Глава 10. Хлопоты Московского правительства о восстановлении Паисия александрийского и Макария антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида Заявление Никона, что приехавшие в Москву восточные патриархи Паисий александрийский и Макарий антиохийский не настоящие патриархи, а отставные. Справедливость этого заявления Никона. Хлопоты нашего правительства о возвращении Паисию и Макарию отнятых у них патриарших кафедр. Отправка с этою целью в Константинополь послов Нестерова и Вахрамеева. Переговоры по этому поводу послов с турецким правительством, увенчавшиеся полным успехом. Хлопоты нашего правительства пред константинопольским и иерусалимским патриархами о восстановлении Паисия и Макария на их патриарших кафедрах и о признании Константинопольскою церковью деяний Московского собора 1667 года. Истинный характер отношений патриархов Паисия и Макария к нашему правительству, сказавшийся как в мотивах их поездки в Москву, так и в их последующих обращениях к государю, Паисий Лигарид был запрещенный архиерей. Неудачные хлопоты государя добыть от иерусалимского патриарха разрешение Лигариду, который так и умер неразрешенным. Восточные патриархи произвели в Москве суд над патриархом Никоном , суд над старообрядцами и всей русскою церковною стариною, сделали свои авторитетные постановления относительно разных сторон русской церковной жизни в видах ее успокоения, водворения в ней более лучших и совершеннейших порядков и, получив за свои труды довольную милостыню, направились в обратный путь. Дело, соборно совершенное ими в Москве, казалось во всех отношениях вполне прочным, не вызывающим каких-либо сомнений и недоумений, так как все сомнительное патриархами было разъяснено, колебавшееся прочно установлено. Наше правительство, как светское, так и духовное, могло теперь успокоиться относительно мирного течения нашей церковной жизни, ему оставалось только практически проводить в жизнь то, что было постановлено на соборе. Но все это только казалось. В действительности же нашему правительству приходилось пережить по поводу уже закончившегося собора много беспокойств и волнений, пришлось употребить особые хлопоты даже перед самим турецким султаном, чтобы спасти собор 1667 года от зазора и нареканий со стороны. Дело тут заключалось в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Остаётся только молиться о прекращении безумия» По словам митрополита Клинского Леонида, любые судебные решения Александрийского Патриархата относительно иерархов и клириков Русской Церкви канонически ничтожны 24.11.2022 759 Время на чтение 5 минут Фото: Интерфакс-Религия Новый виток напряженности в межправославных отношениях наступил на днях, когда Синод Александрийского Патриархата решил «низложить» митрополита Клинского Леонида – главу патриаршего экзархата Русской Православной Церкви в Африке, которая до недавних пор считалась канонической территорией Александрийской Церкви. После того, как Патриарх Феодор признал украинский раскол, в адрес РПЦ начали поступать многочисленные обращения африканских клириков, не согласных с позицией своего Патриарха и желающих перейти в Русскую Церковь. Именно эти священники первыми вошли в образованный в декабре 2021 года африканский экзархат. АПЦ так и не удалось добиться отзыва русских миссионеров с континента, поэтому Синод в Каире решил по-своему наказать патриаршего экзарха. В интервью порталу «Интерфакс-Религия» митрополит Леонид поделился своими мыслями по поводу происходящего. В грекоязычных СМИ прошла информация о том, что 22 ноября Синод Александрийской Православной Церкви лишил митрополита Леонида епископского сана. «На моей работе это не отразится от слова " совсем " . Эти розовые греческие мечты идут в последнее время в одном тренде с заявлениями ведущих западных политиков мирового уровня, когда гинеколог " строит " и возглавляет Совет Европы, домохозяйка командует армией и прочее. Лишить меня сана может только та Церковь, в которой я несу своё служение», - сказал владыка. «Притом заметим, что в решении Синода АПЦ нет ссылок на каноны, просто зафиксированы мои деяния, от которых я и не отказываюсь. После того, как греческая церковь уклонилась в раскол вслед за стамбульским патриархом Варфоломеем, африканская паства попросила канонического убежища в лоне Русской Православной Церкви, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял под свой омофор тех, кто следует путям Христовым и не желает запятнать себя общением с раскольниками и предателями. Чтобы более предметно объяснить нашим читателям произошедшее, приведем пример, что это всё равно, как если бы президент России своим указом уволил министра обороны Великобритании. Хотя я был бы рад таким полномочиям Владимира Владимировича. Остаётся только молиться о прекращении безумия, учиняемого александрийскими иерархами», - продолжил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/24/os...

