, которого относит к наиболее ярким представителям «либерального» духовенства, историк обходит вниманием ряд официальных, но малоизвестных церковно-исторических документов, касающихся попытки проведения в Ленинграде Епархиального собрания, сохраненных заботами известного ленинградского священника и святителя. В состав названных документов входит переписка по указанному вопросу ленинградского духовенства и представителей церковного управления между собой и с Административным отделом Ленинградского Губисполкома (АОЛГИ). Особый интерес представляет собой обращение группы Ленинградского духовенства, так называемых «алексиевцев», к митрополиту Иосифу (Петровых) от 1/14 декабря 1926 г., содержащее ретроспективный анализ положения в епархии с точки зрения непосредственных участников событий. Настоящая статья имеет целью расширить представление о состоянии Церкви в Ленинграде в 1926 г. на основании исследования названной переписки и более подробного анализа церковно-административной позиции группы ленинградского духовенства, в которую входил и протоиерей Николай Чуков. Необходимость поиска способа легализации церковных структур, которой было озадачено в 1926 г. высшее священноначалие, осознавалась православным духовенством и на местном уровне. В Ленинграде стремление к легализации подстегивалось, во-первых, наличием в городе мощных обновленческих структур, во-вторых, отсутствием с 1922 г., после казни митрополита Вениамина (Казанского), полноправного правящего архиерея. Начало попыткам легализации структур староцерковников в Ленинградской епархии в 1926 г. было положено тем, что 2 февраля 1926 г. для беседы в Ленинградском ГПУ был вызван протоиерей Николай Кириллович Чуков . По свидетельству самого протоиерея, «разговоры вращались в кругу следующих вопросов: 1/что намерено благоразумное духовенство предпринять в виду ареста епископов?; 2/над духовенством висит «дамоклов меч из-за контрреволюционности епископов»; 3/для власти нежелательно расстраивать массы арестами епископов; но 4/странным представляется то, что производятся назначения архиереев непременно с контрреволюционным прошлым, как и кандидатов к ним и благочинных, точно нет других «почтенных и авторитетных лиц, приемлемых для власти»» .

http://bogoslov.ru/article/3680434

В «Исправдоме», где содержались оставшиеся в живых осужденные на «Петроградском процессе 1922 г.», режим был сравнительно мягкий, и ректор смог присутствовать на акте закрытия института 24 мая, где встретил профессоров А. И. Бриллиантова и П. П. Мироносицкого, а также студентов, собравшихся для получения дипломов и пришедших с новыми институтскими значками на груди. О. Макарий отслужил молебен, студенты пели. Затем Щербов сообщил, что настоящее собрание является актом окончательного закрытия института. В характеристике ректора он отметил его громадный педагогический опыт, боль­шой такт и открытый дружественный характер, вследствие чего полу­чилось весьма редкое в жизни семинарий и академий явление – полное единение корпорации, а в отношениях с ним как проректором – полная согласованность и ни единой размолвки не только в вопросах больших, но даже и в мелочах. Затем один из студентов выступил с речью, в которой благодарил ректора, и. о. ректора и всю корпорацию и поднес протоиерею Н. К. Чукову и И. П. Щербову фотографии группы студентов, снявшихся при окончании курса. Говорил также о. В. Лозинский, который еще раз отметил добрым словом простые отношения ректора к студентам, создававшие взаимную искренность и дававшие общий тон «духовного аристократизма» . Протоиерей Н. К. Чуков поблагодарил сотрудников за добрые чувства к нему и за дружную работу и поздравил студентов с окончанием курса . Духовную академию восстановить не получилось, так как по «делу православных братств» в мае-июне 1922 г. в Богословско-пастырском училище были арестованы и высланы инициаторы восстановления иеромонахи Лев и Гурий (Егоровы), епископ Иннокентий (Тихонов) и некоторые учащиеся . Протоиерей Н. К. Чуков писал 3 июня 1922 г.: «Леонид Дмитриевич Аксенов пишет, что с ночи на вчера Пр[еосвященные] Николай и Иннокентий разделяют нашу участь на Гороховой… Говорят, что арестован в Лавре и отец Гурий… 28 сентября/11 октября. О сидевших на Гороховой дошли до нас слухи, что еп[ископа] Иннокентия (он с о. Львом уже опять на Шпалерной) назначили в ссылку в Оренбург, о. Льва – в Тюмень, о. Гурия – в Архангельск» .