Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Кюнен. Фотография. Ок. 1900 г. [Голл. Kuenen] Авраам (Абрахам) (16.12.1828, Харлем, Нидерланды - 10.09.1891, Лейден), нидерландский библеист. Род. в семье потомственных аптекарей. Изучал теологию и востоковедение в Лейденском ун-те. В студенческие годы испытал сильное влияние идей теолога и философа И. Г. Шольтена, одного из идеологов движения модернизма в Нидерландской реформатской Церкви. В 1851 г. получил степень доктора после защиты диссертации, посвященной изданию фрагмента арабского перевода самаритянского текста кн. Бытия (Specimen theologicum continens Geneseos libri capita trigenta quatuor priora ex Arabica Pentateuchi Samaritani versione nunc primum edita cum prolegomenis). В 1851-1855 гг. К. занимал должность куратора коллекции вост. рукописей Лейденского ун-та. В 1852 г. назначен экстраординарным профессором теологии. После получения почетной степени доктора на фак-те искусств 12 марта 1853 г. К. произнес «Речь о том, что точное знание иудейских древностей чрезвычайно важно для христианского теолога» (Oratio de accurato antiquitatis Hebraicae studio Theologo Christiano magnopere commendendo. 1853). В этой речи К. неблагосклонно высказался о библеистах радикальных взглядов В. Фатке и П. фон Болене, однако подчеркнул, что оценка их вклада не отменяет ценности библейской критики как таковой («злоупотребление не отменяет употребления»; Ibid. S. 23). Впосл. отношение К. к критической библеистике, и в частности к взглядам Фатке, сильно изменилось. В 1855 г. К. был назначен ординарным профессором теологии, преподавал экзегезу книг НЗ и ветхозаветную историю, а после 1859 г.- этику. В 1861-1865 гг. вышло 3-томное «Историко-критическое исследование о происхождении и собирании книг Ветхого Завета» (Historisch-kritisch onderzoek naar het antstaan en de verzameling van de boeken des Ouden Verbonds). По сути эта работа написана в жанре исагогики, понятой в духе новейших для своего времени историко-критических исследований ВЗ.

http://pravenc.ru/text/2462391.html

Ему уготовано непреходящее царство славы и блаженства со всеми святыми». Приобщения Святых Таин Августейший Больной сподобился в десять часов утра, после чего началось прощание с Ним всех присутствовавших Высочайших Особ. Духовник Его Величества удалился в соседнюю комнату, в которой находились доктора. В одиннадцать часов положение Больного сделалось особенно трудным, и казалось, что роковая минута приближается. Деятельность сердца продолжала падать, одышка увеличивалась; но телесная крепость Могучего Царя еще раз восторжествовала над злым недугом, и Его Величество почувствовал снова некоторое облегчение. Подкрепляя Свои силы вдыханием кислорода через некоторые незначительные промежутки времени, Государь все время оставался в полном и ясном сознании. Около этого же времени Он пожелал видеть отца Иоанна Кронштадтского , который служил тогда обедню в Ореанде. До прихода пастыря-молитвенника Государь выразил желание отдохнуть. С Августейшим Больным остались только Императрица, Цесаревич с Высоконареченной Невестой и Царские Дети. Прочие Высочайшие Особы из комнаты Его Величества вышли в соседнее помещение, и двери в нее заперли. Августейшим Особам, вышедшим из комнаты Царя-Страдальца, доктор Лейден сказал малоутешительную весть, что легкие у Больного хуже сердца. В это тяжкое для всех время вместе с Царственным Страдальцем более других болела сердцем и томилась Его Августейшая Супруга. «На дорогую нам Императрицу ужасно больно смотреть!» такими скорбными словами определяет тяжкое состояние Государыни Королева Эллинов, описывая последние часы жизни Царя-Миротворца. На призыв Царский вскоре явился в Малый дворец о. Иоанн Кронштадтский . «Я поспешил явиться», пишет он, «тотчас по совершении литургии и оставался в Высочайшем присутствии до самой блаженной кончины Государя. По желанию Государыни Императрицы, я прочитал молитву об исцелении Болящего и помазал ноги и другие части тела Его елеем. Этот елей из лампады от чтимой чудотворной иконы по желанию