Зилантов-Успенский монастырь близ Казани. Зилантов общежительный монастырь находится в 3 верстах от города Казани, на левом берегу реки Казанки. Расположена обитель в очень красивой местности на Зилантовой горе. В летнее время монастырь весь утопает в зелени. Основан монастырь царем Иоанном Грозным. Сначала обитель эта сооружена была на том месте, где теперь находится памятник в честь павших при взятии Казани воинов. Но случившийся в 1559 году разлив воды размыл ограду в обители и повредил церковь и братские кельи. Тогда царь велел перенести монастырь на другое место, именно на вершину горы, находящейся в версте от прежнего монастыря, называвшейся Змеиной, или на татарском языке «Зилантовой». Соборная Успенская монастырская церковь построен в 1625 году. Ежегодно в день 2 октября бывает крестный ход из обители к выстроенному в 1823 г. Иоанна-Предтеченский монастырь в Казани. Нештатный Предтеченский монастырь находится в самом городе Казани, близ кремля. Основан он в половине XVI века архиепископом казанским Германом. Дважды пожар опустошал обитель, и окончательное ее возобновление совершилось уже в 1819 году. В обители два каменных храма: в честь Введения во храм Богородицы и в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Эта вторая церковь двухэтажная, внизу есть другой храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». В числе святынь обители находится икона Св. Германа, основателя монастыря, в которой вложена частица его Св. мощей. Этот образ принесен в Предтеченскую обитель из Свияжского Богородицкого монастыря в 1756 году. Управляет монастырем архимандрит. Казанский Спасо-Преображенский монастырь. Эта необщежительная обитель находится в самом городе Казани, внутри кремля, у Спасских ворот. Основал монастырь в 1556 году, по повелению Иоанна Грозного. Устроителем обители был Св. Варсонофий, впоследствии епископ Тверской. В конце XVII столетия Преображенская обитель сильно пострадала от пожара. В монастыре три каменных храма: соборный Преображенский, во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Святых Киприана и Иустины. В Николаевском храме находится древний образ Св. Николы Ратного, известный по «писцовой» книге 1566 года. С 1596 по 1680 год в Преображенском соборе покоились мощи Св. Гурия, архиепископа Казанского, перенесенные в этот год в Благовещенский городской собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Двуперстие для крестного знамения утверждено в качестве догмата. Свт. Макарий заканчивает составление “Великих Макариевских Четьих Миней”, впервые собрав воедино всю имеющуюся на Руси церковную литературу. Также по его указаниям была составлена “Сводная кормчая книга”, объединяющая почти весь известный в Русской Церкви канонический материал, и “Никоновская летопись”. Устройство первой типографии в Москве, выпустившей анонимные издания. 1553–1554 Церковный Собор в Москве осуждает еретиков протестантского толка Матвея Башкина и его приспешников и ссылает их в северные монастыри. Суд над белозерским иноком ересиархом Феодосием Косым. Феодосий бежит в Литву, где развивает свое протестантствующее учение. Игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий, также подвергнутый суду по этому делу, сослан в Соловки, откуда в дальнейшем бежит в Литву, где отстаивает православие в полемике с Феодосием Косым. Собор рассматривает записки, составленные думным дьяком Иваном Висковатым, в которых он обвиняет в отходе от канонов псковско-новгородских живописцев, вновь расписавших выгоревший в 1547 г. московский Благовещенский собор. Собор осуждает Висковатого и накладывает на него трехлетнюю покаянную епитимью. Преставление митрополита Иоасафа в Троице-Сергиевом монастыре. Учреждение Казанской епархии. Назначение ее первым архиепископом св. Гурия, игумена Селижаровского. Заложение в Москве Покровского собора (церковь Василия Блаженного). Обретение мощей епископа Новгородского св. Луки (Жидяты) и епископа Новгородского св. Никиты и перенесение их в Софийский собор. Мурза Чюрак от лица всех черкесов просит Ивана Грозного крестить их в христианскую веру. Соборный акт патриарха Константинопольского Иоасафа II, дающий Ивану IV право “быти и зватися царем законно и благочестиво”. Этим актом Константинополь фактически ликвидировал свои прежние отлучения, наложенные на Русскую Церковь за поставление митрополита Ионы. Закончена работа над “Степенной книгой”, составленной по указанию митрополита Макария.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

