В настоящей главе мы рассмотрим основные мифы, попытаемся доказать их несостоятельность в свете критического анализа и покажем, что послужившие их основой реальные события гораздо более православны и значительны. Причина широкой известности некоторых мифических эпизодов, более, нежели реальных, кроется в существовании негласного запрета на публикацию сведений о гонениях на Дивеево со стороны Иоасафа, с одной стороны, и от саровских монахов на самого преп. Серафима – с другой. Преп. Серафим повторял, что святость без гонений невозможна, следовательно, мы не имеем права обойти их молчанием. Известно, что Иоасаф, изгонявшийся из Дивеева двумя епископами подряд (716 2/3 и 598 низ), был окончательно изгнан в 1861 году указом Святейшего Синода. Указ был издан на основании расследования, проведенного митрополитом Филаретом, шестая глава которого целиком посвящена проискам Иоасафа. В статье 12-й мы читаем (690): «Примечательно сказанное следователям первоначальницею Ардатовского монастыря, восьмидесятилетнею старицей Евдокиею 115 : «По учению Иоасафа и ложь во спасение, лжет на о. Серафима и Дивеевских научил лгать. Уверял, будто бы батюшка возложил на него попечение о трех общинах: Дивеевской, Ардатовской и Зеленогорской. Это ложно. Иоасафа я не допустила мешаться в наши дела, и обитель наша, за молитвы о. Серафима, утешилась. И в Дивееве, если бы не мешал Иоасаф, давно бы устроилось, и жили бы сестры спокойно, благодаря Бога и о. Серафима». «Что Иоасаф об о. Серафиме не всегда правду говорил, – продолжает митрополит Филарет, – сие можно усмотреть из разноречий в разных его изданиях жития о. Серафима». И он ссылается на приложенный документ. Чичагов и сам посвятил немало страниц разоблачению той или иной лжи Иоасафа. Из четырех изложенных ниже эпизодов публике неизвестен эпизод с кротом, ибо Иоасаф, не поняв его смысла, представил преп. Серафима в неприглядном свете. Но именно этот эпизод вполне достоверен и показывает, как искажал облик преп. Серафима Иоасаф. Из эпизода с возмущением источника повсеместно известно лишь одно обстоятельство, как раз вымышленное Иоасафом. Эпизод с медведем известен одновременно и в мифической и в реальной версии. И наконец, верующих нередко смущают байки, приписывающие преп. Серафиму дерзкое поведение с епископами. Мы не коснемся другого важного эпизода: видения, в котором преп. Серафим посетил небесные обители. Единственная сохранившаяся запись этого поучения принадлежит Иоасафу. Возможно, святой рассказал ему, пытаясь обратить его; Чичагов, видимо, верит этому (360 верх), но опускает рассказ Иоасафа как не заслуживающий доверия. Скажем лишь, что о небесных обителях преп. Серафим говорил так, будто посетил их сам. Эпизод с кротом

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В тихой и мирной семейной жизни, которую проводила Горгония, было однакоже одно обстоятельство, которое очень тревожило ее. Муж ее Никовул, отличавшийся большими достоинствами и высокими качествами души, не был еще освящен святым таинством крещения, и Горгония усердно молила Бога послать ей утешение видеть еще при жизни своей мужа своего христианином. Праведная и пламенная молитва ее была исполнена, и когда совершилось над Никовулом таинство крещения, то, чувствуя уже в себе начало смертной болезни, Горгония все свои мысли устремила на приготовление к отшествию из земного мира в вечность... Ей было тогда только 39 лет, но, чудно предупрежденная о времени своей кончины, она не смутилась преждевременностию ее и, дождавшись от Господа исполнения заветнейшего желания своего сердца, стала мирно и с покорностию ожидать последней минуты своей жизни. Для верующей души ее не существовала разлука с близкими, хотя и остававшимися еще на земле: для нее существовало только соединение с ними во Христе, соединение со Христом, к Которому всегда стремилась она с верою и чистейшею любовью. О кончине же ее послушаем описание брата ее Богослова: «Когда же была она при последнем издыхании, – говорит св. Григорий в надгробном слове сестре своей, – стояли вокруг нее домашние и посторонние, пришедшие воздать последнее целование; престарелая мать воздыхала и терзалась душою (ибо желала бы предварить ее отшествием), общая любовь смешивалась со скорбию; одни желали бы услышать что-нибудь на память от нее, другие сами сказать; но никто не смел произнести слова; безмолвны были слезы, и скорбь неутешна; непозволительным казалось – сопровождать рыданиями отходящую с миром; глубокая соблюдалась тишина, и смерть имела вид какого-то священного торжества. А она, по-видимому, была бездыханна, недвижима, безгласна; ее молчание заставляло