Источник в честь Казанской иконы Божией Матери (Дивеево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Казанский источник за Голубиным оврагом — самый старинный из дивеевских источников. Полагают, что он существует от начала села Дивеево. Источник был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. Отсюда, с берега Старой речки, брался белый известняк для устройства фундамента Казанского каменного храма в селе Дивеево. Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. В часовне у источника хранилась явленная икона Казанской Божией Матери. В 1845 году над источником уже стояла часов­ня, отмеченная на земельном плане того време­ни. Часовня несколько раз перестраивалась, становилась все более величественной. В центре ее находился сруб над источником. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Под струей купали больных детей, взрослые обливались из ведра. В последней по времени часовне иконостас был мраморный, иконы – писаные и большие. О том, с какой любовью она была украшена, можно судить по сохранившимся иконам святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, которые сейчас находятся в Троицком соборе монастыря. Часовня была разрушена в 1939 году. За три года до этого дивеевский житель обрел подо льдом замерзшего источника икону Казанской Божией Матери очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась, ее хранительницей была схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. Теперь эта святыня находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1950-е годы на короткое время часовню восстановили, а затем вновь разрушили, иконы разбросали. По воспоминаниям, часовня была высокой, с множеством икон по стенам, в центре находился сруб-источник, из которого по желобу наружу вытекал ручеек, из него брали воду. В Казанском источнике купали больных детей, брали воду в ведра и обливались. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Источник_в_чес...

     Некоторые цифры, свидетельствующие о немалом числе насельников и насельниц российских обителей прошлых веков, вызывают у истинно верующего человека XXI века изумление и благоговейный восторг. К примеру, Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке на Тверской земле начинался с небольшой общины, где подвизалось менее трех десятков сестер. Когда община официально стала общежительным монастырем, сестер в юной обители было 260. Незадолго до Октябрьского переворота их число возросло почти до 1000. За зримыми плодами созидания духовного вертограда стояли великие труды, великие скорби. И – слезные молитвы, сердечные обращения первоначальницы монастыря игумении Досифеи (Салтыковой) и вверенных ей сестер, а также следующего поколения насельниц к Заступнице Земли Русской перед Ее явленным Казанским образом. Накануне 150-летия основания сявтой обители и 140-летия освящения ее Казанского собора мы говорили о важных событиях прошлого и настоящего с настоятельницей монастыря игуменией Софией (Суховой). К слову, недавно рассказавшей читателям портала «Монастырский вестник» о широком народном почитании двух стариц – блаженной Любушки Сусанинской и схимонахини Марии Самарской, погребенных в ограде монастыря («Блаженные водятся Духом Божиим»). «Страшусь ехать на пустое место...» Основательницей обители в Вышнем Волочке Господь судил стать простой крестьянке из той бедной семьи, что смогла освободиться от ига крепостничества благодаря огромным усилиям главы семейства, вскоре почившего. И вот молитвенный настрой отроковицы Александры, неусыпная забота о спасении своей души приводят ее в маленькую общину, окормляемую старцем, а затем, по его благословению – в создаваемый в Рыбинске, на Ярославской земле, Софийский монастырь. Но после пострига в мантию ей приходится ехать в Тверскую губернию, чтобы, по предсказаниям прозорливцев, созидать там новый монастырь. И сейчас он отмечает свой полуторавековой юбилей... Сколько интересных ценных сведений содержит репринтное издание 1906 года с «Жизнеописанием» игумении Досифеи! Читаешь и думаешь: они для нас – как якорь спасения в очень непростое время.

