27 Юстиниан (Марина Ион); (22 февраля 1901 – 26 марта 1977) – румынский патриарх с 1948. 445 Юферов Н. Л.; (около 1907 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 359, 364, 367 Яворский Михаил Семенович; (1888 – 1937). Родился в с. Собчино Семеновского у. Нижегородской губ. Окончил Уфимскую ДС (1912), Петроградскую ДА (1916) и Археологический институт. Женился на дочери свмч. протоиерея Философа Орнатского – Вере. 27 марта 1916 рукоположен во священника. В 1916–1923 служил настоятелем церкви св. вмц. Екатерины на Васильевском острове. Подвергался арестам в 1922 (был оправдан) и 4 февраля 1924 по делу «Спасского братства». Приговорен к 3 годам лагерей, отбывал срок на Соловках. Освобожден 26 июля 1927, проживал в Любани. Вновь арестован 30 января 1930. Приговорен к 10 годам лагерей. Отправлен в Соловецкий лагерь. Расстрелян. См.: Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. С. 335; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 617. 197 Ягодкин Вячеслав Дмитриевич. Окончил Олонецкую ДС (1908). С 1908 – учитель Шимозерской церковно-приходской школы Лодейнопольского уезда; с 1909 по 16 августа 1911 – учитель образцовой школы при Олонецкой ДС; с 11 мая 1912 – псаломщик Соломенской церкви Петрозаводского уезда. 137 Ягодкин Дмитрий Павлович; (25 октября 1849 – 26 сентября 1912). Окончил Костромскую ДС (1872) и С.-Петербургскую ДА (1876), к. б. С 4 сентября 1876 – преподаватель общей и русской гражданской истории Олонецкой ДС. Одновременно с 4 сентября 1881 преподавал те же предметы, а с 7 сентября 1900 – и географию в Олонецком епархиальном женском училище. Член-учредитель Александро-Свирского братства. Сотрудничал в Олонецких Губернских и Олонецких епархиальных ведомостях; писал стихи. После 1905 выступал со статьями охранительно-националистического направления: «О правах и обязанностях человека».//ОЕВ. 1906. 9. С. 361–365; «Об источнике истинного народного величия» – ОЕВ. 1906. 17. С. 614–617; «О великом значении патриотизма в судьбе народов и государств» – ОЕВ. 1908. 18. С. 400–406 и др. Отпевание его в Крестовоздвиженской кладбищенской церкви Петрозаводска 28 сентября 1912 возглавил ректор ДС – протоиерей Н. К. Чуков. По отзыву Ф. Н. Белявского, ревизовавшего Олонецкую ДС в 1907/08 учебном году, Д. П. Ягодкин, как преподаватель, «сильно устарел; пользуется традиционными учебниками Иловайского, ставя в большую заслугу автору их то, что в учебниках этих есть немало поучительных рассказов. Почти все преподавание сосредоточено на преподавании внешней истории. Объяснения наставника не всегда отличаются полнотой, обстоятельностью, в общем преподавание все же можно признать удачным, имея в виду искреннее старание его воспитать чрез преподавание истории патриотизм и развить нравственное чувство».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть IV. 1895–1911. Инициативный епархиальный наблюдатель В тот год, когда Н.К. Чуков окончил курс Духовной академии, в деятельности церковно-приходских школ России намечались важные перемены. Церковно-приходские школы фактически существовали на Руси со времени ее Крещения в 988 году, но единая в масштабе всей Российской империи система таких школ стала складываться только после опубликования Высочайше утвержденных 13 июня 1884 года. «Правил о церковно-приходских школах». При этом в духовное ведомство были переданы так называемые школы грамоты – народные школы низшего типа. До 1884 года церковные школы развивались в каждой епархии независимо, и их состояние определялось, главным образом, ревностью к народному просвещению правящего архиерея. В течение первых 10 лет существования церковно-приходских школ по новому «Положению» их организация осуществлялась одними местными средствами. Но к 1895 году правительство начинает проявлять большую заботу о совершенствовании церковно-школьного дела, значительно увеличивая денежные субсидии. Отпускаемые государством средства создавали благоприятную возможность для развития всей системы начального образования, что предполагало в