думать, что тело оцепенело и органы гласа уже омертвели, по причине удаления того, что приводило их в движение. Но пастырь, тщательно наблюдавший в ней все перемены, потому что все происходившее с нею было чудесно, приметив легкое движение губ, приложил ухо к устам, на что давали ему право близость и единодушие... Ею были произносимы псалмопения, именно, слова исходного псалма, и (если нужно выговорить истину) свидетельствовали о дерзновении, с каковым кончалась Горгония. Блажен, кто упокоевается с сими словами: в мире вкупе усну и почию ( Пс.4:9 ). Сие и воспевала ты, сие и исполнилось на тебе, совершеннейшая из жен; это было и псалмопение и надгробие по отшествии тебе, прекрасно умиренная по мятеже страстей и в общую чреду успения вкусившая сон, даруемый возлюбленным Божиим, как прилично было той, которая и жила и отошла со словами благочестия»...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Радуйтеся, вместо избранныя пищи, постом многодневным и острым тела умерщвлением вас питавшии; радуйтеся, вместо сладкаго пития, сердечными слезами себе самих напоевавшии. Радуйтеся, Антоние и Феодосие, монашескаго в России жития первоначальницы. Кондак 10 Спасти хотя многих, всех обращения и спасения милостивно ожидаяй Премилосердый Бог, других вас апостолов России яви, да вами многих вразумит и на правый спасения путь наставит, в чем вы апостольски потруждшеся, в неведении сущих евангельской истине неленостно поучая, к правоверию приведосте и к хранению Божиих заповедей и богоугодному и чистому житию словом и делом непрестанно возбуждасте, поя Богу Помощнику: Аллилуиа. Икос 10 Стена тверда и крепкое ограждение явистеся, всехвальнии отцы, к вам прибегающим, не точию бо иночествовати с вами хотящим руку помощи милостивно подавасте, но и различными мирскими делы, напастьми и скорбьми отягченных и утесненных тако утешасте, якоже родители чада своя, во обстоянии скорбей и болезней сущия, утешают, отраду им своим попечением подающе и отеческою ласкою тяжесть скорбей облегчающе. За каковое ваше благодетельство сицевое вам благодарственное воздаем пение: Радуйтеся, бедствующим и различными напастьми боримым скории помощницы; радуйтеся, обидимых и озлобленных известнии защитницы. Радуйтеся, обуреваемых тяжкими мира сего прилоги предобрии кормчии; радуйтеся, убожествующих и в скорбней нищете сущих всещедрии обогатители. Радуйтеся, алчущих и гладствующих милостивии кормители; радуйтеся, нестерпимою палимых и утесняемых жаждою предивнии прохладители. Радуйтеся, одежды и крова лишенным в недрах милосердия Божия покров и убежище открывающии; радуйтеся, слепотствующих, наипаче же в законе Господни заблуждающих, пречуднии руководители. Радуйтеся, болезньми и тяжкими недуги одержимых и томимых премудрии уврачеватели; радуйтеся, всех напастей, бед и скорбей сильнии и крепцыи прогонители. Радуйтеся, всякаго добра временнаго и вечнаго податели; радуйтеся, с верою к вам притекающих от всех скорбных обстояний теплии защитители.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Заметим, что Квашнин должен был разведать в Германии, дружен ли Папа с Императором, с Королями Испанским, Французским, Шотландским, Елисаветою Английскою; усмирились ли внутренние мятежи во Франции; какие переговоры идут у Цесаря с нею и с другими Державами; сколько у него доходу и войска? Так со времен Uoahha III , Первоначальника Державы Российской и государственной ее системы, Цари наши уже не чуждались Европы; уже всегда хотели знать взаимные отношения Государств, отчасти из любопытства, свойственного разуму деятельному, отчасти и для того, чтобы в их союзах и неприязни искать непосредственной или хотя отдаленной выгоды для нашей собственной Политики. Но Квашнин возвратился только с обещанием, что Император не замедлит прислать кого-нибудь из первых Вельмож в Москву, желая утвердить дружбу с нами; и, к неудовольствию Иоанна, Рудольф жаловался ему на бедственное опустошение Ливонии, несогласное ни с их братством, ни с человеколюбием, ни с справедливостию. Квашнин привез также грамоту от Венгерского Воеводы Роберта, который, хваля ум сего Царского посланника, молил Иоанна, как второго Христианского Венценосца, быть спасителем Европы, обещал ему знатное вспоможение золотом и людьми в войне с Турками, убеждал его взять Молдавию, отказанную России умершим в Москве Господарем Богданом. Сие письмо было тайное: ибо Австрийский Кабинет, издавна опасливый, без сомнения не дозволил бы Магнату Венгерскому от имени своего народа сноситься с чужеземным Государем о делах столь важных. Роберт уже знал Императора, искусного Химика, Астронома и всадника, но весьма худого