Если этот день придется на субботу, то должны все мужи по домам и семействам взять агнца и вечером закласть его, что в церквах всего мира, образующих единую католическую Церковь, означает приуготовление хлеба и вина к таинству плоти и крови незапятнанного Агнца, взявшего на себя грех мира . После должных пасхальных обрядов, молитв и церемоний они должны принести все это Господу в надежде на грядущее искупление. Ибо это ночь, в которую сыновья Израиля кровью агнца были выведены из Египта, и также ночь, в которую Воскресением Христовым весь народ Божий избавлен был от вечной смерти. Потом, на рассвете Господнего дня, им следует отметить первый день пасхального праздника, поскольку в этот самый день Господь явил славу Своего Воскресения, когда ученики Его возрадовались Божественному откровению. Также это первый день опресноков, о чем ясно сказано в Левите:»В первый месяц, в четырнадцатый день месяца Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки. Первый день да будет у вас славнейшим и святым» . Теперь, когда ясен католический способ исчисления, становится ясно и то, как неправы те, кто без надобности предпочитают опережать пределы, установленные законом, или отставать от них. Ибо те, кто считают, что пасхальное воскресенье должно приходиться между четырнадцатым днем первого месяца и двадцатым днем луны, без необходимости опережают срок, отмеченный в законе; поскольку они начинают празднование святой ночи вечером тринадцатого дня и таким образом делают этот день началом их Пасхи, не согласуя это с законом. Когда они отказываются праздновать Господню Пасху в двадцать первый день месяца, то ясно, что они обделяют славой день, который закон не раз называет более славным, чем прочие. По такому превратному толкованию они порой весь праздник относят ко второй неделе, и в то же время он никогда не приходится на седьмой день третьей недели. Те же, кто считает, что Пасха должна отмечаться с шестнадцатого дня того же месяца до двадцать второго дня, не менее неправы, сворачивая с прямого пути истины в противоположном направлении и избегая кораблекрушения у Сциллы лишь затем, чтобы потонуть в водовороте Харибды .

http://sedmitza.ru/lib/text/440916/

С толкованиями Правило 1 В послании ко мне, вернейший и разумнейший сын мой, ты вопрошаешь, в который час должно прекращать пост Пасхи. По твоим словам, одни из братьев считают, что это должно делать при пении петухов, а другие – с наступлением вечера. Братья в Риме, как говорят, дожидаются пения петуха, а о находящихся здесь ты сказал, что они заканчивают пост раньше, но ты стремишься установить точную границу и вполне определенный час, что затруднительно и неправильно. То, что после времени воскресения Господа нашего надлежит начинать празднество и веселие, а до этого смирять души постом, всеми признается одинаково. Но в своем послании ко мне ты доказал весьма здраво и с пониманием божественных евангелистов, что никаких точных сведений о часе воскресения мы у них не обнаруживаем. В самом деле, евангелисты по-разному описали приходивших на гроб в различное время и сказали, что все они встретили Господа уже воскресшим. В вечер субботний 18 , как сказал Матфей ( Мф.28:1 ), рано, когда было еще темно, как пишет Иоанн 19 , очень рано, – Лука 20 , весьма рано, при восходе солнца, – Марк 21 . А когда Он воскрес, никто не показал ясно. Но то, что в вечер субботний, на рассвете первого дня недели, до восхода солнца в первый день недели пришедшие ко гробу обнаружили, что Его уже не было в нем, – это несомненно, и не будем полагать, что между евангелистами есть разногласия или что они противоречат друг другу. Но даже если покажется, что есть незначительное разногласие в исследуемом вопросе (коль скоро все единогласно признают, что в эту ночь воссиял свет мира, Господь наш, а о часе высказываются по-разному), мы все же постараемся благоразумно и верно согласовать сказанное. У Матфея сказано так: В вечер (ψ) субботний, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал ( Мф.28:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мк.16:7 .  Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Мк.16:8 .  