Лк 19:12–28 . Пятница 27 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 96 В то время, когда Иисус приблизился к Виффагии и Вифании на склоне горы, называемой Елеон, послал Он двух из учеников и сказал: идите в селение напротив, при входе в которое найдете осленка привязанного, на которого никогда никто из людей не садился, и отвязав его, приведите. И если кто спросит вас: “почему вы отвязываете?” – вы скажете так: “потому что он нужен Господу”. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали осленка, хозяева его сказали им: что вы отвязываете осленка? Они же сказали: он нужен Господу. И привели его к Иисусу; и накинув одежды свои на осленка, посадили Иисуса. И когда Он ехал, люди постилали одежды свои по дороге. И когда Он приближался уже к спуску с горы Масличной, все множество учеников в радости громким голосом начало восхвалять Бога за все чудеса, какие они видели, говоря: Благословен Грядущий, Царь, во имя Господне; на небе мир, и слава в вышних. И некоторые из фарисеев сказали Ему из толпы: Учитель, запрети ученикам Твоим. А Он ответил: говорю вам: если они умолкнут, камни возопиют. Настал же день Опресноков, когда надлежало заколать пасхального агнца; и Он послал Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам пасху, чтобы нам вкусить ее. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? И Он сказал им: вот, когда будете входить в город, встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним в дом, куда он войдет; и скажете хозяину дома: “говорит тебе Учитель: где покой, в котором Я вкусил бы пасху с учениками Моими?” И он вам покажет горницу большую, убранную; там приготовьте. Они пошли и нашли, как Он указал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и Апостолы с Ним. И Он сказал им: великим желанием возжелал Я вкусить эту пасху вместе с вами прежде Моего страдания: ибо, говорю вам, не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царстве Божием. И взяв чашу, возблагодарив, сказал: возьмите ее и разделите между собою, ибо говорю вам, что не буду пить отныне от плода лозы виноградной, доколе Царство Божие не придет.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Молитва Ефрема Сирина читается в дни Великого поста. Это по преимуществу молитва покаяния. Но Великий пост приводит нас к Пасхе. Покаяние же приводит к радости, о которой один из замечательных проповедников XVIII века архиепископ Белорусский Георгий (Конисский) сказал так: «Радость плотская ограничивается наслаждением: по мере, как затихает гудок, затихает и веселость. Но радость духовная есть радость вечная; она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит и по ту сторону гроба» . Связь покаяния и радости, Креста и Воскресения становится одной из тем Каменноостровского цикла. Следующее стихотворение уже вплотную приближает нас к богослужению Страстной (в древности она называлась Пасхальной) недели. «Подражание италиянскому» Смерть Иуды. Капитель церкви св. Лазаря, Франция. XII в. «Подражание италиянскому» называется так, потому что оно представляет собой подражание сонету итальянского поэта Франческо Джанни, известному Пушкину во французском переводе А. Дешана. Если «Отцы пустынники…» многими нитями связано с воспоминаниями Великой среды, то «Подражание италиянскому» переносит нас к событиям Страстного четверга и Страстной пятницы – предательству Иуды. Как с древа сорвался предатель ученик, Диявол прилетел, к лицу его приник, Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной И бросил труп живой в гортань геенны гладной… Там бесы, радуясь и плеща, на рога Прияли с хохотом всемирного врага И шумно понесли к проклятому владыке, И сатана, привстав, с веселием на лике Лобзанием своим насквозь прожег уста, В предательскую ночь лобзавшие Христа. Пушкин вслед за Джанни и Дешаном пытается написать о том, о чем Священное Писание и богослужебные тексты Страстной седмицы хранят молчание. В образном строе своего стихотворения он следует не за православной, а скорее за католической традицией. Пушкин рисует безотрадную картину гибели человеческой души. О чем же рассказывает евангельское повествование? Один из 12 учеников Христа Иуда еще в среду уговорился с иудейскими первосвященниками, что предаст им Христа за 30 сребреников. В ночь с четверга на пятницу он привел вооруженных людей от первосвященников в Гефсиманский сад, куда Иисус любил уединяться со Своими учениками. Для того, чтобы воины знали, кого схватить, Иуда договорился с ними об условном знаке: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф. 26: 48–50). Так совершилось предательство; ночь, в которую оно произошло, Пушкин называет «предательской». Поутру, узнав, что Иисус осужден, Иуда, «раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27: 3–5).