перспективе распространение всеобщего школьного обучения. Для претворения этих добрых намерений в жизнь требовались энтузиасты-труженики. В 1895 году в Петрозаводске обсуждался вопрос о целесообразности открытия в епархии должности наблюдателя церковно-приходских школ. Вопрос был разрешен положительно, и в качестве кандидата на нее был намечен выпускник Духовной академии Николай Чуков, чей интерес и любовь к педагогике были давно известны и епископу Павлу, и ректору семинарии протоиерею Петру Щеглову, и смотрителю Духовного училища Д. И. Любецкому. Владыка обещал представить его Святейшему Синоду на утверждение. Предстояло живое дело, интересная работа, к тому же в педагогической области, к которой он имел тяготение. Льстило и положение – заведовать школами целой губернии. Материальная сторона по тому времени тоже была весьма завидной в духовном ведомстве: 2 000 рублей в год в то время как преподаватель семинарии получал всего 900 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.К.Чуков, начавший писать дневник в 1907 году, прекратил свои записи в 1912 и возобновил их только в апреле 1918 года. Поскольку в дневниках позднейших лет нет объяснений, то можно предположить, что причина заключалась в том, что за эти шесть лет он потерял троих младенцев, а также в этот период началась война. Продолжил дневник о. Николай в 1918 году, поэтому о том, что он действительно переживал в феврале - марте и в последующие месяцы 1917 года, едва ли можно узнать из его статей в епархиальном издании. В предпоследнем 10 номере редактируемой прот.Н.Чуковым еженедельной газеты Карельского братства «Олонецкой неделе», вышедшем 5 марта, были напечатаны оба Манифеста - без комментариев. В номере 11 от 12 марта методично описано восстание войск в Петрограде, и то, как член Госдумы свящ. С.А.Попов обходил с крестом в руках революционные полки и благословлял их - также без комментариев. В последнем номере подробно рассказывается о течении болезни у царских детей. Более подробное описание жизни Олонецкой епархии, настроений и высказываний на собраниях и съезде духовенства Олонецкой епархии в 1917 году в сравнении с другими епархиями и в связи с событиями в Св. Синоде требует отдельного упоминания. Здесь же следует отметить, что чрезвычайный съезд не посчитал каноничным переизбирать недавно назначенного епископа, что по примеру Петрограда практиковалось в 1917 году во многих епархиях, поскольку после кончины преосв. Никанора (Надежина) новый епископ Иоанникий (Дьячков) прибыл в Петрозаводск только 22 декабря 1916 года. Об этом говорит выдержка из журнала чрезвычайного съезда духовенства и мирян, проходившего 17-25 июня: «...Я.С.Елпидинский возражал: " епископ не может быть смещен, согласно апостольским правилам и правилам Вселенских Соборов, если не замечен в ереси, или в чем-нибудь порочном, например, в нанесении обид другим, в неправильном совершении богослужения и т.п. К нынешнему епископу никакое обвинение не предъявляется, и, следовательно, говорить о переизбрании его или избрании нового епископа нам не нужно " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Март 1935 года. Массовое выселение из Ленинграда «чуждого элемента». 10 марта 1935 года о. Николаю Чукову, постановлением особого совещания при НКВД СССР от 29 марта 1935 года, «как социально опасному элементу, определена ссылка в Саратов сроком на пять лет вместе с женой Чуковой Валентиной Дмитриевной, 1879 г. р.». И только в 1989 году при реабилитации по делу 47600 сказано: «Чуков Н. К. и Чукова В. Д. подпадают под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. „О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40 годов и начале 50-х годов“» 432 . 