И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. «Но идите, скажите ученикам Его и Петру». Петра отделяет от учеников или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то если бы жены сказали, что им велено возвестить только ученикам, – он сказал бы: я отрекся, следовательно, уже не ученик Его, а потому Господь отверг меня и возгнушался мною; поэтому Ангел и присовокупил: «и Петру», чтобы не смутился Петр той мыслью, что будто он не удостоен и слова как отрекшийся и потому уже недостойный быть в числе учеников. Посылает же их «в Галилею», отводя их от смятения и великого страха со стороны иудеев. Тогда объял жен «трепет и ужас», то есть они поражены были и видением Ангела, и страхом Воскресения, и потому «никому ничего не сказали, потому что боялись». Или боялись они иудеев, или одержимы были страхом от видения до того, что как бы потеряли разум. Потому и ничего никому не сказали, забыв все, что слышали. Мк.16:9 .  Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, «Воскреснув» – здесь остановись, потом читай: «рано в первый день недели, Иисус явился Марии Магдалине». Ибо не воскрес рано (кто видел, когда Он воскрес?), но явился рано, в день воскресный (так как этот день есть первый день субботы, то есть седмицы). из которой изгнал семь бесов. то есть многих (ибо Священное Писание принимает иногда число «семь» в смысле множества) или семь бесов, противоположных семи духам добродетели, как-то: дух бесстрашия (небогобоязливости), дух неразумия, дух неведения, дух лжи и прочие, противоположные дарованиям Святаго Духа. Мк.16:12 .  После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. Мк.16:13 .  И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Мк.16:14 .  Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери , и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Воздадим же и мы славу Триединому Богу, всё совершившему для нашего спасения, ибо Ему и подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков. Слово в субботу пред Богоявлением О почитании субботы, Крещении Господа на Иордане и о нашем Крещении Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Ин.3:3, 5 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами, вместе со Святой Православной Церковью, празднуем субботу, которая предшествует великому дню Богоявления Господня. На первый взгляд, праздник это довольно странный. Ведь мы уже отмечали предпразднство Богоявления, скоро будем отмечать и Крещенский сочельник (навечерие) – зачем же нам еще одно «предваряющее» торжество? И почему именно суббота, а не воскресенье? Может показаться, что это совершенно два разных вопроса – но на самом деле ответы на них тесно связаны между собой. И начинать лучше всего со второго из них. Все мы помним, как звучит четвертая из десяти заповедей, дарованных Господом пророку Моисею на горе Синай и с тех самых пор по сей день составляющих одну из основ Закона Божиего: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему, не делай в оный никакого дела ( Исх.20:8-10 ). Да, суббота в те времена была именно седьмым, последним, а не шестым днем недели; на седьмом месте она по-прежнему стоит во многих странах мира, а до революции была седьмым днем и в России (начинать неделю с понедельника впервые в мире начали в Советском Союзе). Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, как знаем мы из Евангелия, совершилось в первый день древней недели, «единый от суббот», то есть первый после субботы (или, как мы бы сейчас сказали, в ночь с седьмого на первый день – ведь отсчет дней в те времена начинался не с утра, как у нас, а с вечера предыдущего дня, и именно так до сих пор считает дни Православная Церковь). Поэтому впоследствии у христианских народов этот день, вместо прежнего «первый», получил название «день Господень» или «воскресенье». И, естественно, день этот приобрел особенное значение для христиан, именно в воскресенье стали совершаться еженедельные праздничные службы и собрания (хотя они могли проводиться и в другие дни, но воскресенье всегда выделялось особо), и вообще всячески подчеркивалась святость воскресного дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Вопрос в сущности сводится к следующему: что было прежде, явление ли Воскресшего женщинам (Мф. 28:9), или пришествие