С.К. Севастьянова Глава 6. О келейных библиотеках патриарха Никона (К вопросу о его круге чтения и источниках) Наибольшее количество писем, адресованных Никоном царю, составлено в Воскресенском монастыре и в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Значительный интерес представляют письма к царю и грекам – друзьям и недругам. Именно поэтому небезынтересно определить круг книг, который патриарх Никон мог привлечь для переписки со своими современниками. Это прежде всего книги из келейной библиотеки Никона в Воскресенском монастыре и книги, которые патриарх, находясь в ссылке, собрал для личного пользования, заказывая их из библиотеки Кириллова монастыря, а также книги, которые Никон получал в качестве даров от царя Алексея Михайловича. Для реконструкции келейных библиотек патриарха Никона мне послужили документы «дела» Никона, ранее не привлекавшие внимание исследователей, характеризовавших состав библиотеки патриарха. Состав келейной библиотеки патриарха Никона в Воскресенском монастыре. Содержание этой библиотеки патриарха Никона подробно проанализировано С.П. Лупповым 1148 . Восстановив книжное собрание шестого всероссийского патриарха по описи 1658 г. его домовой казны 1149 , исследователь считал, что в личной собственности Никона находилось 156 книг, основную часть которых составляли книги богослужебные и богословские. Книги светского содержания занимали лишь 20% книжного собрания патриарха. Сравнив библиотеки патриархов Никона и Филарета, С.П. Луппов пришел к выводу, что библиотека Никона носила гораздо более светский характер и резко отличалась наличием большого числа иностранных книг 1150 . Однако к исследованию не привлекались документы «дела» патриарха Никона , содержащие опись книг, оставшихся в покоях патриарха Никона в Воскресенском монастыре после отправки его в ссылку, и челобитные Никона из Ферапонтова монастыря, в которых сам патриарх называет книги, которыми он пользовался в Воскресенском монастыре. В мае 1674 г. из Патриаршего приказа в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь поступило распоряжение о пересмотре монастырской библиотеки и казны и отправке в Москву «книги письменные и харатейные, и латинские, и греческие». После составления подробной описи монастырского имущества в патриаршую ризную казну вместе с драгоценными вещами Никона, хранившимися в подмосковной обители, поступили около 500 печатных и рукописных книг – значительная часть книжных вкладов патриарха Никона в библиотеку Воскресенского монастыря 1151 . Вывезенные в 1674 г. книги пополнили Патриаршую (позже Синодальную) библиотеку 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выразил соболезнование в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выразил соболезнование в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла Выборы сербского Патриарха   17.11.2009 528 " Скорбь о кончине Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Павла, Патриарха Сербского, Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого глубоко переживает Белорусская Православная Церковь. Молитвы об упокоении Его Святейшества в селениях праведных возносит к Господу Священноначалие, клир, монашество и вся боголюбивая паства наша. Родившись в трагические время, когда в Европе разгоралась Первая Мировая война, новопреставленный Патриарх Павел в высокой честью сына Сербской земли и с непоколебимым христианским достоинством совершил свой жизненный путь, который пролегал сквозь военное лихолетье самых страшных в истории человеческого рода войн. Огненные военные испытания не переставали потрясать Сербию в миновавшем столетии. Они продолжились и в нынешнем веке, будучи ежедневной и ежеминутной болью и страданием для Его Святейшества вплоть до последних дней многострадальной и мужественной жизни почившего Патриарха " , - говорится в послании с выражением соболезнования в связи с кончиной Сербского Патриарха Павла , направленного митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Белоруссии, сообщает официальный портал Белорусской Православной Церкви. " Молитва Святейшего Павла о мире и о торжестве правды Божией была также и молитвой Православной Церкви в Белоруссии. Убежден, что для каждого православного христианина нашей земли сопереживание сербской трагедии было и остается неотъемлемой частью его духовной жизни и личного мировоззрения.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/11/17/mi...

Молитва Патриарха благодарственная за избавление Отечества Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? 7 мая, 2010 Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? С 2010 года в Русской Православной Церкви 9 мая будет служиться благодарственный молебен Господу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Молитву, читаемую на этом молебне написал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по образцу молитвы свт. Московского Филарета (Дроздова) «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык». Как была написана молитва Святейший Патриарх Кирилл рассказал о новом молебном чине в день памяти св. Георгия Победоносца»: «Я благословил, чтобы начиная с этого года в День Победы во всех храмах Русской Церкви торжественно совершался молебен в память об избавлении страны нашей от страшного, смертельного врага, от опасности, которой не знало Отечество наше за всю историю. Работая над текстом молитвы, которая будет прочитываться в наших храмах, я положил в ее основу молитву свт. Московского Филарета (Дроздова). Святитель составил эту молитву в связи с победой над Наполеоном, но вообще полагал полезным читать ее всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах. Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? Как некая напасть? Как дьявольское искушение? Как происки врага? Как хитросплетения политики? Но в сознании свт. Филарета и всей Церкви, которая потом его словами молилась, эта напасть воспринималась как наказание за грех.

http://pravmir.ru/molitva-patriarxa-blag...

