Другой линией критики официальной церкви были обвинения в безнравственности, как священноначалия, так и духовенства в целом. Любой подобный случай попадал в поле зрения прессы и вырастал в общественный скандал. Больше всего таких скандалов была связана с именем Распутина Г.М. Известный публицист Новоселов М. А. в своем обращении к Синоду называл Распутина «хитрым заговорщиком против святыни и Церкви и гнусным растлителем душ человеческих, дерзко прикрывающимся этой самой святыней церковной» Когда указанный номер газеты был конфискован властями, а редактор привлечен к суду, лидер октябристов Гучков А.И. обвинил Св. Синод в том, что Синод «не блюдет чистоты веры и церкви Божией и попускает развратному хлысту творить дела тьмы под личиной света» [цит. по 17, с. 19]. Средства массовой информации (газеты) стали активно муссировать тему формирования состава Св. Синода при активном участии лиц, непосредственно связанных с Распутиным и выражающих его интересы. В политических кругах российского общества Русская Церковь рассматривалась, прежде всего, как часть бюрократического государственного аппарата, естественным образом пораженная характерными для всего общества пороками. Насколько антицерковные настроения в начале XX в. были распространены и популярны, говорит тот факт, что либерализация всех сторон общественной жизни в период после Февральской революции 1917 г. не коснулась отношений Церкви и государства – напротив, именно в это время начинаются пока еще мягкие гонения на иерархов, известных своими монархическими убеждениями. Именно в этот период обер-прокурор Св. Синода князь Львов В.Н. сместил с кафедр двух выдающихся Церковных деятелей: митрополита Московского Макария (Парвицкого-Невского) и митрополита Санкт-Петербургского Питирима (Окнова). Обер-прокурор распустил Св Синод, надеясь поставить во главе Церкви своих приверженцев. Однако, на выборах епархиальных архиереев на Московскую и Санкт-Петербургскую кафедры, прошедших на епархиальных съездах московского и петербургского духовенства и мирян, кандидаты от обер-прокурора были отвергнуты с. 9–10].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Академии и – перед погребением тела преосв. м. Михаила. – В 1838 г. вышло полное собрание слов архим. Климента, произнесенных в разные времена в С.-Петербурге. В 1847 г., – собрание поучений архим. Макария (ныне епископа Винницкого). В это последнее собрание не вошли слова, сказанные после его издания и помещенные в Христ. чтении: надгробные – при погребении митрополитов Антония, Никанора, Ионы и архиепископов Игнатия Воронежского и Иакова Нижегородского. 2) Преосвященный Евсевий (ныне епископ Иркутский) издал для домашнего чтения несколько назидательных размышлений, под общим заглавием: Утешение в скорби и болезни. 3) В 1856 г. архимандрит Кирилл издал собрание размышлений о разных предметах Веры и благочестия, под названием: Минуты уединенных размышлений христианина (Спб. 1856 г.). Духовная история В 1826 – 1830 годах повременное духовное издание академии – Христианское чтение украшалось сочинениями преосв. Иннокентия Борисова , бывшего инспектором академии. Всем известны, в высшей степени назидательные, статьи: Последние дни земной жизни Иисуса Христа и Жизнь Св. Апостола Павла. В первой из этих статей преосв. Иннокентий совокупил и расположил в порядке времени, разрозненные у Евангелистов, сказания о последних днях земной жизни Иисуса Христа; в последней изложил жизнь св. Апостола Павла, на основании книги деяний Апостольских и посланий этого Апостола, снесши их с показаниями современных писателей языческого мира. Оба сочинения вышли и отдельными книжками. Наконец из-под того же искусного пера вышло Описание жизни одного древнего священномученика и Отца Церкви, Киприана, епископа Карфагенского, помещенное в Христианском чтении за 1825 год. История и древности российские 1) Исследования, относящиеся к истории отечественного просвещения и русской Церкви, ректора академии Макария, епископа Винницкого, известны всякому образованному читателю. Важнейшие из них: 1) История Киевской академии (Спб. 1853 г.) – первый опыт его на этом поприще; 2) История Христианства в России до основания русской Церкви – труд новый по предмету и заслуживший справедливое одобрение от лучших ценителей учености; 3) История русской Церкви в период до татарский, в сокращенном виде, и потом 4) Пространное изложение Истории русской Церкви, которой первые три тома вышли в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Отставшие от католичества должны перестать ходить в церковь , никаких тайн из рук попа не принимать, а если начальство спросит: «кто отговорил»? отвечать: «совесть мне не дает покоя; она меня грызет и беспрестанно говорит: «человече, погубил ты душу свою». На подговоры же ксендзов ни в каком случае показывать не следует». Преосв. Макарий в течение десятилетнего своего управления Литовской епархией трудился, по мере сил своих, для благоустройства церковной жизни в епархии вообще и в частности, для устранения вышеуказанных недостатков её. Прежде чем перейдем к подробному описанию этих трудов его, считаем необходимым сделать одну небольшую оговорку. В нашей церковно-исторической литературе высказано было совершенно неправильное суждение о деятельности преосв. Макария по управлению Литовской епархией. Если поверить этому суждению, то преосв. Макарий слишком мало уделял внимания и труда управлению епархией Литовской и, если и издавал целесообразные распоряжения по этой части, то не старался внимательно и строго наблюдать, насколько исполнялись эти распоряжения теми лицами, до которых они касались. Это зависело, будто бы, от того, что «в Литовской епархии преосв. Макарий являлся скорее гостем, чем хозяином (?). Полгода, а иногда и более он проживал в С.-Петербурге, по обязанности члена (?) Св. Синода исполняя в то же время и другие различные поручения, как-то: производство ревизий духовных академий, председательство в печальной памяти комитете по вопросу о реформе церковного суда и т.п., при чем все эти занятия отнимали у него очень много времени, которое он мог бы посвятить своей епархии. Проживая же летом в Вильно, он, естественно, желал воспользоваться летними каникулами как для отдыха от Петербургского сидения за работою, так и для своих ученых трудов по русской церковной истории, памятником которых явился IX том его истории, изображающий историю западно-русской, или литовской митрополии и возникновение церковной унии в Литве. Понятно, почему, будучи уже митрополитом Московским, почивший архипастырь вспоминали, с наилучшей стороны время своего служения в Вильно. Здесь ему удалось устроиться в своем вкусе, почти в совершенном уединении, в такой прекрасной местности, как Тринополь, загородная дача Литовских архиепископов. Богослужение совершаюсь им только по праздничным и воскресными, дням, и то не всегда, а для приема просителей было назначено только два часа с 10 до 12 и только в случаях особенностей важности с 5 до 6 ч. вечера» 1362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Архиепископ Макарий, предваренный о характере движения среди старообрядцев в пользу единоверия и о депутации преосв. Иосифом 1411 , принял ее благосклонно и отнесся к её ходатайству вполне сочувственно. При содействии м. Исидора, им был командирован в г. г. Ковно и Новоалександровск и деревни: Каролишки, Вилькомирского уезда и Перелазы Виленского уезда, священник С.-Петербургской единоверческой церкви Алексей Троицкий, которым в два раза были присоединены к православию на правах единоверия 69 д. м. и 53 д. ж. полов 1412 . По особому ходатайству преосв. Макария, в том же 1869 г. Св. Синодом было разрешено открыть для новоприсоединенных три единоверческих прихода, именно: в г. г. Ковно и Новоалександровске и деревне Каролишках Вилькомирского уезда Ковенской губернии. В то же самое время преосв. Макарием, по сношении с Московским митрополитом, в г. Ковно и другие места Ковенской и Виленской губернии был командирован настоятель Московского единоверческого Никольского монастыря иеромонах Павел (Прусский) для совершения треб новоприсоединенным единоверцам и для дальнейшего присоединения старообрядцев к православной церкви на правах единоверия 1413 . Деятельность о. Павла (Прусского) среди литовских старообрядцев была в особенности плодотворна как по непосредственным результатам её, так еще более по тому общему влиянию, какое она произвела на старообрядцев Литовской епархии, еще более усилив движение среди них в пользу присоединения к православной церкви. О. Павел (Прусский) оставался в пределах Литовской епархий на сей раз до марта 1870 г. 18 марта 1870 г. он являлся лично к преосв. Макарию в С.