Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к читателям газеты «Известия» 17 апреля 2009 г. 12:00 В преддверии Светлого Воскресения Христова Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветствием к читателям газеты «Известия». Дорогие друзья! Сегодня, когда вы держите в руках этот номер газеты, Церковь молитвенно вспоминает самое трагическое событие в истории человечества — распятие и смерть Господа Иисуса Христа. С высоты Голгофского креста прозвучали Его последние слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Казалось, этим и завершилось все, что было связано с Иисусом из Назарета, и ученики Его полагали, что с кончиной Иисуса окончилось и само дело Спасителя. Но в ночь с субботы на воскресенье совершилось величайшее чудо, имевшее спасительное значение не только для человечества, но и для всего Божия творения: Христос воскрес! Ад, который, казалось, одержал победу над Жизнью, не в силах был удержать в своих недрах Начальника жизни — Бога. Христос покинул место Своего погребения и явил Себя ближайшим ученикам. Но поразительно: они, так долго бывшие с Ним рядом, слышавшие Его голос, видевшие творимые Им чудеса, не узнали Его. Почему? Евангелист отвечает: «Глаза их были удержаны...» (Лк. 24. 16). Удержаны до тех пор, пока Воскресший Спаситель не открыл их Сам. Пасхальное богослужение дает всем нам возможность стать соучастниками события Воскресения Христова, пережить исключительный опыт общения с Ним в Святой Евхаристии, осознать, что наше спасение есть великое чудо любви Божией. Ибо без крестных страданий не было бы и Воскресения. Без смерти Спасителя не было бы и Его победы над смертью. Так и мы, проходя наше земное поприще, с кротостью и смирением, а главное — в уверенности во всеблагом Промысле Божием должны принимать встречающиеся на этом пути испытания, памятуя слова апостола: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 4-5). Надежда наша — Христос Воскресший, и если мы со смирением и верою приблизимся к Нему, то явственно ощутим Его любовь, которая войдет в нашу жизнь и сделает ее полной и счастливой. Поздравляю вас с приближающимся праздником Светлого Христова Воскресения, желая обильных милостей от Воскресшего Господа. + Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/622100.htm...

Обычно омовение совершается в конце богослужения. Верующие – мужчины и женщины – по отдельности собираются в комнаты, где приготовлены стулья и тазы с теплой водой. Здесь они выстраиваются попарно и один другому омывает ноги. При этом буквализм сектантов доходит до того, что они перевязывают «чресла свои» полотенцем, уподобляясь тем самым Иисусу Христу. После окончания омовения все идут в зал, где совершается хлебопреломление. Во многих общинах перед вечерей устраивают собрание покаяния, где верующие, кто вслух, кто про себя, просят у Бога прощения. Многие перед вечерей накладывают на себя пост – день ничего, кроме воды, не вкушают. Величайшее значение Евхаристии Православная Церковь видит в том, что в этом Таинстве Божество соединяется со Своим творением. Этим свидетельствуется любовь Творца к людям и повергается всякая ересь, унижающая человека – образ и подобие Божие. О том, что хлеб и вино в Истинной Церкви, среди верных чад Божиих, пресуществляется в Тело и Кровь Христовы, нас учит Писание. Сам Господь во время Тайной вечери «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26 – 28 ). Как известно, во все времена хлеб и вино были общечеловеческим символом жизни и веселия, и ветхозаветная Пасха являла акт вкушения пасхальной жертвы, хлеба и вина. А Христос для нас – новая жертва. «Христос заклан за нас», – пишет апостол Павел. На кресте страдал Богочеловек. Вкушая пречистые Тело и Кровь Спасителя, мы становимся участниками жизни Нового Адама. Именно в этом состоит существо жертвенного характера Евхаристии. О том, что Причастие есть вкушение истинного Тела и Крови, писал апостол Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от единого хлеба» ( 1Кор. 10, 16 – 17 ). Здесь под хлебом разумеется Христос – глава Церкви, которая есть Тело Христово. И мы, составляющие Церковь