СМАРАГД Еп.Скопинский, вик.Рязанской еп.... 225 СОФРОНИЙ (Арефьев) Архп. Краснодарский..................... 226 СОФРОНИЙ (Иванцов) Еп.Красноярский, вик.Новосибирской еп 228 СОФРОНИЙ (Старков) Еп. Арзамасский 230 СОФРОНИЙ еп.Лос-Анжелосский 231 СТЕФАН (Андриашенко) Архп. Арзамасский....................... 232 СТЕФАН (Архангельский) Архп.Курский и Обоянский 233 СТЕФАН (Бех) Еп.Ижевский, вик.Сарапульской еп........ 237 СТЕФАН (Виноградов) Еп. Пугачевский......................... 239 СТЕПАН (Гнедовский) Еп.Волоколамский, вик.Московской еп......241 СТЕФАН (Знамировский) Архп.Вологодский........................ 242 СТЕФАН (Зюбай или Еп.Питтсбургский, вик.Алеутской еп...... 244 Дзюбай) СТЕФАН (Никитин) Еп.б.Можайский, вр.упр.Калужской еп......246 СТЕФАН (Проценко) Митр.Харьковский и Богодуховский.........248 СТЕФАН (Севбо) Еп.Смоленский 250 Т ТАРАСИЙ (Ливанов) Еп.Барнаульский......................... 252 ТИМОН (Русаков) Еп.Кустанайский, вик.Оренбургской еп 253 ТИМОФЕИ (Шретер) Митр.Варшавский и всея Польши............254 ТИХОН (Белавин) Патриарх Московский и всея Руси... 257 ТИХОН (Василевский ) Архп. Курский и Обоянский 292 ТИХОН (Клитин) Еп. Оренбургский и Уральский 294 ТИХОН (Лященко) Еп.Берлинский 298 ТИХОН (Морошкин) Еп.Елизаветградский, вик.Херсонской еп 301 ТИХОН (Никаноров) Архп.Воронежский 302 ТИХОН (Оболенский) Митр.Уральский 304 ТИХОН Еп.Череповецкий 307 (Рождественский) ТИХОН (Русинов) Еп.Одесский 308 ТИХОН (Троицкий) ТИХОН (Троицкий- Донебин) ТИХОН (Шарапов) ТОВИЯ (Остроумов) ТРИФОН (Туркестанов) ТРОФИМ (Якобчук) УАР (Шмарин) еп 309 Архп. Сан-Франциский.................. 311 Архп.Иркутский и Верхоленский..........313 Еп.Алма-Атинский 315 Архп.Молотовский и Соликамский........ 317 Митр.б.Дмитровский, вик.Московской еп. 318 Еп.Сызранский 323 У Еп.Липецкий 324 Ф ФАДДЕИ (Успенский) Архп .Костромской....................... 325 ФЕОГНОСТ II (Лебедев) Митр.Киевский и Галицкий................ 328 ФЕОДОР (Власов) Еп.Новозыбковский....................... 331 ФЕОДОР (Лебедев) Еп.Прилукский........................... 333