Закрыть itemscope itemtype="" > РПЦ в Африке: отсюда мы уже не уйдём Но так ли эти позиции канонически сильны? 05.01.2022 729 Время на чтение 10 минут Источник: ФСК Фото ФСК   Наконец, мы дождались того, к чему  так настоятельно призывал  сайт  ФСК в материалах, посвящённых положению с Патриархатом Александрийским и всей Африки. Правда, главного, увы, так и не случилось. Решением Священного синода Московского патриархата от 29 декабря 2021 года  образован Африканский экзархат . Это явилось ответом на вероломные антиканонические действия патриарха Александрийского Феодора (молчаливо поддержанные местным епископатом) по признанию т.н. «Православной церкви Украины » (ПЦУ). Кто рассеет египетскую тьму Синод постановил принять в юрисдикцию Русской церкви 102 африканских священника, которые обратились к Московскому патриарху с соответствующим прошением. Для них учреждён Патриарший экзархат Африки во главе с митрополитом Клинским Леонидом (Горбачёвым). Он состоит из двух епархий: Северо-Африканской с центром в Каире и Южно-Африканской с центром в Йоханнесбурге. Сергиево-Радонежский кафедральный храм Южно-Африканской епархии РПЦ уже окружён русскими берёзками Первая охватывает 31 страну, вторая – 23. Разделение между территориями – примерно по экватору. То есть следует ожидать назначения ещё двух епископов. Будут ли эти архиереи также из числа африканских? Надежд на это мало. 32 из 37 епископов впавшего в Варфоломееву ересь Александрийского патриархата (АП) – греки, выходцы из Греции и Кипра, которые, как правило,  живут на родине  и лишь изредка совершают «пастырские визиты» к пасомым. «Греческая миссия в Африке это уже давно одна большая потёмкинская деревня, –  сообщает  бывавший на Чёрном континенте миссионер о. Георгий Максимов. –  Реальность ужасающе иная. Верующие массово уходят, священники уходят, многие приходы закрываются, а те, что есть, зачастую влачат жалкое существование. Православие угасает в Африке… Особенно ситуация ухудшилась при патриархе Феодоре… Эта потемкинская деревня выстроена прежде всего для греков из Греции и Кипра, чтобы собирать с них пожертвования " на африканскую миссию " ».

http://ruskline.ru/opp/2022/01/05/rpc_v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Стирается грань между Церковью и расколом» Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей 06.12.2019 2499 Время на чтение 5 минут Сегодня в резиденции Предстоятеля УПЦ МП на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры началось последнее в 2019 году заседание Священного Синода Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Заседание возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Донецки й и Мариупольский Иларион, митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Лугански й и Алчевский Митрофан, секретарь Священного Синода УПЦ МП, управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Священный Синод, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявил : «Вынуждены констатировать, что в результате антиканонических действий Константинопольского Патриархата в Украине, а также в связи с принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской Православных Церквей раскольнической " Православной Церкви Украины " , ситуация в мировом Православии значительно ухудшилась, и разделение между Поместными Православными Церквами углубилось не только на административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах. Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским Патриархатами, но касается всего мирового Православия — всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой. Эта проблема имеет не административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которого никогда не знала Православная Церковь, и фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Церкви Христовой в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц, не имеющих священного сана, что является кощунством и надругательством над Евхаристией.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/06/st...

