумения Серафима была одним из инициаторов создания общины и строительства храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. В сентябре 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил образовать общину храма (10 человек из родственников погибших на полигоне) для сооружения храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010