Состоялась братская беседа Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором 24 января 2012 г. 16:03 24 января 2012 года в Патриаршей резиденции в  Даниловом монастыре  прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II . Предстоятель  Александрийской Церкви  прибыл в Москву по приглашению Его Святейшества для участия в церемонии вручения премии имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». Блаженнейший Патриарх Феодор  стал лауреатом премии  за 2011 год. Во встрече также приняли участие председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , представитель Александрийского Патриархата при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , генеральный секретарь Священного Синода Александрийского Патриархата архимандрит Пантелеимон (Арафимос), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Асмус. Предстоятель Русской Православной Церкви тепло приветствовал Блаженнейшего Патриарха Феодора и подчеркнул важность его трудов, отмеченных премией Международного фонда единства православных народов : «Вы, как никто другой сегодня, трудитесь для пастырского окормления православных людей в 54 странах Африки, созидая тем самым единство Православной Церкви на огромном Африканском континенте. Вы вносите свой особый, важный вклад в единство всего Православия как Предстоятель второй по диптиху Православной Церкви. Александрийская Церковь, история которой восходит к апостолу Марку, сегодня, как и в древности, играет важную роль в общеправославных делах».

http://patriarchia.ru/db/text/1976497.ht...

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Александрийской Православной Церкви 25 июля 2013 г. 15:17 25 июля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с  Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором . Встреча прошла в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Свято-Даниловом монастыре . Предстоятели  Александрийской  и Русской Православных Церквей проследовали в крестовый храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. Здесь, обратившись к гостю с приветственным словом, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Мы не только почитаем Ваш высокий сан, но и очень любим Вас как человека, с открытым сердцем относящегося к нашей Церкви и к нашему народу. Я внимательно слежу за Вашими путешествиями, а также вижу, как Вы общаетесь с дипломатами, даже посещаете российские военные корабли. Все это говорит о том, что и наш народ, который проживает в Африке, воспринимает Вас как своего архипастыря, любит вас, чему способствует Ваше знание русского языка, любовь к нашей стране и русскому народу». Блаженнейший Патриарх поблагодарил за теплое гостеприимство и добрые слова, подчеркнув: «Мое сердце всегда находится рядом с Вами, в своих миссионерских поездках и трудах я всегда чувствую Вашу любовь и молитвенную поддержку. Я рад находиться ныне рядом с возлюбленным братом Кириллом, с которым мы знакомы уже много лет». Блаженнейший Владыка пожелал Русской Церкви, которая, по его свидетельству, «всегда с теплотой и любовью относится к Церкви Александрийской», многих благ от Господа. Далее в Тронном зале Патриаршей резиденции состоялось братское общение Предстоятелей Александрийской и Русской Церквей. Во встрече также приняли участие сопровождавшие Блаженнейшего Патриарха Феодора глава Представительства Александрийского Патриархата в Москве  митрополит Киринский Афанасий  и архимандрит Мелетий (Куманис), руководитель личного секретариата Патриарха Александрийского. Со стороны Русской Православной Церкви участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.

http://patriarchia.ru/db/text/3128044.ht...

