Представитель Русской Церкви сослужил Патриарху Болгарскому Неофиту за Рождественской Литургией 27 декабря 2021 г. 18:34 25 декабря 2021 года, в день праздника Рождества Христова по новоюлианскому календарю, Божественную литургию в Патриаршем кафедральном соборе святого Александра Невского в Софии возглавил Святейший Патриарх Болгарский Неофит . Накануне, в Рождественский сочельник, Его Святейшество совершил в этом соборе праздничную утреню с сослужении викария Софийского митрополита епископа Белоградчишского Поликарпа, ректора Софийской духовной семинарии епископа Браницкого Пахомия, собора клириков Болгарской Православной Церкви. В числе сослуживших за богослужением были представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Вассиан (Змеев) и представитель Румынского Патриарха священноэконом Нелуц Опря. «Мир, в котором мы живем, все тот же, что и в годы земного служения Спасителя — мир страдания, боли и скорби, зла и неправды. В момент Боговоплощения было посеяно семя спасения, которое должно дать плод в каждом из нас — в наших словах и делах, в нашей жизни по заветам Христа Иисуса, вечного и неизменного образца для нас. Этот мир узнает, что мы чада Божии, любящие Бога и следующие его повелениям, когда увидит нашу любовь не только на словах, но и в делах милости и любви к ближнему, взаимопомощи и самопожертвования по отношению к каждому человеку, который нуждается в помощи, поддержке и защите, внимании и искренней нелицемерной любви», — сказал в Первосвятительском слове Святейший Патриарх Неофит. В храме присутствовал новый Премьер-министр Болгарии Кирилл Петков вместе со своей семьей. По окончании утрени К. Петков вошел в алтарь кафедрального собора, где получил благословение Святейшего Патриарха Неофита, сообщает Подворье Русской Православной Церкви в болгарской столице со ссылкой на сайт Болгарской Православной Церкви. За Божественной литургией в самый день праздника Святейшему Патриарху Болгарскому сослужили епископ Белоградчишский Поликарп, епископ Браницкий Пахомий, протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Вассиан (Змеев), архимандрит Евфимий (Койнов), ставрофорный эконом Костадин Гаврилов, протоиерей Антоний Милушев, протодиакон Александр Нешев, протодиакон Иван Петков, протодиакон Деян Коруновски и диакон Слави Спасов. После праздничного евангельского чтения епископ Поликарп огласил Патриаршее и Синодальное Рождественское послание. По завершении богослужения Святейший Патриарх Неофит поздравил и благословил всех собравшихся в храме. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5876263.ht...

НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-692 НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-694 694-695 НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) 695-697 697-698 НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви 698-699 НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) 698-699 699-701 НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель 701-702 702-704 704-705 705-706 706-707 НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) 707-713 714-715 НЕОФИТ VIII (Иоаким Папаконстантину) (1832-1909), патриарх Константинопольский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894) 715-717 НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата 717-720 720-722

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

с, 1820D, 1821АВС); 4, Василия Вел. (из 1-й книги против Евномия, 2 цит.: с. 1821В), 5., Кирилла Александ. (из письма к царю Феодосию 2 цит. с. 1821CD); 6, Григория Нисского (2 цит. из книги против Евномия с. 1821D), 7, Иоанна Златоуста (против Аполлинария с. 1821D – 1824АВ); 8, Кирилла Александ. (4 цит. с. 1814D, – 1825А); 9, Иоанна Златоуста (с. 1825С); 10, Иустина Муч. (из книги о св. Троице, с. 1825D); 11, Амвросия Медиолан. (с. 1825D – 1828А); 12, Юлия Римского (с. 1828А); 13, Григория Нисского (2 цит. с. 1828В); 14, Иоанна Златоуста (с. 1828С); 15, Ефрема Сирина (из слова на жемчуг, с. 1829С); 16, Исидора Пилусиота (к Кириллу Алекс. 1828С); 17, Павла Емесского (с. 1828D); 18, Кирилла Алекс, (к Иоанну Антиох. с. 1829 АВ; о воплощении с. 1829CD; к Иусту, еп. Римск. с. 1832А); 19. Афанасия Александ. (с. 1832D); 20., Кирилла Алекс, (с. 1832ВС; 1832Б; из слова о вере: 1833А; из письма к Сукенсу: 3 цит. с. 1833ВС; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах: с. 1833CD); 21, Григория Нисского (против Аполлин. с. 1833D); 22, Исидора Пилусиота (из письма к Тимофею: с. 1836D); Феодота Антиохийского (против синусиастов с. 1836А); Кирилла Иерусалим. (с. 1836А); 25, Петра Александ. с. 1836В); 26, Севириана Гавальского (с. 1836В); 27, Прокла Константин. (2 цит. с. 1836ВС); 28, Сильвестра Римского (с. 1836С); 29, Ипполита Римского (с. 1836С), 30, Илария Пиктавийского (2 цит. с. 1836D); 31, Амвросия Медиол. (7 цит. с. 1837АВС); 32, Амфилохия Иконийск. (2 цит. из писем против