(8) . Молитва 564 царей Манассии и Езекии, Исайя 38,10–20: Умилостивися мне Господи. (9) . Песнь « 7-ая»: Дан. 3,26–45.52–56 . Благословен еси Господи. Вход. Песнь « 8-ая»: Дан. 3,57–88 . Тебе неразрушимую. Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Свет разума Господи . возсияй в сердцах наших , Богородицею , и помилуй нас. На стих 19: Предстательство христиан. На стих 20: кондак дня. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Бога 565 . И сразу: Хвалитные ( Пс. 148,149 и 150). Остальное последование. Отпуст. Суббота вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Ноже. (2) . (ант. I): Пс. 1 (,2). Аллилуиа. (3) . (II): Пс. 4 (,5,6). Милостив буди мне, Господи. (4) . (Ш): Пс. 9 566 . Аллилуиа. (5) . (IV): Пс. 7 (,8). Спаси нас, Господи. (6) . (V): Пс. 1 ()(,11,12,13). Аллилуиа. (7) . (VI): Пс. 14 (, 15,16). Сохрани мя, Господи. (8) . (XXXIII): Пс. 67 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Спасительное Твое возстание , славим человеколюбче. Не говорится о входе. Прокимен. Остальное последование. Отпуст. Воскресенье утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . Непорочны: Пс. 118,1–72 . Аллилуиа 567 . Каждение. (3) . 2-ая статья: Пс. 118,73–131 . Вразуми мя, Господи 568 52. (4) . 3-ья статья: Пс. 118,132–176 . Аллилуиа. Вход. Еулогитариа: Дан. 3,57–88 . Нлагословим Отца. И ныне: Тебе неразрушимую стену. Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: гласа. Хвалитные ( Пс. 148,149 и 150). Великое славословие. Отпуст. Неделя В кодекса Афины 2061 (в сокращенном виде) 569 53 Воскресенье вечером : (1) . Пс. 85 (2) . I антифон (3) TOC o «1–3» h z . II (4) . III (5) . IV (6) . V (7) . VI (8) . LII Пс. 140 . Кекрагарион: Славная Приснодево... (как в воскресенье вечером недели А). Понедельник утром: (1). Пс. 3,62 и 133 (2). XIII антифон (3). XIV (4). XV (5). XVI (6). XVII (7). XVIII (8). XIX Дан. 3,57–88 Пентик.: От всех беззаконий моих . избави мя Господи . и помилуй мя. Вторник вечером: (1) . Пс. 85 (2) . XXXI антифон (3) . XXXII (4) . (пропущен XXXIII) (5) . (пропущен XXXIV) (6) . XXXV (7) . XXXVI (8). XXXVII Пс. 140 . Кекраг.: Внегда воззвати ми , Господи , гласу моему услыши и спаси мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Копто-эфиопский Часослов, судя по всем данным, употреблялся при церковно-общественном храмовом богослужении (стр. 173–175); ему не чужды даже характерные признаки песненного последования: трехъантифонный строй (напр. вечерни), молитвы отпуста («отпустительный»), молитвы главопреклонения («благословения», стр. 173) и ектении (стр. 129–137). Тем не менее связь его с монастырской практикой вне всякого сомнения 186 . Есть в нем также и явные следы приспособления к келейно-одиноч- ному обиходу. Так напр. все добавочные (сравнительно с общим чином) молитвословия часов третьего, шестого и девятого предназначаются только для одного молящегося; обращение к Давиду-царю перед чтением псалмов («Прииди ко мне днесь, Давиде-царю») в свою очередь произносится от имени одного чтеца, с намерением «в законе Господни поучаться день и нощь» (стр. 9–11) 187 . Но особенного внимания заслуживает строго выдержанное во всех службах 12 – типсалмие. Несомненно здесь отразилось влияние монашеского правила псалмопения и, в частности, чина 12-ти псалмов; при чем чин этот был истолкован слишком расширительно, и таким образом, вместо вечернего и ночного чина 12-ти псалмов, образовалось столько же 12-типсалмных последований, сколько отдельных суточных служб было в церковном употреблении у египтян. 