http://pravoslavie.ru/149242.html

Фото: Софья Сандурская/АГН Москва      Помимо молитв о вечной участи мы просим святых о помощи в нашей временной жизни. Но здесь надо проявлять рассудительность, чтобы не уклониться в суеверие. В женском Шамординском монастыре в Калужской области особо почитают первоначальницу схимонахиню Софию (Болотову). После поездки в эту обитель паломницы делятся впечатлениями, рассказывают, что нового узнали: оказывается, молитвенные обращения к матушке Софии помогают выйти замуж. Что мы знаем об этой подвижнице? Живя в миру, Софья Михайловна горячо мечтала о монашестве. Ее муж скончался после полутора лет брака. Вторично она вышла замуж вопреки своей воле, по прямому указанию своего духовника, преподобного Амвросия Оптинского. Человек, которого ей выбрал старец, был старше ее, вспыльчив и болезнен. Второе замужество Софьи Михайловны тоже было недолгим и принесло ей много испытаний. Преподобный Амвросий велел ей пройти через этот брак, чтобы она приобрела духовную мудрость, поборов свой эгоизм, высокое мнение о себе, тщеславие, и научилась терпению, великодушию, состраданию. Старец предвидел пользу от этого замужества для возрастания в добродетели души будущей игуменьи, и его благословение оказалось промыслительным. Матушка София заботилась о спасении душ насельниц нового монастыря, многие из которых поступали в обитель с израненной душой и телесными немощами. Так что будет неправильным утверждение, что почитаемая святой София Шамординская помогает выйти замуж, а принять монашество не помогает. С другой стороны, почему не помолиться о замужестве великомученице Варваре? Разве она не сможет откликнуться на эту земную просьбу несмотря на то, что сама не была замужем? Думаю, что сможет. Это заблуждение, когда святых распределяют: кому, о чем можно молиться. Будто в других вопросах они не способны помочь или остаются глухими к нашим просьбам. В Церкви нет такой специализации как в больнице: мы идем на прием к окулисту, если надо поправить зрение, а при болях в желудке нам нужен другой врач. До такой степени упрощать наши молитвенные обращения к святым не стоит. Можно допустить, что по образу жизни или особому подвигу отдельным святым ближе и понятнее та или иная наша нужда. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), сам по профессии врач, и естественно, если человека постигла болезнь, он молиться святителю Луке. И вряд ли кому придет в голову молиться о исцелении святителю Григорию Богослову или святому князю Александру Невскому. Они, конечно же, способны помочь и в этой жизненной ситуации, но люди все-таки мыслят прецедентами. Если, например, ведется запись случаев благодатной помощи после молитвенного обращения к матушке Софии и замечается, что половина из них — это содействие в замужестве, то и другие будут молить святую об этом. Но если дать развиться мнению, что за каждую область отвечает свой святой, то это приведет к язычеству.

http://pravoslavie.ru/143650.html

Ожидали приезда из Москвы специалистов: археолога и судмедэксперта. Под их руководством вновь закипела работа. За ночь склепы были очищены от земли. Во вскрытии склепов участвовали только священнослужители, специалисты и старшие монахини монастыря. После вскрытия склепов честные останки были благоговейно переложены в новые простые гробы и перенесены в храм Рождества Христова с пением «Святый Боже». Первым был вскрыт склеп монахини Елены. Ее мощи были перенесены во время Всенощного бдения под праздник Воздвижения Креста Господня. Мощи матушки Александры были обретены в самый день праздника и перенесены матушкой игуменией и сестрами после поздней Литургии. Вечером перенесли гроб с мощами схимонахини Марфы при большом стечении народа. Монастырские священники отслужили литию в храме Рождества Христова. Сестры пропели благодарственные тропари, благодаря Господа, явившего миру трех дивеевских подвижниц в нетленных мощах. По предсказанию прп. Серафима, дивеевские подвижницы схимонахиня Марфа и монахиня Елена за свои труды и подвиги ради Господа удостоились нетления. В храме, где по заповеди Преподобного горит неугасимая лампада и сестрами читается неусыпаемая псалтырь, ежедневно с 8 до 17 часов открыты двери для желающих поклониться святым мощам дивеевских угодниц Божиих. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, 14/27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. Работы начались в день отдания праздника Рождества Богородицы 13/26 сентября после Литургии и молебна на начало всякого дела в церкви Рождества Богородицы и литии, отслуженной на дорогих могилках. Сестры и рабочие монастыря выкопали цветы, убрали кресты, литую оградку и начали копать. Над раскопом установили навес от дождя и провели освещение. Работали очень дружно и быстро, и вскоре из-под песка стали появляться груды кирпича и камня и отдельные кладки. Когда уже начали раскопки, сестры рассказали, что один из приезжих священников рано утром увидел в окно гостиницы, выходящее на Казанскую церковь, три огненных столпа: над могилой матушки Александры, над могилой матушки Елены и правее могилы матушки Марфы.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

