Коловий или левитон ( κολ βιον, κολοβι ν, производимое от κολοβς 1263 , λεβητ ν, λεβι( υι) τ ν, λεβητονριον),– поколенную рубашку без рукавов, только с прорезями для рук или с очень короткими по локоть рукавами, из материи льняной или шерстяной 1264 . 2 . Аналав-особую перевязь коловия или рубашки по груди. 3 . Кожаный пояс. 4 . Милоть ( μηλοτ от μλον – овца, коза),– верхнюю накидку или короткий плащ, в роде капюшона, из нагольной, «или никакой материей не покрытой выделанной овчины. 5 . Кукуль – шапочку в форме островерхой скуфьи. 6 . Мафорий – покров на шапочку в виде и вроде башлыка 1265 . После перехода монашества из Египта в страны настоящей Греции в одеждах монашеских, введённых преподобным Пахомием, произошли некоторые изменения,– отчасти они были переменены, отчасти дополнены: коловий, носившийся монахами Египетскими и как верхняя и как нижняя одежда, т. е. надевавшийся прямо на тело без поддевания под него рубашки в собственном смысле, был заменён двумя одеждами – названной сейчас рубашкой ( ποκμησον) 1266 и хитоном, милоть была заменена мантией и затем была прибавлена ещё новая одежда паллий, так что после этих перемен, одеждами монашескими стали: кукуль с покровом или мафорием, хитон с рубашкой под ним, аналав, паллий, пояс и мантия. К одеждам должна быть прибавлена обувь, которой монахи Египетские почти никогда не носили 1267 и относительно которой нет правила в уставе Пахомия. Этой монашеской обувью стали сандалии или калиги 1268 . В этом изменённом виде монашеские одежды остаются и до настоящего времени, остаются, впрочем, в книгах, в чинах пострижения, но не на самом деле. Одежды монахов малого и великого образа, или по-теперешнему манатейных и схимников, были совершенно одни и те же, как ясно показывают чины пострижения (до настоящего времени) 1269 , и различались между собой тем, что одни – монахов великого образа или схимников были с «иконами воображёными» 1270 , т. е. нашитыми или вышитыми на них изображениями крестов, а другие – монахов малого образа или манатейных были просты.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С вечера вносятся во святой жертвенник (в алтарь) ризы хотящего принять святой образ и полагаются на подножии святой трапезы (престола), дабы они святились от святого места и могли быть приняты, как от Самого Бога. На утрени, в день пострижения, поется особый канон. Он состоит из молений о приемлющем святой образ (ангельский). Пострижение же в великую схиму, совершается на литургии в то же время, как и пострижение в малую схему, именно на Малом Входе. «Входу, бывшу с Евангелием, хотяй прияти святый образ, отлагает главы своея покров (κλυμμα – 2Кор.3:13–16 ) и сущия на ногах каллиги ([kαλλγια) (Требн.), и, сотворив поклоны три, стоит; по Входе глаголет отпустительный тропарь дне», потом тропари особые и антифоны умилительные, покаянные. После них игумен, пришедшему принять великую схиму, предлагает те же вопросы, какие предлагаются и при пострижении в малую схиму: «Что пришел еси, брате? Желавши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д.; при этом спрашивает: «Отрицаешилися мира, и яже в мире, по заповеди Господней?» По испытании пришедшего принять великую схиму и после молитв о нем, игумен трижды велит, как при пострижении в малую схиму, подать ножницы, и затем постригает его. При пострижении дается постригаемому новое имя 1255 . После сего постриженный облачается. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, какие носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов великосхимника. Так, при облачении в рясу игумен говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великого ангельского образа», при облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великого и ангельского образа» (а не обручение). Вместо клобука великосхимник надевает кукуль (tò κουκολων – шапочка). Кукуль отличается от клобука тем, что остроконечен, и покрывает голову и плечи кругом, и украшен пятью крестами, которые расположены на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его игумен говорит: «Облачится в кукуль беззлобия, в шлем спасительного упования». Как при пострижении в малую схиму возлагается параманд, так великосхимнику возлагается аналав (νλαβον), то же, как и параманд ([pαραmανοας), четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плеча монаха и украшенный крестами (аналав происходит от α=ναλαμβνει – воспринимать). При наложении аналава игумен говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на рамех и следует Владыце Христу. Оканчивается чин пострижений в великую схиму целованием, т. е. братским приветствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Итак, этот образ (σχμα), святой и пророческий и апостольский и особенно – ангельский, ибо в нем – подражание девству ангелов, и их подчинению, и песнословию, и нестяжанию, и неусыпной молитве, и славословию, и неустанному служению. В особенности же это – жительство и образ Спасителя нашего. Ибо Он, исправляя наше естество и возводя его к первоначальному состоянию (ες τ ρχαον) и творя его по подобию Божию, соединился с нами и стал как мы (καθ’ μς γγονε). И, отъемля настоящую тленную жизнь мира [сего], которая возникла по причине преступления и текучести (ος), Он явил эту небесную жизнь и жительство (πολιτεαν). Итак, монах уже не [принадлежит] земле и миру сему, но [становится] премирным (περκσμιος) и небесным, и воистину жительство его с [апостолом] Павлом на небесах, и это ему обещано. Поэтому пусть ведает всякий монах, что он уже не принадлежит настоящей жизни, но для жизни этой умертвился, и стал нетленным и небесным человеком. И, говоря снова по [апостолу] Павлу, «Мир ему распялся, и он миру». И схима монаха все это являет. Она вся черного цвета – по причине плача и смерти плоти, и мрачности греха; из власов – по причине мертвенности, [наподобие] кожаных риз. А хитон – из-за благодати Божией, одеяние нетления. Паллий же – в знак покрова, [простираемого над монахом] Богом. Куколь же – ради незлобия и хранения чувств, и смиренномудрия, и чистоты и охранительности владычественной [части души]. Аналав же – в знак того, что [монах] берет на плечи крест и следует за Спасителем. Пояс – ради силы, целомудрия и чистоты. Сандалии – чтобы [монах] шествовал прямым путем и наступал на всякую силу вражию. Мантия – по причине всеобъемлющего Божественного Промысла, содержащего и сохраняющего, и изображает гроб тела и невозможность делать ничего из мирских [дел], поскольку не имеет рукавов. И на всем этом – образ креста, поскольку вся жизнь монаха – распята и [состоит] в следовании Распятому, и Кресту Его подражает и его носит. И вообще этот образ (τοτο τ σχμα) разрушает преслушание и проклятие смерти и состав человеческий, [возникший] посредством текучести, осквернения и наслаждения, и Рай отверзает, и самое небо, и бессмертие дарует и является начатком вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

После этого, настоятель объясняет ему смысл монашества, снова спрашивает добровольно ли и обдуманно ли он поступает, и только после того, как три раза получит из рук постригаемого ножницы, постригает его крестоорбазно, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, называя его при этом новым именем. Перемена имени означает, что, приняв постриг, новый монах начинает новую жизнь. На принявшего малую схиму (как теперь называется эта степень посвящения), одевают подрясник и параманд – четыреугольный кусок материи с изображением Креста Спасителя и орудий Его страданий. Поверх рясы облачается мантия – длинный плащ без рукавов и, наконец, на голову одевается клобук – камилавка с покрывалом – наметкой . В руки даются четки – шнурок с нанизанными на него шариками, которые служат для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение, напоминая монаху о том, что он должен проводить духовную жизнь. После окончания облачения, произносится ектения с прошениями о новопостриженном, читается Евангелие – Мф. 10:27–11:28  и, наконец, ему даются крест и свеча. Принимающие великую схиму дают еще более строгие обеты. Приготовленное для них облачение кладется у Престола, им еще раз меняют имя, вместо параманда одевают аналав , который носится на плечах, и вместо клобука – кукуль , покрывающий голову и плечи. Когда монах поставляется в игумены, ему дается жезл (посох), в знак того, что он должен управлять монахами, а при поставлении в архимандриты на него одевают мантию с пришитыми спереди скрижалями – четыреугольными кусками материи красного или синего цвета. Скрижали обозначают, что архимандрит руководит монахами по заповедям Божьим. Кроме того, он получает палицу и митру . Епископская мантия делается цветной и, кроме скрижалей, на нее нашиваются несколько полос, называемых источниками и обозначающих учение, проистекающее из уст епископа. Монашество могут принимать и женщины, поэтому существуют и женские монастыри. Образ жизни, одежда и обеты монахинь те же, что у монахов. Суточный и недельный круги Богослужения. Требы