Новый летописец (XVIII) К оглавлению 401. О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр. Послал государь в Вязьму для размена с литовскими людьми и с паном Струсом послов, бояр Федора Ивановича Шереметева, да князя Даниила Ивановича Мезецкого, да окольничего Артемия Васильевича Измайлова. Они же пришли в Вязьму и в Вязьме были долгое время, дожидаясь послов литовских для размена. И пришли из Литвы послы, и митрополита Филарета Никитича, и боярина Михаила Борисовича Шеина, и дьяка Томила Луговского, и всех дворян, которые были с послами и которые были взяты языками, привезли с собою. И в Вязьме Александр Гашевский с [русскими] послами замешкался, хотел того, чтобы землею поступились. Патриарх же Филарет Никитич послал к московским послам, чтобы ни одной чети не уступали земли Литве. Послы же литовские, видя крепкое стояние патриарха Филарета, разменялись, а боярина князя Василия Васильевича Голицына в Литве не стало. 402. О приходе к Москве патриарха и о встречах боярских, [посланных] от государя. Пришел же патриарх Филарет Никитич в Можайск, и государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии послал к нему, государю, навстречу бояр и окольничих, а велел государь встречать его в трех местах. Первая встреча — в Можайске, а встречали архиепископ рязанский Иосиф, да боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский, да окольничий князь Григорий Константинович Волконский; а другая встреча — на Вязьме, а встречали вологодский архиепископ Макарий, да боярин Василий Петрович Морозов, да думный дворянин Таврило Григорьевич Пушкин; третья встреча — в Звенигороде, а встречал его крутицкий митрополит Иона, да боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин. А на последнем стану перед Москвой встречали все бояре. 403. О приходе патриарха к Москве и о встрече [его] государем. Пришел митрополит государь Филарет под Москву. Государь царь Михаил Федорович всея Русии встретил отца своего, государя Филарета Никитича, за речкою Преснею с боярами и с дворянами и со всем народом Московского государства. Многие же слезы были тогда от радости у государя царя и всего народа Московского государства. И после же [были слезы], ибо радость была на Москве великая, потому что столь много лет был [Филарет Никитич] в Литве в утеснении и гонении. Власти же его встретили за Каменным мостом с крестами. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской, и установил празднование большое. Митрополит же государь Филарет Никитич на Патриаршем дворе не встал, а встал на Троицком подворье. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии из-за прихода отца своего тех, которые были в его государевой опале под присмотром приставов, и тех, которые были сосланы по городами и темницам, пожаловал, велел освободить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439363/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви Деятельный и властный Филарет (Романов) наполнил свой титул «Великого Государя» реальным и совершенно исключительным для Патриарха содержанием. Однако огромная роль, которую играл в жизни Российского государства этот Предстоятель, могла обусловить и негативные последствия в случае сохранения преемниками Филарета столь же обширной власти. Легко представить, сколь серьезные нестроения могли возникнуть, если бы на месте родителя царя Михаила, с его громадными полномочиями и влиянием, оказался Патриарх, далекий от единомыслия с царем или враждебно к нему настроенный. Поэтому царская власть после кончины Филарета принимает меры к тому, чтобы особа нового Патриарха не заслоняла собой государя. По мысли правительства Михаила Романова царство должно было укрепиться, а священство, напротив, – играть более подчиненную роль. Хотя, конечно, ко всем этим вполне здравым мотивам примешивалось и почти традиционное для российских властей стремление поставить церковную жизнь под контроль государства. Преемником Патриарха Филарета царь Михаил и его ближайшее окружение хотели бы видеть личность менее яркую, чем почивший Первосвятитель, и менее склонную к политической активности. Филарет колоссально много сделал для укрепления государства в трудные годы, но он был отцом правящего монарха, что являлось гарантией полного единства и согласия между царем и Патриархом во всех начинаниях. Теперь же, когда Филарета не стало, образ влиятельного Предстоятеля Церкви пугал государя и его соратников, стремившихся к укреплению царской власти и усилению государственного начала в жизни страны. Есть все основания полагать, что и сам Филарет рассуждал подобным же образом на пороге смерти. Как отец государя он мог опасаться возможных разногласий между царем и новым Патриархом. Филарет искал себе в преемники такую личность, которая отличалась бы, с одной стороны, аполитичностью, но с другой – имела бы все необходимые для духовного лидера качества.

