1 . Небо и земля состязаются между собою в настоящем торжестве, (посвященном) памяти апостолов. С одной стороны, небесные силы почтительными голосами прославляют возращенное апостольскими трудами учение, так как через апостолов же стало известно им таинство домостроительства, как восклицает Павел: «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Ефес.3:10 ). С другой – и люди на земле усиливаются сложить достойную хвалу в честь первоверховных, трудами которых устроилось их спасение. Что выше Петра? Что равно Павлу? Они и словом и делом превзошли всякое создание небесное и земное. Облеченные бренным телом, они оказались выше ангелов. Что же скажем мы в похвалу этим наставникам земных и небесных? Не нахожу для похвалы слов, достойных тех, которые составляют похвалу рода нашего, которые обошли всю земли и море, истребили самые корни греха и в сердцах неверных людей насадили семена благочестия. Петр – вождь апостолов; Павел – учитель вселенной и соучастник небесных сил. Петр – узда ослепленных иудеев; Павел – наставник язычников. И заметь превосходящую все мудрость Владыки. Петр избрал Он из рыбаков, Павла – из делателей палаток. И это сделано было на пользу: через это возвышалась слава иудеев. И вот что поручил Господь этому рыбаку: «пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир « ( Мф.17:27 ). Море здесь в словах Спасителя означает непостоянство беззаконных иудеев, улица – искусное слово учения, под рыбой же разумеется закон; отверсти уста его – значит истолковать его, а найти в нем статир – значит духовно осудить его. Павлу, как делателю палаток, Господь поручил язычников, чтобы их, лишенных покрова закона и благодати, он облек в одежду, окрашенную водою и кровью Господнею: »иди, – говорит ему сам Господь, – Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22:21 ). О, блаженная двоица, верно уловившая души всего мира! Петр – начало правой веры, великий священноделатель Церкви, наставник христиан, сокровище вышних сил, апостол, облеченный честью от самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А ведь все началось с апостолов, и сегодня мы прославляем память святых первоверховных Петра и Павла. Апостол есть свидетель и посланник. О чем же были призваны свидетельствовать апостолы? Сегодняшнее Евангелие (Мф. 16:13-19) помогает нам понять самую сердцевину апостольского свидетельства, самое главное, что они сказали миру. На вопрос Господа и Спасителя «за кого Меня почитают люди?» ученики Его сказали: одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, явившегося на землю, кто-то — за Иеремию или кого-то из пророков. И когда Спаситель, обращаясь к ним, сказал: «ну а вы за кого Меня почитаете?», то это был самый главный вопрос, обращенный к апостолам. Они уже были некоторое время вместе со Спасителем, они слышали Его слова, они видели Его чудеса, они были свидетелями Его огромной духовной силы. И вопрос заключался в том, приняли ли они Спасителя, поняли ли они Его миссию, или, как тысячи тех, кто видел чудеса и слышал Его проповедь, так и не осознали, Кто является чудотворцем, целителем и проповедником. И в ответ на этот вопрос Петр говорит: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Господь говорит ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах».  Действительно, никаким напряжением ума, никаким образованием (а его у Петра особенно и не было), никаким положением в обществе, никакой человеческой силой и могуществом («плотью и кровью») не мог Петр прозреть то, о чем он открыто свидетельствовал перед Самим Спасителем и собратьями-учениками: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Это ведение, это знание было за пределами его знаний человеческих, за пределами его опыта, за пределами его разумения, и только внушение свыше дало Симону Петру силу сказать то, что он сказал.  И затем Господь посылает апостолов в мир. Они Его посланники, они свидетели. О чем же они должны были свидетельствовать? Конечно, они многое рассказывали тем людям, которые их слышали, и в результате этих рассказов мы имеем четыре Евангелия. Но в сердцевине их проповеди слова, произнесенные Петром, — «Ты еси Христос, Сын Божий». А что такое свидетельство? Человек может прожить всю жизнь и никогда, ни при каких обстоятельствах не быть свидетелем. У каждого есть свои знания, свое образование, своя жизненная мудрость, свой опыт — положительный или отрицательный. Но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, свой опыт, когда он другим говорит о том, чему был очевидцем. Свидетельство — это передача того, чем обладает человек, другим людям. 