10 апреля 1935 года, согласно прошения, за выбытием из Ленинграда, резолюцией Преосвященного Алексия, митрополита Ленинградского, прот. Николай Чуков уволен за штат. Когда о. Николай жил в Саратове и у него было свободное время, он написал четыре тома своих воспоминаний. «Для детей, – думал он, – пусть знают, как я жил и мыслил». Благодаря этим воспоминаниям теперь мы имеем возможность узнать много важных сведений о жизни и деятельности многих людей. Эти воспоминания приобретают особое значение. Если учесть, что как раз в эти годы власть целенаправленно уничтожала всякие церковные архивы и воспоминания. Причем, делалось это через церковную иерархию. Об этом красноречиво свидетельствует сохранившийся документ от 14 марта 1936 года: «1936 г. 14 марта. Московский Патриархат. Митрополит Ленинградский. Председателю двадцатки Настоятелю У меня имеются данные, что существующие в некоторых церквях библиотеки, а также архивы хранятся не в надлежащем порядке, и книгам не только не составлены каталоги, но они даже расходятся по рукам без всякого учета. Мне известно, например, что много книг из б. Лаврской церковной библиотеки находятся у разных лиц, не имеющих никакого отношения к б. Лавре. То же наблюдается и в других храмах. Учитывая эти обстоятельства, имея ввиду, что хранение архивов и книг по-прежнему в храмах не обеспечивает порядка, я нахожу наиболее целесообразным соединить все эти архивные и

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На этой выставке он получил много хороших отзывов. «По справедливости должен сказать, без излишней похвальбы, что, несмотря на большие препятствия, какие пришлось встретить мне, особенно в первые годы службы, все-таки для нормальной постановки дела церковно-школьного просвещения за время моего наблюдательства сделано было много, и самое дело было поставлено достаточно хорошо. Мои учителя второклассных школ, командированные на курсы в Москву , по приезде обратно сами рассказывали, что их товарищи из других епархий с удивлением слушали их рассказы о постановке дела у нас... Не без причины, конечно, я каждый год получал благодарности Губернского и Петрозаводского Уездного Земск. Собрания за постановку церковно-школьного дела: они видели результаты нашей работы и имели непосредственные сведения от населения. В 1911 г. Губ. Земск. Собрание избрало меня в числе трех лиц представителем от губернского земства на первый общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве, а при уходе моем с поста наблюдателя назначило стипендию моего имени в духовной семинарии... В.К. Саблер отзывался обо мне и о П.С. Виноградове (Нижегородском епархиальном наблюдателе), как о лучших наблюдателях». Наряду с прямыми обязанностями по должности епархиального наблюдателя (с 1-8 сентября 1895 г. до 1-3 февраля 1911 г.) и ректора Олонецкой Духовной семинарии (с 1-3 февраля 1911 г. до 6 сентября 1918 г.), о. Н. Чуков в течение 17 лет (1901 - 1917 гг.) являлся представителем духовного ведомства в Олонецком губернском земском собрании и 3 года (1914 - 1917 гг.) в Петрозаводской городской Думе, состоял членом (с 1906 г.) и председателем совета Олонецкого Епархиального женского училища (1910 - 1915 гг.), председателем Олонецкого Епархиального училищного совета (1910 - 1917 гг.), председателем Олонецкого совета православного Карельского братства (1909 - 1917 гг.), руководителем краткосрочных летних педагогических курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ Олонецкой епархии (1898 - 1900, 1903, 1906, 1908, 1910 гг.), почетным членом Олонецкого губернского попечительства детских приютов, членом губернского статистического комитета, членом Петрозаводской публичной библиотеки, членом губернского и Петрозаводского уездного попечительства о народной трезвости, членом ревизионной комиссии и руководителем народных патриотических чтений от этого попечительства, членом губернского комитета по водворению законности и порядка (в 1905 г.), членом губернской санитарной комисии, членом Олонецкого управления Российского общества Красного Креста, членом православного Палестинского общества, членом нескольких других просветительных, благотворительных и административных учреждений губернии и других организаций специально по духовному ведомству (депутатство на епархиальных съездах, участие в ревизионной комиссии по свечному заводу и т.п.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

