Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН И МАРТИРИЙ Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. [Греч. Μαρκιανς κα Μαρτριος] († 343 или ок. 355), мученики К-польские (пам. 25 окт.). Обстоятельства мучения этих святых изложены в «Церковной истории» Созомена ( Sozom. Hist. eccl. IV 3). Они были приближенными сщмч. Павла I , архиеп. К-польского. Созомен называет Маркиана иподиаконом, а Мартирия - певцом (псалтом) и чтецом (анагностом). После изгнания сщмч. Павла и его мученической смерти К-польский архиеп. Македоний I стал расправляться с его сторонниками. Он отдал М. и М. на суд префекту Филиппу, возложив на них ответственность за народное возмущение в К-поле, во время которого был убит магистр конницы Ермоген (342), и за противодействие Македонию. М. и М. были приговорены к казни и обезглавлены. Они были похоронены за стеной К-поля. К этому месту люди боялись приближаться из-за появлявшихся привидений, но после погребения мучеников страхования там прекратились, а возле гробницы М. и М. стали происходить исцеления от недугов и беснования. Свт. Иоанн Златоуст начал строить над их гробницей храм, а завершил строительство архиеп. К-польский Сисиний (соч. Patria Constantinopoleos приписывает возведение этого храма имп. Феодосию II - Patria CP. III 188. T. 2. P. 275). Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Агиографическая традиция сохранила Мученичество М. и М. в 2 версиях: пространной и краткой. В обеих дается предыстория мученической кончины святых: церковная борьба в К-поле в правление императора-арианина Констанция II , начавшаяся после смерти свт. Александра I , архиеп. К-польского, ход к-рой изложен на основе «Безглавой истории» IV в.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Корелин (Карелин, Коренин) (8.08.1863 (по др. данным, 1864), с. Крутихинское Шадринского у. Пермской губ. (ныне дер. Крутиха Шадринского р-на Курганской обл.) - 29.06.1918, близ дер. Карбаны Тобольской губ. (ныне Тюменской обл.)), сщмч. (пам. 16 июня - в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1883 г. окончил Пермскую ДС по 1-му разряду и в том же году рукоположен во диакона. Исполнял обязанности надзирателя в Далматовском ДУ, затем был учителем в Новопышминском двухклассном уч-ще Камышловского у. Летом 1886 г. рукоположен во иерея и определен к Сретенской ц. с. Иленского Ирбитского у. (ныне Ляпуново Байкаловского р-на Свердловской обл.). В Иленском также служил законоучителем местного народного училища. В апр. 1888 г. переведен в Богоявленскую ц. с. Кочневского Камышловского у., где также стал законоучителем в народном училище. В 1889-1894 гг. депутат по межевым и следственным делам, также был членом благочиннического совета, законоучителем Мельниковской церковноприходской школы при Богоявленской ц. и наблюдателем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Камышловского у. В 1895 г. стал духовным следователем того же округа. Неоднократно избирался депутатом на епархиальный и окружной училищные съезды. 14 нояб. 1904 г. перемещен в Свято-Троицкий собор Каменского завода Камышловского у. (ныне г. Каменск-Уральский). Награжден набедренником (1892), скуфьей (1896) и камилавкой (1905). В начале лета 1918 г. Каменский совет, выполняя декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , постановил изъять из Свято-Троицкого собора метрические книги. Когда представители новой власти пришли за книгами, прихожане оказали сопротивление, избили членов совета и хотели разгромить само здание совета. Через нек-рое время подоспевшие рабочие с оружием разогнали собравшихся. После этого П. арестовали и отправили в Екатеринбург в распоряжение Екатеринбургской ЧК. Сидел в одной тюрьме с Тобольским еп. сщмч. Ермогеном (Долганёвым).

