и каноном. В таком осложненном, трехчастном и уже совсем почти нынешнем виде находим мы повечерие в западных Студийских уставах. При этом в Калабрийской редакции этих уставов оно проще по составу. В полном своем составе (для постов) оно по отрывочному описанию его в Типиконе Николо-Касулянского мон. (гл. 25) в первой части своей заключало шестопсламие и С нами Бог, во 2-й – канон или трипеснец, в 3-й Непорочны, слава в вышних Богу и Господи Вседержителю (молитва); в непостные дни это повечерие совершалось только до Слава в вышних, в 50-цу до Непорочных, в воскресенья, праздники и 12-дневие совершались первые две части, Слава в вышних Бог и Трисвятое. в западных Студийских Типиконах Сицилийской редакции повечерие длиннее. По Милийскому Типикону в 40-we оно имеет такой, трехчастный же, состав: 1-я часть вполне совпадает с 1-ю частью нашего повечерия (нет только заключительной молитвы: «Господи, Господи, избавлей»): 2-я часть состоит из Приидите поклонимся 2, пс. 50, канона дневного святого, по 6 песни которого седален его с богородичным и синаксарь, по 9 песни «обычные ирмосы Богородицы на глас канона " (?), трисвятое, отпустительный дня, Господи помилуй по 12 раз от певцов и народа, иерей молитву «Вседержителю Господи...», всем ниц лежащим: на 3-й части после Приидите поклонимся 2 «начинаю говорить 12 псалмов»: 26, 30, 31, 34, 39, 40, 43, 60, 69, 70, 76, 139 (курсивом, псалмы общие с «Чином 12). Это 12-псалмие делится на два шестопсалмия вставочным трисвятым и Приидите поклонимся 2, а каждое шестопсалмие опять делится на трехпсалмия вставочным Слава и ныне и аллилуиа 3; после 12 псалма следует Слава в вышних Богу, трисвятое, тропарь «Боже отец наших», с богородичным «Не умолчим», Господи помилуй по 12 раз певцами и народом, молитва «Господи Вседержителю...» певцами и Сый благословен. – (с. 429) Близко к этим Евергетидское повечерие, оно имеет три вида: непостное, для малых постов и великопостное. состав первого, называемого «малым», не указывается в Типиконе. В малые посты повечерие отличалось тем, что на нем пелась особая служба παννυχς или канон, которая в непостные дни отделялась от повечерия и присоединялась к вечерне, имея тогда такой состав: «по отпусте вечерни Приидите поклонимся трижды, и при исхождении в притвор пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" Постное время светло начнем... " февраля 2015 Митрополит Варсонофий возглавил вечерню с чином прощения в Казанском соборе Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По отпусте митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.  " В этот вечер православные христиане собираются в храмы, и, по заповеди Господней, участвуют в чине прощения и примирения. Этот древний обычай пришел к нам от самого Господа, который неоднократно говорил о том, что мы должны жить в любви друг ко другу, - и только тогда будем считаться Его учениками. Апостолы просили у Господа, чтобы Он научил их молиться. И Он дал им молитву " Отче наш " . Ее мы читаем много раз за день. В ней есть такие слова: " ...