Л. Д. 318, т. 4. Следствием было установлено, что в этот же период времени (конец 1918г. – начало 1919г.) бывший Патриарх Тихон вёл переговоры с представителями крупнейших контрреволюционных организаций, известных под именем Тактического Центр 105 и Национального Центра 106 , стремившихся, как это было с точностью выяснено судебными властями, к свержению Советской власти и установлению в России генеральской диктатуры, знаменующей реставрацию капиталистического строя и дореволюционных порядков. Л. Д 117. т. 1. Видные деятели Тактического Центра, в своё время осужденные за свою контрреволюционную деятельность, С. М. Леонтьеву Д. М. Щепкин и С. Д. Урусов информировали гр. Беллавина – Тихона о своей преступной работе, получали от него советы и «благословение» вместе с пожеланием этой работе успеха. Л. Д. 121, т. 1. От лица «Национального Центра» в этот же период времени гр. Беллавина-Тихона посещали деятели этой организации С. А. Котляревский и А. В. Карташев, причём эти последние, по признанию С. А. Котляревского, имели с обвиняемым Тихоном беседу о наличии в Москве антисоветской организации, ставившей себе целью борьбу с Советской властью, в целях замены её буржуазно-демократической властью. Л. Д. 194, т. 4. В тот же период времени Тихон находился в сношениях с представителями английского и французского правительств. Первый из них, английский консул Оливер, по словам самого Беллавина, посетил его дважды, передавая будто бы приветствия от архиепископа Кентерберийского. По показаниям же Рене-Маршана устанавливается, что в мае – августе 1918 г. он, Рене-Маршан, и тогда заведующий отделом пропаганды при французском генеральном консульстве граф де Шевильи несколько раз посетили Тихона по поручению французского генерального консула Гренар, как официальные представители французского правительства, что было Тихону известно. Во время этих бесед был затронут вопрос о низвержении Советской власти, восстановлении при помощи чехословаков Восточного фронта и о высадке с севера союзных войск. Патриарх Тихон, по заявлению Рене-Маршана, отнесся вполне сочувственно к плану союзников, заявляя, что он не признает Брестского мира, и на прямой запрос графа де Шевильи, сообщившего о начале военной интервенции против России, ответил, что он «благословляет» последнюю, лишь бы она не закончилась так неудачно, как «бесплодный опыт Ярославского дела». О полученном от Беллавина-Тихона благословении было тогда же сообщено Гренару и протелеграфировано в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Со смирением приняв тяжесть предстоящего служения и в дальнейшем, по-прежнему полагаясь во всём на волю Божью, Патриарх Тихон старался не предпринимать действий, не посоветовавшись с собратьями епископами и всегда сохранял близость с клириками и рядовыми верующими. Его выступления воспринимались всеми как голос самой Церкви. В то же время русское церковное общество неизменно видело в нем своего общепризнанного и любимого вождя. В обстановке политической смуты, шатаний, гражданского разделения православные люди остро нуждались в духовно сильной личности, способной сплотить нацию, и ждали от Патриарха больше, чем он мог дать. Первый год Патриаршества Святейшего Тихона почти совпал с продолжением работ Поместного Собора. Здесь следует остановиться лишь на одном их аспекте – взаимоотношениях Патриарха и Собора. В связи с этим интересно отметить, что в первое время после интронизации, когда Собору предстояло принять ряд важных определений о высшем церковном управлении, Патриарх почти не появлялся на его заседаниях. Они проходили под председательством митрополита Новгородского Арсения. 185 Таким образом, давая Собору свободно сформулировать свое мнение по этим вопросам, Патриарх Тихон рассеял прежние опасения авторитаризма, который, якобы, может внести Патриаршество в деятельность Собора и во всё церковное управление. В то же время – те действия и выступления, которые Святейший Тихон должен был предпринимать как Предстоятель Церкви, неизменно находили единодушную поддержку Собора. В них видели самоотверженные усилия Патриарха, направленные к благу всей Церкви, они служили выражением церковной совести. В служении Святейшего Тихона в первый год его Патриаршества следует отметить ещё один момент. Он использовал любую возможность, чтобы совершать Богослужения в московских храмах. Особенно часто в 1918 году ему пришлось служить в приходах Пресни – рабочего района Москвы, куда он выезжал по просьбам прихожан. 186 В этом же году ему довелось совершить посещение других городов: Петрограда, Ярославля, Ростова Великого и Иваново-Вознесенска, где местное население и духовенство неизменно оказывали ему самый горячий приём. 187

