Тритекти – служба особенная и вполне самостоятельная, развившаяся не на основе службы часов, а параллельно, на ряду с ней. В самом чинопоследовании тритекти (а не в его названии) совершенно отсутствует наиболее характерный признак часовых и вообще суточных служб: в нем нет даже и намека на какую-либо связь с суточными часами и соединенными с ними священными воспоминаниями. Да и каким образом 3-й и 6-й часы могли слиться вместе и послужить основной для одного последования тритекти, когда по содержанию и смыслу своему они весьма существенно разнятся друг от друга: 3-й час посвящается воспоминанию сошествия Св. Духа, а 6-й – распятию Христа Спасителя. Наконец, в древних Евхологиях имеются полные последования молитв всех песненных часов, в том числе и третьего часа с шестым, иногда стоящие даже рядом с последованием молитв тритекти и в то же время совершенно от него отличные. 8 Что же касается самого названия τριτοκτη (т. е. ρα), то оно служит лишь простым, указанием на обычное время совершения данной службы. Кажется, такова именно точка зрения по данному вопросу у латинского переводчика сочинений Симеона Солунского ; заглавие 352-й главы – περ τς τριτοκτης ν τας νηστεαις – он переводит: de cantico inter tertiam et sextam horam in jejuniis, 9 как-бы давая тем понять, что связь между тритекти и часами чисто внешняя и не идет далее случайного совпадения обоих последований по времени их совершения. Эта связь несущественная; подобная связь может быть установлена также между девятым часом и преждеосвященной литургией или точнее – вечерней, которая в древних песненных памятниках называется иногда «девятым часом», очевидно, по временя совершения. 10 2. Тритекти и часы Итак, название тритекти указывает на время совершения службы, а не на её первооснову. Что же касается отличительных особенностей службы тритекти, то их очень хорошо определяет, согласно с древним преданием, Симеон Солунский (XV в.). «Священное и древнее служение и чиноположение третьешестия (τριτοκτης) в посты, по древнему преданию, имеет, – говорит он, – образ часов (τπον τν ρν, – и только) и от них называется так, а равно – и образ святой литургии». 11 Чин тритекти во время Симеона Солунского употреблялся только в соборных церквах и мирскими иереями по необходимости соединялся с литургией (преждеосвященных даров). Установлен же он древними отцами «по той причине, – как объясняет этот литургист, – что во святую четыредесятницу не бывает полной литургии». 12 Объяснение, нужно заметить, не вполне основательное, так как тритекти совершалось и на Благовещение, когда по уставу полагалась полная литургия (λειτουργα τελεα). 13 – Таким образом, не отрицая связи тритекти с часами (по названию и форме), Симеон Солунский в то же время с особенной настойчивостью указывает на ближайшее отношение этого чина к литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   Рукопись Иерусал. патр. библ. 635305 не называет ни одной молитвы по той причине, что молитвы эти в древности не заносились в последование вечерни на ряду, где надлежало их читать, а входили вместе с другими •иерейскими молитвами в состав евхологиона, и иногда обозначались здесь не только порядковым номером, но и указанием их антифона. Такого рода надписи при молитвах в евхологионах дают возможность определить общий состав их и установить место их в песненной вечерне. Следует при этом заметить, что в разных евхологионах количество их различно, и нет никакой возможности установить точное время (век) отрыва их от их антифонов. Это объясняется тем, что чин песненной вечерни в разное время и в разных церквах подвергался различному сокращению и даже полной отмене его совершения. Сам блаж. Симеон пишет, что в то время, как он совершал в Солуни песненную вечерню, константинопольцы удивлялись этому, не зная, что они тоже когда-то имели этот чин и оставили его вследствие гонения латинян (очевидно, имеется в виду захват Константинополя крестоносцами в 1204 году).    