Однако сведения о существовании этого престола не подтверждаются ни архивными документами, ни воспоминаниями современников. Таким образом, информация, которую добросовестно переписывают историки и краеведы, возникла совершенно неожиданно и «ниоткуда». Но у Промысла Божия нет ничего случайного: эта странная «ошибка» оказалась промыслительной и возникла в тот момент, когда храм в преддверии своего грядущего возрождения обрел еще одну святую покровительницу. Как и почему простирают святые свой молитвенный покров над тем или иным местом или ограждают им какого-либо человека – всегда тайна, которая чаще всего остается неразгаданной. Сами святые определяют, кому подается их благодатная помощь, а слабый человеческий разум не в силах бывает вместить даже очевидных причин этого и только в изумлении свидетельствует о происшедших чудесах. И в истории Казанского храма имя святой Анны Кашинской возникло таинственно, явилось как уже совершившееся чудо. Можно только попытаться приподнять покров этой тайны, чтобы убедиться, насколько промыслительным стало ее предстательство за возрождающуюся святыню. Чтобы осмыслить это, необходимо хотя бы кратко рассказать о житии и истории канонизации этой удивительной святой. Вторая канонизация святой благоверной княгини Анны произошла в 1909 году, в канун новых духовных потрясений, ожидавших Россию. Святая Анна Кашинская вновь обрела общецерковное почитание, и предстательство княгини, явившей образец смиренного перенесения скорбей, покрыло Русскую землю, укрепляя в преданности воле Божией тех, кому предстояли великие испытания. Первый престол в честь святой благоверной княгини Анны был освящен в 1910 году в Петербурге, в храме Спаса Нерукотворного на подворье Кашинского Сретенского монастыря. В Москве память святой Анны Кашинской была увековечена в 1914 году. На новом кладбище Донского монастыря состоялось освящение храма в честь святого преподобного Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской. Перед началом Первой мировой войны Русь обращалась к предстательству новопрославленных святых, и пламенная всепобеждающая вера преподобного Серафима чудесным образом сочеталась с терпеливым и благодарным упованием княгини-инокини Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елизавета Федоровна и Анна Кашинская — встреча двух княгинь В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … 25 июня, 2012 В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … Великая княгиня Елизавета Федоровна на торжестве прославления великой княгини Анны Кашинской. 12 (25) июня 1909 г . Великая княгиня Елизавета Федоровна Дивны дела Твои, Господи, когда взираешь на переплетения судеб человеческих, где каждое событие имеет глубочайшее значение. Когда в жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых. Удивительна и промыслительна встреча двух княгиньсвятой Анны Кашинской и Елизаветы Федоровны в далеком 1909 году в городе Кашине, где прошли торжества в честь второго прославления в лике святых княгини Анны. Так начинают рассказ об этом радостном событии «Тверские епархиальные ведомости» в 1909 г .: « 10-го июня утром прибыла по железной дороге на поклонение многоскорбной Княгине Ея Высочество Великая Княгиня Елисавета Федоровна ». К ее прибытию вокзал красиво убрали флагами, гирляндами зелени, небольшими арками с коронами наверху. « С чувством сердечной радости имеем счастье встречать Тебя, Благоверная Княгиня. Ты пришла разделить с православным русским народом уготованный здесь пир нашей веры, по случаю восстановления церковного почитания во святых Благоверной Княгини преподобной Анны Кашинской». На вокзале Елизавету Федоровну встретили губернатор, представители городского и земского управления, власти, а у Воскресенского собора ее с нетерпением ожидали местные и много приезжих представителей духовенства. Архиепископ Алексий в полном облачении, с посохом и крестом в руках приветствовал Ее Высочество прекрасной речью, причем высокую паломницу, супругу князя-мученика, назвал «близкой по судьбе и родной по духу» благоверной княгине Анне. «Настоящее торжество в честь многострадальной Благоверной Княгини Анны, изволением Промысла Божия, суждено разделить с нами именно лично Тебе, многострадальная возлюбленная Благоверная Великая Княгиня, Тебе – как близкой с нею по судьбе и родной по духу …»