Затем, о. Булгаков совершенно неверно заявляет, что вопрос о моно или дифелитстве был не готов к богословскому разрешению на VI Вселенском Соборе. Он был готов к своему разрешению еще на IV Вселенском Соборе и в предшествующее ему время, так как на сем уже Соборе были чтения выдержек из святоотеческих творений, которые ясно свидетельствовали, что если Христос имеет два естества, то Он имеет и две воли и два действования. Ведь на IV Вселенском Соборе читалось послание св. Льва, папы Римского , к Архиеп. Константинопольскому Флавиану, в котором находились следующие слова: «каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти» 1427 . Читались на этом Соборе подобные свидетельства не только о двух естествах, но и о двух волях и действиях из творений и других св. отцов Церкви. Например: бл. Аттика, Еп. Константинопольского 1428 , Илария 1429 , Амвросия Медиоланского 1430 и Амфилохия, Еп. Иконийского 1431 . Очень много святоотеческих свидетельств о двух волях и действиях Христа было приведено на VI Вселенском Соборе, в особенности, если мы будем иметь в виду прочитанное здесь послание папы Римского Агафона. Здесь приведены были выдержки из учения св. отцов Церкви; Афанасия Александрийского , Амвросия Медиоланского , бл. Августина, Льва, папы Римского, Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Кирилла Александрийского и Дионисия Ареопагита 1432 . Читались на VI Вселенском Соборе и другие выдержки из святоотеческих творений о двух волях и действиях во Христе, которые не содержались в указанном послании папы Агофона 1433 . Очень хорошо это учение было изложено и в послании знаменитого борца за православие Патриарха Иерусалимского св. Софрония к Константинопольскому Патриарху – монофелиту Сергию 1434 . Это послание в особенности могло быть спасительным для ересиарха Макария Антиохийского, ибо здесь указывается истинный смысл богомужного действия, которого он не понимал 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР подготавливаемый правосл. сообществом Собор всех правосл. Церквей. Общий Собор правосл. Церквей не проводился со времени VII Вселенского Собора 787 г., хотя известны Соборы с участием представителей неск. или даже всех Поместных Церквей, напр. Ясский (1642), Московский (1666-1667), Иерусалимский (1672), К-польский (1691) и др. Особенно представительным был К-польский Собор в храме Св. Софии (879), в к-ром участвовали Предстоятели 5 Церквей, в т. ч. Римской. Однако эти Соборы не имели статуса всеправославных. В XX в. также предпринимались попытки собрать представителей всех правосл. Церквей. Так, в 1923 г. в К-поле состоялся «Всеправославный конгресс» , однако название этого совещания всеправославным не может быть принято, т. к. в его работе не участвовали представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и большинства др. Поместных Церквей. К-польский Патриархат предложил созвать в 1925 г. в Иерусалиме в 1600-ю годовщину I Вселенского Собора Вселенский Собор «для рассмотрения разных вопросов первостепенной важности, разрешение которых является спешным и абсолютно необходимым». Поместные Православные Церкви, приветствуя саму идею Собора, после тщательного изучения предложенных вопросов заявили о необходимости созвать прежде Предсобор из представителей всех автокефальных правосл. Церквей. По этому предложению 8-23 июня 1930 г. на Афоне, в Ватопедском мон-ре, заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, к-рая составила список тем и предложила обсудить их на Предсоборе в июне 1932 г. в том же Ватопедском мон-ре (не состоялся). В работе комиссии приняли участие Предстоятели К-польской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Кипрскую Церковь представляла К-польская Церковь, Элладской и Польской Православных Церквей. Из 32 тем, определенных Межправославной подготовительной комиссией, после обсуждения осталось 16, собранных в единый каталог, к-рый был впосл. использован на I Всеправославном совещании. 1-й и основной в каталоге значилась тема о положении в РПЦ. Представители РПЦ в работе Межправославной подготовительной комиссии участия не принимали: К-польский Патриарх Фотий II направил 6 мая 1930 г. письмо 844) одновременно на имя митр. Нижегородского Сергия (Страгородского) и на имя главы «Живой церкви» «митр. Московского» Вениамина (Муратовского) . Приглашение на совещание обновленцев сделало невозможным участие в работе комиссии представителей иерархии канонической РПЦ.

