РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 22 (5 декабря) Преподобноисповедница Параскева ( Матиешина ) Преподобноисповедница Параскева родилась 28 октября 1888 года в селе Песчаное Каменец-Подольского уезда Подольской губернии в крестьянской семье Федора и Матроны Матиешиных. Семья была религиозной, благочестивой и патриархальной. «По вечерам мы не знали другого времяпрепровождения, как чтение Священного Писания или житий святых, и не представляли, что может быть иначе», – вспоминала матушка. Еще в младенческом возрасте она пережила первое значительное событие духовной жизни. Ей было три года, когда ее стали приучать к посту. Сначала девочка не хотела поверить, что Великим постом нужно отказаться от любимого молока, просила его, капризничала. Но через день сильно заболела и почувствовала связь между болезнью и нежеланием соблюдать пост, поняла, что пост – это серьезно. Тогда она дала свое первое обещание Богу: постом никогда не пить молока. Через два дня она поправилась и с этого времени всегда легко и с радостью постилась. Примерно в том же возрасте проявилась в девочке любовь к богослужению и церковному пению. Однажды в церкви Великим постом на нее особенное, глубокое впечатление произвело пение «Аллилуиа». Когда оно закончилось, Параскева заплакала. Вернувшись домой, она пропела его матери по памяти и запомнила на всю жизнь. Грамоте ее выучил дед Амвросий по Библии. Впоследствии она очень хорошо знала Священное Писание, но особенно любила читать послания Апостолов и Евангелие от Иоанна Богослова. Она называла его невидимым первым руководителем в духовной жизни: «Во время его чтения так делалось сладко и хорошо на душе, и я забывала о земле и о земном. Я даже выразить не умею, как мне было хорошо». Когда Параскеве исполнилось восемь лет, умерла мать, за нею дедушка и младшая сестренка. После отца Параскева стала главной работницей в доме. Отправляясь вместе на работу, они любили по дороге петь псалмы. У отроковицы рано появилось желание пойти в монастырь. Бабушка не позволяла ей об этом и думать. Нашелся и жених. Но Параскева ласково объяснила молодому человеку, что замуж не пойдет, потому что собирается в монастырь. Молодой человек последовал ее примеру, уехал на Афон и принял монашеский постриг.

http://fond.ru/kalendar/1323/paraskeva/

Св. Ап. Павел в начале своей апостольской деятельности не имел сотрудников. В дамасских синагогах он проповедовал один 229 ; приобщенный к лику иерусалимских Апостолов и братий, благодаря содействию Варнавы, он тогда также проповедовал без сотрудников 230 , а в первое время своей антиохийской деятельности он даже сам является в качестве сотрудника св. Ап. Варнавы 231 . Но по мере того, как, по указанию Божию, постепенно все более и более расширялись пределы деятельности св. Апостола, когда его слово наконец раздалось в многолюдных языческих центрах, когда его проповедь встретила многочисленных врагов, когда ему приходилось иметь постоянно заботу о всех многочисленных, основанных им, церквах, когда, словом, дело его апостольства расширилось до последней степени, он, по естественной необходимости, начинает озабочиваться приисканием для себя достойных сподвижников на трудном апостольском поприще. Так, по особому указанию Божию, в свое первое путешествие он берет Ап. Варнаву, а также и Марка-Иоанна 232 . Когда он вместе с Ап. Варнавой был в Ликаонии, то тут же находились и ο περ Пαλον 233 . Когда перед началом второго путешествия приглашаемый им в спутники Ап. Варнава отказался сопровождать его, то он был озабочен приисканием другого сотрудника и, наконец, избрал себе (πιλεξμενος) Силу 234 . Встретив после, во время второго путешествия, Тимофея, он пожелал и его взять с собой (τοτον θλησεν Пαλος σν ατ ξελθεν) 235 . Встретившись в Коринфе с Прискиллой и Акилой, он приглашает их отправиться с собой на проповедь и делает их своими сотрудниками 236 . Впоследствии число подобных сослужителей св. Павла, как бывших при нем почти постоянно, так и сотрудничавших ему только некоторое время, возрастает до значительного количества 237 . по-видимому, не было такого времени, когда бы он в своей апостольской деятельности оставался один, без этих своих помощников. Многие места Посланий св. Ап. Павла дышат необыкновенно сильной и горячей любовью его к своим сотрудникам 238 , которых он большей частью именует не иначе, как возлюбленными (αγαπητο). При продолжительных разлуках с ними св. Павел сильно скорбит духом 239 . При отправлении их в другие церкви он обыкновенно просит тамошних братий как можно лучше принять их и оказывать им сердечное благорасположение 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Скачать epub pdf Предисловие Все христианское