9-е Святого Кирилла, архиепископа Александрийского Кирилл, родом Египтянин, племянник патриарха Александрийского Феофила, родился во второй половине IV столетия, получил замечательное образование, почерпнутое им преимущественно, как он сам говорит, из учения писаний древних учителей, причём ему хорошо были известны и языческие писатели’. Довольно долго жил он с иноками в Нитрийской пустыне – под руководством благочестивого старца Серапиона. Потом был вызван в Александрию дядей своим патриархом Феофилом, и поставлен им в диаконы; продолжал своё духовное образование под руководством дяди; был с ним в 404-м году на соборе, осудившем святого Златоуста (и, к сожалению, долго ещё оставался предубеждённым против этого святителя под влиянием враждебных отношений к нему Феофила 72 . Ещё при жизни Феофила Кирилл успел приобрести общее уважение безукоризненною строгостью своей жизни и прославился, как красноречивый проповедник; поэтому, по смерти Феофила, в 412 г. был избран преемником своего дяди на патриаршем престоле Александрийском и вскоре оказался одним из самых влиятельных деятелей своего века, в особенности в делах Востока. В это время Церковь страдала от различных ересей; великие испытания предстояли в борьбе с представителями этих разнообразных ересей, между которыми иные пользовались большой силой, опираясь на сочувствие к значительно распространённым лжеучениям. Кирилл выступил твёрдым и неуклонным до конца жизни борцом за православие. Первым делом его было изгнание из Александрии новатиан 73 , но так как они были значительно распространены в этом городе, то эта мера возбудила против Кирилла многочисленных врагов. Число их ещё увеличилось, когда он прибегнул и к другой крутой мере против Евреев, а именно – за произведённое ими в городе ночью смущение, среди которого они погубили множество христиан, Кирилл осудил иных на смерть, иных – на изгнание и конфискацию имущества. Этим восстановил он против себя и начальника города – Ореста, державшего сторону Иудеев, и он открыто стал действовать против патриарха; подал даже на него жалобу императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вязьма. Церковь Афанасия Великого. Церковь Афанасия, патриарха Александрийского /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Афанасьевский (Никитский) храм. Место, где некогда возвышался Афанасьевский, более известный в народе как Никитский храм, высокий холм на левом берегу у излучины реки Вязьмы, можно считать местом древнейшего поселения наших предков в центральной части города. Деревянный храм здесь стоял с незапамятных времен, а в 1744 году подьячий Вяземской Воеводской Канцелярии Спиридон Леонтьев на свои средства на месте деревянного храма построил каменный храм во имя Святого Афанасия Александрийского с приделом во имя великомученика Никиты. В 1894 году на средства мещанина Василия Яковлевича Чемизинова и других прихожан устроен холодный придел во имя святого великомученика Пантелеймона. В храме находилась особенно почитаемая вязьмичами деревянная резная икона святого великомученика Никиты. Насколько прихожане Никитского храма были стойкими в своей вере и любили свой храм говорят события 1929 года, когда властями была предпринята кампания закрытия приходов и храмов. В общине Никитского храма оказалось менее всего, в сравнении с другими приходами, граждан, давших согласие на закрытие храма - 24, а отказавшихся 94, хотя им грозило суровое по тем временам наказание - " лишение прав " , что почти всегда затем вело к ухудшению их жизни, а часто и к ссылке. Храм сильно пострадал во время войны, а в послевоенные годы был разобран. На месте храма был построено здание городского комитета коммунистической партии, в котором впоследствии размещались различные административные учреждения. Сохранились лишь небольшая часть ограды. Иеромонах Даниил (Сычев) «Вязьма. Очерки истории», Москва, 1997 г. Афанасьевская церковь (Никитская тож) каменная, устроена ктитором вяземской воеводской канцелярии подьячим Спиридоном Леонтьевым с приходскими людьми в 1744 г. Престолов в нем первоначально было два: главный холодный - во имя св. Афанасия Александрийского (праздн. 18 янв. и 2 мая), придельный теплый - во имя св. вмч. Никиты (15 сент.).