171 Рукописное житие и донесение Царю Феодору Иоанновичу блаж. Казанского митрополита Гермогена об открытии мощей св. святителей Гурия и Варсонофия. 172 Смотри означенное донесение Царю Феодору Иоанновичу об открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия. 174 Т.е. великая духовная приверженность друг к другу, ибо славянское слово «совет» здесь значит дружество, лад. 175 Рукописное житие и означенное донесение Царю Феодору Иоанновичу об открытии мощей св. святителей Гурия и Варсонофия. 178 См. Слово на перенесение мощей святителя Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский собор, хранящееся в ризнице означенного собора при рукописной службе святителю Гурию, лист. 194. 195, 206 и Похвальное слово св. Гурию, там же лист. 294. – Серебряная рака устроена была Казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым. См. синодик Благовещ. собора. 181 См. Слово на перенесение честных мощей св. Гурия, лист. 200 и 201. Соборный синодик, лист. 306. Новое место под раку святителя устроил Казанский ямщик Тимофей Георгиев Шалапин. Там же, стр. 201 на обор. 249 По точнейшему соображению времени жития его, родился в 4 или 5 году 16-го столетия, в начале царствования Василия Иоанновича. 250 Из ближайшего соображения явствует, что когда Григорий, поступив в Волоколамский монастырь, принял монашество, то и отец его Феодор, по овдовении, последуя благочестивому своему чувству, в след за сыном поступил в тот же монастырь в число братства. Почему он в 1533 году является монахом Волоколамского монастыря под именем Филофея, которому поручено было увещание еретика Бакшина. Потому же сделано им и пожертвование деревни в Волоколамский монастырь. 251 В описи Свияжского монастыря, составленной 3-м архимандритом Иродионом, значатся книги письма архимандрита Германа в десть: Евангелие, Псалмы, Пророчества, Октоих в 2-х книгах, Устав, Цветная Триодь, Соборник на весь год, Маргарит, Василий Великий ; в полдесть: 12 месячных Миней и Служебник. Сколько тут положено труда, а этот труд должен быть Волоколамского иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

мощи под сокращенным балдахином покоятся на той же левой стороне на помосте, между им и задними столбами. Мощи св. святителя Варсонофия, в одно время с мощами св. святителя Гурия, перенесены с первого места и поставлены в главной церкви между столбами на правой стороне. Пожар 1694 года, при митрополите Маркелле, к величайшей скорби Казанских граждан, повредил и их. Останки благочинно положены в серебряную раку, которая там же стоит и ныне.   Чудеса от св. мощей святителей Гурия и Варсонофия   Непосредственно по открытии св. мощей святителей Гурия и Варсонофия, «начаша, – говорит блаженный Гермоген, – бывати многа и различна чудеса и исцеления от святых мощей их для приходящих к ним с верою» 183 . Из сих чудес святителем Гермогеном записаны только те, которые совершились в бытность его Казанским митрополитом, т.е. в течение 9-ти лет от открытия св. мощей; а из сих чудес записаны преимущественно те чудеса, которые совершились в самом начале открытия св. мощей, до причисления сих святителей к лику Святых. Почти все, записанные блаженным Гермогеном чудеса от мощей св. святителей Гурия и Варсонофия, принадлежат обоим сим святителям; потому что их св. мощи первоначально были поставлены, в особых раках, друг подле друга, и посему все моления, при них совершавшиеся, были совершаемы обоим им вместе. Эти моления, до сопричисления сих святителей к лику Святых, состояли частью в молебнах Господу Богу, Божией Матери, всем Святым, и в панихидах им, святителям, как то видно из описания самых исцелений; а по причислении их к лику Святых, – в молебнах сим святителям, с водоосвящением и без водоосвящения. Дабы не обременить читателя обширным повествованием об означенных чудесах, здесь помещается сведение о них только самое краткое и в удобнейшем для памяти порядке. А. Исцеление страдавших глазною болезнью: 1) Иоанн, ключарь Казанского кафедрального собора, болел глазами так жестоко, что даже не мог вкушать пищи, но когда открыты были гробы святителей, и многие прикладывались к св. мощам их, то и он к ним приложился своими больными глазами, отчего немедленно получил исцеление, так как бы глаза у него никогда не болели 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