http://patriarchia.ru/db/text/2338783.ht...

Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ), – говорит Господь. Но, как для благоуспешного делания во всяком роде лучше всего иметь хорошие примеры, так и в деле украшения внутреннего храма хорошо чаще взирать на превосходнейший пример, на образ – Господа нашего Иисуса Христа, к чему и Сам Он призывает нас словами: научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ), а если этот пример для вас слишком высок, хотя и возможен для подражания, то будем взирать на высокие образцы апостолов и святых, бывших подобострастными нам человекам, и просиявших верой, благочестием и святостью; будем изучать образцы Христианской жизни по жизнеописаниям святых, и по этим святым образцам благоустроять и украшать свою христианскую жизнь. Это и будет у нас истинным праздником обновления храма, не только настоящего, созданного руками человеческими, но, что всего важнее – храма нерукотворенного. О, если бы так и было! Тогда мы не стали бы спрашивать вас и себя словами Апостола: разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – а сказали бы: вы уже по опыту знаете, что вы сами храм Божий, и Дух Божий живет в вас. В заключение нашего слова призовем благословение Господне на предпринятое устройство Дома Трудолюбия, посвящаемого имени блаженной памяти Государя Императора Александра II, дома, в котором будут иметь честным, посильным трудом заработанный хлеб и одежду бедные мещане нашего города. Призовем это благословение на бескорыстно и усердно трудящихся в созидании этого дома, членов приходского попечительства – да благословит их Всевышний сугубым благословением, да украсит их верой, благочестием и мудростью, да дарует им вожделенное на многие лета здравие, благоденствие, и да уготовит им светло украшенный чертог на небеси. Аминь. 9. Поучение в день св. славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла Дождались мы, братия, праздника св.славных и всехвальных и первоверховных Апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Не удалось иудействующим лжебратьям повлиять и на первоверховных апостолов. Свое учение ап. Павел, как сказал выше, он предлагал на рассмотрение, знаменитейших столпов Церкви. Но и они не возложили на него ничего более, т. е. не нашли нужным в чем-либо изменить учение апостола Павла или что-либо к нему прибавить. «Что же касается до того, как учили другие Апостолы безразлично: для него важно то, что они не отличались в своем учении от него тогда, когда он беседовал с ними». (Уч. рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова). Применительно к русскому переводу смысл будет несколько иной; как ни знамениты первоверховные апостолы, как ни высоко стоит их авторитет среди верующих в смысле раскрытия учения, по этот авторитет лично для меня чего либо особенного не представляет, и если они мира ради в Церкви и снисхождения к немощам человеческим допускали обрезание, то это их дело, и меня не касается. Тем более, что к моему, предложенному им на обсуждение, учению они не сочли нужным делать какие-либо прибавления или изменения, не потребовали, чтобы я обрезал Тита. Бог не взирает на лице человека. Чем бы я ни был прежде, но Божией благодатью есмь то, что есмь ( 1Кор. 15, 10 ), т. е. я такой же апостол, как и они. 7 ст. Напротив того, увидевши, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, – 8 ст. ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – 9 ст. и узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным. В моем апостольском достоинстве не сомневались и сами первоверховные апостолы, они признали, что мне вверено благовестите необрезанным, т. е. язычникам, подобно тому, как ап. Петру обрезанным, т. е. иудеям. Что Бог , содействовавший знамениями и чудесами Петру в деле проповеди среди иудеев, содействовал теми же знамениями и чудесами и мне среди язычников и, узнавши о сопутствовавшей мне благодатной помощи Божией, столпы церкви: Иаков, Петр и Иоанн подали мне и Варнаве руку общения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Вот, мы рассмотрели значение слова «праведный», и я думаю, что вы уже поняли, что вы тоже праведные во Христе. Сказано: «и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» ( Флп.3:8–9 ). Так вот, святость – это не есть какое-то особое состояние, которое свойственно только очень немногим