ко гробу Петра и Иоанна, как это представляется в евангелиях Иоанна и Луки? По некоторым основаниям нужно признать за вероятное последнее. В таком случае события следует поставить в таком порядке: в первый день недели рано приходят ко гробу Мария Магдалина и другие женщины и видят, что пещера, в которой положено было тело Господа, пуста; об этом Мария Магдалина возвещает Петру и Иоанну (и другим ученикам), которые спешат ко гробу и видят также, что он пуст; вероятно с ними возвратилась ко гробу и Мария Магдалина, которой при втором возвращении от гроба и явился Воскресший 23 . Остановим теперь свое внимание на путешествии ко гробу Марии Магдалины и особенно на прибытие туда Иоанна и Петра, как на весьма важных моментах евангельских повествований о воскресении Христа. В первый день недели Мария Магдалина и другие жен­щины с купленными ароматами пошли ко гробу Иисуса, чтобы помазать Его по обычаю иудейскому, чего они не ус­пели сделать при погребении Его в пятницу вечером, ко­торый считался у иудеев уже началом субботы – дня по­коя (а та была суббота пасхальная). Когда они пришли ко гробовой пещере, то они увидели, что камень от нее отвален и она пуста. Вот все, о чем они могли возвестить апостолам. Правда, сообщается, что при виде пустого гроба они вспомнили предсказание Христа, что «Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» ( Лук. 24:7,8 ); но при этом не сказано, что они поверили воскресению Христа. Напротив, придя к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, Мария Магда­лина могла только сказать: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Иоан. 20:2 ). По словам Марии Магдалины, немедленно пошли ко гробу Петр и другой ученик (Иоанн). «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел (в гробовую пещеру).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вопрос в сущности сводится к следующему: что было прежде, явление ли Воскресшего женщинам ( Мф. 28:9 ), или пришествие ко гробу Петра и Иоанна, как это представляется в евангелиях Иоанна и Луки? По некоторым основаниям нужно признать за вероятное последнее. В таком случае события следует поставить в таком порядке: в первый день недели рано приходят ко гробу Мария Магдалина и другие женщины и видят, что пещера, в которой положено было тело Господа, пуста; об этом Мария Магдалина возвещает Петру и Иоанну (и другим ученикам), которые спешат ко гробу и видят также, что он пуст; вероятно с ними возвратилась ко гробу и Мария Магдалина, которой при втором возвращении от гроба и явился Воскресший 167 . Остановим теперь свое внимание на путешествии ко гробу Марии Магдалины и особенно на прибытии туда Иоанна и Петра, как на весьма важных моментах евангельских повествований о воскресении Христа. В первый день недели Мария Магдалина и другие женщины с купленными ароматами пошли ко гробу Иисуса, чтобы помазать Его по обычаю иудейскому, чего они не успели сделать при погребении Его в пятницу вечером, который считался у иудеев уже началом субботы – дня покоя (а та была суббота пасхальная). Когда они пришли ко гробовой пещере, то они увидали, что камень от нее отвален и она пуста. Вот все, о чем они могли возвестить апостолам. Правда, сообщается, что при виде пустого гроба они вспомнили предсказание Христа, что «Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» ( Лк. 24:78 ); но при этом не сказано, что они поверили воскресению Христа. Напротив, придя к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, Мария Магдалина могла только сказать: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» ( Ин. 20:2 ). По словам Марии Магдалины немедленно пошли ко гробу Петр и другой ученик (Иоанн). Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел (в гробовую пещеру).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Псалом 23 На святой горе Сионе пребывает только непорочный: он и его род получают здесь благословение от Бога – Спасителя и Царя славы. Ср. Пс. 14 -й. Псалом Давиду, единыя от суббот. По сему надписанию кажется, что этот псалом написан в одну из суббот, но точный перевод греческого надписания τς μις σαββτου есть: первого дня субботы или «в первый день по субботе», т. е. в первый день недели, что указывает не на то время, когда псалом был написан, а скорее – когда он был в церковном употреблении, именно – в первый день недели, когда воспоминалось творение мира, чему отчасти соответствует и содержание псалма. Изложение псалма драматическое. 