Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

73. 1081-1085 Война против первого норманнского вторжения на Балканы. Продолжение территориальной экспансии норманнов. Раннее поражение Византии при Диррахии (1081). Однако успешная оборона Фессалии и морские победы с венецианской помощью привели к отказу норманнов от вторжения после смерти Роберта Гвискара. 74. 1081-1095 Кампании сельджуков в Эгейском море. Цель – завоевание территорий Византии. Военачальник сельджуков Чака-бей из Смирны запускает флот в Эгейское море и захватывает ряд островов, но в конечном итоге терпит поражение от византийцев. 75. 1086-1091 Восстание богомилов на Балканах при поддержке половцев и печенегов. Основными политическими тенденциями богомилов было сопротивление государственной и церковной власти, что было неприемлемо для Византии. Раннее поражение Византии при Дристре (1086). Однако печенеги потерпели сокрушительное поражение в битве при Левунионе в 1091 году. 76. 1090-1095 Византийско-сербская война. Сербский князь Вукан начал проникать на византийскую территорию и совершать набеги на территории Косово и вокруг него, воспользовавшись турецким вторжением на византийскую территорию близ Константинополя. Заключение мира. После этого стало обычным делом, когда члены сербской королевской семьи были «придворными заложниками» в Константинополе, чтобы обеспечить мирные отношения между сербами и византийцами. 77. 1096-1097 Первый крестовый поход (прошел через Византию на пути в Святую землю). Целью крестового похода было освобождение Святой земли от исламского правления. Возвращение Никеи с помощью крестоносцев и последующее завоевание большей части западной Малой Азии Иоанном Дукой. 78. 1091-1108 Возобновление войны с норманнами при кн. Боэмунде I. Продолжение территориальной экспансии норманнов. Война закончилась признанием Боэмундом сюзеренитета Византии над Антиохией. 79. 1110-1117 Возобновление войны с турками-сельджуками. Цель – завоевание территорий Византии. Первоначальные успехи Турции были отменены договором, заключенным после победы Византии в битве при Филомелионе.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

Недаром св. Григорий Богослов назвал этот город «оком вселенной», «как бы взаимным узлом Востока и Запада» 23 «Царица царствующих градов», – сказал п. Фотий 24 . Современный нам историк Византии перефразировал это так: " Costantinople – c " est le Paris du Moyen-Age» 25 . Византийцы считали себя с правом носителями идеи вселенской империи. Не даром самое государство свое они называли «вселенная», т. е. населенная народом «ромейского» племени. Они были и чувствовали себя вторым Римом. «Правильно замечает историк, что «для Запада в 1096 г. (год первого крестового похода) римский мир уже рухнул 600 лет тому назад; тогда был полный расцвет Средневековья, т. е. эпохи, в которой зарождался наш, новый мир; для Анны Комниной, наоборот, римская цивилизация, центр которой был перенесен из Рима в Константинополь первым христианским императором, жила еще целиком 26 . Византийцы гордились тем, что они носители древней культуры, а все кругом – варварский мир. С каким пафосом митрополиты XII века становились гуманистами и искусственно возрождали классическую греческую речь! С каким снобизмом Анна Комнина жалуется на необходимость цитировать в своей истории имена вождей Печенегов, Крестоносцев и др. варваров, настолько эти имена чужды эллинскому слуху и нарушают гармонию классической речи 27 . Чувством какого ужаса и страха исполнены обе омилии св. патриарха Фотия «На нашествие Россов» на Константинополь. В этом «жестоком и тяжком ударе и гневе Божием» он видит наказание за грехи византийского общества. В самом деле у стен царского града «эти варварские корабли»; на главу византийцев «обрушился этот устрашающий иперборейский громовой удар»; «сомкнутым строем низринулись на них эту густые варварские волны»; «скифский и грубый народ», «народ безвестный и бесчисленный, варварский, кочевой» 28 , надвинулся с севера на цветущую в своей утонченной культуре Византию, на все то, что с правом и полным основанием считало себя наследницей древней эллинской традиции и носителем многовековой христианской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Самый желательный, естественный ход событий вслед за окончанием первого крестового похода должен был бы заключаться в дальнейшем проведении того