«Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…» (Иак. 3: 1-2) Об одном недавнем каноническом открытии Иеромонах Иов (Гумеров) В наш век все возрастающих соблазнов христианин должен руководствоваться словом Божиим: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Чтобы исполнить этот совет апостола Павла, надо бережно и чутко относиться к традиции Церкви, в которой выкристаллизовался многовековой опыт благочестивых и праведных людей. Тогда нетрудно будет избежать всего того, что может быть соблазном в деле спасения. Недавно это искушение постигло молодого иеромонаха Димитрия (Першина), повторившего мысль иерея Даниила Сысоева. Отец Димитрий сделал открытие, заявив, что в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов. Сделав это высказывание, он процитировал апостола Павла, не заметив, что слова первоверховного апостола однозначно опровергают его произвольное утверждение: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5). Мысль совершенно ясна: никто из супругов не должен самочинно под предлогом благочестия уклоняться от плотских отношений, а делать это только «для упражнения в посте и молитве». Значит, если мы хотим упражняться в посте, продолжительность которого точно определяет Устав Церкви, то должны в это время воздерживаться от супружеской близости. Поставим вопрос: действительно ли Церковь никак не определяет своего отношения к этому вопросу? На самом деле она точно выражает свою позицию, ведь в период постов не совершается таинство венчания . Почему? Потому что после таинства брака должны начаться супружеские отношения. На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» (Требник. Гл.26).

http://pravoslavie.ru/29586.html

Не только архипастыри и пастыри церковные и русский народ чтили о. Иоанна, но глубоко чтил его и Величайший из Государей, Царь Миротворец и Миродержец Император Александр III, который сказал о. Иоанну: «Я знаю кто вы и что вы». В предсмертной болезни своей Император Александр III пригласил к себе о. Иоанна, который возложил руки свои на голову умирающего Царя и Царь сказал ему: «когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю, не отнимайте их». О. Иоанн ответил Царю, что это оттого, что он пришел прямо после совершения Таинства Евхаристии за ранней обедней. О. Иоанн продолжал держать благословляющие руки свои на главе умирающего Царя до тех пор, пока Царь не предал праведную душу свою Богу. У многих вероятно напрашивается вопрос: почему ж столь великий чудотворец, как о. Иоанн, не мог исцелить обожаемого народом Царя? Один глубоко верующий и праведной жизни протоиерей академик, пробывший 20 лет инспектором семинарии и священствующий 25 лет, высказал мне, что потому о. Иоанн не исцелил своими молитвами Царя, что кончина его была решена в предвечном Совете Пресвятой Троицы. К этому могу добавить, что не всегда Господь исполнял молитвы даже Первоверховного Апостола Своего Павла. Так Апостол Павел говорит, что трижды молил он Господа, чтобы Господь избавил его от ангела сатаны – жала в плоть, но Господь сказал ему: «довольно для тебя благодати Моей». Тот же Апостол Павел в Первом Послании к Тимофею, гл. 5, ст. 23 говорит: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Тут также напрашивается вопрос, почему же такой великий чудотворец, как Апостол Павел, не исцелил Тимофея? Здесь, в подтверждение слов упомянутого протоиерея, приведу рассказ генерала от кавалерии Абациева, из которого видно будет, что о. Иоанн, пребывая в Ливадии во время болезни Царя, исцелил силою своей молитвы заочно больного татарина. Генерал Абациев был Флигель-адъютантом Государя Императора Александра III, когда Царь умирал. О. Иоанн жил в Ливадии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Они знали, например, что Мессия должен родиться в Вифлееме, однако же никто из них не устремился на поклонение Ему. Отвлеченное знание — это совсем не то же самое, что знание сердечное. Так, апостол Петр был, напротив, человеком невежественным, даже неграмотным, почти не знал Священного Писания, разве что слышал его в церковных собраниях, но зато обладал опытным знанием Божественной истины. Лучше нам иметь опытное познание Божественной истины и ограниченные теоретические познания, чем насыщать свой ум сведениями, которые остаются для нас холодными и неживыми и ложатся в нашем уме мертвым грузом. Конечно же, прекрасно было бы иметь и то, и другое, как апостол Павел, который был человеком образованным и одновременно преисполненным благодати Божией, духовно совершенным. Но давайте устремимся к самому главному — живому исповеданию Господа Иисуса Христа в своей душе, тогда и остальное приложится, если это будет нам необходимо. Иисусова молитва — это то самое произнесенное апостолом Петром исповедание Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, и мы должны всегда его сохранять, непрестанно вращая в своем уме. Таким образом мы будем подражать святым апостолам и тоже сподобимся похвалы от Господа нашего Иисуса Христа. Конечно, Он не выскажет нам явно Своего одобрения, как апостолу Петру, но зато мы почувствуем Его в своей душе, как бы услышим эти слова, но уже обращенные к нам: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Аминь. 12 июля 1999 года О твердости в вере Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы читали отрывок из Послания апостола Павла к Коринфянам, в котором он рассказывает о себе, а также евангельское повествование о том, как апостол Петр исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога Живого и за это услышал похвалу от Господа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (ст. 18). Однако не стоит думать, что слова Господа, обращенные к апостолу Петру, относятся только к нему.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

