Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов - первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христи­анства, и звено последнее - святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий уда­ленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, поче­му так соединил Господь двух избранни­ков Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим при­стальнее на жизнь их и почерпнем из ис­точника приснотекущего живую воду, да­ющую бессмертие душе. Апостол Иоанн чистотой девственной души своей так возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяго­тили его в жизни. Он отдал Богу сердце свое, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом отца своего, рыбаря Зеведея, и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божиих приготовить путь Господу: «...прямыми сделайте стези Ему...» (Ак. 3, 4). Юный Иоанн сам встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который «...будет крестить вас [людей] Духом Свя­тым и огнем...» (Мф. 3, 11). И вот святой Иоанн Предтеча указыва­ет ученикам своим Некоего и говорит им: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира...» (Ин. 1, 29). И, послуш­ный слову девственника-учителя, девствен­ник-ученик оставляет Иоанна Предтечу, чтобы идти за Величайшим Девственни­ком и Учителем и Спасителем своим. Последовал Иоанн за Христом, все оставив ради Него: и дом родной, и отца, и мать, и тихую, спокойную жизнь рыба­ря, - он пошел по бурному житейскому морю неведомым доселе путем в неведо­мую обетованную землю - в Царство Небесное. Так в I веке в присутствии Христа загорелось сердце Иоанна. Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как меняет человека любовь к Богу? Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. ( Гал. 5:22 ). Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Вот отличительные черты Бога и человека ревнующего об уподоблении Богу: скромность, незлобие, негневливость, независтливость, благотворительность, сострадательность, непамятозлобие, добротолюбие, доброта равночестие, соблюдение пользы других, общительность, попечительность, негорделивость... Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного. Когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит всё, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии своем: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. В мире будете иметь скорбь, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин. 16:21:33:22 ). Но как бы ни была утешительна радость эта, всё-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами своего апостола сказал, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душе, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле? Преподобный Серафим Саровский († 1833). Состояние бесстрастия и благодати. Сколь благо быть с Богом, во благодати Его, и чувствовать Его пребывание в сердце! Какой покой, какая свобода духа, – какой мир, превосходящий всякий ум! О, блаженство на земле от общения с Божеством! Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Когда душа наша соприкасается с Божественною благодатью, она размягчается, как воск делается мягким от действия огня. Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси († 1925). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Теперь только я прав пред ним, когда не пожалел и его»! Тот же Серапион, услышав об одном человеке, что он благочестив, но держится Манихейской ереси, оставил любимую пустыню, пошел и нанялся к этому человеку в работники и служил ему до тех пор, пока не убедил его оставить ересь 5 . Бывали и такие старцы, которые даже продавали себя, чтобы выручить другого из беды. Да и вообще, многие пустыни процветали подвижниками, подобными Агафону и Серапиону. А часто ли в мире встретишь подобную любовь? Но довольно. Думается, что сказанного достаточно, чтобы видеть всю высоту и величие подвижнической жизни и всю несправедливость нареканий на нее. Великое часто подвергается насмешкам и порицанию со стороны людей мелких. Удивляться ли, что и св. подвижники испытывают туже участь от людей, которые, не взирая на свою скудость и слабость понятий о предметах духовной жизни, берутся судить и отвергать то, чего и сами не понимают. Еще Апостол Павел сказал, что «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, ибо о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2, 14 ). А кто судит духовно, тот не затруднится приложить к св. подвижникам слова того же Апостола: по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли скитались в милостях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби и озлобления, " те (люди), которых весь мир не был достоин» ( Евр. 11, 37–38 ). 5 То же делали и другие подвижники. Так, преп. Пафнутий (Гераклейский), услышав о некоей великой грешнице Таисии, губившей и себя, и других своею красотою, покинул пустыню, явился к ней и умолил ее оставить путь греха. Рассказ об этом, исторически искаженный, передается во французском романе «Александрийская куртизанка», который в переводе на русский язык был приложен к «Историческому Вестнику» за 1891 г. Читать далее Источник: " Архимандрит Тихон (Беллавин) " . О подвижничестве. " Странник " , духовный журнал. - СПб.: Типография Ив. Пухира, 1897. - Том II. - С. 219-229. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Молим вас, возлюбленные, беречь это наследие ваше и иметь его, как то было в святой литовской старожитности, оплотом Православия – под знаменем заповеди Господней: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Пишу и вам, братства. Святая Церковь переживает ныне бурные дыхания «врат адовых» и взывает к помощи сильных, опытных и крепких стоятелей за святую истину Христову и спасительную правду Православия. В деятельном памятовании о доблестях славного прошлого литовских братств в стоянии их за святую веру, «станьте же добре«, братчики, достойно звания вашего и ныне и «подвигом добрым» ( 2Тим.4:7 ) покажите, что спасительная слава братств западнорусских в судьбе Православия края принадлежит не прошлому только времени, что душа их жива и сила и оружия крепки и действенны и в настоящее лихолетье стада Христова. Пишу и вам, пастыри Церкви Литовской. Как сопастырь ваш, молю вас, усугубите ревность вашу в спасении Церкви Божией, «яко дние лукави суть« ( Еф.5:16 ), и близки к вам «волки лютые, не щадящие стада» ( Деян.20:29 ). Помните грозное слово Господне: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя... вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их« ( Иез.34:8.10 ). «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно... подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:2–4 ). Трудно нам, любезные сопастыри, при настоящих злых обстояниях пасение стада Христова. Но об этом нам надлежит не печалиться, а радоваться: ибо чем труднее борьба, тем славней победа и выше награда, – каковой да сподобит вас Небесный Пастыреначальник. В молитвенном единении со всеми вами пред Господом за Церковь Литовскую призываю на всех вас, чад сей Церкви, благословение Божие, – да мышца Господня укрепит вас в подвиге веры святой. Аминь. БС 6 С. 240–243. Воззвание перед сбором пожертвований 31 августа (13 сентября) 1918 г. Святая Православная Церковь с настоящего года лишена денежного пособия от государства, отняты у нее и все другие средства, какими располагала она для выполнения лежащих на ней обязанностей. Но Церковь надеется, что та щедрая рука православных, на трудовые копейки коих воздвигнуты многие тысячи храмов, школ, богаделен, приютов, и ныне, в тяжелую годину, не оставит ее без средств на издание книг Священного Писания , богослужебных и нравоучительных, на дело призрения старых и убогих, на обучение Закону Божию малолетних и просвещение еще сидящих во тьме язычества, на ограждение православной веры от врагов ее – сектантов, подготовление пастырей и архипастырей; она верит, что чуткое сердце православных откликнется на призыв о помощи, с которым Священный Всероссийский Собор и Святейший Патриарх обращаются ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа, и Утешителя Духа Святого. Уже пятый год Святая Церковь и родная земля страждут под тяжким бременем ниспосланного Богом испытания, сначала – войны и нашествия иноплеменников, затем – междоусобной брани и братоубийственного кровопролития и всякого рода нестроений, общественной разрухи, смуты, голода, грабежей, убийства и прочих бед и напастей злого обстояния. Особой своей тяжестью бремя это легло, в связи с военными событиями, на западную окраину Родины, на вашу – Литовскую землю, ныне, за всем тем, отторженную от отечественного лона под власть чужеземную и чужеверную. Но «жив Бог , и жива душа наша« ( 1Цар.20:3 и др.), как «святое семя стояния» ( Ис.6:13 ) Его – жива в сердцах верных чад Церкви Святой вера православная. А пока она жива, у нас есть залог целости всего прочего. Пока эта святыня не утеряна русскими людьми на распутьях «века сего лукавого», мы крепко уповаем, что Господь соберет рассеянные, взыщет расточенные и возвратит отторженные. Чада мои. Скорбит душа Наша по вас, и сердце нудит Нас, и как милостью Божией первосвятителя Церкви Русской, и как недавнего архипастыря Литовского, обратиться к вам со словом ободрения и утешения. Но где взять слова, которые сильны были бы хоть в малой доле облегчить тяготы постигшего вас испытания – ободрить ваш дух и остудить пламень искушения вашей веры и жизни. На человеческом языке их нет. Мы найдем их лишь у Имеющего «глаголы вечной жизни» ( Ин.6:68 ), ибо только «слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь», только они «живы и действенны» ( Ин.6:63 ; Евр.4:12 ). К этому живоносному источнику всякого ободрения и утешения, к слову Божию, и обращаю, чадца мои, ваши духовные взоры. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать« скорбящих, «ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:13–5 ). Воззрите на «Распятого Начальника и Совершителя веры нашей» ( Евр.12:2 ) и научитеся от Него «взять крест свой и последовать за Ним« (см.: Мф.16:24 : Мк.8:34 ; Лк.9:23 ) на свою Голгофу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Журнал Московской Патриархии. 1960. 