Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам“. После омовения ног, совершена была ветхо-заветная пасха с свойственными ей обрядами. Когда совершена была пасхальная вечеря, Господь Иисус Христос взял хлеб (обыкновенный квасной) и, возблагодарив Бога Отца, благословил его, преломил, дал ученикам и сказал: „приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое“. Потом взял чашу с виноградным вином, которое, по обычаю, растворялось водою, и, воздав хвалу Богу, подал ученикам, говоря: „пийте от нея все; сия есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов“. По причащении апостолов, Господь заповедал им совершать это таинство в воспоминание о Нем. Тайная Вечеря окончилась радостных пением торжественных пасхальных песнопений, с которым и вышли Господь и апостолы из Сионской горницы, и пошли по направлению к горе Елеонской. Во время совершения ветхозаветной пасхи и на Тайной Вечери, Господь несколько раз вразумлял Своего предателя. После намека о том, что не все ученики чисты, Он сказал: „истинно говорю вам: один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня“. Ученики пришли в ужас и начали с беспокойством спрашивать: „не я ли, Господи?“ Иуда молчал. Тогда Господь, чтобы сильнее подействовать на ожесточенное его сердце, сказал: „Сын Человеческий идет (на страдания), как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться“. Снова началось волнение между апостолами и посыпались вопросы: „не я ли, Господи?“ Пламенный Петр дал знак Иоанну, который возлежал ближе всех к Иисусу Христу, чтобы он спросил Его о предателе. Иоанн припал к груди Господа и тихо спросил: «кто это?». Господь открыл Своему другу тайну предателя, сказав: „тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам“, и, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту. Один Иоанн только понимал значение этого действия, в глазах же других оно было знаком особенного внимания Господа к Иуде. Наконец и Иуда решается прервать молчание и спрашивает Иисуса Христа вместе с другими: „Господи, не я ли?“ – «Ты сказал» – (т. е. – „да, ты“) – отвечает ему Господь. В Евангелии не сказано, удостоен ли был Иуда причащения Святых Таин; но можно полагать 77 , что Господь не лишил Своего предателя и этого высшего знака Своей любви и по принятии хлеба (т. е. после недостойного причащения) вошел в Иуду сатана и окончательно овладел им. Видя его беспокойство, Господь сказал: «что хочешь делать, делай скорей». Иуда тотчас встал из-за стола и вышел вон. И теперь еще никто, кроме Иоанна, не понимал слов Господних, а все думали, что Господь приказывал Иуде или купить что-нибудь к празднику, или подать бедным, так как у него находились общие деньги. § 84. Предсказание апостолу Петру об его отречении. (Мф. 26, 31–35; Марк. 14, 27–31; Лук. 22, 31–40; Ин.13, 33–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине – значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу! Повторяем, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрека к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия – будто Богу можно поклоняться только на определенной горе – к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещенного состояния к вере во Христа как Спасителя. Поэтому вспоминаемое сегодня событие, именно беседа с самарянкой, является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти – к жизни, от земли – к Небу, празднуем Воскресение Христово, Которому слава! Аминь. Слово в Неделю 5ю по Пасхе, о самаряныне 1 июня 1986 года Христос Воскресе! Святая Церковь в эти дни поет: «Жаждущею душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, вопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет» ( тропарь праздника Преполовения Пятидесятницы ). Эти слова основаны на словах Самого Господа Иисуса Христа, которые Он сказал самарянке. Он сказал так: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» ( Ин.4:10 ). Она поняла эти слова в земном смысле, т. е. что Он обыкновенную воду даст. Поэтому Он, поясняя, сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять… но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:13–14 ). Что же это за вода, о которой мы просим: «Благочестия напой водами?» Под образом воды Христос Спаситель разумел благодать Духа Святого. А вот теперь посмотрим на самих себя: в каком мы отношении находимся к благодати Пресвятого Духа? Самое лучшее, что мы можем сделать, – это захотеть получить эту благодать с такой силой, с какой жаждущий хочет попить воды. Это чувство как раз и выражается в церковном песнопении: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами». Таким образом, мы сами себя должны чувствовать далекими от благодати или же получившими ее слишком мало, а поэтому мы должны не удовлетворяться тем состоянием души, в котором находимся, но должны жаждать Божией благодати, чтобы она постоянно приходила к нам и утешала нас.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Кроме того, события Страстной седмицы — предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи. А Воскресение Христово — в ночь на Пасху. Потому название еврейского праздника стало названием и Воскресения Христова как исполнения всех пророчеств. В дальнейшем тексте идёт речь об евангельских событиях - встречи жён-мироносиц с Ангелами и со Христом - " Приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте " . Жены-благовестницы - это одни из ближайших учениц Христа, жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Сусанна и другие). " Сиону рцыте " : Сион - место, где скрывались от иудеев в то время апостолы. Вместе с ангелом-благовестником мы говорим жёнам идти к ним и сообщить радостную новость о Воскресении, восклицаем всему Иерусалиму, чтобы он встречал Спасителя, как невеста встречает своего жениха ( " ...красуйся, ликуй и радуйся Иерусалиме, царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща " ). Сравнение Спасителя с женихом следует из Его Евангельской притчи о десяти девах ( " Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху... " Мф 25:1-13 ). Третий текст стихир по своему содержанию подобен второму, он так же повествует об явлении ангела мироносицам. " Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете нетленного во тли? Шедше проповедите учеником Его " - такой фразой встречает их Вестник. Этими словами он являет им, что Бог есть " путь, истина и жизнь " (Ин 14:6), и смерть не имеет власти над Ним. Четвёртая стихира, как и первая, - гимн светлому празднику, он - " залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола " (свт. Иоанн Златоуст). Стихира на " слава и ныне " - смысловая и эмоциональная кульминация всего " цикла " . В этот день мы прощаем своих ненавистников, как и учил в нагорной проповеди Христос: " Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас " (Мф 5:44). И завершает стихиры пение тропаря " Христос Воскресе " - центральное песнопение пасхальной службы.