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Курс обучения был трехлетний. Бесплатные занятия проходили по вечерам с 6.30. Читалось 4-6 лекций по 40 минут, что давало возможность посещать их работающим днем. В субботу и воскресенье занятий не было. Институт являлся единственным духовно-учебным заведением не только в Петрограде, но и во всей стране, дававшим высшее богословское образование и подготовлявшим просвещенных пастырей и деятелей церкви. Всего в институте преподавалось 29 богословских предметов. При институте существовало Богословско-пастырское училище, в котором преподавалось 15 богословских предметов. При открытии, в апреле 1920 г., в институт было зачислено 60 студентов и вольнослушателей, и их число вскоре выросло более чем до 100; 32 из них были с высшим образованием, прочие - со средним. К 7 октября 1920 года было принято уже 146 человек. Первоначально в ноябре 1919 года «инициативную группу» составили: прот.Н.Чепурин (церковное проповедничество), прот.А.И.Боярский (пастырское богословие), проф.А.И. Бриллиантов (церковная история), проф. И.П. Щербов (догматика), акад. Б.А.Тураев (литургика), проф.Н.О.Лосский (метафизика), проф.П.П. Мироносицкий (церковно- славянский язык и пение), проф.И.А. Карабинов (литургика), проф.Н.Н. Глубоковский (Новый Завет), проф.А.В. Петровский (Ветхий завет), акад. Л.П. Карсавин (греческий язык и мистика), проф.И.П.Соколов (сравнительное богословие), проф.Н.И. Лазаревский (западные исповедания) и т.д. Перед тем, как Советом института профессор избирался на ту или иную кафедру, он должен был прочитать испытательную лекцию, т.е. выборы проходили на конкурсной основе. Выбранные Советом кандидатуры профессоров, а также другие вопросы по институту ректор прот.Н.Чуков утверждал у митр. Вениамина, который в феврале 1921 г. был избран первым почетным членом института. На протяжении трехлетнего существования института (по разным причинам - люди умирали, уезжали, приходили новые) один и тот же предмет вели разные профессора и преподаватели. Большинство профессоров активно занимались научной работой, и преподавание велось на самом высоком уровне.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Нарушение общего порядка нашей жизни шло извне. Летом 1917 г. в Петрозаводске был созван крестьянский съезд, представители которого без всякого предупреждения явились к нам и потребовали нужный для них столовый и кухонный инвентарь ...Пришлось дать. Осенью 1917 г. правление Мурманской железной дороги потребовало уступить часть семинарского помещения для некоторых членов съезда железнодорожников и зал для общих собраний. Пришлось тоже исполнить, хотя и в оформленном юридически виде - путем договора и соответствующей В статье «К переживаемому моменту» в номере ОЕВ от 1 июня прот.Н.К.Чуков писал о сравнительно спокойном течении «революции» в Олонии, и само название статьи говорит о том, что революцию именно «переживали» как напасть. Он призывал к недопущению произвола в стремлении к «народовластию» и в дальнейшем: «Строй пал так быстро и для большинства так неожиданно, что не только " во глубине России " , в народной толще, но и в сравнительно широких кругах населения ближе к т.н. культурным центрам - городам положение далеко не осознано, и столкнутый с обычной колеи весь склад мысли и жизни все еще не может стать на твердый спокойный путь. Новое строительство совершается, но совершается пока стихийно, не по продуманным планам. Конечно, кое-как постепенно оно налаживается. Государственный, общественный инстинкт берет свое. Однако наряду с проявляющимся течением сознательного отношения части общества к своему патриотическому долгу, к дисциплине, к личной ответственности, к власти, живет и довольно энергично действует и течение другого, низшего порядка - классовой вражды, сведения старых счетов, самоуправства, недоверия к власти, недоверия к культурным слоям общества, равнодушия к судьбе родины. Это течение проявляет себя подчас такими выпадами, которые грозят свести родину с верного пути и увлечь в бездну анархии. Нет надобности ходить далеко за примерами. Конечно, у нас нет аграрных и иных беспорядков, о которых приходится читать сообщения с юга и середины России: для этого здесь нет и соответствующих условий. Но в малом масштабе и в своеобразных способах это течение проявляется и у нас. То читаем о резком проявлении недоверия к представителям служилого класса вплоть до срывания с головы и топтания фуражек, то слышим вынесенную резолюцию об увольнении неугодного лица, независимо от характера его деятельности. То сообщают, как избили чуть не до потери сознания бывшего волостного старшину. То видим выпады против духовенства, требования об удалении из приходов, даже насильственное отбирание церковных ключей, отобрание земли от причта и т.