Милосердный Господи, Боже сил! Из глубины душевныя смиренно вопием Ти: силою Креста Твоего смири дерзость ненавидящих и хулящих имя Твое святое, оскверняющих и разрушающих святыню храмов Твоих и люте гонящих верных чад святыя Церкви Твоея. Всем страждущим и изнемогающим за исповедание веры во имя Твое посли ангелов Твоих святых, да укрепляются верныя люди Твои в несении благаго ига Твоего ангельским покровом и предстательством Пресвятыя Богородицы и всех святых Твоих. Многомилостивый Господи! Болезненным сердцем, со слезами молимся Тебе: призри на вопль, стенание и умиленныя молитвы всех верных людей, от нападения врагов Твоих, Господи, страждущих, святыни храмов Твоих и благодати святых Таинств Твоих лишенных. Умилостивися, Господи, над младенцы, светом Святаго Крещения не озаренныя и печатию дара Духа Святаго не запечатленныя. Пощади, Господи, отроки, юноши и девы, соблазняемыя ненавистниками имени Твоего на всякое неверие, нечестие, богохульство, распутное житие, зависть и злобу к ближнему своему. Умилосердись, Господи, на старцы и болящия, лишенныя в предсмертный час благодатнаго утешения в елеопомазании и причастии Святых Тайн Твоих и не чающия христианскаго погребения. Огради, Господи, монашествующих лик, из святых обителей изгнанных и поношения терпящих. Наипаче же утверди, Господи, крепостию Духа Твоего священники Твоя, дабы небоязненно, даже до смерти, во единении стояли на страже стада Твоего. Всех же, Тебе ради приявших мученическую кончину, сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. На Кресте моливыйся за распинателей Твоих и приемый в последний час разбойничье покаяние, не погуби, о Господи, отступников, хулителей и гонителей святыя веры и святыя Церкви Твоея, но аще возможно сие, даруй и им радость познати Тя, Божественную Любовь и Премудрость, и дни свои в истинном покаянии скончати. На Тя, Господи, уповаем и не постыдимся во век, Ты бо еси Заступниче наш, помощь и победа, победившая мир, Свет паче всякаго света, Радость паче всякия радости, Упование паче всякаго упования, Жизнь истинная и спасение вечное, и Тебе, в Троице покланяемому, славу вси возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Псалом 26

http://azbyka.ru/molitvoslov/v-goneniyax...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Мария Магдалина не была блудницей, по мнению афонского старца-исихаста Иерофея Загорейского Житие Марии Магдалины Вниманию читателя предлагается публикация перевода жития святой равноапостольной Марии Магдалины (греч. еще не издан и остается в рукописи), принадлежащего перу афонского старца -исихаста Иерофея Загорейского (кон. XVIII — нач. XIX в.). Предлагаемое Житие представляет собой своеобразный сплав ранних источников и местных преданий (например, о просвещении мироносицей острова Закинф). Богословские его идеи — это идеи круга исихастов XIV-XVI веков: учение о Фаворском свете, о сущности Божества, о нетварности божественных энергий. - Афон Житие святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Возлюбленной ученицы, наперсницы и сотайнницы христовой, которое служит и энкомием этой святой. Блаженного старца Иерофея Загорянского Эпиграммы монаха Гликерия Спилеота. О добрый и достойный ученик мой Геласий! Я, смиренный старец твой, Иерофей, пишу тебе ныне, дабы рассеять твое сомнение (вернее, сомнение, ввеянное в твою боголюбивую и богоявляющую душу латиномудрствующими, зараженными древней язвою помраченных гностиков и ночеликих мессалиан, лишенных Луча постижения) относительно возлюбленной ученицы и служительницы Христа Бога нашего Марии Магдалины. Будто была она блудницей, похотливо подступившей к Богомужнему Сиянию, и была одержима сквернейшими и гнуснейшими нечистотами, о них же и калам отшельнический не смог бы писать, и сами чернила устыдились бы и окаменели, словно жена Лотова, обернувшаяся ко граду нечистых и сланых помышлений падшего естества. Ибо жене Лотовой уподобились ныне хулители чистейшего сосуда Небесного Царя, Христа. Ведь всякий понимающий божественную любовь (которую словно манну в пустыне, в ночи сего мира вкушала божественная Магдалина, и которую, словно нетленный мед Духа источало Само Божество ее Учителя) как человеческое влечение, томление, низменное разгорячение крови, а тем паче, как подчревную похоть, воистину безумен и духовно слеп! Разве не убоятся такие безумцы гнева ее Учителя, сказавшего: " Се, грядя скоро, и возмездие Мое со Мною " . Разумей в этих словах Господа возмездие таким людям за осмеяние Ее возлюбленной таинницы!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1572