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

Таже нимало замедлив, бояся прещения, но скоро приходит ко презвитеру и с ним всему причту тоя церкви поведает вся реченная от преподобныя, и яко здрава его сотворила от недуга и неисцельныя болезни, и отнюд к смерти приблажающася посещением явления своего от смертных врат возведе. Они же слышавше таковая и онаго ведяху вельми болезненна бывша и не начаема, видевше исцеление получивша, благодарственными песньми всесильного Бога и Пречистую Богородицу воспрославиша, яко неистощимое богатство и небесное сокровище, и крепкую помощницу явил им, и блаженную и великую княгиню Анну прославляюще, таже и всем людем поведаша. И оттоле вси людие града Кашина, яко стяжавше крепкую по граде поборательницу и непобедимую во бранех помощницу, никако же не имеяху скорби еже от нашествия безбожных и латинския ереси восприемников, скверных и преокаянных литовских людей, ведуще, яко не оставит преподобная отечества своего в руце нечестивых предану быти. Таже по повелению преподобныя на гробе ея пред нерукотворенным образом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа свещу неугасимую возжгоша, и мнози приходяще с верою помолитися Пресвятей Богородице и гробу богоблаженныя честне и велелепне, яко же подобает святым, поклоняхуся и почитаху. И вси, иже многоразличными болезньми содержимии, прикасахуся честному гробу ея и неоскудную благодать от преподобныя почерпающе, отхождаху в домы своя здравы, славяше и благодаряще Христа Бога нашего и Того рождьшую Матерь Пресвятую Богородицу, и благодать велию исповедающе благоверныя и великия княгини Анны, яко молитвами ея здрави бываху. Но тогда аще и многим чудесем, бывающим от гроба преподобныя, и мнозей благодати, изливающейся от живоприемного гроба, обаче в простоте ума своего, или Богу тако изволившу судьбами своими, не подтщашася таковый светильник, иже под спудом сокрытый, пресвятое и нетленное тело богоблаженныя и великия княгини Анны, на свещнице поставити, сиречь яве быти мощем, дабы видим был таковый источник неисчерпаемый всем приходящим, якоже подобает святым и другом Божиим и творящим волю Его. По еже отшествии их к Богу, церкви Божия прият воспевати псалмы и песньми, и пеньми духовными прославльших Господа своим божественным житием. Бог же и се творит смотрения ради некоего, яко да покажет всем яве таковое неистощимое богатство, древния своея благости источник неисчерпаемый во свое время, когда он весть судьбами своими. И от того времени, в неже явлен бысть гроб преподобныя, тако почитаем бе и покланяем честне и велелепне. О обретении честных мощей преподобной и благоверной великой княгини Анны

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XIII. Отношение Г. И.Д. Председателя состоящего при Кашинской Городской Управе Комитета по устройству предстоящих торжеств открытого чествования Св. Мощей Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской от 25 октября за 52: «Согласно своему постановлению от 18-го сего октября —337— 1908 года, Комитет по устройству предстоящего торжества открытого чествования мощей Св. Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской обращается к Вашему Преосвященству с почтительнейшей просьбой оказать Комитету свое просвещенное содействие в его заботах о составлении церковной службы и жития Святой Княгини Анны и для сего прислать Комитету на трехмесячный срок хранящуюся в библиотеке Московской Духовной Академии под 349 рукопись: «Житие и подвиги Великие Княгини Инокини Анны, Кашинские Чудотворицы». По истечении указанного срока рукопись с благодарностью будет отослана обратно, причем ответственность за целость и сохранность рукописи Комитет всецело принимает на себя». Определили: Уведомить Г. И.