Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пророчество Исаии и призыв к покаянию патриарха Тихона 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , Великий Пост Слово в первый день Великого поста Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня …Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии — те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих…» (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение — такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — Святейшего Патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью».

http://moral.ru/prizyv-pokaianie/

Отделение VI. Слова и речи на разные случаи 1. Слово при посещении города Обояни и служении в Смоленской церкви, в субботу Фоминой недели Принеси перст твой семо. Иоан. 20:27 . Истекающая неделя называется Фоминою, в память уверения апостола Фомы. Он усомнился, что Христос воскрес, и что прочие апостолы видели Его в первый день по воскресении. Чрез восемь дней снова явившись апостолам, Христос сказал Фоме, который был тут же: принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен. Это событие, между прочим, и нас обнадеживает, что и мы, если в области веры в чем недоумеваем, можем искать уверения, и что если искренно ищем истины, Господь подаст нам вразумление. Сам Господь нам дал право узнавать то, что можно узнать о Нем. Испытайте писания; та суть свидетельствующая о Мне ( Иоан. 5:39 ). Апостолы, чтобы возрастать нам в познании Господа нашего Иисуса Христа ( 2Петр. 3:18 ), советуют нам чаще себя искушать, аще есмы в вере ( 2Кор. 13:5 ); искушать, что есть благоугодно Богови ( Еф. 5:10 ); искушать и духи, аще от Бога суть ( 1Иоан. 4:1 ). Случай, бывший с апостолом Фомою, удостоверяет нас, что грешно коснеть в заблуждении и неверии, а не грешно искать пути к разрешению сомнений. Хотя требование сего апостола было дерзновенно, ибо блажени не видевшии и веровавше , а он не только хотел видеть, но и осязать: однако Господь снисходит к общему нашему слабоверию в лице апостола Фомы. В одном песнопении церковном читается: «неверною верою облагодетельствовавший нас Фома близнец, решит мрак неведения всех концев верным неверствием» 167 . Его неверие было доброе, потому что не продолжительно, не упорно, а испытательно. Оно и «верных сердца в незнание привело» 168 , и неверующих вразумляет, яко Христос воистину воскресе . Оно и всех, в чем-либо относительно веры сомневающихся, научает, что решения сомнений надлежит искать чрез приближение ко Христу, внутрь церкви православной, идеже верные ученицы Его собрани . Иное дело спорить о вере; иное узнавать то, что в ее подробностях и раскрытии может показаться сомнительным. Первое запрещено: «Никогда не состязайся о вере», – предостерегал один старец своего ученика. «Держись царского пути, – говорю, веры трехсот осмнадесяти святых отцов: она заключает в себе все с точностью для совершенного разумения. Не рассуждай о том, что выше твоей меры» 169 . Но такому человеку, который уже впал в заблуждение, или воспитан в нем, не простительно и пагубно закосневать в нем. Да стремится он к свету истины путем изыскания. Тот же ученик спросил своего старца: «У меня есть друг, и оказалось, что он еретик. Увещевать ли мне его, чтоб он правильно мудрствовал?» Старец ответствовал: «Увещай его познать веру православную; но не состязайся с ним. Если он пожелает получить себе пользу и услышать истины веры Божией, то приведи его к тем святым отцам, которые могут оказать ему пользу во Христе» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Повествование Иоанново о путешествии жён мироносиц и учеников к гробу Воскресшего значительно отличается от повествований о сем первых трёх евангелистов. Отличие это происходит оттого, что Иоанн опускает почти все описанное первыми евангелистами и восполняет их сказания тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам, тогда как те описывают происходившее с прочими жёнами мироносицами, кроме Марии, хотя при исчислении мироносиц они упоминают и о Магдалине. Из снесения повествований о сем всех четырёх евангелистов слагается полная история событий этого единственного в истории утра, утра светлого Христова воскресения, и все кажущиеся разности сказаний совершенно исчезают. – В первый день недели: по-нашему в воскресенье; см. прим. к Мф. 28 и парал. у Мк. и Лк. – Мария Магдалина приходит ко гробу: по сказаниям первых трёх евангелистов она была не одна, а был целый сонм мироносиц. Это видно и из сказания Иоаннова, что она была не одна; возвратившись к апостолам Петру и Иоанну, она говорит им: не знаем, где положили Его. Это могла она сказать только от лица своего и других мироносиц, следовательно, она была не одна. Подобный способ повествования находим у ев. Луки: он повествует о путешествии к гробу Христову одного Ап. Петра ( Лк. 24:12 ), а затем передаёт слова еммаусских путников: и пошли некоторые из наших ко гробу и пр. ( Лк. 24:24 ; ср. ст. 22). Но вместе с сим надобно предположить (вместе с Злат., и др.), что Мария, пошедши на гроб вместе с другими жёнами, упредила их на пути, как всегда деятельная и скорая по преимуществу пред другими, и пришла или подошла ко гробу настолько, чтобы видеть отваленный камень, ранее прочих жён. Этим объясняется и указание Иоанном времени её прибытия к гробу: рано, когда было ещё темно, тогда как прочие жены подошли уже когда рассветало (ср. прим. к Мк. 16:2 и парал.). – Увидев, что камень отвален от гроба (Ангела на камне, явившегося потом прочим жёнам, она не видела), она подумала, что тело Господа унесено (ст. 2), и немедленно бежит с поспешностью известить о сем учеников Господа Петра и Иоанна. На этом обратном пути она, конечно, встретилась с прочими жёнами (которых между тем занимала мысль, кто отвалит им большой камень от двери гроба, Мк. 16:3 ) и сообщила им своё опасение (потому и говорит потом апостолам – не знаем). – Пришедши к Петру и Иоанну (ср. 13:23; 19 и прим.), она высказывает им свою догадку. Между тем прочие жены мироносицы подходят к гробу, видят Ангелов, слышат благовестие о воскресении Господа и поспешно удаляются от гроба к апостолам, о чём подробно повествуют первые евангелисты ( Мф. 28:5–8 ; Мк. 15:4–8 ; Лк. 24:3–8 и прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