Молитвами первых трех антифонов древние евхологионы называют современные три первые светильничные молитвы: „Господи щедрый и милостивый...” (1 антифон), „Господи, да не яростию Твоею...” (2 антифон) и „Господи Боже наш, помяни нас грешных...” (3 антифон). Таковы евхологионы Син. библ. 958, X в., 962, XI-XII в., 961, XI-XII в. И 105, XIII в..    Во втором трехпсалмии первое место, т.е. в связи с псалмом „Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...”, древнейшие памятники согласно указывают современную молитву входа „Вечера и заутра и полудне...” В древнейших евхологионах она надписывается как „Молитва на Господи воззвах...”, напр. в евхологионах Син. библ. 957, IX-X в., 962, XI-XII в., 961. XI-XII в., 105-XIII в.. Ее слова: „Исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших во словеса или помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас” подтверждают связь ее с 140 псалмом. Молитвой входа ее стали называть потому, что самый вход, как видно из описания блаж. Симеона и рукописи Иерусал. патр. библ. 635305, совершался во время пения 140 псалма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Древний лорядок исполнения «Бог Господь», возникший под влиянием практики пения псалмов на песненных чино-последованиях, существовал, по крайней мере в новгородских владениях, до конца XVI века. Так можно полагать, исходя из того, что обе рукописи с йотированными концами тропарей и «Аллилуиа» 778  когда-то принадлежали Кирилло-Белозерскому монастырю. В печатных служебниках и типиконах, начиная со служебника 1602 года, этот порядок уже не указывается. Положенные на утрене кафизмы тот же ранний список Иерусалимского устава Московской синодальной библиотеки XIV века указывает петь «в настоящий глас» 779 , т. е. на рядовой глас Октоиха. Памятники же XVI столетия указывают двоякую практику отправления кафизм: посредством чтения их и певчески. В одних случаях по этому поводу памятники замечают: «Кафисму 1-ю поют» 780 , – в других случаях те же памятники говорят: «Ка-фисм не поют, чтут на один крылос» 781 . Иногда же соединялась и та, и другая практика таким образом, что одну кафизму пели, а другую читали: «Кафизму 1-ю поют и чтут на оба клироса» 782 . Как видно из богослужебно-пев-ческих сборников того же времени, кафизмы пелись по образцу антифонов песненных чинопоследований, где исполнялись лишь отдельные стихи псалмов с особыми запеващ к каждому из них. В духе свободы применения того или другого вйда отправления кафизм было и разнообразие текстов их в таком антифонном исполнении. Так, в рукописи Ленинградской государственной публичной библиотеки (шифр Кир. 509) распетая 2-я кафизма псалтири содержит в каждой «Славе» го два стиха, завершаемых «Славой» и «И ныне». Припевом к ним служит «Аллилуиа». Исполняются «Славы» «по хорам». Всю первую «Славу» поет правый хор, вторую – левый и третью – опять правый. В целом кафизма представляется в следующем виде(«На утрени начинает правая страна каф. 2-ю: Аллилуиа. ИСПОВЕМСЯ ТЕБЕ, ГОСПОДИ, ВСЕМ СЕРДЦЕМ МОИМ. Аллилуиа. " ПОВЕМ ВСЯ ЧУДЕСЯ ТВОЯ. Аллилуиа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа. И ныне и присно и во веки векомь. Аминь. Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Тропарь, о котором идет речь, введенный в церковный обиход распоряжением Юстиниана в 528 г., не предназначен для одной только Евхаристической Литургии: он имеет постоянное место в Вечерне Песненного последования, где он обозначается Барб. 336 482 (кодекс скорее скупой в отношении рубрик) в качестве ориентира для молитвы [X] или 2-го малого антифона 483 . Если он находится также в Тритоекти, это не означает, что Тритоекти происходит от Литургии, но это объясняется тем фактом, что тропарь этот весьма популярен и является общим для разных служб. Вход совершается при установленном стихе Пс. 100 , который по Симеону является стихом не простым. В Песненном последовании