http://pravoslavie.ru/92862.html

Мф. 26:21–39 . Среди самой вечери Иисус сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Встревоженные, до последней степени опечаленные ученики поочередно спрашивали: «не я ли, Господи?» Он отвечал: «Опустивший со Мною руку в блюдо – этот предаст Меня». Спросил и Иуда, уже продавший Его: «Не я ли, учитель»? Он отвечал: «Ты сказал». По окончании пасхальной вечери Спаситель, как было уже сказано выше, установил таинство причащения, вслед за которым Иуда отправился к первосвященникам для предания своего учителя. После него душа Спасителя излилась вся в этой чудной, прощальной беседе с учениками, которая начинается: «Ныне прославился Сын человеческий и Бог прославился в Нем» и т. д. Начатая еще в доме, она продолжалась и по дороге на гору Елеонскую, и заключилась молитвой, какую мог вознести Отцу небесному только Богочеловек накануне искупления и примирения всего человечества с Богом Отцом. Эта беседа и молитва составляют первое Евангелие на утрени Великого пятка, а потому о ней и подробностях предания Господа Иисуса из других евангелистов, которые читаются на той же утрени, будет сказано при рассмотрении ее. Предсказав ученикам, что они все соблазнятся в эту ночь о Нем, предсказав и Петру троекратное отречение от Него, несмотря на уверения всех, что они готовы умереть с Ним, Он пошел с учениками Своими на гору Елеонскую, перешел на другой берег потока Кедрона и, остановившись в Гефсимании, взял с собою Петра, Иакова и Иоанна. И здесь начались Его внутренние страдания, Его душевный муки за грехи человечества, те муки и страдания, для выражения которых нет слов на языке человеческом. «Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Он этим ученикам, – побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: «Отче мой! если возможно, да минует Меня эта чаша; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». И до того была полна эта чаша, до того отяготило на Нем взятое Им бремя, что даже Его силы изнемогли. Лк. 22:43–44 . Ангел с неба должен был явиться для укрепления Его. До того муки и страдания Его души были выше всех и всяческих страданий человеческих, что они отразились на теле в необыкновенном явлении: «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Но что же избранные Им ученики?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Мф. 26:40 . Они, которых Он просил бодрствовать эту ночь, спали. Господь подошел к ним и сказал Петру: «Так ли вы и один час не могли пободрствовать со Мной? Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в искушение». И опять удалился от них, и опять те же муки и страдания. Подошел Он еще раз к своим ученикам, и нашел их также спящими, потому что, замечает евангелист, глаза их отяжелели, т. е. они были в том положении, какое, по каким-то неведомым законам человеческим, овладевает людьми пред величайшими испытаниями и несчастьями, в положении почти мертвого сна, совершенного оцепенения. Оставив их, Он отошел опять, и в третий раз молился, чтобы миновала Его эта чаша. Наконец, подошел к ученикам и сказал им: «Вы все еще спите и почиваете, вот приблизился час, и Сын человеческий предастся в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот предающий Меня». Иуда с толпой народа, посланного первосвященниками, подошел. Условное лобзание раздалось, и – совершилось предание. Петр выказал свою ревность: выхватив свой нож, отсек первосвященническому рабу ухо. Но Господь сказал: «Оставьте, довольно; и, коснувшись уха, исцелил его». ( Лк. 22:51 ). Затем, обратившись к толпе, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день сидел Я, уча во храме, и вы не брали Меня». И поволокли невиннейшего страдальца, мученика бесконечной любви к человечеству по нечестивым судьбищам. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. И сбылось над ними слово пророка, которое напомнил им Господь на пасхальной вечери: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада». Это было перед полуночью. Евангелие Великого четверга обнимает ход событий вплоть до самого утра (Me. 26:57–27:1–2). Но я здесь остановлюсь, потому что подробности Его допросов, истязаний и предания на суд Пилату читаются в Евангелиях страстей, т. е. на утрени Великого пятка. Мой друг! Передавая тебе содержание рассказа об этих великих и страшных событиях, я уже и не знаю на чем остановиться: на этом ли ослеплении и озлоблении, до какого могут дойти люди, на этом ли истощении, на какое осудил Себя Сын Божий, на этой ли цене, какой искуплено человечество? Все чудно, все неизреченно, все непостижимо. От всего содрогается душа, потрясается все внутреннее существо. Но как представишь себя, что в этой необъятной массе грехов, под тяжестью которых в Гефсиманском саду пал Богочеловек, были и мои грехи, что эти капли крови, падавшие в смертельном борении с Его чела на землю, источила, между прочими, и моя беспутная жизнь; как раздумаешься обо всем этом, то не умею выразить, что бывает в это время на душе...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Не злословьте друг друга, братия 14.01.2013 23:55:03 Алексей Харитонов Приближается Великий Пост — время, когда мы все совершаем паломничество к истокам нашей веры. Исторически Великий Пост связан с Таинством Крещения, которое обычно совершалось под Пасху — откуда в пасхальном богослужении и сохранились слова " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " . Сорокадневный пост был завершающим этапом оглашения, когда люди, решившиеся быть Христианами, решившиеся последовать за Господом, совершали последние приготовления к тому, чтобы навсегда порвать с прежней жизнью, и вступить в новую жизнь — жизнь в святости и страхе Божием, в тщательном хранении заповедей и в уповании на Христа.   В нашей христианской жизни бывает, что пламенное горение новообращенного, первая любовь к Господу, ревность о хранении Его святых заповедей, постепенно остывает. Человек, конечно, не лишается веры, но сознание предстояния пред Богом, благоговейного страха Божия, становится гораздо менее ярким. Человек продолжает избегать грубых, очевидных грехов — воровства, убийства, прелюбодеяния — но его бдительность по отношению к греху заметно ослабевает. И один из грехов особенно выступает на поверхность — это злословие. Не нужно думать, что это незначительный грех — святой Апостол Павел перечисляет его в одном ряду с такими грехами, как идолослужение, блуд, мужеложство и воровство, предостерегая своих читателей, что поступающие так Царства Божия не наследуют (1 Кор.6:9). Как говорит Сам Господь Иисус, " Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. (Матф.12:36,37) " В наше время многие из нас имеют доступ к сети Интернет, и это может быть огромным преимуществом; в сети доступны труды Отцов Церкви, лекции лучших профессоров, есть возможность общения с братьями и сестрами по вере, есть возможность узнавать об их нуждах и оказывать помощь, есть возможность проповедовать Слово Божие неверующим и свидетельствовать об истине Православия, причем мы можем делать это, даже не покидая удобного кресла перед монитором.

http://radonezh.ru/analytics/ne-zloslovt...