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такая тяжесть вериг была бы совершенно невероятною, если бы самыя вериги не сохранились до-днесь в Борисоглебском монастыре. При всем очевидном различии в материале и форме построения вериг и параманда-аналава, между ними есть несомненная связь по идее. Но мне до последнего времени не приходилось встретить ни одного экземпляра вериг, который бы, как памятник, сам по себе решительно обнаруживал эту связь. Вот такой именно памятник представляет лицевые вериги, с очень недавнего времени находящиеся в моем собственном археологическом собрании. Эти вериги были найдены близ г. Каширы. Вериги железные, весом 7½ фунтов. Главные составные части этих вериг – две плитки, из коих каждая в виде четырехугольника с несколько вогнутыми сторонами и закругленными углами. Эти плитки имеют по четыре отверстия на углах в виде ушков, к которым с двух сторон прицеплены по три узких пластинки, составляющие три звена с каждой стороны и соединяющие те широкие плитки между собою. Средние звенья – пластинки несколько согнуты, так что, при надевании вериг на плечи, они приходятся как раз против плечных костей и плотно прилегают к плечам. Таким образом, каждые три пластинки, при их сцеплении, составляют короткую плоскую цепь, служащую надплечьем, подобно тому, что представляют собою ремни или шнуры параманда-аналава. Кроме того, к одной плитке снизу прикреплены еще по две пластинки с каждой стороны, немного выгнутые, так что, при надевании вериг на плечи, они плотно облегают бока. А у другой плитки – одна маленькая пластинка в виде петли застежки. Такие вериги могут быть надеты на плечи не иначе, как если продеть голову между двумя рядами звеньев – плоских цепей: тогда одна плитка придется на спине, а другая на груди, при чем та, которая на спине, будет плотно притягиваться нижними поперечными пластинками-звеньями, как поясом, и посредством них будут соединяться обе плитки, передняя с задней. Такое железное облачение несомненно – вериги, и, в то же время, оно есть несколько видоизмененный железный параманданалав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Того же к тому же великому старцу. Помолись о мне, ибо я очень скорблю. 110. Тому же брату пришла мысль, что великий старец скоро умрет: опечаленный сею мыслию и скорбя о спасении своем и всего общежития, он открыл сие тому же великому старцу и получил следующий ответ: 111. Того же к тому же великому старцу прошение молитвы о том, чтобы Бог даровал ему (духовное) преуспеяние. 112. Тот же брат просил великого старца помолиться за него, дабы сподобиться ему принести себя в жертву мертвости Иисусовой. 113. Тот же просил молитв великого старца, дабы избавиться ему от ветхого человека. Вопрос 114, того же к тому же великому старцу: о различных помыслах и о совершенстве в пути Божием. Вопрос 115, того же к тому же великому старцу: об унынии и некоторых других помыслах. 116. Того же к тому же великому старцу о тайном искушении и о преуспеянии. Вопрос 117, того же к тому же великому старцу: о преуспеянии душевном, о научении брата, и о вере к общему (духовному) отцу. Вопрос 118, того же к другому старцу. Как поступать желающему безмолвствовать, дабы избежать прославления имени своего, чтобы слава, превышая дела его, не повредила ему; потому что отцы сказали: горе тому человеку, которого имя выше дел его; и беседовать ли с некоторыми или вовсе ни с кем не беседовать? Вопрос 119, того же к великому старцу. Прошу тебя, честнейший отец мой, снизойди моей немощи и разреши мне, когда кто из отцов пожелает прийти ко мне в келлию, чтобы помолиться за меня, принять его, ибо я отягчен унынием, пока Бог , молитвами вашими, утвердит мою душу. 120. Того же к тому же великому старцу, прошение молитвы, и о совершенном безмолвии. 121. Тому же великому старцу: дозволит ли он ему (проходить) совершенное безмолвие? 122. Прошение молитвы и наставления к добродетельной жизни. 123. Прошение того же к тому же великому старцу. Святой Отец! Благослови меня благословением духовным и освяти мне посланный к тебе куколь и аналав, чтобы иметь мне их как покров от всякого зла о Христе, Господе нашем. 124.