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим " . Но искренни ли мы пред Богом, когда произносим эти слова? Бывает, что мы обманываем Господа, не прощая своих должников, обидчиков и тем более врагов. И при этом просим: прости мне, Господи, как и я простил " , - сказал владыка. Он напомнил, что без прощения христианская жизнь невозможна: " Заповедь о прощении является фундаментом духовной жизни человека. Если положим плохой фундамент, то здание даст трещину и развалится. Чтобы начать строительство здания спасения, необходимо сразу с первого дня заложить правильный фундамент. Прощение грехов, обид друг друга - это фундамент духовной жизни. И поэтому мы сегодня собираемся, чтобы попросить друг у друга прощения " . Архипастырь также напомнил, что жить в этом мире нужно в любви и согласии, помогая ближнему: " В этом мире нас много, каждый пришел с какой-то особой задачей, но всем должно хватать места. Люди должны жить как братья, помогая друг другу, а не обижая и не унижая. И если в повседневной жизни мы часто хотим и просим, чтобы другие люди исправлялись вокруг нас, то Великий пост - это время, когда нужно обратиться к самим себе. Напомню молитву преподобного Ефрема Сирина: " Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь " . Вся молитва построена на том, что человек должен заняться исправлением самого себя. В этот день мы начинаем путь к Светлой Пасхе, и нам нужно очистить свое сердце, укрепить свою волю, борясь с грехами и страстями, которых очень много " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Параллельно с внеевхаристическим чином венчания, однако, вплоть до XV века сохраняются чины венчания, инкорпорированные в литургию . Связь между венчанием и литургией сохраняется и в современном чине венчания. Многие его элементы свидетельствуют о том, что изначально он был частью евхаристического богослужения. Чин венчания начинается литургическим возгласом «Благословенно Царство». Из литургии заимствована великая ектения. Структура чина венчания напоминает структуру Евхаристии. Подобно литургии, венчание включает в себя чтение Апостола и Евангелия. Как и на литургии перед причащением, на венчании перед общей чашей вина поется (или читается) молитва «Отче наш». Обручение Современное чинопоследование Таинства Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В этом смысле Таинство Брака напоминает Таинство Крещения, также состоящее из двух самостоятельных чинопоследований (оглашения и собственно Крещения), и Евхаристию, включающую две части (литургию оглашенных и литургию верных). На практике обручение и венчание совершаются в один день, однако могут быть и разведены по времени, поскольку у этих священнодействий разный смысл. Обручение совершается в притворе храма, а венчание в самом храме. В Византии и Древней Руси обручение было самостоятельным обрядом, совершавшимся за несколько месяцев или даже лет до венчания. Однако уже в XV веке обручение становится частью Таинства венчания. Славянское слово «обручение» является переводом греческого αραβων («залог») и семантически связано со словом «обруч» (кольцо). Главным действием обручения является обмен кольцами, символизирующий обет взаимной верности будущих супругов. В отличие от венчания, обручение начинается возгласом «Благословен Бог наш» (этим же возгласом начинаются богослужения вечерни, утрени, часов). Далее следует великая ектения, к которой добавляются прошения о сочетающихся браком, о том, чтобы им были дарованы дети, чтобы им была ниспослана «любовь совершенная, мирная и помощь Божия», чтобы они сохранили единомыслие и твердую веру, чтобы были благословлены в непорочной жизни, чтобы им был дарован «брак честен и ложе нескверно». Читаются две молитвы:

http://azbyka.ru/semya/tainstvo-braka-ve...

Параллельно с внеевхаристическим чином венчания, однако, вплоть до XV века сохраняются чины венчания, инкорпорированные в литургию. Связь между венчанием и литургией сохраняется и в современном чине венчания. Многие его элементы свидетельствуют о том, что изначально он был частью евхаристического богослужения. Чин венчания начинается литургическим возгласом «Благословенно Царство». Из литургии заимствована великая ектения. Структура чина венчания напоминает структуру Евхаристии. Подобно литургии, венчание включает в себя чтение Апостола и Евангелия. Как и на литургии перед причащением, на венчании перед общей чашей вина поется (или читается) молитва «Отче наш» Обручение Современное чинопоследование Таинства брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В этом смысле Таинство брака напоминает Таинство крещения, также состоящего из двух самостоятельных чинопоследований (оглашения и собственно крещения), и Евхаристию, включающую две части (литургию оглашенных и литургию верных). На практике обручение и венчание совершаются в один день, однако могут быть и разведены по времени, поскольку у этих священнодействий разный смысл. Обручение совершается в притворе храма, а венчание в самом храме. В Византии и Древней Руси обручение было самостоятельным обрядом, совершавшимся за несколько месяцев или даже лет до венчания. Однако уже в XV веке обручение становится частью Таинства венчания. Славянское слово «обручение» является переводом греческого («залог») и семантически связано со словом «обруч» (кольцо). Главным действием обручения является обмен кольцами, символизирующий обет взаимной верности будущих супругов. В отличие от венчания обручение начинается возгласом «Благословен Бог наш» (этим же возгласом начинаются богослужения вечерни, утрени, часов). Далее следует великая ектения, к которой добавляются прошения о сочетающихся браком – о том, чтобы им были дарованы дети, чтобы им была ниспослана «любовь совершенная, мирная и помощь Божия», чтобы они сохранили единомыслие и твердую веру, чтобы были благословлены в непорочной жизни, чтобы им был дарован «брак честен и ложе нескверно». Читаются две молитвы:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   8) Надобно исследовать, как выше сказано, времена, предсказанные и предопределённые для рождения Иисуса Христа, для Его страданий и для запустения, то есть, для разрушения Иерусалима. Даниил говорит: град и святое рассыплется со старейшиной грядущим и во святилище мерзость запустения будет (Дан. 9; 26—27). Поищем, в какое время должен был явиться Господь наш Иисус Христос. Мы найдём это у того же Даниила. Исчислив указанные им времена, мы докажем, что Иисус Христос не только пришёл в назначенное время, но пришествие Его подтверждается знамениями, Его сопровождавшими и чудесами, Им произведёнными. Мы основываем доводы свои на происшествиях, долженствовавших сопутствовать Его пришествию, как то Пророк объявляет, дабы мы могли веровать вместе и самому предсказанию и исполнению предсказания. Таково именно качество Даниилова пророчества об Иисусе Христе. Он в точности определяет время, в которое Христос избавит все народы, присовокупляя притом, что после страстей Господних богоубийственный город будет разрушен. Послушаем, как он это описывает.     В первое лето Дария, сына Ассуирава, от племене Мидска, иже царствова в царстве Халдейстем, в лето первое царства его азь Даниил разумех в книгах число лет.— И еще глаголющу ми в молитве, и се муж Гаврииль, его же видех в видении моем в начале, парящ: и прикоснеся мне аки в час жертвы вечерния, и вразуми мя, и глагола ко мне, и рече: Данииле, ныне изыдох устроити тебе разум. В начале молитвы твоея изыде слово, и аз приидох возвестити тебе, яко муж желаний еси ты, размысли о словеси, и разумей в явлении. Седмьдесят седмин сократишася о людех твоих и о граде твоем святем, яко да обветшает согрешение, и скончается грех, и запечатаются греси, и загладятся неправды, и очистятся беззакония, и приведется правда вечная, и запечатается видение и Пророк, и помажется Святый святых. И увеси и уразумееши, от исхода словесе еже отвещати и еже соградити Иерусалим, даже до Христа старейшины седмин седм и седмин шестдесят две; и возвратится и соградится стогна и забрала, и истощатся лета; и по седминах шестидесяти двух потребится помазание (Мессия), и суд не будет в Нем: град же и святое разсыплется со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе и до конца рати сокращенныя чином (от) погибели. И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отымется жертва и возлияние и во святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение (Дан. 9; 1, 2, 21—27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3995...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя воспоминания Адамова изгнания. Прощеное воскресение Есть известное изречение, что первородный грех — единственный из христианских догматов, доступный непосредственному наблюдению. 16.03.2024 Прощеное воскресенье 2024 Подборка материалов журнала «Фома» к Прощёному воскресенью: смысл и традиции, как, у кого и зачем просить прощения. Как научиться прощать? 29.02.2020 День прощеного воскресенья: научиться прощать Протоиерей Максим Первозванский о Чине прощения, прощении непрощаемого и умении прощать по-настоящему. 13.03.2021 Прощеное воскресенье и чин прощения Вообще в Прощеное воскресенье принято просить прощения у ближних и вне стен храма. Люди звонят друг другу, шлют письма или просят прощения при личной встрече. 26.02.2023 Как и кого прощали святые: 5 примеров из жизни обычных людей Христос, оставленный всеми, страдая на Кресте, сказал своему Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Образ этого прощения каждый христианин носит на своей груди: кто на серебряной цепочке, кто на обычной веревке. Святые, подражая Христу, прощали измены, предательства, насмешки, презрение. Но не всегда делали это легко. Иной раз святой прощал, но не находил в себе силы забыть о пережитых мучениях и несправедливости. 05.03.2022 16.03.2024 Мы стали обществом людей, не думающих о душе, но помешанных на психологии, — священник Стивен Фриман Когда вы в последний раз слышали, чтобы кто-то всерьез тревожился о состоянии своей души? А когда терпеливо выслушивали жалобы друга о его проблемах? Чувствуете разницу? 14.03.2024 Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому? Проблема в том, что люди очень часто просят прощения или прощают формально: «Ой, прости, пожалуйста» — «Да ну, что ты, я на тебя не обижаюсь». А реального отпускания проблемы нет. Поверьте, что формальные «прости — прощаю» не работают. 02.02.2024 Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения.