http://sobory.ru/article/?object=34508

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II (†14.02.380), архиеп. Александрии (май 373, 30 мая 378 - 14 февр. 380); 21-й в списке предстоятелей Александрийской Православной Церкви . По смерти свт. Афанасия I Великого (2 мая 373) П. стал архиепископом. О жизни П. до этого момента известно мало; он был воспитанником Афанасия и разделял с ним мн. труды ( Basil. Magn. Ep. 133; Theodoret. Hist. eccl. IV 20). В 347 г. через П. вожди ариан Валент и Урсакий передали письмо свт. Афанасию о желании быть с ним в мире. Афанасий, восстановленный на Александрийской кафедре, вернулся из Италии в Египет ( Athanas. Alex. Hist. arian. 26). За 5 дней до своей кончины свт. Афанасий по требованию паствы, чтобы обеспечить мирное преемство, назначил П. своим преемником ( Greg. Nazianz. Or. 25. 12) и принимал участие в его рукоположении 27 апр. 373 г. (Histoire «acephale». 1985. 5.14). Однако П. не имел того авторитета, которым обладал свт. Афанасий. Пользуясь этим, арианский еп. Александрии Лукий , открыто не претендовавший на управление Церковью, решил захватить власть. Он подкупил префекта Египта язычника Палладия и приказал, чтобы его люди окружили ц. св. Феоны и вывели П. из храма силой. В городе также были организованы массовые выступления против П., в которых активно принимали участие иудеи и язычники. Последние устроили бесчинства в ц. св. Феоны, в результате клирики П. были изгнаны оттуда ( Greg. Nazianz. Or. 25.12; Theodoret. Hist. eccl. IV 22). В «Церковной истории» Феодорита Кирского сохранился отрывок из послания П. об этих и последующих событиях. После временного заключения П. под стражу ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 21) прибывший из Антиохии комит Магн передал Лукию все имущество Александрийской Церкви и стал активно склонять клириков и монахов к вступлению в общение с Лукием. Но паства сопротивлялась, и 19 александрийских клириков были сосланы Магном в Гелиополь Финикийский (Баальбек), еще 11 егип. епископов - в Диокесарию Палестинскую, ряд мирян и монахов - на рудники.

http://pravenc.ru/text/2580328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР [греч. Αλξανδρος - отражающий мужей] (ок. 250 - апр. 326 или 328), свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.), архиеп. (Патриарх) Александрийский (на кафедре с 312). А. был одним из наиболее заметных членов александрийского клира в правление Петра Александрийского (300-311), после кончины к-рого на кафедру был избран свт. Ахилл , проживший после этого всего неск. месяцев. В то время в Александрии стало весьма заметно влияние пресв. Ария и его партии, сказавшееся при выборах следующего архиепископа. Согласно Филосторгию , А. был избран при поддержке Ария, но блж. Феодорит утверждает, что ересиарх выставил др. кандидата. И А., и Арий были образованными богословами и диалектиками: архиепископ стоял на позициях ново-александрийского богословия (см. Александрийская школа ), Арий же был близок традициям Антиохийской школы . Поначалу А. пытался воздействовать уговорами и отвратить Ария от богословских новшеств, но безуспешно. К 319 г. произошел решительный разрыв: Арий и его сторонники открыто выступили против архиепископа. В ответ А. назначил диспуты по спорным вопросам, к-рые ни к чему не привели, и ок. 320/21 г. в Александрии состоялся Собор с участием ок. 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя. Соборным постановлением Арий был осужден, лишен сана и вместе со своими сторонниками (2 епископа, 6 пресвитеров и 6 диаконов) выслан из города. Вскоре Арий покинул Египет и нашел прибежище у Евсевия Никомидийского. Вослед ему А. разослал восточным епископам десятки писем с предупреждениями об опасности распространения ереси. Во время войны Константина I Великого с Лицинием (323-324) Арий вернулся в Египет, где продолжал беспокоить архиепископа и смущать народ. По просьбе А. папа Сильвестр направил в Александрию еп. Кордубского Осию , к-рый привез с собой послание Константина с увещаниями прекратить вражду. На Соборе в Александрии (324) Осия помогал А. в устроении дел Патриархата и отлучил некоего Колуфа, незаконно присвоившего себе право епископского рукоположения. Однако искоренить арианство тогда не удалось.