http://pravenc.ru/text/2580170.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Георгиевский Иван Иванович; 11.01.1869, с. Волок Боровичского у. Новгородской губ.- 15(?).09.1937, Воронеж), еп. Кунгурский. По окончании в 1889 г. по 1-му разряду Новгородской ДС поступил в СПбДА, где учился на одном курсе со сщмч. Ермогеном (Долганёвым ; впосл. епископ). В 1893 г. окончил СПбДА со званием кандидата богословия. 24 янв. 1894 г. рукоположен во иерея. 19 авг. 1923 г., по принятии монашеского пострига с сохранением имени Иоанн, хиротонисан во епископа Моршанского, стал викарием новоучрежденного Моршанского вик-ства Тамбовской епархии. Прибыв в Моршанск, боролся с обновленчеством. Вернул православным моршанский Троицкий собор, сделал его кафедральным. В скором времени собор вновь наполнился верующими, службы совершались более торжественно. И. произносил проповеди, к-рые пользовались успехом у прихожан. Объезжал окрестные приходы, окормлял общину моршанского Прошина жен. мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери. За противодействие обновленчеству был арестован и сослан в Уральскую обл. В 1926 г. назначен временно управляющим Оханским вик-ством Пермской епархии. С авг. 1928 г. епископ Оханский. С 23 янв. 1929 г. епископ Кунгурский, викарий той же епархии. В 1929 г. вместе с Пермским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным) и Соликамским еп. Хрисанфом (Клементьевым) участвовал в хиротонии Илии (Бабина) во епископа Кудымкарского. 30 июня 1930 г. И. вновь арестован за «антисоветскую агитацию». После освобождения из заключения вернулся в Моршанск. 4 сент. 1937 г. был арестован и 14 сент. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Воронежской обл. к расстрелу. Казнен, похоронен в безвестной могиле. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 290; Акты свт. Тихона. С. 974; Лепихина З. Я. Православный Кунгур. Кунгур; Пермь, 1999. С. 56-57; Азарнов И. Свет неугасимый: (Сказание о Казанском Прошине монастыре и его насельницах)//Тамбовский церковно-исторический сб. Тамбов, 1999. 4 (июль); Королев В. Угаситель беззакония: Судьба святителя Кудымкарского Илии//Эскöм (Вера): Газ. Сыктывкар, 2004. 467, 21 июня; Иоанн (Георгиевский Иван Иванович), еп. Моршанский//История Тамбовской епархии: Док-ты, исследования, лица//http://www.tambovdoc.ru/litsa [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/469470.html

2 нояб. 1912 г. скончался С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский), близкий В. с детства. 5 нояб. В. возглавил погребение, 23 нояб. получил назначение на С.-Петербургскую кафедру. Глубоко привязанный к московской пастве, святитель не хотел этого назначения и согласился только после обращения к нему мч. имп. Николая II Александровича. 1–2 дек. 1912 г. В. по приглашению Новгородского архиеп. Арсения (Стадницкого) участвовал в открытии епархиального дома в Новгороде. 3–10 дек. с В. прощалась Москва, приславшая к святителю депутации от всех церковных и религ. учреждений, в создании к-рых он непосредственно участвовал. В сер. дек. В. прибыл в С.-Петербург. Будучи первоприсутствующим в Святейшем Синоде, святитель должен был уделять много времени общецерковным делам. В 1913 г. как председатель юбилейной комиссии занимался организацией торжеств в честь 300-летия Дома Романовых. В том же году, 12 мая, участвовал в Москве в торжествах прославления сщмч. Ермогена, Патриарха Московского. 29–31 авг. возглавил празднование 200-летия Александро-Невской лавры. 28 июля 1914 г. возглавил у себя на родине, в Тамбове, торжества канонизации Тамбовского свт. Питирима. В С.-Петербургской епархии В. расширил права и обязанности викариев по сравнению с предшествующим временем, его незаменимым помощником стал Гдовский еп. сщмч. Вениамин (Казанский). В. освятил ряд храмов, в т. ч. 15 янв. 1914 г. собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге. 8 сент. 1913 г. в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны благословил начало строительства церкви свт. Николая Чудотворца на Барградском подворье в С.