Святыни храма Ярославских чудотворцев сегодня: Главной святыней церкви является список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса. Другая величайшая святыня – рака с мощами святителя чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. В 1955 году от возглавил новообразованную казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Мощи святителя Гурия до революции находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 года пребывали в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских Чудотворцов. Над ракой с мощами Гурия находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани осенью 1552 года. По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке и долгое время находилась в специальной нише над проездными воротами Спасской башни Казанского кремля. В 1862 г. была перенесена в часовню, сооруженную перед башней, а в 1905 г – в часовню построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинина по проекту. Ф.Н. Малиновского. Эта часовня в 1927 году была разобрана, а образ нашел свое последнее пристанище в кладбищенской церкви. У левого клироса в передней части храма - чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская», которая по приданию находится здесь с момента его открытия. - Рядом с ракой с мощами Гурия находится икона Казанских святителей Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Справа от этой иконы находится другая святыня закрытого в конце 30-х годов Федоровского женского монастыря - икона Пресвятой Богородицы «Федоровская». В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. По преданию этот образ был написан монахами иконописцами Свято-Троице-Сергиевской Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Сделав все, что считал нужным, для своего утверждения на царском престоле, Шуйский обратил внимание и на то, чтобы патриарший престол не оставался более праздным. Еще жив был в своем заточении патриарх Иов, но он лишился зрения и уже не мог править Церковию. Нужно было избрать нового патриарха, и выбор государя, естественно, пал на того из представленных ему Собором кандидатов, кто ревностнее всех воспротивился незаконному браку самозванца, требовал крещения его невесты и за то подвергся изгнанию — на Казанского митрополита Гермогена . Сохранилось известие, будто Гермоген был прежде донским казаком , а потом сделался приходским священником в городе Казани . Последнее не может подлежать сомнению, так как сам Гермоген свидетельствует, что в 1579 г. он был священником при казанской гостинодворской церкви святого Николая. Скоро после того он принял монашество и достиг степени архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в той же Казани, а 13 мая 1589 г. возведен уже в сан архиерейский и начал собою ряд Казанских митрополитов. Служение Гермогена в Казани должно оставаться для нее памятным навсегда. При нем совершилось в 1579 г. явление и обретение чудотворной Казанской иконы Богоматери, и он, будучи еще священником, удостоился первый с благословения тогдашнего владыки Казанского Иеремии принять новоявленную икону из земли, где она обретена, в свои руки и перенесть ее в сопровождении всего духовенства и народа в ближайшую церковь святого Николая Тульского. А впоследствии, когда был уже митрополитом, сам составил (в 1594 г.) сказание о явлении этой иконы и о совершившихся от нее чудесах . При нем совершилось (4 октября 1595 г.) обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев — святого Гурия, первого архиепископа Казанского, и святого Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иванович приказал соорудить новую каменную церковь в казанском Спасо-Преображенском монастыре наместо прежней, при которой они были погребены. Когда начали копать рвы для новой церкви, то нашли гробы обоих святителей. Гермоген сам явился туда с освященным Собором, велел открыть гробы, видел и осязал нетленные мощи и даже одежды того и другого и донес обо всем царю и патриарху. Царь и патриарх повелели создать особую церковь при большой, с южной стороны ее алтаря, и там поставить мощи новоявленных чудотворцев Казанских для всенародного чествования. Сам же Гермоген потом составил по повелению царя и благословению патриарха Иова и житие святителей Гурия и Варсонофия . При нем перенесены были (в 1592 г.) мощи и второго Казанского архиепископа Германа, который скончался в Москве

http://sedmitza.ru/lib/text/436101/