5. В Палестине Наивысшего развития и процветания скитское монашество достигло на палестинской почве, в монастырях, основанных преп. Евфимием Великим и Саввою Освященным. Здесь же получил свою окончательную обработку, свое завершение, и первоиноческий устав, или «правило псалмопения» в широком смысле. Вот почему египто-палестинская скитская богослужебная практика впоследствии совершенно отожествляется с «правилом псалмопения» палестинских монастырей преп. Саввы Освященного, а дошедшие до нас памятники только и знают «правило и последование преподобного отца нашего Саввы Освященного». Проф. А. А. Дмитриевский подробно описал виденную им в Синайской библиотеке рукопись VIII–IX века, которая озаглавливается так: ρολγιον κατ τν καννα τς λαρας το γου πατρς μν Σββα (Часослов по правилу лавры святого отца нашего Саввы) 188 . Этот Часослов представляет не что иное, как монастырское палестино-саввинское «правило псалмопения» в полном его составе. Из рукописи видно, что часы – первый, третий, шестой и девятый – входили в состав палестинского «правила», как его необходимая и самая значительная по объему часть. Даже все правило в рассматриваемом Часослове излагается в виде последования часовых служб; откуда и самое название «Часослов» 189 . – Рассмотрим обстоятельнее состав этого Часослова, являющегося пока древнейшим представителем палестино-саввинских скитских последований в их чистом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В настоящее время плащаницей преимущественно и даже почти исключительно именуется только та богослужебная принадлежность, которую мы видим в умилительных обрядах богослужения Великого Пятка и Великой Субботы. Обряды эти развились и заняли свое место в богослужении в сравнительно позднейшее время. История этих обрядов и заполняет дальнейшие страницы богослужебного употребления плащаницы и самой плащаницы, то есть ее иконографического типа. История и развитие обрядов Великой Субботы привлекала к себе внимание многих ученых литургистов: одни из них писали об этих обрядах подробно, другие - кратко и как бы мимоходом Мы отметим основные моменты в развитии интересующих нас богослужебных обрядов. Проф. Е.Е. Голубинский начинает историю плащаницы с указания на то, что не позднее первой половины XI века у греков начало входить в обычай на утрени Великой Субботы по окончании великого славословия творить вход с Евангелием Действительно, к этому входу постепенно присоединялись некоторые обряды, пока не сложился обряд, существующий в наше время, но вход этот не появился вновь в XI веке, а есть остаток древнейшей формы праздничного богослужения, так называемого " песненного исследования " ( οου). " Все соборные церкви во вселенной, - говорит Симеон Солунский, - первоначально совершали сие последование песненно " Историю же " песненного последования " можно возводить до очень древних времен даже до времен Сильвии Аквитанской и ее " Путешествия ко святым местам " а в этом-то последовании в праздники и полагался вход на утрени после или во время великого славословия, как свидетельствует о том Симеон Солунский " Песненное последование " вышло из общецерковного употребления, но оно оставило после себя след в некоторых частностях богослужения. Остаток " песненного последования " представляет и вход с Евангелием после великого славословия на утрени в Великую Субботу о котором говорят древнейшие греческие и славянские богослужебные уставы. Вход этот обставлялся торжественно В истории плащаницы этот вход получает свое значение с того времени, когда вместе с Евангелием стали носить воздухи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

