“Они рождены там”». 5 Скажет человек: «Сион – моя мать!» В нём родина этому мужу и Сам Вышний укрепит его. 6 Господь в переписи народов запишет о нём: «Он рождён там». 116 () 7 И князья народов, как и родившиеся здесь, с радостью будут жить в тебе! 117 Псалом 87 (88) 1 Песнь. Псалом сынов Кораха. Начальнику хора. На мелодию «Махалат леаннот». Песнь Хемана Эзрахитянина. 2 Господи, Боже спасения моего, днем кричу и ночью пред Тобой.  3 Да взойдёт к лицу Твоему молитва моя, приклони ухо Твоё к мольбе моей! 4 Насытилась бедствиями душа моя, жизнь моя приблизилась к преисподней: 5 Я причтён к сходящим в могилу, стал, как человек, лишённый помощи, 6 Как брошенный среди мёртвых, как убитые, лежащие в могиле, О которых Ты уже не вспоминаешь и о которых больше не печёшься. 118 7 Я повержен в глубочайший ров, лежу во мраке и под тенью смерти; 8 Тяготеет надо мной ярость Твоя, всеми волнами Своими Ты накрыл меня. () 9 Ты удалил от меня знакомых моих, они считают меня омерзительным; 10 Я закрылся и не выхожу, глаза мои истомились от горя. Весь день я взываю к Тебе, Господи, воздеваю к Тебе руки мои. 11 Разве для мёртвых Ты творишь чудеса? Неужели врачи воскресят их, и они прославят Тебя? () 12 Неужели в могиле возвестят они о милости Твоей и о верности Твоей – среди тления? 13 Неужели во мраке узнают о чудесах Твоих и о праведности Твоей – в земле забвения? 14 Но я к Тебе, Господи, взываю и с раннего утра молюсь Тебе: 15 «Зачем, Господи, Ты отвергаешь душу мою, отворачиваешь лицо Твоё от меня?!» 16 Я был несчастен и жил в тревогах от юности моей, а затем, возвысившись было, ниспал и изнемог. 17 Накрыл меня гнев Твой и ужасы Твои сокрушили меня; 18 Они каждый день окружают меня, как вода; нападают на меня все вместе.  19 Ты удалил от меня друга и близкого, и знакомых моих – от страдания моего. Слава Псалом 88 (89) 1 Песнь Этана Эзрахитянина. 2 О милостях Твоих, Господи, буду петь вечно, в род и род уста мои будут возвещать о верности Твоей! 3 Буду говорить: «Милость Твоя – навек,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Ис.14:3–23 . Искупленный и возвеличенный Богом Израиль воспоет победную, радостную песнь о погибели тирана царя вавилонского, и к этому ликованию присоединятся другие народы. Будут рады этому падению вавилонского царя кипарисы и кедры ливанские и зло посмеются над сошедшим в преисподнюю тираном все обитатели последней. Сам пророк присоединяет свой голос к этому радостному хору, указывая на то, как сильно посрамлена гордость тирана. Печальной судьбе его дивятся и другие свидетели. В конце концов, как возвещает Исаия, будет истреблена вся династия царя вавилонского, а потом и все обитатели Вавилона, Ис.14:3 . И будет в тот день: когда Го­с­по­дь устро­ит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты по­рабощен был, Ис.14:4 . ты про­изнесешь по­бедную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пре­секло­сь граби­тель­ство! «Победную песнь». Евр. слово, здесь стоящее – maschal значит: сравнение, притча и потом насмешливая речь. Последнее значение как нельзя лучше подходит к песни (ср. Авв.2:6 ; Мих.2:4 ). «Царь Вавилонский» не один какой-либо царь, а все цари вавилонские, действовавшие в одинаковом духе. «Грабительство». Правильно здесь читать: притеснение, мучение (как будто здесь стояло слово merehabah – от глаг. rahab – подавлять). Так понимают это место LXX, Таргумы и Пешито. Ис.14:5 . Сокрушил Го­с­по­дь жезл нечестивых, скипетр владык, Ис.14:6 . поражав­ший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе го­с­по­д­с­т­во­вав­ший над племенами с неудержимым пре­следова­ни­ем. «Жезл», которым царь мог поразить всякого даже из своих подданных, и скипетр – знаки царской власти ( Чис.24:17 ). «Нечестивые» – цари вавилонские. Ис.14:7 . Вся земля отдыхает, по­ко­ит­ся, восклицает от радости; Ис.14:8 . и кипарисы радуют­ся о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех по­р, как ты заснул, никто не при­ходит рубить нас». «Вся земля». Здесь можно видеть указание на то, что и земля как бы сочувствует радости евреев: она немало терпела от нашествий этого царя, который уничтожал поля и пастбища.