В сем отзыве патриарха есть то доброе, что он не отрицает возможности, по особым уважениям, признать латинское и крещение, и рукоположение, и с тем вместе оправдывает действие Российской церкви, несогласное с прежде изъявленным от него строгим суждением. Здесь архимандриту Антонину следовало бы сказать: если с мельхитами поступлено, χριν οκονομας, то нельзя ли с Иосифом поступить точно также χριν οκονομας? Это было бы краткое, но с тем вместе ясное и самое близкое к цели разговора: от уст твоих сужду тя. Вместо сего, позвав патриарха пред суд догматико-канонический, архимандрит мог вызвать строгий ответ. VII. Впрочем патриарх показал причины, почему не находит возможным поступать с Иосифом по снисхождению. Первая причина: признание Иосифа архиепископом дает случай латинской пропаганде прельщать болгар мыслию, что между двумя церквами нет существенной разности. Кажется, пропаганде стыдно решиться указать на Иосифа, в котором она так жестоко обманулась; но если решится, то может означенною мыслью соблазнять болгар, не имеющих отчетливого знания догматов православной церкви. Другая причина: признание Иосифа дает повод болгарам перебегать в унию, в надежде получения церковных степеней. Сия причина менее сильна. Если пример Иосифа возбуждает сию надежду, то он же и подрывает ее; потому что после него римская иерархия, конечно, не будет так неосторожна, как прежде. VIII. Что патриарх предпочитает не предлагать вопроса о Иосифе на соборное обсуждение, – это очень хорошо потому, что сие обсуждение кончилось бы утверждением строгого мнения патриарха и дело пришло бы в худшее положение, нежели теперь. IX. Что же делать? Не признать ли Иосифа, не смотря на мнение вселенского патриарха? Это было бы для болгар бесполезно; потому что и патриарх, и турецкое правительство не допустило бы его, как орудие, по мнению патриарха, незаконное и как орудие России, прийти и действовать в Болгарии. А для православной церкви это было бы бедственно; потому что произвело бы раздор между Греческою и Российскою церковию. Как Иосиф принадлежал к области патриарха, а не Российского Синода, то патриарх не без права, Иосифа, признанного в России архиепископом, может соборно признать не только не имеющим епископского сана, но и лишенным сана и архимандритского, и священнического.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Возношу молитвы ко Господу, дабы Он упокоил душу новопреставленной рабы Своей игумении Филареты, ввел ее в райские селения, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание , и сотворил ей вечную и блаженную память. С соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Кирила у зв " язку загибеллю людей на в : Послання] Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус : Послання] Молодий настоятель [Стаття] Учасники XI Загальноцерковного з " виступили за розвиток у православних У Центр Кирила на перших зборах духовенства : та звернення] з ключовими словами життя – – життя   Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова Кирила у зв " язку загибеллю людей на в Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной епископа Моравичского Антония Кирила у зв " язку з кончиною голови Верховного суду В.М. у зв " язку з кончиною у зв " язку з кончиною голови Синодального з тюремного Раменського Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной иерарха Болгарской Православной Церкви митрополита Сливенского Иоанникия Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной народного артиста СССР Ю.М. Соломина   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5877877...