О чем же собственно, о каких частных пунктах в вопросе о клятвах собора 1667 г. могли мы вести беседу? 1) Старообрядцы утверждают, что собор 1667 г., изрекши осуждение на не приемлющих в употребление одобренные им обряды, и в частности сложение перстов, чрез то самое отпал от православия, погрешил в догматах веры. Между тем известно всякому, знакомому с историей и деяниями собора 1667 г., что на нем происходили рассуждения не о догматах веры, но о расколе и раскольниках, отделившихся от церкви за исправление книг и обрядовых предметов; а когда собор в своих рассуждениях не касался вопросов в собственном смысле догматических, то и не мог он нарушить догматов веры, т.е., отпасть от чистоты православия, тем паче не могла с ним вместе отпасть от православия и вся вселенская церковь , разрушиться от Христа установленная епископская власть, прекратиться преемство хиротонии, со всеми прочими от Христа учрежденными таинствами. 2) По мнению старообрядцев собор 1667 г. изрек анафему на крестящихся двуперстно за одно употребление двуперстия, независимо от того, что они похулили церковь и ее таинства, совершаемые по исправленным книгам. Между тем собор 1667 г., по собственным его словам, имел дело с хулителями церкви и таинств, за свои хулы законно подлежавшими церковному суду и анафеме. Но если бы мы и допустили, что собор, под угрозой анафемы, запретил именно употребление двуперстия, и в таком случае можно ли его и с ним всю православную вселенскую церковь обвинять в отступлении от православия, как обвиняют старообрядцы? Они тогда только имели бы на это право, если бы доказали, что двуперстное сложение есть догмат веры, принятый и утвержденный каким-либо вселенским собором, и что поэтому собор 1667 года, отменив двуперст, впал в догматическую погрешность. А не доказав того, что двуперстие есть догмат веры, т.е., признавши, что оно есть только обряд, служащий к выражению известного догматического учения, они тогда только за отмену двуперстия могли бы обвинить собор 1667 года, если бы доказали, что церковь не может исправлять по потребности и изменять в коей-либо стране содержимые сей страной обряды. И наконец, если бы даже старообрядцы могли доказать, что соборная церковь не имеет права изменять обряды, и в таком случае, не доказавши, что двуперстие есть догмат веры, они могли бы за отмену оного винить собор 1667 г. только в превышении власти, а не в изменении догмата веры, не в отпадении от православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Относительно поминовения Ваших усопших родителей. Прежде всего, я полагаю, что дети всегда обязаны молиться о своих родителях каковы бы они ни были, хотя бы они были изверги, хулители и гонители веры. Я уверен, что святая> мученица> Варвара молится о своем отце убившем ее. Ваши же родители были христиане. Если, по слову Божию " во всяком языце боящийся Бога и молящийся Ему приятен Ему есть " (ср.: Деян.10:35), то тем более веровавшие во Единого Бога, в Троице славимого, и исповедовавшие Христа, во плоти пришедшего. Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице. А Ваши родители, как христиане, хотели, искали спасения, только не познали правого пути Православия. Если молитва преподобного> Макария Египетского о язычниках доставляла им некую отраду, тем паче молитва православных детей принесет отраду неправославным родителям. По просьбе благочестивой царицы Феодоры отцы Церкви совершали усиленные моления о ее муже, яром иконоборце и гонителе Православия Феофиле - и получили откровение, что по их молитве и по вере Феодоры Феофилу даровано прощение. Так молиться о неправославных можно и должно. Но, конечно, молитва о неправославных должна быть несколько иного характера. Так, например, в самом начале канона на погребение возносится моление о том, чтобы Господь сподобил получить вечные блага скончавшегося верного. Это мы можем сказать только о православном. Поэтому еще Святейшим Синодом был одобрен особый чин панихиды об усопших неправославных. Он начат был печатанием в 19> 17 г., но не закончен. В 19> 34 или 19> 35 году митрополитом> Сергием был разослан по епархиям составленный им чин панихиды по неправославным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/167/...