принципа, который поставили себе крестоносцы, – принципа укрепления христианского элемента в Азии и ослабления мусульманского. Такой именно ход событий был желаем и ожидаем всем христианским населением как Европы, так и Азии. Но так как усиление христианского элемента в Азии обусловливало собою в то же время усиление тех княжеств, которые были основаны крестоносцами и так как это последнее обстоятельство было противно видам и интересам Византийской империи, то ход событий принял совершенно иное направление. Византийские цари с этих пор всегда стояли на страже своих собственных интересов и препятствовали делу усиления христианского элемента в Малой Азии; этим обстоятельством объясняется все негодование, все обвинения, которые направлены против Византии со стороны западноевропейцев. Турецкий султан Килидж-Арслан, выгнанный из Никеи, стесненный в Иконии, предоставивший всю Переднюю Азию ее собственным судьбам, не был уже более серьезным врагом для Византии, которая и поспешила восстановить свои права в Малой Азии. Но раз Передняя Азия перешла во владение Византии, политика византийского императора пошла дальше: он начал подумывать о том, чтобы подчинить своей власти и Сирию, Палестину и владения, основанные крестоносцами. Вот почему в событиях XII столетия мы встречаемся с явлением в высшей степени любопытным. Византийский император, объявляя войну крестоносцам, часто заключает союзы с тем самым народом, который так недавно еще готов был разрушить Византийскую империю, – заключает союзы с турками. То же самое делают и западные князья: угрожаемые со стороны Византийской империи, они, видя в ослабленных турках менее опасных врагов, чем были для них теперь греки, заключают с турками союзы, чтобы общими силами выжить из Азии беспокойный греческий элемент. В этом именно обстоятельстве и заключается весь трагизм положения дел и интерес изучения эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Кстати, что такое эта несчастная штунда? Несколько русских рабочих у немецких колонистов поняли, что немцы живут богаче русских и что это оттого, что порядок у них другой. — Эти слова свидетельствуют о знакомстве Достоевского со статьей М. Пащенко «Духовные секты в Новороссийском крае», напечатанной в журнале «Гражданин». Пащенко писал о штунде: «Религиозное заблуждение появилось в нашем крае очень недавно, почти в то время, когда эмансипация открыла окно и народ начал свободно знакомиться с чуждым ему миром. Многие из крестьян, привлеченные выгодными ценами, поступали в работники к колонистам. Живя в чуждой им семье по вере и обычаям, крестьяне — большею частью молодые люди, вообще плохо понимавшие сущность православия, — легко могли соблазниться свободой, дозволявшей самому заботиться о спасении своей души» (Гражданин. 1876. 18 июля. С. 699). 10 Случившиеся тут пасторы разъяснили Вот и соединились кучки русских темных людей, стали слушать, как толкуют Евангелие… — Возможно, что один из этих пасторов — посещавший русских штундистов на юге России «проповедник из Гамбурга Иоанн Ункен (Onken), издатель и составитель многих книг в духе анабаптистов» (см. цитировавшуюся выше статью М. Пащенко: Гражданин. 1876. 18 июля. С. 700). Задолго до этого — но из того же журнала «Гражданин» — Достоевский узнал о распространении штундизма в Херсонской губернии пастором Бонекетбергом. Достоевскому были известны также данные о распространении штундизма на Украине, перепечатанные газетой «Новое время» из газеты «Киевлянин» (см.: Литературное наследство. М., 1971. Т. 83. С. 637). 11 История вечная, старая-престарая, начавшаяся гораздо раньше Мартына Ивановича Лютера… — Достоевский вспоминает о попытках изменения форм церковной обрядности, происходивших задолго до начала движения, известного под названием Реформации (1517–1648). 12 …и тамплиеров судили за верчение и пророчество… — Духовно-рыцарский орден тамплиеров, или храмовников, был основан в Иерусалиме после первого крестового похода (XII b.). Под влиянием длительного пребывания в мусульманской среде и вследствие разобщенности с христианским миром тамплиеры возымели склонность к суевериям и к неканоническим христианским обрядам. Ложно обвиненные в ереси (в отрицании Христа, идолопоклонстве и дурных нравах), рыцари ордена во главе со своим магистром Жаком де Молле были преданы сожжению на кострах инквизиции. 