1924–31.01(13.02).1925: Яранская (обн.) 31 .01(13.02).1925–1927: Лукояновская (обн.) 1927–: Курганская (обн.) Филарет Линчевский 31 .01(13.02).1910–1921: Черкасская 02(15).02.1923–13(26).05.1932: Чигиринская, в. у. 13(26).05.1932–1933: Винницкая 27 .03(09.04).1934–23.10(05.11).1934: Уманская 23 .10(05.11).1934–06(19).06. 1937: Житомирская Филарет Никольский 20 .03(02.04).1914–24.05(06.06).1916: Астраханская 1919–1921: Куйбышевская 1919–1919: Костромская, в. у. Филарет Раменский 03(?).1923–: Борисовская (обн.) Бобруйская (обн.) Филарет Яцеико 11(24).05.1924–1925: Ахтырская (обн.) 1925–1928: Сумская (обн.) 1928–1929: Черниговская (обн.) 1929–28.05(10.06).1935: Сумская (обн.), паки 11 .1942–1945: Свердловская (обн.) 1946–1949: Крутицкая (обн.) 1946–1946: Московская (обн.), в. у. Филарет 1938–: Можайская (григ.) Филипп Буцило –1923: Николаевская (укр.) Филипп Власов 02(15).05.1923–30.01(12.02).1924: Аксайская (обн.) 30 .01(12.02).1924–1924: Задонская (обн.) 1926–1927: Пятигорская (обн.) 1927–1929: Новороссийская (обн.) 1929–27.11(10.12).1930: Владикавказская (обн.) 12 .1932–03.1935: Ставропольская (на Кавказе) (обн.) Филипп Гарднер 1943–1944: Потсдамская (заруб.) Филипп Гумилевский 29 .11(12.12).1920–1925: Балахнинская 1927–1931: Звенигородская 05 .1927–1931: Московская и Коломенская, в. у. 1936–27.08(09.09).1936: Владимирская Филипп Перов 01(14).11.1920–29.11(12.12).1923: Валуйская 29 .11(12.12).1923–1927: Нижне-Ломовская 29 .11(12.12).1923–1927: Пензенская, в. у. 1927–27.10(09.11).1927: Пензенская 23 .01(05.02).1929–09.1936: Саранская 02(15).01.1937–: Волгоградская Филипп Ставицкий 06(19).08.1916–06(19).10.1920: Аляскинская 06(19).10.1920–31.05(13.06).1928: Смоленская 31 .05(13.06).1928–17(30).08.1933: Астраханская 23 .02(08.03).1937–08.1937: Омская 11 .1943–1943: Иркутская 12 .1943–17(30).10.1947: Астраханская, паки Филофей Нарко 1941–1942: Могилевская, окк, 1942–1944: Минская, окк. Флавиан Иванов (он же: Владимир Иванов, см.) 26 .12(08.01).1944–06(19).10.1949: Краснодарская и Кубанская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

—668— тий, который однако через несколько месяцев бежал в Литву, и московская патриаршая кафедра осталась теперь совсем без патриарха. Так продолжалось слишком семь лет, вплоть до избрания в патриархи Филарета Никитича. Из сделанного беглого исторического обзора перемен в судьбе первых трёх московских патриархов ясно видно, что эти патриархи избирались и низвергались исключительно светской властью, которая, преследуя свои интересы, распоряжалась патриаршей кафедрой по своему усмотрению и произволу, не встречая себе в этом ни малейшего противодействия ни со стороны освященного собора, ни тем более со стороны народа; сам же патриарх решительно не имел никаких средств в своём распоряжении, которыми бы он мог хотя сколько-нибудь, оградить себя от произвола и насилий светской власти. С восшествием на патриарший престол отца государя – Филарета Никитича Романова, патриарх сразу получил огромное значение: он не только бесконтрольно и независимо управлял церковью, но фактически ведал и все дела государственные, нося титул, наравне с царём, великого государя. Но этот блеск и особое значение Филарета Никитича зависели вовсе не от того, что он был патриарх, чтобы теперь за патриаршей властью, как такой, были признаны какие-либо особые, исключительные права и независимость от светской власти, а единственно потому, что он был отцом государя, который во всех делах руководствовался всегда советами и указаниями своего родителя. В действительности же отношения между патриаршей и светской властью и после Филарета Никитича продолжали быть такими же, какими они были и ранее, т.е. патриархи по-прежнему находились в полной зависимости от светской власти, и без её согласия и одобрения не могли сделать ни одного самостоятельного шага, тем более конечно не могли что-либо сделать вопреки её желаниям и настояниям. Два первые преемника Филарета Никитича, патриархи Иоасаф и Иосиф, были избранниками и ставленниками государя, и оба были личностями довольно бесцветными, даже вовсе и не думавшими о какой-то независимости от светской власти, перед которой они чувствовали и сознавали

