Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Самовская (1860-1937), мц. (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Ивановна Сидорова (1875 -1937), мц. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873-40-е гг. XX в.), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕФИМ [Евфимий] Никифорович Гребенщиков (1904-1930), мч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕФРЕМ Ефремович Долганёв (1874-1918), прот., сщмч. (пам. 16 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_13.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (Синеоков-Андреевский Иринарх Дамианович; 13.09. 1871, Екатеринослав (ныне Днепропетровск, Украина) - 1.03.1933), архиеп. Пермский. Из дворянской семьи. В 1897 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. 11 авг. того же года рукоположен во иерея к домовому храму арестантского исправительного отделения в Екатеринославе. 11 авг. 1898 г. переведен в г. Гори законоучителем Закавказской учительской семинарии и Гори-Анастасинской жен. гимназии. С 1 авг. 1899 г. священник миссионерской Покровской ц. в Тифлисе (ныне Тбилиси). 1 нояб. 1900 г. переведен священником домового храма и законоучителем среднего механико-технического уч-ща в г. Александровск Екатеринославской губ. 1 июля 1903 г. вновь назначен законоучителем Закавказской учительской семинарии и Гори-Анастасинской жен. гимназии, где служил 7 лет, за исключением короткого периода с 1 авг. по 1 нояб. 1906 г., когда был священником в Саратовской епархии. Принял монашеский постриг с сохранением имени. 11 янв. 1911 г. назначен инспектором Якутской ДС с возведением в сан игумена, с 26 авг. 1913 г. ректор Таврической ДС в Симферополе, возведен в сан архимандрита. 16 июля 1917 г. хиротонисан в Москве в епископа Берёзовского. Стал викарием возрожденного Берёзовского вик-ства Тобольской епархии. В авг. того же года епархиальный съезд духовенства и мирян в Тобольске высказал претензии в связи с назначением И. викарием без предварительных выборов и обсуждения кандидата. Тобольский еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) положительно охарактеризовал И. и объяснил его назначение «необходимостью, крайней нуждой в помощи в переходное смутное время». В апр. 1918 г. пришедшие к власти в Тобольске большевики угрожали расправой еп. Ермогену. Чтобы избежать ареста, еп. Ермоген приехал в резиденцию своего викария в Знаменский мон-рь. И. предлагал правящему архиерею «отдаться под защиту паствы», объявив ей о готовящемся насилии. 26 апр. ночью в покоях И. был проведен обыск, но к тому времени еп. Ермоген уже покинул обитель. 27 апр. И. провел заседание епархиального совета в архиерейском доме. В это время туда явились представители тобольского исполкома, требовавшие, чтобы еп. Ермоген явился на допрос, обещая ему неприкосновенность. Однако 28 апр. после общегородского крестного хода еп. Ермоген был арестован, а ночью вывезен из Тобольска.

http://pravenc.ru/text/673979.html

19. Суббота 1-й седмицы. Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (с 17 февраля) . Ап. от 70-ти Архиппа. Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А) . Примечание. На этот день с четверга, 17 февраля, может быть перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы). Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (Б) . А. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» поется рядовая служба Минеи (с 19 февраля; ап. от 70-ти Архиппа) , а также – заупокойный канон Октоиха, 4-го гласа с утрени субботы (без ирмосов) . Примечание. «Ведомо да есть, яко последование Минеи, прилучающихся святых в субботы и Недели святыя Четыредесятницы, поется в повечериях, или егда изволит екклисиарх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]», 3-е «зри»). «Каноны же в Минеи настоящия субботы и Недели поем, егда изволит екклисиарх: един убо поем в повечерии пятка, другий же канон поем в повечерии Недели» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы). После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-04/