-Петербурге. По благословению В. был создан Историко-археологический комитет С.-Петербургской епархии (устав учрежден в июле 1913). Как и на др. кафедрах, святитель полагал много сил на борьбу с пьянством. С именем В. связано установление в 1913 г., по определению Синода, всероссийского церковного дня трезвости, приуроченного к памяти усекновения главы св. Иоанна Крестителя (29 авг.). В Петербурге центром проведения дня трезвости стал Исаакиевский собор, куда прибыл многолюдный крестный ход. После литургии В. отслужил на площади перед собором молебен по особому чину «об исцелении страждущих пьянственным недугом». Поддержал инициативу преобразования петербургского Александро-Невского общества трезвости во всероссийское братство, внес на утверждение в Синод проект его устава, председательствовал на учредительном собрании 23 нояб. 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Наиболее популярными являются: 5-главый вариант храма по типу владимиро-суздальского домонг. зодчества - ц. блж. Матроны Московской в Дмитровском (главы поставлены по сторонам света), ц. Торжества Православия на Алтуфьевском шоссе, свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, ц. свт. Стефана, еп. Пермского, Казанской иконы Божией Матери в Солнцеве, ц. Всемилостивого Спаса на Пятницком шоссе, ц. прп. Серафима Саровского в Раеве, собор во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском мон-ре (освящен 25 мая 2017); одноглавый бесстолпный храм с сомкнутым сводом - ц. в честь Входа Господня в Иерусалим в Бирюлёве, ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Тёплом Стане, ц. во имя сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, в Крылатском, ц. прор. Илии в Сев. Бутове, ц. во имя Царственных страстотерпцев (САО); 5-главый храм в традициях Тона - ц. во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черёмушках, Введенская ц. в Вешняках, ц. во имя прав. Алексия Мечёва на ул. Вешняковской, ц. во имя прав. Иоанна Русского на ул. Ярцевской, ц. Воскресения Христова в пос. Воскресенском. Не забыты и образцы визант. традиции (тип вписанного креста, полосатая кладка): одноглавый храм во имя сщмч. Власия Севастийского и Харалампия Магнезийского на Борисовских прудах, 5-главый храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание» на 1-й Вольской ул. VIII. Инославные и иноверные храмы. Лютеран. церкви в М. принадлежат к числу древнейших инославных престолов. Протестанты на государевой службе общинами жили в Немецкой слободе, имели священников, и вокруг зданий для отправления служб и треб формировались кладбища. На одном из таких некрополей, «в слободе Кукуе у ропаты Немецкой» (Новый летописец//ПСРЛ. Т. 14. С. 57), был погребен в 1602 г. скончавшийся неожиданно дат. герц. Иоганн, брат кор. Кристиана IV, сватавшийся к царевне Ксении Борисовне Годуновой. Каменная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла для лютеран. общины была поставлена на Гороховом поле в 1643 г., ее новое здание - в Космодамианском (ныне Старосадский пер., 1902, архит. В. А. Коссов) - базилика с зап. фасадом, в к-ром совмещены стилизованные элементы готического собора с окном-розой и башней-колокольней. Стиль эклектики был использован при возведении здания реформатской церкви в М. Трёхсвятительском пер. (ныне принадлежит евангельским христианам-баптистам; 1865, архит. Г. фон Ниссен). Готические формы в композиции и декоре были использованы и для здания англикан. ц. во имя ап. Андрея в Брюсовом пер. (1882, архит. Б. В. Фрейденберг по проекту архит. Р. Н. Фримена).