Но в Божией церкви еще не возвещена радость о воскресении распятого и погребенного. Середи ее стоит плащаница; первый псалом ее, после обыкновенного начала, пятидесятый, первые песни ее – тот же канон: «Волною морскою» и пр., который пелся и вчера на утрени. Значит, первые минуты пасхальной полуночи посвящены воспоминанию пребывания Господа Иисуса во гробе. С окончанием канона, трисвятое, вчерашний же тропарь «Егда снисшел еси к смерти» и пр., краткая ектения, и отпуск. Этим оканчивается воспоминание страшных событий. Вслед за этим священнослужители относят плащаницу в алтарь, где и возлагают на престоле. И вот, при заключенных царских дверях, священнослужители в алтаре начинают петь воскресшему: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». С этой песней они выходят из алтаря северными 274 дверьми, потому что до чудного «Христос воскресе» двери царские еще заключены, и со всем народом идут кругом церкви. В некоторых местах кругом церкви обходят однажды, в других, как например, в древнейших обителях, трижды. В уставе нет прямого указания на это, и потому то и другое может быть допущено. Но прежде, чем рассматривать пасхальную утреню, считаю необходимым остановиться несколько на самом событии воскресения и ближайших последствиях его. Вот как совершилось оно, по рассказу евангелиста Матфея. «И вот сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба, и сидел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашась Его, стрегущие пришли в трепет, и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам (Марии Магдалине и другой Марии, пришедшим посмотреть гроб) сказал: не бойтесь, знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Нет Его здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» ( Мф. 28:1–6 ). Ближайшими последствиями воскресения были явления воскресшего Господа, о которых так говорит евангелист Марк: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, после сего явился двум из учеников на дороге, когда они шли в селение, наконец явился всем одиннадцати, возлежавшим на вечери» ( Мк. 16:9, 12, 14 ). Естествен вопрос: как приняты были эти явления?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Но хотя Господь позволяет делать в субботу то, что диктует необходимость, тем не менее Он хочет, чтобы мы знали и помнили, что это Его день. «Сын Человеческий есть господин и субботы». В Царстве Искупителя, в Церкви Христовой день субботний становится днем Господним – воскресением. В знамение этого он не только обретает новое имя, но делается новым днем, первым днем недели. «Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить». Наш долг – освящать праздничные и воскресные дни посещением храма Божия. Мы не должны пропускать богослужения в эти дни без серьезной на то причины. В синагоге в субботу Господь учил. Он пользовался всякой возможностью учить – не только Своих учеников, но весь народ. Исцеленный Христом был одним из слушателей Его слова. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Кто желает исцелиться благодатью Христовой, должен желать узнать учение Христово. Однако среди слушающих Господа и свидетелей чуда были и те, кто пришел с единственной целью уловить Его. Книжники и фарисеи наблюдали за Ним, подстерегая Его как лев добычу, – не исцелит ли Он в субботу. Христос не стыдится и не страшится исповедовать истину благодати и милости. «Он сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил». Это событие не происходило где-то в углу. Господь хочет, чтобы все видели, что происходит. И Ему надо, чтобы мы научились высоко держать знамя нашей веры и не смущаться никакого противостояния. Он обращается к Своим врагам: для того ли существует четвертая заповедь о почитании дня субботнего, чтобы удерживать людей в этот день от делания добра? «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу, или погубить?» Не делать добра, не означает ли делать зло – в любом случае человек что-то же делает в этот день! Все измеряется любовью и служением ближнему – тем совершенством крестного и пасхального дара Христова, к которому должен вести Закон. И в то время как Господь спасает жизнь человеческую в день субботний, Его враги приходят в бешенство и говорят между собою, как погубить Его. Неделя 21-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но Христос, Агнец Божий, закланный за нас и воскресший, даровал людям несравненно большие блага, и если радовались евреи спасению своих первенцев и немедленно последовавшему затем исходу своему из земли Египетской в землю Ханаанскую, то несравненно больше побуждений имеем мы, христиане, радоваться нашей Пасхе. Какие же это блага, за которые мы в праздник Пасхи с великой радостью должны прославлять Христа? «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победную поющия»: вот те блага, которые даровал нам Христос, наша Пасха, и к радости о которых так восторженно приглашает нас Святая Церковь устами песнопевца: «Просветимся людие», радовались евреи, что кровью пасхального агнца избавлены от смерти первенцы их. Но кровь новозаветного Агнца Христа спасает от смерти всех людей. 1) Христос не только в лице Своем восторжествовал над смертью, воскресши из мертвых, но Своим воскресением положил начало всеобщему воскресению. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20,22 ). 