Псалтырь была разделена только на 2.542 стиха в сравнении с монастырским палестинским делением на 4.782 или 4.784, естественно – наполовину короче 484 . Может быть, это объясняется соображениями экономии, потому что в службе Песненного последования каждый стих требовал пения припева, и чрезмерное количество стихов слишком удлинило бы псалмопение, не говоря уже о том. что слишком частые перерывы псалма тем более не благоприятствуют пониманию его. Обряд входа по Симеону не согласуется с тем, который описан Типиконом: по последнему – патриарх входил, действительно, извне во время пения 3-го антифона : стих не обозначен, но если процессия должна была пройти через весь неф, то, явно, одного даже двойного стиха, не хватило бы. Кроме того, очевидно, антифон не пелся полностью, так как его окончание зависело от знака, сделанного архидиаконом, чтобы пели Слава Отцу, по-видимому, в тот момент, когда патриарх подходил к алтарю. Четыре века спустя, по Симеону, процессия сводилась уже к чистому символу: священник и диакон выходили из алтаря на солею при пении последнего стиха в псалме. По Симеону еще, диакон просит у священника его благословения, и священник отвечает тем, что в службе называют равным образом «молитвой входа» : Благословен вход святилища Твоего ( τν γων из τ για и не святых Твоих из ο γιοι, как часто предполагают переводы). Это благословение находится только в более недавних рукописях, как напр. Ватикан 1970; истинная же молитва входа является молитвой Чтобы понять, как совершился переход от настоящего входа, описанного Типиконом I Χ– ΧΙ вв., к стилизованному и символическому входу в XV в.. мы думаем, что надо считаться со сходным развитием, которое пережил этот обряд в Евхаристической Литургии 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возвращаясь к рубрикам чина утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи, можно обратить внимание на окончание чина. Как и вечерня, утреня завершалась возгласами диакона: «Премудрость», и священника: Сыи блгнъ, после чего происходил отпуст. В РНБ. Соф. 523 сохранилось указание, что перед отпустом священник произносил: стии, а народ или сослужащие отвечали: ги блгви оче. Те же слова священника упомянуты в ГИМ. Щук. 745. В NYPL. Slav. 1 приведена первая строка отпуста: Хсъ истиньныи бъ нашь млтвами сты бца при – текст, совпадающий с используемым в позднейшей практике. Начальные слова отпуста также процитированы в РГБ. Рум. 398 и в уставе утрени в РНБ. Соф. 522 (в последнем случае – с прибавлением слов о Кресте, как при службе в среду или пятницу). Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, материал древнерусских Служебников не дает достаточных оснований для того, чтобы допустить возможность бытования на Руси «песненного последования». Гипотеза о том, что после Крещения Руси богослужение древнерусских кафедральных соборов было устроено по образцу «песненного последования», достаточно часто встречается в литературе. Попытка обосновать ее была предпринята в исследовании прот. М. Лисицына 107 , возражавшего Е. Е. Голубинскому . Последний полагал, что не только монастырское, но и приходское, и кафедральное богослужение Древней Руси (для последнего Голубинский допускал возможность отдельных исключений) изначально следовало монастырскому уставу 108 . Несостоятельность аргументации прот. Лисицына уже давно была продемонстрирована М. Н. Скабаллановичем 109 и И. А. Карабиновым 110 ; наше исследование лишь показывает, что древнейшие русские богослужебные книги не позволяют совершать богослужение согласно «песненному последованию», что подтверждает правильность позиции Е. Е. Голубинского . Резюмируя сказанное выше, вновь укажем факты, доказывающие несовместимость материала Служебников с «песненным последованием»: во-первых, в рукописях отсутствует ряд необходимых для совершения песненных служб текстов – молитвы малых часов, молитвы центральных антифонов вечерни и вечерние и утренние молитвы оглашенных и верных 111 ; во-вторых, молитвы вечерни и утрени в Служебниках не только лишены большинства своих древних заглавий, происходящих из кафедрального константинопольского Евхология (а смысл отдельных сохранившихся заглавий был явно непонятен для писцов Служебников), но и дополнены рубриками, содержание которых соответствует палестинскому Часослову и византийским монастырским Типиконам, но не «песненному последованию».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