13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Некоторое время спустя христиане, опасаясь осквернения, решили тайно перенести мощи апостола в Месопотамию. Что и было исполнено. А еще несколько лет спустя к помощи апостола решил обратиться сам раджа. Один из его сыновей стал одержимым, и царь решил вскрыть гробницу апостола и, взяв частицу его мощей, приложить к ней царевича. Когда он задумал это, ему явился сам апостол Фома. Апостол укорил раджу, что, будучи его гонителем при жизни, он ищет помощи у мертвого, и, тем не менее, посоветовал обратиться к вере во Христа. Царь все-таки вскрыл гробницу апостола, но мощей естественно там не обнаружил. Тогда он взял землю из гробницы и, повесив ее на шею сыну, помолился: – Господи Иисусе Христе! Молитвами апостола Твоего Фомы исцели сына моего и я уверую в Тебя. Царевич исцелился и раджа, согласно преданию, покаялся и принял христианство. Мощи и почитание В житии апостола Фомы говорится, что мощи апостола покинули Индию вскоре после его казни. Однако, согласно другим версиям, мощи пробыли в Индии гораздо дольше и лишь около ста лет спустя были перенесены в Эдессу. В 373 году в Эдессе был построен и освящен большой храм в честь святого апостола Фомы. С VII века для Эдессы начинаются неспокойные времена. Город постоянно переходил из рук в руки. После первого крестового похода Эдесса становится центром Эдесского графства. В 1143 году произошла жесточайшая битва с мусульманами, которыми предводительствовал эмир аль-Дин Джинки. 13 декабря 1144 года город пал. Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы решили перенести их в иное, более безопасное место – на остров Хиос. Это произошло 6 октября 1144 года. В 1258 году после войны между генуэзцами и венецианцами мощи были перенесены в итальянский город Ортону. Это произошло 6 сентября 1258 года. В Ортоне они пребывают и поныне. Мощи апостола Фомы хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую верующие выносят на крестный ход. Части мощей апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вслед за Дудо, ту же самую историюоГастинге повторяют Роберт Вас (Wace), англо-норманнский трувер второй половины XII-ro века, Бенуа де-Сент-Мор, придворный трувер Генриха II Плантагенета, и Вильгельм Жюмьежский (Guilelmus Gremeticensis), автор «Деяний» герцогов норманнских (около 1137 года). Может быть, не лишнее заметить, что сочинение последнего, для коего Дудо послужил источником, было известно и на скандинавском севере. С другой стороны, то же самое, чтооГастинге, рассказывалось ионорманнских героях южной Италии, – прежде всегоосамом Роберте Гвискарде – Вильгельмом Апулийским, писателем конца XI и начала XII веков (Gesta Roberti Wiscardi: MG. SS. IX. 260), потомоего знаменитом сыне, герое первого крестового похода. Известен интересный эпизод, в котором остроумная дочь императора Алексея, Анна Комнина, с большим юмором описывает переезд притворно умершего Боемунда в гробнице с востока (из Антиохии) в Италию (XI, 12 р. 341 ed. Paris.): может быть, это – настоящий и действительный путь распространения сказки, которая в XI и XII веках разгуливала по Европе. Из Алексиады мы видим, что она была хорошо знакома в Византии. Оттон Фрейзингенский делает изобретателем Гаральдовой хитрости короля Рожера Сицилийского, но переносит сцену обманчивой погребальной процессии в пределы земли греческой и обманутыми представляет греческих монахов (Gesta Friderici, II 34 p. 43 2-го школьн. изд.). В начале XIII века или в самом конце XII Саксон грамматик приписывает как Гаральдовых птиц, так и Гаральдовы похороны баснословному датскому королю Гадингу и, подобно Оттону Фрейзингенскому, то и другое событие помещает на востоке; но этим востоком для него служит наша Русь, которая и в исландских сагах часто сливается в одно с византийскою Грецией. Посредством птиц Гадинг взял город Дуну (Dunam), принадлежавший Гандвану, царю Геллеспонта, и потом, одержав еще другие победы на востоке (multo Orientalium robore debellato), воротился в Швецию. 46 Король датский Фрото устроил себе притворные похороны в войне с властителем «Русского народа» (Rutene gentis tyrannum) для взятия города Полотска (ad urbem Paltiscam). Наконец, Матвей Парижский похоронно-военную хитрость приписывает Фридриху II Гогенштауфену.