http://foma.ru/stihiryi-pashi.html

Митрополит служит просто, но очень проникновенно. При малом и великом входе духовенство в белых облачениях в ночном храме полностью обходит вокруг всей Священной Кувуклии. И вот мы слышим греческую евхаристическую молитву, произносимую во Гробе Господа. Освящаются Святые Дары. Вереницей входим в Пещеру, приемля из рук архиерея Святые Дары, испивая от святой Чаши Господней. Исповедь на Голгофе и причащение в Живоносном Гробе Господнем! Крест и Воскресение, смерть и жизнь – истинная Пасха! О чудная, дивная ночь! Ночь Воскресения! В уме слышится пасхальное песнопение: «Яко воистину священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная...» 6 После нас в эту ночь совершат еще две литургии во Гробе Господнем – католики и армяне. Итак, причастившись и возблагодарив Бога, мы вновь подходим к святой Голгофе, но теперь уже не поднимаемся на нее, а входим в дверь у ее основания. Только что мы были вверху, касались места скалы, где стоял Крест, а теперь мы внизу через стеклянное окно видим саму Скалу. Вот она – Голгофа, Лобное место. Камни скалы сверху донизу пересечены молниеобразной трещиной. Когда Иисус на Кресте испустил дух, земля потряслась; и камни расселись ( Мф. 27: 51 ). Если бы это был результат обычного землетрясения, то камни расселись бы по своим слоям. А расселина пересекает их иначе – сверху донизу! Это часовня Адама. Ведь здесь, по Преданию, был погребен первый человек Адам. По этой расщелине стекла струйка крови Христовой, омывая череп Адама. Престол в этой часовне освящен во имя праведного Мелхиседека, царя Иерусалимского, благословившего хлебом и вином праотца Авраама ( Быт.14:18–19 ). Здесь мы омыты кровью Христовой, и здесь Христос благословляет хлебом и вином Своего тела и Своей крови в лице праотца Авраама и всех его потомков. Для получения этого благословения сюда однажды придут иудеи, приняв наконец Иисуса Христа как своего Искупителя. Тогда исполнятся слова Христа, обращенные к Церкви: Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя ( Откр. 3: 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Можно представить радость учеников, увидевших Господа! От этого радостного свидания Еммаусских путников и апостолов, приветствовавших друг друга радостною вестью о воскресении Господа, пока не явился всем им Господь Спаситель, можно думать, осталось навеки в церкви Христовой в радостные дни Светлого пасхального торжества приветствовать друг друга при взаимном лобзании словами мира: «Христос воскресе, Воистину Воскресе!» . Явление Господа ученикам на пути в Еммаус. Михаил Васильевич Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш. Государственный Русский музей. Явление Господа апостолу Фоме Во время явления Иисуса Христа апостолам, не было между ними одного из двенадцати – апостола Фомы ( Ин.20:24 ). От природы, по свойству ума своего, Фома был недоверчив, любил точность, стремился все изведать собственным опытом. Посему, когда апостолы передали ему об явлении Господа, не поверил им и сказал: «если я не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). Спустя восемь дней по воскресении Господа, все апостолы собрались в один дом, где вместе с ними был и Фома. Вдруг посреди них, хотя двери были заперты, явился Иисус Христос и сказал им: «мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в бок Мои и не будь неверуюшим, но верующим!» ( Ин.20:27 ). Удостоверясь лично в воскресении Христовом, Фома от всего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Иисус сказал ему в ответ: «вот ты поверил, когда увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). «О доброе неверие Фомино, – поется в одном церковном песнопении, – верных сердцем в познание приведёт». В лице апостола Фомы мы видим такого свидетеля истины воскресения Христова, который прошел через трудный и тяжелый путь её искания и непоколебимо и победоносно был в сей великой истине – основе и утверждении веры христианской – утвержден. Доброе неверие апостола Фомы особенно поучительно в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного тем, что в нем преобладают пасхальные песнопения. После возгласа священника «Благословен Бог наш» не бывает ни ектении, ни пения «Бог Господь», а поется «Христос воскресе…» (трижды) со стихирами «Да воскреснет Бог…», как на утрени и Литургии. Затем вместо тропаря поется ипакои «Предварившия утро…» Если же канон поется и святому, то перед этим ипакои поется тропарь святому. После 3-й и 6-й песен поется «Спаси от бед…», после 6-й песни поется еще кондак «Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертие…» и икос Пасхи «Еже прежде солнца…» После Евангелия и 9-й песни поют «Светися, светися, Новый Иерусалиме…», «Христос воскресе…» (трижды) и ипакои «Предварившия утро…», на. " Слава» – тропарь святому, на «И ныне» – кондак Пасхи «Аще и во гроб…» Затем следует ектения «Помилуй нас, Боже…» и вместо «Слава Тебе, Боже…» поют «Христос воскресе…» и отпуст. 2. Содержание молебных пений и история возникновения чинов «Благословение Господне – оно обогащает» ( Притч. 10:22 ). Церковь молебными пениями и священнодействиями освящает и благословляет все, что связано с жизнью человека, его бытом и деятельностью. В Богослужении освящается «вся природа, во всех ее явлениях и проявлениях, частях и областях… Нет таких сторон бытия, – говорит священник Павел Флоренский , – которые не освящались бы: священными бывают времена, места, вещества, предметы и явления». 302 Жизнь, здоровье и благополучие людей в большой мере зависят от состояния окружающей его природной среды, или, говоря иначе, от «влияния стихий», благотворные или разрушительные действия которых находятся не во власти человека, а во власти Господа Вседержителя. Могущество Творца, «поставившего горы силою Своею…, укрощающего шум морей» ( Пс. 64, 7–8 ), управляет стихиями. «Он речет – и восстает бурный ветер. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают… Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую… Он превращает пустыню в озеро и землю иссохшую – в источники вод; и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды. Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет» ( Пс. 106 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