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 63 1 В конец. Псалом Давида. 2 Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами. 3 Ты укрыл меня от скопища лукавых, от собрания делающих неправду, 4 которые изострили, как меч, языки свои, натянули лук свой, горькое дело: 5 чтобы стрелять тайно в непорочного, внезапно подстрелят его и не испугаются. 6 Они утвердили себе лукавое слово: согласились скрытно поставить сети, сказали: " кто увидит нас? " 7 Изыскивали беззаконие, исчезли, изыскивая изыскания; подойдет человек и сердце глубоко. 8 И будет превознесен Бог! Раны от них – стрела младенцев. 9 И ослабели языки их на них, смутились все видящие их. 10 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Бога, и уразумели дела Его. 11 Возвеселится праведник о Господе и будет надеятся на Него, и будут хвалиться все правые сердцем. Псалом 64 1 В конец. Псалом, песнь. Давида. Песнь Иеремии и Иезекииля, народа переселенного, когда хотели они выходить. 2 Тебе приличествует песнь, Боже, в Сионе, и Тебе будет воздаваться молитва (в Иерусалиме). 3 Услышь молитву мою, к Тебе придет всякая плоть. 4 Слова беззаконников превозмогли нас, но нечестия наши Ты очистишь. 5 Блажен, кого Ты избрал и принял, поселится он во дворах Твоих! Насытимся благами дома Твоего: свят храм Твой, 6 дивен правдою. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и находящихся в море далеко! 7 Ты утверждаешь горы силою Своею, препоясан могуществом, 8 возмущаешь глубину моря пред шумом волн его. (Кто устоит?) Придут в смятение народы, 9 и убоятся знамений Твоих живущие на пределах. Исходы утра и вечера Ты украшаешь. 10 Ты посетил землю и напоил её, обильно обогатил её: река Божия наполнилась водами, Ты приготовил пищу им, ибо таково устройство её. 11 Борозды её напой, умножь плоды её, от капель своих она возвеселится, возсиявая. 12 Ты благословишь круг лета благости Твоей, и поля Твои наполнятся туком. 13 Утучнеют прекрасные места пустыни, и холмы опоясаны будут радостью. 14 Овны овец оденутся, и долины в обилии умножат пшеницу. Воззовут, ибо воспоют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Эту песнь нельзя сопоставлять с песнью 14,3, которую могли петь только девственники и содержание которой было недоступно для других. Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Слова этой песни в отдельных выражениях и в общем тоне весьма близки к Исх. 15:1–19 (песнь Моисея); Ис. 12:1–6 ; Пс. 91:6; 65:2; 144:17 ; Иер. 10:7 . Это славословие Богу за Его праведный суд над грешниками, за проявление Его всемогущества. Песнь можно разделить на четыре строфы. 1-я строфа: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Посмотри на мир и ты увидишь величие Божие. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ). Величие гор, величие морей, величие небес, величие звезд, величие всей природы и Вселенной, величие судеб Божиих в жизни отдельных людей и целых обществ – вот великие дела Твои, Господи Боже Вседержитель! И чудные! Ибо когда человек все это созерцает и проникается всем этим, то видит, что все это не просто так, а все это – дивное чудо! 2-я строфа: праведны и истинны пути Твои, Царь святых! «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим. 11:33 ). Сейчас многие не могут вместить в себя то, что праведны и истинны пути Божии. Они считают Бога неправым и спорят с Ним. Но «ты кто, человек, что споришь с Богом?» ( Рим. 9:20 ) – восклицает апостол. Сегодня нам многое непонятно, но вечность откроет праведность путей Господних. Он – Царь святых. Соделав святых Своих царями (1,6), Он царствует над ними, ведя их путями праведными, истинными и спасительными. 3-я строфа: кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. «Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это» ( Иер. 10:7 ). Сегодня много «храбрых», не боящихся Бога, не славящих имя Его, и даже хулящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1 Песнь восхождения. Давида. Господи, не надмевалось сердце моё и глаза мои не смотрели высокомерно, Не занимался я великим, тем, что выше меня. 2 Если бы я не смирял себя, но возносился бы душой моей, То стал бы, как дитя, отнятое от груди матери своей, таким было бы воздаяние душе моей. 3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек! Псалом 131 (132) 1 Песнь восхождения. Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его; 2 Как он поклялся Господу, дал обет Богу Иакова: 3 «Не войду под кров дома моего и не поднимусь на мягкое ложе моё, 4 Не дам сна очам моим и векам моим дремания, [и покоя вискам моим,] 5 Доколе не найду места Господу, жилища Богу Иакова!» 6 Вот, мы услышали, что Он в Ефрафе, нашли Его на полях Яара; 162 7 Войдём же в шатры Его, поклонимся месту, на котором стоят ноги Его! 8 Поднимись, Господи, и приди в место покоя Твоего, Ты и ковчег святыни Твоей!  9 Тогда священники Твои облекутся в праведность и верные Тебе возрадуются. 10 Ради Давида, раба Твоего, не отвергай помазанника Твоего! 11 Поклялся Господь Давиду в верности и не нарушит слова Своего: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоём. 12 И если сыновья твои сохранят завет со Мной и те повеления Мои, которым Я научу их, То и их сыновья до конца времён будут восседать на престоле твоём!» 13 Ибо Господь избрал Сион, определил его в жилище Себе: 14 «Это место покоя Моего навеки, здесь вселюсь, ибо Я избрал его. 15 Пищу его благословлю изобилием, нищих его насыщу хлебом; 16 Священников его облеку в спасение и святые его будут восклицать от радости. 17 Там возвышу рог Давида, не дам угаснуть светильнику помазанника Моего; 18 Врагов его покрою стыдом, а на нём будет сиять святой [венец] Мой!» Псалом 132 (133) 1 Песнь восхождения. Давида. Что лучше и что прекраснее, чем то, когда братья живут вместе?! 2 Это – как миро на голове, стекающее на бороду, бороду Аарона, стекающее на оплечье одежды его! 3 Это – как роса Хермона, 163 сходящая на горы Сиона, Ибо ему даровал Господь благословение и жизнь навеки! 

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; Стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем. (8,6-7) Любовь моногамна по природе. Невеста для Жениха «единственная». В ней он находит как бы свое «второе я», без которого не может жить. Так же и Невеста, несмотря на препятствия, всей душой стремится к своему возлюбленному. В радости соединения двоих осуществляется замысел Господень, цель которого — конечное единство и гармония всех. Земная любовь есть как бы школа, подготавливающая к высшей христианской любви. Но Песнь Песней имеет более глубокий, мистический смысл. Именно то, что земная любовь становится в Библии символом отношений между Богом и человеком , делает ее еще прекрасней. Уподобляя Завет брачному союзу, в котором «двое одна плоть», Слово Божие учит о высоком достоинстве чистой человеческой любви. Неслучайно Церковь относит брак к числу своих таинств. Православный богослов С. Н. Троицкий отмечал, что это единственное из семи таинств, основание которому было положено Богом изначала, еще в Ветхом Завете. Примечание. Кроме синодального и венского переводов Песни Песней есть и два новых: А. Эфроса (1909) и И. Дьяконова (1973). Существует также много поэтических переложений книги и ее частей (Державина, Байрона, Пушкина, Фета и др.). Навеянная Песней, повесть А. Куприна «Суламифь» построена на одном из вариантов буквального понимания книги. Вопросы для повторения 1. В какой период написано большинство Учительных книг? 2. Перечислите Учительные книги. 3. Какие книги относятся к «писаниям мудрецов»? 4. Чем они характеризуются? 5. Что значит название «Песнь Песней»? 6. Какие существуют мнения о времени написания Песни Песней? 7. Каковы литературные особенности книги? 8. Какова ее композиция? 9. Что означает слово «Суламита»? 10. Когда была включена Песнь Песней в канон? 11. В чем заключается ее буквальное толкование?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