По входе в нижнюю церковь , на площадке лестницы, имеется фреска со следующей латинской надписью: «Когда пришли мы в Рим, то Павлу позволено было жить особо с воином, стерегущим его» ( Деян. 28:16 ). На площадке противоположной лестницы, ведущей в нижнюю церковь , с правой стороны от главного входа, видны также следы фрески с латинской надписью: «Жил целых два года на своем иждивении и принимал всех приходящих к нему, проповедуя царствие Божие» ( Деян. 28, 30 и 31). В самой нижней церкви показывают: место, где некогда стояла чудотворная икона Божией Матери, которая находится в настоящее время в верхней церкви; источник чудесно изведенной апостолом Павлом воды, в котором он крестил всех обращающихся, по слову его, ко Христу; небольшую колонну, к которой был прикован св. апостол Павел, причем на ней видна латинская надпись: «Для слова Божия нет уз» ( 2Тим. 2:9 ). 33. Церковь во имя святого славного и всехвального первоверховного апостола Павла в части города, именуемой «Регола» (Chiesa di S. Paolo alla Regola; Via S. Paolo alla Regola, 6) В этой церкви с правой стороны от главного престола имеется дверь в комнату, в которой, по преданию, апостол Павел тайно от правительства проповедовал слово Божие во второе свое пребывание в Риме, после того как возвратился сюда из своего путешествия на Восток и на крайний Запад (в Испанию) и прежде чем заключен был в Мамертинскую темницу. В комнате устроен придел, с мозаичным алтарным образом св. апостола Павла 56 . В то время с великим тщанием нашел апостола Павла в Риме Онисифор из Ефеса и послужил ему, за что апостол Павел молитвенно желает ему «обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:16–18 ), то есть в день Страшного Суда. В то время вызывали апостола Павла в первый раз на суд к Нерону, о чем он сам повествует в таких выражениях: «При первом моем ответе никого не было со мной, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники: и я избавился от львиных челюстей» ( 2Tuм. IV, 16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По преданию, апостолы Петр и Павел оба были заключены в эту темницу по приказанию римского императора Нерона, одновременно приняли мученическую кончину здесь около 57 г. по Р. X. В Мамертинской темнице доселе показывают тот самый столб, к которому был прикреплен ап. Петр в то время, когда он запечатлел свою апостольскую верность Господу своею мученическою кровью. Жена св. ап. Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. Св. Церковь вместе с ап. Павлом наименовала ап. Петра первоверховным и празднует память его вместе с ап. Павлом 29 июня; кроме того, особо, 16 января поклонение честных вериг св. и всехвального ап. Петра. Св. ап. Петр оставил нам два соборных послания к уверовавшим иудеям, рассеянным вне Палестины. а) Первое соборное послание св. ап. Петра состоит из 5 глав и написано в Вавилоне в 65 г. по Р. X. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Апостол прежде вообще убеждает христиан, невзирая на гонения, радоваться о вере своей, не смущаясь злословием язычников, в подражание Святому Богу провождать жизнь святую, покоряться земным властям и не прикрывать пороков христианской свободой, потом, в частности, излагает правила христианского поведения для слуг, жен, мужей, различных членов церкви, пастырей и пасомых. б) Второе послание состоит из трех глав, писано ап. Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно есть как бы последнее завещание его верующим. Голосом умирающего мученика апостол умоляет верующих быть твердыми и неуклонными в вере, остерегаться лжеучителей и не почитать обетований Божиих несбыточными из-за того, что еще не наступает последний день мира, а лучше пользоваться долготерпением Божиим для своего спасения. Ибо, если избегши скверн мира, говорит он в одном месте, чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого. И в другом месте он говорит: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрешатся, земля и все дела на ней сгорят ( II Nem. II:20, III:9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