III.  Дрезден 104: Воскресенье перед Рождеством (л. 138: Древнейшие, 323): Между первым и последним антифоном: шестопсалмие. IV. Пантелеймон 68 (XI-ый в.): Великий Четверг (см. Описание, I, 129, примечание) : В Великой Церкви, после Тритоекти, Лухникон «Святоградского» (иерусалимского) и омовение ног на паперти; потом Лухникон «церковного» (екклисиастикоу: тут вероятно, соборного, немонашескою чина); потом вход и восшествие на горнее место и Литургия. (По нашему мнению, Вечерня присутствующих монахов, предшествовала официальной Песненной Вечерне на которую патриарх приходил к последнему антифону). Общие замечания по поводу указаний Тиникона Великой Церкви Вступление «аскитириев», т.е. как мы думаем, монашеских коллективов, в службы Великой Церкви 588 , чередуясь с двумя хорами «недель» А и В 589 , не забывая и скромное участие «орфанов» (сирот: вероятно питомцы какого-то училища) 590 , но особенно амальгама рубрик разного литургического характера и, быть может, разного происхождения, заставляют нас думать о сложности, или даже о смешанности, богослужений в св. Софии. В главе о Молитвах Утрени 591 мы предлагали гипотезу о возможности двух параллельных служб: соборная 8 антифонов и «монашеская» 25, каждая из них по соответствующему порядку. Эта гипотеза нам не кажется сейчас возможной. Не только 25 антифонов (т.е. одна из двух неровных «половин» из них), но и кафизмы Иерусалимского Псалтыря, и даже Шестопсалмие, заменяли более или менее часто песненные семь (или шесть если пропустить телеутаион) антифонов из 68 чередующихся в одной неделе по древнему Константинопольскому Псалтырю или Антифонарию. Сохранились только первый и последний антифон, т.е. постоянные антифоны, не входящие в недельное чередование. Это положение вещей имело место, не во всех соборах города или империи, вероятно, а только в соборе Св. Софии. Вероятно, по этой причине, Евхологий сохранял традиционный общий порядок, который не предвидел никакого другого псалмопения, кроме восьмиантифонного. Маленькое примечание в Дрезден 104 подкрепляет это наше предположение: 14 сентября, после подробного объяснения обряда благословения с Крестом в конце Утрени и после Литургии, в кодексе прибавляется: Но это последование совершается только в Великой Церкви, во внешних храмах поются антифоны как обычно. 592 76

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Случай 2), где поются 10 антифонов вместо обычных 8, объясняется тем, что было нужно окончить Псалтырь на этот вечер. Подобным же образом объясняется и случай 3) – окончить «канон» песней. Настоящие исключения, необъясняемые, это именно случаи 5), 6) и 7): всего 3 службы в цикле 28 служб (две в день в течении двух недель) и за то нарушение порядка – небольшое. Можно не придавать значения этим исключениям, и утверждать в заключении этой части работы, что Патриарший Евхологий и музыкальные анти- фонарии Афины 2061 и 2062 относятся к одному и тому же последованию, а именно, к Песненному. Третий важный элемент, для ознакомления с Песненной Вечерней – это Типикон Великой Церкви и другие монашеские типиконы не чисто иерусалимские. В них не говорится о молитвах (содержание Евхология) и очень мало об антифонах (содержание Антифонария), но мы сможем почерпнуть здесь информацию о местопоследовании этих молитв и антифонов. IV. – ТИПИКОН ВЕЛИКОЙ ЦЕРКВИ Так называемый Типикон Великой Церкви – это нечто иное чем Канонарион-Синаксарион (Сказание-Соборник) или наоборот, Синаксарион-Канонарион, т.