http://foma.ru/tag/proshhenoe-voskresene

Поставил точку: «Теперь держитесь вместе» Иеромонах Кукша (Новоселов). Фото: Екатеринбургская епархия Иеромонах Кукша (Новоселов), келейник иеросхимонаха Авеля: – На Литургии и отпевании в день погребения батюшки я понял, что все молящиеся в храме стояли единым сердцем. Одно большое сердце билось в храме: более чем 200 человек. У меня самого слезы накатывали, да и у каждого, наверное. Не сразу, но ко мне пришло осознание, что это за слезы, – не горя, но особой пасхальной радости: и ушел от нас батюшка, и – рядом. Меня поразило то количество чад, которых он взрастил. Они подходили на исповедь в первые дни после отшествия батюшки. И я заметил одно большое чудо: через одного исповедники говорили, как батюшка нес их немощи, от которых они не могли избавиться, какие-то тяжелые мысли, у кого что. И вот он пошел к Богу – и забрал их у многих. Страсти какие-то, помыслы, которые годами бьют: вдруг человек понимает, что у него больше нет этого, все пропало… Батюшка чутко чувствовал абсолютно каждого человека. Мог четко сказать, у кого какая душа: кто посуровей, кто помягче. Чувствовал, как с каждой душой себя вести, словно горшечник с глиной. Как кого облеплять, крутить, где посильнее нажать, где осторожнее. Кого обжечь послабее, кого посильнее. Чтобы горшок прочный получился. После смерти батюшки я осознал, насколько он любил каждого человека: так, что не мог никого обидеть – и на сердце никогда не лежало. Даже если он должен был дать строгий ответ, к чему-нибудь суровому подготовить, он человека очень медленно к этому подводил и потом аккуратно все выкладывал, чтобы тот мягко принял. Даже ко Господу он не отошел резко. Кончиной своей никого не обидел. Сначала больничкой нас приготовил: вот я, лежу, приезжайте, прощайтесь. И мы, братия, сразу приехали – пособоровали батюшку, потом два дня подряд его причащали особым чином, как благословил владыка Евгений. Обычно батюшка, если куда-то уезжал, постучит и скажет: «Отец Кукша, я туда-то пошел, поехал». Всегда предупреждал. Но вся последняя неделя у него была очень скрытная. Так, в субботу он собирался ехать с утра к врачу. И мы, братия, думали, что он к нему отправился. Только на службе, когда уже вечерня заканчивалась, а его все не было в храме, подумали: тут что-то не то. Я побежал в келью – а он без сознания лежит. Как он только выдержал целый день без медицинских аппаратов, без поддержки?!

http://pravoslavie.ru/113211.html

870) а на ночных часах – пс. 120 (Син. 864; Афин. 7; обычная пол-ца); пс. 133 положен на обычной полунощнице. Вот и все точки соприкосновения вечерни с чином 12-ти псалмов или с правилом египетского псалмопения. Гораздо ближе подходит к этому правилу обычное повечерие. Связь между ними видна, главным образом, из того, что повечерие усвояет себе, как мы видели, целые последования с характером почасий, и даже полные последования 12-ти псалмов (Ватикан. 1877; Соф. 1052 ). Но и, помимо этого, даже в первой, основной части повечерия есть черты общие с правилом псалмопения. Так, из псалмов, составляющих шестопсалмие повечерия, пс. 6 можно встретить и в дневных почасиях (Афин. 7; Син. 868), и в ночных часах (там же), пс. 30 находится в «канонах» дневных псалмов, по Афин. 7; кроме того, пс. 24 читается обычно на 3-м часе, а 90-й – на 6-м. Только пс. 4 и 12 вовсе не встречают себе соответствия в других службах. Тропари: «Просвети очи мои» и «Заступник души моя», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас» в Ватопед. 350 отнесены ко второй части повечерия, псалмы и молитва которой, в свою очередь, совпадают с «почасием повечерия» в Син. 868. Тропарь «Слезы ми даждь, Боже» в Син. 865 положен на повседневной полунощнице; «Яко не имамы» – богородичен 6-го часа. Что касается утрени, то первая её часть через посредство троичных и седальных входит в довольно близкую связь с канонами келейного псалмопения. Здесь мы находим поразительное совпадение, свидетельствующее о прямом и непосредственном взаимодействии. В одних только ночных последованиях, без дневных часов и почасий, оказывается до 24 тропарей и богородичных совпадающих с седальными, и сверх того – три тропаря троичных. На утрене троичны и седальны являются как бы придаточной прикладной частью. В виду этого можно предполагать, что они заимствованы сюда из ночных часов или вообще из правила псалмопения, в которое они входят в качестве, неотъемлемой составной части. На такое заимствование указывает и самое название. Они называются «седальными» и положены на кафизмах и после 3-й песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