-Петербурге, с представлением подробного доклада о своей миссионерской деятельности среди литовских старообрядцев. Из этого доклада видно, что всего в Литовской епархии в разных местах её о. Павлом Прусским было присоединено из раскола к православной церкви на правах единоверия 107 душ 1414 . Все они раньше принадлежали к беспоповской секте, кроме одной женщины Марии Кривошеевой, жены бывшего беспоповца, присоединившейся к православию из римско-католичества. Все эти новоприсоединенные единоверцы были помазаны Св. Миром, кроме двух человек, которые еще в младенчестве были крещены по чину православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В 1883 году вышел обстоятельный курс основного богословия профессора Н. Рождественского «Христианская апологетика». Этот труд отличается особенной полнотой в изложении материала. В области богословской апологетики и христианской философии глубиной и оригинальностью мысли отличается трехтомное сочинение архиепископа Херсонского Никанора (Бровковича) «Положительная философия и сверхъестественное откровение». В нем ведется аргументированный спор с позитивизмом и материализмом ради оправдания веры разума. Архиепископу Никанору принадлежит также «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви». Архиепископ Никанор был также замечательным проповедником. В проповедях о Завете Божием, произнесенных в 70-е годы, он развивает мысль о том, что до сотворения мира, в вечности, уже «Совершилась сущность творческого, искупительного, спасительного Завета». И Пресвятая Дева «прежде века стала посредницей между миром, человеком, воплощенным Сыном Божиим и Божеством. В своем гомилетическом наследии архиепископ Никанор ближе всего к митрополиту Филарету. Ему принадлежали также мемуарный труд «Воспоминания», в которых живо и интересно повествуется о важных событиях церковной жизни, свидетелем которых был автор. В «Воспоминаниях» дан ряд талантливо очерченных портретов церковных и государственных деятелей, которых знал мемуарист архиепископов Смарагда (Кржановского), Афанасия (Дроздова), митрополитов Макария (Булгакова) , Платона (Городецкого) , Исидора (Никольского) , обер-прокуроров К.П. Победоносцева , В.К. Саблера. Первым опытом полного изложения догматики в XIX веке стал вышедший в 1848 году труд ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Антония (Амфитеатрова) , впоследствии архиепископа Казанского, «Догматическое богословие». В 1852 году вышла пятитомная «Полная система догматического богословия» пресвященного Макария (Булгакова) . Митрополит Макарий родился в 1816 году в Тамбовской епархии. Образование получил в Киевской Академии, с 1842 года преподавал в Петербургской Академии, несколько лет состоял ее ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

М. Иосиф не только не находил необходимым заботиться и принимать деятельные меры к обращению старообрядцев в православие, но даже и к попыткам самих старообрядцев воссоединиться с православною церковью на началах единоверия относился не вполне сочувственно, предпочитая единоверию обращение старообрядцев прямо в православие 1407 . Преосв. Макарий несколько иначе посмотрел на это дело и годы управления его Литовской епархией были временем усиленного движения Литовских старообрядцев к воссоединению с православною церковью на нравах единоверия. Движение это началось в первый же год управления преосв. Макария Литовской епархией. Еще 13 февраля 1869 г. преосв. Иосиф писал архиеп. Макарию: «движение раскольников очень серьезно и требует даже скорого с нашей стороны содействия стремлениям их к Св. Церкви. Ковенские раскольники (конечно, далеко не все) поскорее просят священника для их присоединения, а для устройства церкви на первый раз уступают свою моленную. По собрании более точных сведений, надобно неотложно заняться этим делом; священника же для присоединения к церкви на правилах единоверия не знаю – где взять; Петербургскому же или Московскому единоверческому священнику надобно дать средства для разъездов по этой миссии» 1408 . Через две недели после того, 27 февраля 1869 г. преосв. Иосиф сообщал архиеп. Макарию о получении им письма от настоятеля Московского синодального Никольского монастыря иеромонаха Павла (Прусского), который упоминал о намерении старообрядцев дер. Каролишек Вилкомирского уезда устроить церковь в своей моленной, на что не давала своего согласия Литовская консистория, вследствие резолюции м. Иосифа (Семашко) , неблагоприятной для искавших присоединения, и в конце своего письма прибавлял: «когда писал это письмо, сейчас были депутаты от раскольников из деревни Перелазов Виленского уезда и её окрестностей, и с их наставником Мартинианом: ищут церкви и присоединения к ней» 1409 . В апреле 1869 г. депутация от Литовских старообрядцев, с разрешения начальника края, явилась в С.