158 Видел я неразумных и истаял, что слов Твоих они не хранили. 159 Смотри, как я возлюбил заповеди Твои, Господи! По милости Твоей оживи меня. 160 Начало слов Твоих – истина и во век все суды правды Твоей. 161 Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце моё. 162 Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу. 163 Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил. 164 Семикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои. 165 Мир велик у любящих закон Твой, и нет им соблазна. 166 Ожидал я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. 167 Хранила душа моя свидетельства Твои и сильно возлюбила их. 168 Сохранил я заповеди Твои и свидетельства Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи. 169 Да приблизится моление моё к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня. 170 Да войдет принцип мой к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. 171 Изольют уста мои песнь, когда научишь меня оправданиям Твоим. 172 Возвестит язык мой слово Твоё, ибо все заповеди Твои – правда. 173 Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. 174 Возжелал я спасение Твоё, Господи, и закон Твой – поучение моё. 175 Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. 176 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. Псалом 119 Песнь ступеней. 1 Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня. 2 Господи, избавь душу мою от уст неправедных и от языка льстивого. 3 Что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом? 4 Изощренные стрелы Сильного с пустынными углями. 5 Горе мне, что жизнь моя в переселении продолжительна: поселился я в шатрах Кидарских. 6 Много скиталась душа моя: с ненавидящими мир я был в мире. 7 Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною. Псалом 120 Песнь ступеней. 1 Возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя. 2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. 3 Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. 4 Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

313 Ср. например, Fischer 2001:155: полагает, что глава делится на группы 1–3, 4–17 и 18–23, причём центральная часть, в свою очередь, устроена концентрически, так и Bush 1996, Gow 1992, Nielsen 1997, ibidem, только Bush относит полустих 17b к третьему отрезку. 315 Fischer 2001:205: она делит центральную часть по времени: до полуночи (6–7), по полуночи (8–13) и на рассвете (14–15), ещё один вариант тоже хиастической структуры 3 гл. см. Radday 1981:74. 323 О хиазме и параллелизме в библейской поэзии см. основополагающую работу Berlin 1983 и отечественную работу Десницкий 2007 с новейшей библиографией вопроса. 327 Его точку зрения разделяют, например: Fischer 2001:37, Bush 1996:52, Sakenfeld 1999:11, Campbell: 30, Nielsen 1997:31. 339 «Поэтическими словами» мы называем далее слова, которые постоянно встречаются в таких, несомненно, поэтических книгах, как Псалтирь, Плач Иеремии, Песнь Песней, в пророческих оракулах или в поэтических отрывках, прямо в тексте поименованных «песнями», таких как Песнь Моисея ( Втор.31:30–32:43 ) или Песнь Деборы ( Суд.5:1–31 ). 340 См., например, Fischer 2001:34–36, которая на этом основании отказывает КР в историчности; а также Cohn 1980:52–74. 341 Шифман 1993: текст 44, перевод 63, комментарий 152; в текстах Телль-Амарнской переписки 286, 36 также упомянут иерусалимский правитель Ильмильку. 353 См. также Пс.36:9 («насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их») и 65:11 («напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её»), где для описания насыщения влагой людей или земли использован тот же глагол. 360 Ср. намёк на переименование в 21а: «Полной ушла я, Опустелой воротил меня Господь», что семантически отвечает противопоставлению Руфи-Полной Чаши и Орфы-Донышка. 361 Исх.15:23–25 : «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   Ночь мысленную, говорю, незнание Бога, ослепившее едва ли не весь мир, кто отогнал, дабы воссиял день познания? Пречистая Дева, Которой Церковь читает: «Радуйся, заре таинственнаго дне!» (Акафист, икос 5). И еще: «Тобою Сына Божия познахом». Умеет Она и невежд к познанию истины наставлять. Она святого Григория Нисского научила Православию: когда распространилась ересь Павла Самосатского, был в недоумении святой Григорий и молился Богородице. Она явилась ему, научила и утвердила его в истинной православной кафолической вере.    