п.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Народу вчера было много. Во время моей речи в зале были жена, Коля, Боря и Аня. Вчера сообщили мне, что скончался наш протодиакон И.Е. Аркадьев. Царство небесное! В 3 часа выезжаем в Трибунал. В 6 часов - приговор. Что-то будет?.. Состояние духа спокойное. Сегодня утром приобщался. 23 июня/6 июля 1922 г. Четверг. 8 часов утра. I-й исправдом. Совершилась великая несправедливость: мы - 10 человек осуждены на расстрел... Взяли нас из III-ro исправдома в 3 часа дня. Ждали мы до 9 часов вечера. Защитники приходили много раз, успокаивали, советовали " не бояться бумаги " , " не бояться сегодняшнего дня " , убеждали, что " окончательный итог будет более или менее благополучен " ... Наконец, в 8 3/4 часа вечера нас пригласили в зал. Там была масса народа, много охраны. Мы на этот раз тоже вышли не обычно, а сначала во главе с митрополитом духовенство, потом - миряне... Трибунал долго читал обвинительный приговор. Уже по началу, по мотивировке, было видно, что осудят. Вопрос был только в том, кого и как. Наконец, председатель дошел и до этого. Сначала обмотивировал отдельно - Владыку митрополита, Новицкого, Ковшарова, Богоявленского и Чельцова. Потом перечислил сразу всех других - Чукова, Плотникова, Елачича, Огнева, Шеина, Петровского и Бычкова, и в качестве обвинения указал, что мы: 1) составляем активную группу членов Правления, 2) принимали активное участие в Правлении, 3) разрабатывали там вопросы о противодействии изъятию церковных ценностей, с целью возбуждения народных масс до ниспровержения Советской власти. И в заключение сообщил определение Трибунала, что митрополит, Новицкий, Ковшаров, Богоявленский, Чельцов, Чуков, Плотников, Елачич, Огнев и Шеин подлежат высшей мере наказания - расстрелу. Другие - кто на 5 лет (Парийский), кто на 3 года (Бычков, Союзов, Кедринский), кто на 6 месяцев. И целая большая группа, в том числе Бенешевич, Карабинов и Зинкевич или оправданы, или осуждены условно (как Левицкий) и отпущены на свободу. В зале заседания - истерика. Трибунал добавил еще о 48-часовом сроке и прочее тому подобное, и удалился, а нарочно приглашенные разные члены Коммунистических курсов и т.п. стали неистово аплодировать смертному приговору! Боже! Надо потерять все высшие человеческие чувства, чтобы приветствовать осуждение на смерть... Вот что воспитывает в массах коммунизм, хвалящийся идеями равенства и братства! - воспитывает чувство гнева и ненависти, отравляет ими нацию (с той и другой стороны), и думает, что этим путем достигается благополучие!.. Да, может быть, внешнее (и то - едва ли), а внутренняя удовлетворенность? А чувство справедливости? А любовь?..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Все было, как следует. Во время перерыва комендант объявил, что аплодисменты недопустимы, но когда все уже сделано, то... отчего бы не поиграть в безпристрастие! Драницын говорил порядочно, обвинял, главным образом, священников. Крастин обвинял 54 человека. Говорил удовлетворительно, хотя не по-ораторски. Неожиданно я удостоился от него комплимента, который потом повторял и Жижиленко. Говоря об организации, Правлении он приводил, какими силами кто обладал и что, если бы эти силы пошли на другое дело, на служение народу?! " Вот Чуков - человек высокого ума, блестящий оратор, так тонко и красиво умевший показать здесь перед Трибуналом ход дела, что когда он садился на место, я задал себе вопрос, да за что же обвиняют этого человека?.. И вот такими силами обладала эта организация " ... После, вечером, Гиринский сообщил мне, что он беседовал с Крастиным, и спросил, как понимать его - в худую или хорошую сторону? " Как угодно, - ответил он и добавил, - Вот действительно, светлая личность, вот кому бы быть митрополитом, тогда не было бы таких процессов " ... Вот где нашел себе почитателя и защитника! 19 июня/2 июля 1922 г. Воскресенье. Утро. Перерыва нет, сегодня продолжение. Вчера был прекрасный день, закончившийся, однако, скверно. Сначала кончал свою речь А.А. Жижиленко, потом говорил Я.С. Гурович. Оба, а особенно последний, прекрасно, художественно, мастерски сказали свои речи. Их не перескажешь. Надо достать стенограммы и распространить. Вероятно, когда-нибудь и отпечатают. Но затем, вечером, начал Гиринский, - на беду наш с Новицким защитник, сам навязавшийся. Понес какую-то околесицу, стал полемизировать с обвинителями по каким-то без системы вопросам отдельным, туманно, безалаберно. Председатель дважды останавливал, наконец, сделал перерыв, во время которого защита настояла, чтобы он больше не продолжал, а нас взял на себя Равич. Трибунал согласился, и сегодня выступает Равич. Наскоро Новицкий передал суть дела; я еще вчера для Гиринского заготовил целиком защитительную речь и тоже передал ему. Сегодня встал очень рано, написал дополнительно, составил для себя " последнее слово " . Как-то пройдет, и что-то будет? На душе спокойно. Воля Божия!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