усердствующих доставлен был чрез одного из ялтинских священников для помазания Августейшего Больного. Приняв с искреннею верою это благочестивое усердие, Государь Император выразил желание, чтобы я возложил мои руки на главу Его, и я долго держал их. Государь находился в полном сознании, просил меня отдохнуть, но я сказал, что не чувствую усталости и спросил Его: «Не тяжело ли Вашему Величеству, что держу долго руки мои на голове Вашей?» Но Он сказал мне: «Напротив, Мне очень легко, когда вы их держите». Потом Ему угодно было сказать: «Вас любит русский народ». – «Да», отвечал я: «Ваш народ любит меня». – «Любит», ответил Государь: «потому, что он знает, кто вы и что вы» (подлинные Его слова). Хотя с моей стороны, может быть, и не скромно помещать эти слова, но так как каждое слово умиравшего Монарха дорого для России и характеризует Его великую, смиренную, добрую, отзывчивую душу, – не счел я справедливым опустить их, хотя признаюсь, не достоин такого доброго слова Великого Государя моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Помазание Болящего Государя елеем, совершенное Кронштадтским пастырем-молитвенником, должно было доставить Августейшему Страдальцу великое душевное утешение, хотя и не могло заменить святого таинства елеосвящения, коего жаждала душа Его. Благочестивый Монарх, в последние дни Своей жизни, искреннейше желал принять таинство елеосвящения и только ждал для сего продолжительно совершаемого священнодействия, хотя небольшого укрепления быстро падавших сил Своих. В течение последних часов, Государь, окруженный Своею Семьею, ни на минуту не теряя сознания, ослабевающим голосом продолжал беседовать с Императрицею и Детьми. Он часто целовал Императрицу, под конец же сказал: «не в силах даже поцеловать Тебя!» причем дышал с большим трудом. Дети стояли около Него на коленях, как и Государыня, державшая Его руки, которые начинали холодеть. Государь все просил Их сесть, говоря, что Они устанут. Великий Князь Михаил Александрович гладил руку Отца, Который, с нежностью глядя на Него, сказал: «душка!», но тут же простонал: «тяжело, очень тяжело!» Незадолго пред кончиною Государя о. Иоанн снова молился, между тем как деятельность сердца у Больного все слабела, и дыхание становилось реже. Государыня Императрица ни днем, ни ночью не покидавшая Страждущего Супруга, до последней минуты с непоколебимою твердостью оставалась верна Своему чувству и долгу. Служа русским женщинам в течение двадцати восьми лет, образцом и примером Супруги, Она до последнего вздоха Августейшего Страдальца находилась близ Него; Императрица сидела с левой стороны Его кресла, на скамеечке, почти коленопреклоненная. В два часа пополудни у Государя усилился пульс, и взор Его как бы оживился... Еще за три минуты до кончины видно было, что Государь желал что-то сказать и, обратясь к профессору Лейдену, следившему за биением пульса, произнес: «кислороду!» Но прежде, нежели Лейден успел выполнить желание Умирающего, Государь Император, поддерживаемый за плечи Наследником Цесаревичем, склонил голову на плечо Государыни, закрыл глаза и тихо в Бозе почил. Было два часа пятнадцать минут пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Б. Н. Флоря Сохранилось не много памятников церковной письменности, связанных непосредственно с Г. е. Одним из них является Галицкое Евангелие (1144 и кон. XIII-XIV в.) - наиболее ранний из сохранившихся древнерус. списков Евангелия тетр (СКСРК, XI-XIII вв. 53. С. 94-95), в кон. XVI в. хранившийся в галицком Успенском соборе. Вероятно, также галицким по происхождению является Евангелие апракос, написанное при князьях Льве и Юрии в 1268, 1279, 1290 или 1301 г. (РНБ. F. n. I 64; СКСРК, XI-XIII вв. 179). Число древнерус. рукописей XII-XIII вв. с галицко-волынскими орфографическими особенностями достаточно велико. Таковы, к примеру, Евангелие апракос кон. XII (?) - нач. XIII в. с миниатюрами, представляющими высокий образец комниновского стиля (ГТГ. К-5348; СКСРК, XI-XIII вв. 147), «Выголексинский сборник» кон. XII в. (РГБ. Муз. 1832), Ганкенштейна кодекс (Венский Октоих) нач. XIII в. с дополнениями кон. XIII - нач. XIV в. (Вена, Австрийская нац. б-ка. Слав. 37), Путненское Евангелие апракос кон. XIII - нач. XIV в. (Румыния, мон-рь Путна. 