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Без прокуратура уже не разобраться Впрочем, Филарет не стал дожидаться пробуждения свободы в своих перепуганных чадах, а приступил к производству новой, улучшенной, серии схизматиков, не преминув, как водится, подложить подлянку своим юным оппонентам. Он таки нашел среди раскольничьих «монахов» человека (настоятеля храма в Харьковской области) с фамилией Зеленский и на соборе постановил рукоположить его «во епископы». В ПЦУ не медля, в тот же день и миг, выгнали Зеленского с работы и запретили в служении. Без разбирательств – молниеносно. Знали ли думенковцы в сей миг кровавый на кого, какую фамилию, руку подняли? И какой болью это отзовется соцсетях? «Епифаний запретил Зеленского!» или даже «Порошенковские недобитки из ПЦУ выгнали Зеленского!». Пусть не совсем того, но как звучит! Остряки утверждают, что после новости об изгнании Зеленского патриарх Варфоломей решил было сразу пойти топиться «у ричци глыбокий» (Босфоре), чтобы «стали искать и не скоро нашли». Правдоподобно. А чего он хотел? Управлять нашими расколами – занятие не для слабонервных! Впрочем, Филарет с Зеленским плевать хотели на ПЦУ (тоже горячий заголовок) с ее запретами и репрессиями. «Почетный патриарх» Стамбульской церкви рукоположил двух епископов для своего Киевского патриархата и заявил, что участвовать в руководстве ПЦУ (священном синоде) не намерен, а все приходы Киевского патриархата, как ему подчинялись, так и подчиняются. Епифаний с Зорей собрали свой «синод» и в отместку постановили, что все филаретовцы должны подчиняться Епифанию, ибо Филарет «утратил канонические права» на их управление. Пошли по схеме взаимоотжатия. Будет ли эта коллизия (кто кем руководит и что кому принадлежит) разрешаться в судах или обычными раскольничьими захватами и мордобоем - покажет время. Между делом Филарет сообщил, что слышал, будто епископы кое-где порой получали деньги за участие в порошенковском объединительном соборе, т.е. вся томосная история – коррупционная. От этого сообщения вздрогнули все порохоботы, поскольку известно: коли «товарищ Антонов» сказал «кое-где», то на самом деле уже имеет все списки-расписки, адреса, пароли и явки, а может и какую-нибудь амбарную книгу. Кроме того, Филарет обратился к министру МВД с просьбой защитить Киевский патриархат от рейдерских захватов и разбоев со стороны варфоломеево-епифаньевской «церкви». От этого сообщения патриарха Варфоломея, очевидно, опять потянуло на берег Босфора.

http://radonezh.ru/2019/06/27/tomos-taki...

Прошло немного времени, и Филарет встретил воина, который незадолго перед тем лишился коня. Тогда святой подарил ему своего собственного с той же самой незаботливостью о завтрашнем дне. Он продолжал раздавать небольшое имущество так же щедро, как во времена преуспеяния и изобилия. Вскоре подобным же образом он лишился коровы с теленком, а затем отдал бедняку, еще более неимущему, чем он сам, своего осла, навьюченного пшеницей, только что взятой взаймы. Лишенный теперь даже хлеба насущного, Филарет был спасен от голодной смерти вспомоществованием, полученным от одного из богатых друзей. Выделив надлежащую часть каждому из домочадцев, дабы они смогли прокормить себя какое-то время, святой поспешил отдать собственную долю нищим, которых было великое множество в ту голодную пору. Раздав им весь свой мед, он и последнюю одежду отдал неимущему, пришедшему к нему за помощью. Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению. И Господь показал, что не оставил его. Как раз в это время наставник юного императора разослал по всей империи гонцов с повелением искать повсюду самых красивых и благонравных девиц, одна из которых будет затем выбрана в жены правителю. Добравшись до Амнии, императорские посланцы были приняты Филаретом в его доме с гостеприимством, достойным великого патриарха и отца верующих Авраама. Несмотря на постигшие его беды, у Филарета сохранился с прошлых времен великолепный дом. А жители города, услышав о приезде высоких гостей, поспешили принести свои наилучшие и самые дорогие вещи в жилище человека, который не имел тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Пораженные благородством и добродетелью, которыми озарялись лицо и движения старца, императорские посланцы попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору. Когда обе они предстали перед правителем, их душевная красота, увенчанная добродетелью, в которой воспитал девушек праведный Филарет, столь неотразимо возвысила в них красоту телесную, что ни одна из невест не могла долее состязаться с ними. Константин VI выбрал себе в жены Марию, сочетав ее сестру с одним из своих самых влиятельных придворных. А Филарета пригласил во дворец, осыпал почестями и богатствами еще б о льшими, чем те, которые он имел раньше.