1–2. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть. Представляя Бога царем и победителем, Давид исповедует Его державную власть над всем миром. Господня земля и что наполняет ее, ибо Господь создал землю и все, что в ней и на ней, – как сокровища ее недр, так и растения и животных на ее поверхности; вселенная – пространство, населенное народами и отдельными племенами, кои все ее жители. Господь основал землю на морях – поставил ее среди морей и на реках утвердил ее – утвердил ее среди рек: то есть, земля орошается морями и реками, – как всякая обитаемая земля, так и собственно земля Ханаанская, расположенная между морей – Средиземного, Мертвого и Геннисаретского, и прорезанная реками – Иорданом, Киссоном и др. 3–4. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему. Как единому Владыке земли, все народы должны поклоняться единому Богу Иегове, Богу народа Израильская, – должны приходить на Сион в Его храм и здесь принимать от Него благословение. Но псалмопевец спрашивает: кто взойдет на гору Господню, именно на Сион, где обитает Господь, как Царь всей земли? или – кто станет на святом месте Его, т. е. кто может стать в скинии пред лицем Божиим или даже обитать на Сионе? (ст. 6; Пс.14:1 ). И отвечает: тот, у которого руки не повинны – кто не крал и не убивал; у которого и сердце чисто – кто не прелюбодействовал, не желал дома ближнего своего, ни жены его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего его; иже не прият всуе душу свою, т. е. не клялся напрасно, и не клятся лестью искреннему своему или не обманывал ближняя своего посредством ложной клятвы, в особенности – не произносил ложного свидетельства на ближнего своего на суде. Вообще, тот может быть на святом месте, кто свято соблюдает все заповеди святейшего закона, написанного Самим Господом на скрижалях (Ср. Исх.20:13–17 и Пс.14:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Сектанты на эти доводы приводят следующие слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: дотоле не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5, 17 – 18 ). Если следовать логике сектантов и соблюдать субботу, то мы на основании слов Спасителя должны совершать и обрезание, и вообще все законы Моисея. Дискутируя далее, сектанты напоминают, что Христос отменил закон Моисеев, но не Закон Божий. Но Спаситель говорит, что Он не нарушить пришел «Закон или пророков» ( Мф. 5, 17 ). К тому же в Ветхом Завете существовал только Закон Божий, данный Творцом через посредника Моисея. В большинстве мест Священного Писания закон о жертвах и т.п. не называется законом Моисея, а называется «Законом Господним», «Заповедью Божиею» ( Лк. 2, 22 ; Ездр. 9, 10 ; Неем. 10, 28 ). Господь не нарушил ветхозаветный закон, а исполнил, обновил и исправил: так, обрезание заменено крещением, празднование субботы – днем воскресным, ветхозаветные обряды сменились на новозаветные. Святой Иустин Философ усматривает следующее преобразовательное значение цифры восемь в Ветхом Завете: «Праведный Ной при потопе с прочими людьми, то есть с женой своей, тремя сыновьями своими и женами их, составляя число восемь человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый» 282 . Заповедь, повелевавшая обрезывать младенцев в восьмой день, также была прообразом истинного обрезания. В нем (Крещении) мы обрезаны от заблуждения греха Господом нашим Иисусом Христом, воскресшим из мертвых в первый день недели. «Ибо первый день недели, – замечает Иустин Философ , – будучи первым из всех дней, однако по исчислении всех дней по кругообороту называется восьмым, хотя и остается первым» 283 . Господь Иисус Христос, являясь исполнителем Закона, определенно указал на время его завершения, а значит, отмены и субботы. Он Сам говорил, что «суббота для человека, а не человек для субботы, посему Сын Человеческий есть Господин и субботы» ( Мр. 2, 27 – 28 ). Ветхий Завет исходил из того, что именно человек был для субботы, отсюда по ветхозаветному закону всякий, работающий в субботу, подлежал смерти ( Исх. 20, 10; 31, 14–15 ; Иер. 17, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Ст. 27: «Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!» Это место в святоотеческой экзегетике рассматривается как пророчество об установлении таинства Евхаристии. Есть и другое толкование, согласно которому речь здесь идет о насыщении духовно алчущих евангельской проповедью. «Известная же нам сия Божественная снедь, говорит блаженный Феодорит, – и духовное учение, и таинственная бессмертная Вечеря, о которой знают сподобившиеся тайноводства». 