506/II), Беседы папы св. Григория Двоеслова на Евангелие XIII в. (РНБ. Погод. 70), Скалигеров Патерик 2-й пол. XIII в. (Лейден, Б-ка ун-та. Skal. 74) и ряд др. Однако все они лишены сведений о месте создания (и даже продолжительного бытования) и в равной мере могут быть связаны происхождением с Перемышльской, Холмской и даже с Владимиро-Волынской и Луцкой епархиями. О книгописании в Г. е. в XIV-XV вв. сохранилось не много сведений. 21 мая 1321 г. в Коломые писец Феодор (возможно, болгарин) закончил переписывать Евангелие, в выходной записи к-рого (сохранилась в копии 3-й четв. XV в.- БАН. 13. 3. 36. Л. 128; см.: Соболевский А. И. Русское известие о последних галицких Рюриковичах//Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917) находится последнее прижизненное упоминание князей Андрея и Льва Юрьевичей. В 1421-1422 г. в Онуфриевском мон-ре на Сергиевой горе (совр. Рожнятовский р-н Ивано-Франковской обл. Украины) «замышлением пресвитера Илии» было написано пергаменное Евангелие апракос краткий (Тула. Обл. краевед. музей, 304 - Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Льbib, 1995. С. 292-293; 61). В 1477 г. дьяк Триф(он) Волошин (возможно, одно лицо с соименным молдав. книгописцем, последователем Гавриила Урика ) написал во Львове Евангелие апракос для логофета Молдавии жупана Михаила и его братьев (Львов. НБ НАНУ. АСП. 21- Запаско. С. 296, 297, 299; 64).

http://pravenc.ru/text/161539.html

«Быстро пронеслось и перед ним самим его царствование! К своей жизни, к своему здоровью он относился безпечно. Его природная сила оберегала его от мнительности. Говорят, что и теперь, исхудалый до неузнаваемости, он приводил в отчаяние докторов своею безумною неосторожностию. В Беловежской пуще, вспотелый после ходьбы, он садился у открытого окна, в сырую погоду, и на замечание Захарьина: «кто это позволил?» отвечал, шутя, что это делает «с Высочайшего разрешения»... «... К ак он встретил смерть? Он умирал в полном сознании, окруженный столпившейся семьей. Он принимал причастие в самый день кончины, – после трех суток кровохарканья – значит, он ясно видел, что все это делается в виду его кончины. Чтоже? Тяготился он этою красноречивою обстановкою смертной казни? Нисколько. Он выдержал агонию, сидя в кресле. Он так простодушно верил в будущую жизнь, что, задыхаясь, молился шопотом в присутствии отца Иоанна (Кронштадтского) и сказал жене, сидевшей близ него на скамеечке: «чувствую конец. Будь покойна. Я совершенно покоен». И, вдруг, откинувшись назад, умер. Накануне смерти, когда мы здесь читали депеши о его «крайне опасном состоянии», когда мы себе воображали его неподвижно хрипящим в постели, – он (как это доказано документами) еще садился к столу и подписывал бумаги. Он совсем не заглядывал в будущее: он не придавал никакого значения своему умиранию и, преисполненный самых отвратительных ощущений глубокого физического страдания, чувствуя свою неодолимую непригодность к работе, – он все-таки, видя кругом отчаяние, еще хотел по обычаю трудиться. Впоследствии, Лейден, возвратившись в Берлин, всем разсказывал, что Александр III смело смотрел смерти в глаза и умер настоящим героем, «как следует мужчине»... «... Х очу высказаться об этом умершем под свежим впечатлением его личности, которую каждый из нас на себе испытывал. Это был царь-гувернер, царь-опекун, царь-ключник, который понемногу прятал под замок все вольности. Он смотрел на своих подданных, как на неразумных, расшалившихся детей. Он задумал напечатать для них твердые правила благонравного поведения и водворить порядок. Он сознавал в себе достаточную для этого силу, потому что сам он был насквоз пропитан непоколебимым уважением к долгу...