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Чтобы яснее показать великие труды святого на благо нашей Церкви, перечислим здесь его переводы: 1) Евангелие от Иоанна; 2) Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова; 3) Псалтирь, переведенная с верного греческого подлинника; 4) полная Библия ; 5) все поучения свтт. Василия Великого, Григория Богослова, творения препп, Мартирия, Иоанна Кассиана Римлянина, Максима Исповедника, Аввы Дорофея, Исаака Сирина, " О мести детей Каиновых " свт. Василия Великого, " Диалоги " свт. Григория Двоеслова, Папы Римского, " Лествица " преп. Иоанна Лествичника, " Беседы " преп. Макария, " О восьми пожеланиях " преп. Максима, " О двух естествах Сына Божия " преп. Иоанна Дамаскина, учение о вере святого Зосимы, творения других святых отцов; 6) " Слово евт. Григория Нисского на смерть его брата, свт. Василия Великого " , его же " Слово о девстве " и толкование на молитву Господню, его же " О посте " , и " О жизни св. пророка и Боговидца Моисея " ; 7) " О Рождестве Пресвятой Богородицы " ; 8) " Сказание о чудесах святых Архангелов " ; 9) жития святых: ап. Андрея Первозванного, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, свтт. Василия Великого, Кесарийского, Григория Богослова, Николая Чудотворца, Афанасия Великого, Александрийского, сщмч. Климента, Папы Римского и Климента Анкирского, сщмч. Акепсима, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Евстафия Плакиды и чад его, мчч. Баграта (Панкратия), Стефана Нового, Анфима, Феодора Стратилата, Феодора Пергильского и Евстратия, мч. Эласия и двух монахов, мчч. Мины, Ермогена, и Евграфа, прмц. Февронии, препп. Антония Великого, Онуфрия Великого, преп. Марии Египетской, трех святых отроков Алфия, Филадельфа и Киприана; 10) Чин монашеского пострижения; 11) О пострижении в схиму; 12) Полный Номоканон IV Вселенского Собора св. Иоанна Постника, Полный устав и история VI Вселенского Собора, бывшего при императоре Константине Погонате, внуке императора Ираклия, в 680г., с приложением к ним Прохиронов царей Леона Мудрого и Константина (практическое руководство для судей, один из источников православного церковного права), " Вопросы и ответы " Тимофея, архиеп. Константинопольского, Сказание о VII Вселенском Соборе и Василикон императора Василия Македонянина, часть Номоканона Иоанна Схоластика и Патриарха Константинопольского Фотия; 13) Постановление о Православной вере; 14) Чинопоследование полунощницы; 15) греческие молитвы Отцов; 16) каноны; 17) Краткий годичный Синаксарий; 18) ирмосы на весь Великий пост и на праздничные дни; 19) Книга " Об образе подвигов стояния " , написанная блаженным по просьбе одного брата.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШАЯ ОБЛАСТЬ епархия патриарха Московского и всея Руси в 1589-1721 гг. В период существования П. о. ею управляли патриархи и местоблюстители Патриаршего престола: патриарх свт. Иов (11 дек. 1586 (до 1589 в Митрополичьей области ) - июнь 1605), патриарх Игнатий (30 июня 1605 - май 1606), патриарх сщмч. Ермоген (3 июня 1606 - 17 февр. 1612), митр. Казанский и Свияжский Ефрем (весна 1612 - 26 дек. 1613), митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский ; янв. 1614 - июнь 1619), патриарх Филарет (Романов ; 24 июня 1619 - 1 окт. 1633), патриарх Иоасаф (6 февр. 1634 - 28 нояб. 1640), патриарх Иосиф (27 марта 1642 - 15 апр. 1652), патриарх Никон (Минов ; 25 июля 1652 - 10 июля 1658), митр. Сарский и Подонский Питирим (10 июля 1658 - 5 авг. 1664), митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич ; 2 сент. 1664 - 18 дек. 1664), патриарх Иоасаф II (10 февр. 1667 - 17 февр. 1672), патриарх Питирим (7 июля 1672 - 19 апр. 1673), патриарх Иоаким (Савёлов ; 26 июля 1674 - 17 марта 1690), патриарх Адриан (24 июля 1690 - 16 окт. 1700), митр. Рязанский и Муромский, экзарх Патриаршего престола Стефан (Яворский ; 16 окт. 1700 - 22 окт. 1721). Территория П. о. сформировалась в 1589 г. из земель Митрополичьей области. Рост земель П. о. продолжался до 60-х гг. XVII в. С учреждением в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода П. о. была преобразована в Синодальную область . По Деулинскому перемирию 1618 г. Россия утратила г. Смоленск с пригородами. Города Смоленской епархии (см. Смоленская и Дорогобужская епархия ), оставшиеся в составе Московского гос-ва,- Брянск, Карачев, Севск - и Комарицкая вол. перешли в П. о. Территория области, а также объем полномочий патриарха в П. о. были оформлены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 20 мая 1625 г. (подтверждена царем Алексеем Михайловичем на имя патриарха Никона 25 февр. 1657). Согласно этому документу, в состав П. о. вошли более 40 городов с уездами: «...