Христову, приобщаемся и питаемся благодатными дарами своего главы – Иисуса Христа. Если бы христиане в Причастии принимали просто хлеб и вино, а не Тело и Кровь, то не стал бы уточнять и апостол Павел, говоря, что все христиане причащаются от одного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Однако добыча оказывается не по нутру преисподней: смерть не имеет власти над Тем, Кто Сам есть Вечная Жизнь. Ад принужден вместе со Христом изрыгнуть из своей утробы души праведных. Подробному воспоминанию событий Распятия и Крестной Смерти Спасителя в Церкви посвящены богослужения Страстной Пятницы. Это – кульминация дней Великого поста и Страстной седмицы, переход к ожиданию Великой Субботы и следующей за ней Пасхальной Воскресной ночи. Сами ученики в то время еще не вполне понимали все значение пришествия Спасителя на землю. Это понимание должно было раскрыться в них постепенно, при помощи Святого Духа; теперь же, и по воскресении Христовом, они ожидали от Спасителя, что Он возвратит Израилю величие и свободу. – Господи, – спросили они, – не в сие ли время Ты восстановишь царство Израилю? Господь отвечал им: – Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец представил Себе; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии даже до последнего края земли ( Деян. 1, 6–8 ). Затем Он благословил их и вознесся на небо. Долго изумленные ученики следили за Ним, пока светлое облако не скрыло Его от очей их; вдруг предстали им два Ангела и сказали: Галилеяне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас па небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1, 11 ). Тогда ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью. Причиной их радости было, конечно, милостивое обещание Господа быть всегда с ними и послать им всесильного Утешителя. Первые известия о распространении Церкви Христовой сообщены святым евангелистом Лукой в Книге Деяний апостолов. Великое благодеяние Божие, что для изучения первого времени мы имеем боговдохновенные Писания, не допускающие и тени сомнения в их достоверности: Деяния Апостольские и Послания Апостольские. Обыкновенно начало гражданского быта народов скрывается во мраке неизвестности; первые известия о них смутны и недостоверны. Это обстоятельство не представляет великой важности в гражданской истории; но не так в истории церковной: в ней начало – самое важное, ибо этому началу, положенному ее Божественным Основателем, должна она оставаться верной в постепенном своем развитии.

http://azbyka.ru/deti/aleksandra-bahmete...

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. 3.2 Или вспомним город Содом, который был цветущим и богатым городом, вроде как и жить было там комфортно. Но есть одно НО — жизнь эта в постоянном грехе. 4) Прошлое. Никто не может изменить прошлое. Его можно лишь принять. Сфокусируйте свое внимание на том, что вы лично можете изменить, то есть направить свою волю в полезное направление. 5) Моя история.  Я поделюсь с вами своей историей. В одно время я стал сомневаться в религиях, хоть и был воспитан в Православной семье. Я стал задаваться вопросами: “Почему меня учили, что правослание истинно? Но как же другие религии? К одному ли Богу ведут все религии? Почему так много мнений? Почему конфесий христианский несколько? Где Истина?”. Много месяцев меня волновали эти мысли, пока я впервые не пришел на Всенощное Пасхальное Богослужение. Теперь я знаю точно, что есть Истина и знаю это уже не только разумом, но и сердцем. 6) А как же я? Подумайте о настоящем. Ветхий завет обновился Новым и сейчас можна жить Новым Заветом. Подумайте, чем именно вы можете послужить Богу? Стремитесь к Покаянию , то есть изменению внутренней и внешней жизни, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога. Покаяние начинается с ума (со смены мировозрения), далее идет в чувства и волю. 7) Ответ на ваш вопрос “Как снова обрести мир с Богом?” Ответ здесь — “Как обрести веру?” Спасибо Вам, Андрей! Сложный вопрос вы подняли, ответить на него непросто. Наверное, я не смогу, но все-же как-то попытаюсь высказаться…

http://azbyka.ru/vopros/kak-snova-obrest...