На пространстве веков было немало попыток устранить этот религиозный элемент из сознания и жизни человечества, устранить влияние религиозного чувства на волю человека. Но с устранением религии нравственные начала в жизни не будут иметь никакой твердой опоры. Если над человеком нет никакой высшей опеки - ни благодеющей, ни гневающейся, - и он является верховным владыкой мира, поступающим исключительно так, как ему хочется, чтобы пользоваться радостями жизни, то в таком случае одинаковое право на существование имеют и великий праведник и величайший преступник, так как все стремления человека будут качественно одинаковы, и между добром и злом не будет различия... Да, только религия, только идеи любви и правды, принесенные Христом, - только примеры самоотвержения и самопожертвования, показанные Христом, могут принести миру победу добра и правды над злом и ложью. Вот почему небожители так восторженно воспевали тогда в Вифлееме «Слава в вышних Богу, ибо на земле мир и в людях благоволение». Вот почему и весь христианский мир так радостно воспоминает это явление в мир Сына Божия, указавшего людям истинный путь к добру и правде. Прот. Н.Чуков. С Л О В О НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, произнесенное в Никольском Морском Соборе 24 декабря 1953 г. (06.01.1954 г.) «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» Вот вечные слова, радостно озаряющие сознание и совесть, и будущие отрадные и благоговейные мысли и чувства! «На земли мир, в людях благоволение». Что же совершилось! Отчего излились на землю эти великие духовные блага, о которых было возвещено небожителями в глухую ночь у Вифлеемских яслей новорожденного Христа? Совершилось боговоплощение; открылась тайна богочеловечества: Бог во Христе соединился с человеком... Мы так привыкли к этой «величайшей тайне», что мало вдумываемся в нее, мало осознаем все громадное ее значение для человечества. А между тем без этой тайны боговоплощения, без этого снисхождения и соединения Божества с человеком, неминуемо была бы катастрофа в нравственно мире, так же как в мире физическом произошла бы мировая катастрофа без закона мирового круговращения...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

«Протоиерей Шоломицкий изображает Н. К. Чукова неусыпно заботящимся о просвещении нашего края, совершившим „подвиг просветителя Карелии“. Действительно, священник Чуков на протяжении многих лет был непосредственно причастен к делу народного просвещения губернии – как епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ. Но подвига на этом поприще Чуков не совершал. Горькие плоды запущенности нивы народного просвещения в Олонецкой губернии были хорошо видны из данных официальной статистики. По этим данным среди ее населения (исключая детей дошкольного возраста) грамотные составляли всего 26,6%, в том числе среди мужчин – 43,1%, среди женщин – 12,2%. Грамотных среди карел и вепсов было и того меньше – всего 12,9%. Да и что это была за грамотность! Среди взрослого населения только 0,46% имели среднее образование и только 0,05% – высшее. (См.: Олонецкая губерния: Статистический справочник. Петрозаводск. 1913, с. 32:34). В официальной статистике грамотными считались умеющие читать и писать хотя бы кое-как. Просветителями дореволюционной Карелии были не служители культа. Первыми просветителями в нашем крае по праву следует считать ссыльных революционеров всех трех этапов революционного движения в России – дворянского, разночиннического, пролетарского» 482 . В новейшее время деятельность митрополита Григория вызывает большой интерес. Появляются публикации его дневников 483 , проповедей 484 , в Санкт-Петербургской Духовной академии студенты пишут о нем курсовые работы. Приведем отрывок из публикации В. В. Антонова. «Публикуемые записки охватывают 1924 год. Их автору еще многое предстояло пережить в будущем в отпущенные ему Богом годы. Снова его будет арестовывать ГПУ и в конце концов вышлет в 1935 в Саратов, где он семь лет будет лишен возможности служить священником. До этого он будет по-прежнему настоятельствовать в Ленинграде, в великолепном Никольском соборе, давать советы архиереям, проповедовать и читать лекции на Богословских курсах. Он увидит массовое закрытие храмов в городе, их безжалостный снос, депортацию духовенства, его расстрелы – „пятилетку безбожия“.