с. 88. Третий Час: шесть молитв: «Молитва III-ro часа»=«Тритоекти» Барб. 336 и Син. 957 (Дмитр. 9). –=– Барб. 336. Примеч. : «Молитва главопреклонная». Шестой Час: шесть молитв «молитва VI-ro часа»=Барб. 336. «Молитва 1-го антифона»=Барб. 336. «Молитва 2-го антифона»=Барб. 336. «Молитва 3-го антифона»=«Тритоекти» Барб. 336. «Молитва отпуста или прошений»=Барб. 336. «Молитва главопреклонная»=Барб. 336. Девятый Час: шесть молитв «Молитва IX-ro Часа»=1-я верных «Тритоекти» Барб. 336. –=– Барб. 336. Примеч. : «Молитва отпуста после ектении, т.е. прошений». «молитва главопреклонная». Из данных этой рукописи можно было бы вывести, что «Великие Часы», или « Царские Часы», совершаемые в настоящее время в те же дни, па которые указывает рукопись, являются пережитком Песненного последования в службе палестинского Часослова, находящегося в употреблении ныне 297 . Обращение к молитве из «Тритоекти» для того, чтобы достигнуть в каждом из четырех Часов цифры шесть, указывает, что эта служба не была больше в употреблении. Нигде также не появляется в кодексе служба Полуночи. Сама «Паннухис » с одной только молитвой должна была быть ничем другим, как Повечерием, или тем, что называется сегодня «параклисис» или Молебен. При первом сличении этих шестнадцати источников, мы можем констатировать прежде всего то, что Песненное последование Малых Часов практиковалось везде: в Южной Италии (нн. 1, 2, 3), в Константинополе и окрестностях (нн. 4, 5) и в Палестине (нн. 9, 10 и, может быть, н. 11), и это – с VIII-ro по XI-XII вв. Взятие Константинополя крестоносцами 298 дало возможность палестинскому монастырскому Часослову, принятому Студитами, заменить Песненное последование даже в мирских церквах. Начиная с XII-ro в., исключая некоторые архаизированные случаи (нн. 6, 7, 8), Малые Часы исчезают из Евхология, остаются только «Паннухис» (нн. 12, 13, 16), «Тритоекти» (н. 13), служба Полуночи (н. 13) и Часы – три дня в год (н. 16). Шестнадцати рукописей, без сомнения, недостаточно, чтобы сформулировать теорию по вопросу столь обширному по времени и пространству, но, не обладая другими рукописями, мы все же осмеливаемся предложить ее как гипотезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

КАТЕГОРИЯ IV: Евхологии, которые следуют указаниям « Диатаксис » и которые отражают практику очень близкую к теперешним изданиям Евхология-Служебника. Если в классификации рукописей lля Утрени, мы включали их в третью группу: С, то теперь мы предпочитаем дать им иное хронологическое место: т.е. последнее, после тех рукописей, которые мы приписывали группе D. В категории IV сохраняется мало рукописей и это понятно, так как эта категория евхологиев печатается с XVI в. у греков и с XVII у русских и нет уже причины их переписывать от руки. С другой стороны, если существуют рукописи этой категории, они мало интересны для литургистов; А. Дмитриевский их не описывает вообще; интереснее заниматься изучением старых изданий или прямо «научным» изданием Иакова Гоара. Из рукописей, которые нами изучались, кажется возможным определить как принадлежащие IV категории: XII-XIV в.: Афины 662, Синод, слав. 900, Софийский слав. 552; XV-ro в.: Синай 972, Афины 848, Софийский слав. 525; XVI-ro в.: Афины 672, Синод, слав. 606, 612, 615, 616; XVII-ro в.: Синод, слав. 267. Категоря IV евхологиев содержит постоянное число молитв в начале Вечерни и Утрени или часто перед самим исследованием Вечерни и Утрени, как бы состявляя отдельную главу. В самом исследовании находятся все же ектении диякона и возгласы, принадлежащие, очевидно, к тем же самым молитвам, которые читаются в начале последования. Эти ектении и возгласы расположены внутри исследований по примеру категории III. Кроме того находятся внутри последования главопреклонные молитвы, молитва входа на Вечерне и другие молитвы, не входящие в состав Песненных Вечерни или Утрени, как молитва сугубой ектении, Спаси Господи люди Твоя и т.д. Хотя датировка рукописи – дело очень трудное и есть много возможностей ошибаться, и даже когда датировка подтверждена, выводы всегда относительны, так как данная рукопись может отражать практику своей эпохи или намеренно свидетельствовать о более несуществующей, мы можем все-таки делать некоторые выводы, вытекающие из сопоставления вышеуказанных четырех категорий: если исключить негреческие рукописи, каждую категорию можно относить преимущественно к определенной исторической эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