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Одежды монашествующих становятся настолько однообразными, что даже аналав, искони составлявший принадлежность великосхимнического одеяния, переходить и к малосхимникам. Вообще говоря, чин малой схимы отличается от последования великой схимы только меньшей торжественностью, а по существу – это тот же самый чин, что и чин великой схимы. Не будь в чине малой схимы решительного заявления, что для постриженика он является только лишь обручением великого ангельского образа, не посвященному в тонкости церковного устава богомольцу не было бы, пожалуй, возможности определить, какую схиму в данный момент принимает постригающийся брат – малую, или великую. 650 XXIV Тип современного нам последования малой схимы начал складываться, как мы уже сказали, с XIV века. Об этом свидетельствует вышеотмеченный чин малой схимы в Евхологии XIV века Ватопедской Афонской библ. 133 (744). В Евхологиях XV и XVI веков чин этот находить себе многократное повторение. Но, тем не менее, и в XV–XVI веках встречаются по рукописям а) чины малой схимы, приближающиеся, по типу своему, еще больше, чем чин в Евхологии (744), к последованию великой схимы, а с другой стороны – встречаются б) чины, по составу молитв своих весьма напоминающие древнейшие чины просхимы, известные нам по памятникам XI–XII века. Чины эти связаны с последованием великой схимы одной общей молитвой и единством одежд, да еще единством состава песенной части в службах накануне пострига и в самый день пострига. Во главе чинопоследований малой схимы первого типа можно поставить то, которое в Евхологии 1408 года Афоно-Дионисиатской библ. 450 озаглавлено: κολουθα ες κουρν μανδυτου, л. 58 об. 651 . Во главе же чинопоследований второго типа мы поставили бы чин в Евхологии – Номоканоне 1464–1465 г. Иерусалимской патриаршей библ. 68, под заглавием: κολουθα το μικρο σχματος, το πιλεγομνου μανδου, л. 114 652 . а) Устав пострижения в мантию по Евхологию 1408 г. Афоно-Дионисиатской библ. 450 начинается с указания относительно одежд постригающегося, которые вносятся в храм с вечера и полагаются пред образом Христа Спасителя μπροσθεν τς εκνος Χριστο. На утрени (ν τ ρθρ) поются канон великой схимы и обычные стихиры схимы. На литургии сначала положены обычные антифоны: Ελγε ψυχ μου... и Ανε ψυχ μου..., а затем – блаженны. По входе – антифоны. И блаженны, и антифоны совершенно одинаковы с положенными в чине малой схимы по Сборнику Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 343, лл. 15 об.–22 об 653 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

3. Облачает в куколь, соединенный с аналавом : «Брат наш (имя) облачается в куколь незлобия, в шлем спасительной надежды для пребывания в молчании, в духовном размышлении и в тщательном к себе внимании, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем «Господи, помилуй». Возлагает на него куколь с аналавом, покрыв голову и опустив сзади и спереди; затем берет в левую руку конец передней полы аналава, правою благословляет полу и дает ему целовать : «Брат наш (имя) принимает аналав, как крест, на свои плечи, чтобы следовать за Владыкой Христом, всегда помнить Ею добровольно перенесенные ради нас страдания и смерть и стараться усердно, насколько возможно, подражать Ему, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 4. Облачает в схимническую мантию без фалд : «Брат наш (имя) вторично одевается в одежду спасения и броню правды, чтобы уклоняться от всякой неправды и всеми силами отказываться от рассуждений собственного разума и своевольных желаний; чтобы всегда размышлять о смерти; быть распятым для мира, мертвым для всякого злого дела и всегда живым для всякого ревностного служения Христу, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 5. Обувает в сандалии : «Брат наш (имя) вторично обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело; медленным и неподвижным на самоволие и на всякое непристойное дело и чтобы день и ночь с бодростью и терпением подвизаться в молитве, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Вручает четки : «Прийми, брат (имя) , вторично духовный меч, который есть слово Божие, и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса, непрестанно произнося: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Помни, что отныне ты должен всегда непрестанно иметь на своих устах слово Божие, пребывая в молитве, славословии и пении псалмов и духовных песнопений, чтобы никакое гнилое слово не исходило из твоих уст, — во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Радуйся, в чтениих и пениих церковных поучавыйся день и нощь. Радуйся, из млада млеком слова жизни питавыйся; Радуйся, во благодати у Бога и человек