2.4 Преосвященный архиепископ Симбирский и Мелекесский Проклходатайствует об общецерковном прославлении Христа ради юродивогоблаженного Андрея (Огородникова; +1841; память 21 мая/3 июня и 27ноября/10 декабря). Прославление святого в лике местночтимых святых,тогда Ульяновской, а ныне Симбирской епархии, состоялось в 1998 году. ВКомиссию с прошениями в поддержку просьбы Преосвященного архиеписКкопа Прокла обратились семь Преосвященных архипастырей: митрополитОренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Уральский иГурьевский Антоний, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий,архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиепископ Саранскийи Мордовский Варсонофий, епископ Курганский и Шадринский Михаил,епископ Хустский и Виноградовский Иоанн. 2.5 Преосвященный Вениамин, епископ Люберецкий, викарийМосковской епархии, представил на имя Его Святейшества материалы опочитании в Русской Православной Церкви преподобного Пимена УгрешКского (Мясникова; 1810-1880, память 17/30 августа), прославленного в 2000году в лике местночтимых святых Московской епархии. Ходатайствоепископа Вениамина поддержали 9 Преосвященных: митрополит ЧелябинКский и Златоустовский Иов, митрополит Луганский и СтаробельскийИоанникий, архиепископ ИвановоКВознесенский и Кинешемский Амвросий,архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Кемеровский иНовокузнецкий Софроний, архиепископ Уфимский и СтерлитамакскийНикон, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан,епископ ЙошкарКОлинский и Марийский Иоанн, епископ Бакинский иПрикаспийский Александр. В 2 епархиях (Вологодской и ИвановоКВознесенской) имеются приделы, посвященные преподобному Пимену. 2.6 Церковным народом с особой любовью почитаются преподобныежены и Христа ради юродивые Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, жизнь и служение которых протекли под особым водительствоми молитвенным заступничеством преподобного Серафима Саровского. Канонизация преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии состоялась в декабре 2000 года. Мощи подвижниц пребывают в Богородице-Рождественском приделе Казанской церкви Дивеевского монастыря, на поклонение которым ежедневно приходят сотни паломников. Почитание первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры (Мельгуновой; +1789; память 13/26 июня), а также схимонахини Марфы (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и монахини Елены (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня) было начато еще при жизни преподобного старца Серафима и завещано всем его почитателям. Со дня своей праведной кончины преподобные жены Дивеевские пользуются непрекращающимся народным почитанием.