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В июне 1451 г. Н. К. был уже на территории Тюрингии и Саксонии, где основными остановками стали Эрфурт, Галле, Магдебург, Хальберштадт и Хильдесхайм. В июле он достиг Ганновера, откуда отправился в поездку по городам, располагающимся на территории совр. Нидерландов, посетив Зволле, Кампен, Утрехт, Амстердам, Лейден и Маастрихт. К концу окт. 1451 г. он вернулся в Германию, задержался на 2 недели в Трире и посетил родной город. Следующими пунктами назначения стали Майнц и Кёльн. В янв. 1452 г. Н. К. вновь отправился в Нидерланды в связи с запланированным посольством в Англию, где по особому поручению папы Римского Николая V он должен был в статусе папского легата выступить в качестве посредника между франц. и англ. королями и попытаться положить конец Столетней войне (1337-1453). В кон. янв. 1452 г. Н. К. встретился в Брюсселе с одним из инициаторов этого посольства, Филиппом III Добрым (1396-1467), герцогом Бургундии. Англ. кор. Генрих VI (1422-1461, 1470-1471) и его ближайшие советники были заняты внутриполитическими проблемами и не пожелали принимать папского легата, поэтому поездка Н. К. в Англию не состоялась. Позднее в 1455 г., уже при папе Римском Каллисте III (1455-1458), Н. К. был повторно назначен легатом в Англию, однако и на этот раз англ. король заявил о нежелании вести переговоры, и посольство было отменено (см.: Meuthen. 2010. P. 100-101). В марте 1452 г. Н. К. вернулся на территорию Германии; проехав через Кёльн, Франкфурт и Мюнхен, в апр. 1452 г. Н. К. прибыл в собственное еп-ство Бриксен. На этом основная часть его посольской поездки была завершена, однако в течение следующего года он совершил еще неск. визитов в разные города Австрии и Германии. Одной из задач, изначально поставленных перед Н. К. как папским легатом, было ведение переговоров с упорными гуситами о возвращении в католич. Церковь. По политическим причинам эти переговоры так и остались в стадии предварительных индвидуальных консультаций, не преведших к к.-л. результату. Церковная и богословская позиция, с к-рой в этот период выступал Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Иоанна (Кронштадтского) и сказал жене, сидевшей близ него на скамеечке: " Чувствую конец. Будь покойна. Я совершенно покоен " . И вдруг, откинувшись назад, — умер. (…) Впоследствии [доктор] Лейден, возвратившись в Берлин, всем рассказывал, что Александр III смело смотрел смерти в глаза и умер настоящим героем, " как следует мужчине " ...» «Мы все помним то время, когда Император Александр III умирал в Ялте, и ближайшие месяцы после этого, когда вдруг вся Европа почувствовала, что уходит сила, которая держала своей нравственной фигурой Европу в мирном и спокойном положении; только тогда всё сознали ту громадную роль, которую играл этот Император в международном мировом отношении», – вспоминал Витте. Как сообщает известный историк Церкви Н.Д.Тальберг, собравший высказывания современников на кончину Александра III, смерть Императора вызвала отзвук во всем мире. Председатель французского сената Шальмель-Лакур в своей речи отмечал, что русский народ переживает «скорбь утраты властителя, безмерно преданного его будущему, его величию, его безопасности; русская нация под справедливой и миролюбивой властью своего Императора пользовалась безопасностью, этим высшим благом общества и орудием истинного величия». «Мы видим в нем нечто беспримерное, – продолжал французский сенатор. – За последние дни, когда наука, отказалась спасти Императора и когда он все еще был жив, вся Европа занималась оценкой его деятельности и как человека и как Государя – и не оказалось ничего, что не делало бы чести его прямоте, уму, честности, твердости в решениях, высоте духа, где не было ничего запутанного, где все сводилось к величию России, при посредстве мира, к горячему и неуклонному желанию предотвратить войну». Французский министр иностранных дел Эмиль Флуранс был убежден, что «Александр III был истинным Русским Царем, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но, побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России – то во Франции, то в Германии, то в Англии и Швеции.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/02/on...