е. списки библийских чтений от Пасхи до Великой Субботы, и с 1 сентября до 31 августа, прибавленные к концу Евангелия, Апостола или Паремийника; вместе с указаниями о чтениях находятся другие литургические тексты как прокимены, антифоны, тропари, а также короткие объяснения или рубрики о ходе некоторых служб. Такого рода «типиконов» существует немного экземпляров. Два из них изданы: Патмос гр. 266 (IX-ro в.) 572 и Аг. Ставрос 40 (Х-го в.) 573 Третий экземпляр – это знаменитый Дрезден 104 ( ΧΙ-го в.) 574 , к сожалению только частично изданный Дмитриевским. Он – не канонарь-синаксарь, а Праксапостолос (Апостол) типа апракоса, т.е. собрание отрывков библиейского текста, согласно порядку их чтения. Между чтениями те же прокимны, тропари, антифоны и уставные указания подходящие к данному дню, что и в Других типиконах. Эти три документа были уже нами использованы в предыдущих статьях 575 , и мы их больше описывать не будем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Соф. 1052 , пасхальные часы совершаются так: «Господи И. Христе Боже наш, помилуй нас, аминь, – Христос воскресе 3, таж Веселитеся небеса, – Христос воскресе 3, таж Аще и в гроб, – Христос воскресе 1 («одиною»), Слава – тропарь [«вскресный»], И ныне – Что тя наречем; таж Святый Боже – Отче наш; таж молитву сию (см. ниже), таж Господи помилуй 12, и ту конець». – Это последование по началу своему отчасти напоминает песненный трехъантифонный строй, с припевом «Христос воекресе» на каждом антифоне. – После Отче наш, на 1-м часе положена молитва «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко сподобил мя еси проити дни сия постьныя», на 3-м – «Господи Боже наш, пречистый и бесмьртный, обвеселивый святыя Своя ученики Духом Твоим Святым», на 6-м – «Владыко Господи, Иже Своим милосердием нас ради грешных смери Себе, до ада сшедый», на 9-м – «Боже всемогый, по человчьству яко же родися, тако же и распятся». – 1-й час при этом соединяется с утреней, а остальные вместе с обедницей составляют отдельное последование, которое озаглавливается: «сице пой часы» (Типогр. 134, л. 146 об.), или – «сиць пет обьдняя» 133), или – «чин обедния» 46). После обычного богородична 3-го часа делается замечание: «а Господь Бог благословен не пои», или – «не молви»; подобное замечание касательно соответствующих стихов повторяется и на прочих часах 373 . Изложенный чин пасхальных часов встречается в памятниках XII–XV вв. В позднейших памятниках (XVI–XVII в.) излагаются пасхальные часы, не отличающиеся от нынешних. Иногда, впрочем, после богородична «Вышняго освященное» делается вставка, заимствованная из вышеизложенного древнеславянского чина; а именно, читается Трисвятое – Отче наш, кондак пасхи, Господи помилуй 40, пасхальная молитва часа и Господи помилуй 3, затем – Слава и ныне, Честнейшую херувим, и заключительный возглас «За молитвы св. отец наших». В таком виде пасхальные часы в рукописных Уставах помещаются обычно в особом отделе «о останцех устава», под заглавием: «почасие оообное на святую пасху», и предназначаются для совершения «в светлую седмицу в келиях» 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В противоположность трипсалмным и шестопсалмным последованиям, развившимся на общецерковной соборно-песненной почве, чин 12-ти псалмов возник и развился в условиях келлиотской жизни. По свидетельству преп. И. Кассиана, он зародился в Египте и оттуда постепенно распространился по всему христианскому Востоку и Западу, где вошел в близкое соприкосновение с общецерковными последованиями, и в особенности – с часами. Близость эта не прошла бесследно ни для келейных, ни для соборных служб, и породила бесконечное разнообразие смешанных последований монастырского строя. Среди этого разнообразия отчетливо выделяются как часовые последования, окончательно сложившиеся под влиянием 12-типсалмия, так и последования 12 псалмов, принявшие форму часовых