При семинарии, так же как и при епархиальном женском училище, существовала образцовая церковно-приходская школа для подготовки воспитанников к учительству. Рисовальный и музыкальный классы были устроены еще предыдущими ректорами, а прот. Николай испросил у губернского земства средства и пополнил оркестр хорошими струнными и духовыми инструментами. Наличие своего оркестра и хора позволяло устраивать показательные концерты, на которые приглашались представители губернской администрации, земства, родственники и знакомые. Хором руководил о. М.В. Громцов, аккомпанировала матушка прот. Н.К. Чукова Валентина Дмитриевна. На концертах неизменно присутствовал владыка Никанор. Концерты приурочивались к семинарскому празднику «осеннему Богослову», ежегодным Гоголевским праздникам (которые проводились не только в семинарии, но и в приюте, гимназии, епархиальном училище и школах, и прот. Николай во всех местах обязательно бывал), к Бородинской годовщине (в 1912 г.), к чествованию памяти св. патриарха Гермогена, а с 1914 г. к событиям русско-германской войны. К весне 1913 г. ректору удалось добиться выделения средств на капитальный ремонт здания. Ремонт производился в летние каникулы, и к началу 1913/1914 учебного года здание выглядело по-новому. В зале ректор установил портреты всех архиереев и ректоров за последние 40 лет, начиная с Первосвятителя Олонецкой епархии архиеп. Игнатия (Семенова) и прот. П.Ф. Щеглова. Была благоустроена и территория вокруг семинарии: в небольшом саду перед зданием были посажены около 100 тополей и образцы деревьев разных пород, а на семинарском огороде 20 яблонь и более 200 ягодных кустов. В 1913 г. был принят закон об увеличении содержания учебному персоналу, в соответствии с которым оклады увеличились почти вдвое. Это подняло дух всех работников духовно-учебных заведений. Вместе с обязанностями ректора семинарии, прот. Н.Чуков принял по определению Св. Синода и председательство в Епархиальном училищном совете по заведованию церковно-приходскими школами, и в совете Епархиального женского училища. Прот. Николай везде успевал, а свободного времени по-прежнему не имел.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Так должны и вы жить в Академии и Семинарии. Вы – будущие пастыри, которые должны сеять семена христианского знания, веры, любви. Запастись этими драгоценными семенами вы можете только здесь. Поэтому трудитесь бодро, неленостно, дорожите каждым месяцем, неделей, каждым днем, чтобы годы учения в духовной школе не прошли даром, но обогатили вас добрым зерном. Тогда вы выйдете из Семинарии и Академии не с пустыми руками, тогда вы будете в силах щедрою рукой рассыпать на церковной ниве хорошее доброе семя и пожинать радостный плод. В 1895 году Н.К. Чуков окончил Академию и был назначен наблюдателем церковно-приходских школ Олонецкой епархии. Для многих, настроенных практически и любящих материальные удобства, должность Епархиального наблюдателя представлялась малопривлекательной. Петрозаводск стоял в стороне от железных дорог, из Петербурга сообщение было или на пароходе, или на лошадях. Церковно-приходских школ в Олонецкой епархии было мало, школы были плохо обеспечены учебными пособиями; учителя и учительницы получали скудную зарплату – 6 рублей в месяц. Приходские священники, которые по положению являлись попечителями школы и преподавателями Закона Божия, тяготились своими школьными обязанностями, так как они не оплачивались, а отнимали много времени, труда, отрывали от их треб. Кроме того, священники не видели возможности улучшить положение школьного дела. Все это приводило к тому, что церковные школы едва влачили свое существование. Н. К. Чуков, приняв назначение на должность епархиального наблюдателя, проявил этим послушанием высшей церковной власти готовность работать во имя блага Церкви, а не своего личного благополучия. Этот поступок Митрополита Григория – прекрасный пример для молодых людей, приехавших из провинции в нашу Семинарию и Академию и не желающих по окончании курса возвращаться к себе на Родину. Несмотря на распоряжение высшей духовной власти о направлении окончивших Семинарии и Академии в те епархии, откуда они прибыли, они, под разными предлогами, стараются обойти это распоряжение и устроиться обязательно в больших культурных центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12/25 октября 1921г. Вторник. Сегодня удивительно беспокойный день. Были: Тураева, Новицкий, ключарь, о. Акимов, доктор, о. Зинкевич, о. Маренин, и, наконец, долго сидела приехавшая вчера из Петрозаводска Н.