Перу митрополита Лаврентия принадлежит «Ответная грамота на царскую грамоту о том, можно ли священносхимонаха поставить архиереем» (январь, 1666). На поставленный в заглавии вопрос митрополит Лаврентий ответил отрицательно: «Мню, восприимшаго священноинока великий образ иноческий, сиречь схиму, нелепо поставити во архиерейство». В ноябре 1666 года в Москве на Лобном месте перед восточными патриархами митрополит Лаврентий произнес приветственную речь. Грамота и речь изданы в книге «Дело патриарха Никона ». Владыка Лаврентий является автором канона и стихир святому Герману, архиепископу Казанскому, а также канона на перенесение мощей святителя Гурия Казанского. Гимнографические произведения митрополита Лаврентия остаются неизданными. Труды: Ответная грамота на царскую грамоту о том, можно ли священносхимонаха поставить архиереем (январь 1666 г.)//Дело о патриархе Никоне /Изд. Археографической Комиссии по документам Московской Синодальной, бывшей патриаршей библиотеки. – СПб., 1897. – С. 114–117, 271–273. Канон и стихиры святителю Герману, архиепископу Казанскому. Канон на перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского. Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. – С. 133, 479. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 288, 443. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 13. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Диев М. Я. протоиерей. Вторичная поверка иерархических каталогов древних Российских епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1413, 1414. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 242.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По некоторым источникам, святитель Герман погиб от руки какого-то опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. По другим сведениям, он преставился от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 года и погребен, по его просьбе, при храме святителя Николая Гостунского. О нравственном облике святителя писал один из современников князь Андрей Курбский: «Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных». В 1592 году были обретены его нетленные мощи. От них стали совершаться многие знамения и чудеса. 25 сентября 1592 года мощи святителя Германа перенесены в Свияжский монастырь Казанской епархии, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1612) и поставлены в Успенском соборе у правой стены при входе в алтарь. Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. Литература: Елисеев Г. 3. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. – Казань, 1847. Мятлев Н. В. Архиепископ Герман Казанский и род Полевых (доклад, читанный в заседании Историко-родословного общества в Москве 19 ноября 1913 года). Арсений, архиепископ. Святитель Христов Герман. – Казань, 1900. Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях.Казань, 1893. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 84–89, 98, 476. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 3. – С. 60–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Я, недостойный, многогрешною рукою коснулся святого тела (а святое тело плавало), осязал ризы, в которых он был погребен, и они были весьма крепки». 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани. Таким образом, и после своей смерти святитель Гурий не оставил свою паству и утверждал ее в вере не меньше чем при жизни нетлением своих мощей, чудесами и примером своей святости. Литература: Богословский Г. Κ., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях.Казань, 1893. – С. 12, 16, 37, 49–52. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, – С. 59–63. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 355–359, прим. 11. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 66–72, 80, 95–98, 476. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 409–411, 533. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 71. Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкви/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г., (приложение к журналу «Русский паломник»). 1908, октябрь. – С. 18;декабрь. – С. 41. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 237, 835. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 182, 287, 462. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 779. Цветник Пешношский. – М., 1898. – С. 19–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена Московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре, 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, убит (усечен мечем), по другим, скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Ермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной святыней. Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех обителей Казанской епархии. В середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий II, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий (Палицын; 1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий (Сеченов; 1738-1742), впоследствии митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон (Любарский; 1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий (Гудко; 1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».

http://patriarchia.ru/db/text/4568837.ht...