8 Слово Святейшего Патриарха Тихона, сказанное в храме Христа Спасителя (в Москве) перед началом новогоднего молебна Новогоднее слово. Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства? На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: сойдём и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле ( Быт.11:1, 4–5, 7–8 ). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» – не напоминает ли это желание наших прародителей быть яко боги ( Быт.3:5 ), и единый дотоле язык смешался в разные наречия, и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают ( Пс.126:1–2 ). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих ( Апок.3:17 ). Вместо так ещё недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из неё одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока, как вдова, великий между народами князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простёр руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдаёт драгоценности свои за пищу, дрова достаёт за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подаёт им. Евшие сладкое истаевают на улицах, и воспитанные на багрянице жмутся к навозу ( Плач.2:1–2; 1, 1–2, 5, 10–12; 4, 4–5; 5, 2–4 ). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И Ангелу Русской Церкви напиши... К празднованию памяти апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского Павел Смирнов Апостол Иоанн Богослов и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси      Когда апостол Петр уже утвердил Церковь Божию в Риме своим свидетельством, а Павел основал Церкви по всему Средиземноморью, когда утихли споры об обрезании и свободе, когда почти все «очевидцы и свидетели Слова» (Лк. 1:2) были убиты – тогда изрек слова апостол Иоанн : «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа… [И увидел Сына Человеческого], и Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв и се, жив во веки веков… и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего…» (Откр. 1: 9; 17–19). Апостол Иоанн вообще загадочная личность. Его Евангелие самое сложное для понимания, самое «богословское», словно взгляд на всем известные события, но только – с высоты птичьего полета. Как сумел он взять эту высоту? Церковь объясняет нам: он черпал «токи Богословия» на груди Иисуса. Человек тонкой и чуткой души, он полюбил Учителя и стал пристально всматриваться в Его внутренний мир, вслушиваться в Его слова и внутреннее свидетельство Духа в своем сердце. Плодом этого внимания к Логосу стало четвертое Евангелие. А затем, в конце его долгой жизни, закончившейся почти вместе со столетием, Иоанну были показаны судьбы Церкви в истории… «И Ангелу Ефесской церкви напиши: …знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое… Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:1–4). Не нужно думать, что написанное конкретной общине I века нашей эры относится только к ней. Это послание всякой общине и любой Церкви, больше того – каждому христианину. И в разные моменты истории-жизни к нам может относиться то или иное слово, обращенное к «семи церквам» Апокалипсиса.

http://pravoslavie.ru/86617.html

На духовные первопричины попущенных свыше бедствий указывал и избранный на восстановленный Московский Патриарший престол святой исповедник Патриарх Тихон. «Забыли мы Господа! — восклицал он, — Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы». За это «много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию». Обращаясь к русскому народу, святитель взывал: «Братия! Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга как на врагов и разделять родную страну на враждующие станы. Все мы — братья, и у всех нас одна мать — родная Русская земля, и все мы чада Отца Небесного». Но призывы Патриарха остались не услышаны многими, ибо, как говорит слово Божие, огрубело сердце людей сих, а ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся (Мф. 13, 15). Сбылись грозные предсказания Спасителя: Предаст … брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 21-22). Русская Церковь до дна испила горькую чашу людского горя, она глубоко выстрадала духовное преображение своего народа, дав в оправдание его перед Богом великий сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Но и в самой Церкви народная трагедия произвела разделения. Вслед за политической катастрофой России на долгие годы была прервана связь между Церковью в Отечестве и частью русского рассеяния, и этот разрыв болезненно переживался церковным сознанием. Восстановление утраченного единства оказалось трудным и долгим делом, потребовавшим многих усилий каждой из сторон. В дарованное Богом благоприятное время Церковь в Отечестве духовно осмыслила опыт пройденного ею крестного пути, итоги которого стали неотъемлемой частью хранимого Церковью предания. В то же время и чада Зарубежной Церкви получили возможность увидеть и должным образом оценить признаки духовного возрождения, отмечаемые на Родине. Нынешним нашим воссоединением в духе братской любви символически поставлена последняя точка в драматической истории гражданской войны.

http://pravmir.ru/poslanie-svyatejshego-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010