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Д. 131, об., т. 1. По признанию самого обвиняемого Беллавина, во время гражданской войны 1917–1919 гг. он оказывал Деникину и Колчаку моральную поддержку. На деле, однако, поддержка эта была иного рода. Л. Д. 18, об., т. 4. На юге России, где царствовал тогда Деникин, Краснов и другие «правители», рука об руку с Тихоном действовал Антоний Храповицкий, состоявший руководителем Высшего Церковного Управления Ставропольского церковного Собора, организованного с благословения Тихона, членом же Синода ВЦУ был архиепископ Новочеркасский Митрофан [Симашкевич], с которым Тихон все время находился в непосредственной связи. Л. Д. 134, т. 4. Оба – крайние реакционеры и монархисты, боровшиеся против Советской Республики под открыто выброшенным лозунгом: «за царя из дома Романовых». От них к бывшему Патриарху Тихону в течение 1918–1919 гг. неоднократно приезжал, как это точно установлено следствием, некий «Федя», привозивший деловые бумаги от Киевского Антония [Храповицкого] и Новочеркасского Митрофана [Симашкевича]. Л. Д. 141, т. 1. Каким именно путём этот «Федя» перебирался через фронт, следствию установить не удалось. Л. Д. 162, т. 1. Осенью же 1918 г. Тихон вошёл в официальную связь с гетманом Скоропадским, в лице его уполномоченного Кривцова, посетившего бывшего Патриарха со своим адъютантом. Гр. Беллавин-Тихон дал ему своё благословение на «его деятельность». Л. Д. 124, т. 4. Гетманское правительство, безоговорочно признававшееся Тихоном, хотя, по его словам, «гетман пока ещё не государь», проявляло и со своей стороны по отношению к Тихону внимание, сообщая ему по радио о состоявшемся избрании Киевского епископа. Л. Д. 123, т. 4. К этому же времени относится связь обвиняемого Беллавина и с архангельскими церковниками-белогвардейцами, хлопотавшими тогда через архиепископа Кентерберийского об оставлении в Архангельске английских войск, о чем ими и было сообщено в Москву Тихону через находившегося в это время здесь архиепископа Нафанаила [Троицкого]. Епископ Павел [Павловский], протоиерей кафедрального собора Лемохин и ряд других лиц высшего духовенства в Архангельске вели бешеную агитацию против Советской России, принимая на себя и прямую заботу о формированиях партизанских отрядов, их снаряжении и снабжении. Священник Лемохин лично ездил в Лондон, где добивался присылки в Архангельск английского десанта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Среди публикаций «Американского православного Вестника» мы находим глубокие наблюдения и размышления святителя о развитии школьного дела, тесно связанного с развитием миссионерской деятельности в Северной Америке. Фактически здесь предлагается реформа церковно-приходского образования для подготовки местных кадров для миссионерских школ и семинарий. Это позволило бы иметь своих священнослужителей, псаломщиков и учителей для новых приходов в Соединенных Штатах и Канаде, а также для замены многочисленного клира на Аляске. Предлагаемые меры должны обеспечить воспитание и подготовку священнослужителей на североамериканском континенте, исключив всякого рода случайности и злоупотребления в использовании финансовых средств, которые выделяются на эти цели из России. Вместо того чтобы посылать выпускников миссионерских школ из Ситки, Уналашки и Миннеаполиса в далекие российские семинарии, святитель Тихон предложил открыть духовную семинарию в Америке для подготовки национальных кадров священнослужителей. «Епархиальное начальство лично может приглядеться и испытать кандидатов в священство. Как местные уроженцы, таковые навсегда останутся здесь, в Америке, служить, а не будут вынуждены высчитывать «времена и лета» для своего отшествия на родину отсюда; как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России и начинающие с «азов» свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковного дела здесь... Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными... С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела...». Усовершенствование дела школьного и религиозного образования было ограничено не только экономическими и территориальными проблемами, но также и острым противостоянием экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды североамериканской православной миссии на период 1899–1900 гг, святитель Тихон писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Пожалуй, никогда и никто не говорил в Советской России властям предержащим и самому русскому народу такую горькую правду. Во время разнузданной кампании по вскрытию мощей Патриарх не мог не обратиться к председателю Совнаркома Ленину с резким заявлением: «По долгу пастырского служения заявляю Вам, что всякое оскорбление религиозного чувства народа вызывает в нем естественную скорбь и справедливое негодование и может волновать его даже в несравненно большей степени, чем все другие невзгоды жизни, а нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отечески вещать народу: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. 