http://religare.ru/2_10584.html

Как рассказывает летопись Дивеевского монастыря, когда первоначальница — монахиня Александра — с котомкой бродила по России в поисках места для задуманного ею монастыря, она задремала на бревнышках в двенадцати верстах от Саровской пустыни, куда держала свой путь, и увидела во сне Матерь Божию, которая сказала ей: «Тут и строй». Послушав повеление Божией Матери, матушка приступила, с благословения саровских старцев, к созданию монастырской общины и строительству храма в честь Казанской иконы Божией Матери, построив рядом с ним свою келию. Это — начало рождения обители. В то время преподобный Серафим был рукоположен в Сарове во иеродьяконы. В Дивееве он был только один раз. В сане иеродьякона он пришел вместе с одним саровским старцем напутствовать на смертном одре лежавшую матушку Александру, которая слезно просила иеродьякона Серафима не оставлять сирот. С тех пор преподобный Серафим до конца своей жизни, ни разу не побывав в Дивееве, духовно руководил по повелению Божией Матери дивеевскими сестрами. По указанию Божией Матери он создал для них монастырский устав и с помощью сперва Мантурова, а впоследствии Мотовилова строил обитель. По его повелению к Казанской церкви был пристроен храм в честь Рождества Христова, а под ним устроен нижний храм — в честь Рождества Божией Матери. Подвальный храм — очень маленький, и держат его посередине четыре сводчатых столба, у которых, по предсказанию батюшки, лягут четверо мощей: первоначальницы —монахини Александры, 19-летней схимонахини Марфы, монахини Елены, сестры Михаила Мантурова, умершей по благословению батюшки Серафима вместо лежащего на смертном одре ее брата. «Ты умри вместо него: он мне еще нужен», — сказал батюшка. Матушка Елена поклонилась ему в ноги и молвила: «Благословите, батюшка», — и, вернувшись из Сарова в Дивеево, захворала и в Бозе почила. По предсказанию преподобного Серафима, а их было очень много, четвертыми мощами у четвертого столба будут его мощи, куда он сам придет при огромном стечении народа в подтверждение всеобщего воскресения. Этого чудесного события ждет Святая Русь. Когда оно произойдет, знает один Бог, но оно будет. В это верит русский человек, в это верили мои предки, в это глубоко верю и я 2 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Послушав повеление Божией Матери, матушка приступила, с благословения саровских старцев, к созданию монастырской общины и строительству храма в честь Казанской иконы Божией Матери, построив рядом с ним свою келию. Это – начало рождения обители. В то время преподобный Серафим был рукоположен в Сарове во иеродьяконы. В Дивееве он был только один раз. В сане иеродьякона он пришел вместе с одним саровским старцем напутствовать на смертном одре лежавшую матушку Александру, которая слезно просила иеродьякона Серафима не оставлять сирот. С тех пор преподобный Серафим до конца своей жизни, ни разу не побывав в Дивееве, духовно руководил по повелению Божией Матери дивеевскими сестрами. По указанию Божией Матери он создал для них монастырский устав и с помощью сперва Мантурова, а впоследствии Мотовилова строил обитель. По его повелению к Казанской церкви был пристроен храм в честь Рождества Христова, а под ним устроен нижний храм – в честь Рождества Божией Матери. Подвальный храм – очень маленький, и держат его посередине четыре сводчатых столба, у которых, по предсказанию батюшки, лягут четверо мощей: первоначальницы – монахини Александры, 19-летней схимонахини Марфы, монахини Елены, сестры Михаила Мантурова, умершей по благословению батюшки Серафима вместо лежащего на смертном одре ее брата. «Ты умри вместо него: он мне еще нужен», – сказал батюшка. Матушка Елена поклонилась ему в ноги и молвила: «Благословите, батюшка», – и, вернувшись из Сарова в Дивеево, захворала и в Бозе почила. По предсказанию преподобного Серафима, а их было очень много, четвертыми мощами у четвертого столба будут его мощи, куда он сам придет при огромном стечении народа в подтверждение всеобщего воскресения. Этого чудесного события ждет Святая Русь. Когда оно произойдет, знает один Бог, но оно будет. В это верит русский человек, в это верили мои предки, в это глубоко верю и я . А сейчас пока Канавку еле-еле заметно; на месте монастырского кладбища – хоккейное поле и построена школа, храм Преображения стерт с лица земли, Тихвинская церковь сгорела, соборы разграблены и в мерзости стоят и запустении (см.: Мф.

http://azbyka.ru/fiction/miloserdiya-dve...