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И. Лазаревский прочитал четырнадцать лекций об отношении Церкви к государству. Практические занятия велись по христианской апологетике, догматическому богословию и педагогике. На собеседованиях по апологетике под руководством Ф. К. Андреева были уяснены вопросы о примате веры над знанием и опыт религиозного над естественно-научным; о философском обосновании догмата троичности, о доказательствах Божественности Иисуса Христа. Рассматривали вопросы магии, теософии и оккультизма. Слушателями были представлены рефераты на апологетические темы: «Религия и мораль», «Душа и тело», «Монизм Геккеля», «Религия и наука», «Мистерии и христианство », «Организм и механизм», «Философия искупления» и т. д. По догматическому богословию практические занятия состояли в следующем. Новый Завет был разделен на ряд отделов, приблизительно по 10–15 глав в каждом. Два или три студента должны были тщательно рассмотреть свой отдел, выбрать все места, говорящие, например, об ангелах добрых и злых и представить письменный доклад. После просмотра наставником доклад читался в аудитории. Присутствующие ставили ряд вопросов, возражений, на которые докладчик отвечал. Таким образом под руководством наставника завязывалась живая беседа, дававшая возможность разносторонне уяснить догматические вопросы о природе духов, их воздействии на людей и т. д. Всего студентами и вольнослушателями было представлено двадцать девять докладов. По педагогике о. Н. Чуков разбирал совместно со слушателями вопрос о так называемом свободным воспитании. В конце декабря 1920 года был основан Библейский кружок, продолжавший свои собрания до введения осадного положения в марте 1921 года. На них были пройдены вводные сведения по Ветхому Завету и почти вся книга Бытия. Одновременно при Богословском институте возник и Литургический кружок, на занятиях которого два доклада «О желательных изменениях в церковном богослужении» и «О современном молитвенных поклонах при богослужении» прочитал протоиерей Н. Чуков. Сосредоточивая свое внимание на учебном деле, наставники в то же время занимались церковно-просветительной и общественной деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

певческий – Лебедев, е). организационный (Елагин). Состав Правления – под моим председательством, 4 товарища – Чуков, архимандрит Сергий, выбывший в конце апреля,/неразборчиво/и Огнев. В Правление входили члены 1. Богоявленский, 2. Зинкевич, 3./неразборчиво/, 4. Дроздов, 5. Бычков (благочинный округа), 6. Петровский, 7. Чепурин, 8. Сперанский, 9./неразборчиво/, 10. Ладыгин, 11. Климентьев (благочинный округа), 12. Боярский – Колпинское благочиние, 13./неразборчиво/, 14. Епископ Николай (Янушевич), 15. Кремлевский, 16. Яцкевич, 17. Елагин (секретарь.), 18. Ковшаров, 19. Приселков, 20. Карабинов, 21. Максимов, 22./неразборчиво/, 23./неразборчиво/, 24. Соколов, 25./неразборчиво/, 26. Чиркин, 27. Орловский, 28. Волков, 29. Виленс, 30./неразборчиво/, 31. Егоров. Обществом были выработаны проекты, исключительно церковные: 1) об общей исповеди, 2) о причащении без исповеди, 3) об отмене поминовения на сугубой ектении на литургии, 4) об упорядочении 160 сборов на нужды храма, 5) о регистрации прихожан. И начато обсуждение вопроса о согласовании приходских уставов к действующему законодательству. Собрания правления происходили по понедельникам, а общее собрание в этом году было лишь один раз 3 января для выборов. Когда было официально объявлено о голоде, по моей инициативе была образована комиссия помощи голодающим при Правлении/неразборчиво/под председательством митрополита Вениамина: я, епископ Венедикт, епископ Алексий, Елагин, Ковшаров, Соколов, прот. Чуков, которая и действовала с конца июля до конца августа месяца, когда была/неразборчиво/недопустимо с точки зрения/неразборчиво/существование комиссии. На призыв комиссии многие приходы откликнулись... 161 впервые. Митрополит сообщил, что в самом близком будущем произойдет заседание комиссии в исполкоме, на которой он должен делегировать двух своих представителей. Первым митрополит назвал Аксенова. Что касается второго, то подумавши, назвал меня, сказав потом/неразборчиво/, что если мне будет затруднительно, то он назначит заместителя, каковым будет Егоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010