http://pravenc.ru/text/155530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМН II [Домнин I], еп. Антиохийский (441/2-449). Племянник и преемник еп. Иоанна I (428-441/2). Воспитывался в Палестине под рук. знаменитого подвижника прп. Евфимия Великого в его лавре. В 429 г., во время посещения лавры свт. Ювеналием Иерусалимским, Д. был рукоположен им в сан диакона. 2 года спустя, как известно из Жития прп. Евфимия, Д. умолял своего наставника отпустить его в Антиохию, поскольку узнал, что его дядя вовлечен в несторианство и его нужно вернуть к истинной вере. Прп. Евфимий, зная слабость характера своего ученика, тщетно убеждал его остаться, предсказывая ему трагическую судьбу, но Д. не внял наставлениям подвижника и ушел, даже не попрощавшись. В Антиохии после смерти дяди Д. был избран его преемником на кафедре. Из-за напряженных отношений, существовавших со времени еп. Иоанна I между Антиохийской и Александрийской кафедрами, Д. был вынужден в церковно-политических и догматических вопросах противостоять Диоскору (444-451), преемнику свт. Кирилла Александрийского. Одним из важных церковно-адм. дел, решенных Д., было дело Афанасия, еп. Перрского, обвиненного клириками в расхищении священных сосудов. Сначала Д. приказал провести расследование Панолвию, митр. Иерапольскому, к-рый 3 раза приглашал Афанасия явиться в суд, однако последний скрывался близ г. Самосата и, согласно канонам, был низложен за неявку. Вскоре благодаря вмешательству святителей Кирилла Александрийского и Прокла К-польского (434-446) Афанасий был восстановлен, но на него были поданы новые жалобы, для рассмотрения к-рых Д. собрал в 445 г. в Антиохии Поместный Собор. Афанасию было приказано явиться на заседание, однако вместо этого он вновь покинул свою кафедру и уехал в К-поль, в результате чего был окончательно низложен и замещен Савинианом. Вскоре после этого скончался Эмесский еп. Помпиан. Неск. епископов пров. Финикия Вторая избрали новым епископом некоего Петра, другие же избрали Урания. Кандидатура Урания была одобрена Д. и Феодоритом , еп. Кирским.

http://pravenc.ru/text/178864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР СТРАННОПРИИМЕЦ [греч. Ισδωρος Ξενοδχος], прп. (пам. визант. 21 дек.; пам. зап. 15 янв.), пресв. Александрийский (IV в.). Основным источником сведений об И. С. являются «Лавсаик» и «Диалог с Феодором, римским диаконом, о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского», написанные Палладием , еп. Еленопольским. Палладий познакомился с И. С., управлявшим странноприимным домом («пресвитер Исидор, странноприимец Александрийской Церкви»), в 388 г. в Александрии. И. С. происходил из богатого семейства, но раздал все свое имущество бедным, препоручил сестер Христу, после чего удалился в Нитрийскую пустыню, где прожил много лет, ведя отшельнический образ жизни. Спустя неск. лет Палладий посетил в Нитрии келлию, где ранее подвизался И. С. По свидетельству Палладия, И. С. отличался кротостью, человеколюбием, хорошо знал Свящ. Писание и церковные догматы. Несмотря на тучность, И. С. был крайне воздержан в пище. Палладий видел, как И. С. плакал во время общей трапезы и, спросив И. С. о причине его слез, узнал, что И. С. стыдится вкушать обычную пищу после открытой ему в видениях нетленной снеди, к-рой насыщаются души в раю ( Palladius. Lausiac. § 1). В 341 г. И. С. сопровождал в Рим свт. Афанасия I Великого , рукоположившего его во пресвитеры. Эта поездка относится ко времени 2-го изгнания свт. Афанасия, длившегося до 346 г. Видимо, вместе с ним И. С. возвратился в Египет. В «Лавсаике» говорится, что 2-й раз И. С. побывал в Риме в 384 г. вместе с еп. Димитрием. Как уточняет Сократ Схоластик , он был послан Александрийским архиеп. Феофилом I (384-412) для примирения папы Дамаса I со свт. Флавианом I , архиеп. Антиохийским ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 15). Из «Диалога... о житии Иоанна Златоуста» следует, что эта миссия была предпринята после поездки И. С. в Антиохию, откуда он вернулся с Акакием Беройским и привез общительные грамоты архиеп. Феофилу от архиеп. Флавиана. Общение Александрийской и Антиохийской кафедр было нарушено в 362 г., когда свт.

