– А ну покажите эскиз, – сказал директор. На большом листе ватмана было изображено золотое небо астрологов. По кругу знаки зодиака, затем созвездия Девы, Андромеды, Медведица Большая и Малая, еще что-то подобное же, а внизу два черных сфинкса и огромная триумфальная арка с Дворцовой площади. В арку въезжает трактор – обыкновенный «ЧТЗ», и едет он прямо-прямо в небо, в его золотые созвездия. Все это было нарисовано твердо, четко, с ясностью, красочностью и наглядностью учебных пособий. Но кроме этой ясности было в ватмане и кое-что иное, уже относящееся к искусству. Только художник мог изобразить такое глубокое таинственное небо. До того синее, что оно казалось черным, и до того глубокое, что звезды в нем действительно сверкали как бы из бесконечности, из разных точек ее. А ведь краски-то Калмыков употреблял самые обычные, простые, школьные, и все-таки получилось все: и бескрайность полотна, и огромность неба, и сама вечность, выраженная в этих таинственных, слегка отливающих черным светом сфинксах. А в Дворцовую арку, альбомную, плакатную, запетую и затертую миллионными тиражами, въезжал рядовой трактор «ЧТЗ», и за его рулем сидел парень в рабочей куртке. Все это разнородное, разномастное – небесное и земное, тот мир и этот – было сведено в простую и ясную композицию. В ее четкости, нерасторжимости и естественности и выражалась, видимо, мысль художника. – Это что же будет? – спросил директор. – Вход? – Нет, – ответил художник, – для входа я сделал другой эскиз. А это стенная роспись. – Так, – сказал директор – Та-ак. Ну, хранитель, твое мнение? Зыбин пожал плечами. – Все это, конечно, произведет впечатление. Но уж очень необычайна сама композиция. – Чем же? – ласково спросил художник. – Так ведь это павильон «Наука и религия»? – сказал Зыбин. – Значит, откуда тут взялось звездное небо, понятно. Понятны, пожалуй, и сфинксы. Но вот трактор и эта арка… – А через эту арку красногвардейцы шли на приступ Зимнего, – напомнил директор. – И трактор как живой, – похвалил дед. – На таком у меня внучок ездит. Только вот флажка нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Халлабе близ Сиппара (Британский музей); 8) столб с законами Хаммураби; 9) эскиз карты древней Вавилонии. Столб с законами Хаммураби и эскиз карты помещены на отдельных странницах. Для лиц, не имеющих возможности лично видеть памятники эпохи Хаммураби, такие снимки существенно необходимы. С такою же аккуратностью и взиманием выполнена и другая работа И. М. Волкова: „Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V в. до Р. Х.“ с 10-ю рисунками (2-й выпуск серии „культурно-исторических памятников древнего Востока“ Москва. 1915 г.). Эта работа, как и предыдущая, имеет введение, в котором переводчик излагает историю нахождения и издания папирусов, относящихся главным образом к персидской эпохе и хронологически заполняющих собою почти все пятое столетие до P. X. Огромное культурно-историческое значение новооткрытых арамейских документов понято как на западе, так и у нас в России. Этими документами интересуются историки вообще 10 и библеисты – в частности 11 . В заключительной части работы переводчик Арамейских папирусов говорит о главнейших чертах быта и судеб иудейской колонии в Элефантине по Арамейским папирусам. Характерная