Иван Григорьев упоминается учителем грамматического класса в делах 1772 г. Иустин (Иван) Трипольский, протоиерейский сын из Полтавы, учился в Киевской академии и был там учителем в низших классах; в 1772 г. перешел в здешнюю епархию и определен учителем Александроневской семинарии; в 1773 г. пострижен в монашество: но когда и куда выбыл неизвестно. Николай Приморский, из здешних воспитанников, упоминается в 1773 году. Евгений (Емельян) Романов, иеродиакон, обучался в Новгородской семинарии; по окончании курса в 1766 г. вступил в монашество, определен учителем в здешнюю семинарию и обучал истории и географии; в том же году переведен иеродиаконом в Сухопутный кадетский корпус, где преподавал Закон Божий и российскую и славянскую грамматику; в 1800 г. 15 января, из архимандритов Троицкого Колязина монастыря, пожалован епископом в Кострому, где и скончался в 1811 г. Петр Иванов, по окончании богословского курса в Новгородской семинарии, перешел в здешнюю епархию – за не приисканием места 53 . Архиепископ Гавриил определил его учителем в здешнюю семинарию, в которой он и преподавал сперва немецкий язык и поэзию, потом красноречие, а с 9 сентября 1776 г. – философию. Прохор Игн. Формыцин, также из студентов Новгородской семинарии, перешел в здешнюю епархию и семинарию в 1774 г. и проходил инспекторскую и учительскую должность в разных классах; скончался священником лейб-гвардии Измайловского полка. Мартын Як. Клевецкий, обучался в здешней семинарии до риторики. В 1766 г. по именному Высочайшему повелению послан был в Лейден для высшего образования и, вместе со своими товарищами, заслужил хорошие отзывы от тамошних профессоров Шультенса, Алломонда и других; по возвращении в Россию в 1772 г. определен в здешнюю семинарию учителем истории, географии и греческого языка. Последующая судьба его неизвестна. В 1773 г. в С.-Петербурге напечатано составленное им «Руководство к географии с употреблением земного шара и ландкарт и с приложением генеральных правил арифметики» 54 . Петр Розанов, с 1754 г. обучался в Московской славяно-греко-латинской академии; в 1766 г., по именному Высочайшему повелению, послан был в Геттинген и обучался в тамошнем университете разным наукам и языкам у знаменитых профессоров Гольмана, Ахенваля, Гаттерера, Вальхия, Аша и Бекмана; по возвращении в Россию испытываем был в присутствии всех членов св. Синода и некоторых академиков в успехах и, вследствие одобрительного отзыва их, Высочайшим именным указом утвержден в степени магистра словесных наук, с жалованьем по 400 рублей в год из Коллегии экономии; после этого обучал в Александроневской семинарии французскому и немецкому языкам и математике; в ноябре 1776 г., по представлению св. Синода, награжден чином коллежского архивариуса; в 1780 г. уволен из семинарии для поступления в гражданскую службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

115 См.: Василий Великий , свт. Послание 38. Изд. Courtome [Куртом]. Т.1. С.85. Здесь свт. Василий говорит: «По бесконечности, непостижимости, несотворенности, необъятности местом и по всему подобному в животворящей природе нет никакого изменения... но здесь созерцается некое постоянное и непрерывное общение ( αδισπαστον κοινοναν)». 117 Ср.: Staniloae D. Viata si invatatura sfantlui Grigorie Palama [Станилое Д. Житие и учение святого Григория Паламы ]. Сибиу, 1938. С.3–6; Iwanka E. von. Plato christianus [Иванка Е. фон. Христианский Платон]. Эйнзидельн, 1964. С.411; Лосский В. La theologie mygstique de l " Eglise d Orient. 118 [ Григорий Палама , свт.]