повелеша сняти, заложена бо бе новая церковь болши первая; и егда доидоша до целбоносных гробов... октоврия в 4 день, тогда поведаша мне смиренному» ( Платон (Любарский). 1868. С. 29. См. также: «Лета 7104-го октября в 4 день повеле государь... в Преображенском монастыре каменную церковь заложити... и нача ров копати и обретоша честныя мощи...» - ПСРЛ. Т. 31. С. 146). Т. о., к нач. окт. храм уже был заложен. Мощи святых при этом не остались под спудом: «Благочестивый же самодержец и святый патриарх повелеша хранити... мощи на верху земли и у болшия церкви, со южныя страны олтаря, повелеша церковь создати и ту поставити мощи святых... Гуриа и Варсонофиа; еже и бысть» ( Платон (Любарский). 1868. С. 31-32). Эти слова «Сказания о обретении мощей» вызвали разные толкования. Архиеп. Григорий Казанский считал, что Феодор Иоаннович повелел для мощей преподобных «пристроить на южной стороне начатой в Спасо-Преображенском монастыре большой каменной церкви каменный же придел во имя святителей...» ( Григорий (Постников), архиеп. Житие св. святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853. С. 150). Е. М. Лебедев считал, что с юж. стороны была построена временная деревянная церковь ( Лебедев. 1895. С. 23). Но в «Сказании...» содержится указание на конкретное место помещения мощей в каменной церкви, к-рая должна быть построена. Слова «повелеша церковь создати» относятся к созданию престола в диаконнике, т. к. после окончания строительства мощи должны были поставить в приделе святителей Гурия и Варсонофия (архиеп. Григорий указывает на устройство придела Гурия и Варсонофия, т. е. праздника обретения мощей, в который память их совершается вместе ( Григорий (Постников), архиеп. Житие. С. 158). Впосл. придел был посвящен свт. Варсонофию (возможно, после перенесения мощей свт. Гурия в казанский Благовещенский собор в 1630), устроенный в диаконнике, т. е. с юж. стороны. О том, когда было окончено строительство Преображенского собора, «Сказание...» не сообщает.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Боярин Иоанн Застолбский «соорудил гробницу и большую каменную часовню над могилой преподобного». Мощи святителя Гурия были обретены вкупе с мощами святителя Варсонофия Тверского († 1576; память 11 апреля) 4 октября 1595 года при Казанском митрополите Ермогене († 1612; память 17 февраля). Е. Е. Голубинский пишет, что «вслед за сим обоим было установлено празднование» (46). Святитель Ермоген, автор сказания о Казанской иконе Божией Матери, составил также жития святителей Германа и Варсонофия и службу им (47). 20 июня 1630 года по благословению Казанского митрополита Матфея (1615 - 1646) святые мощи были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор и в честь этого события было установлено празднование. Память святителя Гурия празднуется 4 октября, в день обретения его святых мошей, затем в день блаженной кончины святителя - 5 декабря, а также 20 июня, в лень перенесения его святых мощей в 1630 году в Благовещенский собор. Для июньской службы по благословению Казанского митрополита Лаврентия (1657-1672) был написан канон. При митрополита Казанском Тихоне (1699 - 1724) декабрьская служба святителю Гурию была составлена митрополитом Димитрием Ростовским. Она же творится ныне и 20 июня, в день перенесения его мощей. Митрополит Димитрий составил также «Житие святителей Гурия и Варсонофия, извлеченные из Гермогенова и помещенные в Минеи Чети... а также написал похвальное слово святителю Гурию, печатаемое в 3-м томе его творений» (48). Говоря в службе об архиерейской хиротонии иерарха, гимнограф не назвал по имени святителя Макария, но именно он имеется в виду: «Благословением Первосвятителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди светом Богоразумия просветил еси». Об этом говорится и в службе на обретение мощей святителя Гурия: «Благословением крайнего святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани». Святитель Гурий прославляется за свои миссионерские труды: «...языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Вениамином Житии Г., автором к-рого является П. В. Знаменский (Каз., 1894). К нач. XX в. в Свияжском мон-ре существовала небольшая келья Г. под колокольней, при гробнице святителя хранились иглы, нитки, наперсток, к-рыми он пользовался в келейных занятиях. Г. было посвящено неск. храмов, преимущественно в Казанской епархии: во имя Г. были освящены храмы в Свияжском мон-ре и на колокольне казанского Благовещенского собора, 4 придела в приходских храмах Свияжского у. Во имя святителей Гурия, Г. и Варсонофия были освящены церкви в казанской Суконной слободе и в татаро-крещенской школе, приписанной к казанскому Спасо-Преображенскому мон-рю, а также в ряде сел Казанской губ. В Тверской епархии во имя Г. был устроен придел в Троицком соборе старицкого Успенского мон-ря, в селижаровском Свято-Троицком мон-ре действовала ц. во имя Гурия, Г. и Варсонофия. В наст. время в Казанской епархии имеются 2 церкви во имя святителей Гурия, Варсонофия и Г. В 1918 г. Свияжский мон-рь был закрыт. Летом 1922 г. состоялось вскрытие мощей Г. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в к-рой сохранялась до 1929 г. Впосл. святыня была утрачена. Сохранилась частица мощей, перенесенная в 1849 г. в казанский Иоанно-Предтеченский мон-рь. По-видимому, с 30-х гг. XX в. (после окончательного упразднения Иоанно-Предтеченского мон-ря в 1929) эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев, была обретена в 2000 г. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском мон-ре, другая - в Успенском соборе Свияжского мон-ря. Ист.: СГГД. М., 1813. Т. 1. 189). С. 545 - 556 192), 557 193); ДРВ. Продолж. Ч. 5. С. 241; Платон (Любарский), еп. Сб. древностей Казанской епархии… сост. в 1782 г. Каз., 1868. С. 63 [Житие святителей Гурия и Варсонофия, написанное сщмч. Ермогеном]; Артемьев А. Историч. рукописи б-ки имп. Казанского ун-та//ЖМНП. 1854. Кн. 83. 7. Отд. 3. С. 10, 11 [Писцовая книга Свияжска]; Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; Курбский А. М. История о великом князе Московском//Соч. СПб., 1914. Т. 1. Стб. 317-319. (РИБ; Т. 31); Список с писцовой и межевой книги г. Свияжска. Каз., 1909; Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115 (1607) г. Старица, 1911. С. 19, 59-60; Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Под ред. М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина. М., 1948. С. 46, 51; АФЗХ. Ч. 2. 236, 246, 247, 252; Каштанов С. М. Возникновение рус. землевладения в Казанском крае: (Док-ты)//УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1973. Вып. 116. С. 3-35; ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 382, 402, 403; М., 1965. Т. 29. С. 333, 350, 351; Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г.//РД. 2004. Сб. 10. С. 172, 180.

http://pravenc.ru/text/164699.html

«Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами, ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества». Так говорил некогда Н.М. Карамзин о кладбище Донского монастыря. Тоже самое можно было сказать и о некрополе Спасо-Преображенского (Спасского) монастыря. Казанцы не могли проходить без благоговения мимо этого уголка земли, где упокоились останки многих великих людей. Правда кладбище это было невелико и не богато изящными памятниками, но таинственная сень его была способна вызвать много дорогих воспоминаний и благоговейных чувств. Здесь представали образы мирно почивших о Господе и архипастырей, и военачальников, и именитых купцов казанских, и скромных тружеников - монахов. А над всем этим господствовала мысль о том, что этот уголок земли был местом вечного упокоения великих угодников Божиих и первых просветителей казанского края - святителей Гурия и Варсонофия. Самой первой на погосте Спасского монастыря была могила св. Гурия, скончавшегося 4 декабря 1563 года и погребенного за алтарем соборной церкви монастыря. Над могилой его вскоре же была сооружена боярином Иваном Елизаровичем Застолбским «каменная клеть». В 1576 году клеть эта приняла под свою сень нового великого подвижника веры св. Варсонофия († 11 апреля 1576). В 1595 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом 4 октября последовало открытие мощей свв. Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их были перенесены в придел Преображенского собора. А для останков иноков Ионы и Нектария сооружена была пред алтарем каменная «пещерка», которая изнутри имела каменный свод. Снаружи дневной свет проникал через пять узких продолговатых оконца, забранных железными решетками. Вход в неё был углублён в землю на четыре ступени. 20 июня 1630 г. мощи св. Гурия были переложены казанским митрополитом Матвеем с собором освященных лиц в новую серебряную раку, устроенную дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым и торжественно перенесены в Кафедральный Благовещенский собор. В сентябре 1918 г. Рака с мощами по требованию новых властей была перенесена в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря, а затем в Петропавловский собор. Ныне мощи святителя почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/27/...