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Гуго де Пайен и несколько рыцарей объехали почти всю Европу. Их целью было собрать войска для нового Крестового похода. Кроме того, рыцари собирали пожертвования на нужды Ордена. В 1128 году на Великом Церковном Соборе во французском городе Труа Орден был официально признан и получил свой собственный Устав, написанный аббатом Бернардом Клервосским. Впоследствии этот Устав назвали «Латинским».  Устав Ордена тамплиеров со временем расширился до нескольких сот правил. Эти правила регламентировали все аспекты жизни рыцарей, включая одежду, питание и социальные ограничения. Внимание уделялось обетам Тамплиерам запрещалось целовать даже мать и сестру. Нарушители правила Устава, подвергались различным наказаниям: На этом же Соборе рыцарям повелели носить белые с черным одежды, на которых был вышит красный Крест. Получили тамплиеры и прототип первого боевого знамени — Боссеан. Боевой дух зафиксировали и в новом Уставе Ордена. Солдаты Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно. После официального признания Орден, заручившись поддержкой Церкви, очень быстро превратился в серьезную военно-политическую организацию. Тамплиеры стали получать большие пожертвования, как денежные, так и имущественные. Так, в 1129 году королева Португалии Тереса подарила Ордену земельные владения. В 1134 году король Арагона Альфонсо I завещал тамплиерам земли на севере Испании. В дальнейшем тамплиеры получили владения Вступить в Орден теперь стремились младшие сыновья благородных фамилий. Орден имел сложную иерархию из одиннадцати степеней: от оруженосца до великого магистра. Тамплиеры получили право пересекать любые границы без уплаты налогов и пошлин. Им разрешили иметь собственное духовенство. «Братья» Ордена подчинялись только Его Святейшеству Папе. Их нельзя было отлучить от Церкви. Десятина на нужды Церкви оставалась в казне Ордена.

http://pravmir.ru/tampliery/

— И кто составил костяк первого похода? — Воинственно настроенные младшие сыновья, оставшиеся без приданого. Тогда существовала система майората, по которой всё наследство доставалось старшему сыну. Как в известной сказке: старший сын получает мельницу, а младший — Кота в сапогах. Что делает младший брат? Он завоёвывает замок и делается маркизом Карабасом. У этих младших сыновей ничего не было, кроме умения владеть мечом, и они постоянно воевали в Европе. К этому их вынуждала и феодальная система. Но вместе с тем люди были верующие и в глубине души понимали, что они делают неправильно, грабя и убивая, что Царствия Божия таким образом они не наследуют. Это порождало когнитивный диссонанс и вопрос: что делать? Папа Урбан II предложил хороший вариант: всё это можно продолжать делать, но только не тут, дома, в Европе, а там, на Востоке. Тут вы воюете с людьми, а там вы будете убивать нелюдей и делать это ради Бога. Одна победа, одна ничья и сплошные неудачи — Как развивались походы? — Только первый поход был единственным успешным — вопреки всей логике. Вместо единоначалия армию возглавлял совет из представителей европейской аристократии, которые к тому же постоянно ругались. Армия воевала против неизвестного противника, ни у кого из участников не было опыта осады таких громадных городов, как Антиохия с населением 200 тысяч, который удалось взять крестоносцам. Надо заметить, что в то время самые большие европейские города — Париж и Лондон — не достигали 25 тысяч населения. Благодаря невероятной цепи случайностей был завоёван Иерусалим и в Палестине образовано первое крестоносное государство. Тогда крестоносцы уверовали: Бог на их стороне, и они всегда будут побеждать. Но всё вышло не так, и одна катастрофа следовала за другой. Лишь Третий крестовый поход после того, как пал Иерусалим и пришёл гениальный воин Ричард Львиное Сердце, можно сказать, закончился вничью. — Каково значение Крестовых походов для мировой истории? — Я оцениваю их как крайне негативное явление, которое сыграло роковую роль в разделении Церкви на Восточную и Западную. Именно из-за походов произошло отчуждение. Понятно, что было и много богословских различий. Но весь этот чёрный пиар в отношении православия, всё, что в итоге привело к Четвёртому крестовому походу с разрушением Константинополя, уничтожением Византийской империи, со страшным её разграблением и подчинением Православной Церкви римскому папе, не произошло на пустом месте и долго готовилось самими крестовыми походами.

http://radonezh.ru/2021/05/20/aleksandr-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010