арйан и к Селевку с. 1837CD); 33, Августина Ригитского (т. е. Иппонского, из писем к Волузиану с. 1837D); 34, Флавиана Антиох. (2 цит. с. 1840А); 35, Исидора Пилусиота (из письма к диакону Феодосию с. 1840А); 36, Кирилла Александр. (2 цит. с. 1840В); 37, Евстафия Антиох. (с. 1840С); 88, Иоанна Златоуста (из письма к Кесарию, с. 1840С); 39, Амфилохия Иконийского (из письма к Селевку с. 1840D); 40, Григория Нисского (с. 1841 А). К этой части присоединены выдержки из сочинений: 41.. Амфилохия Сидского (из его письма к имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Преподобный Неофит в проповеди на праздник Богоявления использует два слова с измененным составом корня. В лингвистике такой прием получил название флексия, которая служит для связи слов в словосочетании или предложении. Например, автор пишет о любящих слово – φιλλογος и любящих праздники – φιλορτος 54 . Преподобный Неофит использует повторение трех одинаковых слов (θαντω, θανατσω, τον θνατον) при описании убийства Христа. Впоследствии воскресение Христово освободит человечество от смерти и рабства 55 . Преподобный Неофит использует повторение, когда повествует о трехкратном искушении Христа дьяволом . Автор пишет: πειρζων ... πειρτο τν περαστον πειρσαι, – таким образом, Искуситель своими тремя страстями пытался искусить Того, кто не поддается искушению 56 . Также преподобный Неофит использует инверсию. Под этим термином понимают нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. Это может выражаться в перестановке частей фразы, необычной последовательностью слов в предложении. Инверсия придает фразе особую выразительность. Преподобный Неофит использует инверсию, когда говорит об адресате своей проповеди. Она адресована верующим и крещеным людям и, по мнению автора, «было бы хорошо говорить о свете Бога, насколько это возможно, и о крещении» 57 . Преподобный Неофит в проповеди использует синонимы, когда говорит о некрещеных людях и описывает их как неверующих (πστους) и непосвященных (μυτους) (в религиозные таинства) 58 . Автор пишет, что именно таким людям нужно говорить о крещении Христа. В проповеди преподобного Неофита на праздник Богоявления присутствует такой прием, как резкая перемена мысли, то есть сначала автор говорил об одной теме, затем резко переключился на другую. Например, преподобный писал о необходимости покаяния для каждого человека, а затем перешел на тему подражания Богу и прославления Его бесконечного человеколюбия по отношению к каждому человеку 59 . Также преподобный Неофит прибегает к использованию оксюморона. Например, он пишет, что «Бог говорил без слов с теми, кто был способен Его услышать. Это были бестелесные ангелы, или люди, которые своей жизнью достигли ангельского состояния» 60 . Этим примером преподобный Неофит показывает особую близость этих людей к Богу и намеренно через противоречие делает попытку привести как можно больше людей к вере. Обыкновенно под людьми, ведущими ангельскую жизнь, подразумевают монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Приведем несколько примеров из проповеди на Богоявление, где преподобный Неофит Кипрский использует средства литературной выразительности. В начале проповеди на каноны праздника Богоявления преподобный Неофит просит у Господа благословения на начало нелегкой работы по составлению комментария. Он пишет: «Благослови, Владыко» – Ελγησον, δσποτα, или «Благослови, Отец» – Ελγησον, πτερ. Эта формула встречается во всех 12 проповедях преподобного Неофита на богослужебные праздники и других сочинениях. Далее преподобный Неофит обращается с просьбой к людям, готовящимся к встрече праздника Богоявления. Преподобный их называет теми, кто любит встречать праздники (φιλορτος) и готовится к ним заранее. Преподобный Неофит в комментарии передает диалог Христа и Иоанна Предтечи во время крещения Господа на реке Иордан 49 . Автор пересказывает евангельские события о том, что Иоанн Креститель считал себя недостойным крестить Христа, но в итоге Господь был крещен и, выйдя из воды, увидел Духа Божия, Который ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» 50 . Преподобный Неофит использует апорию, когда пишет о толпах людей, которые во время крещения Христа находились на реке Иордан и были свидетелями этого события. Видя происходящее, они были в недоумении и задавали друг другу вопрос о том, кто же крестился на реке Иордан? 