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иеромонах Тихон (Агриков) находил ключи к сердцу каждого человека, подбирал такие проникновенные, затрагивающие душу слова, что после его проповеди многие приносили искреннее покаяние. Как дерзновенно читал он разрешительную молитву! Как старался всех принять и утешить: сострадал в скорбях, на благословение раздавал крестики, иконки. Отец Тихон имел дар слез, дар молитвенного плача. Это было тайной, но близкие чада догадывались об этом даре, потому что не раз видели в келье батюшки множество тряпиц, пропитанных влагой насквозь. Так обилен был источник, которым подвижник омывал грехи и немощи своих духовных чад. Так относился к духовничеству отец Тихон. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков) – в будущем Патриарх Московский и всея Руси – очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова) . В Лавре служились две Божественные литургии: наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон – на другой. Ему поручали ответственные посты: с 1954 года батюшка проходил послушание эконома Троице-Сергиевой лавры, а с сентября 1955 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) стал казначеем обители. Отец Тихон был исключительным тружеником и подвижником. Кроме уже названных обязанностей, он заведовал свечным ящиком, регентовал на левом клиросе, а по праздникам – на правом. Архимандрит Тихон был духовником академии и семинарии. Молодежь тянулась к нему. Он прекрасно преподавал и всецело отдавался служению Богу и людям. Его жертвенное служение было отмечено руководством Московской Духовной академии: в 1963 году батюшка получил звание доцента. У него был особый дар обращать к вере молодых людей. Их тоскующие по Богу души находили утешение в словах Его Пастыря, отца Тихона. Батюшка официально не был духовником лаврской братии, но многие монахи выбирали его своим наставником. Конечно, такой огромный духовный авторитет не мог остаться незамеченным властями. В 60-х годах Церковь была гонима. И с особенной силой враг обрушился на отца Тихона – за его духовное окормление. Нет, его не арестовали и не посадили в тюрьму, но создали ситуацию, при которой он вынужден был покинуть любимую обитель и оставить преподавательскую деятельность. Так отец Тихон был разлучен со своими чадами, и продолжалось это долгие годы. Он вынужден был скрываться, жить в уединении – то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье. За девять лет до кончины архимандрит Тихон принял великую схиму с именем Пантелеймон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В 1990 году владыка Тихон был направлен на стажировку в Свято-Владимирскую православную семинарию в г. Нью-Йорк. В течение года он изучал английский язык и занимался сбором материалов о служении архиепископа Тихона (Беллавина) в Северной Америке. Время, проведенное за рубежом, расширило его кругозор, способствовало приобретению ценных навыков в общении и церковной дипломатии. По завершении стажировки он вернулся к своему духовному отцу архимандриту Мануилу, который вскоре был возведен в сан епископа Петрозаводского и Олонецкого. 28 августа 1991 года в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Петрозаводска епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил совершил иноческий постриг Николая Степанова с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 29 августа 1991 года монах Тихон был рукоположен во иеродиакона, а 1 сентября — во иеромонаха. Указом Преосвященнейшего Мануила иеромонах Тихон был назначен секретарем Петрозаводского епархиального управления и личным секретарем епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила. В течение пяти лет служения он был надежным помощником в архипастырских трудах своего владыки. 16 июня 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан игумена. За годы служения в Карелии игумен Тихон снискал любовь и уважение епархиальных клириков, прихожан и руководителей региона. Много сил отец Тихон положил для возрождения Петрозаводской епархии. Редкие качества его души способствовали объединению молодых людей и привлечению их в ограду церковную, в чем он видел свою первостепенную задачу как пастырь. Его тщанием и заботами в Карелии было основано православное молодежное движение, открыт Центр православной культуры, создан молодежный хор. Многим молодым людям он помог определиться с выбором жизненного пути. В 1995 году епископ Мануил назначил игумена Тихона настоятелем восстанавливаемого в г. Петрозаводске Александро-Невского собора. С особым усердием игумен нес это послушание, ярко проявив на новом поприще талант храмоздателя. Но, восстанавливая стены храма, он ни на миг не забывал и о самом главном — о возрождении человеческих душ. Всякое дело он совершал истово, с любовью и терпением.

http://e-vestnik.ru/obituaries/12_ep_tih...

Пять рождественских посланий Патриархов 20 века. [Революция и война, послабления в государственном гнете и воинствующий атеизм, распад Советского Союза и восстановление церковной жизни — все это отражалось в Патриарших рождественских посланиях — ежегодных обращениях Святейших Патриархов Московских и всея Руси ко всем Православным  верующим. «Фома» отобрал пять лет и пять посланий Патриархов ХХ века]. Подготовили Наталья Харпалева и Марина Борисова// Фома. - — январь 2020. - С.26-33. - (раздел « Вера »). - Каждую из пяти хронологических частей публикации составили          рубрики: Что происходит в стране; Кто на Патриаршем престоле; О чем говорит в рождественском послании . Представлены исторические даты: 1919 год.   Ил.: Воспитанники детских садов на [антирелигиозном] митинге. 1920-е гг.; Святейший Патриарх Тихон среди прихожан во время посещения одной из церквей. Ярославль, 1918. Документальные фото. - С.28; 1942 год. Ил.: Раненые бойцы в госпитале Александро-Невской лавры. 1942; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Фото из архива Издательства Московской Патриархии. - С.29; 1946 год . Ил.: Строительство здания Московского государственного университета (МГУ) на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. 1950-е гг.; Святейший Патриарх          Московский и всея Руси Алексий I. Фото из архива Издательства Московской Патриархии. - С.30; 1972 год. Ил.: Строительство БАМ. 1970-е гг.; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 1972. - С.31; 1991 год. Ил.: Крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского  по пути          в Дивеевский монастырь. Подмосковье, 23 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/Фотохроника ТАСС; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 2007; Патриарх Алексий II встречает мощи преподобного Серафима Саровского у стен Дивеевского монастыря. 30 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/Фотохроника          ТАСС. - С.32-33. Патриарх Кирилл. Господь никого не отвергает. Из «Рождественского послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 2020 год. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — январь 2020. - С.34-35. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1201-y...