По прекращении мятежа Павел, простившись с ефесскими христианами, отправился и прибыл в Македонию, где, посетив основанные им прежде церкви, преподал верующим обильные наставления. Из Македонии он отправился в Ахаию, где пробыл три месяца. Произведенное против него иудеями возмущение заставило его оставить Грецию, и он направил свой путь в Сирию, чрез Македонию. Здесь, в Филиппах, апостол провел дни опресночные, после которых отправился морем в Троаду, где провел семь дней. В последний день пребывания его, когда троадские христиане собрались для общественной молитвы, Павел предложил им поучение, которое продолжалось до полуночи. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего этажа, и был поднят мертвым. Но Павел, сошедши, обнял его и чудесно возвратил к жизни. С рассветом дня ап. Павел оставил Троаду. Спутники его поплыли в Асс, а сам он пошел туда пешком, вероятно для того, чтобы на пути преподать наставление верующим. В Ассе сел он на корабль и в несколько дней прибыл в Милет. Направляясь таким образом к Иерусалиму, ап. Павел повсюду получал откровения от Духа Святого, что в Иерусалиме предстоят ему узы и скорби. И чем более он был уверен в этом, тем более желал теперь, в последний раз, видеться с многочисленными учениками своими в Малой Азии и дать им последнее прощальное наставление. Апостол, остановившись на короткое время в Милете, послал в Ефес и призвал к себе пресвитеров ефесской церкви, главной среди церквей малоазиатских. Трогательно было это прощание. Павел, проникнутый нежно отеческой любовью, преподал пастырям ефесским последнее личное наставление и предостережение на счет будущего. «Вы знаете, – говорил он им, – как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы, и чему не учил бы вас всенародно и по домам возвещал иудеям и эллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По толкованию богоносных отцов Церкви этого данного апостолу Павлу Христом Евангелия о Церкви, которое (толкование) в наше время излагает, наряду с другими православными богословами, митрополит московский Филарет, основание и начало Церкви было заложено уже во Христе прежде вечных времён (о чём говорит гимн в начале Послания к Ефесянам), а затем в «образе и подобии» Божием при создании человека по образу Троического Бога ( Быт. 1:26–27 ), чтобы в конце, когда Церковь достигнет своей полноты во Христе, наконец во всех членах Её проявилась одна живая христоносная и духоносная икона Божия 534 . То есть одна, соединённая под Божественной Главой Христом, природа Церкви, со множеством личностей, сообразно и подобно Единосущному Богу и Трём Божественным и Совершенным Ипостасям, как говорит святой Кирилл Александрийский 535 . Именно это хочет показать божественный Павел, первоверховный апостол Христовой Церкви, когда говорит о том совершенном единстве Церкви в Послании к Ефесянам ( Еф. 4:4–6 ): Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. В последних процитированных словах апостол как важнейшую причину единства Церкви приводит Единого в Троице Бога, об этом же говорит и святой Иоанн Дамаскин : «Один над всеми Отец, Который и через всех из-за Логоса Своего, и во всех через Духа Своего. Желая, чтобы в нас отражалось (светилось) подобие божественного единства, апостол здесь подчёркивает свойства Троицы в Едином Боге» 536 . То же подчёркивает и святой Златоуст, говоря: «Так же как мы составляем одно тело, так и Христос и Отец – одно ( ν) " 537 . Думаем, наконец, что Экклесиология апостола Павла в этом сущностном элементе достигает своей вершины в известной нам апостольской молитве его экклесиологического Послания к Ефесянам ( Еф. 3:14–21 ): Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, – да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотой Божией. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Подобным образом апостолы подтверждают историчность других частей Моисеева повествования. Первоверховный Петр подтверждает слова Моисея о первозданном океане, покрывавшем Землю, говоря «вначале словом Божиим небеса и землю составлены из воды и водою» ( 2Пет.3:5 ). Заметим, что по словам апостола небеса и землю сотворены «вначале», а это было бы невозможно, если бы правы были сторонники теории «Большого взрыва», согласно которой пред появлением Земли прошло 10–15 млрд. лет, так что о одновременном появлении небес и земли говорить не приходиться. (Это же надо сказать и о словах апостола Павла: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» ( Евр.1:10 )) Тем более не вписывается в эту концепцию утверждение Петра и Моисея о том, что мир сотворен водою и из воды. Апостол Иоанн слышал на небесах ангела, прославлявшего «Живущего во веки веков, который сотворил небо и все, что в нем, землю, и все, что на ней, и море, и все, что в нем» ( Откр.10:6 ). И другой ангел призывал людей, поклониться «Создавшему небо и землю, и море, и источники вод» ( Откр.14:7 ). Этим апостол любви показывал, что он считал историческими событиями то, что Моисей описывал происходившим в первые три дня. Более того, он видел, что в последние времена ангелам понадобиться особенно подчеркивать тот факт, что Бог — Творец. Здесь мы видим его пророческое вдохновение, показавшее ему (как и ап. Петру см. 2Пет.3:3-7 ) распространение эволюционным идей в конце мира. Не приходиться говорить о том, что все святые апостолы подтверждают буквальную историчность создания Адама и Евы. В качестве ярчайшего примера приведем слова апостола Павла: «прежде создан Адам, а потом Ева» ( 1Тим.2:13 ); «первый человек Адам стал душей живущей: первый человек — из земли, перстный» ( 1Кор.15:45, 47 ); «не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.11:8-9 ). – очевидно из этих слов, что апостол принимал за буквально точную историю все описание сотворения человека. Поэтому всякая попытка аллегорического понимания Шестоднева противоречит апостольскому преданию.