черта работ автора – воздержание от безусловных утверждений имеется и здесь. Так, например, относя время возникновенья колонии к последним годам царствования Манасии или к первым годам царствования Иосии, когда на египетской службе могли состоять иудеи, автор говорит только о вероятности такого предположения 12 , каковая вероятность оспаривается, впрочем, русским библеистом В. Ф. Иваницким 13 . К рассматриваемому труду даны хорошо исполненные иллюстрации 1) папирус с ответом Багоя, персидского наместника, на одно из ходатайств иудейской колонии; 2) вид развалин древнего города на острове Элефантине; 3) вид дороги, идущей вдоль одой из стен храмового двора на Элефантине; 4) монеты из персидской эпохи; 5) часть арамейского папируса относительно празднования опресноков; 6) рельеф на одной из стан Хнумова храма на Элефантине с изображением на части его императора Августа, приносящего жертву Хнуму; 7) вид острова Элефаетины с изображением развалин зданий, в которых были найдены арамейские папирусы; 8) один из сосудов, в которых хранились некоторые из новооткрытых арамейских документов; 9) вид города Ассуана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Э, брат! ты совсем позабыл меня. Я ждал от тебя письма на мое письмо, да и перестал ждать. Извини, что до сих пор не посыла тебе комедию . Она совсем готова была и переписана, но я должен непременно, как увидел теперь, переделать несколько явлений. Это не замедлится, потому что я во всяком случае решился непременно дать ее на светлый праздник. К посту она будет совсем готова, и за пост актеры успеют разучить совершенно свои роли. Да скажи, пожалуйста, ты меня не уведомил, как распорядился с посланными к тебе еще в мае месяце 90 экземплярами «Миргорода». Если они не проданы еще и если тебе нужны взятые мною 500 руб., то я постараюсь прислать тебе, потому что я должен получить кое-что за комедию. Да сделай милость, пришли мне моего «Носа». Мне теперь он до крайности нужен. Я хочу его немного переделать и поместить в небольшое собрание, которое готовлю издать . Благодарю тебя много за твои подарки : Самозванца, Русскую Историю и Лекции по Герену. Самозванец мне очень нравится. Он не движется на сценической интриге, но тем не менее составляет полную, исполненную правды, стало быть историческую и поэтическую картину. История твоя составляет замечательное явление, но в ней есть следующий недостаток. Она больше похожа на сочинение, назначенное быть темою для профессора университета, а не для гимназического курса. В ней слишком сжато, даже, может быть, много уложено в тесные рамки. Притом в ней, мне кажется, необходимо было бы тебе именно развить тот эскиз , который ты поместил в Наблюдателе. Он мне очень нравится. Это до самого Петра чрезвычайно полное изложение, ясное, исполненное дальновидного верного вывода. Верно, ты эскиз свой писал уже после. Впрочем, во всяком случае твоя «История» останется лучшею, и я буду очень рад, если она введется во всеобщее употребление и изгонит беспрестанно перевирающиеся записки, составленные вначале бог знаем кем, не поверенные умом и наблюдательностью. Жаль очень, что я не могу тебя видеть. Мне бы хотелось потолковать с тобою о весьма многом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