Из Холма архимандрита Тихона перевели ректором семинарии в Казань, а 4 октября 1897 г. в Александро-Невской лавре состоялась его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 г. епископ Тихон был назначен на зарубежную Алеутско-Американскую кафедру, которая находилась в Сан-Франциско. На новом поприще он неустанно трудился над укоренением и распространением Православия в Америке. При нем сооружено было много новых храмов и на Аляске, и в Канаде, и в Соединенных Штатах. В 1901 г. епископ Тихон совершил закладку кафедрального храма в Нью-Йорке во имя святителя Николая. Через полтора года владыка освятил этот храм. При его архипастырском служении в Америке участились присоединения новообращенных из других исповеданий к Православной Церкви. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе и издании богослужебных книг на английском языке. В Канаде по его ходатайству открылась викарная кафедра. В 1905 г. святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, а через два года после этого переведен на одну из самых почетных в России кафедр — Ярославскую, преемницу древней Ростовской. И в Ярославле он оставался все тем же мудрым, распорядительным, благожелательным архиереем; часто объезжая епархию, совершал службы в приходских и монастырских храмах. Замечания всегда делал мягко и добродушно, часто в шутливой форме, никогда не кричал на подчиненных. Необычной была и простота его домашнего обихода. В 1913 г. архиепископа Тихона перевели в Литовскую епархию — в Вильно. Обстановка в Литве была подобна той, которую он хорошо знал по Холмщине: влиятельная Католическая Церковь и смешанное русско-литовско-польско-еврейское население. В Вильне владыку застала война. По распоряжению Святейшего Синода архиепископ Тихон переехал в Москву, привезя с собой мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре из Москвы перебрался ближе к своей пастве, почти на линию фронта. Он посещал госпитали, служил молебны, исповедовал и причащал раненых, напутствовал умирающих. Его не раз вызывали в Петербург для участия в работе Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/52167.html

Комментируя ход исследования захоронения Императора Александра III, член церковной комиссии епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) сообщил, что работы в соборе сегодня были продолжены по плану. Главная цель работ остаётся прежней: получение материалов для генетических исследований, сообщает Синодальный информационный отдел. «Работа сложная, ответственная. Надеемся, что в ближайшее время мы сможем этот генетический материал получить. Полагаем, что работа будет через несколько дней завершена», - сказал владыка Тихон. Как уже говорилось представителями Церкви ранее, совершенно очевидно, что имеются следы вскрытия надгробия могилы Императора Александра III. Был обнаружен и зафиксирован факт, что надгробие было демонтировано и вновь собрано по-видимому уже после 1917 года. «Было ли вторжение в сам склеп Александра III покажет время, - заявил владыка Тихон. - Через несколько дней это будет ясно. Для нас самое главное - получить достоверный генетический материал для продолжения дальнейших исследований». В Петропавловском соборе утром 24 ноября в присутствии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, епископа Кронштадтского Назария и епископа Егорьевского Тихона, а также настоятеля Петропавловского собора архимандрита Александра (Федорова) была, как и в предыдущие дни, совершена лития у могилы Императора Александра III. Работы по исследованию захоронения Императора и получения генетического материала продолжаются. Процесс изучения захоронения Императора Александра III в Петропавловском соборе был начат по инициативе Русской Православной Церкви 3 ноября 2015 года. Исследования проходят в рамках возобновленного Следственным комитетом РФ расследования по уголовному делу о расстреле последнего российского Императора Николая II и его семьи. Следствие взято под личный контроль председателя СК РФ А.И.Бастрыкина. Возглавляет следственную группу и.о. руководителя управления по расследованию особо важных дел генерал-майор юстиции И.В.Краснов. За ходом исследования постоянно наблюдают члены церковной комиссии по изучению результатов исследования екатеринбургских останков: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Егорьевский Тихон, викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий, настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр (Федоров).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/25/ep...