Приложим этот пример к нашему вопросу. Как предположенный нами спор двух лиц о правильности произношения имени Предтечи –Иванн и Иоанн – не отрицает того, что сын Захарии есть Предтеча Господень, и даже не касается вопроса о лице его, не унижает его достоинства, а тем паче не относится к тому, чтобы под именем Иванна, или Иоанна разуметь не Господня Предотечу, не Захариина сына, а кого-либо иного: так же и спор о правильности произношения имени Христа Спасителя – Исус, или Иисус – не касается Божества Христова и Христова воскресения из мертвых, которые вами и нами согласно исповедуются, тем паче не дает повода к тому, чтобы под именем Иисуса разуметь иного бога, как некоторые из вас богохульно помышляют. А если так, то на приветствие: Христос воскресе, сказанное вам сыном православной церкви, вы должны без всякого сомнения отвечать: воистину воскресе; ибо ответ ваш не будет вовсе относиться к вопросу о правильном начертании и произношении имени Христа Спасителя, а будет только подтверждением вами и нами содержимого исповедания о воскресении Христовом. Старообрядец, выслушав внимательно мои замечания, сказал: Теперь я понимаю, что если ответить православному на слова: Христос воскресе, словами: воистину воскресе, то ответ сей не будет касаться нашего спора о имени Христа Спасителя, как правильнее писать его и произносить – Исус, или Иисус – но будет свидетельствовать только о воскресении Христовом и относиться к торжеству праздника пасхи, о чем у нас с вами нет никакого спора, так как мы не только в учении о воскресении Христовом согласны, но и празднуем праздник воскресения в один и тот же день. Посему я убеждаюсь впредь, когда услышу от вас во дни пасхи приветствие: Христос воскресе, без сомнения отвечать: воистину воскресе. Я ответил: Благодарение Христу Богу, разорившему средостение недоумения вашего, возбранявшее вам, во дни святые пасхи, при встрече с православными, совокупно исповедывать пресветлое Его воскресение! 65 Старообрядец, с которым происходила эта беседа, хотя был из числа и перекрещенцев, но более умеренного понятия, нежели другие беспоповцы; хотя он и защищал произношение имени Спасителя сокращенно Исус, считая его более правильным, но не дерзал так хулительно говорить, как большая часть пе­рекрещенцев, что аки бы Грекороссийская церковь под именем Иисуса верует во иного бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Безмолвные гробы их говорят всем и каждому: прииди и виждь, истинна ли вера, нами исповеданная, когда она так чудесно оправдана Самим Богом на нас самих; прииди и виждь, животворна ли вера, нами исповеданная, когда божественною силою ее тела наши, сами по себе бренные, как бы в самой смерти живут нетлением. Промыслу Божию угодно было засвидетельствовать истинность православной веры обилием святых мощей и в пределах Русской Церкви. Из русских святых у нас есть мощи, и притом нетленные и чудотворные, святителей киевских, новгородских, московских, ростовских; препо­добных (особенно в Киеве); мучеников (св. Димитрия царевича); столпников (Никиты Переяславского; затворни­ков (много в Киеве); Христа ради юродивых (Исидора Ростовского) и др. К явному обличению хулителей Русской Церкви — мнимых старообрядцев, лжемудрствующих, что будто бы со времен патриарха Никона , исправившего наши церковно-богослужебные книги, отпала благодать Божия от Русской Церкви и что Церковь эта уже не святая, — у нас нетленно почивают и чудодействуют мощи позднейших святых, живших после Никона; мощи св. Митрофана, первого епископа Воронежского, скончавшегося в 1704 г.; св. Димитрия, митрополита Ростовского, почившего в 1709 г.; св. Иннокентия, епископа Иркутского, скончавшего­ся в 1731 г. и св. Тихона, епископа Воронежского, скончавшегося в 1783 г.; мощи последнего святителя открыты на нашей памяти — в 1861 году. У мнимых же старообрядцев нет нетленных, тем паче чудотворных мощей, хотя они много насчитывают у себя мучеников, постников и других подвижников. Конечно, никакая земная власть и сила не могла бы воспрепятствовать открыто совершаться чудотворениям от святых мощей, если бы они были у этих приверженцев старины. Видно, не страдания венчают мучеников, а благодать Божия, во вся роды пребывающая в Церкви; видно, и самая вера не действенна вне Церкви. Итак, сыны Православной Русской Церкви в прославлении ее собственных чад, древнейших и поздней­ших, нетлением и чудесами могут усматривать ясное доказательство в пользу православия Греко-российской Церкви, в пользу святости и истинности своей веры.

http://azbyka.ru/o-netlenii-svjatyh-mosh...