Потом старец успоко­ил­ся и почувствовал облегчение от болезни и постепен­ное возвращение сил. Немного времени спустя, он уже встал с постели, начал немного ходить по кельи и вечером подкрепил­ся пищею. С того же самого дня он опять стал понемногу преда­ваться духовным подвигам. Преподобная Марфа Дивеевская - это третий Столп Дивеевского монастыря, по предсказанию преподобного Серафима Саровского. Покоятся ее святые мощи в храме Рождества Богородицы. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, 14/27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. Работы начались в день отдания праздника Рождества Богородицы 13/26 сентября после Литургии и молебна на начало всякого дела в церкви Рождества Богородицы и литии, отслуженной на дорогих могилках. Сестры и рабочие монастыря выкопали цветы, убрали кресты, литую оградку и начали копать. Над раскопом установили навес от дождя и провели освещение. Работали очень дружно и быстро, и вскоре из-под песка стали появляться груды кирпича и камня и отдельные кладки. Когда уже начали раскопки, сестры рассказали, что один из приезжих священников рано утром увидел в окно гостиницы, выходящее на Казанскую церковь, три огненных столпа: над могилой матушки Александры, над могилой матушки Елены и правее могилы матушки Марфы. На следующий день выяснилось, что могила схимонахини Марфы действительно находилась правее того места, где стоял крест. К вечеру отрыли остатки фундаментов часовни на могиле матушки Александры и надгробных памятников на могилках матушки Марфы и матушки Елены, разрушенных после разгона монастыря в 1927 г. После разборки фундаментов открылись сами склепы. Было уже поздно, но никто не расходился. Священники поочередно служили панихиды, певчие сестры без устали пели. Был канун праздника Воскресения словущего. Заупокойные песнопения чередовались с пасхальными. Пасхальная радость согревала сердца всех, и каждый стремился хоть чем-то помочь, но к месту раскопок пропускали только духовенство и сестер монастыря.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор. Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. 14 апреля 2008 г.  учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря. 23 октября 2022 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Дивеевского монастыря. Храмы Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

В советское время дивеевскую обитель почти стерли с лица земли. В начале 1970-х годов протоиерей Валерий Смирнов писал: " Старый собор с разбитыми стеклами, проржавленной крышей используется как склад материалов... Постояли на месте погребения первоначальницы Александры, схимонахини Марфы и Елены Васильевны. Никакого следа ни от могил, ни от часовенок не осталось, кроме чугунной плиты на могиле матушки Александры и могучей березы, чудом уцелевшей... " Агафья Симеоновна Мельгунова скончалась в 1787 году и была похоронена у алтаря Казанской церкви. К тому времени при ней уже было несколько послушниц, все они жили одной общиной при Казанском храме. А в 1825 году, по преданию, Богородица явилась преподобному Серафиму и велела взять " с места кончины матушки Александры " (то есть из Казанской общины) восемь сестер и с ними основать " обетованную Ею обитель " (ту, что Она обещала Агафье Симеоновне). Преподобный все исполнил, потом велел пристроить к паперти Казанской церкви храм в честь Рождества Христова, " так как паперть эта достойна алтаря " . Строительство завершилось летом 1829 года. А ровно через год, буквально под этим храмом, по указу батюшки Серафима был выстроен другой храм - в честь Рождества Богородицы. Вокруг этого комплекса в XIX веке разросся самый большой в России женский монастырь. В белом приземистом здании трудно было узнать Казанский храм. Внешний вид его поражал: длинный, с топорно оштукатуренными стенами, в нем безошибочно угадывался амбар или овощехранилище. Подтеки, трещины, закругленная торцовая часть (неопытный глаз не различил бы в ней алтарь). Ни купола, ни колокольни не было следа... После возрождения монастыря в конце ХХ века Казанскую церковь долго еще не восстанавливали. Оба Рождественских храма отреставрировали и вновь освятили уже в начале 90-х годов. Казанская церковь тогда внешне никак не была обозначена. За ее восстановление взялись лишь после того, как возобновились службы в Троицком и Преображенском соборах, как очистили от канализационных отходов Канавку Пресвятой Богородицы, одну из главных святынь монастыря. Освящение храма совпало с празднованием в Дивееве 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

http://foma.ru/xram-prostranstvo-6ez-per...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010