М.Гостинчикова. Елена Филимоновна принесла поэму Г.Ф.Церетели (Григорий Филимонович (Григол) Церетели, проф. СПб ун-та, зав каф. филологии, член-корр., филолог-классик, папиролог, основатель классической филологии в Грузии, брат Е.Ф. -Л.А.) «Лишний человек» – хорошие стихи; книжку о богослужении, старую, но обстоятельную для прохождения с детьми, и передала просьбу Юрочки о моей фотографической карточке. 27 ноября/10 декабря 1921г. Суббота. ...В четверг приходила ко мне Тураева и сообщила, что она для самособранности решила принять тайный постриг. Советовалась об этом. Я подтвердил ее мысль. 5 Верная спутница Бориса Александровича Елена Филимоновна, урожденная Церетели, была глубоко верующим человеком. Историк, она написала магистерскую диссертацию о княгине Елене Иоанновне, дочери царя Ивана III; в 1912 году вышла ее книга «Начало династии Романовых», приуроченная к 300-летнему юбилею. Она преподавала Русскую историю в Женском педагогическом институте. Тураевы и Чуковы дружили домами. После смерти мужа, она передала часть его библиотеки Петроградскому Богословскому институту и прот.Николаю, и целиком занялась изданием трудов Бориса Александровича. В публикуемом письме к прот.Н.К.Чукову Елена Филимоновна Тураева писала: «...Тяжкое время переживаем! А Вам, как пастырю, сугубо тяжело. Да покрыет же Царица Небесная своим покровом, да направит, умудрит Она Вас в решительные минуты! – Хотя и дерзновенно, но думаю, что и мой Боричка молится за Вас тамъ...». 6 В 1922 году ни 23-го июля, ни 6-го августа прот.Николай не мог отслужить панихиду в храме, т.к. вместе с митрополитом Вениамином, Ю.П.Новицким и другими новомучениками и исповедниками Российскими пребывал в камере смертника. Елена Филимоновна, уже монахиня Иулиания, писала о. Николаю в тюрьму теплые письма, относила посылки и морально поддерживала матушку Валентину Дмитриевну с детьми. А вскоре отцы и церковный народ, память о которых сохранил на страницах дневника прот.Н.К.Чуков, разделятся. Кто «налево» пойдет, кто – «направо», а кто – прямо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

29 ноября/12 декабря Вчера вечером зашел о. Н.В.Чепурин, а сегодня о.о. М.Митроцкий и П.П.Аникиев […] [xlii] . Сегодня, напр[имер], порядочно побеседовали о церк[овных] событиях и поскорбели о том, что неудачное и неподготовленное выступление обновлен­чества, да еще соединенное с гонением, надолго отодвинуло вопрос о церковной реформе, а между тем положение создается опасное: на­ши правящие церковные верхи “ничему не научились”, все норовят оставить “как было”, не думая, что вопросы, поднятые обновленчес­твом, в их идейной стороне, не умрут, а если на них не будет обра­щено внимания и не будет шагов навстречу, то произойдет, несомненно, более сильное идейное движение и может быть с коренными пересмот­рами...О.о.Митроцкий и Аникиев звали служить на их церковный праздник 6 декабря (ст.ст.- Л.А.) 2/15 декабря Был у меня М.П.Чельцов […]. Сообщил, что о. Прозоров у него справлялся: “правду ли говорят, что Пр[еосвященный] Венедикт и Чуков – красные ?..”. М.П. [Чельцов] ответил, что в тюрьме мы всех их обсуж­дали со всех сторон - и с красной, и с черной, и с белой точек зрения… Вчера вечером зашел Пр[еосвященный] Венедикт и сообщил церковные новости. 