В начале помянника в виньетке изображен св. архангел Михаил с знаменем и пламенным оружием (красным), и потом идет следующий текст: «Яко во всяком царств земных доброустроенном гражданстве не точию законами писанными житеи правими бывают, но и доброхвальными обычаи, или предании древними, аще в писаниих и не обретаются, подобне и духовнаго царствия, еже есть святая соборная и апостольская церковь , граждане не точию писанными законами правими бывают, но купно и предании полезными. Обаче геенскаго училища, адскаго учителя, паче же мичителя, искони человекоубийца суща и во истине не стояща, яко несть истины в нем, иже егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи, ученицы его любезнии злии еретицы, подражающе его, учителя своего, на церковь свирепство, хулительство, клеветы и гонение святая и богоугодная предания ложными словесы истребити тщатся, между ими же изрядно есть, всякое мертвым творение пособия, еже есть молитвы, жертвы, милостыня и иная благодеяния о оставлении согрешений их, непотребна быти повествуют. Мы же, православный церкви чада, от святых отец приемше то узаконение, еже о преставленных в надежди жизни вечныя молитвы ко Господу возсылати, и пособие душам их милостынею, жертвы безкровныя приношением, и инех добродеяний творение деяти потщимся, о оном во предисловии синодичном свидетельства ветхаго и нова завета, такожде от писаний богомудрых отец многим трудом собранная, и в общую пользу всем православным пространно показанная читати, яко полезно есть душам преставленных помяновение о них пособие, молитвою, милостынею, безкровною жертвою и инеми благотворении творимое от живущих. Ктомужде читающе познаем, яко то оне бывшее, и в новой благодати от святых апостол преданное и от святых отец и от всея церкви храненное и доныне неизменяемое. И оно помяновение которым душам есть полезно, и о младенцех некрещенныхъумерших, како благость Божия милосердствует». Это предисловие находится во многих старых синодиках. Оно вошло в печатные синодики, как например в данный Михайловскому монастырю крестьянином Кольского округа Варзугской волости Гавриилом Поповым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Писания. Так он искушал Начальника и Совершителя веры ( Евр. 12:2 ), Господа нашего Иисуса Христа; посему не дивно, что и служители сатаны развращают Св. Писание к своей и других погибели ( 2Пет. 3:16 ). Если подлинно ты хочешь следовать истине: то прииди во объятия истинно Христовой Церкви: в ее храмах, как отныне и в настоящем, ты ежедневно можешь внимать словам Апостолов и самого Господа нашего Иисуса Христа: а что всего более, ты будешь внимать здесь не одной мертвой букве, но животворной силе и духу слова Божия, от времен Апостольских до ныне неизменно сохраняющимся в истинной Церкви Христовой, и, таким образом, соделаешься сыном Божественного света и правды его! И кхо дерзнет утверждать, что сии священнодействия Церкви суть обряды, не имеющие благодатной силы и значения; что бескровная жертва, имеющая совершаться отныне на сем алтаре, не в состоянии преклонить на милость правосудие Божие? Кхо осмелится сказать, что молитвы Церкви, возносимые о великом и страшном имени Христа Спасителя, не проникают неба и не низводя оттуда благословения Божия? Поведайте, благочестивые души, не ужели ваши моления, воссылаемые в храмах наших, никогда не были услышаны? Неужели ваши слезы, проливаемые в скорби перед алтарем Церкви, навсегда оставались неотертыми? Воздайте убо славу Господеви, и засвидетельствуйте перед противниками Церкви, что сия Матерь наша имеет непререкаемая свидетельства благодатного присутствия Божия в ее храмах! Но кроме тайных благодеяний Божиих, известных вам одним, Боголюбивые души, Церковь имеет свидетельство сей истины в бесчисленных чудесах, коими сияют прославленные благодатию Христовой святые иконы и нетленные мощи угодников Божиих. Наконец, не засвидетельствовал ли Бог святости нашей Церкви, прославив в новейшие времена нетлением мощей Святителей своих, Димитрия Ростовского , Иннокентия Иркутского и Митрофана Воронежского чудотворца? Посему, жестоко ти есть противу рожна прати ( Деян. 9:5 ), хулитель святой Церкви, произвольно лишающий себя ходатайства ее перед Богом и освящения, сообщаемого Божественными таинствами! а паче, не подвергаешь ли ты себя страшному суду Божию, если, будучи простолюдином, дерзаешь святотатственно совершать в сонмищах своихъ некоторые действия под видом таинств, ни от кого не получив на сие разрешения и власти? В Ветхом Завете Бог запретил под угрозой смерти прикасаться ко всему тому, что находилось в скинии Завета, а ты, не имея дара священства, дерзаешь приступать к великим священнодействиям, коих ветхозаветные обряды были только слабой тенью. Ах, не приемли имене Господа Бога твоего всуе ( Исх. 20:7 ); не прельщайся: Бог поругаем не