«Моя задача — максимально адаптировать инвалидов к самостоятельной жизни, в меру сил развить те таланты, которыми Он их наделил. Но все же главная мотивация жизни на подворье — это воцерковление, духовное совершенствование во Христе, иными словами — спасение, — объясняет отец Мелитон. — Если человеку не интересно заниматься своей душой, читать духовную литературу, ходить на службу, приходится объяснять, что здесь не санаторий для инвалидов. Это семья священника, где люди с инвалидностью учатся самостоятельной жизни. Но она сопряжена с Церковью и храмом, где основная работа зачастую — это участие в богослужениях». Если ребенок не приучен родителями к правилам и условиям такой жизни и если у него нет настроя быть тут полезным, то, наверное, нет смысла ему здесь и оставаться. То же самое и в отношении взрослых. Однажды на подворье приехал незрячий мужчина 50 лет. Отец Мелитон надеялся, что тот станет старшим товарищем Денису. Но когда новоприбывший заявил, что на утренние службы ходить не может (давление) и что здесь надо все время работать, выполнять какие-то обязанности, а у него спина болит, стало ясно, что человеку тут явно не по душе. Между тем духовной жизни в течение дня отводится полтора-два часа, есть время и для посильного труда и для отдыха, а совместная молитва — часть жизни обитателей подворья, для которых богослужение и причастие два-три раза в неделю естественно и необременительно. «В этом случае исповедь доходит уже до более тонких движений души, — продолжает священник, — когда остро проявляется характерная духовно-психологическая проблема многих людей с инвалидностью: самосожаление и самооправдание. Стараешься учить их быть не судьями своим близким, а адвокатами, к чему нас постоянно призывает Евангелие. Это очень сложный и долгий процесс, но хорошо, что он для них уже начался». «Включи добрый помысел» В системе реабилитации отца Мелитона есть одна особенность, которая наряду с ежедневным вечерним чином прощения помогает предупреждать и улаживать конфликты. Это условие неизбежного взаимодействия всех друг с другом. Когда один, например, собирает морковь, то другой ее моет (так как плохо ходит), третий — режет и т. д. «Некоторое время назад у нас жили двое незрячих ребят, — вспоминает отец Мелитон, — они у нас сажали картошку. Мы натягивали вдоль грядки шпагат, давали каждому палку, и они шли вдоль грядки, делали палкой ямку и закапывали туда картошку. Она вырастала, и другие инвалиды — глухонемые — пропалывали ее и собирали». Точно так же и нынешние его подопечные, в меру своих сил, включены в общий процесс. Таким образом, они постоянно общаются друг с другом и учатся преодолевать свои обиды, ревность или неприязнь.

http://e-vestnik.ru/reports/blagodat_na_...

Третий пункт объясняет, что «на Востоке, и в России, кажение около св. трапезы, и олтаря, и жертвенника» совершается «потрижды, крестообразно» и «то кажение ни Максим Грек , ни восточнии патриарси Иеремия Цареградский и Феофане Иерусалимский, видя, не зазреша». Почему выражение «кажение по трижды крестообразно» составитель «Собрания» считает доказательством ветковского способа каждения, совсем не понятно, как не понятно и то, почему он не видел указания на диаконовский способ каждения в выражении Устава: «творит крест кадилом». В четвертом пункте» поясняется, что если в 10-й главе Устава о каждении говорится «кратко», то «в других книгах», да и в Уставе «написано пространнее». Например, во «всех Октаях на великой вечерне и на всенощном бдении... пишет: пред св. трапезою знаменует кадилом трижды крестообразно. Також во Уставе, во 2-й главе: и став пред св. трапезою, знаменует кадилом крест трижды. Такоже в том же Уставе, в марте месяце: кадит игумен по чину всю братию, и, став пред великими враты церковными, кадит крестообразно трижды, и паки в том же Уставе, в указе великие субботы: и паки також игумен назнаменует великие враты церкве, затворенные суще, кадилом крестообразно трижды». Все эти выражения составитель «Собрания» считает доказательством правильности ветковского способа каждения, но, очевидно, совершенно несправедливо. В пятом пункте автор обращается опять к 10-й главе Устава, в которой говорится, что «по кажении св. трапезы, и алтаря, и жертвенника, и прочих мест, обращся, приходить к игумену, и кадит его трижды, воздвизая пред ним кадило праве и преки, якоже знаменует крест; аще ли несть игумена, место его кадит; и тако от него кадит весь правый лик братии по дважды, воздвизая пред киимждо кадило праве и преки, якоже знаменует крест». По мнению составителя «Собрания», эта ссылка диаконовцев неправильна, потому что «игумена кадят таковым обычаем и чином, якоже достоит кадити царя или святителя», но «кажение царя и святителя» бывает «потрикраты потрижды». В пунктах с шестого по одинадцатый включительно составитель снова затрогивает десятую главу Устава, разбирая ее с разных сторон и опровергая диаконовцев, но также несправедливо и неосновательно, как и в первых пяти пунктах 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010