В Тульской области установили поклонный крест в память о полярнике Челюскине 9 июля, 2013. Новостная служба Ранее правительство Тульской области объявило конкурс на лучший эскиз знака по увековечению памяти русских путешественников — уроженцев тульской земли, покорителей Арктики. 9 июля. ПРАВМИР.  В Тульской области открыли памятный знак в честь 270-летия открытия исследователем Семеном Челюскиным самой северной точки Евразии. Он представляет собой поклонный крест, установленный недалеко от родового имения исследователя. Мероприятие состоялось в рамках стартовавшего в воскресенье II Фестиваля великих путешественников, сообщает Интерфакс-Религия . Ранее правительство Тульской области объявило конкурс на лучший эскиз знака по увековечению памяти русских путешественников — уроженцев тульской земли, покорителей Арктики. Конкурс проводится в рамках Фестиваля великих путешественников, организованного правительством Тульской области и Русским географическим обществом. Он посвящен 270-летию открытия мыса Челюскина, юбилеям русских полярных исследователей Василия и Татьяны Прончищевых, а также мореплавателю Алексею Чирикову и 280-летию крупнейшей в истории географии Великой Северной экспедиции. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-tulskoj-oblasti-usta...

Единственный автопортрет Л. да В., исполненный уже в старости (ок. 1515, Королевская б-ка, Турин), служит далеким отголоском описания внешности молодого мастера, оставленного анонимным автором: «…он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом; до середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная» ( Beltrami. 1919. Р. 163). Среди рисунков Л. да В. совсем немного примеров обращения к античным прототипам или образам, напр. Диомеда (Королевская б-ка, Виндзор) или Геркулеса (Королевская б-ка, Турин). Маленькие аллегорические композиции («Аристотель и Филлида», ок. 1480, Кунстхалле, Гамбург; «Аллегория государственности», «Слава изгоняет Зависть», ок. 1483-1485, Крайст-Черч-колледж, Оксфорд и др.) отличаются не только стремительной легкостью воплощения, но и большой ироничностью в трактовке сюжета. Особое место в графике Л. да В. занимают пейзажные рисунки. Разрабатываемый в них мотив - долина реки с крутыми скалистыми берегами, возвышающимися горами - тот же, что занимает дальний план многих его картин (Королевская б-ка, Виндзор). В период пребывания в Риме тема трансформируется в мотив природной катастрофы: Л. да В. делает множество рисунков с изображением потопа и апокалиптических пейзажей, захлестнутых водным вихрем (Королевская б-ка, Виндзор). Здание центрической планировки. Эскиз. Ок. 1487–1490 г. (б-ка Института Франции, Париж) Здание центрической планировки. Эскиз. Ок. 1487–1490 г. (б-ка Института Франции, Париж) Рукописное наследие Л. да В. составляет 19 записных книжек и более 300 отдельных листов, которые дают представление не только о его изысканиях в различных областях знания, от анатомии до оптики, механики и гидравлики, о его технических изобретениях, но и о его воззрениях - эстетических, философских, натурфилософских. Самое раннее собрание его заметок осталось в Милане и принадлежало Дж. Тривульцио, благодаря чему получило название «Кодекс Тривульцио» (Codice Trivulziano; хранится в Кастелло-Сфорцеско, Милан).

http://pravenc.ru/text/2463395.html

В 1912 г. М. с отличием окончил АХ и отправился в заграничную поездку, которую посвятил знакомству с классической архитектурой Италии и обмеру собора Св. Софии в К-поле. По возвращении в С.-Петербург прочел доклад «Константинополь и Святая София» (21 февр. 1915 в АХ, 7 апр. 1915 в Петроградском об-ве архитекторов). М. было поручено возведение ряда построек в Царском Селе, к-рые по стилю следовали в русле, заданном Феодоровским собором архит. Покровского и Феодоровским городком при нем архит. С. С. Кричинского, и должны были продолжить формирование крупного архитектурного ансамбля в неорус. стиле. Среди построек М.: казармы имп. Конвоя (проект частично осуществлен в 1914-1916; здания пострадали в Великую Отечественную войну, приблизительно реконструированы); городок для авиационного отряда (лето 1915; одноэтажные деревянные здания выполнены в национальном духе и погибли при пожаре в 20-х гг. XX в.). Сохранились эскиз крупного комплекса, сочетавшего древнерусскую тему с принципами палладианства и, вероятно, предназначенного для размещения высокопоставленных иностранных гостей ( Крашенинников. 2006. С. 37), и эскиз триумфальных ворот через р. Кузьминку (1917). Особо выделяется детальный проект комплекса казарм Железнодорожного полка (сохр. панорамное изображение, план и эскизы нескольких зданий). Ансамбль планировалось решить по принципу обнесенного крепостными стенами городка с соборной площадью, монументальным 5-главым храмом и стоящей поодаль колокольней. Отсутствие регулярного плана, живописная композиция и богатство форм создавали впечатление естественности застройки, однако этот эффект был тщательно продуман архитектором. М. использовал цветовое (зеленые крыши с переломами, белый камень, красный кирпич) и объемное (высокие шатровые кровли и фасады с фигурными наличниками) решения, характерные для русской архитектуры XVII в., в частности построек царской резиденции в Коломенском. Утвержденный имп. Николаем II накануне Февральской революции (30 дек. 1916) проект не был осуществлен. Территория в Царском Селе, на к-рой планировалась застройка по проектам М., составляла ок. 50 га (Там же. С. 39).