людям. Святость – это состояние, которое стандартно для любого нормального православного христианина. Если ты исповедался, причастился – вот ты и свят. Перед Причастием мы возглашаем: – Святая – святым. То есть – вам, народу Божию. И апостол Павел пишет послания коринфянам, к римлянам, и он пишет: «пишу вам, святым». Но это не значит, что у них не было грехов. Например, коринфянам он пишет: «призванным святым» – в начале, и в конце говорит: «Приветствую вас, святых», а в середине послания он пишет: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» ( 1Кор.5:1–2 ). Но в тоже время они – святые. То есть, святость – это присутствие Бога в народе. Мы причащаемся, мы исповедуемся – вот момент нашего освящения. И святость может даже усиливаться от нашей слабости, ведь святость – это рука Божия, протянутая к нам с помощью. Сказано: «…А когда умножился грех , стала преизобиловать благодать» ( Рим.5:20 ). Как известно, сила Божия в немощи совершается. Поэтому мы не можем идеализировать никакой период в истории Церкви, даже апостольский период, там было очень много проблем. Проблемы были между апостолами. Они все были в Духе Святом, и, тем не менее, у них были серьезные конфликты. У апостола Павла были конфликты с апостолом Варнавой . Очень серьезный скандал разыгрался между первоверховным апостолом Павлом и первоверховным апостолом Петром – почитайте Послание к Галатам. Там Павел пишет, что он обличил Петра, потому что Петр поступал неправильно, не прямо, не по истине Евангелия. И уличил и Варнаву в лицемерии ( Гал.2:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Узнав об этом, мы с великой радостью воздели длани к небесам и возблагодарили Просветителя и Подателя всех благ Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который соединяет два в одно (ср.: Еф. 2:14 ). Вышеназванный святейший муж Бонифаций в своем письме просил нас утвердить ваши престолы Апостольской властью. Поэтому мы, Богу содействующую со рвением утверждаем властью святого первоверховного апостола Петра, которому дано связывать и разрешать грехи человеческие на земле и на небе (ср.: Мф. 16:19 ), Ваши епископские престолы и постановляем, чтобы они пребывали незыблемыми. Мы запрещаем, властью того же первоверховного апостола, кому бы то ни было из настоящего и будущих поколений выступать против поставления вас епископом, которое было совершено Божией милостью по нашему предписанию. Мы запрещаем также, согласно преданию священных канонов, кому бы то ни было, кроме того, кто будет в тех краях действовать по повелению нашего Апостольского престола, переводить или ставить нового епископа на то же место по отшествии Вашем из сего мира. Вы же не должны вторгаться в чужой диоцез или отнимать чужие церкви. Если кто (чему мы не верим) с наглостью посмеет действовать против этого нашего предписания, пусть знает, что он по вечному Божественному суду будет связан узами анафемы. Если же кто соблюдет апостольские заповеди и будет следовать правой и здравой вере, он получит благодать благословения. Впрочем, мы призываем Божественную милость утвердить и укрепить содеянное в вас Господом. Светлость Божией благодати и истинный мир да будет с духом вашим» святейший и возлюбленный брат наш. Старайтесь всеми силами о вере Христовой и ревнуйте о служении, чтобы удостоиться Вам сказать с избранным апостолом: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный ( 2Тим. 4:7–8 ). Приветствуем Вас в Господе и желаем здравия! Пребывайте в здравии! Издано в апрельские календы в двадцать четвертый год правления господина благочестивейшего августа Константина, Богом венчанного великого императора, во второй год по консульстве его, индикта одиннадцатого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь Православная, восхваляя ап. Петра как первоверховного, в церковных песнопениях не только не лишает его тех черт и похвал, какими он награжден в новозаветных книгах, но даже их особенно подчеркивает: «камене тебе непостыдна, Церкве водружение и основание положи», – поется здесь. Но с ним вместе подобными словами восхваляет и другого первоверховного – Павла: «Учеников Христовых и основания Церкве ... (Петра и Павла) восхвалим». Равно и ко всем двенадцати обращается Церковь : «Божественнии апостоли, светила вселенныя... Церкве твердыя основания явистеся »... Наконец, все верующие называются в Слове Божием «камнями Церкви», ибо как Дом Божий Церковь , имея своим «краеугольным» Камнем Христа и камнями в основании своем святых апостолов и пророков, строится из живых камней – всех верующих как членов Церкви. «Приступая к Нему, Камню живому,... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое», учит ап. Петр ( 1Пет.2:4–5 ). «Вы – Божие строение», внушает святой Павел ( 1Кор.3:9 ) 11 . Апостолы Многообразно дело святых апостолов в созидании на все времена оснований Церкви Божией. Они положили историческое начало Церкви, распространив христианство «до конец земли» , и почти все они запечатлели свое дело мученическою смертию. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровию. От собственной веры они зажгли пламя веры в мире, неугасимое до конца мира. Они восприняли от своего Учителя и Господа учение христианское и передали его Церкви в слове устном и в Писаниях для неизменного хранения, исповедания и жизни по нему на все времена, дав своей собственной жизнью пример исполнения заповедей евангельских. Они установили в Церкви преемство епископства , а через него преемство всего благодатного служения «домостроительства таин Божиих», церковную иерархию. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение», пишет апостол Павел Тимофею ( 2Тим.1:6 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал», напоминает он же Титу ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно», наставляет Тимофея ( 1Тим.5:22 ). И поэтому древние церкви хранили как доказательства преемственности списки своих епископов по преемственному рукоположению от апостолов. Тертуллиан Карфагенский свидетельствует: «Апостольские церкви предлагают свои списки. Так, церковь Смирнская представляет Поликарпа, поставленного Иоанном; так Римская указывает Климента, рукоположенного Петром; точно таким же образом и другие церкви указывают на тех, кто был поставлен им апостолами во епископы, как на привитые отрасли от апостольского семени».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   Парижские богословы, которые когда-то держали митрополита Евлогия в своих руках и устроили раскол, говорят даже о «новой Пятидесятнице», что снова будет Пятидесятница, что в церковной истории будет новый поворотный момент! — Это басни. Никакой второй Пятидесятницы не будет никогда! «От истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2Тим. 4:4, 5). То, что здесь апостол говорит апостолу Тимофею, относится к каждому пастырю — служителю Церкви: будь бдителен, переноси скорби, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Совершай дело благовестника, исполняй служение твое.    Почему апостол сейчас об этом так настойчиво говорит? Потому что это послание есть его предсмертное послание, последнее, и дальше мы с вами это увидим. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим. 4:6). Это подобно тому, как другой великий первоверховный апостол Петр, в своем 2-ом, тоже предсмертном послании писал: «Я знаю, что мне скоро уже надлежит оставить мое тело, как и Господь наш Иисус Христос сказал мне» (2Пет. 1:14). Апостол Павел пишет: «я становлюсь уже жертвою, и время моего отшествия настало» . А дальше, смотрите — блажен тот человек, который мог о себе сказать то, что сказал апостол Павел. Апостол Павел был смиреннейший и скромнейший из людей и, однако, смотрите, какие слова он о себе говорит: «Подвигом благим я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, а всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:7, 8). Эти последние слова ободрения апостолу Тимофею: помни, что и тебя ждет этот светлый, прекрасный жребий — получить венец правды, потому что и апостол Тимофей, так же как и апостол Павел, возлюбил явление Его, т.е. жил ради того, чтобы в свое время встретить Грядущего со славою судить живых и мертвых. «Постарайся прийти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим. 4:9, 10). Очевидно, он был спутником апостола Павла, потом затруднился сотрудничать ему из-за скорбей и трудностей бедствия. Он ушел, оставивши дело благовестия, и погрузился в обыкновенную суету. Апостол говорит: «возлюбил нынешний век и пошел в Фессалоники, Крискент в Галатию, Тит в Далматию» . С Титом мы еще будем иметь скоро дело, к нему тоже есть другое послание — это уже один из любимых учеников апостола Павла. «Один Лука со мною» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Продолжая свое рассуждение, апостол Павел говорит коринфянам: «Или мы не имеем власти есть и пить?»