Конечно, за столетие, прошедшее после кончины высокопреосвященного Макария, совершено много открытий, некоторые из сообщений историка требуют уточнения, некоторые догадки не подтвердились. Задачу приблизить труд митрополита Макария к современному знанию выполняют вступительные статьи и научно-редакционные комментарии, подготовленные современными исследователями на основе новейших открытий, конечно, с учетом Церковного Предания и традиций. Этой же цели служит система указателей и хронологических списков. Новое издание «Истории Русской Церкви» было бы неполным, если бы остановилось там, где оборвался фундаментальный труд митрополита Макария — на истории Церкви второй половины XVII в. Две новые книги, посвященые Синодальному периоду в истории Русской Церкви (1721—1917 гг.) и истории Церкви в XX в., написаны современными церковными историками. Эти периоды нашей истории наименее исследованы, здесь еще нет общепризнанных трудов, нет и устоявшихся точек зрения. Тем более, что за прошедшие десятилетия история Церкви последних веков намеренно искажалась, предавалась забвению, а документальные и художественные свидетельства исторической судьбы Русской Церкви зачастую просто уничтожались. Синодальный период в истории Русской Православной Церкви долгое время — с легкой руки внецерковной псевдоисторической публицистики — считался чуть ли не временем упадка Церкви. При рассмотрении церковной жизни во главу угла ставились взаимоотношения Церкви и государства, и фигура Обер-прокурора Святейшего Синода как государственного чиновника заслоняла святителей Иннокентия Иркутского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, преподобных Серафима Саровского, Германа Аляскинского, святых праведных Иоанна Кронштадтского, Ксению Петербургскую и многих других угодников Божиих. Надеюсь, что новый труд по истории Синодального периода сможет восполнить этот существенный пробел в русской исторической науке. История Русской Церкви в XX в. — это 70 лет бесправного положения, угнетения и уничтожения Церкви, это эпоха массовых жестоких репрессий, едва ли сравнимых по своим масштабам даже с гонениями в первые века христианства. Но прежде всего — это история того, как в условиях притеснений, преследований и открытых гонений многочисленные сонмы святителей, священников, монашествующих и простых русских людей явили высоту, величие и благородство христианского духа и свидетельствовали свою верность Христу праведной мученической кровью. Их подвигом и заступничеством Божией Матери Господь сохранил Церковь Русскую.

http://sedmitza.ru/lib/text/435714/

Автор делит историю Русской Церкви на три периода: киевский – до нашествия монголов, московский – вплоть до новой истории и петербургский – до наших дней. Первый том его Истории обнимает киевский период, второй должен обнимать только половину московского, кончая управлением митр. Макария (1563 г.). В первой, только что вышедшей, половине второго тома содержится статья о порабощении Руси монголами и отношении ханов к русской церкви, а затем ряд очерков о русских митрополитах (со времени разделения митрополии об одних московских митрополитах) включительно до Макария. Многие статьи представляют из себя обширные исследования или монографии в которых со свойственной автору полнотой собрано, критически очищено и живо рассказано все, что можно сказать о жизни, церковно-административной и пасторски – учительной деятельности того или другого первосвятителя Русской церкви. Кроме того вслед за историей замешательства на кафедре митрополии после смерти св. Алексия помещен очерк о св. Стефане, просветителе Зырян. В связи с рассказом о деятельности наших митрополитов обстоятельно описаны – секта стригольников, ересь жидовствующих, судьба Максима Грека . Все остальные отделы (управление, просвещение, богослужение, монашество вера, нравственность и религиозность народа) отнесены ко второй половине тома. Если бы История Е. Е. Голубинского содержала только последние выводы по взятым вопросам, уже существующее в науке – в частных монографических работах, появившихся после Истории преосв. Макария, дополняющих и исправляющих ее в разных разделах, то и в таком случае она имела бы значение как последнее слово, как сводный указатель всего того, что сделано по этим вопросам. На самом деле, как известно всем знакомым с первым томом разбираемого труда, этот труд представляет нечто гораздо большее, или точнее – совсем иное. История Голубинского есть вполне самостоятельная переработка всего содержания науки, плод сорокалетнего занятия его, дело жизни ученого автора 4 . По своему методу она критическая история.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