1. Пр[еосвященный] Артемий виделся с Пр[еосвященным] Мануилом, сообщил, что он оч[ень] душевно страдает, подал в обновленческий Синод прошение об увольне­нии от управления на покой, просил разрешения придти в праздник (22–23-го) в Лавру, сообщил, что уезжает в Лугу, чтобы облегчить переход тамошних церквей. Просит только дать ему возможность вре­мя от времени служить для себя – для приобщения Св. Таин. 22-го ве­чером, действительно, был в Лавре, стоял в алтаре, исповедовался у лаврского духовника, а на утро уехал в Лугу. Таким образом, об­новленческая группа осталась без епископа. 2. Вчера утром, в 10 ч[асов] было экстренно созванное собрание епи­скопов и духовников – священников в Феодоровском подворье, где слу­жил Пр[еосвященный] Мануил, для обсуждения важного вопроса: Пр[еосвященный] Мануил где-то виделся с Боярским, и тот поведал ему свою скорбь и свое желание присоединиться к православным, прибавив, что это желание и всего епарх[иального] управления, которое т[аким] о[бразом] перейдет в руки Пр[еосвященного] Мануила, что об этом они будут обсуждать на собрании вчера же, в пятницу, от 2 до 4 часов. На собрании епископов по вопросу о приеме лиц духовники, по словам Пр[еосвященного] Венедикта, показали себя очень узкими, настаивали на при­еме обращающихся в качестве мирян и т.п. Пр[еосвященный] Венедикт отпари­ровал их выпады заявлением, что это дело епископов…

http://bogoslov.ru/article/4350772

О.Н.В.Чепурин вчера показывал заготовленную им записку о сношении с властью. Волнуется, придумывает, а будет ли к[акой] л[ибо] толк при полной инертности Патриарха и отсутствии при нем ответственного органа управления?! Прот.Н.К. Чуков. Дневник. Фрагменты. 1925 г. 23 января/5 февраля В собор народу ходит все больше и больше. Мои беседы привлекают и интересуют. Хор хороший, хотя и дорогой. Отзывы о наших богослужениях лестные. На курсах, на Рождестве (30 декабря), был вечер. Прошел хорошо[…]. В Казанском соборе Красницкий ушел. Вошли обновленцы. Это дело рук Платонова, как он говорил еще осенью мне […].На днях съездил к матушке Афанасии, где встретился с о. Шебакиным и о. Венустовым 47 . Атмосфера “ярко благочестивая.” Был, наконец, с визитом у А.В.Королева 48 , к которому никак не мог собраться. У Пр[еосвященного] Венедикта 17/30 января было собрание по вопросу об издании духовного журнала. Все дело, конечно, прежде всего, в средствах. Обновленцы находят, однако, и издают. Как жаль, что силы разбиваются в такое время, когда надо было бы всем сообща работать в виду наступательного положения, в какое становится неверие... Патриарх, говорят, нездоров – в лечебнице. Посмотрим, не разрешит ли вопроса Вселенский Собор в Иерусалиме. Обновленцы ставят будто бы на него вопросы о пересмотре канонов, о постах и о мире церковном. Я говорил Пр[еосвященному] Венедикту, чтобы списался с Пр[еосвященным] Сергием 49 по поводу подготовки вопросов и докладов к Собору и предложил бы ему организовать здесь в Петрограде из ученых специалистов комиссию для разработки тех или иных вопросов. Не знаю, сносился ли? А ведь эти доклады могли бы иметь значение при Патриархе в качестве мнений от епархий, вместо личного представительства, которое едва ли будет возможно. 30 марта/12 апреля В Благовещение, 25,/7, IV в 11. ¾ ч. веч[ера], скончался Патриарх Тихон от приступа грудной жабы. Первое известие появилось в среду вечером в «Новой веч[ерней] газете». Я сейчас же в соборе, предвидя дальнейшее, просил старосту переговорить с Мичуриным (завед[ующим] церк[овным] столом Центр[ального] района) о возможности служения панихиды, которую наметили на воскресенье, если подтвердятся известия. Однако в тот же вечер, после беседы, ко мне приступила О.Н.Луговая с заявлением: «почему у нас не служат панихиды?» Тут столпились и другие. Меня возмутило это вмешательство безответственных лиц, и я спросил: «А вы ручаетесь за достоверность известий?» На этот раз отошли. Но когда утром газеты подтвердили известие, а в соседних церквах батюшки, идя на поводу у старушек, начали служить панихиды, у нас в соборе пошли разные разговоры: «Что же наши? Ужель не будут?» и т.п. На беду староста до сегодняшнего утра дотянул справку.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010