604 Особенность в последовании часов, состоящая в чтении особых молитв на каждом часе, введенная в практику церкви русской также митр. Киприаном, в XV веке нам не встречается и, вероятно, как и песненное последование, скоро вышло из употребления. Относительно особенности совершенья литургии Златоуста, в рассматриваемое нами время произошло то изменение, что редакция литургии Златоуста, принадлежащая патр. Филофею сделалась почти господствующею. Служебники со старой редакцией литургии встречаются в это время уже как исключение из общего установившегося порядка и при том в значительно изменившемся виде, очевидно под влиянием новой редакции её; так что только некоторые моменты последования литургии Златоуста по старой её редакции остались в неизмененном виде. Можно думать, что этому обстоятельству – утверждению единообразия в богослужении и в частности в последовании литургии – весьма много способствовало совершившееся, в рассматриваемое нами время политическое объединение с Москвой почти всех существовавших дотоле отдельно областей. Эти последние, ставши в политическую зависимость от Москвы, естественно должны были сильнее, чем прежде, приглядываться к её богослужебной практике и подражать ей. В прежнее время те или другие особенности известного последования в области, имеющей самостоятельную политическую жизнь, могли быть не так скоро замечены, высшею духовною властью; даже если бы и были замечены, то могли бы найти себе оправдание и защиту в этой самой политической самостоятельности области. Теперь же обстоятельства изменились: области, потерявши свою политическую независимость, в тоже время стали в непосредственную церковную зависимость от Москвы; Московский митрополит, поставляя епископа в известную область, мог теперь приказать ему действовать так, а не иначе, и этот последний должен был беспрекословно повиноваться его воле, не находя для себя поддержки ни со стороны народа, ни со стороны князя. В рассматриваемое нами время, также как и в предшествовавшее, последование литургии развивалось главным образом в той части её, которая совершается священником тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подробно следить за ходом мыслей Ивана Даниловича при изложении порядка упомянутых служб песненного последования мы не будем, так как это завело бы нас слишком далеко от нашей настоящей скромной задачи – представить краткую характеристику ученолитературной деятельности почившего профессора; любопытствующих мы отсылаем к самому исследованию «О песненном последований», где они вполне познакомятся и с глубиною мышления, богатою эрудицею и прекрасным феноменальным в данной области литературным изложением почившего профессора, с его отделанной изящной формою. В данном случае мы обращаем внимание лишь на вводную часть настоящего исследования, содержание которой мы передали в общих чертах. В этих неоднократных отступлениях, весьма ценных в научном отношении, мы ясно видим, с каким громадным запасом сведений и данных принялся почивший за настоящую работу. Нам кажется, что покойный как бы задыхался в той тесной рамке специального вопроса, который он избрал для своего исследования и стремился за его пределы. Он боялся не того, что взятый им вопрос не будет обследован в должной мере, не будет раскрыт со всех сторон, как того требуют и долг ученого и его личное авторское самолюбие, а того, что он не успеет высказать, вместить в настоящие рамки журнальной статьи всего того, что он сам знает, чем он владеет в настоящее время и что так или иначе, по самой отдаленной ассоциации, может требовать необходимых для взыскательного читателя пояснений и примечаний. Здесь в этом желании пересказать, сказать нечто лишнее, но имеющее значение