Монарха; предвидел грозу для Венгрии от властолюбия Султанов и желал противоборствовать оному новым властолюбием России, ославленной тогда могуществом: ибо Максимилиановы Послы, бывшие у нас в 1576 году, распустили слух в Европе о несметности Иоаннова войска. Но слабодушный преемник Максимилианов хотя и ненавидел Батория, хотя и трепетал Султана, но не думал воспользоваться союзом Царя для того, чтобы взять Польшу и спасти Венгрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В предисловии совсем нет того, чего ищет А. И. Пападопуло. С некоторым большим подобием права он находит себе опору в конце сочинения Никиты, в заключительной части его. Связь изложения здесь следующая. Доведя рассказ до смерти Игнатия (†877), Никита считает необходимым сказать о чудесах, которыми Господь его прославил и еще прославляет; всех перечислять он не будет, ибо это дело истории (будущей?) и не может быть задачею настоящего времени, а останавливается только на нескольких. Все чудеса, очевидно, относятся к ближайшему времени, ничто в будущие века не забегает; одно засвидетельствовано клятвою современного стратига в Сицилии, другое связано с именем Фотия, вновь вступившего на патриашество. В след за чудесами следует прямой вопрос, которым открывается эпизодическая вставка: «Что же рекомый Фотий?» Он нисколько не исправился и не изменился после своего низложения (в 867 году); в продолжение десяти лет, когда был в изгнании он напрягал усилия ума своего, чтобы вновь вкрасться в расположение царя(Василия); наконец это ему удалось – рассказывается в позорном ненавистном виде-изобретение тайно подсунутой бывшему конюху Василию генеалогии, производящей его от древних армянских царей (Веклас); обманув простодушного властителя, Фотий приблизился ко двору и т. д. На третий день по смерти Игнатия, он прямо занял патриарший престол, и вскоре обнаружил свою разбойническую и тираническую натуру, начинаются преследования и казни противников. Особенно автор останавливается на мерах, которыми Фотий хотел упрочить свое положение и господство в будущем своей партии, раздавая высшие иерархические места своим друзьям, беззаконно благоприятствуя расширению их епархий и т. д. В неверном, конечно, свете, хотя и в правильной хронологической последовательности представлены отношения к папе Иоанну VIII, начавшиеся грубым, де, обманом... – Гнев Божий в свою очередь не замедлил проявиться: 1) в преждевременной смерти царского любимого сына Константина 2) во взятии Сиракуз и завоевании всего острова Сарацинами. «Но», прибавляет буквально автор (греческий текст приведен у г. Пападопуло на стр. 17-й) передавать в раздельности все новшества и беззакония самого Фотия, первоначальника лицемеров и крестопопрателей, а также всех за тем его преемников и соучастников его властолюбия, дело истории, а не предлежащей нашей беседе задачи»... «Мы же, прославляя бесконечное долготерпение и милость Господа всех, будем молиться, чтобы быть изъятыми от части (μερδος) содеивающих соблазны и разделения (Фотиане) и сделаться общниками наследия святых – молитвами их и нового по истине исповедника богоносного Игнатия».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Итак, не в установленных законом обрядах – истинное спасение, – и никто не найдёт в них вожделенную свободу, то есть от греха. Напротив, отрешившись от образов и прозревая уже красоту служения в духе, познав истину, то есть Христа, мы получаем оправдание через веру в Него. Оправдываясь же, мы переходим к истинной свободе, являясь уже не в качестве рабов, как прежде, но в качестве сынов Бога. Об этом засвидетельствует Иоанн в словах о Христе и верующих в Него: „а кто прияли Его, дал им власть чадами Бога быть“ ( Ин.1:12 ). Посему весьма благополезно Господь и Христос наш не дозволяет верующим в Него продолжать чтить подзаконные тени, ибо ничего в них нет полезного или способного дать истинную свободу. Напротив, повелевает познавать истину, ибо через неё, говорит, они совершенно освободятся, по смыслу толкуемого изречения. —319— VIII. 33. (Отвещаша Ему семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже: како Ты глаголегии, яко свободны. будете. Опять подвергают осмеянию обещание Спасителя нашего, – даже более, негодуют якобы оскорблённые. Для того, говорят, кто непричастен никакому рабству, какая же может быть нужда в призывающем нас к свободе и как бы в качестве дара, сообщающего уже присущее нам? Не знают они, хотя и привыкли много думать о себе, что праотец Авраам не был сыном, судя по мирскому, знатного отца и не блистал отличиями этой жизни, но прославился одной только верой в Бога: „поверил, сказано, Авраам Богу, и