«Мы видели Господа!» На литургии верные приобщились воскресшему Христу, на братской трапезе вкусили праздничных яств. Дома отоспались после бессонной ночи и нескольких предшествующих напряженных дней. Проснулись – а впереди еще почти целый день. Чем его заполнить? 24 апреля, 2011 На литургии верные приобщились воскресшему Христу, на братской трапезе вкусили праздничных яств. Дома отоспались после бессонной ночи и нескольких предшествующих напряженных дней. Проснулись – а впереди еще почти целый день. Чем его заполнить? На пасхальной вечерне – Ин 20:19–25 (зач. 65): В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Священник Феодор Людоговский Закончилась светлая, ликующая, летящая ночная пасхальная служба. Спеты долгожданные песнопения, прочитано Слово огласительное, совершилось таинство благодарения за наше спасение. То, к чему готовились много недель, ради чего воздерживались, постились, молились, – наступило. Высшая точка всего года пройдена. На литургии верные приобщились воскресшему Христу , на братской трапезе вкусили праздничных яств. Дома отоспались после бессонной ночи и нескольких предшествующих напряженных дней. Проснулись – а впереди еще почти целый день. Чем его заполнить? Конечно, очень хорошо продолжить праздник семейным кругом. Многие в этот день пойдут в гости – к родственникам, к друзьям. Но всё же застолья и разговоры (пусть даже и с близкими, дорогими людьми) довольно быстро опустошают душу, которая в эти часы жаждет чего-то иного. Чего же? Конечно же – продолжения молитвы, бесконечного повторения этих прекрасных и непостижимых слов: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