-Петербург к преосв. Макарию и возбудила пред ним ходатайство об открытии у них единоверческих приходов и церквей, равно как и о командировании к ним для совершения обряда присоединения и для большего утверждения новоприсоединенных иеромонаха (впоследствии архимандрита) Никольского единоверческого монастыря в Москве Павла Прусского 1410 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Среди святых собеседников Митрополита Макария мы видим миссионеров: святителя Гурия Казанского и преподобного Трифона Печенгского; почитателей Святой Троицы — преподобных подвижников Александра Свирского и Даниила Переяславского и т. д. Агиографический материал русских святых XVI столетия со всей очевидностью открывает новую страницу в жизни и деятельности этого замечательного Первоиерарха Русской Церкви. Богатое русское духовное гимнографическое и агиографическое наследие, которым живет наша Церковь, хранит в себе духовный образ Митрополита Макария. Список сокращений БАН — Библиотека Академии наук ВРХД — Вестник Русского Христианского Движения ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения ЖМП — Журнал Московской Патриархии ПСРЛ — Полное собрание русских летопсей СПбДА — Санкт-Петербургская Духовная Академия ТОДРЛ — Труды Отдела древнеруской литературы ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов (ныне РГАДА: Российский…) МГАМИД — Московский государственный архив МИД’а (ру­кописный фонд) 1 Еще ранее были канонизированы синодальным решением святители Николай Японский (†1912; пам. 3 февраля), Мелетий Харьковский (†1840; пам. 12 февраля) и Иннокентий Московский (†1879; пам. 31 марта). 3 Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. М., 1985, с. 266. При общности названных явлений заметны и различия. В XVI в. вся подготовительная работа осуществлялась в епархиях, где готовились службы и жития, а на соборе собранные материалы утверждались с канонизацией святого. Теперь же представленный материал изучается в синодальных комиссиях — по канонизации святых, богослужебной. 4 О Макарьевских Соборах см. Лебедев Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482–1563), сс. 79–86; Диакон П. Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов//ЖМП (сокращения см. в конце статьи). 1979, 12, сс. 69–77. 5 Макарий, митрополит Московский (Булгаков). История Русской Церкви в период разделения ее на две Митрополии. Изд. 2-е. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1891, с. 418; Лебедев Н. Указ. соч., с. 80; Николаевский П. Ф. Русская проповедь в XV–XVI веках//ЖМНП. 1868, 2, с. 361.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

А главная опасность заключалась в том, что «двойное министерство» откровенно действовало как орган Библейского общества и как орудие масонских лож. Всякая полемика против «мистических» писателей пресекалась цензурой. Дело доходило до таких курьезов, как, например, строгий выговор министра издателю «Духа журналов» за то, что в одной статье журнала автор посмел иронизировать над пророчеством Юнга-Штиллинга о наступлении конца света в 1836 г. Первоприсутствующий в Синоде митрополит Амвросий долгое время снисходительно относился к заблуждениям Голицына. Благодаря свойственной ему осторожности и дипломатическому такту он умел поддерживать с ним хорошие отношения, но, наконец, и его терпение истощилось. Умножение сект, засилие враждебного Церкви синкретического мистицизма, шедшего по следам древних гностических ересей, заставили его решительно высказаться против Библейского общества. За этим последовало разделение Петербургской и Новгородской епархии на две отдельные епархии и удаление митрополита в Новгород. 26 марта 1818 г. он выехал из Петербурга, а через два месяца, 21 мая, скончался в Новгороде. На его место был переведен из Чернигова архиепископ Михаил (Десницкий) . В прошлом он многие годы служил священником при московском храме святого мученика Иоанна Воина и славился своими сердечными проповедями. В 1796 г. он принял постриг и через 5 лет был хиротонисан во епископа. Это был добрый, кроткий, мягкосердечный архипастырь. Богословская схоластика отталкивала его, человека теплого, сердечного благочестия. Его собственные богословские воззрения были проникнуты мистическим духом, но не мистицизмом Сведенборга или Сен-Мартена, а мистицизмом учителей духовной жизни святых преподобных Макария Великого , Исаака Сирина , Симеона Нового Богослова . Голицын, однако, надеялся на сочувствие нового митрополита своим религиозным идеям, а также рассчитывал на его мягкость и уступчивость. И ошибся в своих расчетах. Митрополит Михаил оказался твердым архипастырем, стоявшим на страже православия. Под его покровительством составилась «дружина» ревнителей, которые стали открыто выражать свою тревогу и несогласие с опасным направлением министра. Ректор Петербургской академии архимандрит Иннокентий (Смирнов) отказался от звания члена Библейского общества и написал письмо А. Н. Голицыну, в котором потребовал закрыть «Сионский вестник» Лабзина. Он прямо писал министру: «Вы нанесли рану Церкви, Вы ее и уврачуйте».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