в городех и десятинах… в нашем царствующем граде Москве и в Московском уезде, в Володимере, в Переславле Залесском, в Юрьеве Польском, на Костроме, на Плесе, в Юрьевце Повольском, в Нижнем Новгороде и в Нижегородских пригородех и в уездех, на Болахне, на Кинешме, в Луху, в Гороховце, в Ядрине, и в уездех тех городов, в Галиче и в Галицких пригородех, и в Арзамасе, и на Алатаре, на Курмыше, в Темникове, на Вятке с пригороды, в Кайгородке, на Пинеге и в Кевроле, и в Мезени, во Ржеве Володимеровой, в Торопце, в Боровску, в Звенигороде, в Рузе, в Волоку Ламском, в Можайску, в Мосальску, в Дмитрове, в Серпухове, во Брянску, в Корачеве, в Севску и во всей Комарицкой волости, в Путивле, в Курску, в Рыльску, на Осколе, в Белгороде, на Волуйке, в Медушской, и в Пехрянской, и в Белозерской десятинах, и тех городов в пригородех и в уездех монастыри, и соборные церкви, и ружные, и приходские храмы» (ААЭ. Т. 3. 164. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Беляев Павел Ильич; 1.03.1870, г. Ст. Русса Новгородской губ.- после 1931), еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии. Род. в семье мещанина. В 1889 г. окончил учительскую семинарию в Новгороде и 5-7 классы ДС, в 1890-1897 гг. служил учителем в с. Соснинская Пристань Новгородской губ. и в с. Алексеевка Саратовской губ. В 1897 г. был рукоположен во диакона к церкви в с. Камаевка Саратовской губ., в 1902 г. рукоположен во священника к ц. в с. Новобелокатай (?) Златоустовского у. Уфимской губ. В 1904 г. переведен во Введенский собор Саратова. В 1905-1906 гг. принимал деятельное участие в работе саратовского отд-ния «Союза русского народа», являлся сподвижником Саратовского еп. Ермогена (Долганёва) , сотрудничал в издаваемой им газ. «Братский листок». С 1913 г. служил священником в соборном храме г. Александрия Херсонской губ. В мае 1921 г. в Александрии был арестован вместе с 10 прихожанами по подозрению «в участии в контрреволюционной организации», через 11 дней освобожден. С 1921 г. состоял ключарем соборного храма Одессы. В 1923 г. по настоянию обновленческого епархиального управления (см. ст. Обновленчество ) выслан в г. Ананьев Одесской губ. «как лицо, не признавшее обновления», до 25 июля 1924 г. являлся настоятелем соборного храма Ананьева. В 1923 г. был дважды арестован: Одесским ОГПУ за венчание, затем в Ананьеве за нарушение подписки о невыезде из Одессы. В совокупности находился под арестом 2 месяца, был оправдан 22 дек. 1923 г. После захвата храма в Ананьеве обновленцами прот. Павел уехал в Москву, где посетил св. Патриарха Тихона . По благословению Патриарха обратился для получения священнического места к Рязанскому и Зарайскому архиеп. Борису (Соколову) , с авг. 1924 г. служил священником при Казанском храме в Зарайске Рязанской губ., в апр. следующего года уступил место вернувшемуся из ссылки священнику и был переведен в Спас-Клепиковский собор. 19 июня 1925 г. прот. Павел Беляев в рязанском во имя Св . Троицы муж. мон-ре был пострижен в мантию архим. Проклом (Кузнецовым) с именем в честь свт. Василия Рязанского, 21 июня возведен в сан архимандрита. По благословению Местоблюстителя Патриаршего престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) 22 июня наречен, на следующий день хиротонисан во епископа Спас-Клепиковского, вик. Рязанской епархии, архиеп. Рязанским Борисом и еп. Егорьевским, вик. Московской епархии, Иоанном (Петропавловским). После ареста архиеп. Бориса, стремясь избежать собственного ареста, В. поселился в пос. Перловка под Москвой.