В заключении доношения говорится, что «по части на некоторых составах нетленное тело, а по части и нагия оказуются кости». При освидетельствовании в 1801 г. мощей святого Иннокентия Иркутского оказалось, что «глава, грудь, ребра, спина и ноги – все в целости и с плотию, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам свойственный и многими ощущаемый». При перенесении братией Печерской Лавры мощей преподобного Феодосия Печерского через 18 лет по его преставлении (+ 3 мая 1074 г.) из пещеры в каменную церковь , первый самовидец честных мощей святого, блаженный Нестор, в сказании о сем пишет: «и прииде игумен с двема братома, аз же прокопах более: и преклоншейся, видехом мощи его лежащие святолепне: составы бо целы бяху все и тлению не причастны; лице светло, очи сомжены, устне соединены, власы же главнии присохли ко главе. Итако возлозше их на мантию и вземши на рамо, вынесоша пред пещеру». При обретении мощей 5 июля 1423 г. преподобного Сергия Радонежского через 30 лет по его преставлении священный собор приступал к открытию гроба и внезапно пролилось из него благоухание; предстало зрелище, достойное умиления: не только сохранилось целым честное тело, но и одежды его не коснулось тление, хотя с обеих сторон гроба видимо стояла вода, не дерзнувшая однако прикасаться к преподобному. В городе Казани при копании рвов 4 октября 1595 г. для новой каменной церкви были обретены мощи святителей Гурия, архиепископа Казанского (+ 5 декабря 1563 г.) и Варсонофия Тверского, преставившегося (+ 11 апреля 1576 г.) на покое в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Самовидец и совершитель этого обретения священных мощей Патриарх Гермоген, бывший в то время митрополитом Казанским, так описывает это событие: «вскрывше гроб Гуриа архиепископа и видехом диво, ею же надеяхомся, рака бо бе святаго полна благоуханна мира, мощи же Гуриа аки губа ношахуся, части же ни единой погружене бывши: нетлением бо одари бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми, токмо мало верхния губы тление коснуся, прочия же уды его целы быша (благоуханное же честное и святое миро устроиша в сосуд нов). Потом же открыхом раку преподобнога Варсонофия и видехом многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия, к ногам же преподобного тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но и крепки бяху зело и никакоже слабости в составех имуще, якоже и Гурию святителю; своими бо руками со Арсением архимандритом святыя их чудотворные мощи переложихом от гробов в ковчеги».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

положено в усыпальнице, находящейся под главным алтарем собора. При этом архиепископе скончался бывший Тверской епископ, свят. Варсонофий, находившийся в Казанском Спасо-Преображенском монастыре на покое, и погребен им в Спасском монастыре, у алтаря соборного храма, 11 апреля 1576 г. 7 Митрополит Матфей был со 2 июля 1606 г. игуменом Кирилло-белоозерского монастыря; 7 февраля 1615 г. он хиротонисан в митрополита Казанского, скончался 13 января 1646 г. и погребен в кафедральном соборе, у северной стены. При нем мощи святителя Гурия 20 июня 1630 г. перенесены из Спасского монастыря в кафедральный собор. По его благословению сооружен в Седмиозерной пустыни храм Вознесения Христова, где поставлена чудотворная Смоленская икона Божьей Матери. 8 Митрополит Симон, серб по происхождению, назначен в Казань 7 февраля 1646 г. из сербских митрополитов и 26 сентября 1649 г. скончался, будучи погребен в кафедральном соборе, у северной стены. 9 Митрополит Корнилий I был игуменом Макарьева-желтоводского монастыря, а потом Богоявленского Московского; 13 января 1650 г. хиротонисан в митрополита Казанского, скончался 17 августа 1656 г. и погребен в Кафедральном соборе, у северной стены. 10 Митрополит Лаврентий II постриженик Новгородского Вяжецкого монастыря, откуда перемещен иеродиаконом в Москву в число патриарших ризничих и, затем, 6 апреля 1654 г. хиротонисан в епископа Тверского, в 1655 г. возведен в архиепископа, а 26 июля 1657 г. назначен митрополитом Казанским и, постриженный в схиму с именем Левкия, скончался 11 ноября 1672 г., будучи погребен в правом приделе кафедрального собора, но в 1840-х годах тело его перенесено в усыпальницу под главным алтарем кафедрального собора. Ему первому из Казанских митрополитов было дозволено носить белый клобук и саккос с препоясанием и производить осенение дикириями и трикириями. Митрополит Лаврентий написал канон на