для науки, чем не досказать, и нужно искать объяснение того обстоятельства, что почивший Иван Данилович в своей настоящей статье сделал несколько уклонений от главного предмета избранной им темы. Следующим 25 за статьею «О песненном последовании» трудом покойного профессора было его довольно обширное историко-литургическое исследование: «Митрополит Киприан в его литургической деятельности» (М. 1882 г.), или, как оно более точно озаглавливалось в статьях, печатавшихся на страницах московского академического журнала, «О трудах митрополита Киприана по части богослужения» (1882 г.). Этот труд покойного находится в прямой связи с предшествующим исследованием его «О песненном последовании», которое, по отношению к дальнейшей учено – литературной деятельности покойного профессора, служит как бы зерном, возросшим на доброй почве в многолиственное плодовитое дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В нек-рых рукописях Типикона Великой ц. указан прокимен вечерни в субботу вечером: Пс 92. 1 (с 2 стихами) ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 180). Прокимен перед утренним Евангелием, согласно рукописям к-польского Евхология, также неизменяемый: Пс 9. 33 ( Арранц. С. 106, 107, 116; ср. со свидетельством Студийско-Алексиевского Типикона - Пентковский. Типикон. С. 255), однако в нек-рых списках Типикона Великой ц. в качестве приложения приводятся воскресные утренние прокимны всех 8 гласов с прибавлением к каждому постоянного прокимна «Всякое дыхание» (Пс 150. 6). В 2 последних гласах выписаны не по одному, а по 2 прокимна, что дает в сумме 10 прокимнов,- это указывает на то, что набор утренних прокимнов был приспособлен к системе осмогласия незадолго до IX в. (время формирования Типикона в его сохр. виде). Нетрадиционность осмогласия для к-польской кафедральной традиции видна также из того, что с утренними воскресными Евангелиями эти прокимны сочетаются неудачно: с первыми 8 Евангелиями выписаны прокимны 8 гласов, но 3 последних Евангелия оставлены без прокимнов. Не имеет стройности и набор литургийных прокимнов и аллилуиариев 8 гласов, также выписанный в нек-рых рукописях Типикона Великой ц.: хотя прокимен (с 2 стихами каждый) и 2 аллилуиария указаны здесь для всех гласов, в 3-м и βαρς (т. е. 7-м) гласах нет аллилуиариев, в 1-м и 2-м плагальных (т. е. 5-м и 6-м) гласах нет прокимнов, в 3-м гласе даны сразу 2 прокимна, в 4-м плагальном (т. е. 8-м) гласе даны 3 аллилуиария, но прокимен указан только с одним стихом ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 170-178). В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии служба В. постепенно приняла свой совр. вид. Студийский и затем Иерусалимский уставы различных редакций позаимствовали порядок суточных служб и часть гимнографического материала из древней иерусалимской традиции, но систему чтений (литургийные чтения, 11 воскресных утренних Евангелий, отчасти прокимны и проч.) и чин Божественной литургии - из соборной к-польской традиции. Согласно всем редакциям Студийского и Иерусалимского уставов, в В. соединяются службы Октоиха и Минеи или Триоди; на вечерне поется «Блажен муж» и бывает вход; на утрене поется «Бог Господь» , стихословятся кафизмы Псалтири (по студийским памятникам 1 или 2, по Иерусалимскому уставу 2 кафизмы и непорочны), читается Евангелие (перед Пс 50 и каноном, или по 6-й песни канона, или после великого славословия), в конце утрени вместо тропаря гласа поется 1 из 2 тропарей к-польского песненного последования -         или      . Чтение Евангелия носит характер праздничной вставки на утрене, аналогичной вставке ночного воскресного последования в состав обычных суточных служб древнего Иерусалима, предваряясь пением степенных антифонов, возглашением прокимна и «Всякое дыхание» и заключаясь стихословием тропаря «Воскресение Христово видевше» .