А что учреждение патриаршества, состоявшее только в переименовании высшего предстоятеля русской церкви из митрополитов в патриархи, не произвело ни малейшей перемены в жизни и быте церкви, это говорит и сам преосвященный Филарет. Разделение преосвященного Макария и неправильно и неудовлетворительно: во-первых, русская церковь перестала быть фактически независимой от константинопольских патриархов не со времени только учреждения у нас собственного патриаршества, а гораздо ранее; во-вторых, преосвященный соединяет в один период самостоятельности несомненно особые одно от другого времена – патриаршеское и синодальное. Наиболее удовлетворительным разделением истории русской церкви на периоды представляется нам разделение, которое, если не ошибаемся, в последнее время принято для гражданской русской истории, именно – топографическое разделение на три периода: киевский, московский и Петербургский. Топографическое разделение истории на периоды может показаться для иных несколько странным. Но значение топографии в истории как одного из её факторов общепризнанно 3 , и если периоды какой-нибудь церковной или гражданской истории суть такие отделы времени, которые более или менее отличаются от предшествующих и от последующих отделов времени характером жизни данного гражданского или церковного общества: то несомненно, что отдел времени киевский, отдел времени московский и текущий отдел времени петербургский представляют собою именно такие периоды нашей церковной (равно как и гражданской) истории. Топография проявляет своё влияние в истории, когда играет роль одного из делителей последней на периоды, двояким образом – или так, что новая местность обуславливает новую против предшествующей жизнь; или наоборот так, что новая жизнь требует новой местности. У нас было и то и другое: с перенесением центра жизни с юга на север, из Киева во Владимир – Москву, начался новый против предшествующего, обуславливаемый местностью (подразумевается – не исключительно ею одной), период жизни государственной и церковной; начатый Петром Великим новый период той и другой жизни потребовал перенесения центра жизни на новое место, из Москвы в Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1844 году иеромонах Иоанн (Соколов) был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию 7 , где занял место преподавателя на кафедре канонического права, на которой трудился десять лет. Данный перевод состоялся благодаря обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, который привлекал талантливые кадры в столицу Империи. Помимо иеромонаха Иоанна (Соколова) граф Протасов в то же время привлек из Киевской духовной академии иеромонаха Макария (Булгакова) , прославившегося впоследствии в качестве богослова и историка Русской Церкви. Именно петербургский период отмечен наиболее значимыми учеными трудами епископа Иоанна. По замечанию Прокошева П. А. : «этот период жизни Иоанна был временем в высшей степени многотрудной и плодотворной деятельности его» 8 . Однако помимо занятий наукой, он имел и практические послушания при Академии. В 1845 году освободилось место помощника инспектора, которое занял иеромонах Иоанн. В том же году он был назначен членом комитета, в задачи которого входил анализ учебных конспектов для преподавания в семинариях. После ревизии Санкт-Петербургской академии митрополитом Антонием иеромонах Иоанн получил от него положительный отзыв, следствием чего стало получение особого благословения Святейшего Синода. В 1848 году отец Иоанн стал действительным членом конференции столичной Академии 9 и за образцовое несение возложенных послушаний получил сан архимандрита 10 . С 1848 года по 1857 о. Иоанн являлся членом Санкт-Петербургского Цензурного комитета 11 . В качестве источника о данной деятельности послужила заметка Котовича Алексея Никаноровича 12 . По свидетельству данного автора, архимандрит Иоанн являлся человеком, который следовал общему духу времени правления императора Николая I и политике своего патрона – графа Протасова. Именно общими условиями и фоном, на котором трудился арх. Иоанн, можно прояснить ту ситуацию с различием между сотрудником Цензуры и редактором «неблагонамеренного» журнала «Православный собеседник» в конце 50-х гг. С точки зрения Котовича, архимандрит Иоанн не выделялся из общего состава членов Комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