91 Действительно, если рассмотреть внимательно и беспристрастно эти десять лет подготовительных к занятию Филаретом такого важного положения в церкви, то это возвышение не покажется удивительным и незаслуженным. Редкие, выдающиеся способности, неутомимая, многоплодная деятельность, замечательная, при самых неудобных и неблагоприятных условиях быстро приобретенная богословская ученость и всегдашняя безукоризненная строгость жизни нового архиепископа и члена Свят. Синода давали ему на то несомненное право. Одни труды его по Петербургской Духовной Академии поражают колоссальностию результатов. Почти три курса Академии прошли под его ближайшим просвещенным руководством. Вполне оправдав правительственные заботы, они дали Церкви знаменитых архипастырей и пастырей, духовным училищам – просвещенных и благонадежных наставников, науке духовной и светской –талантливых и трудолюбивых деятелей, обществу – достойных членов. Из первого курса, состоявшего из 78 студентов, вышло впоследствии 8 архипастырей, именно: Григорий Постников , доктор богословия, митрополит С.-Петербургский (1856–1860); Афанасий Протопопов, архиепископ Тобольский (1832–1842); Моисей Платонов, доктор богословия, Экзарх Грузии (1832– 1834); Кирилл Богословский-Платонов , доктор богословия, архиепископ Подольский (1832–1841); Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский (1835–1840); Гавриил Городков , архиепископ Рязанский (1837–1858); Венедикт Григорович, архиепископ Олонецкий (1842– 1850) и Павел Подлипский, архиепископ Черниговский (1836–1859). Из второго курса, состоявшего из 36 студентов, вышло впоследствии 4 архипастыря, именно: Иоанн Доброзраков, доктор богословия, архиепископ Донской (1847–1867); Нафанаил Павловский, архиепископ Псковский (1844–1849); Иринарх Попов, архиепископ Рязанский (1863–1867) и Иоанникий Образцов, епископ Кавказский (1849–1858). Из пастырей церкви первого и второго курса следует указать на архимандритов Поликарпа Гойтанникова, доктора богословия, члена Императорской Российской Академии († 1837 г.) и Макария Глухарева, славного апостольскими трудами († 1847 г.); на протоиереев, оставивших по себе добрую память как службою, так и учеными трудами: Герасима Петровича Павского, доктора богословия († 1863 г.), Иоакима Семеновича Кочетова, доктора богословия († 1851 г.), Тимофея Ферапонтовича Никольского († 1848 г.), Алексея Ивановича Малова, почетного члена Императорской Российской Академии († 1855 г.), Ивана Михайловича Скворцова, доктора богословия († 1863 г.), Ивана Ивановича Григоровича, члена археографической комиссии († 1852 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1819 г. – архиепископ Тверской и член Св.Синода, в 1820 г. – архиепископ Ярославский, с 1821 г. – архиепископ и с 1826 г. – митрополит Московский и Свято-Троицкой Сергиевой лавры священноархимандрит. Московской епархией высокопреосв. Филарет управлял почти полвека, и это был самый блестящий период в ее истории. Без святителя не решалось ни одно дело как в Московской епархии и в Св.Синоде, так и в делах высшего управления. Он неутомимо проповедывал слово Божие, следил за учебными заведениями, вел борьбу с расколом, участвовал в деле воссоединения униатов с Православной Церковью, занимался уставом для бедных духовного звания, мужественно заботился о своей пастве в холерные эпидемии 1830–1831, 1848 и 1853–1854 гг., вел широкую благотворительную деятельность и обширную переписку, пекся о чистоте древнецерковного пения, благоговейно почитал старца Серафима и издал его житие, следил за современной ему литературой (широко известна его стихотворная переписка с А.С.Пушкиным), всемерно поддерживал старцев Оптиной Пустыни. Делом всей жизни митрополита Филарета был перевод Св. Писания на русский язык, начатый еще в петербургский период и увидевший свет уже после смерти святителя. Деятельность его выходила за пределы России и простиралась на дела Православного Востока. В 1885–1888 гг. было издано многотомное «Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам», а в 1873–1885 гг. пятитомное издание проповедей «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского». Помимо того, перу святителя принадлежат еще многие сочинения, из которых особо следует упомянуть «Христианский катихизис Православной восточной греко-российской Церкви», неоднократно переиздававшийся со значительными изменениями и в сокращенном виде. Особенную ценность представляют письма митрополита Филарета к разным лицам (например, переписка его с духовником, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Антонием обнимает 4 тома). Преосв. Филарет находился в духовном общении с преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010