поиск:   разделы   рассылка Анна Гальперина Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18-25 октября Источник:  Православие.Ru Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18-25 октября. – Духовность и демография. – Прогнозы для России. – Спасти мальчиков. – Времена без нравов. – Четыре религии в школах. – Партнеры или антагонисты. – Духовное мародерство. – Русский язык в украинской трактовке. – Сорос на Соловках Основной темой прошлой недели стал прошедший в Москве 18-19 октября церковно-общественный форум " Духовность и демография " . Форум проходил под патронажем Русской Православной Церкви и при содействии полпреда президента в Центральном федеральном округе и Общероссийской общественной организации " Деловая Россия " . " Как сообщили " Росбалту " в пресс-службе " Деловой России " , основная цель форума – выразить серьезную озабоченность глубоким демографическим кризисом в России и организовать широкую общественную дискуссию по проблемам преодоления демографического кризиса " . В первый же день работы форума с обращением к собравшимся выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. " Он призвал " объединить усилия Церкви, государства и общества " для вывода России из демографического кризиса. " Это та область, где можно и нужно объединить наши усилия. Сегодня мы уже стоим перед выбором, быть или не быть нашему Отечеству в будущем " , – цитирует слова Святейшего Патриарха сайт " Мир религий " . Патриарх Алексий II отметил, что " вот уже более десяти лет население России неуклонно уменьшается " . " Одна из причин – духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей, утрата благоговения перед священным Божием даром жизни. Растет число супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту отказываются от рождения ребенка " , – подчеркнул он. Он добавил, что по количеству абортов Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. " Огромная ответственность в формировании идеала крепкой и благополучной семьи ложится на СМИ " , – подчеркнул Алексий II.