Д. Председателя Комитета, что рукописи академической библиотеки высылаются лишь в ученые учреждения, имеющие особые, специально приспособленные помещения для хранения и пользования рукописями, и предложить ему, в случае крайней необходимости, поручить доверенному лицу снять в академической библиотеке копию или сделать выписки из рукописи под 349, тем более, что она очень невелика по объему и написана четким почерком. XIV. Отношения: а) Самарского Окружного Суда, от 6 ноября за 24839 и б) Г. Председателя Тамбовского Окружного Суда, от 18 ноября за 1786, с просьбой о возвращении дел о русских сектантах, присланных для научных занятий И.Д. доцента Академии Д.Г. Коновалова. Справка: Д.Г. Коновалов просил продлить ему срок пользования означенными делами до февраля месяца будущего 1909 года, на что Г. Председатель Тамбовского Окружного Суда, отношением от 4 сего декабря за 1843, уже и изъявил свое согласие. Определили: Принять к сведению. XV. Представление библиотекаря Академии К.Μ. Попова: «Честь имею представить на благоусмотрение Совета Академии выбор и назначение к выписке в библиотеку на будущий 1909 год периодических изданий. Прилагаю спи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Памятник благоверной княгине Анне Кашинской появится в Тверской области Тверь, 13 марта 2009 г. Весь нынешний год пройдет в Тверской области под знаком 100-летия со дня Второй канонизации святой благоверной княгини Анны Кашинской. Это значимое в церковно-светской жизни региона событие будет отмечено множеством крупных мероприятий - творческих конкурсов и конференций, встреч с краеведами и учеными. Как сообщили REGIONS.RU в обладминистрации, в июне состоится научно-практическая конференция, посвященная Анне Кашинской. Идет подготовка к строительству памятника великой княгине. Эти и другие вопросы обсуждались в ходе заседания рабочей группы по подготовке и проведению мероприятий в честь знаковой для Верхневолжья даты. Строительство в Кашине дворца культуры стало одним из ключевых вопросов, обсуждаемых на заседании. Этот вопрос находится под личным контролем губернатора, который неоднократно обсуждал его с главой Кашинского района Анатолием Соколовым. Пока дворец культуры находится в местном храме, который вскоре будет передан Русской Православной Церкви. Сдача дворца культуры запланирована на июнь. Средства на его строительство поступают на условиях софинансирования от областной власти (50%) и муниципалитета. Кроме того, сейчас решается вопрос о финансировании строительства памятника Анне Кашинской. В разработке находятся проекты памятника, на месте установки которого в прошлом году был заложен камень. Идет подготовка и к научно-практической конференции. Мероприятие состоится на базе научной библиотеки Тверского государственного университета. В конференции примут участие ведущие российские ученые - теологи, историки, преподаватели основ православной культуры в школах, а также деятели культуры, студенты и аспиранты. Активная роль в подготовке к конференции принадлежит фонду культурно-исторического наследия святой благоверной княгини Анны Кашинской, который организует сбор средств для реализации запланированных мероприятий. Одним из них станет выпуск обновленного издания книги " Анна Кашинская " (автор - Т.И. Манухина) с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Тираж книги составит 3000 экземпляров. 13 марта 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29627.html

Чудо 11. О разслабленном человеце 3780 Человек некий земледелец, именем Калинник Иванов, Тверскаго уезду деревни Борзенева, разслаблен был и не владел ни рукою, ни ногою болше двух лет. И слышав о чудесех преподобныя благоверныя великия княгини Анны, и обещася помолитися преподобней. И по его обещанию свои ему едва его на носилах привезоша во град Кашин к Пречистей Богородице Успению и ко гробу преподобныя благоверныя великия книгини Анны, и неделю жил и молился о исцелении своем. И во едину нощ лежаше у гроба преподобныя, и во уме своем моляся, и мало уснувшу, явися ему преподобная, аки бы из гроба близ пришедши, и рече ему: «Человече, востани!» Он же, отвещав, глаголя: «О, преподобная мати, аще и хощу востати, но не могу». Она же, емши его за руку, и воздвиже, и постави его на ногах, и рече ему: «Исцеляет тя Господь Бог и Пресвятая Богородица моим смирением». И абие невидима бысть. Он же, воспрянув от видения, и обретеся, стоя, у гроба преподобныя, здрав, и не