служб. К последованиям первого рода относятся, прежде всего, службы египетского копто-эфиопского Часослова, из которых каждая содержит в себе по 12-ти псалмов, затем – многопсалмные службы древнего палестино-саввинского Часослова (Син. 863) и, наконец, западные «канонические часы» – horae canonicae. В этих памятниках проявилось внутреннее органическое слияние правила псалмопения с часами. В других случаях, напротив, замечается лишь простое внешне-механическое, чисто-формальное соединение 12-типсалмия с часовыми последованиями. А так как в египетских монастырях чин 12-ти псалмов приурочивался или к вечернему, или же к ночному времени, то и в системе часовых служб он – с одной стороны – приурочивается к ночи, образуя особое «последование ночи», или «ночные часы», – с другой стороны – примыкает к дневным часам, в виде особых «почасий», или междочасий. При этом 12-типсалмие первоначально ставится в полное соответствие с 12-ю часами дня в ночи, и таким образом получается система 24-х суточных однопсалмных служб. Но с течением времени, под влиянием трипсалмных часов, чин 12-ти псалмов точно так же подразделяется на трипсалмия, из которых каждое приурочивается к определенному часу дня или ночи. Однако, вследствие соединения чина 12 псалмов с системой часовых служб, число дневных и особенно ночных последований возросло настолько, что выполнение их становилось доступным разве только обителям неусыпающих. Явилась необходимость сократить количество служб. С этою целью 12 дневных псалмов, образовавших почасия, отнесены были к одиночным, келейным службам; ночной «чин 12 псалмов» в свою очередь выделился в особое келейное последование, а избыток тропарей, нашел себе место на утрене в качестве «седальных» и «троичных».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

(6) . (XI): Пс. 24 (, 25). Аллилуиа. (7) . (XII): Пс. 26 (, 27). Помози ми, Господи. (8) . (ХШ): Пс. 28 (,29). Аллилуиа. Вдох (с паперти) в храм. Еулогитария 557 : Дан. 3,57–88 . Не указан тропарь. Пс. 50 . Пентикостарион 558 : Души моея скверну. Ты знавши Господи , подаждь ми прощение прегрешений яко благ , и помилуй мя. На стих 17: Предстательство христиан. На ст. 20: кондак Святого. Слава: Единородный. И ныне: Преславную. Хвалите: Пс. 148 (, 149 и 150). Тебе подобает песнь Богу. Остальное последование. Отпуст. Понедельник вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XIII): Пс. 28 (,29). Аллилуиа. (3) . (XIV): Пс. 30 . Заступи мя, Господи. (4) . (XV): Пс. 31 (,32). Аллилуиа. (5) . (XVI): Пс. 33 . Ущедри мя, Господи. (6) . (XVII): Пс. 36 559 . Аллилуиа. (7) . (XVIII): Пс. 34 (,35). Услыши мя, Господи. (8) . (XIX): Пс. 37 (,38). Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Воззвах к Тебе . Спасе мира . услыши мя и спаси мя . молюся. Вход. Остальное последование. Отпуст. Вторник утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (XIX): Пс. 37 (,38). Аллилуиа. (3) . (XX): Пс. 39 (,40). Услыши мя. Господи. (4) · (XXI): Пс. 41 (,42). Аллилуиа. Каждение. (5) . (XXII): Пс. 43 . Спаси нас, Господи. (6) . (XXIII): Пс. 44 (,45). Аллилуиа. (7) . (XXIV): Пс. 46 (,47). Милостив буди мне. Господи. (8) . (XXV): Пс. 48 (,49). Аллилуиа. Вход. Дан. 3,57–88 . Пс. 50 . Пентикостарион: Делами моими страшными . всякого дерзновения лишился . ч возопити не смею « Умилостивися» . но яко Ты един можеиш, Господи, отпустити грехи,. помилуй мя. Остальное последование. Отпуст. Вторник вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XXV): Пс. 48 (,49). Аллилуиа. (3) . (XXVI): Пс. 51 (,52,53). Помяни мя, Господи. (4) . (XXVII): Пс. 54 . Аллилуиа. (5) . (XXVIII): Пс. 55 (,56). Помилуй мя, Господи. (6) . (XXIX): Пс. 57 (,58). Аллилуиа. (7) . (XXX): Пс. 59 (,60,61 ). Помози ми, Господи. (8) . (XXXI): Пс. 63 (,64). Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Воздеяние. руку моею Господи, жертву приими вечернюю. и спаси мя, человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010