http://pravenc.ru/text/64056.html

Священник Георгий Максимов: «Ответ Патриарху Александрийскому Феодору» 19.02.2022 17:53:19 Ответ Патриарху Александрийскому Феодору   Уже более двух недель я нахожусь в Африке, по благословению Священноначалия посещая местные общины Русской Православной Церкви. Примерно столько же здесь находится и протоиерей Андрей Новиков с той же миссией. Как оказалось, наши скромные усилия привлекли внимание многих людей. Так, на днях из СМИ я узнал о том, что Александрийский Патриарх Феодор «в последний раз обратился» ко мне и к о. Андрею Новикову с призывом «вернуться к церковному строю, соблюдая каноническое право Церкви, и немедленно прекратить службы с прихожанами» в Африке. И даже угрожает нам церковными наказаниями в случае, если мы не послушаемся Я, конечно, тронут таким вниманием, но при этом и удивлен. Потому что согласно каноническому праву Церкви Патриарх Феодор не может официально обращаться к нам с о. Андреем, минуя наше Священноначалие. И тем более он не может нам ничем угрожать и никаких мер принимать в отношении нас, как клириков другой Церкви. Если у Патриарха Феодора есть какие-то вопросы относительно моей и о. Андрея деятельности, он может обратиться к митрополиту Клинскому Леониду, по благословению которого мы приехали в Африку, или же к Святейшему Патриарху Кириллу, экзархом которого является митрополит Леонид. Это тем более легко сделать, если учесть, что их обоих Патриарх Феодор знает лично много лет. Однако же обращаться к ним он избегает, и нетрудно догадаться, почему. Всегда стыдно смотреть в глаза тому, кого предал. Гораздо проще в кругу своих клириков разыгрывать представление, как будто эти русские священники приехали в Африку сами по себе. Еще более удивительно было для меня увидеть то, что Патриарх Феодор обвиняет нас с о. Андреем в нарушении 2 правила Антиохийского собора. Напомню текст правила: «Да не будет позволено иметь общение с отлученными от общения… Если же кто из епископов или пресвитеров… окажется сообщающимся с отлученным от общения, да будет и сам вне общения церковного».