Остается сказать, что установившиеся в век апостольский духовные связи вечери Господней с воспоминанием Страданий и Воскресения Христова как Новой Пасхи определили дальнейшее положение Евхаристии в Церкви. В течение почти двадцати столетий она сохраняет значение главного богослужения воскресного дня и праздника Пасхи. В литургии Восточной Православной Церкви ее эсхатологический характер особенно ярко проявляется в тот момент, когда священник по приобщении Святых Даров молится: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» 39 . Совершалась вечеря Господня «по домам» ( Деян. 2:46 ) в связи с обычной трапезой ( 1Кор. 11:21–22 ). Пример Самого Христа, соединившего Тайную вечерю с пасхальной трапезой, служит прямым основанием апостолам и их первым последователям к сохранению такого порядка 40 . То обстоятельство, что Иисус Христос соединил Тайную вечерю с пасхальной, а не с какой иной трапезой, не могло составлять затруднения для совершения вечери Господней с обычной трапезой. Дело в том, что преломление хлеба и чаша благодарения не являлись принадлежностью исключительно пасхального стола. Преломление хлеба с произнесением соответствующего благословения полагалось при всяком вкушении пищи 41 . Также полагалась в конце трапезы чаша благодарения, и если число сотрапезников – взрослых мужчин – было не менее трех, то произносился зиммун 42 . Апостол Павел, касаясь принятия христианами пищи, соединяет его с благодарением Бога: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит ( εχαριστε) Бога " ( Рим. 14:6 ). «Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю ( ευχαριστ)? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор. 10:30–31 ). Он предупреждает христиан против лжеучителей, «запрещающих… употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением ( μετ ευχαριστας), ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением ( μετ εχαριστας), потому что освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Отец Филарет преподнес митрополиту Волоколамскому Илариону памятный дар пасхальное яйцо. Председатель ОВЦС обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Всех вас сердечно поздравляю с праздником Пасхи Христовой! Христос Воскресе! В дни Светлой седмицы мы прославляем Воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И за Божественной литургией, и за другими богослужениями мы слышим чтения из Евангелий, повествующие о Воскресении Спасителя, и начальные главы Евангелия от Иоанна, в которых говорится о самом начале Его земного служения, а также отрывки из книги Деяний апостольских с рассказом о том, как Церковь начала делать свои первые самостоятельные шаги после того, как Господь Иисус Христос вознесся на небо. Сегодня мы слышали отрывки из Деяний апостольских и из Евангелия от Иоанна. В обоих отрывках упоминается апостол Петр. В евангельском рассказе говорится о том, как двое учеников Иоанна Крестителя стояли на берегу Иордана вместе со своим учителем и увидели, как приближается Господь Иисус Христос. Это был уже не первый раз, когда Иисус приходил на Иордан к Иоанну Крестителю; и указав на Него, Иоанн сказал: " Вот Агнец Божий " (Ин. 1:29). Услышав эти слова, двое учеников последовали за Господом. " Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, что значит: учитель, где живешь? " (Ин. 1:38). Дойдя до места, где Он находился, эти двое учеников пробыли с Иисусом весь вечер, а затем один из них брат Симона Петра Андрей, которого мы прославляем как святого Андрея Первозванного, нашел своего брата и сказал ему: " Мы нашли Мессию, что значит: Христос " (Ин. 1:41). Он привел Симона к Иисусу. Увидев того, Господь сказал: " Ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) " (Ин. 1:42). И с этого момента Петр стал учеником Иисуса. И не просто одним из учеников, но тем, который особым образом выделен во всех четырех Евангелиях как фактический глава апостольской общины, как тот, кто чаще других реагировал на слова Иисуса и от имени других учеников отвечал на Его вопросы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4875774...