виде никого, токмо едину свещу, возженную над гробом преподобныя, яже и прежде бе, и дивися скорому пременению от болезни во здравие, и благодарствуя Господа Бога и Пресвятую Богородицу, и припаде ко гробу преподобныя, и моляся со слезами, яко подаде ему скорое исцеление. Священницы же, пришедше к заутрени и видевше его стояща у гроба и молящася здрава, прославиша Бога, и молебная благодарения певше Пресвятей Богородице Успению и преподобней благоверной княгине Анне. Человек же тот Калинник отъиде в дом свой здрав молитвами преподобныя благоверныя великия княгини Анны, радуяся, яко николиже боле. Чудо 12. О ослепшем человеце 3781 Человек некий земледелец, именем Филипп, сын Григорьев, болярина некоего князя Сунтелеевича Черкасскаго крестьянин, Кашинскаго уезду деревни Токарева, имея жилище от града Кашина верст с шездесят, слепи был и не видел рук своих три года с половиною. И привезли его в Кашин Пресвятей Богородице Успению и ко гробу преподобныя, и ночевал но, и молился о исцелении своем. Наутра же в день четверток после литургии начал священник панихиду у гроба преподобныя, оному же молящуся о прозрении своем. И внезапу того часа Бог даровал ему, Филиппу, прозрение молитвами преподобныя благоверныя великия княгини Анны, стал видети, якоже и прежде. И вопияше благодарным гласом людем многим, стекшимся видети преславное чудо, и певша молебная пения Спасу, и Пресвятей Богородице Успению, и преподобной благоверной великой княгине Анне. Оной же Филипп совершенно прозре и отъиде в дом свой, славя и благодаря Бога и Пресвятую Богородицу и угодницу их преподобную благоверную великую княгиню Анну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таже нимало замедлив, бояся прещения 3691 , но скоро приходит ко пресвитеру и с ним всему причту тоя церкви поведает вся реченная от преподобныя 3692 , и яко здрава сотворила от недуга и отнюдь к смерти приближающася явлением своим от смертных врат возведе. Они же слышавше таковая и онаго ведяху всема болезненна бывша и неначаема 3693 , видевше исцеление получивши, благодарственными песньми всесилнаго Бога и Пречистую Богородицу воспрославиша, яко неистощимое богатство и небесное сокровище и крепкую помощницу явил им, блаженную и великую княгиню Анну прославляюще, таже и всем людем поведаша. И оттоле вси людие града Кашина, яко стяжавше крепкую во граде побарательницу 3694 , никтоже не имеяху скорби еже от нашествия безбожных и латинския ереси восприемников, скверных и преокаянных литовских людей, ведуще, и непобедимую во бранех помощницу, яко не оставит преподобная отечества своего в руки нечестивых предану быти. Таже по повелению преподобныя на гробе ея пред нерукотворенным образом Господа нашего Иисуса Христа свешу неугасимую возжгоша, и мнози приходяще с верою помолитися Пресвятой Богородице и гробу богоблаженныя честне, якоже подобает святым покланятися и почитати. И вси, иже многоразличными болезньми содержими, прикасахуся честному гробу ея и неоскудную благодать от преподобныя почерпающе, отхождаху в домы своя здравы, славяше и благодаряще Христа Бога нашего и того рождшую Матерь Пречистую Богородицу, и благодать велию исповедающе благоверныя и великия княгини Анны, яко молитвами ея здравы бываху. Но тогда аще и многим чюдесем, бывающими от гроба преподобныя, и мнозей благодати, изливающейся от живоприемнаго гроба, обаче в простоте ума своего, или тако Богу изволившу судбами своими, не попущающися таковый светилник, иже под спудом сокрытый, пресвятое и нетленное тело богоблаженныя и великия княгини Анны, на свещнице поставите 3695 , сиречь яве быти мощем, дабы видим были таковый источник неисчерпаемый всеми приходящими. И Бог сие сотвори смотрения 3696 ради некоего, яко да покажет всем яве таковое неистощимое богатство, древния своея благости источники неисчерпаемыя во свое время, когда они весть судбами своими. И от того времени явлен бысть гроб преподобныя, тако почитаем бе и покланяемся честне и велелепне. Аминь. Месяца июлия 21 день. Обретение честных мощей святыя преподобныя благоверныя и великия княгини-инокини Анны Кашинския чудотворицы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Судя по