5:29 )». В годы гражданской войны Патриарх Тихон «многократно с церковной кафедры обращается к верующим со словом пастырского назидания о прекращении распрей и раздоров, породивших на Руси кровавую междоусобную брань», с предостережением против мщения: «Все православные русские люди! Все христиане! Когда многие страдания, обиды и огорчения стали бы навевать вам жажду мщения, стали бы проталкивать в Твои, православная Русь, руки меч для кровавой расправы с теми, кого считала бы ты своим врагом, – отбрось далеко, так, чтобы ни в минуты самых тяжких для тебя испытаний и пыток, ни в минуты твоего торжества, никогда-никогда рука твоя не потянулась бы к этому мечу, не умела бы и не хотела бы найти его». Осуждая политику кровопролития и призывая к прекращению междоусобной брани, в послании 1919 г. Патриарх Тихон отвергал участие Церкви в борьбе против советской власти и звал к примирению, стремясь сохранить нейтралитет в гражданской войне и окончательно определить позиции аполитичности Церкви. «Помятуйте же, отцы и братия, и канонические правила, и завет св. апостола: «блюдите себя от творящих распри и раздоры» (ср.: Рим. 16:17 ), уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, «повинуйтесь всякому человеческому начальству» в делах мирских (ср.: 1Петр. 2:13 ), не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность Советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию, «ибо Богу», по апостольскому же наставлению, «должно повиноваться более, чем людям» ( Деян. 4:19 , Гал 1:10 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я лично знал почившего с 1903 г., видел его на различных ответственных постах, в различных, иногда неимоверно сложных положениях, но никогда я не видел его хотя бы на время утратившим дивную христианскую ясность духа. Ярославцы с неподдельной нежностью называли его «ясным солнышком». Град Ярослава Мудрого так полюбил своего доброго и мудрого архипастыря, что при расставании с ним оказал ему совершенно исключительную честь, избрав его «почётным гражданином» г. Ярославля. В Вильне, где вероисповедные, политические и национальные распри ставили архипастыря в исключительно трудное положение, где над всеми сторонами жизни всегда реял коварный дух иезуитизма, постоянно строивший козни православным архипастырям и не раз приводивший к преткновению даже колоссов православной русской силы, ясный, смиренный, простой Тихон проходил свой тяжёлый архипастырский путь в пору тяжёлого военного времени без преткновений. Когда в 1917 г. первопрестольная Москва при избрании архипастыря на пост митрополита Московского предпочла всем современно громким и славным архипастырским именам кандидатуру смиренного, простого архиепископа Литовского и Виленского Тихона, почивший принял это избрание не без смущения, но мне никогда не приходилось слышать, чтобы смиренный Тихон разочаровал требовательную Москву, оказавшую ему исключительную честь и доверие. Как верный и типичный сын своего народа, на всех местах служения он принимал к сердцу решительно все, что касалось жизни, блага и интересов родного народа. Поэтому работа его никогда не ограничивалась только церковным кругом и делом. С 1905 г. он состоял активным и почётным членом в одной из политических партий определенно националистического направления и в духе этой партии работал, особенно при выборах в Государственные Думы от первого до последнего созыва. Впоследствии, при господстве на Руси пресловутого Интернационала, когда имя почившего стали волочить по судам, враги вспомнили эту сторону его деятельности и собрали обширный уличающий материал из печати, из архивов, из частной переписки и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Фильм о. Тихона не скрывает проповеднических задач. Абсолютно точно определяет его жанр - как поучение, наставление - Андрей Фефелов в газете " Завтра " : " По сути, фильм отца Тихона - укорененная в русской духовной традиции форма увещевания власть имущих при помощи метафорически точного и зримого сходства Московской Руси с Царством Нового Рима. Письмо псковского старца Филофея к Великому князю Василию, обращение митрополита Московского и всея Руси Макария к молодому Ивану Грозному, патриаршие послания Никона к царю Алексею Михайловичу - все они содержали в себе некий знаменательный и важный " византийский урок " " . Действительно, либералы, которые, едва оторвавшись от ещё не остывших телеэкранов, начали историческую критику " Византийского урока " , тут же сели в лужу, поскольку фильм лишь отчасти исторический, гораздо в большей степени