(ст. 4). Иначе говоря, «разве мы не имеем возможности, права получать содержание от тех, кого окормляем?» «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену (или «сестру-женщину», по некоторым переводам. — Схиархим. А.), как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» (ст. 5). Апостол Павел утверждает, что мог бы пользоваться от коринфян, своих духовных чад, обращенных им к вере, всеми благами. Он мог бы иметь при себе, по некоторым толкованиям, действительно жену, с которой они были бы как брат и сестра, потому что немыслимо, чтобы святые апостолы, исполненные дарами Святого Духа, состояли в обычном брачном сожительстве. Может быть, апостол Павел употребляет здесь слово «жена» в значении «женщина», подразумевая тех христианок, которые сопровождали апостолов для служения им подобно тому, как и за Господом следовали некоторые женщины, служившие Ему. Но апостол Павел, и на это мы должны обратить внимание, всем перечисленным не пользовался, хотя прочие апостолы — и братья Господни, и даже сам первоверховный апостол Кифа, то есть Петр, — пользовались этими преимуществами. А если так, то и ваши духовные руководители, хотя они не достигли бескорыстия и мужества апостола Павла, который, чтобы не иметь препятствия для проповеди, содержал себя трудом своих рук, могут, по крайней мере, иметь себе извинение в том, что другие апостолы не поступали так, как апостол Павел. Поэтому соблазняться тем, что пастыри и старицы, окормляющие вас, имеют право на материальное содержание, было бы совершенно нелепо. Обратимся к следующим словам апостола Павла: «Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?»(ст. 6–7). Так апостол Павел прибегает к соображениям здравого смысла и показывает коринфянам, что поскольку и воин получает жалование от императора, и тот, кто трудится в винограднике или пасет стадо, насыщается от своих трудов, то естественно, что и пастыри должны получать необходимое содержание от тех, кого они обратили к вере. Если апостол Павел делал нечто большее, чем прочие апостолы, то это не значит, что те, кто не имеет возможности, не имеет силы духа и ревности поступать подобно ему, тем самым уже уклоняются от Предания апостольского.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Так как святой Иродион многих из язычников обратил ко Христу, то иудеи из зависти к сему служителю Божию, сговорившись с идолослужителями-еллинами, взяли святого силою и предали многоразличным мукам; при этом одни из мучителей без милосердия били святого, другие кидали в него камни, третьи ударяли его палками по голове. Один из мучителей ударил святого ножом настолько сильно, что он упал замертво; думая, что святой умер, мучители оставили его. Но святой Апостол по благодати Божией остался живым и потом немало потрудился в Риме, проповедуя слово Божие вместе со святым первоверховным Апостолом Петром. Святой Апостол Павел, отправляя Римлянам послание из Коринфа приветствует в этом послании и Иродиона, бывшего тогда в Риме вместе со святым Апостолом Петром: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11). Когда же святой Апостол Петр был распят, тогда и святой Иродион, как свидетельствует Метафраст, вместе со святым Олимпом и многими другими верующими, был усечен мечем Святой Апостол Агав был исполнен дара пророческого. О нем упоминается в книге Деяний Апостольских. Здесь сказано о нем, что когда собрались из Иерусалима пророки во Антиохию, «один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян.11:27–28). В Кесарии святой Агав предсказал Апостолу Павлу об имеющих постигнуть его страданиях в Иерусалиме: «пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян.21:11). Святой апостол Агав проповедывал Христа в разных странах и многих из язычников обратил к вере Христовой. Святой Апостол Руф, которого приветствует Апостол Павел в послании к Римлянам такими словами: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе» (Римл. 16:13), был епископом города Фив в Греции. Святой Апостол Асинкрит, упоминаемый в том же послании Апостола Павла к Римлянам (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, — области Малой Азии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010