Привела некогда звезда волхвов ко Христу, родившемуся в Вифлееме. « Видели, — говорили они, — звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2).    Почему не Ангел, не иное какое творение привело их, но звезда? Еще и восточная, не западная? Думаю, то было о Госпоже моей предсказание, Она воистину Звезда лучезарная. Восточная же, ибо не знает запада, всегда живет во свете неприступном. «Утро светлейшее, радуйся, едина!» (Акафист, 3-я песнь канона).    Эта Звезда ведет нас ко Христу, когда отводит от скверных дел, когда пламя страстей изменяет, когда целомудрию учит и на спасительную наставляет стезю. Этой Звездой учимся кланяться Солнцу правды: «Радуйся, Еюже покланяемся Творцу!» (Акафист, икос 1).    Так нас просвещает, так очи душевные к познанию Бога отверзает, так тьму мрачную отгоняет, что воспеваем: «Радуйся, тму разрушившая и мрачныя бесы отнюдь отгнавшая!» (Акафист, 3-я песнь канона). О Ней-то, думаю, говорит слово Божие у пророка Исайи: «Поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:6—7).    «О, Пресвятая Дево, света Твоего зарями просвети мя, мрак неведения отгоняющи» (Канон молебный Богородице, песнь 9). Нравоучение    Говорили некогда фарисеи: «Неужели и мы слепы?» И сказал им Иисус: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:40—41). Нет окаяннее этой слепоты: очи иметь и не видеть, знать, что есть « воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2), и не творить ее. Ибо если «много наказаний» и всякому «грешному» (Пс. 31:10), то тем более знающему и не творящему. «Раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Благодарственная песнь Анны послужила образцом для третьей песни канона: Нестъ свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог (силу) верных Твоих Ближе, и утвердит нас на камени исповедания Твоего. 3-я песнь воскр. канона 6-го гласа. Крепостъ даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается, грядет же ко крещению; Тому, вернии, возопиим: нестъ свят, якоже Бог наш. 3-я песнь канона на Богоявление Господне. Так как вожди и судии народа еврейского воздвигались Самим Богом и управляли от Его имени, то правление Моисея, Иисуса Навина и судей называется богоправлением (теократия). 42. Избрание и помазание Саула на царство Самуил под старость передал управление народом еврейским двум своим сыновьям. Но они судили народ несправедливо: за подарки виновных оправдывали, а невиновных осуждали. Тогда евреи собрались к Самуилу и сказали ему: «вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; поэтому поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». Требование народа огорчило Самуила, но Господь сказал ему: «послушай голоса народа; не тебя они отвергли, а Меня, чтобы Я не царствовал над ними». Около этого времени у одного еврея из колена Вениаминова, по имени Киса, пропали ослицы, и он послал сына своего Саула со слугою искать их. Долго ходил Саул и потом решил обратиться к Самуилу, не скажет ли он, где находятся ослицы. Пророку же за день до прихода Саула Господь открыл: «завтра Я пришлю тебе человека из колена Вениаминова, и ты помажешь его в цари народу Моему». Самуил принял Саула с особенным почетом и сказал, что ослицы уже нашлись, а провожая, возлил на его голову священный елей и объявил, что Господь помазывает его в цари. И Дух Божий сошел на Саула. Вскоре после этого Самуил созвал народ для избрания царя. Бросили жребий; жребий пал на Саула, и он был объявлен царем народа еврейского. 43. Непослушание Саула и отвержение его Богом Послушание лучше жертвы ( 1Цар. 15:22 ). Первое время своего царствования Саул поступал по воле Божией, но потом он возгордился и сделался непослушен. Однажды филистимляне пошли войной на евреев. Саул собрал войско, но не вступал в сражение, так как Самуил обещал прийти принести торжественную жертву и велел ожидать его семь дней. Наступил уже седьмой день, а пророк не приходил. Между тем войско Саула стало разбегаться и он, не дождавшись Самуила, сам принес жертву. Едва он окончил жертвоприношение, пришел Самуил и сказал ему: «худо ты поступил, что не исполнил повеления Божия; теперь не устоять твоему царствованию».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010