За прекрасные лекции и за необыкновенно благородное обхождение со студентами они платили ему искренним уважением и вниманием, какого не оказывали иным старейшим профессорам. Таким же уважением Макарий пользовался и среди своих сослуживцев. В январе 1842 года отец Макарий помимо своей основной деятельности в духовной академии был временно назначен ректором Киево-Подольских духовных училищ. И с новой своей должностью он прекрасно справился, сочетая в себе выдающиеся умственные дарования с незаурядными способностями благоразумного и аккуратного администратора. За короткий период своего ректорства (всего 6 месяцев) отец Макарий успел сделать много доброго и полезного для благоустройства духовных училищ в деле укрепления дисциплины, повышения экономического уровня вверенных ему училищ. Загруженный до предела в духовной академии и в училищах, иеромонах Макарий, однако, находил время заниматься проповедничеством. Но недолго пришлось ему трудиться в родной академии. В августе 1842 года он был переведен из Киевской духовной академии в Санкт-Петербургскую. Этот период имел большое значение для всей последующей жизни Макария. За 15 лет службы в Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Макарий создал себе репутацию общепризнанного русского богослова и церковного историка. За этот период раскрылись полностью и принесли добрый плод обществу его необыкновенные дарования. Поражает также его необыкновенное трудолюбие, развитое им в детстве, и многогранность его деятельности. В Санкт-Петербургской духовной академии ему была поручена одна из важнейших кафедр – кафедра догматического богословия. Но кроме профессорской должности в течение пятнадцатилетнего своего служения в Петербургской духовной академии иеромонах Макарий исполнял целый ряд обязанностей. В 1842–1844 годах он был помощником инспектора. В 1844 году назначен инспектором и ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии. 17 декабря 1844 года митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Рафальским, † 1848) отец Макарий был возведен в сан архимандрита в Александро-Невской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Семь известных списков Казанской иконы» Екатерина Смирнова: почти в каждом храме и домашнем иконостасе можно увидеть Казанскую икону Божией Матери. Этот образ прославился чудесами. Оригинал иконы утерян, однако существует множество ее списков. Рассказываем о самых известных. «Преподобный Анастасий Синаит и “свои чужие” арабы» Тимур Щукин: во время жизни преподобного Анастасия Синаита христианский Восток подвергся новому испытанию — нашествию арабов-мусульман. Об арабах святой пишет часто и подробно — и как о личностях, и как об обезличенной силе. Медиатека Антология текстов разных эпох об ангелах : апокрифы (Книга Еноха, «Видение апостола Павла», «Видение Исайи», «Хождение Богородицы по мукам», «Смерть Авраама»), тексты Оригена, Тертуллиана, сщмч. Дионисия Ареопагита, блаж. Августина, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Макария Великого, свт. Григория Богослова, прп. Максима Исповедника, свт. Иоанна Златоуста, прп. Симеона Нового Богослова, свт. Григория Паламы, Ансельма Кентерберийского, Бонавентуры, Мейстера Экхарта, Данте, Ангелуса Силезиуса, Бёме, Сведенборга, свт. Игнатия (Брянчанинова), архиеп. Василия (Кривошеина), иером. Серафима (Роуза), Лосева, Карсавина, Булгакова, Глаголева, Швейцера, архим. Киприана (Керна), Ле Гоффа, Арьеса. «О поэтах и поэзии» — сборник статей одного из лучших русских эссеистов, литературоведов, культурфилософов, христианских мыслителей Владимира Вейдле. Оглавление: Похороны Блока О последних стихах Мандельштама Ходасевич издали-вблизи Умерла Ахматова Цветаева — до Елабуги Брюсов через много лет Пастернак и модернизм Петербургская поэтика О стиходеланьи О непереводимом О смысле стихов О любви к стихам «Владимирский сборник. В память 950-летия крещения Руси. 988–1938» — сборник работ о жизни князя Владимира, Крещении Руси, в целом о том периоде и сопутствующих темах. Оглавление: Митрополит Анастасий. Значение Владимирского юбилейного года В. А. Мошин. Христианство в России до св. Владимира А. Л. Погодин. Варяжский период в жизни князя Владимира

http://blog.predanie.ru/article/o-angela...