http://pravoslavie.ru/58091.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Рога поссорились с копытами» Несмотря на раздрай между украинскими раскольниками, патриарх Варфоломей не отзовет томос 17.05.2019 1372 Время на чтение 6 минут В среду, 15 мая, так называемый «митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский» Александр Драбинко прокомментировал «Обращение патриарха Филарета ко всей украинс кой православной пастве» , сообщает ТАСС. «Результатом таких шагов может стать если не отзыв томоса, то приостановление его действия до момента преодоления канонического кризиса в Православной церкви Украины», - написал он в Facebook. Драбинко подчеркивает, что позиция Филарета, который пытается, «во-первых, присвоить себе полномочия главы церкви и, во-вторых, поколебать авторитет и власть предстоятеля ПЦУ митрополита Киевского и всея Украины Епифания», порождает «опасность двоевластия в церкви». Он также опровергает утверждение Денисенко о существовании неких договоренностей, которые гарантировали бывшему главарю «Киевского патриархата» участие в управлении «ПЦУ» после получения томоса об автокефалии. В заключение Драбинко просит Филарета объяснить, считает ли он себя «иерархом» «ПЦУ» и признает ли силу решений объединительного собора и принятого на этом соборе устава «ПЦУ». Существенную угрозу для будущего «ПЦУ», по словам Драбинко, представляют попытки Филарета пересмотреть нормы функционирования новой церковной структуры, зафиксированные в томосе, с целью «сохранить за Православной церковью Украины юрисдикционную власть над приходами в украинской диаспоре и отказаться от ротационной модели Священного синода». Между тем согласно положениям томоса вопрос диаспоры не может решаться Киевом без согласования с Константинопольским Патриархатом, отметил Драбинко. Раскритиковал он также желание Филарета «расширить институт постоянных членов синода с трех до 12», назвав это «попыткой отказаться от демократической греческой модели церковного управления в пользу российской». Драбинко пишет, что Денисенко продолжает считать себя действующим «патриархом Киевским и всея Украины» и «главой» ликвидированной перед объединительным собором 15 декабря 2018 года «Украинской православной церкви Киевского патриархата».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/17/ro...

Подобного более в истории России не бывало. Фактически Филарет Никитич был соправителем своего сына, «соцарствовал» Михаилу Феодоровичу. Прошения и челобитные подавались на имя двух «великих государей» – царя и Патриарха. Указы и грамоты по стране рассылались также от лица обоих. Послов от иностранных государей принимали также оба – царь и Патриарх. Причем, иногда Патриарх давал прием послам отдельно, но с тем же царским церемониалом, что и его сын. Более того, иногда Патриарх принимал даже единоличное решение по государственным вопросам. Особое положение Патриарха Филарета государь подчеркнул еще одним специфическим образом: в его Патриаршей области были отменены все тарханные грамоты и упразднен порядок, согласно которому судебное разбирательство на церковных землях, за исключением собственно духовных дел, велось Приказом Большого Дворца. Лишь уголовные дела, совершенные в пределах Патриаршей области, включавшей в себя около 40 городов, оставались в ведении гражданского суда. Остальными ведали Патриаршие бояре и чиновники. В своей Патриаршей области Филарет был полным хозяином. В этих привилегиях также следует видеть меры, способные закрепить столь благоприятное в тяжелые годы после смуты «двоевластие» царя и Патриарха, которые как отец и сын, безусловно, не могли не быть едиными во взглядах. Все это в конечном счете способствовало скорейшему водворению в стране порядка и упрочению новой династии. Однако далеко не всем была по душе деятельность Патриарха Филарета, что в общем-то вполне объяснимо. Сохранился очень недружелюбный отзыв о Патриархе Филарете, который оставил архиепископ Астраханский Пахомий (1641-1655 г.г.). Сам он в годы Патриаршества Филарета еще не был архиереем, а потому едва ли имел возможность лично знать Патриарха. Писал он, скорее всего, по отзывам других лиц, следующее: «Божественныя писания отчасти разумел, нравом опальчив и мнителен, а владетелен таков был, яко и самому царю боятися его. Боляр же и всякого чина царского синклита зело точаше заточениями необратными и инеми наказаниями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436311/

