Внизу надпись: «Cbяmeйшiй Гермогенъ Nampiapxъ, всеа Pocciu, въ зamoчehiu въ подземельи Чудова монастыря. 1612 года 17 февраля». Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г.», издававшихся поставщиком имп. двора Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона в Москве (РГАДА), а также в иконописи, в финифти (Е. на фоне белокаменной стены, ГИМ), в шитье (икона работы Е. А. Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. сщмч. Александром Хотовицким Л. А. Титовой), в фотокопиях (Дом-музей В. М. Васнецова). Первый храм во имя Е. в Чудовом мон-ре был освящен 13 мая 1913 г. На зап. стене храма находилась памятная медная доска с выгравированной надписью: «Храмъ сей въ молитвенную память святейшаго Патриарха Гермогена здесь скончавшемся мученической смертью за родину 17 февраля 1612 г. Устроенъ ycepдieмъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ oзhaмehobahie 300-лemiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго цapcmbobahiя Госуд. Императ. Николая Александровича по блarocлobehiю Митрополитовъ Московскаго и Коломенскаго Владимира (с 1912 митрополит С.-Петербургский и Ладожский.- Авт.) и Makapiя. Зoдчiй Н. Д. Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск. Монарх. Coбpahiя и Русск. Монарх. Союза npomoiepeй Ioahhъ Восторговъ» (Доклад Н. П. Яныченко «Храм в память Св. Патриарха Гермогена в подклете храма Чуда святого Архистратига Михаила Чудова монастыря», 16 янв. 1919 г.- ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1919 г. Ед. хр. 15. Л. 96). Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в.: деревянный иконостас был обложен тисненой медью, царские врата, сень, столбцы и нек-рые иконы относились ко времени царя Алексея Михайловича. Слева в иконостасе располагался почитаемый Казанский образ Божией Матери XVII в. в басменном серебряном окладе. Здесь находились новописаные иконы Е. (виды храма печатались во мн. книгах и журналах). Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена. 1914 г. (ГММК) Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛГОГРАДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Волгоградской миторополии), в Волгограде (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград), основан иером. Илиодором (см. Труфанов ) по благословению Саратовского еп. сщмч. Ермогена (Долганёва) . На приобретенном в 1903 г. еп. Ермогеном участке земли в заполотновской части Царицына по проекту, утвержденному в 1905 г., были построены небольшая летняя ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и дом пономаря, образовавшие Царицынское архиерейское подворье. В 1907 г. к церкви были пристроены трапезная, колокольня, а с сев. и юж. сторон - кирпичные помещения. 1 марта 1908 г. еп. Ермоген назначил заведующим архиерейским подворьем и епархиальным миссионером-проповедником иером. Илиодора, переведенного в Царицын из Житомирской епархии. Проповедническая, общественно-политическая деятельность, а также занятие «отчитками» (см. ст. Экзорцизм ) и «целительством» иером. Илиодора снискали ему большую популярность в городе. Свято-Духовская ц. не вмещала всех молящихся. Весной 1908 г. рядом с храмом был устроен высокий бревенчатый помост, на к-ром иером. Илиодор совершал богослужения. 28 июля - 3 авг. 1908 г. еп. Ермоген посетил Царицын и подарил Свято-Духовскому храму иконы прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона с частицами мощей, Казанский образ Божией Матери, а также благословил иером. Илиодора на строительство при храме муж. мон-ря. Одним из первых насельников архиерейского подворья стал в 1908 г. прмч. Софроний (Несмеянов) , служивший до 1910 г. экономом. Монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Царицыне. Раскрашенная фотография. Нач. ХХ в. Монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Царицыне. Раскрашенная фотография. Нач. ХХ в. В Царицыне Илиодор развернул агитационную борьбу против революционеров, местной администрации, подстрекал к евр. погромам. Пасхальные богослужения сопровождались фейерверками и сожжением соломенного чучела - «гидры революции». В 1909 г. указом Святейшего Синода иером. Илиодор был запрещен в служении, в 1910 г. за оскорбление полиции приговорен к месячному аресту. Саратовский губернатор С. С. Татищев направил П. А. Столыпину рапорт, в к-ром сообщал о недостойном поведении иеромонаха и его последователей и настаивал на выдворении его из губернии. Указом Синода 22 янв. 1911 г. иером. Илиодор был переведен в новосильковский Свято-Духов мон-рь Тульской епархии, однако в февр. 1911 г. самовольно вернулся в В. м. Братия и прихожане архиерейского подворья объявили голодовку с требованием оставить Илиодора настоятелем Свято-Духовского храма. По ходатайству еп. Ермогена, Г. Е. Распутина , нмц. имп. Александры Феодоровны 12 марта 1911 г. постановлением Синода иером. Илиодору было разрешено остаться в Царицыне.