. Аподиктические слова, 17//Соч. Т.1. С.99. Святитель в своем Слове к монахине Ксении говорит об этом следующее: «Когда день озарит и денница воссияет в сердцах наших, по слову верховного апостола, истинный человек выходит, по пророческому слову, на подлинное свое делание и, пользуясь светом, восходит путем, возводящим на вечные горы» (см.: К монахине Ксении//PG 150,1980D-1981A). 119 См.: Καρμρης . Τα δογματικ... Τ. Β. Εγκκλιος της εν Κωνσταντινουπλει Συνδου του 1722 προς τους ορθοδξους A­ ντιοχεις [Кармирис И. Догматические и символические памятники... Т.2. Окружное послание Константинопольского собора 1722 г. православным антиохийцам], 6,847(922). 122 Ср.: Dondaine H. La theologie latine de la procession du Saint Esprit//Russie et chretiente. 1950. 3–4. P.213. 131 Ср.: Jaeger W. Gregor von Nyssá " s Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966. S.149–152 [Йегер В. Учение Григория Нисского о Святом Духе. Лейден, 1966. С.149–152]. Флоровский Г. Восточные отцы IV века. Париж, 1933. С.119. 134 По удачному замечанию В. Лосского , можно было бы, может быть, придать православное истолкование учению о Филиокве, каким оно было на Западе до IX столетия, а также и пониманию некоторыми западными отцами Духа Святого как любви (amor или nexus amoris [связи любви]) Отца и Сына. По всей вероятности, св. Григорий именно и хотел найти такое истолкование в этом месте о Святом Духе как о любви, понимаемом в контексте всего его богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

—454— Петербурга от вдовы тайного сов. Варвары Александровны Иордан, которая писала от 11-го числа: «Благоволите принять, Высокопреосвященнейший Владыко, мою искреннюю благодарность за присланный мне интересный очерк о Вашей плодотворной учено-литературной деятельности. Прочитав этот отзыв, я невольно вспомнила то, что говаривал покойный муж мой: всё пройдет, забудутся все чины и отличия, а останется только то, что сделано и над чем потрудился человек в области науки и искусства. Вот памятник нерукотворенный, которого не сокрушит время, – заслуги, которые потомство оценит более чем современник… Мне пришлось приехать в Петербург случайно ко дню перевезения тела покойного Государя, и я видела процессию из окон библиотеки Академии Наук. – В крепость не ездила, хотя и был билет. Еще неизвестно, на что решится вдовствующая Императрица: поедет ли в Данию, куда зовет её отец, чтобы отдохнуть и навестить Королеву, которая очень слаба, или же поедет прямо к Георгию Александровичу, 2200 чтобы зимовать с ним в Корфу. Государь окружает её самым нежным вниманием. Невеста покорила все сердца, она образована, умна, с большим тактом и сердечна. Императрица очень полюбила её. Свадьба состоится 14-го после обедни, на этот день снимут траур. Но вся семья находится еще под впечатлением праведной кончины Государя и всего пережитого за последнее время. Профессор Лейден опускался на колена вместе со всеми и сказал, что он теперь видит, что такое вера… что это не пустой звук… Государь умирая благодарил Вел. Княгиню Александру Иосифовну, что она привезла о. Иоанна 2201 и сказал: какая у тебя была счастливая мысль, он так приготовил меня, – это святой человек, как я жалею, что не знал его раньше. После бракосочетания Их Величества уезжают в Гатчину». 21-го декабря писал преосвященному Савве Обер-Прокурор Св. Синода Константин Петрович Победоносцев : —455— «Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Приближение всерадостного праздника Рождества Христова и Нового года напоминает мне приятный долг – сердечно приветствовать Ваше Преосвященство с сим великим торжеством св. Церкви и наступающим новолетием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010