http://religare.ru/2_11313.html

Происхождение христианского празднования воскресного дня (XX, 7–11) Д. Смирнова В век апостольский христиане из иудеев и христиане из язычников различались между собой тем, что первые строго соблюдали обрядовый закон Моисеев – и субботу в частности, – тогда как для вторых этот закон и, следовательно, суббота на соборе апостольском были объявлены необязательными. Среди каких из этих христиан началось празднование воскресного дня? – Немецкий ученый Баур развил гипотезу борьбы между партиями петринистов и павлинистов – иудео-христиан и языко-христиан, во всем противоположных между собой, не только в обрядах, но и в догматах. Крайности теории его были осуждены, и оставлены, но все-таки в немецкой литературе существует и доселе слишком резкое различие, языко-христиан от иудео-христиан, и вследствие этого поставленный нами вопрос немецкие историки обыкновенно решают в том смысле, что воскресенье появилось лишь в церквах языко-христианских, основанных апостолом Павлом, и что оно не могло существовать среди иудео-христиан, которые строго соблюдали ветхозаветную субботу. Зато в русской литературе большей частью почти не обращают внимания на различие в обрядах между языко-христианами и иудео-христианами и высказывают мнение, что с самого дня воскресения Христова празднование субботы было перенесено на первый день недели, – вероятно, непосредственно Сами» Иисусом Христом, и с тех пор празднование воскресенья во вполне развитом и законченном виде существовало как у христиан иудейского происхождения, так и языческого. Такого же мнения держатся реформатские историки; последние, впрочем, – потому, что иначе. при их отрицании предания и авторитета видимой Церкви, воскресенье потеряло бы свою обязательность, которую они желают отстоять. Собственно говоря, вполне неоспоримых доказательств нет в пользу как того, так и другого мнения. Мы совершенно не имеем каких-либо вполне ясных и точных исторических свидетельств о том, когда, кем и как празднование перенесено было с субботы на воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

прот. Александр Прокопчук Двадцатая Глава Хотя рассказы о встрече воскресшего Иисуса Христа с апостолами заметно различаются между собой у евангелистов–синоптиков, все они описывают лишь одно явление, в то время как у Иоанна число встреч увеличивается до трёх 230 (21:14). В начале книги Деяний говорится, что Иисус являлся ученикам в продолжение сорока дней ( Деян 1:3 ), а в Первом Послании к Коринфянам упоминаются явления «Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно... потом всем апостолам» ( 1Кор 15:4 – 6 ). Следовательно, наряду с последним евангелистом, ап. Павел и дееписатель Лука 231 указывают на более чем одну встречу. Если у Матфея ученики находят Иисуса Христа в Галилее, то у Марка они посылаются в Галилею, но встреча происходит в Иерусалиме, а у Луки апостолы не должны покидать Иерусалим до Пятидесятницы. Наконец, Иоанн приводит два явления в Иерусалиме и одно в Галилее. При этом лишь первое из них имеет параллели с синоптиками. «Необходимость» второго явления связана с уверением Фомы, третьего – с поручением Петру. Кроме того, у Иоанна (как и у Луки) воскресшего Иисуса не могут узнать: Мария не узнаёт Его у гроба, а ученики – при ловле на озере Тивериадском. Поэтому центральными темами последних глав четвёртого Евангели вера и узнавание. Воскресение Иисуса Христа Как и другие евангелисты, Иоанн сообщает, что первыми ко гробу пришли женщины. Однако по имени Он называет только Марию Магдалину, хотя множественное число в оповещении апостолам («Взяли Господа из гробницы, и не знаем, где положили Его» – Ин 20:2 ) предполагает, что она была не одна. Евангелист не уточняет, что именно привело Марию ко гробу, ведь помазание тела Иисуса Христа благовониями, согласно четвёртому Евангелию, уже состоялось при погребении. Иудейский обычай требовал навещать могилы и оплакивать умершего в первые три дня после похорон (ср. 11:17). «В первый же день недели Мария Магдалина приходит утром еще в темноте к гробнице и видит, что камень взят с гробницы» (20:1). Увидев, что камень отвален от пещеры, Мария бежит к апостолам, чтобы рассказать им о происшедшем. У неё не рождается других предположений, кроме того, что тело похищено. При этом евангелист не сообщает, заходила ли Мария в гробницу (см. ст. 6, 8) или хотя бы заглянула ли она в неё (см. 11–й ст.). Скорее всего, в темноте там всё равно нельзя было ещё ничего разобрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление I. Памяти Чехова Человеку семнадцать лет. Он кончает гимназию. Отец только что назначен в Москву управлять огромным заводом. И вот первые рождественские каникулы… Человек дик, застенчив, самолюбив. Он провинциал, но куда едет, где будет жить две блаженные, свободные недели? В самой Москве! И Москва не обманула. Сколько нового, необыкновенного! Из уютного дома на заводе Гужона каждый день возит извозчик Сергей, в санках, по декабрьскому снегу, мимо Андрониева монастыря, Николо-Ямскую — на Кузнецкий, Петровку, Театральную площадь. Старый портной Кан, на Рождественке, примеряет первый «штатский» костюм, ползает на коленях, черкает мелом брюки, пыхтит, косым, солидным взглядом осматривает художество свое. На Кузнецком стрижет парикмахер Теодор. У Зимина в кассе можно купить билет на начинающего Шаляпина, у Трамблэ сесть за столик и выпить чашку шоколада в накуренной, небольшой комнате. По зимним тротуарам на Петровке идут дамы — с картонками, покупками. Зажигаются фонари, летят снежинки. Елки у Большого театра, толпа — все кажется нарядным и волшебным: это не что-нибудь, это столица. Необычные люди, неизвестные красавицы, сияющие театры, балет, Дворянское собрание, рестораны, куда можно будет заглянуть, лишь когда старый Кан пришьет последнюю пуговицу. Но какое счастье — на том же сергее катить через два дня Солянкою домой — уже в мерлушковой шапке, пальто, в черном костюме — взрослым, свободным! Дома — особняк на заводе. Камин потрескивает и пылает у отца в кабинет, в столовой матовая люстра – электрическая. Сквозь зеркальные стекла видны оснеженные деревца сада. За забором паровозик-кукушка тащит три вагона с болванкой: дом вздрагивает, когда он проходит у самой стены. Новый мир продолжается. У того же камина, впервые в руках новая книжка: Антон Чехов, «Хмурые люди». Оторваться нельзя. Все особенное. Люди, манера, язык. И сам автор особенный, ни на кого непохожий. Тургенев, Толстой — уже известны. И хотя Толстой жив, но он и легенда: «классик», Синай, облака над горой. Чехов же — «молодой» автор, вот тут, чуть не рядом, в этой самой волшебной Москве живущий. Первая встреча с ним: юность и жажда, счастье и неутолимое стремление.