http://pravenc.ru/text/674920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вмч. Мина. Фреска ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани. 1263–1268 гг. [Греч. Μηνς; копт. ] († кон. III в.), вмч. Фригийский (Котуанский) или Египетский, чудотворец (пам. 11 нояб.). Источники о М. дошли на греческом, коптском, латинском, древненубийском (Lond. Brit. Lib. Orient. 6805, IX-X вв.; факсимильное изд.: Budge. 1909), эфиопском (изд. и англ. пер. см.: Ibid. P. 39-75), арабском (изд. и нем. пер.: Jaritz. 1993; см. также: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 510-511), армянском (BHO, N 745, 748-750) и сирийском (см.: Miedema. 1913. P. 29) языках; мн. тексты до сих пор не опубликованы. Не до конца ясно, на каком языке был составлен первоисточник - на греческом или коптском, но очевидно, что эти 2 традиции являлись основополагающими для всех остальных. Наиболее важные копт. источники (древнейшие рукописи IX в.: NY Morgan. 575, 585, 590) - Мученичество, Энкомий, приписываемый Иоанну Александрийскому (возможно, копт. патриарх Иоанн IV (775-799)), и Чудеса. На греч. языке сохранились 3 редакции Мученичества М. (BHG, N 1250-1254k), Сказание об обретении мощей и чудесах (BHG, N 1254m), Панегирик (BHG, N 1255) и сборники Чудес (BHG, N 1256-1269e; издание по рукописи XI в. из Московской синодальной б-ки (ГИМ. Син. греч. 161(379)), где авторство приписывается Тимофею Александрийскому (Тимофей I или Тимофей II Элур) - Помяловский. 1900). Прп. Роман Сладкопевец составил гимн в честь М., который можно назвать Мученичеством в стихах ( Delehaye. 1910. P. 121). По мнению исследователей, все греч. версии Мученичества М., включая гимн Романа Сладкопевца, восходят к более раннему утраченному греческому оригиналу, автор которого взял за основу Похвальное слово, посвященное мч. Гордию (BHG, N 703) и составленное свт. Василием Великим (см.: Franchi de " Cavalieri P. Osservazioni sulle leggende dei SS. martiri Mena e Trifone// Idem. Hagiographica. R., 1908. P. 9-23. (ST; 19)). Греческое Мученичество М. (BHG, N 1250) было переведено на лат. язык нем. картузианцем Л. Сурием (1522-1578) и вошло в составленный им сборник Житий святых (De probatis Sanctorum historiis/Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1575. T. 6. P. 239-242); там же содержится лат. перевод Чудес М. (Ibid. P. 242-247). Существуют еще неск. редакций Мученичества М. на лат. языке, одна из к-рых была опубликована Б. Момбрицио (BHL, N 5921), 2 другие остаются неизданными (BHL, N 5922-5923). Мученичество

http://pravenc.ru/text/2563238.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010