наше Писание – богодухновенно и содержит не неопределенные, а определенные и канонические книги. Книги Ветхого Завета суть следующия: Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств первая и вторая, считаемые за одну книгу, Царств третья и четвертая, принимаемые также за одну книгу, Паралипоменон первая и вторая, принимаемые за одну книгу, Ездры первая и вторая, принимаемые за одну книгу, Псалтирь Давидова, заключающая в себе 151 псалом, Притчи Соломона, его же Екклезиаст, его же Песнь Песней, Иов, Двенадцать Пророков, составляющие одну книгу. Они суть следующие: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. Вот двенадцать Пророков в одной книге. Кроме их есть еще четыре – каждый в особой: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил. И так канонических книг Ветхого Завета – 22, число, равное числу букв еврейского алфавита; ибо действительно столько букв у Евреев. Кроме сих есть и другия книги того же Ветхого Завета, но не канонические, а читанные только оглашенным. Оне суть: Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товит. Вот количество и названия книг не канонических. Некоторые из древних утверждали, что Евреи к каноническим книгам причисляли также и Есфирь; но книгу Руфь, соединив с историею Судей, считали за одну книгу; а книгу Есфирь – за другую. Таким образом и в этом случае число канонических книг ограничивалось 22-мя. Таковы по числу и названию канонические и не канонические книги Ветхого Завета. Число канонических книг Нового Завета не менее определенно. Оне суть: Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния Апостолов, Соборные Послания различных апостолов, числом семь, составляющия одну книгу: первое Иакова, два Петровы, три Иоанновых, одно Иудино; четырнадцать посланий апостола Павла, составляющих одну книгу: послание первое – к Римлянам, два к Коринфянам, четвертое к Галатам, пятое к Ефесянам, шестое к Филиппийцам, седьмое к Колоссянам, два к ессалоникийцам, десятое к Евреям, два к Тимофею, тринадцатое к Титу, четырнадцатое к Филимону.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава VII. Последние годы земной жизни Апостола Встреча Апостола Ефесянами. – Благовестническое служение его на закате жизни. – Писания Иоанна. – Евангелие. – Обстоятельства его написания. – Цель. – Мнение о нем христианских и языческих писателей, – Первое послание. – Второе. – Третье. – Последние годы жизни Иоанна. – Рассказ Климента Александрийского о юноше-разбойнике. – Рассказ св. Поликарпа о встрече Апостола с Коринфом. – Рассказ Касиана. – Рассказ Иеронима. – Ученики Иоанна. – Какою смертью умер Иоанн? – Сколько ему было тогда лет. – Свидетельство апокрифов о последних днях его жизни. – Последнее преломление хлеба – Прощание. – Молитва у могилы – Смерть. – Христиане у могилы Апостола. С великою радостью христиане ефесские 1943 встретили своего великого и любвеобильного наставника и постоянного „соучастника в их скорби“. Весь народ вышел навстречу ему. Видя св. Апостола, многие плакали от радости, другие приветствовали его, третьи падали на землю, иные целовали одежды его 1944 . Домн, известный богатый, христианин города Ефеса, воскрешенный некогда Апостолом, ввел св. благовестников в дом свой. Отца его Диоскорида в это время уже не было в живых. Здесь была приготовлена для них трапеза. Многие дни в доме Домна оставались св. Апостол и его ученик. Сюда ежедневно 1945 приходили христиане 1946 , слушая благовествование Иоанна. Много прошло времени со дня удаления его на Патмос, но христиане ефесские не утратили своей веры: и теперь не было ни одного из них, кто бы не веровал словам св. учителя 1947 . Не менее девяноста лет было Иоанну по возвращении из ссылки 1948 . Но и в эти старческие годы благовестническая ревность не оставляла его. Не смотря на свою глубокую старость, он не переставал еще благовествовать о Распятом. Зорко следил великий старец за жизнью христиан, предостерегал их от лжеучителей и лжеучений, разрешал сомнения христиан, возникавшие среди них под влиянием языческой проповеди. Он находил время, для попечения не только о целых христианских общинах, но и об отдельных душах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Глава 21. О чудесах 1 Случаев исцелений больных по молитвам отца Иоанна Кронштадтского было очень много. Количество их остается большим, если даже исключить те из них, в которых нельзя сослаться на вполне достоверные показания или где исцеления легко объяснить иными причинами. Прежде чем ознакомиться хотя бы с некоторыми из этих случаев, надлежит вспомнить о смысле и значении чудес, совершенных Господом Иисусом Христом и Его верными последователями. Это даст возможность правильнее понять значение отца Иоанна как целителя. Сам Иисус Христос и многие святые чудотворцы поясняли значение чудес. Делал это и отец Иоанн. 