аллегорически-дидактический. Можно в этой связи вспомнить и язык оды XVIII века, где правитель и государство представлялось в неких условно-исторических образах. Вспомним знаменитое державинское: Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Ода " Фелица " , как мы помним, представляет собой описание придворного быта екатерининской эпохи под видом идеального царства некоей могущественной азиатской царевны с сопутствующей критикой придворных нравов. В связи с этим, очевидно, что Византия в данном случае, несмотря на обилие достоверных исторических фактов, - только иносказание. Речь идет именно и только о России, России сегодняшней. Ода " Фелица " , как известно, была услышана Императрицей. Автор был приглашен во дворец и осыпан милостями. Важно, однако, было не это, а то, что он получил возможность " истину Царям с улыбкой говорить " , как напишет позднее Гавриил Романович в своем итоговом " Памятнике " . По-видимому, на это рассчитывает и архимандрит Тихон. И, думается, его послание тоже найдет своего адресата. О. Тихон озвучил, в общем, очевидные для большинства образованных людей вещи. Но сделал это так, что его услышали все. Как те, кто полностью с ним согласны, так и те, кто не хотел бы, чтобы ему лишний раз напоминали об исконной порочности Западной цивилизации, служащей для любого либерала предметом слепого, бездумного обожания. Архимандрит Тихон сказал свое слово ярким, образным, современным языком накануне решающих перемен в руководстве страны, когда либеральный дискурс, вроде бы вытесненный с серьезных интеллектуальных площадок, вновь обрёл голос и мощь, когда снова, впервые после событий в Сербии 1999 года, всерьёз заговорили о единстве с Западом, об " общих ценностях " . Фильм наставляет и предостерегает: " Византийцы должны были зарубить на носу, что Западу нужно только полное и безусловное религиозное и политическое подчинение. Непогрешимым для византийцев должен был стать не только папа, но сам Запад " . Как ни странно, многие в руководстве страны до сих пор не только не зарубили этого на носу, но, кажется, готовы первыми встать в очередь за печатью, наносимой на чело и правую руку.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Фигура в целом положительная, он однако, как и большинство современных ему собратьев, не относился к числу патриотических приверженцев Царского Престола, что, собственно, и выразилось не только в приветствии Февральской революции, но и в дальнейшей политической непоследовательности, отрицательно сказавшейся в его высоком Патриаршем служении. Вместе с тем, в воспоминаниях современников Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России остался прежде всего как пастырь, горячо любивший свое стадо, преданный ему, знавший «своих овец по имени» ( Ин.10:3 ). Таким он был и являясь наставником в духовных школах, и на епископском служении в Америке и в Ярославле, и на Всероссийском Патриаршем Престоле. Уже избранный Патриархом, он оставался доступным и близким к собратьям – и епископам, и клирикам, и простым верующим. В отношениях с людьми, какое бы положение они не занимали, его отличали простота и сердечность. Ему были свойственны неизменный мягкий юмор, бодрость духа и христианский оптимизм, не покидавшие его даже в самые тяжёлые для него моменты, и которые он умел вселять в окружающих. Он не был известен как ученый Богослов или церковный публицист, однако в своей жизни и служении он сумел воплотить высокие евангельские примеры и апостольские наставления, проявляя при этом широту Богословского мышления. И потому его живое свидетельство веры заняло достойное место в сокровищнице русской духовности. А его простое и сердечное слово всегда доходило до глубин человеческой души. Поднимаясь по иерархическим ступеням, он неизменно оставался верен духу соборности, при каждом своём действии внимательно прислушиваясь к голосу Церкви. Любому человеку, тем более находящемуся на ответственном служении, практически невозможно избежать ошибок. Случались они и у Патриарха Тихона. Однако, оценивая свои поступки сознанием церковным, он находил смирение и мужество признавать их и исправлять ошибки. Последнее ещё более увеличивало его авторитет Первосвятителя. Так было в 1923 году, когда он отменил не принятый Церковью переход церковного календаря на новый стиль, действовавший лишь в течение немногим более двух месяцев. Так было и в 1924 году, когда он, следуя общецерковному мнению, отказался от всяких, начатых под давлением ОГПУ переговоров с искавшими с ним примирения обновленцами – «живоцерковниками». Святитель Тихон особенно любил совершать Богослужения. Будучи Патриархом, он старался служить как можно чаще в разных московских приходах. Его службы отличались особым молитвенным подъемом и собирали множество богомольцев. Вокруг Патриарха Тихона всегда было много молодежи, которая неизменно находила в нем заботливого наставника. В его внешнем облике удивительно сочетались простота и величественность. Несмотря на почти семь десятилетий замалчивания и клеветы, в народной памяти он сохранился как один из любимейших русских первосвятителей. 