Год рождения Е. определяется на основании свидетельств поляков, в 1615 г. утверждавших, что в 1610 г. им противился только «осьмидесятилетний патриарх» (АЗР. Т. 4. С. 51). Возможно, мирское имя буд. патриарха было Ермолай: известно, что в его Патриаршество в Москве была заложена ц. во имя сщмч. Ермолая на Козьем болоте. Не вполне ясно происхождение Е. В Казани существовало предание о том, что святой был родом оттуда, но в таком случае пришлось бы признать, что он жил в Казани еще в эпоху Казанского ханства. Бывш. польск. комендант Москвы А. Гонсевский в 1615 г., во время съезда с царскими послами под Смоленском, упоминал, что в 1610-1611 гг. некий московский священник сообщил ему «прежние дела» патриарха, в частности, «как он в казакех донских и опосле попом в Казани бывал» (Там же. 209. С. 481). С. М. Соловьёв считал, что Е. происходил из рода князей Голицыных, ссылаясь при этом на родословную Гедиминовичей, записанную патриархом ( Глаголев. Род великого господина свят. Ермогена. 1902. С. 578; Он же. 1901. С. 125; Он же. Святейший патр. Ермоген. 1902. С. 245-301). Кроме того, ц. во имя сщмч. Ермолая была построена Голицыными. Более обоснованной представляется т. зр. С. Ф. Платонова , предполагавшего происхождение Е. из посадских людей. Основанием для этой гипотезы была запись на одной из вятских икон, сообщавшая, что зятем Е. (мужем сестры или мужем сестры жены Е.) был вятский посадский человек Корнилий Рязанцев, получивший благословение патриарха ( Платонов. 1903. С. 231-235; впрочем, как справедливо заметил С. Кедров, родственницы архиереев часто выходили замуж за купцов). По мнению Я. Г. Солодкина, Е. мог происходить из мелких служилых людей - к этому слою принадлежали племянник патриарха А. С. Крылов и внук П. Чурин (исследователь ссылается на оброчную грамоту уфимскому сыну боярскому А. С. Крылову (не ранее 1627/28) и на позднейшую «Пермскую летопись»). Некоторые исследователи пишут о священнических корнях Е. В синодике Троице-Сергиева мон-ря названы родственники Е.- 22 имени, в числе к-рых - 5 имен иноков, имя иеромонаха, 5 имен младенцев ( Глаголев. Род великого господина свят. Ермогена. 1902. С. 578; Он же. Святейший патр. Ермоген. 1902. С. 263).

http://pravenc.ru/text/190175.html

12. Суббота 3-й седмицы по Пасхе. Свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля) . Прп. Дионисия Радонежского. Прп. Антония Радонежского. Служба свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля), в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и свт. Епифания, глас 5-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...» Примечание. Если в субботы Пятидесятницы случится память двух малых святых, на «Господи, воззвах» поются стихиры Триоди (праздника) – 3 и стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого переносятся на хвалитны утрени. Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 2-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Тебе, одеющагося...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисейскую песнь...» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), свт. Епифания на 4 и свт. Германа на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-25/

12. Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля) . Свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского. Прп. Дионисия Радонежского. Прп. Антония Радонежского. Бденная служба праздника Вознесения Господня совершается по Триоди (А) . Приводим также порядок совершения службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля) (Б) . При совершении богослужения можно руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в четверток Вознесения» (см. Типикон, 21 мая, «зри») . Примечание. «Службу Минеи рядоваго святаго [свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского – Сост.], случившагося в праздник Вознесения, поем на повечерии [в четверток вечера Вознесения]» (Типикон, гл. 50, «В четверток вечера, Вознесения», «зри»). Накануне совершается всенощное бдение, предваряемое 9-м часом и малой вечерней. На 9-м часе после возгласа «Благословен Бог наш...» читается Трисвятое (такое начало 9-го и 3-го часа – до праздника Святой Троицы ). А. На великой вечерне кафизмы нет («Блажен муж» не поется). На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Недр Отеческих...». Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Господи, таинство...». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Взыде Бог...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «Ангелом дивящимся...». «Слава, и ныне» – тот же седален.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-25/

17. Пятница. Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Варнавы Гефсиманского, Радонежского. Служба вмч. Феодора Тирона шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 2-й и глас 4-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Священия дар...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Страдальческим мужеством...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево, поем Тя...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево, поем Тя...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и великомученика на 6. Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-01/