http://pravenc.ru/text/155336.html

А за тем столько же странно было бы и то, что мы, видя у Болгар вторые службы, взяли бы от них для всеобщего употребления только первые, ибо подобное отречение от служб торжественных значило бы какое-то намеренное с нашей стороны стремление к убожеству. Во-вторых, мы имеем и положительные свидетельства, что у нас в период до-монгольский (и, следовательно, впереди нас у Болгар) действительно существовали те особые службы, составлявшие принадлежность церквей кафедрально-епископских, о которых говорим. От периода до-монгольского, как известно, сохранилось весьма мало богослужебных книг, а в позднейшее время, от которого они сохранились, у нас уже во всех церквах были приняты службы монастырские; поэтому нет ничего удивительного, что мы не находим последований наших особых служб в сохранившихся богослужебных книгах. Но если мы не находим в наших книгах последований этих служб в полном их виде, то по крайней мере находим их в отрывках, которые дают всё право заключать об их предшествовавшем существовании и в этом полном виде. В одном Московском Синодальном пергаминном Требнике конца XIV или начала XV в. сохранился отрывок вечерни, принадлежащей к классу вечерен церквей кафедрально-епископских или так называемого песненного последования 728 . Относительно церквей кафедрально-епископских должна быть сделана существенная оговорка, а именно: не необходимо думать, чтобы во всех этих церквах первоначально введены были собственные им службы. Напротив, весьма возможно и гораздо более вероятно, что в некоторых из них, и даже большей части, началось прямо со служб монастырских или иначе – что собственные службы введены только в некоторой, и может быть только меньшей их части. Собственные службы кафедрально-епископских церквей по своему характеру торжественно-помпезные, как мы говорили выше, составлены были так, что были рассчитаны на большие соборы священников и на целые хоры певчих. А одно из этих-то двух обстоятельств и заставляет принимать за вероятнейшее, что службы эти уже с самого начала введены были у нас не во всех кафедрах, а только в той или другой, и даже может быть только в меньшей, их части.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

е. таких, которые являлись подозрительными с точки зрения скромности и целомудрия. О патриархе Парфении II дошли до нас известия исключительно неблагоприятные. Его называют надменным и резким по характеру – человеком тиранических свойств; он пренебрежительно относился к прочим архиереям. Столь же пренебрежительно он относился и к богослужебным порядкам; не любя и не уважая продолжительных церковных последований, он стал выводить их из практики, так он воспретил употреблять в церкви так называемое песненное последование, изложенное известным Симеоном Солунским . Кажется, за резкость характера и надменность Парфений получил прозвание: «Оксис» и Голиаф. 2209 Этому же Парфению приписывается взяточничество. 2210 Не лучше этого Парфения —281— был и другой Парфений IV, Греками прозванный «Могилалом», а Турками – хумхумом – за то, что он говорил сильно в нос. Прежде всего, о нём нужно сказать то, что патриаршие решения он давал за деньги, разумеется в том случае, когда они должны быть благоприятны для лиц, искавших этих решений. При этом случалось, что осторожный патриарх наперед требовал от своих просителей денег, а склонные к подозрительности просители – иной раз – говорили патриарху: «сначала дай грамоту, а потом получишь и деньги». 2211 С архиереями и архонтами Парфений Могилал жил не в ладах. И однажды раздосадованный порицаниями, которые ему пришлось услышать от архиереев и архонтов, он позволил себе следующее: отыскал какого-то грамотного араба, заставил его написать на имя султана донос на архиереев и архонтов; тех и других патриарх в своем доносе выставил мятежниками, злоумышлявшими на жизнь самого султана. К счастью, великий визирь, которому попал в руки донос, разъяснил султану, что донос патриарха есть клевета. И результатом каверзы было то, что и писец-араб и сам патриарх были достойным образом наказаны. 2212 Число недостойных патриархов было значительно и в XVIII веке. Не отличался никакими достоинствами патриарх Косма III. Он сначала был архиепископом синайским, а потом хищнически (ληστρικς) сделался патриархом александрийским – хищнически, потому что он посажен был на кафедру еще при жизни предшествующего патриарха александрийского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010