http://pravenc.ru/text/150697.html

В начале правления М. Ф. его основной заботой в области государственно-церковных отношений было возвращение из польск. плена на родину нареченного патриархом Ростовского митр. Филарета. Это означало восстановление института Патриаршества, также пострадавшего в период Смуты. До возвращения Филарета при местоблюстительстве Казанского и Свияжского митр. Ефрема и Сарского и Подонского митр. Ионы (Архангельского) (1613-1619) одним из центральных для гос-ва и Церкви был вопрос об отношении к правосл. населению в восточнослав. землях. Ему уделил внимание церковный Собор 1616 г., к-рый принял обращение к православным восточнослав. земель порвать с польско-литов. властью и перейти под власть М. Ф. Собор также поддержал решение Земского собора о денежном сборе с мон-рей на ратных людей в условиях продолжавшихся военных действий. После прибытия в Москву в июне 1619 г. Филарет был возведен на Патриарший престол. Совместное правление царя и патриарха, сына и отца, воспринималось как «премудрая двоица» и оценивалось как воплощение визант. идеала «симфонии священства и царства». Вместе с тем Филарет, выходец из боярской среды, соблюдал осторожность в области церковного управления, сохраняя баланс интересов и полномочий светской и духовной властей. При патриархе Филарете вопрос об отношении к зап. христианству был поставлен в центр государственной и церковной политики. Собор 1620 г. принял решение об обязательном перекрещивании католиков вместо ранее допускавшегося чина миропомазания, утвердив чины принятия в Православие; эти решения касались и православных, приходящих из Речи Посполитой; следовало выяснять, правильно ли они были крещены, кем и т. д. Время совместного правления М. Ф. и патриарха Филарета можно определить как добровольно принятое М. Ф. «двоевластие» с опорой на советы отца. Упоминая о патриархе Филарете, почти сразу стали называть его не просто «отцом» и «богомольцем», как полагалось по отношению к Московским патриархам свт. Иову и сщмч. Ермогену , а писали «великий государь» и «святейший патриарх». Несмотря на придание двору патриарха Филарета нек-рых внешних атрибутов вроде чина патриарших стольников, служба у них не была столь почетной, как у государевых стольников. Патриарх участвовал в принятии мн. решений по делам внутренней и внешней политики, но фактически верховное значение власти царя оставалось неизменным.

http://pravenc.ru/text/2563774.html

Особый статус Сарских епископов был подтвержден на Соборе в 1551 г. (см. «Стоглав» ): «А в которое время митрополиту не поможетца, и он в свое место повелевает судити архимандритов, и игуменов, и игуменей, и протопопов, и весь священнический и иноческий чин в духовных делех Сарскому и Подонскому владыце со всеми архимандриты и игумены соборне по тем же священным правилом» ( Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 360; АИ. Т. 1. 155. С. 273). После учреждения Московского Патриархата в 1589 г. Сарский и Подонский еп. Геласий был возведен в сан митрополита с правом заведования делами Патриаршей области . Митр. Геласий в 1591 г. отпевал в Угличе царевича св. Димитрия Иоанновича , участвовал в следствии по делу о его убийстве. К нач. XVII в. подворье Сарских и Подонских епископов имелось в Московском Кремле - рядом со Спасскими воротами, напротив Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужского монастыря . В Смутное время К. к. занимал митр. Пафнутий (1605-1611), бывш. архим. Чудова монастыря, который в 1605 г. свидетельствовал о Лжедмитрии I как о сыне Иоанна IV Васильевича Грозного, впосл. способствовал восшествию на престол Василия Иоанновича Шуйского и, по-видимому, являлся одним из претендентов на Патриарший престол. Сарский и Подонский митр. Иона (Архангельский) после кончины патриарха сщмч. Ермогена был местоблюстителем Патриаршего престола с дек. 1613 по июнь 1619 г., в 1620 г. осужден на церковном Соборе в Москве за то, что настаивал на присоединении католиков и протестантов к Православию через миропомазание, а не через перекрещивание. После кончины патриарха Иоасафа I общецерковное управление в кон. 1640 - нач. 1642 г. осуществлял Сарский митр. св. Серапион (Сысоев) . После смещения патриарха Никона в 1658 г. в течение мн. лет местоблюстителями были митрополиты Сарские и Подонские Питирим (впосл. патриарх) и Павел III . При престарелом патриархе Адриане , в 1699-1700 гг., делами Патриархии управлял митр. Трифиллий (Инихов) . В кон. XV - нач. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010