3. Первые годы Патриаршества (1917–1920 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин проведут второе заседание Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» 19 марта 2012 г. 11:58 21 марта 2012 года в красном зале трапезных палат кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоится второе заседание Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы». Заседание проведут председатель Попечительского совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сопредседатель Совета мэр Москвы С.С. Собянин . В ходе встречи председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, председатель правления Фонда епископ Подольский Тихон сообщит об итогах деятельности Фонда за 2011 год и о планах на 2012-й, сообщает пресс-служба Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы». О ходе реализации проекта строительства православных храмов в Москве отчитается советник Святейшего Патриарха и мэра Москвы В.И. Ресин. О подборе земельных участков и проектировании храмов и храмовых комплексов расскажет председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы А.В. Кузьмин. Начало заседания в 16.00. Для получения аккредитации необходимо оформить заявку согласно образцу . Прием заявок проводится до 17.00 20 марта по эл. почте  accredit@patriarchia.ru . Тел. для справок (499) 578-03-49. Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы» был создан 26 января 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Первое заседание Попечительского совета Фонда состоялось 29 апреля 2011 года в Храме Христа Спасителя; тогда же было утверждено Положение о Попечительском совете и его состав. Председателем Попечительского совета был избран Святейший Патриарх Кирилл, сопредседателем мэр Москвы С.С. Собянин. В Попечительский совет Фонда, в частности, вошли председатель Правления Сбербанка РФ Г.О. Греф, министр транспорта РФ И.Е. Левитин, председатель правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллер, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, президент компании «Интеррос» В.О. Потанин и др. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2090337.ht...

(духовные лица лишь сопричисляются к орденам, но не состоят кавалерами оных); 3) при представлениях не делать ему земных поклонов. (“Церк.Ведом.” 1907 г., 28). Во время поездок по епархии Преосвященный Тихон однажды усмотрел, что в некоторых церквах проскомидийные деньги кладутся прямо на жертвенник. Чтобы в дальнейшем избежать такого неблагоговейного отношения к священному месту, он предписал завести по церквам епархии особые кружки, специально назначенные для проскомидийных денег. (“Церк.Вед.“ 1907, 30). Еще более показательным для архипастырского духа Преосвящ. Тихона явилось его распоряжение о ставленниках, приезжающих в Ярославль для рукоположения. Он предписал им не привозить с собой жен и останавливаться либо в Спасском монастыре, где имелось помещение для ставленников, либо у родных и знакомых, но не в гостиницах, где обстановка не способствует духовной сосредоточенности и молитвенному настроению, столь необходимым при рукоположении. («Церк.Вед.” 1907, 35). Все свои распоряжения и воспитательные мероприятия Преосв. Тихон проводил с необыкновенным тактом, не допускавшем никаких резких выпадов против виновных. Однако такое отношение к ним не было выражением излишней мягкости. Напротив, он был тверд и неподкупно справедлив, но свою твердость он осуществлял в отеческом терпении и благожелательности к подчиненным, которые любили его, как отца. Всеобщая любовь к архипастырю усугублялась его беспримерной доступностью и для духовенства и для мирян. Он не уставал оказывать самое трогательное внимание каждой просьбе и всякой нужде, пленяя сердца своей исключительной добротой и участливостью. Его внимание к подчиненным простиралось даже до того, что он записывал себе на память даты для дней Ангела, чтобы затем аккуратно посылать им письменные поздравления. Что это не было исканием популярности, а только выражением подлинно отеческого внимания, свидетельствует такой факт, уже в бытность владыки Тихона Патриархом старый швейцар Петербургской духовной академии в день своих имениу получил от него поздравительную телеграмму. Такое постоянство в отеческом внимании и такая простота в отношениях с людьми показывали в Преосвященном Тихоне необыкновенно чистое и смиренное сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010