Пасхальное время О. Августин : Действительно, Великий Пост особым образом отличается от всех других постных времен, содержащихся в уставе Церкви. Это Пасхальный Пост - обратная сторона воскресения, в которое человек входит в соприкосновении с Крестным Путем Великого Страдальца. О. Иосиф : Крестный Путь Спасителя - это и наш путь. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23), - обращается к каждой верующей душе Христос. Во дни Великого Поста христианин ближе, чем в другие дни, подходит к узкой тропинке, к тернистому пути. И на этом пути он встречает множество испытаний, трудностей, внутренних томлений, недоумений. Потеряв бдительность, он в одно мгновение может оказаться в пропасти уныния, отчаяния, богооставленности. Таким образом, сострадая Спасителю, человек воспринимает его образ: Распятого и Воскресшего, образ Нового Адама. О. Августин : Одной из важных составляющих предпасхального постного времени является аскетическое осмысление. Аскеза раскрывается как способ самосохранения, в котором человек осознает два основополагающих измерения своего бытия: ограниченность и конечность. Через приближение к правде о себе во Христе мы можем обрести новое для себя измерение. Оно раскрывается в бессмертии дара благодати. Пощение и прощение О. Иосиф : Аскетическое, духовное, богословское осмысление поста очень важно, но его самого по себе не достаточно. Пост требует чего-то большего, нашего участия. И начинается это участие с примирения, с Прощеного Воскресения. Христос наставляет своих учеников: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Это начало поста. Так Церковь призывает нас войти в него, войти в его спасительную струю. О. Августин : Просьба о взаимном прощении многократно повторяется в течение богослужения каждого дня литургического года. Получается, что Чин Прощения, стоящий на пороге Великого Поста, становится кульминацией того, чем жила Церковь в течение года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Первоначально Церковь избегала употребления этого слова, как и templum, потому что это напоминало о языческом богослужении. Но потом слово «гимн» получило право гражданства. Hymnus scitis quid est: cantus est cum laude Dei. Si laudas Deum et non cantas, non dicis hymnum. Si cantas et non laudas Deum, non dicis hymnum. Si laudas aliquid, quod non pertinet ad laudem Dei, et si cantando laudes, non dicis hymnum (знайте, что такое гимн, он есть песнь с хвалою Богу. Если хвалишь Бога и не поешь, то это не есть гимн. Если поешь, но не хвалишь Бога, то это не есть гимн. Если хвалишь что-нибудь, не относящееся к хвале Божией, то, если и с пением будешь хвалить, это не есть гимн). У евреев, как сказано выше, была определенная «аллилуиа» при вкушении пасхального агнца. Принимал ли участие в пении Сам Иисус Христос, неизвестно. Saepe orasse in mundo Jesum legimus; cecinisse, nunquam (читаем, что Иисус Христос часто молился в мире, но чтобы Он пел, об этом не читаем никогда). Но Иустин-мученик («Диалог с Трифоном-иудеем», 106) говорит, что Спаситель принимал участие в пении. Оставаться в Иерусалиме всю ночь во время празднования Пасхи не было обязательно. Как первая Пасха сопровождалась исходом евреев из Египта, так и новозаветная Пасха закончилась исшествием Христа и Его учеников из Иерусалима». Мф.26:31 .  Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; (Ср. Мк.14:27 ; Ин.16:31–32 ). В предстоящее ночное время указывается на ужас, которого не выдержат ученики. Эта ночь будет временем соблазна даже для самых ближайших учеников Христа, они рассеются подобно тому, как рассеиваются овцы, когда бывает поражен пастух. Ученики рассеются все. Ссылка на Зах.13:7 . В цитатах евангелистов кратко передана только мысль подлинника, но в выражениях нет сходства ни с еврейским подлинником, ни с переводом Семидесяти. «Порази» у евангелистов заменено словом «поражу», потому что если бы поставлено было первое слово, то слова Христа не относились бы к настоящему случаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подготовка к посту начиналась под знаком пасхальной трапезы. Вспомните притчу о блудном сыне. Она завершается трапезой, ради которой закалается откормленный телец. Поэтому притча о блудном сыне – на самом деле притча о Евхаристии, о последнем и непрекращающемся пире Царствия, на который позван каждый из нас. Это пир не для каждого лично. Пасха – праздник для всех. Поэтому и притча о мытаре и фарисее, и блудный сын, и описание Страшного суда, и многие другие сюжеты, через которые мы проходили Великим постом – о трапезе, которую мы должны разделить не просто с Богом, но и с людьми, которые рядом. Однако не я звал их на этот пир и не от моего желания зависит, с кем посадит меня Господь за эту таинственную трапезу вечности. В пасхальном богослужении замыкается круг образов и знаков, которые мы созерцали Великим постом. Помогает собрать все эти образы воедино Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, уже не одно столетие читаемое в пасхальную ночь. К чтению и слушанию этого важнейшего текста следует готовиться. И даже если вы хорошо знаете Писание, все же, отправляясь на пасхальную всенощную, перечитайте притчу о работниках в винограднике из двадцатой главы Евангелия от Матфея. «Царство Небесное подобно хозяину, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой» (Мф. 20:1). Так начинается притча. Хозяин выходит на торжище еще в третий час, в шестой, девятый и, наконец, в одиннадцатый, и всякий раз нанимает работников, которые отправляются возделывать виноград. Вечером управитель по повелению хозяина выплачивает каждому по динарию, начиная с пришедших позже всех. Работники первого часа ропщут: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20:11). Как же эти слова напоминают обиду «правильного» брата из притчи о блудном сыне! Но в отличие от кроткого отца этой притчи хозяин дает обидчивым работникам жесткую отповедь: «Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:14-15).

http://pravmir.ru/noch-svyatyih-ogney-i-...

Поклонения Молитва, благословения и другие священнодействия у Православных Христиан сопровождаются различными поклонениями, как то: наклонением головы, коленопреклонением и простертием на земле. Все эти роды поклонения, при Богослужении Православной Церкви, совершаются по образу духовного поклонения Церкви небесной и по примеру Ветхозаветной и Новозаветной первенствующей. О духовном поклонении Господу в Церкви небесной свидетельствуют Пророк Давид и Ап. Павел, говоря: да поклонятся Ему (Господу) все Ангелы Божии ( Псал.96:7 ; Евр.1:6 и сн. Флп.2:10 ). В Церкви Ветхозаветной благочестивый раб Авраама, старейший дома его, обладавший всеми его, посланный обручить Исааку жену, когда узнал волю Божию в назначении ему Ревекки, благословив, поклонился Господу ( Быт.24:26,48 ). Апостолы поклонились Господу, благословлявшему их и возносившемуся на небо ( Лк.24:51–52 ), и проч. В постановлениях Апостольских говорится об оглашенных: и приклоншим им главы, Епископ благословляет их 188 . Главопреклонения называются в Церковном Устав малыми поклонами. О молитвенном коленопреклонении Писание многократно свидетельствует. Коленопреклоняющими пред Седящим на престоле небесном Иоанн Богослове видел в Откровении старцев и Ангелов ( Откр.4:10; 7:11 ). Евреи, услышав в Египте повеление Божие от Моисея о заклании Пасхального агнца в знак избавления своего, преклонился народ и поклонился ( Исх.12:27 ). С коленопреклонением молился Соломон в новосозданном храме своем, – и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян ( 2Пар.6:13 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его ( Дан.6:10 ). И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли ( Неем.8:6 ). Коленопреклонением заключил предсмертную свою молитву Первомученик Стефан, и в сем молитвенном стоянии предал дух свой Богу ( Деян.7:59–60 ). При молитве преклоняли колена Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010