http://pravmir.ru/my-videli-gospoda/

На Пасху сначала совершали в большой базилике пасхальное бдение с Литургией, за которой все причащались, затем только духовенство без народа шло на Гроб Господень и там поскору совершало вторую Литургию. Народ в это время оставался в храме, слушая проповеди и пасхальные песнопения. Быстро совершив вторую Литургию на Гробе Господнем, духовенство возвращалось в базилику, и уже после этого был отпуст. В силу большого авторитета иерусалимской Церкви постепенно ряд иерусалимских обычаев был заимствован другими Церквами, и в том числе — двойная Литургия на Пасху. В конце IV века святитель Григорий Богослов составил Слово на Святую Пасху , начинавшееся словами « Воскресения день, просветимся, люди ». Достаточно быстро возник обычай торжественно читать его между двумя пасхальными службами. А в VIII веке прп. Иоанн Дамаскин составил «по мотивам» этого Слова всем хорошо известные пасхальный канон и стихиры, которые используют некоторые наиболее яркие обороты из Слова. Слово стало читаться между песнями Дамаскинова канона, к которому присоединили обычное окончание утрени с хвалитными псалмами и стихирами — так и возникла, если говорить вкратце, Светлая Заутреня, ну а потом на практике чтение Слова свт. Григория, как принято говорить, «упразднися зело» и остался только сам канон и чтение Слова Иоанна Златоуста в конце утрени. Сделав необходимые пояснения, касающиеся самой службы, перейдем к рассказу о самих чтениях, прежде всего ветхозаветных, которых на службе большинство. Часть из них содержит пророчества о Воскресении Христовом или эсхатологическом преображении мира, являющемся его плодом. В других можно усмотреть прообразы таинств Крещения и Евхаристии, либо они имеют отношение к событию ветхозаветной Пасхи — прообразу Пасхи Нового Завета. А заканчиваются чтения, как это и должно быть на Божественной Литургии, Апостолом и Евангелием. 1. Книга Бытия (1:1–13) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

http://blog.predanie.ru/article/chteniya...

Не случайно у Иоанна дважды — в начале и в конце рассказа — упоминается о присутствии на этой трапезе Лазаря, воскрешенного Иисусом из мертвых. Это очень важный момент. Смерть и жизнь неотделимы в подвиге Иисуса, смерть побеждается жизнью. Не случайно в трех Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Иоанна — помазание Иисуса предшествует событиям Страстной недели. Таким образом, оно несёт большую смысловую нагрузку. В тексте Иоанна есть еще одна деталь, о которой не упоминают другие евангелисты. Когда Мария помазала ноги Иисуса, «дом наполнился благоуханием от мира». Вспоминается, что в 11-й главе об умершем Лазаре сказано: «уже смердит». Тут же, наоборот, мы чувствуем благоухание, разлившееся по дому… Смерть побеждена жизнью через смерть и погребение. Вот откуда исходит смысл пасхального песнопения: « Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». И снова обратимся к 7-й главе Евангелия от Луки. Иисус продолжает разговор с Симоном-фарисеем о прощении: «…Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи» (ст. 44—48). (Инверсия предпоследнего стиха в русском переводе не совсем понятна. Мы бы сказали: тому, кто мало любит, и проститься может мало.) Итак, у Луки речь идет не только о смерти и погребении Иисуса, как у Марка, Матфея и Иоанна, но и о прощении грехов. Но прощение осуществляется через Его смерть. Так все тексты опять оказываются связанными между собой в одно единое целое. В рассказе Иоанна (ни у кого из трех других евангелистов этого нет!) в Вифании, в доме Лазаря, Иисусу приготовили вечерю, «и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним». Марфа служила — об этом мы читали и в 10-й главе Евангелия от Луки; Мария в это время, сев у ног Иисуса, слушала Его слово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Но все равно может показаться, что Вознесение - грустный праздник. Если до этого дня в храмах можно было каждый день услышать радостные пасхальные песнопения - «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то теперь нам придется ждать целый год, до следующей Пасхи. Но наша радость не должна уменьшаться. Да и само Священное Писание и церковные песнопения говорят о том, что Вознесение стало для учеников Христа (а значит, должно стать и для всех нас) - днем радости. Например, мы читаем в Евангелии от Луки, что Иисус вывел учеников из Иерусалима к Вифании, а затем: подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53). Или в одном из главных песнопений праздника - тропаре - мы услышим: « Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира » (в русском переводе: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты - Сын Божий, Искупитель мира»). Вознесение Спасителя - это явление Его божественной славы. Спаситель пребывал с Богом Отцом, как Сын Божий, теперь Он пребывает с Отцом и как Сын Человеческий. Очень точно эту мысль выразил апостол Павел: Сын Божий будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). Сын Божий - будучи равным Отцу, уничижает Самого Себя, отказывается от Своей славы, становится человеком - самым обычным человеком, принимает страдания и смерть в бесславии. Но Бог за это прославляет Его, даруя высшую славу, которой никто и никогда не может достигнуть. Вот этой славе Учителя и радуются ученики. Поэтому они не скорбят, что Христа больше нет с ними. Да, Его нет физически среди нас, но Он всегда пребывает в Церкви - среди верующих. Эту радость, испытанную учениками в день Вознесения Христова, должны сохранять и мы. Ведь этой славой Господь желает с нами поделиться. Путь на небо

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010