Чет. Минея. (Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев. Соч. Елисеева. Казань. 1847. Житие свв. святителей Гурия и Варсонофия. Соч. Григория, архиеп. Казанского, СПб. 1853. Преставление св. Гурия 1 дек. В службе два канона. 5 Св. мученицы Харитины. Пострадала от Дометиана в царствование Диоклетиана. Чет. Минея от Метафраста. (Laline apud Surium 5oct. Acta SS. oct. III. 24). Мес. B. 5 окт. и 15 янв. Март. P. В службе канон Иосифа. Св. мученицы Мамелхфы. Персианка, до обращения – жрица Артемиды. Язычники побили ее камнями, когда увидели ее одетой в белую одежду, полученную при крещении (около 343). Пролог. (Assem. Acta mar. orient. 97–101). Март. Р. 17 окт. Мес. В. Св. священномуч. Дионисия, епископа Александрийского. Пас церковь Христову 17 лет и испытал много скорбей за имя Христово при Валериане. Скончался в 205 году, в царствование Галлиена. (Or. Chr. II col. 391. Act SS. oct. II. 8–130. Fabr. VII. 278). Мес. В. 4 окт. Март. Р. 17 ноября. Преп. Дамиана, пресвитера и целебника Печерского. Постриженник преп. Феодосия; преставился в 1071 году. Чет. Минея от Патерика Печерского. Преп. Иеремии прозорливого, Печерского. Принял крещение при вел. кн. Владимире вместе с киевлянами, в 988 году; пострижен при жизни препп. Антония и Феодосия; преставился в глубокой старости. Чет. Минея. Преп. Матфея прозорливого. Постригся при преп. Феодосии, и подвизался при двух его преемниках, Стефане и Никоне, в XI веке. Чет. Минея. Свв. трех святителей, Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских и всея России чудотворцев. Праздник сей установлен при царе Феодоре Иоанновиче и патриархе Ионе, в 1596 году. Следд. Пс. Память св. Петра 21 дек., перенесение мощей 24 авг. Память св. Алексия 12 февр., обретение мощей 20 мая. Память св. Ионы 31 марта и 15 июня, обретение мощей 27 мая. Есть служба. 6 Св. апостола Фомы. Проповедовал Евангелие на востоке, скончался от копья. В 385 году мощи его перенесены в Едес. Чет Минея. (Surius in Vitis Sanctorum doc. p. 301. Ass. Bibl. or. I. 199). Март. Р. 21 дек. Мес. В. В соборе 12 апп. 30 июня. В службе канон Феофана. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Сии службы святителю Гурию доселе не были изданы в печати, а потому в Казанской епархии совершаются они лишь в Кафедральном соборе по означенной единственной рукописи; в приходских же церквах градских, а тем паче сельских и даже монастырских, редко где имеются с них копии, так что даже особого тропаря святителю Гурию не имеется, и молебное пение ему одному совершать затруднительно и возможно разве только по общей минее. Считая необходимым восполнить сей недостаток и дать возможность память святителя Гурия чтить повсюду в Казанской епархии подобающим образом, я долгом считаю представить Святейшему Синоду копию со службы сему святителю, и 1) в день его преставления 5 декабря; и 2) в день пренесения мощей его 20 июня, содержащихся в упомянутой мною старинной рукописи, и благопокорнейше прошу преподать свое благословение на напечатание ее приличным церковным шрифтом, по примеру напечатанной в 1861 г. по благословению же Святейшего Синода службы святителю казанскому Герману в одной из СинодальныхТипографий с тем, чтобы по напечатании эти экземпляры были доставлены в Казанский архиерейский дом, из сумм которого и будут немедленно высланы в типографию деньги на покрытие расходов по напечатании. Впрочем, для напечатания означенных служб я мог бы обратиться с просьбою и в типографию Киево-Печерской Лавры, если только Святейшему Синоду благоугодно будет представить мне на сие право». Святейший Синод, заслушав это донесение в своем заседании от 14 апреля, приказал «препроводить при указе для рассмотрения в Санкт-Петербургский комитет для цензуры духовных книг с тем, чтобы рукописи те, по рассмотрению их, представлены были в Святейший Синод с заключением комитета». пропущено 17 апреля 1871 г., и указ послан 7 . Санкт-Петербургский комитет от 3 июня, того же, 1871 г. доносил в Святейший Синод, что: «По рассмотрении означенных служб в день преставления святого Гурия и в день перенесения мощей его, составленных святым Димитрием, митрополитом Ростовским, оказалось, что обе они написаны вообще в духе христианских служб, употребляемых в Православной Церкви и применительно к обстоятельствам, для которых назначаются, выражая характеристические черты деятельности святителя Гурия и содержа в себе чистые и назидательные чувствования, изложенные славянским наречием, удовлетворяют требованию 226 статьи Цензурного Устава, и потому могут быть напечатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010