1. Церковно-народный совет просил Порту удалить патриарха, и назначить временного местоблюстителя. Духовные члены совета были на сие согласны, только не обнаружили сего подписанием прошения. 36 Причиною просьбы совет в решении своем 4-го июня поставил то, что патриарх «нисколько не заботится о том, чтобы подвигать вперед дело». Из отношения 13 июня видно, что геронты (старые, признанные члены синода) предложили истребовать из епархий списки архиерейских доходов; но когда это хотели начать с них самих, то они не представили таковых списков, и остановили дело предложением новых условий. При сем патриарх колебался и, наконец, увлечен к партии геронтов митрополитом халкидонским 37 . Из сего видно, что геронты, вместо того, чтобы не сильного характером патриарха своим благоразумием и единодушием поддерживать и подкреплять, напротив того, своим непрямым действованием затрудняют, запутывают. Кроме сего, из достоверного источника известно следующее: патриарх, которого геронты обвиняли, что он просил у правительства отставки, не посоветовавшись с синодом, в оправдание свое отвечал, что он на сие уполномочен был ими самими же, потому что они трижды просили у Порты его низложения, и не находили нужным ни советоваться о сем в синоде, ни предварить его. Из сего видно, что патриарх и геронты не могут действовать вместе согласно. II. Отсюда необходимо происходит вопрос: кто же должен быть удален – патриарх или геронты? III. Патриарха не обвиняют ни в ереси, ни в пороках, нетерпимых в его сане, а обвиняют только в недеятельности, и при том такой, которой он подвергается, будучи затрудняем и запутываем другими. Какое найдут на сей случай церковное правило, или какой закон, по которому можно было бы низложить патриарх? И не было ли бы это продолжением прежних беспорядков, когда в течение 34 лет низложено было 11 патриархов? IV. Скажут: патриарх сам просил увольнения. Но, очевидно, это потому только, что уже поступило прошение совета о его низложении. V. Низложение патриарха в настоящее время было бы особенно вредно: прежние правила избрания патриарха советом отвергнуты, и уже писано из Константинополя, что совет отвергнет избрание нового патриарха по старым правилам; но как новые правила еще не утверждены, то следует, что правильное избрание патриарха в настоящее время невозможно. Местоблюститель на патриаршем месте всегда слаб и неудовлетворителен, кольми паче ныне, когда против иерархии стоит сильный церковно-народный совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2. Речь Святейшего Патриарха Пимена перед панихидой в Богоявленском патриаршем соборе в Москве (12 февраля 1984 года). 3. Панихида в патриаршем соборе. 4. Возложение венков в Колонном зале Дома Союзов. – 1984, 3, 3–4. 4321. БЕСЕДА с А.П. Шитиковым. – 1984, 3, 4. 4322. ВСТРЕЧА с председателем Минского горисполкома. – 1984, 3, 5. 4323. ПИМЕН, патр., ФИЛАРЕТ, митр. Телеграммы Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.У. Черненко. – 1984, 5, 4. 4324. ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Пимена Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.У. Черненко. – 1984, 12, 3. 4325. ПРИВЕТСТВЕННЫЕ телеграммы (с 67-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции) Святейшего Патриарха Пимена Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.У. Черненко и Н.А. Тихонову. – 1985, 1, 5. 4326. К КОНЧИНЕ К.У. ЧЕРНЕНКО: 1. Телеграммы Патриарха Московского и всея Руси Пимена Президиуму Верховного Совета СССР и Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР К. М.Харчеву. – 1985, 4, 4. 2. Возложение венка в Колонном зале Дома Союзов. – 1985, 4, 4. 3. Слово Святейшего Патриарха Пимена перед панихидой в Богоявленском патриаршем соборе в Москве 12 марта 1985 года. – 1985, 4, 5. 4327. Панихида в патриаршем соборе. – 1985, 4, 6. 4328. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Митрополита Минского и Белорусского Филарета орденом Дружбы народов. – 1985, 5, 11. 4329. К КОНЧИНЕ В.В. ФИЦЕВА. Телеграмма с соболезнованием Патриарха Пимена Совету по делам религий. – 1985, 6, 3. 4330. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Патриарха Московского и всея Руси Пимена Орденом Трудового Красного Знамени. – 1985, 7, 2. 4331. ПОЕЗДКА епископа Антония в Швейцарию (по вопросу “Положение религии в Советском Союзе”). – 1985, 9, 4. 4332. К 50-ЛЕТИЮ митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия: 1. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия орденом Дружбы народов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010