всему, специально для отправки в Москву была переписана рукопись со Службой Анне Кашинской и Агиографическим циклом (ГИМ, Синодальное собр., 622). Время оформления Агиографического цикла братьями Василием и Никифором можно определить с точностью до года: после смерти царя Алексея Михайловича в январе 1676 г. и до февраля 1677 г., когда указанная рукопись уже послужила предметом обсуждения на церковном соборе (подробно история создания Агиографического цикла описана в статье: Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвящённых Анне Кашинской. II. Агиографический цикл//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 221231). Впоследствии развитие Агиографического цикла происходило путём добавления новых чудес, число которых со временем было доведено до 41. Текст Агиографического цикла издаётся по списку, содержащему максимальное количество чудес: РНБ, собр. Вяземского, 50 XIX в. Н. П. Барсуковым этот список был охарактеризован как «рукопись позднейшая с поправками и примечаниями по листам цензора архимандрита Феодора» (Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 42). При издании текста учитывалась правка писца рукописи (толстое перо, полуустав) и не учитывалась правка архимандрита Феодора (тонкое перо, современная скоропись), за исключением одного добавления, сделанного цензором: по окончании текста чудес архимандрит Феодор приписал ещё одно чудо, которое считал достоверным. Поскольку при издании была сделана установка на передачу максимального числа чудес, вне зависимости от их датировки, эта приписка была воспроизведена. Описки и явные ошибки писца исправлены и вставки пропусков текста между двумя одинаковыми словами (подобная писцовая ошибка описана: Лихачев Д. С. Текстология: на материале русской литературы XXVII вв. СПб., 2001. С. 79) сделаны курсивом в соответствии с чтениями списка: ГИМ, Синодальное собр., 622 XVII в. (по изд.: Житие благоверной княгини Анны Кашинской по синодальной рукописи XVII-ro века с предисловием Ан. Титова. М., 1909) и списка: РНБ, Q.XVII.271 XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И настоящее мое слово – покорнейшая к вам просьба. Дело вот в чем. Податель письма – литератор Михайла Михайлович Прудников 389 – написал несколько статей о Кашинской святыне; последняя его статья содержит исследование о прославлении памяти и мощей Анны благоверной; – на днях эта статья представлена цензурным комитетом в Синод. В этой статье есть ссылка на соборный акт о мощах Анны Кашинской, составленный при патриархе Иоакиме, – попавший в руки г. Прудникова в копии; подлинный же акт у вас в библиотеке. А.В. Горский, когда был в Петербурге, сказывал лично мне, что точно этот акт есть в Патриаршеской библиотеке. Итак, вот в чем просьба: позвольте или сами по себе – частным образом, или с разрешения митрополита – посмотреть г. Прудникову этот акт и вообще все, что относится к делу о мощах и памяти благоверной Анны Кашинской. Ему нужно бы и списать точную копию с этого акта; изволите видеть, – этот светский благочестивый и благонамеренный человек старается о том, что следовало бы делать нам духовным, – о прославлении благоверной княгини Анны, которой мощи почивают открыто, а поют над ней панихиды. Вот ему и нужно знать все, почему это так учинено в нашей церкви. Ради Бога, посодействуйте ему в этом так, чтобы в последствии он мог делать ссылки на то, что узнает из вашей библиотеки. Без митрополичьего разрешения, кажется, дело не обойдется. Меня можете поставить свидетелем благонамеренности его исследований, так как они были рассматриваемы мною в цензуре. Прошу вас принять несколько моих брошюрок. 390 Если в Синодальной библиотеке есть и еще что-нибудь, относящееся к старине и монастырям Кашина: покажите, батюшка, и это-то Прудникову. Будьте так добры и милостивы». 391 Прошло почти три года (с июля 1856 г.) с тех пор, как я и прочие двое товарищей моих – священник Смирнов 392 и профессор Моск. семинарии Беляев 393 , приступили к разбору и описанию рукописей Синод. типографии. Дело шло довольно медленно, потому что все мы заняты были исполнением других, главнейших своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010