2) Победив смерть, Христос вместе с тем победил имущего державу смерти диавола, который был виновником смерти в роде человеческом, внушив нашим прародителям пренебречь угрозу смерти, изреченную Господом для предупреждения их от преслушания Его заповеди. Своей смертью и воскресением Христос даровал нам залог избавления от смерти не только телесной, но и духовной, которая состоит в том, что душа лишается благодати Божией и вместе с тем духовного света, радости и блаженства. Эта благодать даруется в Таинстве Крещения. Человек, умерший грехом для духовной жизни, оживает в Таинстве Крещения, которое есть духовное рождение ( Ин.3:5 ). Возрождающая сила Таинства Крещения зависит от смерти и воскресения Христова. «Неужели не знаете, – говорит апостол, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но я отвечаю за них: они, несомненно, православной христианской веры, потому что принадлежать к православно-христианской церкви и разделяют веру этой Церкви, участвуют в ее молитвословиях, приступают к ее таинствам; постигают смысл всего этого не всегда умом, но постигают сердцем, так как помимо ума имеется в нашей душе более глубокий способ постижения таин веры, способ постижения именно сердцем, как, например, дети и простые благочестивые люди сердцем далеко глубже постигают внутренний смысл пасхальной песни: Воскресенья день! просветимся, люди! чем постигают умные своим умом. Не всегда способны простые люди исповедать свою веру, т, е. точно выразить ее смысл собственными устами, независимо от стороннего руководства; но исповедуют под руководством церкви, повторяя вместе с нею и за нею в душе и собственными устами: Господи помилуй. Боже! милостив буди мне грешному. Верую во единого Бога Отца Вседержителя. Верую Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христом, Сын Бого живого и т. д. Такая-то простота нашего простого православного люда слишком далеко отстоит от самозаключенного идиотства трех старцев, которые или от роду не знали ничего, или же все в своей отрешенности от мира забыли; которые ни в богослужении церковном, ни в таинствах не участвовали; у которых не имеется не только никаких слов для исповедания веры в Бога христианского, но никаких и понятий христианских, никакого содержания веры, А что благодать Святого Духа, витая в церкви, врачует немощное и недостающее восполняет в ее членах, об этом послушаем опять же св. апостола Павла, «Братие! блюдите единение духа в союзе мира, Едино тело есмы, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего. Едина вера у нас; едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас. И Он поставил одних апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, в дело служения, для созидания тела Христова, т. е, церкви; доколи все приидем во единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова: дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, но лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения; но истинною любовью все возрастали в Того, Который есть Глава, Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви, в любви каждого и всех ко всем ( Еф.4:4–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Ну, вы, наверное, помните, что Господь с учениками на Тайной вечере праздновал Пасху. А почему это было в закрытом помещении? Потому что Пасха – это семейный праздник у евреев. Он отмечается или в кругу семьи, или же среди близких друзей. А так как мы, христиане, все – одна семья, и не настолько разобщены, как ветхозаветные люди, то мы празднуем соборно этот праздник. Хотя бы ночью собираемся на Пасхальное богослужение в память о предыдущей Пасхе, которая тоже совершалась в ночи. И, без сомнения, те, кто оказывается в эту Пасхальную ночь в храмах – более защищены, чем те, кто спит в своих домах, уютно устроившись на кроватях и обложившись подушками. Ибо Ангел-губитель может прийти к каждому из них и в любой момент, в любой миг коснуться их Божественным гневом. Исх.12:15 . «Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля». Квасной – по-еврейски «хамец». Хамец надо уничтожать. И вот когда мы читаем, что Господь говорит Своим ученикам: «И послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» ( Лк.22:8 ), это значит, что Он просит очистить помещение от хамец, то есть от всего квасного. И только тогда, когда помещение таким вот образом очищается, оно считается пригодным для Пасхальной трапезы, в этом помещении можно находиться и праздновать Пасху. Даже был такой обычай: специально читалась некая молитва на обнаружение хамец. Брали свечку, читали молитву: мало ли где-нибудь какая-нибудь крошка кислого хлеба найдется! Но чтобы эта молитва не была напрасной, в угол специально клали этот самый хамец. Тогда, прочитав молитву, можно было найти то, что не найдено, и забрать то, что специально положили: тогда молитва не будет напрасной! Вот так скрупулезно евреи исполняли внешнюю форму Пасхи, не понимая, что ее главный духовный смысл – это вера в распятого Агнца Божия – Христа Спасителя! Исх.12:16 . «И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам». То есть можно было есть, но никакой работы нельзя было делать. И мы, христиане, тоже придерживаемся принципа в большие праздники не заниматься работой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010