Закрыть itemscope itemtype="" > На память о светлом торжестве 25 мая - прославление сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913) 24.05.2022 1646 Время на чтение 6 минут Ко дню прославления священномученика Ермогена, патриарха Московского всея России   Исполнилось, наконец, сердечное желание православных русских людей, удовлетворена потребность их сердца, совершилось давно ожидаемое событие: еще раз разверзлось небо над Русью православной и оттуда в сиянии славы небесной благословил родную землю ее великий печальник, страдалец за нее, святейший патриарх Ермоген. Триста лет почивал безмолвно в благоухании святыни, под сводами первопрестольного храма Успения Владычицы, и вот, теперь будто живой встает он из своего гроба, чтобы во время благопотребно поддержать родную свою Русь в минуту трудную, во дни новой смуты, новой борьбы за святые идеалы Русской земли, за веру православную, за Русского Царя Самодержавного, и являет свое заступление в знамениях и чудесах многих. 12-го мая, когда Церковь празднует память его друга и сотрудника в служении Церкви и отечеству, преподобного Дионисия, Радонежского чудотворца, совершилось торжественное прославление памяти Патриарха Ермогена. Три-четыре дня во время этих торжеств священный Кремль Москвы был переполнен массами народа, со всех концов Руси православной стекшегося к гробнице новоявленного чудотворца. Канун, 11-е мая, был днем последнего поминовения святителя по чину поминовения усопших. В последний раз Церковь приносила имя его, яко единого от нас, в молитве ко Господу, да упокоит его душу Господь во Царствии небесном; в последний раз совершены по нем заупокойный парастас накануне и литургия сей день; после литургии сонм святителей и собор священнослужителей приблизились к месту его упокоения и совершили последнюю панихиду, которая скорее напомнила последование утрени великой субботы с ее торжественно-величавым предчувствием близкого воскресения, чем поминовение покойника. Гулко под сводами древнего собора раздалось последнее пение «вечной памяти» святейшему Ермогену, чтобы смениться пением до скончания веков: «святителю, отче Ермогене, моли Бога о нас!»

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Парфёнов Владимир Васильевич; 20.06.1879, Саратов - 20.01.1939, Владимир), еп. Аткарский. Из семьи мещанина-ремесленника. В раннем детстве получил травму позвоночника. Он был очень маленького роста, инвалидом с горбом на спине. Неоднократно совершал вместе со своей матерью паломничества в Киево-Печерскую лавру, где слушал наставления лаврских старцев. Окончил начальное училище, занимался с домашними учителями. 26 авг. 1906 г. поступил послушником в саратовский Спасо-Преображенский муж. мон-рь, где ранее работал по воскресным дням трудником. Был определен на послушание портного в приписной к Спасо-Преображенскому монастырю Свято-Алексиевский скит близ архиерейской дачи (ныне территория Свято-Алексиевского жен. мон-ря). Вскоре своим трудолюбием, смирением и житейской мудростью привлек к себе внимание настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря Саратовского еп. сщмч. Ермогена (Долганёва) , который взял его под свое духовное окормление и совершил его монашеский постриг с именем в честь свт. Николая Чудотворца. Через нек-рое время Н. стал известен в Саратове как молитвенник и прозорливый печальник о самых сокровенных сердечных чаяниях. После увольнения в янв. 1912 г. еп. Ермогена на покой и заточения его в Жировицкий Успенский мон-рь Гродненской епархии Н., как человек, близкий по взглядам к опальному архиерею, был обвинен новым епархиальным начальством в «лжестарчестве», сборе подношений от состоятельных горожан, общении с иноверцами и инославными. В это время он заболел воспалением легких и неск. месяцев провел в монастырской больнице. По возвращении в скит ему было запрещено общение с мирянами. Прислуживал в Воскресенской кладбищенской ц. Саратова, собирал милостыню для скита. При занявшем Саратовскую кафедру в 1914 г. Палладии (Добронравове) Н. вновь стал нести подвиг старчества. 10 нояб. 1915 г. он был рукоположен еп. Палладием во иерея и назначен духовником в саратовскую Киновию - храм Страстей Господних, приписанный к Спасо-Преображенскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/2566004.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ) († 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время ) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского . Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II . Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы , казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы ) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II.

http://pravenc.ru/text/182117.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010