http://pravenc.ru/text/2561684.html

В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью. Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже. В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев. Чураковы Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича. Нищий Корин вспоминал, что встретил старика нищего на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора (позднее взорванного) и с трудом привел в мастерскую. Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее. Портреты современников и «сила человека» «А в громадном портретном наследии Корина, разве в них не те же характеры, что и в этюдах к картине? Те же, это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека» (В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина). Работа над «Русью уходящей» — так получилось в силу времени и обстоятельств — шла, как принято говорить, «в свободное от основной работы время», хотя всегда была для Павла Корина главной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами современников: ученых, писателей, военачальников, артистов. За эту серию он получил Ленинскую премию. Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые в запасниках музея. Часть из них можно увидеть на выставке: Портрет А.М. Горького, 1932 С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников. Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

Итак, потерпите на нас долг наш, высокопреосвященнейший владыко. Не ленимся. А что дела в руках наших не так спешны, на это одно можем сказать: таковы силы наши. Хочется все хорошо осмотреть и применить; что делать, если не достает большой зоркости ума и поворотливости слова. Все мы в первый раз действуем на настоящих местах. Скорбно все это видеть и в себе и в других. Прошедшая неделя вся прошла в соображениях по плану семинарии. Г.Тухтаров решается наконец удовлетворить нашей нужде: привез план места и прежний эскиз здания, чтоб мы снова пересмотрели все и полнее рассказали, что и как нужно. Когда окончательно установились наши мысли; и начертал все карандашом с некоторыми пояснениями, пересмотрел вместе со своими и отвез к г.архитектору. К среде или четвергу следующей недели (5-й), он обещался набросать свой черновой эскиз всего, и приехать с ним для новых совещаний. Хотя наши соображения – неокончательные, однако же долгом считаю представить вашему высокопреосвященству общее распределение местности семинарской и расположение семинарского корпуса во всех этажах, как это нам представляется лучшим. Сначала мне показалось, что лучше дать направление корпусу лицом не к городу, а к скверу (к месту архиерейского дома); но мнение о. протоирея, самого архитектора и других – дать лицо к городу. С этим соображено направление церкви, и других внутренних частей корпуса. Невидится никакой нужды ставить корпус по линии улицы, как это значится на общем плане. Приличнее и полезнее быть ему внутри двора. Думаю, 15 саж. уступки от ограды внутрь достаточно. Подвал крайне нужен. Нужен также корпус для профессоров; по отдаленности города их нельзя оставить на частных квартирах. Но как между ними предполагаются всегда и женатые, то сей корпус отнесен назад – за общий большой сад. На общем плане – пространство, занимаемое всеми зданиями (корпусными или) семинарскими, означено 103 и 103 т.е. квадратом. Мы сократили его до 70 от севера к югу, чтобы была просторная ферма. Как распределить все г.Тухтаров, не премину уведомить ваше высокопреосвященство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Гуашь - краска, близкая к акварели, но более грубого помола и содержащая примесь белил, что делает ее более плотной и непрозрачной. Гуашью или чаще акварелью с белилами работали мн. художники в XVII-XVIII вв.; большой интерес к гуаши появился на рубеже XIX и XX вв. (в России - у художников круга «Мира искусства»). Во все эпохи рисунок был основным методом изучения натуры и художественного воспитания. Со времени возникновения первых академий вся европ. академическая школа целиком базировалась на рисунке, «правильность» к-рого была главным критерием качества художественных произведений. Так, в итал. искусстве, где зародилась система академического образования (кон. XVI в.), монументальная религ. живопись занимала высшую ступень художественной иерархии как наиболее общественно значимая и сложная в техническом отношении. Самым ярким ее проявлением были плафоны храмов Рима - грандиозные многофигурные композиции в иллюзорно воссозданном пространстве с выразительной пластикой тел в сложнейших ракурсах, передававших состояние эмоционального порыва. Такие композиции требовали безупречного владения рисунком как своего рода наукой, сочетавшей знание об устройстве человеческого тела (анатомия), умение совершать пространственные измерения (геометрия), понимание законов зрительного восприятия предметов (оптика) и построение согласно им изображения на листе бумаги (перспектива), постижение законов движения (механика). М. В. Нестеров. «Путь к Христу». Эскиз росписи Марфо-Мариинской обители в Москве. 1908 г. (ГТГ) М. В. Нестеров. «Путь к Христу». Эскиз росписи Марфо-Мариинской обители в Москве. 1908 г. (ГТГ) На Руси Г. как вид искусства появилась в сер. XVI в. (печатная Г. в церковных книгах). Оригинальным явлением, имевшим нек-рые общие черты с Г., были прориси. Они перечерчивались с канонических икон с целью точных их повторений и были принадлежностью практически каждой иконописной мастерской. Выполнялись прориси 3 способами: калькированием, прокалыванием с помощью иглы или шила видных сквозь бумагу очертаний иконы и «налепком», когда на самой иконе липкой краской обводились контуры, а затем притирался лист бумаги. Проколотые прориси накладывали на подготовленные для создания новых икон доски и, натирая растертым в порошок углем или сангиной, «припорохом» переносили на доску рисунок. Из непроколотых прорисей составлялись альбомы - «лицевые подлинники» (см. также ст. Иконописные подлинники ), к-рые существовали в качестве ценимых, вполне законченных произведений искусства («Лицевой подлинник» Антониева Сийского мон-ря, кон. XVII в., РНБ). В XVIII-XIX вв. они сохраняли мн. композиции и варианты икон, восходящие к древнерус. иконописи.