перенесение мощей св. Гурия. Приписываемый же ему канон и стихиры св. Герману и житие его написал по поручению Лаврентия и с его слов Свияжскаго монастыря инок Иоанн (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Многие от прикосновении к святым мощам получали исцеления. Весть об этом быстро дошла до Москвы и, по желанию царя и благословению патриарха Иова, митрополит Гермоген составил описание открытия мощей и жития св. Гурия и Варсонофия; он необыкновенно внимательно и усердно собрал все сведения, какие мог, воскресив и обессмертив память их во всем православном русском народе. В своем последнем жизнеописании Гермоген обнаружил основательное знание священного Писания, знакомство с творениями святых отцов – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кроме того при нем, в 1592 г. были перенесены мощи и второго Казанского архиепископа Германа, скончавшегося в Москве во время моровой язвы 1567г. Сам Гермоген встретил эти мощи в Свияжске, видел и осязал их и поставил их во Свияжском Успенском соборе; им же составлено сказание об обретение мощей святителя Алексия Митрополита; при его деятельном участии переложена была полная служба с греческого языка на русский св. па. Андрею Первозванному. Ко времени было открытие мощей св. казанских чудотворцев, так как для Гермогена управление краем становилось все труднее и труднее в виду тех событий, которые с быстротою проносились над святою Русью. Нужно было много иметь спокойствия духа, чтобы идти намеченным путем, поддерживая христианство и русские интересы в крае. 1598г. 7 января скончался царь Феодор Иоаннович, последний Рюрикович царствующей династии. На место него, 17 февраля был избран Борис Годунов, царствование которого не было благодетельным для народа: восстание и война, мор и страшный голод сопутствовали царю Борису. В какие отношения стал митрополит Гермоген к новому царю достоверно неизвестно, но все-таки в его царствовании возникло несколько храмов в Казани, сделаны были вклады в монастыри, расширен был город, конечно, все это было сделано не без влияния Гермогена. Не долго продолжалось царствование Годунова: 13 апреля 1605 г. Борис скончался скоропостижно. На Руси уже в 1604 г. появился самозванец, объявивший себя законным царем Димитрием, спасшимся от убийц Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Четвертый — в честь Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия: мощи того и другого обретены были вместе 4 октября 1595 г. и вслед за тем положено было праздновать этот день обоим святителям. Пятый — в честь благоверного князя углицкого Романа Владимировича. Он жил еще в XIII в., но мощи его обретены нетленными только в 1595 г. и по указу патриарха Иова свидетельствованы Казанским митрополитом Гермогеном и перенесены в новую соборную церковь Углича, в которой почивают доселе, тогда же постановлено было местно праздновать благоверному князю в день его кончины, 3 февраля. Шестой — в честь преподобного Антония римлянина, мощи которого открыты в 1597 г. Седьмой — в честь преподобного Корнилия Комельского. В 1600 г. игумен Корнилиева монастыря Вологодской епархии донес патриарху Иову, что от мощей преподобного Корнилия в продолжение многих лет совершаются чудесные исцеления различных болезней, и представил на рассмотрение Собора житие преподобного, стихиры ему и канон. Отцы Собора спросили находившегося между ними Вологодского архиепископа Иону про чудеса преподобного Корнилия, и Иона подтвердил, что от раки преподобного действительно бывают многочисленные чудеса, и присовокупил, что ему уже местно празднуют не только в основанной им обители, но и в Вологде и во всем Вологодском уезде. После этого Собор, рассмотрев житие преподобного Корнилия с стихирами и каноном ему и нашедши, что они составлены «по образу и по подобию, якож и прочим святым», определил: праздновать преподобному Корнилию по всей России в 19-й день мая. Кроме того, с дозволения государя и благословения патриарха Иова в 1595 г. перенесены были из тверского Отроча монастыря в Соловецкий мощи святителя Московского Филиппа, и началось местное празднование ему 9 генваря, а в 1595 г. перенесены были мощи Казанского святителя Германа из Москвы, где он скончался и был погребен в церкви Николая Чудотворца, называемого Мокрым, в свияжский Богородицкий монастырь, им основанный, и началось местное празднование этому святителю 6 ноября .

http://sedmitza.ru/lib/text/436095/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010