непрестанно возраставый. Радуйся, в тайне от людей молитися возлюбивый; Радуйся, от Видящаго яже в тайне, яве прославленный. Радуйся, во отрочестве не с земными сверстники, но с небесными Ангелы содруживыйся; Радуйся, всего себе Богу предавый. Радуйся, целомудрия ревнителю; Радуйся, чистоты хранителю. Радуйся, Евфимие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Кондак 3 Сила Вышняго осени тя, преподобне Евфимие, егда мира отвергся, иноческое житие восприял еси, по непреложному обетованию Божию, тебе изреченному при пострижении: “Аще и мать забудет отроча, Аз не забуду тебе”; сего ради к лику иноков причтен быв, вопиял еси Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея в иночестем житии мудраго наставника блаженнаго Дионисия, преуспевал еси, преподобне, в подвизех и трудех, восходя от силы в силу, да совершен инок явишися. Мы же, воспевая подвиги и труды твоя, взываем ти сице: Радуйся, послушания добрый рачителю; Радуйся, на всякую службу Господа ради присно готовый. Радуйся, со уготовлением брашна братии ум свой возводивый к вечери Агнца, избранным уготованной; Радуйся, зрением огня в пещи возгревавый в себе память огня геенскаго. Радуйся, яко во измовении рук труждаяся, убелити душу твою, яко снег, поревновал еси; Радуйся, яко, измывая срачицы, облещися в хитон заслуг Христовых возлюбил еси. Радуйся, яко древа посекая, из сердца твоего вся нечистыя мысли и желания исторгал еси; Радуйся, яко зрением сухих древес, якоже притчею о смоковнице, плодоношению добрых дел поучался еси. Радуйся, во образ младенческаго незлобия и яко шлем упования куколь восприемый; Радуйся, во власяницу, яко в знамение умерщвления плоти, облекийся. Радуйся, аналав, яко броню необоримую, на рамена возложивый; Радуйся, яко спогребшийся Христу, милостию одеянный. Радуйся, Евфимие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Кондак 4 Бури житейских волнений в тихом пристанищи обители иноческия избегл еси и росою воздержания угасил еси, преподобне, юношеский пламень страстей; огнем же страданий попаляя приражения мира прелестнаго, постом и молитвою душу твою светлее лучей солнечных просветил еси, вопия Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

К Твоему человеколюбию (1 троп. 1 песни). Хотя некоторые отвергают, что образ жизни монашеской есть образ непрестанного произвольного покаяния, но в этой истине всякий может быть уверен тем, что весьма многие знаки и опыты покаяния, употребляемые некогда в церкви видимым образом над многими, теперь остаются почти в одних монастырях, как это явствует из сих обоих последований, в которых вся монашеская жизнь располагается по опытам древнего покаяния. Но в особенности настоящее последование во всех почти тропарях упоминает о покаянии, прославляет его, требует его, – так что все вообще поющие на обоих клиросах воспевают подвиги покаяния. Отсюда Симеон Солунский во всех местах, где поучает о таинстве покаяния, восхваляет труды и подвиги монашества и самое монашество присоединяет к покаянию, как часть к целому, – как показано в предыдущем последовании малой схимы. И далее (гл. 52) говорит: «все это суть дела покаяния. Всякий верующий должен подвизаться в сих добродетелях, кроме девства и того, что приличествует монахам. Самое девство должны сохранять не только исключительно монахи, но и те, кои пребывают в мире в безбрачном состоянии; ибо не один тот, кто произнес обет, но и всякий христианин (тем паче впадший в грех) обязан шествовать по следам Господа и творить плоды покаяния. Это самое проповедывал и Креститель, когда учил: сотворите плоды достойные покаяния, и еще: покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное, и каждому из приходящих предлагал приличные подвиги покаяния». По наружным знакам и делам покаяния, выражаемым монахами, монашество также относится к чину покаяния, как это очевидно из того, что монахи, подобно кающимся, исполняют полунощницу, повечерие, первый и девятый час в притворе, вместе с кающимися и оглашенными (как показано в 1 части, гл. 10). Самое жилище монашеское называется обителию кающихся. Так, по крайней мере, не усомнился назвать его Иустиниан, когда он (как значится у Барония в лет. 635, под числом 15) «повелел создать великий царский дом в убежище для женщин, кающихся в прежней жизни». Этот дом назывался обителию кающихся, был заключен со всех сторон и приспособлен к сохранению чистоты и подвигам покаяния. §5

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010