2 Явление Господа Иисуса Христа, или Боговоплощение, вместе с Сошествием Святого Духа ест вершина Богооткровения. Христос – это совершеннейший образ Божий, данный нам в образе человеческом. Став человеком, Сын Божий самым доступным для людей путем показал Божественную жизнь, то ест самую совершенную, самую настоящую жизнь, про которую, на основании Священного Писания (смотри главным образом начало 1-й главы Евангелия от Иоанна и Первое послание апостола Иоанна), надо сказать, что она есть любовь, свет и блаженство. Эта Божественная жизнь, явленная в личности Иисуса Христа, раскрылась в особенности в Его жертвенном подвиге через Его смерть и Воскресение, и она же раскрывалась и в учении Христа, и в его чудесах. В них как бы всего нагляднее проявились животворящая сила и всемогущество Божественной любви, которая не терпит никакого зла и жаждет одарить всех полнотой всякого блага. В первом Своем чуде на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино (см.: Ин.2, 1–11 ), Христос умножал человеческую радость, и изгоняя бесов, исцеляя больных, воскрешая мертвых, Он избавлял людей от страданий, скорбных последствий греха. И в чудесах над природой (укрощение бури, хождение по водам, умножение хлебов (см.: Мк. 4:37–41 ; Мф. 14:13–21, 22–32 и др.) Он также являл Свою любовь, восстанавливал утраченную по грехопадении царственную власть человека над стихиями. И не следует смущаться тем, что Христос исцелил и воскресил сравнительно немногих и что эти немногие впоследствии умерли. Господь пришел воскресить всех и всем даровать вечную, безболезненную, блаженную жизнь, но это окончательное торжество любви наступит после конца этого века; чудеса же, совершенные Господом во время Его земной жизни, являются только отблеском этого будущего, пока еще временного торжества и пророческим свидетельством о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Скачать epub pdf Введение «Рассуждения на Евангелие от Иоанна» (Tractatus in Iohannis Euangelium) – это сто двадцать четыре толкования разных частей Евангелия от Иоанна, созданные Августином последовательно, но в течение долгого периода времени, не раньше 406 г. Часть из них, во всяком случае, первые, были реально произнесенными в церкви проповедями (гомилиями, что, собственно, и означает латинское название tractatus), записанными стенографистами. Остальные, по большей части более краткие, по-видимому, были продиктованы писцам, хотя дискуссия об этом так и не привела к общепризнанным выводам. Большинство исследователей согласны в том, что первые двенадцать «Рассуждений» произносились Августином последовательно, но перемежались толкованиями на пятнадцать «Песней восхождения», а значит, датируются зимой 406–407 гг. В начале пасхальной недели 407 г. Августин прервал эту последовательность, избрав в качестве нового текста для толкования Первое Послание Иоанна. Время произнесения первых гомилий объясняет остроту антидонатистской полемики в них. Кроме того, в первой гомилии присутствуют и антиманихейские темы. Лучшим изданием этой первой группы толкований, на наш взгляд, является 71-й том Bibliotheque augustinienne, включающий гомилии 1–16 (Homelies sur l’Evangile de saint Jean I–XVI Traduction, introduction et notes par M.-F. Berrouard. Paris, 1993; это последнее издание дополнено, по сравнению с предшествующими, важными исправлениями и дополнениями на с. 1005–1008). Издание подготовлено крупнейшим французским августинистом Мари-Франсуа Берруаром; кроме латинского текста и французского перевода с подстрочными примечаниями в нем имеется обширное предисловие и целый корпус (более ста страниц) «дополнительных замечаний», некоторые из которых могли бы составить самостоятельные статьи. Тем, кто пожелает более глубоко изучить «Рассуждения», совершенно необходимо будет обратиться к этому тому. Приведем для примера список «дополнительных замечаний», которыми издатель снабдил только первую гомилию:

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Первое место в ряду исагогических сведений по всей справедливости должно быть предоставлено вопросу о писателе послания: такое или иное решение его бесспорно отражается прежде всего на постановке других вопросов исагогического отдела, а затем и на всем понимании исследуемого послания. Для христианского читателя не безразлично, написал ли это послание Апостол Иоанн, неотлучно сопровождавший Спасителя от выступления Его на поприще общественного служения и до вознесения, отдавшийся Ему в той безграничной степени, на какую способна была его необычайно глубокая и восприимчивая натура, и прозревший в своем Учителе воплотившееся Слово жизни, или это был «пресвитер» Иоанн, родом иерусалимлянин, видавший Иисуса Христа только во время посещения Им иудейской столицы и не принадлежавший к ближайшим ученикам Его; или же, наконец, это был малоазиец, хотевший распространить свое сочинение под прикрытием авторитета великого Апостола. Отсюда тщательное и по возможности всестороннее решение вопроса о писателе послания, известного с именем Апостола Иоанна, должно быть поставлено во главе специального исследования об этом послании. Писатель послания не называет своего имени и прямо не указывает на свое апостольское достоинство. Однако он решительно причисляет себя к непосредственным свидетелям – очевидцам земной деятельности Слова жизни ( 1Ин.1–3, 4:14 ); он хорошо знает все главные факты ее и знает самым непосредственным образом ( 1Ин.1 : ψηλαφσαμεν). Чистый, праведный образ любящего Спасителя живо предносится умственному взору писателя, и он неоднократно заповедует читателям своего послания непрестанно взирать на этот осуществленный в жизни высочайший идеал чистоты, праведности и любви и с ним сообразовать свое поведение ( 1Ин.3:3, 5, 7, 16 ). Благовестие, которое возвещает писатель, он слышал от Него, Сына Божия, Иисуса Христа, и в точности передаст слышанное ( 1Ин.1:5 ; cp. 1Ин.3:3, 23 ). Нигде он не говорит, что он сообщает своим читателям слышанное им от других; напротив, сам удостоверяет несомненную истинность «преданного» им, утверждая, что только под условием неуклонного сохранения последнего они пребудут во Отце и Сыне ( 1Ин.2:24 ). Особенно он выдвигает свой апостольский авторитет там, где заходить речь о притязаниях лжепророков, которые от мира суть и от мира глаголют; здесь писатель послания прямо говорит о себе: «мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас: и иже несть от Бога, не послушает нас» ( 1Ин.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Трудно указать другой памятник нашей первоначальной церковной письменности, столь же темный и не вразумительный по языку, как известное «Правило» митрополита Uoahha II (1080–1088). Калайдович, впервые издавший этот памятник по древнейшему списку, находящемуся в софиевской пергаментной Кормчей XIII века, приписывает указанные недостатки «Правила» неискусившемуся переводчику: «ибо – замечает издатель – Иоанново послание не могло быть писано на языке славянском» 1 . По более исправному, хотя и довольно позднему списку (XVI в.), издан тот же памятник во 2-м томе «Истории Русской Церкви» преосвященного Макария. Новый издатель высказывает два предположения: «или митрополит Иоанн, не довольно знакомый со славянским языком, написал свое послание прямо по-славянски, или – если он писал по-гречески – переводчик недостаточно понимал язык греческий или славянский» 2 . Словом, существование греческого подлинника Иоанновых ответов представлялось или несомненным, или, по крайней мере, вероятным. Первое предположение вполне подтверждается найденными мною отрывками греческого текста, содержащими в себе 18 глав Иоаннова «Правила». Мне посчастливилось напасть на эту драгоценную находку в греческой рукописи 1756 года, принадлежащей отцу настоятелю одесской свято-троицкой греческой церкви архимандриту Евстафию Вулисме 3 . Главное содержание или, точнее сказать, первую часть этой рукописи составляет известная алфавитная синтагма канонического права Матфея Властаря . Ответы митрополита Иоанна помещены здесь на ил. 549–550, под заглавием, очевидно относящимся только к первой статье: Περ νηπων, πτε κα πς βαπτιζονται. Ερωτματα εκκλησιαστικ πρς τον μητροπολτην Ρωσσας. Когда я объяснил просвещенному владельцу рукописи всю важность этой находки для русской церковной истории, каноники и филологии, он не только предоставил мне право издать в свет все, что я найду нужным, но и указал на другой список того же самого текста, находящийся в греческой рукописи венецианской библиотеки св. Марка, из собрания Наниев (codices Naniani 4 ) По этому указанию и в надежде найти здесь другой, может быть, более полный и исправный список, я, через посредство загребского академика Рачки, вступил в сношения с про – префектом названной библиотеки И. Велюдою, препроводив к нему копию всего, что сохранилось из ответов митрополита Иоанна в списке отца Вулисмы, и прося или снять такую же копию из тамошней рукописи, или, если она не представляет никаких дополнений к тексту, отметить на полях моей копии все разночтения. Список, находящийся в наниевом кодексе, оказался еще более сокращенным: в нем не достает 5 и 6 главы текста по списку отца Вулисмы; кроме того в конце 8 и 12 главы сделаны довольно значительный перемены. За всем тем венецианский список доставил несколько важных вариантов к