http://azbyka.ru/fiction/moskva-zajcev/

Разделы портала «Азбука веры» В книге своих воспоминаний «В родном углу» писатель и историк Сергей Николаевич Дурылин, описывая глубокое благочестие своего отца, потомственного купца, приводит пример одного обычая, которому тот неукоснительно следовал всю жизнь: «Каждый понедельник – день, посвященный ангелам, отец неопустительно ходил к обедне в Архангельский собор, особенно почитая Архангела Михаила… Это неопустительное хождение в Архангельский собор по понедельникам, нарушавшее обычное течение его «трудов и дней», отец исполнял по обету, данному еще в молодых годах, и исполнял до старости. Никто не знал, когда и при каких условиях дан был отцом этот обет, но он никогда – разве болезнь приковывала его к постели – не нарушал исполнения этого обета и, сколько помню, никого никогда не брал с собою в эти понедельники в Архангельский собор» 1 . Откуда идет эта традиция, как видим, глубоко укоренившаяся на Руси, посвящать дни недели памяти определенных святых или событий Священной Истории? Истоки ее следует искать в Византии и связаны они с историей Октоиха – одной из наиболее употребительных книг в греческом богослужении. Современная наука употребляет термин «Октоих» в основном в двух смыслах: первый – это система пения на восемь гласов, принятая в церковном богослужении; второй – книга, используемая в современном православном богослужении 2 . Если традиция церковного пения на гласы уходит корнями в глубокую древность и наиболее ранние сборники литургической поэзии восьми гласов датируются VI–VII веками (Октоихи Севира Антиохийского, Иоанна Дамаскина ), то об Октоихе как богослужебной книге в современном ее значении можно говорить лишь начиная с IX века. IX век – это переломное для истории византийской гимнографии время, когда получила окончательное оформление вся система церковного пения, заимствованная из Палестины, были заложены основы современного богослужебного устава и в результате деятельности крупнейших константинопольских песнописцев того времени: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, Иосифа Песнописца, Феофана Начертанного и других, – появился комплекс основных книг Восточно-Православной Церкви: Триоди, Октоиха, Служебных Миней и тем самым завершена работа по созданию годового круга церковных песнопений.