http://radonezh.ru/2022/02/19/svyashchen...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Память 9 июня Великий учитель церковный – святой Кирилл александрийский был родом из самой Александрии. Он происходил от благородных родителей – христиан и был по матери племянником известного Феофила, патриарха александрийского 3737 . Воспитание Кирилл получил по тому времени очень блестящее: он в совершенстве изучил всю светскую еллинскую мудрость, а также хорошо изучил божественные писания и христианское вероучение. Дядя Кирилла, патриарх Феофил, видя блестящие способности и целомудренный образ жизни племянника, причислил его к своему клиру, поставив молодого Кирилла архидиаконом. И вот святой Кирилл был как благоуханный цветок, насажденный в церковном вертограде, цветущий возвышенной чистотой и облагоухающий богомудрым учением Христову Церковь . По смерти Феофила, блаженный Кирилл единогласно был избран на патриарший престол 3738 и, став патриархом, немедленно удалил из города еретиков, называвшихся новацианами, которые были похожи на фарисеев, оправдывавших себя в глазах людей и утверждавших, будто они чисты и праведны и непричастны никакому греху. В знак якобы непорочной своей жизни новациане носили белые одежды и учили, что человека, впавшего после крещения в смертный грех, не следует принимать в церковное общение. Не может быть – утверждали они – прощения смертному греху такого человека, и только вторичным крещением можно омыть грех его. Эта ересь произошла от Новациана, который в правление императора Декия 3739 был пресвитером в Риме и, после мученической кончины папы Фабиана 3740 , стремился к получению папского престола 3741 . Но, несмотря на все происки, ему не удалось достигнуть желаемого, и на папский престол был избран блаженный Корнилий 3742 . Завидуя Корнилию, Новациан стал строить ему ковы и во всем противился ему. В то время Церковь испытывала жестокое гонение со стороны язычников 3743 , и многие из верующих, боясь жестоких мучений, малодушно принесли жертвы идолам, а затем, приходя с покаянием, со слезами исповедовали грех свой. Видя их покаяние, святой папа Корнилий принимал их снова в общение со святой Церковью, подобно тому, как Христос принял горько плакавшего Петра. Между тем пресвитер Новациан противился папе, утверждая, что недостойно находиться в ограде Церкви Христовой тем, которые, отрекшись от Христа, принесли жертву бесам 3744 . При этом он произносил хуления на святого папу, выставляя его сообщником идолопоклонников. Сам же он прервал с ним общение и, найдя себе некоторых единомышленников, сделался вторым папою в Риме 3745 : Так возник раскол Новациана 3746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность 05.12.2013 466 Время на чтение 41 минут Доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин посвятил свою статью личности и деятельности представителя Константинопольской Церкви в СССР архимандрита Василия (Димопуло). Данный материал является докладом, представленным на XII Кадашевских чтениях « Москва и Россия: между прошлым и будущим» (Москва, 13-14 декабря 2012 г.). В многовековую историю непростых взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей 1920-1930-е гг. вошли как один из самых мрачных периодов. Важную роль в этом сыграл представитель Константинополя в СССР архимандрит Василий (Димопуло). Автор не располагает данными о начальной биографии будущего архимандрита Василия. Известно, что в Москве он появился в качестве спутника своего дяди и предшественника на посту представителя Константинопольского Патриарха архимандрита Иакова. В ноябре 1917 г., в день интронизации Святейшего Патриарха Тихона, этот архимандрит (дядя) произнес по-восточному цветистую приветственную речь. «Мы, скромные представители святейших Церквей Востока, с которого воссиял спасительный свет Христовой веры, преисполнены радости от того, что на нашу долю выпало редкое счастье лично присутствовать и быть, так сказать, свидетелями великого события [...]. Ты будешь иметь [...] братскую помощь и любовь маститых Святейших Патриархов Востока», - торжественно обещал тогда Патриарху Тихону архимандрит Иаков . Обещания грека стоили недорого. Уже в августе 1922 г. архимандрит Иаков присутствовал в качестве почетного члена президиума на съезде обновленческой «Живой Церкви» в Москве, на котором было выдвинуто требование «лишения священного сана патриарха Тихона как главного виновника современной церковной разрухи». Еще одним участником съезда «Живой Церкви» стал другой видный грек - представитель Александрийского Патриарха архимандрит Павел .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Прот. Владимир Воробьев. Наше сотрудничество благословил святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II Первый раз мне довелось увидеть Святейшего Патриарха Илию еще в молодости, во время путешествий по Кавказу. Эти незабываемые горные походы обычно заканчивались переходом с Северного Кавказа через перевал в Сванетию или в Абхазию. Мы, конечно, приходили в сухумский храм и бывали на службах владыки – тогда он был Сухумским и Абхазским епископом, потом митрополитом. В начале 1980-х годов, будучи молодым священником, я сподобился быть в Тбилиси и впервые паломничать по святым местам Грузии. В тот год Грузию посетил Александрийский патриарх Николай VI, и в Сионском храме была замечательная служба патриарха Илии и Александрийского патриарха Николая, дивное пение мужского хора. Потом была служба в Светицховели. Эта поездка стала для меня открытием православной Грузии с ее древнейшей церковной историей и множеством великих святынь. Меня поразили древние грузинские храмы, гениально вписанные в потрясающую природу, их неподражаемая строгая красота. Везде было чарующее грузинское гостеприимство, излучающее ласку и братскую любовь. Тогда не было и намека на какие-либо проблемы между русскими и грузинами. Познакомиться лично со Святейшим Патриархом Илией мне довелось в 1997 году в Америке. Тогда после торжественного богослужения в Свято-Владимирской академии возле Нью-Йорка и приема у митрополита Феодосия была возможность лично побеседовать со Святейшим в обычной обстановке. Меня поразила его простота и доступность. Он вспоминал свое пребывание в Москве, годы студенчества в московских духовных школах. В тот год исполнилось пять лет со дня создания Православного Свято-Тихоновского богословского института (впоследствии – университета, ПСТГУ), заинтересовавшего святейшего владыку. Систематические и тесные контакты Свято-Тихоновского университета с Грузинской церковью стали складываться, когда по благословению патриарха Илии несколько архиереев Грузинской Церкви стали учиться в ПСТГУ. Теперь мои сравнительно частые поездки в Грузию включали посещения патриарха Илии, встречи с грузинскими митрополитами и епископами, со многими деятелями Грузинской Церкви. Святейший владыка удостаивал нас самого теплого общения, непринужденной беседы, живо интересовался жизнью нашего университета и вообще Русской Православной Церкви. Он всегда с любовью отзывался о России и русском православном народе. В период политической напряженности в межгосударственных отношениях Святейший стремился сохранить братскую любовь между православными людьми – представителями разных национальных церквей, духовное единство Вселенской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010