одесскому, тщательно отмеченных г. Велюдою на полях моей копии и помещенных мною ниже под текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Объяснение семи соборных посланий святых Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды Объяснение соборного послания святого Апостола Иакова О соборном послании святого Апостола Иакова и жизни его Название сего послания соборным, как и других подобных, получилось от того, что оно написано ко множеству христиан, живших в рассеянии, и предназначалось служить правилом веры и жизни для христиан всей соборной (вселенской) Церкви, каковым оно и было со времени своего появления. Посланию Апостола Иакова всегда отводилось первое место среди прочих соборных послании (например, 60 православного Лаодикийского собора и вообще у восточных отцов Церкви). И оно занимает сие место справедливо, как по великому значению в первенствующей Церкви его писателя, так и по глубине и важности содержания самого послания. Писатель этого послания сам называет себя Иаковом ( Иак.1:1 ). Из характера же и духа послания открывается, что сей Иаков был Апостол, высокоблагочестивый муж, опытный учитель ( Иак.3:2 ) и влиятельный пастырь Церкви, полный духа Христова и благодати Божией, особенно преизобильно обитавшей в святых Апостолах. А единогласное свидетельство древней Церкви говорит, что писатель сего послания был Иаков, брат Господень ( Гал.1:19 ), т. е. сын Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, которая посему называлась матерью его родных братьев (Иосии, Симона и Иуды – ( Мф.13:55 )). В отличие от других Иаковов (Иакова, брата Иоанна, и Иакова Алфеева), а также, быть может, для указания на то, что он был из числа 70 Апостолов, а не 12, он называется Иаковом малым ( Мк.15:40 ). По воскресении Господа, он удостоился особенного явления Его ( 1Кор.15:7 ). И по особенному указанию Господа, был поставлен Апостолами епископом в Иерусалиме. Как отличавшийся всегда глубоким благочестием и строгим исполнением всех заповедей закона ветхозаветного, он пользовался великим уважением как от Апостолов ( Деян.12:17 ), так и от всех верующих, почитавших его столпом Церкви, равным Апостолам Петру и Иоанну ( Гал.2:2 ). Даже Евреи видели в нем человека праведного. Примером своей святой жизни и словом убеждения, святой Иаков благотворно действовал на веру и благочестие христиан, возбуждая их молитвенный дух устроением богослужения и особенно литургии, доныне совершаемой в Иерусалимской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование на 1-е послание к коринфянам В первую книгу десятого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли Беседы на первое послание апостола Павла к Коринфянам. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ДЕСЯТЫЙ КНИГА ПЕРВАЯ Беседы на 1–е послание к Коринфянам   Набор и обработка текста инока Ираклия (Криворучко), Киево–Печерская лавра, и Константина Варламова, Ульяновск.   1. БЕСЕДА ПЕРВАЯ на 1 Кор. 1:1–3. Смирение Павла. — Единение церкви. — Нужно искать благодати у Бога, а не у людей. — Значение смиренномудрия. 2. БЕСЕДА ВТОРАЯ на 1 Кор. 1:4–5. Нужно благодарить Бога. — Неповиновение Божию зову. — Никто не бывает добр или зол по природе. 3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ на 1 Кор. 1:10. Обличения должны быть постепенны и умеренны. — Павел не считает себя предпочтительнее пред Петром. — Спор о Павле и Платоне. — Дивная победа апостолов. — Нужно побеждать более жизнью, чем философией. 4. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ на 1 Кор. 1:18–20. Предметы веры выше суждений разума. — Действия Христа, совершаемые противными действиям способами. — Сократ принужден был выпить яд из цикуты. — Страдания мучеников. — Протагор, Диагор и Феодор Безбожник. — В отношении к язычникам необходима снисходительность, как к детям. 5. БЕСЕДА ПЯТАЯ на 1 Кор. 1:26–27. При помощи благодати Божией апостолы обратили вселенную. — Против театральных зрелищ. 6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ на 1 Кор. 2:1–2. Для проповеди не нужна мирская мудрость. — Вера и знамения. — Почему ныне не все веруют. 7. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ на 1 Кор. 2:6–7. Мудрость философов сделалась безумием. — Многие из священных книг потеряны. — Учение Христа подтверждается чудесами и исполнением предсказанного Им. 8. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ на 1 Кор. 3:1–3. Может быть плотским и тот, кто совершает знамения. — Никогда не нужно отчаиваться в спасении. 9. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ на 1 Кор. 3:12–15. Мучение грешников не имеет конца. — Изображение греха вообще и корыстолюбия в частности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010