http://azbyka.ru/k-istorii-formirovaniya...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Женщина– 1) человек, личность; лицо, обладающее всей совокупностью общечеловеческих сущностных свойств (свойств, присущих каждому человеку именно как человеку – как обладателю человеческого естества), но отличающееся от лиц мужского пола наличием комплекса исключительно женских и отсутствием комплекса исключительно мужских половых (в широком смысле) особенностей; 2) повзрослевшая девочка (девушка); 3) лицо женского пола, состоящее или состоявшее в браке. Что Библия говорит о сотворении женщины? В книге Бытия о создании женщины говорится следующее: «Сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). Потом приводится более подробное описание: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» ( Быт.2:18-23 ). Этот текст библейские толкователи относят к одному из самых трудных для объяснений мест Священного Писания . Он, по слову свт. Иоанна Златоуста , «превосходит всякий разум человеческий» , так что понять его можно «не иначе… как только рассмотрев… очами веры». Женщина была создана позже мужчины – она низшее существо? Мнение о том, что женщина – низшее в сравнении с мужчиной существо, не является церковным. Женщина такой же человек, как и мужчина: не в большей и не в меньшей степени человек. Согласно первому правилу Гангрского Собора, того, кто осуждает женщину как существо, которое не может войти в Царство Небесное , следует предать анафеме . И среди мужчин, и среди женщин есть причисленные к лику святых. При участии женщины произошло Боговоплощение – рождение Спасителя (от Богородицы ). Будь женщина существом низшего порядка, такого бы не случилось. Богородица почитается как достигшая высшей святости и близости к Богу, несопоставимой со святостью не только других людей, но и Ангелов : «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим» . Первым человеком, которому явился Христос после Своего Воскресения, тоже была женщина: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине» ( Мк.16:9 ). В «Домострое» написано, что можно бить женщин. Почему?

http://azbyka.ru/zhenshhina

Светские СМИ о Великом посте Как встретили начало Великого поста российские СМИ? Скептик мог бы заранее предположить, что основное внимание будет уделено кулинарной составляющей вопроса. И, тем не менее, в прессе появилось довольно много вполне адекватных материалов, многие из которых обнаруживают серьезную подготовку авторов. Цель нашего обзора не просто отследить периодику по интересующему нас вопросу, но и там, где это необходимо, внести некоторые замечания по существу. Предваряющая начало Поста заметка Татьяны Хорошиловой «Заступаем на пост!» появилась в «Российской газете» еще 3 марта. Пройдя традиционный экскурс в историю поста, правила и меню, журналист резюмирует: «Но, главное, конечно,— в эти дни очищаться надо не только физически, но и духовно. Посту не случайно предшествует Прощеное воскресенье, когда следует попросить прощения у близких и родных людей, которых мы могли обидеть. Вспоминать свои ошибки, грехи, дурные поступки и каяться в них следует в течение всей жизни, но пост — это время, специально для покаяния. Воспользуемся же им в полной мере». В первый день поста появился материал того же автора, само название которого говорит за себя: «В Великий пост очищаться надо не только физически, но и духовно: вспоминать свои ошибки, грехи, дурные поступки и каяться в них », Содержание этой заметки, впрочем, во многом дублирует предыдущий материал. Не обошла вниманием начало поста и «Комсомольская правда», для материалов которой характерен довольно сильный кулинарно-диетологический уклон. 3 марта в разделе «Приятного аппетита» появилась заметка Оксаны Касаткиной с лаконичным названием «Начинается Великий пост ». Автор резонно замечает, что «отказаться от той пищи, которую вы ели на протяжении всего времени» будет не так просто и предлагает «входить в пост постепенно, отказываясь не сразу от всей скоромной пищи, а вначале, например, от мяса, затем от масла, молока и так далее». К слову сказать, Церковь в том числе и для этого, предлагает верующим приуготовительные недели, предваряющие начало собственно Великого поста, так что автор явно несколько ошибся с временными рамками. «Очищая, - продолжает свою мысль автор, - во время поста свое тело, мы очищаем и свои помыслы, и свою душу», после чего вниманию читателей предлагаются несколько оригинальных рецептов постного стола.

http://pravoslavie.ru/4939.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010