http://pravenc.ru/text/166397.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На картине представлена сцена казни раннехристианской мученицы. Героиня изображена в переходах крепостной стены, своего рода «коридоре смерти». Она стоит в ужасе, прижимая к груди крест. К ней за решетку запустили дикого разъяренного зверя, готовящегося к прыжку, чтобы растерзать жертву. Сверху, за балюстрадой над аркой, расправу наблюдают веселящиеся цезарь со свитой. Описание На картине представлена сцена кровавой казни раннехристианской мученицы, отданной на съедение тиграм. Героиня изображена в переходах крепостной стены, своего рода «коридоре смерти». Она стоит в ужасе, прижимая к груди крест. К ней за решетку запустили голодного тигра. Мы видим как животное готовится к прыжку, чтобы растерзать свою жертву. Сверху, за балюстрадой над аркой, расправу наблюдают веселящиеся римляне во главе с цезарем, для которых подобные зрелища были привычны. Осматривая детали картины, можно понять, что это не первая казнь для христиан: кругом валяются человеческие останки, стены и пол запачканы пятнами крови. Девушка испуганно смотрит на тигра, понимая, что её судьба уже предрешена. Но при этом она не собирается отрекаться от своей веры, что можно понять по крепко сжатому в её руке кресту. Картина Поленова, написанная в академическом стиле, во-многом перекликается с картиной Константина Флавицкого «Раннехристианские мученики в Колизее». История Картина «Цезарская забава» была написана В.Д. Поленовым в Париже во время пенсионерской командировки (1872–1876) в 1876-м и в этом же году была экспонирована в Петербурге на выставке в Академии художеств. Известно, что работа над картиной заняла у художника достаточно длительное время. Одноименный эскиз  был исполнен в 1875 году. В списке картин, который составлен художником, указана дата “1876 VII” и сделана приписка: «кончена в 1879». Критика На академической выставке картина осталась  незамеченной и вызвала преимущественно негативные отзывы. «“Христианка, брошенная льву” тоже очень ничтожна, и даже условна», – писал Владимир Стасов. Даже Федор Чижов – крупный промышленник, благотворитель и ученый, ближайший друг Дмитрия Поленова, отца художника, с огорчением отмечал в своем дневнике, что фигура жертвы «мала по размеру… римляне – крошечные куколки наверху, – все это, можно сказать, только эскиз и то без натуры».

http://azbyka.ru/art/czezarskaya-zabava/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010