http://pravenc.ru/text/155150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Парфёнов Владимир Васильевич; 20.06.1879, Саратов - 20.01.1939, Владимир), еп. Аткарский. Из семьи мещанина-ремесленника. В раннем детстве получил травму позвоночника. Он был очень маленького роста, инвалидом с горбом на спине. Неоднократно совершал вместе со своей матерью паломничества в Киево-Печерскую лавру, где слушал наставления лаврских старцев. Окончил начальное училище, занимался с домашними учителями. 26 авг. 1906 г. поступил послушником в саратовский Спасо-Преображенский муж. мон-рь, где ранее работал по воскресным дням трудником. Был определен на послушание портного в приписной к Спасо-Преображенскому монастырю Свято-Алексиевский скит близ архиерейской дачи (ныне территория Свято-Алексиевского жен. мон-ря). Вскоре своим трудолюбием, смирением и житейской мудростью привлек к себе внимание настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря Саратовского еп. сщмч. Ермогена (Долганёва) , который взял его под свое духовное окормление и совершил его монашеский постриг с именем в честь свт. Николая Чудотворца. Через нек-рое время Н. стал известен в Саратове как молитвенник и прозорливый печальник о самых сокровенных сердечных чаяниях. После увольнения в янв. 1912 г. еп. Ермогена на покой и заточения его в Жировицкий Успенский мон-рь Гродненской епархии Н., как человек, близкий по взглядам к опальному архиерею, был обвинен новым епархиальным начальством в «лжестарчестве», сборе подношений от состоятельных горожан, общении с иноверцами и инославными. В это время он заболел воспалением легких и неск. месяцев провел в монастырской больнице. По возвращении в скит ему было запрещено общение с мирянами. Прислуживал в Воскресенской кладбищенской ц. Саратова, собирал милостыню для скита. При занявшем Саратовскую кафедру в 1914 г. Палладии (Добронравове) Н. вновь стал нести подвиг старчества. 10 нояб. 1915 г. он был рукоположен еп. Палладием во иерея и назначен духовником в саратовскую Киновию - храм Страстей Господних, приписанный к Спасо-Преображенскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/2566004.html

В 1588 г. было установлено празднование 2 авг. св. Василию Блаженному († 1557), над гробницей к-рого по повелению царя Феодора Иоанновича был построен храм, ставший приделом Покровского собора. Были составлены Житие святого и канон ему. В 1591 г. совершилась канонизация к общерус. почитанию прп. Иосифа Волоцкого. И. дополнил службу святому и написал канон. 9 янв. 1592 г. Казанский митр. сщмч. Ермоген послал И. грамоту о дозволении праздновать память воинов-христиан, погибших в борьбе с татарами, и память христиан, замученных татарами за нежелание отказаться от своей веры,- Иоанна I , Петра и Стефана . Грамотой И. празднование памяти Казанских мучеников было установлено 24 янв., в день кончины мч. Иоанна. В 1592 г. в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь были перенесены мощи Казанского архиеп. св. Германа, скончавшегося в 1567 г. в Москве. 4 окт. 1595 г. в Казани были открыты мощи Казанского свт. Гурия , а также Тверского еп. Варсонофия , скончавшегося в 1576 г. на покое в казанском в честь Преображения Господня мон-ре. В 1595 г. было совершено перенесение останков Московского митр. св. Филиппа (Колычева) († 1569) из Твери в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, что явилось началом его местного почитания. По благословению И. в 1595 г. Казанский митр. Ермоген свидетельствовал мощи угличского кн. Романа Владимировича († 1285). По благословению патриарха воевода С. Р. Олферьев и инок переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря Сергий написали 2 службы, стихиры и каноны святому. В 1596 г. была установлена соборная память Московских святителей Петра , Алексия и Ионы , подобно празднованию святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; в честь нового праздника была составлена служба. В Никольском храме патриаршего с. Селятина устроили придел Московских чудотворцев, к-рый И. освятил 13 мая 1596 г. 19 нояб. 1601 г. святитель дал вкладом в придел Трех Московских чудотворцев Служебник ( Горский, Невоструев.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990). Церковное устройство ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог ИОАНН (Соколов Иван Александрович; 1877-1968), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121816_3.html