51 Апория показывает, что очевидные вещи были подвергнуты сомнению, но вскоре вопросы людей относительно крещения Христа разрешились. Преподобный Неофит задает риторический вопрос о еретиках. Он говорит о том, как эти люди могут назвать себя разумными, когда они являются глупцами и слепыми, потому что они учили и излагали доктрины, которые не от Бога, а от сатаны. Преподобный Неофит указывает причину, по которой эти люди впали в бесовское состояние. Он пишет: «Они не очистили себя от своих страстей, их разум стал слепым. Поскольку они не исследовали смысл Священного Писания и не имели чувства страха перед Богом, поэтому они уклонились в различные ереси, вот почему они были справедливо изгнаны из Церкви Христовой» 52 . Под этой слепотой понимается не физическая слепота, а духовная. У святых отцов это является слабостью, которой наиболее полно возможно объяснить понятие ереси. Например, подобное объяснение встречается в полемическом сочинении преподобного Анастасия Синаита (630–701) «Против акефалов» 53 , которые в древней христианской Церкви были одной из многочисленных монофизитских сект.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Преподобный Неофит писал свои проповеди на двунадесятые праздники для того, чтобы принести пользу читателям и дать наставления монахам относительно монашеской жизни. Также его проповеди были написаны по просьбе учеников, желающих услышать от учителя наставления в обучении и пастырстве. В каждой речи преподобный Неофит выражает свое почтение к Богу, Богородице и святым. Известно, что проповеди на двунадесятые праздники и ряд других произведений 44 преподобный Неофит написал также по просьбе своего брата Иоанна 45 , который имел речевой недостаток и просил преподобного Неофита стать «его разумом, его языком и его рукой» 46 . Теперь перейдем к преподобному Неофиту как толкователю канонов и поговорим о языке, стиле и его литературных приемах. Преподобный Неофит Кипрский в проповеди на праздник Богоявления использует большое количество выразительных средств: инверсия, апория, риторический вопрос, флексия, оксюморон, синонимы, резкая перемена мысли. В проповедях преподобного Неофита преобладает смешение различных языковых слоев. Автор отдает предпочтение аттическому диалекту 47 , который считается классическим образцом древнегреческого языка. Преподобный Неофит в проповедях использует слова этого диалекта: γλττα (язык), πρττων (делающий, совершающий), φυλττων (охраняющий, стерегущий), ταρττεται (он приводит в замешательство, он возбуждает) и т. д. Также преподобный прибегает к использованию поздней лексики: φεσαι (ты посылаешь), μετατθεσαι (ты перемещаешь, ты изменяешь), στραγγαλιδης (затруднительный). Известно, что преподобный Неофит в обители Куцувенди получил только начальное образование, поэтому его сочинения написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. Преподобный Неофит является первым из всех авторов, который писал свои сочинения на кипрском диалекте. Его обширное литературное наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра. Исследователь М. Н. Конгурдо полагает, что речь преподобного Неофита на праздник Богоявления представляет собой не толкование, а проповедь, которая была написана для произнесения в храме во время богослужения. В ней автор использует большое количество цитат из Священного Писания , вводит элементы обращения, призыв к аудитории, где дает различные наставления с целью разъяснить слушающим учение Иисуса Христа 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Священные облачения хотя находятся в достаточном количестве, но к сожалению сделаны только на одного священника и диакона. Полное соборное облачение на 3 священников и двух диаконов только одно, да и то перенесено из надворотней церкви, вместе с другими вещами и утварью по указу консистории от 10 мая 1882 года, за 1353. Метрические и исповедные книги, брачные обыски и приходорасходные, частью перенесены из надворотней церкви (с 1809 года), частью составляют собственность настоящего храма. Все же документы и планы относящиеся к устройству церкви еще доселе не сданы комитетом в церковное книгохранилище, так как комитет еще не считается закрытым. По указу св. Синода от 23 января 1882 года, за 279, причт церковный должен состоять из двух священников, диакона и двух причетников и просвирни. Первым священником-настоятелем был, переведенный с остальным причтом, из упраздненной Невско-приходской Скорбященской церкви, протоиерей П. А. Горизонтов, кандидат С.-Петербургской духовной академии, прослуживший в сем приходе 40 лет. За свою ревностную службу по приходу и церкви он имел ордена: св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3 ст., а от прихожан золотой наперсный крест, украшенный бриллиантами. Умер 1884 года апреля 26 дня. На место его по резолюции его высокопреосвященства от 4 мая 1884 г. переведен Спасобочаринской церкви, что на Выборгской стороне, священник Иоанн Полканов, магистр С.-Петербургской духовной академии. Священник Павел Космодемьянский, кандидат С.