вменена ему в праведность вера, и другом Божиим был назван“ ( Иак.2:23 ). Отсюда со всей ясностью можешь видеть причину присущей ему славы. Так как назван другом Вседержителя Бога, то поэтому и стал великим и славным, вменена ему вера в праведность и правда от веры соделалась для него причиной свободы по Богу. Итак, когда, уверовав, он получил оправдание, то есть, когда отвергся неблагородства греховного, тогда явился знатным и благородным, и свободным. Неразумно поэтому Иудеи, презирая освободившую и самого первоначальника рода благодать, сосредоточивают свои помыслы на одном только освобождённом ею (Аврааме), но, не обращая внимания на то, откуда происходит и куда направляет эта слава его, бесчестят Подателя присущих ему качеств, оставляют в небрежении Источник всякого благородства и преувеличенно думают об удостоенном причастия к Нему (Аврааме).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И митрополит Филарет верил этому. Верил потому, что неоднократно сам убеждался в том при совместном служении с Феофилом. – Поверни его на место,– говорил он в таких случаях своему архидиакону, когда блаженный оборачивался по обыкновению на восток, в то время, когда другие стояли на запад. И не подразумевая в поступках блаженного сокровенно-загадочного смысла, делал мысленное предположение, что Феофил поступает так не по каким-либо другим, ему одному ведомым тайнам, а по своему «малограмотству». Не лишним будет сказать здесь, что господствующей чертой в управлении Лаврой у Высокопреосвященного Владыки Филарета было то, что он во всех своих распоряжениях являл себя не как власть имеющий, но как неуклонный и ревностный последователь и смиренный послушник всем уставам, правилам и обычаям, переданным инокам от святых преподобных Печерских. Поэтому образ жизни лаврской братии Владыка сводил в своих распоряжениях как бы к тому, что «первоначальницы святые чудотворные Киево-Печерские Лавры, Духом Святым просвещенные, установили и заповедали», и был для братии не как митрополит и даже как бы не настоятель, а как отец или старший собрат, словом – авва, как назывались отцы древне-иноческого подвижничества. Его всегдашнее обращение, беседы, наставления, даже замечания и предостережения – все было исполнено кротости, терпеливости и снисхождения. Он никому не внушал боязни или недоверчивости к себе, наоборот - все стремились к нему с радостью и откровенностью.2 Точно так же и здесь, понимая, что хотя жалоба начальника Иова и носила по внутреннему содержанию дух стремления к ненарушимости правил монастырского устава, но могла быть составлена и с примесью личной вражды к досадителю-блаженному, миролюбивый и кроткий Владыка, чтобы не выйти из границ начальственного жестокосердия, призывал блаженного к себе и подвергал его тайному допросу: – Феофил! – так говорил ему кроткий Архипастырь,– там на тебя опять пошли жалобы. – Сильный возсташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою,– тихо отвечал на это блаженный, потупив глаза.

http://pravicon.com/info-3800

Тропарь, глас 4: От юности иго Христово усердно восприим,/бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/в новопросвещеннем царстве Казанстем,/вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/идеже яко первоначальник/созданной тобою в граде Свияжске обители/и достойный первосвятителю преемник явился еси./Духом предстоя Престолу Владычню,/молися, святителю Германе, со святителем Гурием/православней пастве во благочестии преспевати/и тьме иноверия светом веры разгнатися. Ин тропарь, глас тойже: Яко великим пастырем единонравна/и учителем вселенныя единомысленна,/Церкве Божия служителя усердна/и строителя Таин Христовых благоговейна,/стекшеся, благовернии людие,/Свияжския обители Богомудраго основателя/и Казанския новопросвещенныя паствы святителя Германа/песньми и пении восхвалим, глаголюще:/не престай присещати молитвами твоими на всю паству твою/и в вере и благочестии блюди невредимо. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святому дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-м стихословии седален, глас 4: От юности найде на тя, присноблаженне, Божественное рачение:/еще бо отрок сый, паче меры и возраста/в воздержании и посте пребывал еси./Отонудуже родившие тя, движими сердоболием, удержаваху тя,/да не повредится от постнаго изнурения телесный состав твой./Ты же, непоколебимою стопою идя стезею воздержания,/взывал еси Христу Богу:/к Тебе привержен есмь от чрева матере моея,/Ты еси мой Покровитель. Слава, и ныне, Богородичен: Младенствующи плотию и совершенна душею,/Святый Кивот в дом Божий входит/воспитатися Божественною благодатию. По 2-м стихословии седален, глас 4: Егда тя иноки Старицкия обители моляху,/да будеши началовождь обители и блюститель спасения душ их,/ты, Богомудре, глаголы смирения рекл еси им:/аще и кормило корабельное неискусному не вверяется кормчему,/кольми паче спасение душ неведущему духовнаго пути наставнику./Обаче, яко искушенный в слове и разуме,/единодушным молением братии восприяв кормило духовное/и священноархимандрит быв,/явил в себе добраго вождя и наставника душ во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феодосия ближним, так что его можно считать первоначальником социально-христианского служения миру. Монах Нестор называет его заступником вдовиц, сирых и убогих. Его подвиги напоминают нам о палестинском иночестве. Вскоре влияние Феодосия достигло киевского княжеского двора, где он был в большой чести благодаря своим прозорливым советам; это явно выразилось в его споре с князем Святославом, в котором он победил: своевольному князю пришлось склониться перед духовной властью будущего святого. Феодосий проповедовал и в кругу монастырской братии; его поучения затрагивали основные принципы иноческого жития, но он не давал в них наставлений о том, как делать те или иные аскетические упражнения . Суждения Феодосия о разных случаях повседневного монастырского быта выражены в оставшихся после него пяти поучениях для монахов, принадлежность которых святому не вызывает сомнений . В основу своей системы пастырского воспитания Феодосий кладет ревностное стремление к совершенствованию. Главную цель монашеской жизни своего времени он видит в смирении и терпении, в молитве и любви к братиям. Но он не требовал от монахов чрезмерно трудных внешних аскетических подвигов. Для святого игумена было ясно, что от первого поколения иноков нельзя сразу требовать слишком многого. Эти поучения свидетельствуют о том, как медленно и постепенно утверждалось христианско-аскетическое мировоззрение, и о том, что всякое ужесточение требований могло бы только повредить монастырской жизни. Для развития древнерусского иночества было чрезвычайно важно, что у Феодосия аскетические требования шли рука об руку с практическими пастырскими задачами, ибо только так могло монастырское общежитие удержаться на определенной высоте. Монах Печерской обители во времена Феодосия проводил день в молитве и рукоделии. Из жития Феодосия можно узнать, что в монастыре ежедневно служились утреня, часы и литургия. Промежутки между богослужениями монахи посвящали рукоделию; они плели лапти и шляпы, которые потом продавали в городе, чтобы на вырученные деньги закупить зерно для обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/436438/

Стих:  Блажени вси боящиися Господа,/ходящии в путех Его. Глас Евангельский услышавше/и апостольскою ревностию распалившеся,/к научению неверных языков устремистеся,/Богоблаженнии и равноапостольнии/Кукшо, Леонтие, Стефане и Гурие,/и досточудный Иннокентие,/великия Сибирския страны апостоле/и просвещения за морем сущих,/новых стран первоначальниче./Темже со всеми прочими,/в благовестии Христове потрудившимися,/достойно ублажаетеся. Слава, стихира евангельская вторая, глас 2: С миры пришедшим яже с Мариею женам,/и недоумевающимся,/како будет им улучити желание,/явися камень взят,/и Божественный юноша утоляя мятеж душ их,/воста бо, глаголет, Иисус Господь./Темже проповедите проповедником Его,/учеником в Галилею тещи,/и видети Его воскресша из мертвых,/яко Жизнодавца и Господа. И ныне, глас тойже:  Преблагословенна еси:  Славословие великое. По Трисвятом тропарь воскресен точию: Днесь спасение мipy быcmь: Ектения и отпуст. НА ЛИТУРГИИ. Блаженна воскресна 1го гласа на 6: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Снедию изведе из рая враг Адама:/Крестом же разбойника введе Христос в онь,/помяни мя, зовуща,/егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Покланяюся страстем Твоим,/славословлю и Воскресение со Адамом и разбойником,/со гласом светлым вопию Ти:/помяни мя Господи,/егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Распялся еси, безгрешне,/и во гробе положился еси волею,/но воскресл еси, яко Бог,/совоздвигнувый Себе Адама,/помяни мя, зовуща,/егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Храм Твой телесный тридневным Воскресивый погребением,/со Адамом, и иже от Адама, воскресил еси, Христе Боже:/помяни нас, зовущих,/егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Mvpohocuцы приидоша, плачуща,/на гроб Твой Христе Боже, зело рано:/и в белых ризах обретоша Ангела седяща,/что ищете; зовуща./Воскресе Христос, не рыдайте прочее.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010