http://sedmitza.ru/lib/text/436314/

О канонических аспектах " принятия в общение " бывшего митрополита Филарета Константинопольским Патриархатом декабря 2018 Источник Протодиакон Константин Маркович. " Каноны говорят… " О некоторых канонических аспектах " принятия в общение " бывшего митрополита Филарета (Денисенко) и его последователей Синодом Константинопольского патриархата В последние месяцы мы являемся свидетелями драматических событий в Украине, связанных с " принятием в общение " Константинопольским патриархатом двух схизматических сообществ и слиянием их в единую структуру на " объединительном соборе " , состоявшемся 15 декабря 2018 года в Киеве, получившую название " Православная Церковь Украины " . Образование новой структуры происходит по сценарию и под непосредственным руководством Константинопольского патриарха Варфоломея и Священного синода Константинопольской Церкви. Завершающим этапом процесса, как ожидается, станет предоставление " Томоса об автокефалии " 6 января 2019 года в праздник Богоявления по новоюлианскому календарю. Подавляющее большинство " епископата " и " клира " ПЦУ составляют  последователи и ставленники бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко), изверженного из архиерейского сана решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года, 21 февраля 1997 года - преданного анафеме и отлученного от Церкви. В ответ на деяние Синода Константинопольской патриархии под председательством патриарха Варфоломея от 11 октября 2018 Украинская Православная Церковь и Московский Патриархат разорвали евхаристическое общение с Константинопольской Церковью. В различных медиаресурсах появилось огромное количество официальных и неофициальных информационных материалов, обозрений, представляющих как точки зрения сторон, вовлеченных в конфликт, так и независимых аналитиков. Цель данной статьи - указать и раскрыть два важных аспекта спорного решения Синода Константинопольской патриархии о признании митрополита Филарета и его последователей пребывающими в тех степенях священства, которые они усвоили себе, пребывая в схизме, которые не были отражены в " Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви " от 15 октября 2018 года, а также тех публикациях, которые были мне доступны.

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-kanonich...

Архив Пн В день памяти святителя Филарета Московского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого 2 декабря 2018 г. 16:51 2 декабря 2018 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Патриаршее богослужение в Храме Христа Спасителя стало центральным событием торжеств, посвященных 10-летию Общества Друзей милосердия. Перед входом в Храм Христа Спасителя были размещены стенды с информацией о православной службе помощи «Милосердие» и организована раздача листовок c основными текстами службы и песнопений для общенародного пения, в галереях были оборудованы зоны сбора пожертвований и записи в Друзья милосердия. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого ( Башкортостанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон ; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдел по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , руководитель православной службы помощи «Милосердие»; епископ Салаватский и Кумертауский Николай ; епископ Балашихинский Николай , главный редактор Издательства Московской Патриархии ; епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий ; епископ Домодедовский Иоанн , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/5315673.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась» 09.04.2020 943 Время на чтение 3 минуты Источник: союзправославныхженщин.рф В октябре 2017 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по инициативе Женского православно-патриотического общества и Союза православных женщин состоялась духовно-просветительская конференция «Святитель Филарет и его роль в создании женских духовных общин», приуроченная к 150-летию со дня блаженной кончины святителя. Тогда невозможно было представить, что сегодня мы будем вспоминать еще об одной важнейшей роли, а скорее подвиге святителя Филарета. В 1830 году, 190 лет назад, когда на Москву обрушилась холерная эпидемия, митрополит Филарет не покинул свой город, в ответ на приглашение переехать в Петербург сказал, что готов умирать вместе со всеми. В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами. Все правительственные учреждения, фабрики, театры, учебные заведения и магазины были закрыты. Улицы города опустели. Храмы, тем не менее, остались открытыми. Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном, и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных. Также он учредил Московский архиерейский Временный комитет помощи нуждающимся. В числе жертвователей этого Комитета был государь Николай I, дворяне Голицыны, Шереметевы, Самарины, купцы Аксеновы, Лепешкины, Рыбниковы. 17 сентября святитель Филарет писал в письме своему викарию Игнатию: «Напрасно более бояться болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась». Святитель Филарет не раз повторял, что врачевания медицинские должны сочетаться с врачеванием духовным. 25 сентября в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе митрополит Филарет совершил соборное «Молебствие с коленопреклонением о прекращении заразы в Отечестве».

http://ruskline.ru/opp/2020/04/09/gde_us...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл совершил панихиду у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II 05.12.2022 355 Время на чтение 3 минуты Фото: Monasterium.ru Сегодня, 5 декабря, в четырнадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду у гробницы своего приснопамятного предшественника в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. В этот день раннюю Божественную литургию в Богоявленском соборе возглавил заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. Позднюю Литургию совершил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении митрополита Липецкого и Задонского Арсения, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, настоятеля Богоявленского собора архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы, столичного духовенства. За панихидой Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; епископ Луховицкий Евфимий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы, председатель Синодального миссионерского отдела; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилл; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора (регент — А.К. Майоров). Заупокойное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/05/...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя Служба коммуникации ОВЦС, 24.03.2024. 24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Алексия (Турикова), секретаря Святейшего Патриарха Кирилла, во епископа Раменского, викария Патриарха Московского и всея Руси. По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, и честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского, сообщает Пресс-служба Патриарха. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Балтийский и Светлогорский Серафим; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Зарайский Константин, Патриарший экзарх Африки; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Николай Лищенюк, заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Игорь Якимчук, заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; протоиерей Александр Ткаченко, настоятель Свято-Духовского собора в Санкт-Петербурге, председатель правления Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра»; протоиерей Александр Туриков, настоятель храма Спаса-Преображения на Песках г. Москвы; иерей Василий Лосев, руководитель юридической службы Московской митрополии; иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования Московской (городской) епархии; духовенство г. Москвы.

http://mospat.ru/ru/news/91570/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010