Перед тем, как перейти к вручению премий за 2015 год, хотелось бы отметить две особо значимые даты. В нынешнем году, как я уже сказал, исполнилось двадцать лет с начала просветительской деятельности Макариевского фонда: за этот период состоялось десять вручений премий. Кроме того, в 2016 году, и об этом также было уже сказано, мы будем отмечать 200-летие со дня рождения митрополита Макария. Праздничные мероприятия пройдут во многих регионах России, в первую очередь в тех, что связаны с жизнью и деятельностью великого иерарха. Одним из таких мест является Белгород — край, где святитель родился и учился. Там уже создан церковно-просветительский центр памяти митрополита Макария, а также кабинет, носящий его имя, в местном университете, поставлен памятник архипастырю у стен семинарии. Основные торжества, как предполагается, состоятся в Троице-Сергиевой лавре, где под Успенским собором почивают его честные останки. Макариевскому фонду предстоит немало потрудиться для того, чтобы все торжества прошли на высоком уровне, в том числе научном. На могиле митрополита Макария, на надгробии которой символично увековечены его основные труды в виде мраморных изображений книг, пройдут панихиды. Запланировано проведение нескольких конференций, посвященных наследию выдающегося ученого иерарха, в том числе в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях. Нельзя не отметить и текущие достижения. За последнее время впервые издан полный свод сочинений митрополита Макария по каноническому праву, появилось репринтное переиздание трудов протоиерея Федора Титова с жизнеописанием владыки. В завершение хотел бы пожелать Макариевскому фонду успехов на ниве науки и духовного просвещения. От всей души поздравляю награжденных. Надеюсь, что пример жизни и деятельности митрополита Макария, ученейшего архипастыря XIX века, будет творчески воспринят и осмыслен современными исследователями. Еще раз всех приветствую и призываю благословение Божие на наши совместные труды. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4258199.ht...

Будучи на Харьковской кафедре, Владыка Макарий заботился о жизни простых сельских священников, духовно-просветительных учреждениях, о развитии миссионерской деятельности, а также о строгом соблюдении церковной дисциплины. Тогда же он создал новый духовно-литературный журнал «Духовный вестник», но главное, продолжал работу над «Историей Русской Церкви». Владыка Макарий на протяжении всей своей жизни следовал строгому распорядку дня, который нарушался только в экстраординарных случаях. Он всегда вставал в пять часов утра, час гулял в саду во всякую погоду, затем молился за ранней Литургией, с девяти до двенадцати часов принимал посетителей и занимался делами епархиального управления, далее купался, гулял в роще. С половины первого до половины четвертого читал книги духовного содержания, после чего следовали занятия, связанные с «Историей Русской Церкви». В шестом часу пил чай и снова занимался «Историей». В одиннадцать часов вечера после продолжительной молитвы отходил ко сну. В начале 1867 года Высокопреосвященнейший Макарий обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому с письмом такого содержания: «В 1841 году переходя со студенческой скамьи на кафедру бакалавра Киевской Духовной академии, я дал себе следующий обет: если Бог благословит мое намерение и труды, то все деньги, какие будут следовать за мои сочинения, хранить неприкосновенными, чтобы на проценты учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий... и присуждать их отнюдь не прежде, как со времени моей смерти». В том же году император Александр II утвердил главные положения для присуждения Макариевских премий. 10 декабря 1868 года Преосвященный Макарий был назначен архиепископом Литовским и Виленским, что повергло всю харьковскую паству и особенно харьковское духовенство в неописуемое горе. После кончины митрополита Макария его имя было внесено на вечное поминовение в синодики всех храмов Харьковской епархии. Если петербургский период был самым радостным периодом жизни Владыки Макария, то его литовский период был самым значительным и сложным. Это было связано с сильным влиянием католицизма в Литовском крае. За время служения Высокопреосвященного Макария в Литве были построены, восстановлены и освящены 293 церкви, открыта Виленская Духовная семинария, отреставрированы кафедральный собор и большой храм Свято-Духова монастыря. Владыка Макарий возглавлял работу двух значительных комитетов при Святейшем Синоде, инспектировал все четыре российские Духовные академии, участвовал в справе русского и славянского переводов текстов Священного Писания , участвовал от имени Русской Православной Церкви в разрешении греко-болгарской церковной распри, был одним из главных экспертов Святейшего Синода по делам раскола и сект. В те же годы вышли в свет VII, VIII