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Пока Господь Иисус Христос находился телесно на земле, Апостолы устами первоверховного Петра исповедовали свою веру в Него как в Сына Божия: «Ты – Христос – Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ). Более того, как Он вознесся на Небо и послал им от Отца и Духа Святого, апостольская вера стала еще шире и глубже. Она стала верой в Единого Бога в трех Лицах, вера в Святую Троицу. Устами возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова Апостолы выразили ее так: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?.. и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три – суть едино! ( 1 Ин.5:5–7 ). Эту веру исповедует весь христианский мир; а мы сегодня, в день сошествия Святого Духа, празднуем ее начало в христианском мире. Апостолы пришли к познанию Святой Троицы через веру в Господа Иисуса и служение Ему. Если мы хотим спастись, то нам тоже надо прийти к общению со Святой Троицей. К этому общению ведет нас Господь наш Иисус Христос, открываший нам, насколько это возможно для нас, тайну Пресвятой Троицы и призвавший нас к общению с Нею. Ему же слава со Отцом и Святым Духом! Аминь. Слово в день Святой Троицы, Пятидесятницы 5 июня 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Через Господа нашего Иисуса Христа Дух Святой излился на Церковь Христову. И мы познали Бога больше, чем знали то ветхозаветные люди. Мы познали дивную жизнь Святой Единосущной Троицы. Познали, что Бог един по Существу, но три в Лицах – Отец, и Сын, и Святый Дух. Бог стал к нам ближе. Но в то же время, когда Бог стал к нам ближе, мы увидели лучше не только Бога, но и самих себя и поняли, какое громадное расстояние лежит между нами и Богом. Бог – и мы! Высочайшее совершенство – и греховный человек! И это вызывает в нас чувство покаяния. Те святые молитвы, которые будут читаться за Вечерней сегодня, с одной стороны, исполнены необыкновенного высокого богословия, высочайшей хвалы, а с другой – содержат чувство глубокого покаяния. Так оно и должно быть. Человек, приближающийся к Богу, получает способность богословствовать, но он же видит себя и кается в своих согрешениях.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Проповеди на Великие праздники. О высоте и глубине. Память св. апостолов Петра и Павла Ин.21:15–25 Мф.16:13–19 2Кор.11:21–12:9 В день памяти святых первоверховных Апостолов приводится именно тот случай из жизни Петра, когда на вопрос Господа: «а вы за кого почитаете Меня»? – он ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». И тогда Господь сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин», но блажен вовсе не потому, что ты такой умный, что своим умом все понял. «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Бог ничего не делает напрасно и не расточает Свои дары впустую. А значит, блаженство Петра в том, что хотя и несовершен он был тогда по плоти и по разуму, но Бог увидел самую глубину его души, и засвидетельствовал о нем, открыв ему одному истину о Своем Сыне. Хотя другие, по-видимому, были сильнее Петра. Ведь не кого-то, а того же Петра плоть и кровь заставили тут же прекословить Господу, а потом – трижды отречься от Него. И все же то, что было усмотрено Господом, никуда не делось. И хотя пал Петр своими делами, своей плотью, но тот же Петр на мучительные вопросы воскресшего Иисуса: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня»? – из самой этой глубины отвечает: «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Да, Господь все знает, и поэтому Он даже после предательства, не снял с Петра обетования, однажды данного: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». А Своего второго столпа, Павла, Господь усмотрел еще на большей глубине, когда тот был лютым гонителем церкви. Но одним прикосновением, одним вопросом: «Савл, что ты гонишь Меня»? – Господь возродил его к жизни. И вот уже и Петр, и Павел, – делают дело Божие, предавая и плоть, и кровь свою в жертву Богу. В Божьем человеке нет лукавства, он всем открыт: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся»? И если живущие по плоти обычно хвалятся, что царь осыпает их всякими благами, – Божий слуга хвалится, что он «гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти». Другие хвалятся, что царь выполняет каждую их просьбу. А Божий слуга не скрывает, что Господь не внял его троекратным молитвам и не удалил ангела сатаны, который удручал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010