бывает ( Гал. 6:6 ), – страшно есть, еже впасти в руце Бога живого ( Евр. 10:30 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Посему Небесная Истина в святом Евангелии говорит: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради ( Мф. 5:11 ). Иисус Христос , приводя в утешение наше и в пример собственное бесславие, говорит: аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его ( Мф. 10:25 )? Многие похваляют жизнь добродетельных людей более надлежащего и чрез это открывают им путь к тщеславию; посему всемогущий Бог дозволяет злым людям оскорблять избранных своих злословием и клеветою еще и для того, чтобы этой мерою предохранить их от высокоумия и гордости, которую легко поселяют в душе лесть и излишняя похвала. Учитель языков свидетельствует, что служение его ознаменовано было славою и бесчестием, гаждением и благохвалением: яко лестцы и истинни ( 2Кор. 6:8 ). Если же были люди, которые о Павле распространяли худую славу, называя его обманщиком и льстецом, то спрашиваю: кто ныне из христиан может избежать обид за имя Христово? Нам известна святость жизни и величие добродетелей Предтечи Спасителя нашего, Иоанна, коего спасительная проповедь в пустыне украсила именем не только Пророка, но и Ангела: но как свидетельствует история смерти его, враги сего праведника по смерти его, сожгли самое тело его. Доселе мы говорили только о людях святых. Но что скажем о самом Святом святых, т.е. о Боге, Который для нас соделался человеком? Иисус Христос терпел поношение от врагов своих не только при жизни, но и по смерти; при жизни говорили о Нем, что Он имеет беса в Себе ( Мф. 11:18 ), а по смерти назвали его обманщиком и льстецом: помянухом, сказали Пилату враги Иисуса, яко льстец Он рече еще сый жив, по триех днех востану ( Мф. 27:63 ). Не более ли оскорблений мы, грешные, должны переносить от людей неправедных? Но при этом должно утешаться мыслию, что в день общего воздаяния мы и хулители наши предстанем на суд вечного судии, Иисуса Христа. Который в жизни и по смерти Сам невинно претерпел бесчисленные обиды от врагов своих. Это краткое послание я тебе пишу, возлюбленная и досточтимая дочь моя, для того, чтобы исцелить душу твою от скорби, которую причинило тебе злословие людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Предостерегая детей своих от общения с ненавистниками православия, Церковь Св. вместе с тем предает врагов своих, или лучше сказать, дело свое суду Божию, но паче всего умоляет Бога об озарении заблудших светом небесной истины. Так, не исключая самой себя из всеобъемлющего правосудия Божия и постоянно ожидая явления славы Господа своего, грядущего судить живых и мертвых, Церковь Св. не престает желать врагам своим спасения и для сего ежедневно умоляет Господа: да обратятся они от путей беззакония и приидут в недра ее, да смягчит благодать Божия жестокосердие противящихся слову Евангелия. Но постоянно испытывая непримиримую злобу врагов своих и сокрушаясь о погибели детей своих, совращаемых противниками на путь нечестия, Церковь Св. как бы так взывает к Спасителю: «Суди мне, Боже, и рассуди прю «мою! Знаю, что в предопределенный день Ты приидешь судить вселенную в правде, и народы земли в силе Твоей. Но яви промышление Твое о мне еще прежде пришествия своего: да не до конца нечестивые расхищают наследие Твое. Суди мне, Господи, суди обидящих меня! Преклони очи Твои на дело мое, суди суд мой, и оживотвори меня оправданием Твоим!». He есть ли эхо глас чадолюбивой матери, преогорченной злобой врагов своих, непристающей желать им спасения, но трепещущей о том, чтобы дети веры, ею руководимые, не уклонились на путь погибельный? О, воистину! только одна злоба, невежество и предрассудки, неверия могут давать превратный толк действиям Церкви. Но если б ее хулители руководствовались безпристрастным образом мыслей, то сами могли бы свидетельствовать, что ни одно из обществ, именующихся Христианскими, не поступает с такой кротостью с иноверцами, с какой обращается наша православная Церковь с своими врагами; так, они сами признали бы матернюю любовь ее во всех ее действиях: потому что наша Церковь, как целому свету известно, никогда не преследовала врагов своих мечем и пламенем, не употребляла насилия к обращению кого-либо в недра свои, никого не предавала мучениям в ограждение своего учения, не проповедовала Евангелия с мечем в руках, не возгнетала костров исступленной ревности, как было на Западе. Только перст Божий, промыслом своим нередко показывал, что суд, изрекаемый Церковью на упорных противников ее, подтверждается судом самого Бога, что Он сам защищает Церковь свою, что по словам Спасителя, связанное Церковью на земле связывается на небе ( Мф. 18:18 ), что Церковь как дело самого Бога, пребудет до скончания мира непреодолимой!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010