«И так как владыка сказывал их (проповеди) в первые годы епископского служения, когда определяется тип действия архиерейского, – пишут авторы очерка «Святейший Патриарх Всероссийский Тихон в его значении для Американской Православной Церкви», – то мы видим, какое сокровище мы имеем в этих проповедях...» С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Это определило изменение не только географических границ православной епархии в Северной Америке, но уже через два года после назначения его на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Североамериканской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляски (1903–1909) и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции, и приходы на восточном побережье Америки. Святитель Тихон стал первым в Америке православным архиепископом. Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на североамериканском континенте». Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского ; 1870–1877), Нестора (Засс; 1878–1882), Владимира (Сокольского; 1887–1891), Николая (Зиорова ; 1891–1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, Патриарх Алексий отмечал: «Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, святая православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В совершенном виде симфония властей на земле, конечно, недостижима, но важно само стремление к ее осуществлению, и в истории Византии, а затем Руси, России бывали времена заметного приближения к совершенству. В русской жизни таким приближением отмечено, например, сотрудничество в XI веке святого великого князя Ярослава Мудрого и митрополита Киевского и всея Руси святителя Илариона, а в XVI веке — царя Иоанна Грозного и святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Однако бывали и времена разлада симфонии, причем самым сильным и опасным стало нестроение 1917 года, когда пошатнулась, и затем сокрушилась царская власть, а с нею ослабело коренное начало самодержавия. Именно в эти грозные годы Церкви пришлось стремительно искать на богословском и управленческом уровне новые способы симфонического взаимодействия с государством ради спасения гибнущего в смуте народа. Деятельно и самоотверженно послужил сохранению Отечества святитель Тихон, первый после двухвекового синодального периода Патриарх Московский и всея Руси. Его избрание свершилось по истечении нескольких дней после октябрьского большевистского переворота и стало ответом Церкви на углублявшийся разлад симфонии властей. В течение двух веков Церковь внутренне сознавала, что со времен Петра I, то есть после отмены Патриаршества и учреждения Святейшего Синода, члены которого назначались императором и находились под наблюдением светского обер-прокурора, — древняя симфония властей заметно разладилась, с перевесом в сторону государства. В духовном православном понимании этот перекос в той же мере расстраивал и саму государственную жизнь, угрожая бытию народа. На рубеже XX века ослабление государственной и неразрывно связанной с ней церковной власти сильно ускорилось, обретая катастрофические черты. После особо мощных общественных потрясений царское самодержавие в Манифесте 17 октября 1905 года было вынуждено частично ограничить свою власть, обретая признаки конституционной монархии. В ходе этих государственных нестроений святитель Тихон, тогда еще архиепископ Алеутский и Северо-Американский, в пастырском слове, произнесенном в Нью-Йоркском соборе 14 мая 1905 года на «день священнаго коронования и помазания на царство Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича» показал значение царского самодержавия как наиболее совершенного вида православной государственной власти, причем, говоря о царской власти, он в сущности дает и более широкое определение самодержавия как богоданной единоличной и одновременно всенародной, народом востребованной власти вообще: «Власть самодержавная означаетъ то, что власть эта не зависитъ отъ другой человческой власти, не почерпается отъ нея, не ограничивается ею, а въ себ самой носитъ источникъ и силы своей.

http://bogoslov.ru/article/5640894

21 июля 1918 г. в слове, сказанном после чтения Евангелия в Казанском соборе на Красной площади, осудил расстрел царя Николая II с семьей и то, что «Исполнительный комитет одобрил это и признал законным». Святейший Патриарх Тихон также активно противостоял обновленческому расколу.  Предстоятель предпринимал шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашалось: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из воззвания от 1 июля 1923 г.). Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием». Личной проповедью и твердым исповеданием христианской правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его заключали в тюрьму, содержали под домашним арестом в московском Донском монастыре . Жизнь Его Святейшества все время была под угрозой: на него трижды совершались покушения, тем не менее он выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Святейший Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198619...

В тоже время русские архиереи за границей полагали себя находящимися в ведении церковной власти на родине. Один из документов, принятых Первым Всезарубежным Собором (1921 г.), гласил что собор признает себя в подчинении святейшему патриарху Московскому и всея Руси . Одновременно все указы ВЦУЗа начинались стандартной фразой: «По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси». Таким образом члены РПЦЗ не мыслили свою церковную организацию независимой от патриарха Тихона или церковного управления в России. Однако последующие весьма различные обстоятельства жизни в рассеянии и отечестве привели, соответственно, к весьма разным церковным мировоззрениям. 5 мая 1922 г. под нажимом шестого секретного отдела ОГПУ (курировавшего РПЦ) патриарх Тихон вместе со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом выпустили указ о роспуске ВЦУЗ. Чтобы освободить патриарха Тихона от ответственности за эмигрантское духовенство, 2 сентября 1922 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил распустить ВЦУЗ. Этот же собор учредил Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, существующий до сего дня. Основанием для этого учреждения послужил еказ святейшего патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета за номером 362 от 20 октября 1920 г. . Этот указ предписывал децентрализацию церковного управления в Русской Церкви в период политической смуты. 30 июня 1923 г. патриарх Тихон был освобожден из заключения. В различных заявлениях, появившихся в советской печати, он осуждал антисоветскую политическую активность Русской Зарубежной Церкви. 12 ноября 1925 г., восемь месяцев спустя после кончины святейшего патриарха Тихона, Синод РПЦЗ признал митрополита Крутицкого Петра (Полянского) местоблюстителем патриаршего престола. На протяжении всего предстоятельства патриарха Тихона Церковь не могла получить статус юридического лица в рамках советского государства. Правительство предоставило таковой только обновленцам. Без статуса юридического лица все епархии и приходы «Тихоновской» Церкви находились в СССР на полулегальных правах и не могли осуществлять деятельность за рубежом. Подобно христианским апологетам древности, патриарх Тихон и его преемник, митрополит Петр, старались осуществить получение статуса юридического лица посредством разъяснения в своих публичных высказываниях, что православные граждане лояльны «советской империи».

http://bogoslov.ru/article/5682965

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010