В отношении художественного языка («иконного стиля») это верно, а в отношении почитания и поклонения образу всё иначе. Многие наши храмы (особенно поздние) расписаны в стиле «живописания», т.е. академической живописи XVIII–XIX вв. (в том числе Храм Христа Спасителя в Москве, Владимирский собор в Киеве и др.). Иконы в названных и других храмах тоже нередко написаны в том же стиле, однако им воздается почитательное поклонение: каждение ладаном, возжигание свеч, лобзание, служение перед ними молебнов, чтение акафистов. Причем перед такими иконами молились величайшие святые Руси. Напомним, что прп. Серафим Саровской молился перед иконой «Умиление» (отсюда иное название иконы – «Серафимово Умиление»), которая ныне находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха в Москве. Эта известная икона написана в стиле академической живописи, а не русской или греческой иконописи. О ее современной чудотворной копии необходимо рассказать особо. Локотская икона Божией Матери “Умиление” Икона Божией Матери «Умиление» Локотская. Слева – типографская печать на бумаге, справа – нерукотворный образ на обратной стороне. Оклад сделан на обе стороны иконы.      В начале эпидемии коронавируса в марте 2020 г. центральные православные информационные ресурсы сообщили о том, что в Москву будет принесена необычная икона Божией Матери. Официальный сайт Московской городской епархии писал: «14 марта 2020 года в 15.00 в храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Гольянове будет принесена чудотворная мироточивая Локотская икона Божией Матери “Умиление”. В дни пребывания святыни в храме в Гольянове доступ к ней будет открыт с 8.00 до 20.00. Молебны с акафистом у чудотворного образа будут совершаться ежедневно в 10.00, 14.00 и в 18.30. Икона будет пребывать в церкви до 21 апреля. “Икона Божией Матери “Умиление” Локотская – единственная в мире двусторонняя мироточивая икона . Чудотворная икона явилась в одной благочестивой семье поселка Локоть Брянской области. Это бывшее имение великого князя Михаила Романова, брата царя Николая II. 2 ноября 1999 года икона замироточила”, – рассказал настоятель храма сщмч. Ермогена иерей Алексий Довгополый.

http://pravoslavie.ru/147408.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым и митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом 20 апреля 2021 г. 14:15 20 апреля 2021 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с президентом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым и главой Татарстанской митрополии митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом . Во встрече участвовал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . Р.Н. Минниханов и митрополит Кирилл рассказали Предстоятелю Русской Православной Церкви о завершении работ по воссозданию собора в честь Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана. Президент Республики Татарстан пригласил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилл совершить чин великого освящения собора. 21 июля 2016 года, в день памяти явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, по завершении Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого исторического собора Казанской иконы Божией Матери в Богородицком монастыре Казани. В 1579 году на этом месте был обретен чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы, ставший одной из наиболее почитаемых православных святынь. Свидетелем этого события стал будущий митрополит Казанский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси святитель Ермоген , оставивший потомкам Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5800655.ht...

Святителя Гурий и епископ Варсоний почитаются как первоначальники Православия в Казани, с 1984 г. в день обретения их мощей был установлено празднование Собора святых Казанских.   Православные праздники 18 октября — Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 8 таких разных московских святых Собор московских святых: Знает ли Москва своих святых? Московская Русь: рожденная святыми СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Крестный ход со святителем Петром СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ Введенский владычный монастырь: обитель святителя Алексия Чудов монастырь, истоки СВЯТИТЕЛЬ ИОНА Значение имени Иона ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН Патриарх Гермоген Патриарх Гермоген, Василий Шуйский и русская культура Литературный портрет патриарха Гермогена Люди Смутного времени: коллективный портрет на фоне катастрофы Русская смута МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП Митрополит Филипп: Рубрика Имя Филипп: апостол, святитель и герой Льва Толстого СВЯТИТЕЛЬ ИОВ Святитель Иов, патриарх Московский МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ Святитель Филарет Московский до сих пор является примером образованности, считает патриарх Кирилл ПАТРИАРХ ТИХОН Немощь Патриарха 5 ВОПРОСОВ О РЕВОЛЮЦИИ И ПАТРИАРХЕ Патриарх Тихон — главный враг советской власти? Струсила ли Церковь в 1917 году? 1917: Почему Синод не вступился за царя? Жизнь Святителя Тихона: история в картинках О РОЛИ ПАТРИАРХА История Патриаршества: В картинках Сергей Милов. Собор московских святых 9 октября Русская Церковь празднует прославление в лике святых патриарха Московского и всея Руси Тихона. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ Святителю Иннокентию (Вениаминову) открыли памятник в Магадане   Празднование установлено в 1596 г. патриархом Иовом в честь Всероссийских святителей Петра (1326 г.), Алексия (1378 г.) и Ионы (1461 г.). Впоследствии в Собор были включены свт. Макарий (1536 г.), свт. Филипп (1569 г.), свт. Иов (1607 г.), сщмч. Ермоген (1612 г.), свт. Филарет (1867 г.), свт. Иннокентий (1879 г.), свт. Тихон (1925 г.), свт. Макарий (1926 г.) и сщмч. Петр (1937 г.)

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл провел рабочую встречу с и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонахом Ермогеном (Бурыгиным) 10 февраля 2022 г. 15:31 10 февраля 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел рабочую встречу с исполняющим обязанности  председателя  Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата  иеромонахом Ермогеном (Бурыгиным) . Встреча прошла в дистанционном формате. Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в беседе с помощью средств видеосвязи из Патриаршей резиденции в Переделкине. В ходе совещания обсуждался ряд актуальных вопросов деятельности Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Иеромонах Ермоген (Бурыгин), прежде занимавший должность и.о. заместителя управляющего делами Московской Патриархии, был назначен и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления в ноябре 2021 года.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5899918.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ) († 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время ) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского . Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II . Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы , казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы ) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II.

http://pravenc.ru/text/182117.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010