-Петербургской духовной академии, рукоположен к сей церкви его высокопреосвященством 13 февраля 1882 года. Диакон Афанасий Попов, переведен из Невско-приходской Скорбященской церкви по указу св. Синода от 23 января 1882 года, за 279, к Борисоглебской церкви, – из окончивших курс Воронежской духовной семинарии. На вакансии псаломщика состоит Иван Певцов, из среднего отделения Спб. дух. семинарии, возведенный, в 1883 году, по просьбе прихожан за 25 летнюю отлично-усердную службу, в сан диакона на дьяче- ской вакансии. Дьячком служит Николай Фиделин, из высшего отделения Новгородского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf Монастырь святого Неофита Затворника     Главная паломническая достопримечательность округа Пафос – монастырь св. Неофита Затворника (Agios Neofytos) – находится в 10 километрах к северо-западу от города Пафос. Добратся до монастыря св. Неофита из Пафоса можно двумя дорогами. Первая проходит через селение Емпа (Етра) и Тала (Tala) . Вторая – через деревни Месоги (Mesogi) и Тримитуса (Tremitxousa) . Обе эти дороги соединяются недалеко от монастыря. Из монастыря, расположенного на высоте 412 метров над уровнем моря, открывается великолепный вид на водный простор и город Пафос. Святой Неофит Затворник Св. Неофит – один из почитаемых и любимых святых на Кипре. Житиё его подтверждает, что это был дествительно великий человек. Неграмотный юноша из деревни стал не только основателем одного из самых известных монастырей на острове, но плодовитым писателем средневизантийского периуда. Св. Неофит родился в 1134 году в маленькой деревне Като Дрис недалеко от Лефкары на севере округа Ларнака в большой и бедной крестьянской семье. Уже с ранних лет он избрал монашенское поприще. Когда ему исполнилось 18 лет, родители решили его женить. Юноша тайно покинул отчий дом и стал послушником монастыря св. Иоанна Златоуста на севере острова у горы Кутсовенди. Поскольку Неофит был неграмотен, настоятель монастыря Максим дал ему послушание возделовать монастырские виноградники. В течение пяти лет он совмещал тяжёлый труд с учением. За эти годы он овладел грамотой и письмом, изучил Священное Писание и наизусть выучил Псалтырь. Упорство и преданность вере Неофита были замечены, его назначили помошником ризничего, и два года он исполнял это послушание. Проживание в монастыре укрепило его стремление к аскетической жизни, и он просил у настоятеля разрешения стать отшельником. Неофит был ешё молод, и настоятель отказал ему. Тогда с благословения настоятеля он совершил поломничество на святую землю, где провёл в скитаниях полгода, безуспешно пытаясь найти отшельника, который взял бы его в ученики. После возвращения в монастырь св. Иоанна Златоуста он снова просил настоятеля разрешения стать аскетом, и снова получил отказ. Тогда Неофит решил покинуть монастырь и отправиться в Малую Азию на гору Латрос, где жили монахи – отшельники. В порту Пафоса Неофита арестовали как беглеца и посадили в тюрьму. После ходатайства влиятельных знакомых он был вскоре отпущен и решил искать уединения на Кипре.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Неофит стал монахом в Фессалониках около 1340-х гг., когда уже состоялся первый исихастский собор. В Фессалоники он прибыл, вероятно, из Македонии. Не исключено, что он принимал участие в этом соборе в качестве наблюдателя. Известно, что он был монахом в монастыре св. Петра в Константинополе в 1353 г. Главным его послушанием была работа переписчика, что может быть свидетельством его весьма высокого образования, т. к. это занятие требовало немалых знаний и усилий. Неофит стал одним из защитников учения св. Григория Паламы . Его сочинение против Варлаама и Акиндина, отрывки из которого приводятся в настоящей «Антологию), было написано уже после появления основных полемических сочинений Паламы, и Неофит явно их использует. Еще в Фессалониках Неофит проявил свой дар полемиста, написав сочинение против латинян. Это было время неоднократных попыток заключить унию, и Неофит явно откликнулся «на злобу дня». Если верно, что он был албанского происхождения, то, возможно, это был первый ан гилатинский трактат, написанный человеком «из глубинки». Несомненно, Неофит провел немало времени изучая Аристотеля. Его трактат против Варлаама и Акиндина изобилует цитатами и ссылками на Аристотеля 1613 , аргументы из которого он считает особенно действенными в полемике с акинди-нистами, которые сами весьма сильно опирались на философов, и в первую очередь, на Аристотеля. Неофит, хотя и называет языческих философов врагами Писания, но в философских вопросах (в частности, в вопросе о различии сущности и энергии) вполне считает возможным опираться на них, наряду со ссылками на Св. Писание и святых отцов. Аргументация Неофита в полемике с Акиндином не отличается большой оригинальностью по сравнению с аргументацией самого Паламы и других видных паламитов. Однако постоянные ссылки на языческих философов и высокие похвалы в их адрес, которые встречаются в его трудах, – это интересное свидетельство того, что в паламитской среде с самого начала не было никакого чурания языческой философией. Время и место его полемики с Варлаамом и Акиндином не может быть точно определено.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010