172 Ст. 28–29: «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред тобою все племена язычников, ибо Господне есть Царство, и Он – Владыка над народами». Говорится об обращении ко Христу языческих народов земли. Святитель Афанасий Великий , толкуя 28–29 стихи, говорит: «Хотя Он, как Бог, есть Царь всех, но говорится, что будет царствовать над теми, которые на земле, потому что их обратит от демонской прелести к вере в Него, к благодарности и правде. … Бог не иудеев только Бог, как они думают, но Творец всего человеческого естества. Это говорит и апостол: или иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою ( Рим.3:29–30 )». 173 Ст. 30: «Будут есть и поклонятся все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей». Это стих толкуется так же как и 27. Ст. 31–32: «Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь». Речь идет о духовном потомстве Давида, то есть о христианах. Святитель Филарет Московский говорит, что псалом двадцать первый «представляет в отношении ко Христу чистое пророчество или даже Евангелие. … Итак, дух этого псалма есть молитва Распятого и оставленного Своим страданиям Иисуса Христа». 174 Псалом 23 Надписание псалма в славянской Библии: «В конец, псалом Давиду, единыя от суббот». В Синодальной Библии надписание: «Псалом Давида. (В первый день недели)». Заключенные в скобки слова «в первый день недели» заимствованы из греческого текста, ввиду их важности. Святитель Филарет Московский замечает, что промыслительно этот псалом, согласно свидетельству греческого надписания, принадлежал единой от суббот (то есть, исполнялся на богослужении в день, следующий за субботой), что указывает на его мессианскую принадлежность. 175

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Глава 20 1–10. Мария Магдалина и два ученика, Петр и Иоанн, при гробе. – 11–18. Явление Христа Марии Магдалине. – 19–23. Явление Христа ученикам в вечер дня воскресения. – 24–29. Явление Христа апостолу Фоме в присутствии других учеников. – 30–31. Заключение к Евангелию. Ин.20:1 .  В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Евангелист Иоанн, как и синоптики, не изображает самого события воскресения, а говорит только о том, как узнали об этом событии ученики Христа: ему нужно было показать своим читателям, что воскресение Христа – факт, достаточно засвидетельствованный. Но, как и в других своих повествованиях, Иоанн не повторяет того, что уже сказано у синоптиков, а пополняет их сообщения новыми подробностями. «В первый день недели» – см. комментарии к Мф.28:1 и параллельные места. «Мария Магдалина», одна из преданнейших учениц Христа ( Ин.19:25 ), приходит ко гробу (конечно, с целью намастить тело Иисуса ароматами, Мк.16:1 ), когда еще было темно. Она пошла не одна, а с другими женами, как видно из слов ее ( «не знаем», – стих 2), но, по сообщению Иоанна, она опередила других жен и одна пришла ко гробу, где и увидела, что камень, закрывавший гробницу, был отвален. Ин.20:2 .  Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Мария, подумав, что камень отвален людьми, которые куда-то перенесли тело Христа, спешит известить об этом наиболее уважаемых ею учеников Христа – Петра и Иоанна (который и здесь, как в других местах, не называет себя по имени). «Не знаем». Она, очевидно, говорит так потому, что ей было неизвестно о том, что другие жены, пришедшие после нее к гробу, увидели здесь Ангелов, возвестивших им, что Христос воскрес (см. Мф.28:5–8 и параллельные места). Ин.20:3 .  Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Ин.20:4 .  Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010