и IX тома его «Истории Русской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Десять лет спустя вышел первый том истории Русской Церкви епископа Макария (Булгакова), позднее Митрополита Московского (†1882). Его двенадцатитомная “История Русской Церкви”, которая последовала за вышедшим в 1846 г. трудом под названием “История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской Церкви”, доходит до 1667 года 10 . Макарий рассматривает историческое развитие русской церковной жизни извне и в связи с отношением Русской Церкви с Константинопольским Патриархом. Исходя из этих отношений, он делит всю историю Русской Церкви на три главных периода: 1) зависимость Русской Церкви от Церкви Константинопольской (988–1240); 2) постепенный переход от этой подчиненности к самостоятельности (1240–1589) и 3) время самостоятельности (1589–1867) 11 . Еще до завершения большой работы Митрополита Макария в 1880 году вышел первый том труда Е. Е. Голубинского (†1912) “История Русской Церкви” 12 , который охватывает только время до 1563 г. Е. Голубинский делит всю историю Русской Церкви на основании топографического принципа на три периода: Киев­ский (до 1240), Московский (1240–1700) и Петербургский (с 1700), по месту нахождения церковного руководства. Топографическая периодизация Е. Голубинского наименее обоснована. Он не находит внутри и извне процесса развития Русской Церкви никаких явлений, которые каким-либо образом повлияли бы на русскую церковную жизнь. Основополагающие, методологические вопросы деления русской церковной истории на определенные отрезки времени у Е. Голубинского отходят на задний план. Его гиперкритицизм мешал ему изобразить эту историю конструктивно и синтетически; невзирая на большие научные знания и острый ум, он упустил необходимость уяснить основные черты истории. Это особенно четко обнаруживается во втором томе, где он весь период 1240–1700 подразделяет по отдельным Митрополитам и делает своей задачей исследование всех подробностей. Ему не удалось отметить важнейшее и характернейшее. Это делает его труд почти негодным для мирян, и только специалист-историк в состоянии найти правильный путь через его лабиринты. Кроме того, не следует забывать, что гиперкритицизм и скептицизм Е. Голубинского и его стремление к “исторической истине” часто приводят к неверным утверждениям 13 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-periodizatsi...

Много уделял внимания епископ Макарий организации и совершенствованию учебного процесса. Он сам подбирал преподавателей, часто посещал лекции, входил во все стороны студенческой жизни до мельчайших подробностей. В 1853 году при Петербургской духовной академии по указу Духовного учебного управления было создано специальное отделение по подготовке воспитанников для борьбы с раскольниками. Программа обучения для этого отделения была разработана ректором духовной академии епископом Макарием. Одной из постоянных забот епископа Макария по учебной части была его забота о пополнении книгами академической библиотеки и о благоустройстве ее. Много внимания уделял он улучшению материального положения как наставников академии, так и студентов. Как профессор епископ Макарий преподавал помимо догматического богословия историю Русской Церкви (1847–1849) и историю русского раскола (1853–1857). Независимо от этого он исполнял и другие обязанности, например, члена Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях (1842–1850), где принимал самое активное участие; члена Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844–1848), заслужив репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора; ревизора различных духовных семинарий и училищ (1844–1849); главного редактора журнала «Христианское чтение» (1850–1857); главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в столичных заведениях (1850–1857); члена Главного правления духовных училищ (1856–1857); ординарного академика Императорской Академии наук (1854–1857); председателя Комитета для издания кратких духовно-нравственных книг (1855–1857) и члена временной Петербургской Синодальной конторы (1856). Такова была собственно ректорская и общественная деятельность епископа Макария. По общему признанию, он во все время своего ректорства управлял академией с редким успехом и великою славою. Несмотря на такое разнообразие и сложность обязанностей, он находил время и для любимой научной работы. Петербургский период жизни оказался самым плодотворным и в этой области. В Санкт-Петербурге им были изданы отдельными книгами десять сочинений, из которых наиболее известны «История Русской Церкви» и «Введение в православное богословие». За последнюю работу отец Макарий 31 октября 1847 года получил степень доктора богословия. Кроме того, в виде журнальных статей за этот период вышло 14 его сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010